Что такое лидерство в современном мире кратко

Обновлено: 05.07.2024

Под лидерством принято подразумевать способность личности влиять как на отдельного человека, так и на группу лиц, при этом направлять усилиях всех на осуществление определенной цели.

Лидерство является естественным социально-психологическим процессом в группе людей, который строится на влиянии личного авторитета личности на поведение членов группы. Влияние в данном случае рассматривается как поведение человека, вносящее изменения в отношения, поведение и чувства других людей. Влияние осуществляется через идеи, слова устные или письменные, внушения, убеждения, эмоциональное заражение, принуждения, примеры или личный авторитет.

Группа людей, которой необходимо решить важную проблему, всегда определит лидера, который должен будет решить вопрос. Лидер определяет существование группы.

Лидер – личность, которая способна объединить людей для достижения определенной цели.

Важно отметить: лидером может стать только тот человек, который обладает приветствуемыми и ожидаемыми чертами для представителей определенной группы. Поэтому часто переход лидера в другую группу бывает малоэффективен.

Теории лидерства

Существует масса теорий лидерства. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Теория физических качеств, когда лидер должен обладать высоким ростом, весом и силой не нашла практического подтверждения. Как правило, лидеры бывают небольшого роста и не имеющие большой физической силы.
  2. Теория интеллигентности, предполагающая связь лидерских качеств с вербальными и оценочными качествами человека. Эта теория указывает на управленческий успех личности, которая обладает перечисленными качествами.
  3. Теория черт предполагает наличие у человека определенных свойств, черт, которые выдвигают его в лидеры.

Лидер должен быть уверен в себе, иметь острый и гибкий ум, быть компетентен в ряде вопросов, обладать сильной волей, умением понять особенности психологии человека, обладать организаторскими способностями. Но как показала практика, наличие этих психологических качеств не делает человека однозначно лидером. Есть случаи, когда лидер не обладает перечисленными свойствами, а иногда человек включает в себя все эти качества, но не является лидером.

  1. Харизматическая теория предполагает, что на лидера снизошли ряд качеств свыше. Это такие качества, как харизма, способность влиять на людей, прозрение, которое указывает, куда вести людей. Харизматический лидер представляет собой синтез концентрированных и самых ярких ценностей группы. Эти ценности харизматический лидер всегда ставит выше своих интересов. В харизматического лидера верят и почитают. Отношения в группе с таким видом лидера отличаются чрезмерной зависимостью от личности лидера: в отсутствии лидера группа не способна функционировать.
  2. Теория ситуативного лидерства заключается в том, что лидером становится человек, умеющий максимально эффективно решать проблемные вопросы, которые возникают в группе. При разных проблемах к лидеру предъявляются различные требования.
  3. Теория системного лидерства подразумевает лидерство как процесс регулирования межличностных отношений в группе. Лидер же воспринимается как субъект управления данным процессом. В этой теории лидерство предстает в виде функции группы, следовательно, вопрос ее изучения оценивается с точки зрения целей и задач определенной группы, хотя не стоит игнорировать и структуру личности лидера.
  4. Теория авторитарной личности. Эту теорию вывел Т. Адорно, который утверждал, что люди, которые стремятся к лидерству и власти, обладают авторитарным типом личности. Эти люди имеют дуалистическую личность. С одной стороны, в ней собран ряд садистских наклонностей, а с другой — мазохистские наклонности.
  5. Теория игровой мотивации предполагает восприятие процесс руководства как захватывающую и увлекательную игру. Основной мотив лидера – содержание управленческой деятельности.
  6. Теория инструментальной мотивации определяет власть для определенного типа лидеров, как инструмент, механизм получения различных благ. Власть становится средством достижения определенных целей. Это могут материальные, духовно-нравственные цели.
  7. Теория последователей заключается в том, что лидер создает последователей.
  8. Психоаналитическая теория видит основой лидерства подавленное либидо (психическую энергию, бессознательное влечение сексуального характера, сублимирующееся в творческие и лидерские способности).

Существует ряд закономерностей, связанных с вопросами лидерства. Э. Хартли обозначил следующее:

  • если человек хоть один раз становился лидером, шанс стать им в следующий раз увеличивается;
  • если человек получил авторитет, проявил себя как лидер, то это может повлиять на его дальнейшее назначение на руководящую должность, что, в свою очередь, ведет к закреплению лидерства;
  • восприятие лидера в группе людей имеет стереотипный характер, поэтому если человек стал лидером при одной ситуации, то группа сделает тебя лидером и при других обстоятельствах;
  • у человека, стремящегося стать лидером, больше шансов стать таковым, чем у других.

Известный ученый З. Фрейд воспринимал лидерство двуединым психологическим процессом. По его мнению, это и групповой и индивидуальный процесс. Основа заключается в способности лидера притягивать к себе людей, вызывать бессознательные чувства восхищения, любви и обожания. Лидером становятся при постоянном поклонении людей одной и той же личности.

Типы лидерства

Существует десять типов лидерства, которые выделяют психоаналитики:

Два последних типа рассматриваются как антилидеры, которые предстают как объект агрессивных тенденций, развивающие групповые эмоции. В большинстве случаев группа борется с антилидером, но как только он исчезает, группа приходит в состояние распада, так как больше нет обще группового стимула.

Виды лидерства психология еще классифицирует по преобладающим функциям. И тут выделяются следующие виды:

  1. Лидер-организатор – это вид лидера, который считает желания группы своими собственными. Такой тип лидера склонен к активным действиям, он уверен в себе и оптимистичен. За лидером-организатором следуют, зная, что он не будет предлагать не действенные варианты. Он может убедить, поощрить. В случаях, когда лидер недоволен каким-либо членом группы, негодование свое он высказывает, не задевая чужого достоинства. А это, в свою очередь, мотивирует людей на лучшую работу.
  2. Лидер-творец – это вид лидера, который видит новое, берется за решение сложных проблем. Данный тип лидера не склонен командовать, принятие решений происходит при помощи обсуждения. Лидер-творец ставит задачи таким образом, чтобы они заинтересовали и привлекли исполнителей.
  3. Лидер-борец – это такой вид лидера, который уверен в своих силах. Он первым пойдет навстречу опасности и неизвестности, в любой момент готов вступить в борьбу. Лидеры-борцы отстаивают то, во что верят, не склонны к уступкам. Но минус такого типа лидера заключается в нехватке времени на обдумывание своих действий.
  4. Лидер-дипломат – это вид лидера, который опирается на отличное знание ситуации и ее невидимых деталей. Он всегда в курсе всех сплетен, поэтому хорошо осведомлен в том, как и на кого можно повлиять.
  5. Лидер-утешитель – это вид лидера, который может поддержать в сложные жизненные ситуации. Он склонен к уважению людей, доброжелательному отношению.

Типы лидерства психология также классифицирует и по влиянию на членов группы. И тут выделяют следующие типы лидеров:

  1. Беспрекословный лидер – это такой лидер, указания которого исполняются даже в тех случаях, когда они не отвечают интересам группы.
  2. Небеспрекословный лидер – это такой тип лидера, подчинение которому возможно до момента, когда возникают противоречия между собственными интересами лидера и желаниями членов группы.
  • конструктивным, то есть помогает достижению целей организации;
  • деструктивным, создается на основе стремлений, которые наносят ущерб организации;
  • нейтральным, никак не влияет на эффективность деятельности.

Специфика лидерства в зависимости от психосоциотипа личности

Теория лидерства психосоциотипов предполагает связь между врожденным психосоциотипом и типом лидерства. Зависимость от психосоциотипа личности определяет тип лидерства, присущей тому или иному человеку.

Рассмотрим на рисунке специфику лидерства в зависимости от психосоциотипа личности:

Самые востребованные hard skills (твёрдые навыки):

-Принятие решений на основе данных

Положительные и отрицательные аспекты лидерства

Что дает человеку лидерство или ради чего он хочет им стать, заключается, например, в том, что он получает возможность доминирования над другими, ощущает радость, удовольствие от полноты жизни и осуществления желаний и целей, чувство собственной важности, уверенности в себе и в будущем, комфорта, востребованности, достигает признания. Негативным аспектом выступает его стремление к бездуховности, когда собственные ценности нивелируются и реализуются только те, которые помогают достичь успеха, соответствуют обстоятельствам, преобладает установка на утилитарность, прагматизм.

- Важная особенность, по моим наблюдениям , — ограниченные навыки работы в "неструктурированной реальности".

"Если нет отвертки, чтобы вскрыть пульт от кондиционера, они теряются. Если на нужную тему нет коммента блогера, нет четкого указания, куда идти, что делать, — то же самое. Это напоминает американскую образовательную модель прошлого века, когда у каждого студента или школьника есть треки, по которым их ведут. В итоге люди привыкают, что они все время ведомые. В этом, мне кажется, причина возникновения большого количества неформальных лидеров мнений, за которыми все молодые следят, и это облегчает жизнь. Можно сказать, это поколение интеллектуального фастфуда". [5]

Исследовательская часть

I часть – проведение опроса учащихся

Я провёл исследование среди учащихся, чтобы выявить уровень понимания лидерства и наличие интереса к этой теме у подростков нашего лицея.

В 4 классе опрошено 29 учащихся

Вывод: учащиеся 4х классов считают, что лидер – это тот, кто несёт ответственность за команду, быстро принимает решение, умеет находить общий язык с людьми, может внушить уверенность, что всё будет хорошо. Четверть ребят отметили наличие отличных умственных способностей у лидера. Считают, что в коллективе нужен лидер, большинство для себя его выделяют. Что интересно, это для пятерых ребят из класса лидером является учитель. Большинство считают, что лидера можно критиковать, и он должен эту критику принимать. Ребята не считают, что лидером может быть человек определенного возраста, пола, вдобавок, лидером не может быть человек, наделенный отрицательными качествами. Удивило то, что большая половина не хочет быть лидером. 1\3 класса стала бы лидерствовать, так как это круто, тебя уважают. Лидерские качества могут проявиться и в кризисной ситуации, и при полной свободе действий. 13 человек из 29 считают, что формировать лидерские качества нужно и в этом помогло бы создание кружка в школе. Четверть класса не считает нужным формировать лидерские качества.

В 6 классе опрошено 28 учащихся

Вывод: учащиеся 6х классов считают, что лидер – это тот, кто несёт ответственность за команду, быстро принимает решение, умеет находить общий язык с людьми, может внушить уверенность, что всё будет хорошо. Лишь двое учеников отметили отменный ум лидера. Считают, что в коллективе нужен лидер, но большинство наличие лидера в классе отрицает. Для одного ученика из класса лидером является учитель. Большинство считают, что лидера можно критиковать, и он должен эту критику принимать. Ребята не считают, что лидером может быть человек определенного возраста, пола, вдобавок, лидером не может быть человек, наделенный отрицательными качествами. Удивило то, что большая половина не хочет быть лидером. 1\4 класса стала бы лидерствовать, так как это круто, тебя уважают. По мнению шестиклассников, лидерские качества могут проявиться больше в кризисной ситуации, чем при полной свободе действий. 16 человек из 28 считают, что формировать лидерские качества нужно и в этом помогло бы создание кружка в школе. 11 человек отрицают необходимость формирования лидерских качеств.

В 8 классе опрошено 17 учащихся

Вывод: учащиеся 8х классов считают, что лидер – это тот, кто несёт ответственность за команду, быстро принимает решение, умеет находить общий язык с людьми, может внушить уверенность, что всё будет хорошо. Лишь трое учеников отметили наличие отменного ума у лидера. Считают, что в коллективе нужен лидер, практически все ученики выделяют в своем коллективе наличие лидера, причем с огромным уважением называя одноклассницу по имени и отчеству. Большинство считают, что лидера можно критиковать, и он должен эту критику принимать. Ребята не считают, что лидером может быть человек определенного возраста, пола, вдобавок, лидером может быть человек с отрицательными качествами. Удивило то, что большая половина не хочет быть лидером. 1\3 класса стала бы лидерствовать, так как это круто, тебя уважают. По мнению восьмиклассников, лидерские качества могут проявиться больше не в кризисной ситуации, а при полной свободе действий. Половина ребят считают, что формировать лидерские качества нужно и в этом помогло бы наличие урока в школе. 5 человек отрицают необходимость формирования лидерских качеств.

Анализ проведенного опроса:

Все ученики выбрали практически одни качества лидера

- несёт ответственность за команду,

- быстро принимает решение,

- умеет находить общий язык с людьми,

- может внушить уверенность, что всё будет хорошо

44 человека из 74 нуждаются в подбадривании, в позитивном настрое на всё происходящее.

Учащиеся 4-х классов, в отличие от старших детей, лидером могут выбирать взрослого человека, например, учителя.

38 учеников из 74, а это больше половины опрошенных, не желают быть лидерами.

52 ученика из 74 считают нужным формирование лидерских качеств и выбирают для этого урок или кружок в школе.

Я организовал ZOOM конференцию для общения с Маратом Радисовичем. Мы пообщались 25 минут. Беседа была очень познавательная и продуктивная для меня. Марат Радисович раскрыл своё понимание сути лидерства, рассказал о значимости этой темы для общества, для нашей страны. Слушая его, я сделал соответствующие выводы:

- лидер - это активный, открытый, позитивный по отношению к людям и ко всему новому человек. К тому же ответственный, готовый сделать больше, чем нужно, убеждающий окружающих в верности выбранного решения и пути;

- возможность результативного участия в конкурсе, а также удерживание позиции лидера достигается наличием умственных способностей и образования. Не просто получить образование, а иметь желание и способность учиться постоянно.

- для процветания нашего общества и страны необходимо формировать лидерские качества с молодого возраста;

- изучение всех школьных предметов так или иначе делают человека разносторонним, глубоким, логичным, развивает творческие, физические, эстетические способности. И конечно образованный человек, занимающий лидирующие позиции будет созидать на благо окружающим, на благо нашей страны;

Целью данного проекта являлось выяснение кто такой лидер, какие качества присущи лидеру нашего времени. В ходе изучения данной темы были поставлены и решены следующие задачи:

проанализированы теории лидерства исследователей разных времён;

рассмотрены качества современного лидера и лидера в прошлом;

предложен один из шагов для мотивации к интересу образования, а также для формирования лидерских качеств

На основании изученной темы, можно подвести итог:

Моя озабоченность тем, что сомнительные люди стали занимать лидирующие позиции в среде молодежи нашла объяснение – это недостаток знаний, опыта, желание найти того, кто поведёт за собой легким путём. Значит иметь знания и образование необходимо как людям с лидерскими качествами, так и тем, кто выбирает лидеров.

Исправлять негативную тенденцию предлагаю через организацию кружков по данной тематике, что является выбором и интересом учащихся Прекрасным решением будет приглашение людей – лидеров в разных областях в лицей к нашим ребятам. И этих людей, в том числе предостаточно среди родителей лицеистов.

Прокачай своё лидерство. Джон Максвелл © 2014 by John C. Maxwell

Опросник Приложение

1. По вашему ЛИДЕР – это тот, кто… (отметь нужное)

- выполняет работу за всех;

- несёт ответственность за команду:

- быстро принимает решения;

- самый физически сильный;

- умеет находить общий язык с разными людьми;

-материально обеспеченный, имеет всё самое лучшее;

- может внушить уверенность, что все будет хорошо

2. Нужен ли лидер в коллективе?

3. Есть ли в вашем классе лидер?

- да, назовите имя

4. Можно ли лидера критиковать?

5. Может ли быть лидером человек с отрицательными качествами?

6. Ты стремишься стать лидером?

- да, потому что это круто, тебя уважают

- да, потому что хочу командовать

- да, потому что не хочу подчиняться другим

7. Должен ли лидер принимать критику в свой адрес?

8. Лидером может быть только мужчина?

9. Считаете ли вы, что наличие лидерских качеств зависит от возраста?

10. Лидером стать легче…

- в кризисных ситуациях

- если получают полную свободу действий

11. Считаете ли вы, что необходимо формировать лидерские качества?

Жизнь, как собачья упряжка:
пока ты не вожак, пейзаж не меняется.
О лидерстве.

Тема лидерства является ключевой для многих сфер жизни человека: бизнеса, политики, спорта. По разным определениям лидерство — это способ влияния и управления. Для многих лидер — это предводитель, вперёд смотрящий, руководящий людьми и двигающий к цели.

056_1 (200x248, 21Kb)

Лидерство — это умение заставить кого-то сделать что-то, да так, чтобы он этого ещё и захотел.

Если понятие лидерства уходит своими корнями в ведение, значит, есть, собственно, ведущий, то есть лидер, и есть ведомые — те, кто следует за лидером. Легко согласиться, что настоящий лидер должен иметь последователей. Тогда лидерство можно оценивать наличием самих последователей или командой, идущей за ним.

Допустим, лидер ведёт за собой, следовательно, у него есть цель . Действительно, что такое лидер без цели? Кумир, окруженный толпой почитателей? Если лидер не может указать своим последователям, в каком направлении двигаться, то куда за ним будут идти? Тогда лидерство определяется наличием цели, а лидер умением выбирать и направлять людей к этой цели.

Чтобы не получилось, как в следующем анекдоте.

Но ведь люди пойдут не за любым человеком, знающим куда идти. Лидер должен обладать внутренней силой , если хотите притягательностью (харизмой). К лидеру должны тянуться. Лидер даёт людям веру, надежду, импульс. За лидером, не умеющим дать это, народ просто не пойдёт. И конечно, для того чтобы определить цель для своих последователей, лидер должен уметь мотивировать, уметь доносить мысли, идеи до окружающих. Уметь создавать вокруг себя пространство, в котором хотелось бы находиться, и будущее, в которое хотелось попасть.

В современном мире лидеру полезно обладать рядом важных навыков:

 (243x300, 11Kb)

Не просто видеть цели и ставить их, но и обладать способностью к видению . Видение — это некоторая сверхцель, если хотите, умение заглянуть в отдалённое будущее. Будущее, которое лидер начинает формировать уже здесь и сейчас. Видение — выход за рамки нашей системы. Какие тенденции и метаморфозы будут происходить спустя время? Какие люди, сообщества и компании, окружающие нас, могут стать нашими союзниками, а какие — конкурентами? Какая информация будет в дальнейшем существенна, а какая нет? Создание какого продукта будет перспективно в будущем? Лидер должен уметь отвечать на эти вопросы.

Лидерство — создание мира, к которому хотят принадлежать люди. Жиль Пажу

И конечно, для современного лидера просто необходимо знать тот мир, который нас окружает, с его законами и рамками. Он должен владеть необходимой информацией , поскольку только человек, обладающий достаточной информацией, может быть лидером в современном мире — мире информационных потоков и сумасшедших скоростей. Но просто обладать информацией недостаточно — важно уметь фильтровать информационные потоки , выделять главное , отслеживать нужные связи, выделять ключевые элементы и рассчитывать нужные точки опоры и воздействия, а также уметь видеть границы различных систем и уметь выходить за их пределы. То есть обладать навыками системного мышления.

В общем виде модель лидерства можно представить так:

Лидер формирует видение, ставит цели, задачи. Лидер должен не только осознавать это видение для себя, но и уметь мотивировать людей на достижение целей, уметь объяснять, почему это важно, зачем это нужно и что это даст в будущем.

Лидер всегда находится в поле системы: окружении и информации. Умение управлять этим полем — один из важнейших навыков лидера. Жить в невыдуманной реальности и грезить только мечтами, а ещё и объективно соизмерять свои идеи, планы, мысли с окружающей реальностью. Уметь выделять из непрерывного потока информации нужные сведения, распознавать полезные сигналы и трансформировать их в цели. Не ловить свой шанс, а методично формировать для его появления все условия.

Само ядро лидерства, в первую очередь, определяется лидером как человеком. Но чтобы притягивать к себе людей, лидер должен обладать харизмой . Харизматичный лидер сам по привлекает других. Такому лидеру хотят подражать и следовать за ним. Его сложно не заметить в толпе. Поэтому харизматичность является неотъемлемой составляющей настоящего лидера. Неспроста этому феномену в политике уделяется такое огромное значение, где харизматичность формируют при помощи специальных политтехнологий.

Помимо харизматичности, лидер должен транслировать правильные убеждения и вдохновляющие идеи . Это даёт окружающим пищу для размышления, наполняет лидера, как сосуд изнутри, создаёт внутренний стержень, опору . Люди понимают, что за словами и внешней оболочкой стоит конкретное дело, конкретная мысль, внутренняя убежденность . Говоря языком психологии, в этом состоит внутренняя выравненность человека.

Ключевые качества современного лидера

Видение.

Настоящий лидер должен уметь смотреть вперёд. Он должен уметь предвидеть будущее и, исходя из своего видения, направлять свою команду вперёд к цели.

Мотивация.

Лидер должен уметь стимулировать себя и свою команду. В любой, даже самой безвыходной ситуации лидер верит в то, что выход существует. Лидер должен уметь вдохновлять и побуждать других к действию.

Распознавание слабых сигналов (чувствительность).

Современный мир — мир перемен. Лидер должен быть внимателен к изменениям, происходящим во внешнем мире, в его команде. Умение получать обратную связь и быстро реагировать, упреждать — значит быть на полшага впереди всех.

Гибкость в поведении.

Лидер должен уметь реагировать не только быстро, но и обладать разными стратегиями поведения. К каждому человеку должен быть свой подход, важно его не только найти, но и провзаимодействовать с ним, учитывая свои и его интересы, действовать из позиции выигрыш-выигрыш, где обе стороны получают взаимную выгоду.

В дополнение ниже перечислен список наиболее важных лидерских качеств:

 (400x312, 50Kb)

1. целеустремлённость,

2. внутренняя целостность,

3. системность мышления,

5. активность, инициативность,

6. желание большего,

10. создание доверия,

13. умение говорить, убеждать,

14. умение слышать и слушать.

И, конечно, одной из важнейших характеристик лидера может служить реализация всех этих навыков и умений в поведении . Любое слово должно воплощаться в действиях и поступках . Если лидер много говорит и мало делает, доверие к нему резко падает.

Как мы уже определили, один из критериев, определяющих лидера, — это наличие последователей или сплоченной команды, способной поддержать лидера в его устремлениях и начинаниях. Скажи, кто твоя команда, кто те люди, которые следуют за тобой, и я скажу, кто ты. Лидер не может существовать без поддержки и команды. Умение найти настоящую команду и людей, на которых можно опереться, характеризует настоящего лидера.

Кто такой лидер, какими характерными чертами должен обладать, как им стать – вопросы не новы. В очередной раз поговорим о теории лидерства и, возможно, именно эта статья станет тем последним кирпичиком, который наконец завершит создание полной картины понимания такого непростого понятия как лидерство. О возникновении теории и ее текущем прочтении.


Теория лидерства: с чего все началось

Если спросить случайных людей без подготовки, что значит быть лидером в современном мире, предполагаем, многие ответят, что речь идет об образованном человеке, который умеет организовать людей.

Лидер – тот, который отличается

Однако лидеры отличаются характером, и если бы пришлось пообщаться с таким человеком несколько минут, наверное, можно было бы отметить что-то, что отличает его от большинства. Лидерство – это изнутри.

Лидерство – это решение

Умение руководить другими – еще не лидерство. Лидер, тот, кто зажегся не целью личной выгоды, а стремлением к общему благу. Самое главное для лидера – увидеть, как меняется жизнь других к лучшему.

Теперь вспомним, ради чего многие хотели бы стать лидерами. Чтобы повысить социальный статус, стать богатым, влиятельным, почувствовать власть, вести за собой людей для достижения своих желаний. Можно ли это назвать лидерством?

За многие годы лидерство приобрело множество значений и трактовок, но это не меняет смысл понятия.

Теория лидерства появилась еще в 1840 году.

Теория черт

Теория черт Томаса Карлайла, впервые озвученная им на лекции в 1840 году, считается первой попыткой описать лидерство. Шотландский философ и учитель исследовал особенности великих – Шекспира, Наполеона, Кромвеля и пр. – и выделил кое-что общее. Так появилась идея о том, что великое лидерство можно определить по определенным способностям, а значит, эти способности и можно приобрести. До этого черты лидера считались врожденными.

После этого разные ученые определяли, какие именно качества характеризуют лидера. Серьезным можно считать вклад Ральфа Мелвина Стогдилла, который объявил, что лидерские качества можно наблюдать не только у великих, но и у простых людей.

Основные его выводы сделали новую мини-революцию в теории лидерства:

Характеристики лидера

Назовем те черты, которые исследователи уже отнесли к лидерским. По этим чертам можно определить лидера, их же можно развивать. Важно учитывать, что, имея необходимый перечень черт, лидер способен выполнять лидерские функции, и наоборот, попадая в определенные ситуации, можно развивать в себе и формировать лидерские навыки. К примеру, Деловая игра - Вызов лидеру искусственно создает условия, при которых как проявляются, так и формируются лидерские черты.

Инициативность

Инициативность – черта, без которой трудно себе представить лидерство. Инициативу проявляют далеко не многие, как правило, боясь совершить ошибку. Это объясняется вполне естественным стремлением к безопасности, страхом оказаться виноватым, если постигнет неудача. Лидеры способны на риск, они скорее выберут несовершенное решение, которое потом можно будет улучшить, чем нерешенную проблему, которую оставили из соображений безопасности.

Лидеры не бояться ошибаться, но их риск продуманный и сознательный. Такой рациональный риск дается путем просчета и продумывания вариантов в поисках хороших решений. Для этого лидер постоянно учится, посещает управленческие тренинги, получая новые знания и навыки.

Знание бизнеса

Прежде чем попасть в тот или иной коллектив, лидер хорошо готовится, чтобы максимально эффективно управлять процессами и людьми. Лидеры много знают о своей и других областях.

Когнитивные навыки

Лидер должен быть умным человеком: он развивается, чтобы иметь возможность предлагать решения. Он не обязательно самый образованный в какой-то конкретной области, но он имеет достаточно знаний, чтобы предложить и реализовать предложенное, а также готов взять за это ответственность. Особенно заметны когнитивные навыки, когда лидеру приходится действовать в условиях недостатка информации.

Энергичность и самостоятельность

Лидер способен организовать себя, работать долго и эффективно, на время и на результат. Он может работать над конкретной задачей очень долгое время, не снижая концентрации, но это не значит, что он бесконечно переутомляется. Он имеет достаточно энергии в запасе, чтобы подпитывать себя при сдаче проекта, на важных этапах проекта, которые могут занять большой отрезок времени. У него в такие моменты столько энергии, что она даже передается команде. Он сам увлечен и умеет увлечь окружающих. Самому ему для этого внешние стимулы не нужны.

Гибкость

Лидеру приходится адаптироваться к возникающим изменениям и новым обстоятельствам.

Он также сам должен внедрять изменения, реагируя на новшества и перемены в окружающей бизнес-среде. К примеру, автоматизация используется повсеместно, упрощая жизнь компаниям и высвобождая время на более важные задачи. Если не автоматизировать процессы, конкуренты окажутся в преимуществе.

Гибкость проявляется также в партнерстве. Лидеры часто могут выполнить всю работу самостоятельно, но им нужны другие люди, с которыми нужно уметь взаимодействовать, причем не только руководить, но также слышать и учитывать обратную связь.

Уверенность

Уверенность в себе, в своих компетенциях, в своей победе необходима, иначе лидер не сможет внушить такую же уверенность команде. Без уверенности в себе не стоит занимать руководящую должность. Уверенность нужна всегда, особенно когда дела идут плохо. Распространяющаяся паника парализует работу и снижает шансы выхода из сложных ситуаций, которые могут случаться в ходе проекта, и наоборот, уверенность и оптимизм позволяет выйти победителем из любого тупика.

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект – это умение управлять своими и чужими эмоциями, взаимодействовать на эмоциональном уровне. Это важно, поскольку эмоции играют более весомую роль, чем может показаться. Лидер, обладающий эмоциональным интеллектом, способен выяснить нужную информацию (к примеру, причину снижения качества), мягко и деликатно, сможет разобраться в причинах снижения результатов, устранить источник проблемы, мотивировать, подбадривать, вселять веру в зависимости от состояния сотрудников.

Навыки лидера

Разберемся, какие именно навыки нужно развивать менеджеру, чтобы он стал лидером и смог вести за собой. И, главное, как это сделать.

Ориентированность на людей

Эффективный лидер остается в курсе отношений в коллективе, он должен уметь понимать других, чувствовать текущее настроение команды и каждого участника. В этом помогают:

  • Лидерские курсы и тренинги.
  • Психологические курсы и тренинги.
  • Обучение по теме продаж (даже если вы никогда не собираетесь заниматься продажами, там развивают необходимые для управления людьми soft skills.).

Умение принимать трудные решения

Большинство из нас предпочитают не принимать трудных решений вообще. Но только не лидеры. Без этой способности они просто не могут быть лидерами. Почему решения бывают трудными и какие из них к таким относятся? Трудность решений связана с несколькими факторами:

  • Большое количество вариантов решения.
  • Сложные взаимодействия при решении.
  • Скорость ответа.

Развить такие навыки помогут занятия математикой, логикой, как бы странно это ни звучало.

Способность вдохновлять команду

Это целая наука, которой посвящаются тренинги, целые обучающие программы по развитию руководителей. Остановимся только на нескольких основных аспектах. Задача лидера поделиться своим вдохновением с другими. Приблизиться к ее решению помогут такие приемы:

  • Подчеркивать свою уверенность в силе команды.
  • Хвалить сотрудников публично, а критиковать в частном разговоре.
  • Отмечать достижения и подбадривать даже за мелкие успехи.
  • Грамотно подбирать персонал.

Способность к стратегическому мышлению

Лидеру необходимо видеть будущее и анализировать каждый шаг. Отлично развивает стратегическое мышление игра в шахматы. Стратегическое мышление развивают на многих обучающих программах по развитию руководителей.

Способность подавать пример

Мотивировать личным примером – метод, который работает эффективнее всех других. Проявить ответственность и задержаться дольше остальных в случае напряженного этапа проекта; вникнуть и поискать лучшее решение для командной работы, если текущее некомфортно; лично помочь команде адаптироваться под новые условия; поделиться знаниями, лично обучая – все это привычно для дилера, который ведет за собой собственным примером. Развить необходимые навыки помогут тренинги тренеров.

Способность создавать новые возможности

Лидеры отличаются от остальных тем, что сами ищут и создают возможности, используя стратегическое мышление. Они умеют рассматривать каждую ситуацию как возможность. Для развития лидеров в этом направлении существуют тематические тренинги и мастер-классы. Укреплять это качество помогает привычка пробовать новое и разное, использовать технологии, внедрять что-либо, чего раньше не было.

Эффективные коммуникации

Когда литеры говорят, все слушают. Потому что знают: информация ценная. Эффективные коммуникации – это донесение полной и достоверной информации, по адресу, своевременно, понятно и доходчиво. Развивать такой навык помогают курсы ораторского искусства.

Читайте также: