Что такое лето господне определение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Слово в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, в день церковного новолетия

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

День 14 сентября по новому стилю, или 1 сентября по старому стилю, мы по церковной традиции обозначаем как Новолетие, проводы старого и начало нового года.

Эта дата пришла на Русь из Византии, в которой каждые 15 лет 1 сентября, по окончании уборки урожая, собирали налог, чтобы обеспечить государственное пособие отставным военным, служившим в армии по 15 лет. На Руси Новолетие стало церковно-государственным праздником с 1492 года. И несмотря на то, что Петр I в 1700 году перенес гражданское празднование Нового года на 1 января, в церковном календаре Новолетие свою привязку к 1 сентября сохранило. Однако это празднование в настоящее время уже не имеет никакой связи ни с армией, ни с государственным налогом.

Жители Назарета услаждались этими словами, поскольку, будучи внешне свободными, они ощущали внутреннюю неустроенность и, как следствие, – угнетенность. Именно поэтому они быстро отозвались на цитируемые из Исаии слова об освобождении пленных и измученных, о прозрении слепых. И, следовательно, уже для первых слушателей Иисуса Христа в данных словах угадывались метафоры: нищие – это не только страждущий Израиль, но и те бедняки, которых отвергают начальники и общество (см.: Лк. 14: 13); слепые – это не только больные глазами, но и те, кто не видит своего спасения (см.: Лк. 1: 78–79; 2: 29–32; 3: 6); плененные – это не только проданные в рабство за долги (см.: Лк. 11: 4), но и те, кто находится во власти сатаны (см.: Лк. 13: 10–17; Деян. 10: 38).

Именно к таким – нищим духом, плачущим, измучанным от повседневного тяжелого труда и не могущим избавиться от власти собственных страстей, – пришел с благой вестью Иисус Христос. Даже те жители Назарета, которые не видели Его чудес и знали Иисуса с детства только как сына плотника, засвидетельствовали, что из уст Его исходят слова благодати (см.: Лк. 4: 22).

*
*
*
*
*
*

Свидетельство об этом – в Евангелии от апостола Луки:

«Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:

В устах Спасителя эти слова обретают свой особенный смысл. Христос явил подлинность пророчества Исайи: Тот, о котором говорил пророк, пришел, чтобы провозгласить спасение для всего человечества. Время очищения, освобождения и прозрения. От духовного рабства, невежества, греха и смерти.

Указания на юбилей мы находим в ветхозаветной книге Левит:

Год называют летом благодати Господней, желая обозначить период времени, который благоприятно прошел или который предстоит прожить с упованием на Промысел Божий.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.



Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Для нас, людей севера, лето – не просто время года, это маленькая жизнь, самая значимая часть года. Случайно ли древнерусским словом лето, обозначавшим год стали мы называть лишь три кратких месяца, полных света, зелени, теплого ветра?

Для нас, людей севера, лето – не просто время года, это маленькая жизнь, самая значимая часть года. Случайно ли древнерусским словом лето, обозначавшим год стали мы называть лишь три кратких месяца, полных света, зелени, теплого ветра?

Фото: Лев Белых /Metodist, photosight.ru

… Когда Спаситель мира начал Свою первую проповедь, Он открыл книгу пророка Исайи. Все присутствующие в Назаретской синагоге смотрели на Него в ожидании – и Он прочел те строки, которые были ответом на напряжённую надежду Его современников:

…Отпустити сокрушенныя во отраду… проповедати лето Господне приятно…

«И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет; и воструби трубою в седьмой месяц, в десятый [день] месяца, в день очищения вострубите трубою по всей земле вашей; и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя.

Пятидесятый год да будет у вас юбилей: не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных лоз ее, ибо это юбилей: священным да будет он для вас; с поля ешьте произведения ее. В юбилейный год возвратитесь каждый во владение свое.

Какой прекрасный образ – закончилось время трудов, и Бог Сам питает нас, примирившихся со своими братьями!

Именно этот образ, знакомый всем современникам Иисуса Христа, использует Спаситель для того, чтобы показать близость, невыразимую близость Царства Божия. Он учит молиться учеников, и перед ними встают явные аналогии с летом Господним, юбилейным годом. Пятидесятое лето – всего лишь прообраз, довольно редко случавшийся среди повседневной, нелегкой жизни Израиля.


Но Христос, Которого фарисеи упрекают в том, что Он слишком молод, чтобы учить, так как Он еще не встретил Свой юбилейный год – Ему нет пятидесяти лет (Ин. 8:57), — приносит с Собой истинное лето Господне, явление Царства. И о нём, об этом Царстве, мы молимся, как Он научил учеников Своих:

Отче наш, Сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого (Лк. 11: 2-4).

Это и молитва скитальцев в пустыне, не полагающихся на дело рук своих, на свой плуг и свою жатву – нищий Израиль жил в Исходе одним непрестающим летом Господним, и это богатство нищеты было предъизображением полноты Царства. Какие дела может сотворить человек в пустыне, чтобы прокормить себя? Только Бог посылает манну и воду из скалы, только Он делает горькую воду – водою сладкой.

Пятидесятый год, описанный в книге Левит, непонятном, на взгляд современных читателей, сборнике ритуальных предписаний, обращён в будущее, к тому единственному Дню Господню, когда явится Царство Божие.

То есть через слушание присутствующих здесь и сейчас исполняется обетование всеобщего освобождения: пленных, слепых, измученных, глухих, всех! Смысл таков: где с верой принимается спасительное Слово Жизни в Благой Вести Иисуса Христа, там начинается эсхатологическое спасение, исцеление, многостороннее освобождение человека и общества.

Ученики просили Иисуса Христа научить их молиться – и Он подарил им молитву – просить грядущего Царства, которое уже посреди них. Радостью нового творения, новой жизнью исполнена Молитва Господня, молитва о Лете Господнем.

Первое​ сентября – это древний Новый церковный год. При вступлении в Новый год, каждый из нас – или бывает проникнут различными ​благожеланиями себе и другим, – или строит разные планы, как бы получше создать себе ​счастие в наступающем году, – или же просто, часто безнадежно, задается вопросами, когда и где наступит счастливое, благоприятное ​время?!

На все эти желания, предположения и вопросы ответ заключается в следующих словах Господа: Дух ​Господень на Мне: Его же ради помаза ​Мя благовестити нищим, посла Мя исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение, и слепым прозрение, отпустити сокрушенныя в отраду (или – измученных на ​свободу): ​Проповедати лето Господне приятно ( Лк.4:18–19 ).

Слова эти в первый раз сказаны были пророком ​Исаиею о грядущем Мессии (​ Ис.61:1–2 ); ​потом они повторены и приложены к ​Себе уже пришедшим Мессией ( Лк.4:21 ); и доселе ​проповедуются в назидание наше.

Помазанник и Посланник Божий, Господь Иисус Христос, явился для того, чтобы ​проповедать лето Господне приятно: ​это было дело, которое Отец поручил Сыну. Исходным началом сего дела было благовествование нищим. Евангелие есть спасение Божие для человека, – восполнение духовной скудости человека –​ в естественном его положении; и Небесный Вестник, принесший истину Евангелия, сделался Посредником ​обогащения бедного человечества и ​Споручником явления приятного лета. Вот почему и вот для чего Господь Иисус Христос ​проповедал Евангелие и притом нищим! Пусть человечество нашего времени превозносится своими совершенствами и успехами в области наук и искусств, пусть законодатели хвалятся законами, ​усовершенствованными для блага народов, пусть ​промышленники гордятся изобретениями, весь мир – своими сокровищами; а ​все-​таки все неминуемо должны признать, что в человечестве, ​при всех его совершенствах в области наук и искусств, есть нравственный недостаток, – такая бедность, которой не могут восполнить сокровища мира, ​ни открытия наук, ​ни памятники искусства, ни искусство политики. Эта такая нищета, которую тем ​менее могут прикрыть пресловутая, поверхностная цивилизация, произведения непостоянной моды, или блеск современной роскоши, ​ нищета, которая при всем этом – становится более очевидною и слышнее взывает о ​помощи. Истина сия доказана историй целого человечества. Если же человечество сознает, что такой недостаток есть и тяготит его, то оно чувствует свою нищету: и насколько оно сознает нищету свою, настолько ему может прийти помощь свыше. Человек же, в частности, настолько беден, насколько ему не достает душевного спокойствия; и настолько не достает ему душевного спокойствия, насколько не достает ему веры; и настолько не достает ему веры, насколько ​он еще не соделался собственностью Того, ​Который пришел освятить грешников.

По смыслу взятого текста, приятное лето Господне ​туда приходит ​и там действует, где сокрушенные исцеляются, плененные освобождаются, слепые ​прозирают, ​измученные воззываются к здоровой жизни. Так Господь определяет признаки благоприятного лета. Благоприятное лето Господне приходит туда и бывает там, где сокрушенные сердцем исцеляются. Сокрушение сердца – это такое состояние, в котором человек, с одной стороны, сильно отвращаясь от безмерного множества грехов своих, а с другой, – удивляясь бесконечному долготерпению Вечной Правды, сознает себя уничиженным, отягощенным, сокрушенным – ​разбитым. Тяжелое положение, когда человек, в этом случае, предоставленный самому себе, без веры в ​Провидение Божие, бывает не в состоянии сам ​собою​ найти выход из своего томительного, безотрадного состояния! В таком случае, естественный человек способен бывает дойти или до отчаяния, или до равнодушия ко всему, – равнодушие, которое скоро переходит к необузданный разгул страстей и пороков, как это мы и видим в языческом, дохристианском мире, – не мало встречаем таких личностей и между собою. Но коль скоро свет Божьей благодати свыше проникает в омраченное страстями сердце, и человек, пред величием Святейшего Законодателя, увидит свои истинные качества, естественное свое немощное положение, свою глубокую греховность, вообще – все свое прошедшее, подлежащее ответственности пред судом Божественной Правды, то в нем возбуждается жажда исцеления, примирения, успокоения и, при сознании собственного бессилия, обращения к посторонней, высшей помощи, указываемой верою в Божественного Примирителя. Эта жажда посторонней помощи приводит Помощника и Примирителя, Который всегда стоит при дверях нашего сердца, ждет когда человек отворит их, и, если отворит, входит и перевязывает раны, из которых умалилась и иссякла жизнь, ​возливает на них вино и елей милосердия своего. Так сердечное сокрушение и исцеление – примирение, при свете веры в Божественного Примирителя, идут на встречу друг другу, взаимно встречаются на одном и том же пути, и когда соединяются, то начинает блистать утренняя заря благоприятного лета Господня. Для сокрушенных сердцем в соединении с Господом наступает время примирения, успокоения; и если кто пользуется этим временем, для того наступает благоприятное лето Господне.

Благоприятное лето Господне является там, где слепые прозирают. Творец создал человека не слепым, но он сам сделался слепым – через грех. Следовательно речь здесь идет о слепоте ​духовно-нравственной. Хотя бы человек обладал самыми ясными очами для видимого, самым острым взором для земного, самым тонким проницательным умом для мирских дел – это, однако не значит, чтобы он, без просвещения верою, имел возможность своими умственными взорами возвышаться до небесного. И в языческом мире были великие умы, талантливые полководцы, политики, ​законодатели, однако же их духовный взор, за неимением для себя Всепросвещающего Божественного Руководителя, не мог возвыситься до созерцания таинственного, духовного. Только тот из ослепленных грехом, кто имеет возможность принять света свыше на столько, чтобы заметить свое нравственное безобразие, исполнится отвращением к нему и от святого содрогания перейти к спасительному сердечному сокрушению, возбуждающему жажду сторонней помощи и дающему возможность прийти Спасителю и сделать спасение, – тот только опять получает свое потерянное зрение, или видение не столько того, что находится на земле, сколько того, что находится ​в вышних. Такой созерцатель, обладающий чистым духовным оком, при свете веры, видит Бога в Том, Которого Он послал, – в Иисусе Христе, видит Отца в Сыне, видит Бога истинного, Которого Единородный Сын, ​сый в лоне Отчи, той исповеда (​ Ин.1:18 ). И как Бог действует повсюду, то и духовный созерцатель видит Его везде: в природе, как и в ​Библии, – в великой истории человечества, как и в малейших действиях своей обыденной жизни. Такой только созерцатель, везде видящий, познающий и ​разумевающий Бога, бывает к состоянии полнее определить свои духовные расположения, достоинства нравов, домашнюю жизнь и вообще деятельность своего звания, проникнуться Божественною ​любовию и желанием, чтобы во всем был Божественный порядок. И как бы ​счастлив был мир, если бы все представители семейств, воспитатели юношества, блюстители порядков, законодатели и распорядители народов – все были, как созерцатели Бога, как люди, для которых хождение пред Богом было бы настолько необходимо, как свет для глаз, как воздух для дыхания! Как счастлив был бы мир, если бы человек отказался от всех своих эгоистических мечтаний, плотских похотствований, произвольных пожеланий, легкомыслия и недобросовестности! Сколько бы тогда вопросов решилось само собою, над решением которых так усиленно и разноречиво трудятся сыны века сего! Потому, что тогда бы Дух Божий вселился во всех, – дал бы всему правильный вид. И какое благоприятное лето Господне ​явилось​ бы тогда между нами!

Благоприятное лето Господне приходит, наконец, тогда, когда истощенные бывают ​воззваны к жизни и деятельности, или ​измученным дается отрада. Истощенный, или измученный – тот, кто ​так тяжело поражен и обессилен, что не может двинуться и сам себе помочь. Таково состояние многих, которых путь пролегает чрез пустыню греха. Находящийся в нравственном истощении, человек, сам по себе, неспособен бывает ни к какой великой мысли, не расположен ни к какому нравственному предприятию, не проникнут никакими возвышенными стремлениями. Но для человека, как существа, призванного к нравственной жизни и деятельности, такое состояние ненормально, несообразно с природою его, вообще, по телу и по душе, и несогласно, в частности, с званием христианина, признанного делать ​Божии дела. Человек только тогда бывает счастлив, когда он деятелен; и истинное ​счастие произрастает из корня мудрой и благочестивой деятельности, которая полезна миру и угодна Богу. И действительно, тот перестает пребывать в положении нравственного истощения, кто при ​помощи Божией, ​сознает свой путь, по которому он блуждал, с особенною ​заботливостью станет сетовать о прошедшем, этим сетованием возбудится преобразовать свою жизнь, искать успокоения, освобождения и просвещения своей измученной, плененной и ослепленной души у Того, Кто один есть Податель помощи. И стоит только один раз живо восчувствовать это успокоение, освобождение и просвещение, стоит только один раз проникнуться духом веры, один раз воспользоваться прежде неощущаемою ​силою, которую Дух ​Божий изливает на возрожденного человека, один раз испытать, что может сделать опять – исправленное сердце человека: и человек не захочет уже возвратиться в свое прежнее бедственное состояние. Тогда наступает для него благоприятное лето Господне.

В человеческой жизни все силы тела и души ​пребывают в своем надлежащем движении, которое ​возбудил Дух Божий. В домашней жизни, отец и ​мать, братья и сестры, чада и служители не знают никакого другого спасения, как чрез кровь Христа, ​никакого другого просвещения, как из учения Иисуса Христа. В народной жизни, трон и хижина, церковь и школа, аудитория и мастерская, все роды занятий, званий соревнуют друг другу в том, чтобы там, где Бог изрек, ​никто неправо не мыслил, и куда Божественная воля зовет, никто бы не оставался позади, и что Божественное определение указало, никто бы не противился сему. При таком единодушии, без сомнения, произойдет гармония и порядок в общественной и частной жизни, потому что ​все руководимые одним духом, проникнуты будут одними стремлениями –принять участие в решении ​общечеловеческой задачи. И если во всем человечестве потечет такая Богоугодная жизнь, то для него настанет благоприятное лето Господне.

Так, при вступлении в новый год, лучшего, более высшего, более прекрасного ничего нельзя пожелать, как только того, чтобы ​настоящий новый год привел нас в благоприятное лето Господне, с которым приходит истинное ​счастие для человека. Но это ​счастие никому не дается, как какой-нибудь случайный жребий. Если оно должно прийти, то и мы должны содействовать его пришествию, т.е. воспользоваться тем пособием, которое Отец дал в Сыне и не перестает давать. Для этого будем просить и умолять Господа, дабы Он наши жестоковыйные сердца сделал сокрушенными, а сокрушенных сердцем исцелил – успокоил, плененных освободил, ослепленных просветил, измученных и истощенных подкрепил, дабы таким образом наступил для нас год помилования, благословения, ​мира, к который бы все противоположные партии составили одно стадо, над ​которым бы был Един Пастырь – Господь.

Источник: Что такое жизнь и как должно жить : статьи для религиозно-нравственного чтения / [Собр. епископ Иустин]. - Санкт-Петербург : Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1901. - 452, II с.

Читайте также: