Что общего в судьбах андрия бульбы и хомы брута главного героя повести вий кратко

Обновлено: 02.07.2024

Краткие сведения о произведении

Главный герой повести

  • Хома Брут — неунывающий парень весёлого нрава, но трусливый. В семинарии изучал философию.

Другие персонажи

  • Богослов Халява и ритор Тиберий Горобец — семинаристы, путешествовавшие с Хомой Брутом по хуторам и сёлам.
  • Панночка (ведьма) — дочь богатого сотника, знавшаяся с нечистой силой и вредящая жителям селения.
  • Сотник — отец панночки, богатый, с крутым нравом человек.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Хома был так потрясён ночным происшествием, что решил вернуться в бурсу (общежитие семинаристов) и провести там каникулы. Через некоторое время ректор послал его к богатому сотнику для чтения молитв над его умирающей дочерью. Чувствуя, что это связано как-то с его недавним приключением на хуторе, Хома хотел отвертеться от поручения, но это у него не получилось.

Слуги сотника заперли Хому на ночь в церкви с умершей дочерью своего хозяина. Бурсак начал читать молитвы и, посмотрев на панночку, понял, что это она была на хуторе. Читал молитвы Хомы в течение трёх ночей. Первую ночь покойница выбралась из гроба и стала искать Хому, но он очертил мелом круг вокруг себя, поэтому нечистая сила ничего не могла ему сделать.

На следующую ночь ведьма летала по церкви в гробу и пыталась прорваться через круг. Наутро ведьма наложила на него заклятие, улеглась в гроб, и Хома вышел из церкви седым.

Третья ночь была самая страшная: набилась в церковь нечисть, искала бурсака. Чтобы увидеть его, привели Вия — существо с железным лицом и веками до земли. Чтобы Вий сумел глянуть, ему подняли веки.

Хома чувствовал, что не надо смотреть чудищу в глаза, но не выдержал и взглянул. Вий указал на него пальцем, и нечисть кинулась на бурсака. Хома Брут погиб перед последним петушиным криком, который означал начало утра. Кинулась нечисть из церкви, но застряла в дверях и окнах.

Два бурсака, обсуждая смерть своего друга, утверждали, что он спасся бы, если бы не испугался и не посмотрел в глаза Вия.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

В июне большая дорога была усеяна семинаристами, которых отпустили домой. Богословы и философы отправлялись учить детей зажиточных людей. Завидев хутор, школяры останавливались перед ними и начинали петь кант. Хозяева за это щедро оделяли их продуктами.

Однажды вечером во время такого странствия три бурсака, богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец, свернули с дороги, чтобы найти хутор и запастись там провиантом. Уже была ночь, а хутора они так и не нашли. Наконец добрели до небольшого хуторка, во дворе которого стояло много возов.

Старуха, хозяйка хутора, отказала бурсакам в ночлеге, сказав, что нет места, так как много постояльцев. Но они уговорили её. Старуха разместила их в разных местах. Хоме Бруту достался для ночлега пустой хлев. Только он собрался заснуть, как в хлев зашла старуха и стала молча ловить его. Глаза её сверкали, философу стало страшно, он почувствовал, что не может двигаться и говорить. Старуха вскочила Хоме на спину, ударила его по боку метлой, и он поскакал, как конь. Понял тогда философ, что это ведьма. Нёсся он во всю прыть и пытался припомнить молитвы и заклятия против духов. От этого ведьма стала слабее держаться на его спине. Хома изловчился и сам вскочил к ней на спину. Старуха побежала так быстро, что Хома едва переводил дух. Он схватил полено, лежавшее на дороге, и стал им колотить ведьму. Та начала угрожающе вопить, но затем крики её становились слабее, затем стали совсем тихими, и ведьма упала на землю.

Хома увидел, что перед ним лежит красавица, стонет, а глаза её полны слёз. Бурсак испугался и во весь дух пустился бежать. Он не хотел больше ходить по хуторам и пошел в Киев. В бурсе (то есть общежитии семинаристов) никого не было. Не нашёл там философ ни куска съестного. Тогда он свёл на рынке знакомство с вдовой-торговкой, которая его накормила досыта.

По дороге казаки остановились в шинке и устроили пирушку. Так как Хома тоже в ней участвовал, то, когда подвыпившие казаки хотели его отпустить, от опьянения ноги его стали как деревянные. Только ночью казаки с философом доехали до хутора сотника.

Утром все в доме переполошились: умерла панночка. Когда Хома хотел убежать в поле, его перехватил казак и сказал идти к пану. Сотнику философ сказал, что лучше бы он позвал дьякона или дьяка. Но тот ответил, что исполнит дочкину просьбу и Хома должен три ночи читать над нею молитвы. За это пан обещал его наградить, а если откажется читать молитвы, то пожалеет об этом. Хома понял, что придётся подчиниться. Когда сотник привёл его к умершей дочери, Хома узнал в ней ведьму.

Во время ужина казаки стали говорить, что панночка зналась с нечистым, что сама была ведьмой. Хома узнал о том, как она вредила селянам и даже погубила младенца и его мать.

Затем казаки привели Хому в церковь и заперли там. Философ решил, что бояться ему нечего, так как от мертвецов у него есть сильные молитвы. Он осветил церковь свечами и подошёл к гробу. Прекрасное лицо панночки казалось живым. Хома стал читать молитвы, но они не помогли — ведьма встала и начала с закрытыми глазами ловить Хому. Он начертил круг около себя и стал читать молитвы против ведьм и нечистых духов.

Ведьма не смогла переступить через круг. Она открыла глаза, но Хому не увидела и стала его искать в другой стороне. Наконец легла в гроб, и он стал летать по церкви, но не мог проникнуть через круг и грянулся на пол. Ведьма хотела встать, но послышался крик петуха, она легла, гроб захлопнулся крышкой.

На заре Хому пришли сменить дьячок и церковный староста. Философ до обеда поспал, а когда проснулся, то ночное происшествие показалось ему сном. Днём он гулял по селению, перезнакомился с жителями, но к вечеру стал задумчивее.

Когда казак отвёл Хому в церковь, философ сразу очертил вокруг себя круг и решил смотреть только в книгу. Но всё-таки поднял глаза и увидел, что ведьма уже стоит у самой черты и говорит какие-то заклинания. Несметная сила стала шумно биться в церковь, но послышался крик петуха, и стало тихо. После этой ночи Хома поседел. Он сказал сотнику, что не может больше читать молитвы, но тот пригрозил за отказ погубить его. Побег тоже Хоме не удался, его поймали.

На третью ночь философ снова очертил около себя круг, но это не помогло ему. Ведьма творила заклинания, в церковь ворвались чудовища и стали искать Хому, но не видели его. Тогда ведьма велела привести Вия. Пришёл Вий, веки его были опущены до земли, а лицо железное. Чудовища подняли ему веки. Философ не хотел смотреть на него, но не вытерпел и взглянул. Вий увидел Хому, указал на него, и вся нечисть кинулась на философа, который упал и умер от страха.

Раздался крик петуха — это был уже второй, первый духи не заметили. Испугались они и ринулись из церкви, но завязли в окнах и дверях. Священник, пришедший служить панихиду, не стал этого делать. С тех пор так и стоит церковь с чудовищами, завязнувшими в окнах и дверях. Она обросла лесом, и никто сейчас не найдёт к ней дороги.

Заключение к краткому пересказу

Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Вий персонажи

Краткая сюжетная композиция

Хома Брут

  • Халява — богослов;
  • Хома Брут — философ;
  • Тиберий Городец — ритор.

В первой же избе старуха разрешила переночевать бурсакам, но поместила их в разные места. Бруту достался овечий хлев. Ночью к нему приходит старуха-ведьма, вскакивает на плечи, и вот уже они летят по звездному небу. Хома пытается читать молитвы, когда от них старуха ослабела, он выворачивается, садится на нее и начинает охаживать поленом. Ведьма в изнеможении падает на землю и превращается в красивую молодую девушку. Герой в страхе убегает, думая, что на этом все закончилось.

Но не тут-то было. Приступив к занятиям в семинарии после каникул, Хома Брут был вызван к ректору для беседы. Тот ему сообщил, что богатый сотник прислал за ним кибитку и 6 казаков для сопровождения бурсака на дальний хутор. У сотника случилась беда — его единственная дочь некоторое время назад вернулась домой с прогулки вся избитая и через некоторое время умерла. И теперь требуется 3 дня читать над ней молитвы, таково последнее желание панночки.

Вий главные герои

Когда Хому привозят к сотнику, в молодой покойнице он признает старуху-ведьму, избитую им на заброшенном хуторе. За ужином жители своими рассказами подтверждают бесовское поведение панночки. И теперь три ночи бурсаку придется остаться с ней наедине для чтения заупокойных молитв.

Поздно вечером семинариста запирают в церкви с гробом девушки, он очерчивает меловой круг вокруг клироса, встает в него и начинает чтение. Как только пробило полночь, ведьма встала из гроба и до утра ходила в поисках Хомы. С первым криком петуха вновь улеглась в домину.

Не желает герой идти в церковь во вторую ночь, просит отпустить его и даже пробует убежать. Но его ловят и вновь запирают на ночь в церкви. Еле успел он очертить меловой круг, панночка уже ищет Брута и зовет на помощь разную нечисть. Семинарист продолжает читать молитвы, а защитный круг все еще охраняет его. С первым криком петуха все закончилось, главный герой вышел из церкви весь седой.

Настала 3 ночь. Нечисть и ведьма лютуют и призывают Вия. Тот указывает на Хому, все бросаются к нему, герой тут же испускает дух. Но т. к. первый крик петуха никто не слышал, звучит второй — ни черти, ни бесы уйти из церкви не успели. Так и осталась церковь с застрявшими в щелях вурдалаками.

Главные герои

 вий анализ произведения

Хома неверующий

По неписаным правилам классической литературы того времени все имена героев должны были нести скрытую смысловую нагрузку. Гоголь практически во всех произведениях придерживался этих правил. Главного героя звать Хома Брут. Объяснение такому выбору несложное:

Вий персонажи

  1. ​Хома — писатель заменил первую букву, проведя параллель с библейским апостолом Фомой. Именно его упоминают, когда хотят сказать о неверии, т. к. этот ученик Иисуса усомнился в божественном происхождении своего учителя и в возможности его будущего воскрешения. Мораль очевидна — бурсаку семинарии не хватает веры.
  2. Брут — фамилия еще одной исторической личности, убившей Цезаря. Является символом предателя и отступника, погубившего внутри себя все духовные ценности.

Гоголевский Хома Брут — семинарист духовного учебного заведения, получающий знания на философском факультете. Профессия престижная, это дает ему некоторые поблажки от общества: подрабатывать репетиторством, пить, курить и носить усы. Что герой и делает, снимая все стрессы горилкой.

Паночка из вий

В какой-то момент читатель начинает верить, что богослов не совсем отвернулся от веры. Ведь начал же он читать молитвы, когда при первой встрече ведьма запрыгнула ему на спину. Но урок не пошел на пользу. Именно тогда, когда вера была ему крайне необходима, Хома начинает мешать молитвы с заклинаниями и спасается, не обращаясь за помощью к Богу, а чертя языческий круг. Ничем хорошим это не закончилось. Хома Брут умер.

Панночка — девушка, старуха, ведьма

Характеристика панночка из вия

  • чело нежное, белое как снег или серебро;
  • брови черные, тонкие;
  • ресницы, как стрелы;
  • щеки жаром пылавшие;
  • уста, как рубины.

При этом она с легкостью оборачивается и старухой, и собакой, да еще и может призывать и властвовать над разными бесовскими сущностями.

Мифическое чудовище Вий

Еще одно главное действующее лицо книги — мифический персонаж, чудовище Вий. Персонаж опасный и страшный. Этот образ выглядит косолапым демоном, осыпанным землей, с огромными веками, ниспадающими до земли. Древнее чудовище не в состоянии самостоятельно передвигаться, его тащат вурдалаки, да и веки поднять сам не в силах. Это сосредоточение ненависти и вселенского зла.

Вий главные герои

Вий анализ произведения

Сам же Гоголь в собственноручно написанном примечании поясняет, что Вий, глава гномов — создание колоссального простонародного воображения. В любом случае после того, как петух пропел во второй раз, чудовище тоже умерло.

Экранизация великого произведения

Вий кто написал

И только в 1967 г. свет увидела самая удачная и самая любимая многими экранизация Константина Ершова и Георгия Кропачева. Проект получился не просто удачным, а незабываемым. Несмотря на отсутствие, по понятным причинам, компьютерных спецэффектов, именно эта картина стала классикой. Ее любят не только поклонники старого кино, но, как ни удивительно, нынешние молодые люди. Главные роли исполнили Наталья Варлей и Леонид Куравлев. Современный сканворд предлагает вопросы именно из этого фильма.

В книге много странностей. Взять хотя бы церковь. Она стоит на окраине хутора, в запущенном состоянии. И негде жителям отпевать покойников, крестить детей, венчаться и причащаться. Ну а раз так, то со временем богоугодный храм превратился в капище, где вольготно чувствует себя всякая нечисть. И ведьма, и вурдалаки не боятся святого места.

Панночка верхом на Хоме Бруте: вроде вот оно, наслаждение, рядом. Но прокричат петухи, и Хома останется на распутье

Панночка верхом на Хоме Бруте: вроде вот оно, наслаждение, рядом. Но прокричат петухи, и Хома останется на распутье

И персонажи цепляют друг друга за фалды: придурковатый Хома Брут, запуганный Вием; не от мира сего Идиот; а там и Орфей, приговоренный Палачом к раздвоению личности.

Хома Брут с пушистым Вием

Первое, что бросается в глаза, - его зад. То, чем и крепок философ Хома Брут, студент семинарии, присланный ректором за тридевять земель отпевать усопшую вдруг Панночку, дочь тамошнего сотника. Он находит в заборе щель и протискивается в нее задом наперед.

Самое счастье ему по ночам, когда надо отпевать в церкви Панночку. Виктория Исакова, милая мертвая Панночка, растопырит пальцы как-то по-детски, подкрадется, попутно гася прямо голой ногой горящие свечки (обжигается, как живая), повиснет на нем, потому что хочет любви. И в лице у Хомы такое предчувствие наслаждения, что если б не утренние петухи.

Тут не просто фрейды, подсознанки. У молодого режиссера Нины Чусовой вышел страшно-веселый, отличный спектакль про нечто большее. Она точно прочла Гоголя, у которого все герои пропадали на распутье от безвыходности. Гоголь же сам, когда понял, что единственный его герой и есть Россия, - умер от страха.

От Хомы Брута к князю Мышкину

Плач палача

Самое подходящее для нас - состояние полудремы. Когда смотрим на мир глазами Хомы Брута, или князя Мышкина, или уж писателя Орфея. Гордо осознавая, что мы просто не такие, как все.

И лучше уж нас не будить.

Возрастная категория сайта 18 +

Сюжет повести

Трое студентов киевской бурсы летом отправляются на каникулы. Их дорога пролегает по бескрайней степи. Ночью юноши сбиваются с дороги и забредают на первый попавшийся хутор, где просят хозяйку о ночлеге. Она размещает всех бурсаков в отдельные помещения: хлев, дом, кладовую.

Имена путешественников:

  • богослов Халява;
  • философ Хома Брут;
  • риторий Тиберий Горобець.

Ночью к Хоме в хлев приходит приютившая его старуха

Ночью к Хоме в хлев приходит приютившая его старуха. Она оказывается ведьмой и оседлав философа скачет по полям и оврагам. Измученный студент совершает молитву против нечистой силы и сам взбирается на спину страшному созданию, а затем избивает его поленом. Во время расправы бабушка внезапно превращается в прекрасную девушку — панночку. Эта метаморфоза безумно шокировала Хому. Задрожав подобно осиновому листу, он моментально бросился наутёк.

Герой принимает решение о возвращении в пустующее общежитье киевской бурсы. Однако вскоре получает приказ от ректора — отправится к богатому сотнику для чтения молитв над, находящейся при смерти дочке. Несмотря на сопротивления, философа силой доставляют в усадьбу к вельможе.

Прибыв на место, Хома узнаёт, что прекрасная дочь сотника уже умерла. Люди рассказывают, что панночка однажды вернулась под утра вся избитая и слегла в постель умирать. Ещё ходят слухи о том, что она была связана с нечистой силой. Философ обязан читать над телом умершей заупокойную службу в течение трёх ночей подряд.

Мистические события, произошедшие в церкви во время чтения молитв:

В первую ночь тело вышло из гроба и принялось искать философа

  1. В первую ночь тело вышло из гроба и принялось искать философа. Догадливый бурсак мелом чертит вокруг себя круг и становится невидимым для нечисти.
  2. Во вторую ночь ведьма зовёт на помощь множество адских чудовищ, которые продолжают поиски чтеца. К счастью, священный круг вновь помогает незадачливому бурсаку. Хома настолько испугался, что утром вышел из храма полностью седой.
  3. На третью ночь в церковь является Вий — главный повелитель нечисти с невероятно длинными, достающими до пола веками. Юноша не должен был смотреть на него, но утратил самообладание и был замечен чудовищем. Вся нечистая сила вмиг набросилась на чтеца. Хома тотчас же испустил дух. Внезапно прозвучал второй крик петуха и все монстры бросились вон, но застряли в церковных окнах.

Поутру к храму пришли люди. Увидев подобное непотребство, они быстро разошлись по домам и навсегда забыли дорогу к этому про́клятому месту.

Философ Хома Брут

Философ Хома Брут

Весёлый и жизнерадостный молодой человек обожает шумные компании, его возлияния не обходятся без музыкантов. Любимое занятие философа — это беззаботное лежание на спине с трубкой в зубах. Нет ничего удивительного в том, что за свой легкомысленный нрав студент неоднократно подвергается наказаниям со стороны преподавателей.

Гоголь сумел создать уникальный образ борца со злом, вобравший в себя множество малороссийских черт и наполненный национальным колоритом. Даже поняв, что ему грозит смертельная опасность от мёртвой панночки, Хома продолжает веселиться и пьянствовать. Оптимизму и невозмутимому спокойствию главного героя можно только позавидовать.

Бурсак и философ в повести сталкивается с невероятными и страшными событиями, но не утрачивает флегматичности и быстро успокаивается. Даже посидевший после второй ночи, понимая, что этот день может оказаться последним, он пирует, пьёт и устраивает безумный пляс.

Несмотря на мистицизм и сказочность повести, все герои выполнены с невероятным реализмом. Портреты дополнительных персонажей, несмотря на некоторую беглость предельно чёткие, словно написанные большими буквами, а это выдаёт руку настоящего мастера.

Другие персонажи:

Богослов Халява

Вий — один из самых страшных созданий украинской демонологии

Трактовка образа Вия весьма неоднозначна. Как и прочей нечистой силе ему приписывается слепота, что указывает на принадлежность монстра к загробному миру. Можно допустить, что это дух ветра, с которым связывали происхождение вихрей и смерчей.

Согласно некоторым исследованиям, прообразом персонажа был половецкий хан Боняк. совершивший набег на Киев в 1069 году.

Есть мнение, что, как отдельный персонаж, Вий не существовал. Он был придуман Гоголем. Писатель смешал различные народные мотивы и создал свой аутентичный образ, выдав его за героя народных поверий. На это указывает излишнее количество признаков, присущее потусторонним существам, а также упоминание гномов (являются персонажами западноевропейской мифологии).

Слуги Вия скорее напоминают монстров с картин Босха, нежели представителей народной демонологии. К тому же в произведении главного героя убивает не взгляд демона, а собственный страх.

Необычные имена персонажей

Стоит понимать, что имена всех героев повести несут смысловую нагрузку и помогают лучше раскрыть авторский замысел. К примеру, прозвища трёх бурсаков, отправившихся в путешествие, отличаются колоритностью и были выбраны неслучайно. При помощи имени Гоголь даёт читателю краткую индивидуальную характеристику героя.

Персонаж Горобец

Горобец имеет совсем неукраинское имя, которое носил один из самых известных противников христианства — Римский император Тиберий. Фамилия богослова весьма несозвучна с его статусом, однако, она точно описывает воровскую наклонность студента.

Имя главного героя просто великолепно. Хома сразу же вызывает ассоциации с апостолом Фомой неверующим, который усомнился в воскресении Христа. Брут был одним из друзей Юлия Цезаря, возглавивший заговор против Римского императора.

Таким образом, бурсак Фома — это человек усомнившийся в родной вере и предавший её. Он совершил смертный грех, расплатой за который стала его гибель в лапах адских монстров.

Тематика и основная мысль

Основная тема — это сочинённые народом сказания, одно из которых и было использовано в этом удивительном сочинении. Автор произвёл подробное описание тёмных сил и всяческих способов противостоять им. По сути, они и являются основными героями повести Вий. Паночка — типичный пример ведьмы, встречающийся во множестве народных сказок и поверий, символизирует зло и выглядит просто великолепно. Обращаясь к столь старинным образам, автор наглядно показал своё уважение к национальной культуре.

В своём произведении Гоголь стремится показать, насколько в борьбе со злом важны личные качества. Если человек безволен и ровным счётом ничего из себя не представляет — это лёгкая добыча для чудовищ. Без проявления собственной воли ему не помогут даже светлые силы. Главный герой привык плыть по течению, он не боролся за своё существование и пал перед взглядом страшного чудовища с невероятно огромными веками.

Читайте также: