Что такое лексические единицы в английском языке кратко с примерами

Обновлено: 30.06.2024

Часто в школе можно наблюдать такую картину: усвоенные учащимися на первом году обучения иностранному языку (ИЯ) 150-200 слов и бойко используемые ими в устной речи, на последующих этапах забываются – словарный запас учащихся чаще всего сокращается. Такое положение объясняется многими причинами. Главная из них – трудность усвоения лексики ИЯ.

Почему забывается иностранный язык

  • отсутствует практика в иноязычной речи,
  • нет потребности в общении на ИЯ,
  • нет языковой среды.

Количество слов чужого языка огромно, и каждое слово имеет свою звуковую форму, свое значение (чаще: значения), сферу употребления. Работа для усвоения слова либо не ведется, либо охватывает такую лексику, которая в дальнейшем оказывается не нужной, не повторяется, не используется в речи, а, следовательно, забывается. Для формирования лексического навыка установления прочных парадигматических связей (т.е. связаны с различными уровнями грамматических, фонетических и других парадигм) слов абсолютно необходимо. Данный факт доказали психофизиологические исследования, именно эти связи обеспечивают прочность запоминания.

Следовательно, нужна продуманная работа над лексическими единицами (ЛЕ). Следует учитывать тот факт, что даже в родном языке у человека имеется активный запас (ЛЕ, которые он употребляет в своей речи), и пассивный запас лексики, которую он понимает.

Из этого следует, что лексический минимум по ИЯ тем более должен включать две части: активную и пассивную лексику.

Как правильно учить иностранные слова

Активный минимум должен быть меньше пассивного, так как усвоение слов для использования в своей речи требует больших усилий и большей затраты времени. При использовании ЛЕ для выражения мысли требуется извлекать из памяти звуковую форму, выражающую нужное значение, сочетать ЛЕ с другими, образовывать ее грамматические формы. Наукой установлено, что активный минимум по ИЯ должен быть в 2,5-3 раза меньше пассивного, в который он входит как ядро.

Обратимся к приемам работы над лексикой. Вводить новые слова учителю приходится почти на каждом уроке. При этом возникает ряд вопросов:

  • как предъявить новые слова?
  • в каком количестве?
  • как объяснить значение слов?

Вводить слова следует в определенном контексте. Это формирует первичное поле, определенное словесное окружение, а значит, и ассоциации. Чем обширнее ассоциативные связи, тем выше процент запоминания и разнообразнее контекст употребления слова. Отсюда вытекает необходимость создания различных связей слова в различных контекстах. На данном этапе возможно установление парадигматических связей слов как по формальному признаку (учитывая особенности звуковой, графической формы, грамматические особенности), так и смысловых связей на уровне контекста употребления в определенных ситуациях. Обеспечить расширение контекста невозможно без соединения смежных семантических полей.

Как лучше ознакомить учащихся с новым словом ? Выбор зависит от особенностей самого слова, характерных особенностей группы обучаемых, а также лингвистической и профессиональной компетенции учителя.

Как известно, наглядность бывает разная: предметная наглядность (т.е. те предметы, которые находятся в классе или могут быть у учителя и учеников); изобразительная наглядность, наглядность действием (показать действие), звуковая и контекстуальная.

Критериями для выбора определенного вида наглядности являются:

  • доступность,
  • простота,
  • целесообразность.

Семантизация с помощью синонимов/антонимов

Способ ознакомления с новой лексикой посредством синонимов и антонимов тесно связан с использованием известных учащимся способов словообразования.

Семантизация с использованием известных способов словообразования
Этот способ позволяет ввести слово в определенную парадигму, что способствует установлению более прочных парадигматических связей данного слова. Имеется в виду:

  • суффиксально-префиксальный способ словообразования;
  • словосложение;
  • конверсия.

Оправдано, если в дальнейшем предполагается активная тренировка данного слова в различных контекстах или данное слово не имеет большого интереса с точки зрения перечисленных способов семантизации.

Найти слово в словаре/разных словарях, включая одно- и двуязычные словари, словари синонимов т.д., организовав конкурс на быстроту и правильность перевода.

При этом мы можем решить несколько важнейших задач:

Развитие языковой догадки через контекст

Данный способ семантизации является сложным для учителя и самым важным для практического овладения языком. Приемы здесь могут быть разными, от дефиниции на ИЯ до составления небольших образных и понятных ситуаций с использованием новых слов. Важно помнить: контекст употребления слова должен быть однозначным, понятным и легко выводимым.

Какой способ семантизации выбрать зависит от самого слова, его формы, значения и употребления, от тех трудностей, которые оно может представлять для учащихся. Гораздо важнее то, как это слово будет отрабатываться и в какие контексты нам удастся его включить. От характера тренировки зависит прочность запоминания слова.

Упражнения на уровне слова

2. Подобрать синонимы/антонимы к данному слову. Здесь учащиеся могут выбирать слова по памяти или из списка предложенных учителем слов.

3. Выбрать слова с наиболее общим значением. Такие упражнения учат обобщать, генерализировать понятия.

4. Расположить слова по определенному принципу или признаку. Например,

  • по степени нарастания чувств (от ненависти до обожествления);
  • по степени надежности (комфорта);
  • по скорости передвижения (существительные или глаголы) т.д.

5. Определить слово, которое не подходит к данной группе. (Choose the odd man out).

Данное упражнение будет интереснее, если сделать выбор неоднозначным или не столь очевидным.

6. Образовать как можно больше однокоренных слов.

Упражнения на уровне словосочетания

1. Составить /подобрать словосочетания к предложенным словам.

2. Добавить/подобрать к существительным 3-4 определения ( к глаголам -3-4 наречия) т.д. Можно выполнять как индивидуально, так и в парах или группах (ученические словарики окажут ощутимую пользу).

3. Соединить разрозненные слова таким образом, чтобы получились идиоматические выражения/пословицы/поговорки и т.д.

4. Подобрать к одному существительному как можно больше прилагательных и глаголов. Это упражнение поможет формировать как синтагматические, так и парадигматические связи слова (но зависит т от самих предложенных слов, от места упражнения в ходе изучения темы, от установки, которую дает учитель).

Упражнения на уровне предложения и сверхфразового единства

1. Ответить на вопросы. Задача учителя задать вопрос, в ответе на который ученик станет использовать активную лексику.

2. поставить вопросы к выделенным словам/написать вопросы, ответами на которые могут быть слова или выражения. При выполнении данного задания можно использовать разные режимы работы (индивидуальный, парный, групповой).

Лексика английского языка

Могучий и великий русский язык невыразимо богат разнообразием слов и выражений. Мы их познаём постепенно, проходя учебу в детском саду, школе и университете. С иностранным языком же все наоборот: мы хотим сразу за 5 минут выучить все возможные слова и выражения в английском языке. Естественно, так не бывает. Тем более, что лексика английского языка не менее разнообразна, чем русская. Сегодня мы познакомимся с ней поближе и узнаем, как лучше и правильней ее изучать.

Лексика как один из пунктов языкознания

Наука, изучающая все правила и грамматические нормы, характерные для языка, называется лингвистикой (или языкознанием). Она охватывает огромные объемы знаний, разделенные в зависимости от их специфики на классы. Один из самых важных классов – раздел лексикологии. Что это такое?

Лексикология – ветвь языкознания, изучающая разновидности лексических единиц языка, т.е. всевозможные слова и их значения. Словарный состав называют лексикой, и разделяют на две основных части:

  • Активная лексика – те слова, которые часто употребляются в разговорной или литературной речи.
  • Пассивная лексика – устаревшие и вышедшие из обихода слова.

А теперь перейдем от научных терминов к простому языку и подведем итог: английская лексика – это совокупность всех слов и их значений. Чем богаче у человека лексический запас, тем проще ему изъясняться на иностранном языке и понимать чужую речь.

Теперь, когда мы сформировали основное понятие о лексике, разберемся в том, как следует правильно учить английские слова.

Как правильно учить английскую лексику

Прежде чем перейти к списку популярных слов, хотелось бы отметить несколько советов по их изучению.

1) Работа с транскрипцией

Первым делом ознакомьтесь с символами английской транскрипции. Это очень важные знаки, которые помогут вам работать над правильным британским произношением. Дело в том, что в английском часто можно встретить расхождение в написании и произношении слов. И хотя для этого случая выработаны особые правила чтения, даже из них насчитывается немало слов-исключений. Поэтому очень важно разучивая новые слова, сверять их правильное чтение и произношение по транскрипции.

2) Тематическая группировка

Легкий способ быстро изучить новую лексику – сгруппировать английские слова по темам. Это старый проверенный метод, во многом благодаря которому, миллионы людей смогли свободно общаться на английском.

В специальном разделе нашего сайта вы сможете найти множество материалов для пополнения своего словарного запаса. Здесь доступна лексика по темам: знакомство и общение, еда и напитки, дни недели и времена года, внешность и характер человека, погода и природа, общение в аэропорту и в ресторане, путешествия и отдых, а также многое-многое другое. План действий прост: выбираем подходящую тему, распечатываем материал и учим!

3) Подбор способа запоминания

Чтобы изучение английских слов было эффективным необходимо подобрать удобный способ их запоминания. Одним комфортно работать по общим таблицам, другим удобнее учиться по отдельным карточкам, третьи выписывают новую лексику в собственную тетрадочку-словарь, а четвертые создают искусственную языковую среду, наклеивая на предметы быта бумажки с их названием по-английски. Экспериментируйте и пробуйте все возможные методы до тех пор, пока не подберете свою идеальную комбинацию.

Не забывайте и про новинки технологий. Популярные приложения для телефона так же позволяют отрабатывать произношение слов и следят, насколько хорошо вы усвоили их написание и значение. Кроме того, они отслеживают забытые слова и регулярно напоминают об их повторении.

Вооружившись этими методами, попробуем внести первую лепту в свой английский словарь и изучить самые простые и часто употребляемые слова этого языка.

Популярная лексика английского языка

Приведенные в таблицах слова встречаются буквально в каждом втором высказывании. Для удобства вся популярная лексика английского языка разделена на тематические группы, благодаря чему она изучается легко и быстро. И не забывайте про работу с транскрипцией!

Личные и указательные местоимения
I* [aɪ] я
you [ju] ты (вы)
he [hi] он
she [ʃi] она
it [ɪt] он, она, оно (неодуш. предметы)
we [wi] мы
they [ðeɪ] они
this [ðɪs] эта, этот
that [ðæt] та, тот
these [ðiːz] эти
those [ðəʊz] те

*I всегда и везде пишется с большой буквы.

Существительные (абстрактные)
hour [ˈaʊə(r)] час
day [deɪ] день
week [wiːk] неделя
night [naɪt] ночь
month [mʌnθ] месяц
year [jɪə(r)] год
way [ˈweɪ] путь, способ
life [laɪf] жизнь
name [neɪm] имя
street [striːt] улица
home [həʊm] дом
sun [sʌn] солнце
rain [reɪn] дождь
snow [snəʊ] снег
Существительные (люди)
boy [bɔɪ] мальчик
girl [ɡɜːl] девочка
people [ˈpiːpl] люди
person [ˈpɜːsn] личность, человек
woman [ˈwʊmən] женщина
man [mæn] мужчина (человек)
father (daddy) [ˈfɑːðə(r)], [ˈdæd.i] отец (папа, папочка)
mother (mummy) [ˈmʌðə(r)], [ˈmʌm.i] мать (мама, мамочка)
daughter [ˈdɔːtə(r)] дочь
son [sʌn] сын
parents [ˈpeə.rənts] родители
friend [frend] друг
Существительные (предметы)
pen [pen] ручка
paper [ˈpeɪpə(r)] бумага
pencil [ˈpensl] карандаш
book [bʊk] книга
newspaper [ˈnjuːzpeɪpə(r)] газета
magazine [ˌmæɡəˈziːn] журнал
window [ˈwɪndəʊ] окно
door [dɔː(r)] дверь
table [ˈteɪbl] стол
chair [tʃeə(r)] стул
computer [kəmˈpjuːtə(r)] компьютер

Глаголы
be* [bi] быть, существовать
have* [həv] иметь
do [du] делать
go [ɡəʊ] идти, ехать
get [ɡet] получать
can*** [kæn] мочь, уметь
call [kɔːl] звонить, звать
open [ˈəʊpən] открывать
close [kləʊz] закрывать
read [riːd] читать
write [raɪt] писать
study [stʌdi] учиться
work [wɜːk] работать
start [stɑːt] начинать
finish [fɪnɪʃ] заканчивать
talk [tɔːk] разговаривать
say [seɪ] сказать, говорить
use [juːz] использовать
switch on/off [swɪtʃ ɒn], [swɪtʃ ɒf] включать/выключать
turn [tɜːn] поворачивать
run [rʌn] бежать
know [nəʊ] знать
understand [ˌʌndəˈstænd] понимать
think [θɪŋk] думать
want [wɒnt] хотеть

*Данный глагол меняет свою форму в зависимости от лица существительного и местоимения: I am/You, We, They are/He, She, It is. В прошедшем времени для единственного числа to be превращается в was, а для множественного в were.

**Для 3-его лица форма данного глагола has. В прошедшем времени – had.

***Форма прошедшего времени – could.

Прилагательные
bad [bæd] плохой
good [ɡʊd] добрый, хороший
happy [ˈhæpi] счастливый
angry [ˈæŋɡri] злой
new [njuː] новый
old [əʊld] старый
white [waɪt] белый
black [blæk] черный
Предлоги
for [fə(r] для, за
to [tə] к (направление)
on [ɒn] на
of [əv] из
in [ɪn] в
after [ˈɑːftə(r)] после
at [ət] у, (в – время)
by [baɪ] на, у (к – время)
with [wɪð] с
under [ˈʌndə(r)] под
over [ˈəʊvə(r)] над
Союзы
and [ənd] и, а
but [bət] но
because [bɪˈkɒz] потому что
or [ɔː(r)] или
so [səʊ] так
when [wen] когда
before [bɪˈfɔː(r)] до того, как; прежде чем
while [waɪl] в то время, как
Частицы, артикли и вопросительные слова
not [nɒt] не (отрицание)
to [tə] инфинитив глагола
a [eɪ] неопределенный артикль

Возможно будет полезен материал про 1000 слов на английском, которые нужно знать. Успеха в изучении английского!

Английская лексика подразделяется на множество видов и категорий, в зависимости от определенных факторов. Сегодняшнюю тему посвятим их изучению. Основную массу английского словаря составляет так называемый Neu­tral lex­is (нейтральная лексика), которая не принадлежит к какому-либо типу и не имеет классификаций, она как бы проникает практически во все категории лексики. Главные ее характеристики — это нейтральность, универсальность и простота.


Классификация английской лексики

Neutral lexis: нейтральная лексика

По сути, это понятный, межстилевой запас слов, который состоит из таких частей речи как:
существительные (nouns)


  • day – день
  • table — стол
  • work — работа
  • sun — солнце
  • way — путь

прилагательные — (adjec­tives)

  • beau­ti­ful — красивая
  • sun­ny — солнечный
  • sweet — сладкий
  • hap­py — счастливый
  • clear — ясный
  • sad — грустный

глаголы (verbs)


  • to be — быть
  • to eat — есть
  • to find — находить
  • to stay — стоять, оставаться
  • to work — работать
  • to smile — улыбаться

наречия (adverbs)

  • mild­ly — нежно, мягко
  • quick­ly — быстро
  • strong­ly — сильно
  • skill­ful­ly — умело

местоимения (pro­nouns)

  • he — он
  • my — мой, мое
  • her(s) — ее
  • us — нам
  • who — кто
  • which — который
  • this — этот, эта
  • those — те

числительные (numer­als)


  • four — четыре
  • sev­en­teen — семнадцать
  • six­ty — шестьдесят
  • the third — третий

служебные связующие слова (союзы, предлоги, частицы) — link words (con­junc­tions, prepo­si­tions, particles)

  • a — неопределенный артикль
  • in- в
  • on – на, по
  • out — вне, из
  • but — но
  • if – если

Общепринятая: стандартная лексика

Лексика общепринятая (стандартная) — это еще один класс лексики, который включает в себя нейтральную, общую формальную и общую неформальную лексику.

Stan­dard lex­is= neu­tral lex­is+ com­mon lit­er­ary lex­is+ com­mon col­lo­qui­al lexis


  • просторечный (неформальный)
  • книжный (литературный)
  • высокий (официальный)

просторечный (sim­ple) kid dad­dy go ahead go on be off/get away
книжный (lit­er­ary) child father begin con­tin­ue leave
официальный (high) infant parent/ancestor com­mence pro­ceed retire
русский перевод ребенок отец, родитель вперед, начинаем продолжать покидать, уходить

Формальная и неформальная лексика

Существует еще одна основная классификация лексики на две большие группы –формальная (книжная лексика) и неформальная (разговорная) лексика.

Формальная лексика — это словарный запас, используемый в разного рода документации, в печатных изданиях, телепередачах, документальных фильмах, в школах и вузах, в государственных учреждениях. Также это общепринятая категория слов, используемых в общении с определенными социальными категориями, с которыми нас не связывают ни дружественные, ни родственные отношения (начальство, учителя, незнакомые люди, клерки).


Неформальная лексика – это те слова, которые мы используем в общении с семьей, друзьями, которую мы слышим в художественных фильмах и пьесах, а также можем встретить в комиксе или в ненаучном журнале; она пестрит сокращениями и связующими словами.

Эти две словарные группы также разделяются на видовые меньшие подгруппы, в зависимости от сферы употребления конкретного словарного запаса.

Классификация лексики, по сферам употребления, с примерами и русским переводом.


Основой любого языка является слово. Английский язык, разумеется, не является исключением. В слове заключена некая сила, познав которую можно добиться практически всего, ведь в начале всех начал было именно слово. Изучением этой сложной единицы языка занимается наука – лексикология, которой на нашем сайте посвящен отдельный раздел.

Общая структура лексики английского языка

Изучение словарного запаса английского языка может вестись по разным направлениям. Всю лексику английского языка можно классифицировать по следующим критериям:

  1. С точки зрения структурного состава
  2. С точки зрения стилистики
  3. По сходству значений
  4. По сходству формы


С точки зрения структурной классификации слова делят на простые (black – черный, lamp — лампа), которые являются базой для образования новых слов; производные (useless — бесполезный), которые имеют в своем составе аффиксы; и сложные слова. Сложными называются слова, которые в своем составе имеют две и более основы (home-made – домашнего приготовления), что является их главным отличием от словосочетаний.

Стилистическая классификация делит лексику английского языка с точки зрения эмоциональной окрашенности и области применения данной лексики. Различают литературную, официальную, современную лексику и т. д.

В классификации лексики английского языка по сходству значений различают синонимы, антонимы и эвфемизмы. Синонимы — это слова сходные по значению: (jailprison – тюрьма, screenwriterscenarist — сценарист). Антонимы – слова противоположные по значению (light – светлый – dark – темный; to freeze – замерзать – to melt — таять). Эвфемизмы – это слова, употребляющиеся не в прямом, а в переносном значении, то есть грубые или неприличные слова заменяются более корректными (to dieto join the silent majority — умереть).

Лексика английского языка с точки зрения классификации по сходству формы делится на омонимы – слова похожие по написанию, но разные по значению (club – дубинка, club — клуб), и паронимы, то есть слова похожие, но не одинаковые по форме (lay – класть, lie — лежать).

Английский язык как сложный организм может быть рассмотрен с разных точек зрения, а слово как его основная единица нуждается в глубоком изучении.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: