Что такое лексическая тема в детском саду

Обновлено: 28.06.2024

Автор: Рочагова Марина Сергеевна

Населенный пункт: Московская область, г.о. Коломна, п. Пески

-совершенствование всех сторон речи,

-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, -формирование предпосылок обучения грамоте;

-овладение речью как средством общения,

-развитие речевого творчества;

-знакомство с книжной культурой, детской литературой.

В соответствии с программными требованиями педагоги и специалисты нашего ДОУ создают развивающую речевую среду посредством оформления развивающей речевой среды в группах и проведения занятий по развитию речи. Мы используем конспекты и сценарии занятий Гербовой В.В., пособие по ознакомлению дошкольников со звучащим словом Г.А. Тумаковой под редакцией Ф.А.Сохина, пособие по коррекционной работе в логопедической группе Н.В. Нищевой.

ООП ДОУ содержит комплексно-тематическое планирование работы, согласно которому развитие и обучение детей осуществляется в соответствии с определённой темой, а также в соответствии с лексической темой недели. Лексические темы заимствованы из пособия Н.В. Нищевой.

Такого рода планирование позволяет охватить все стороны развития речи: формирование словаря, звуковой культуры речи, грамматического строя речи и связной речи.

Циклическое (из года в год) повторение лексических тем недели позволяет расширять и активизировать словарный запас детей, развивать моторику речедвигательного аппарата, тонкую моторику рук, общую моторику, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, закреплять правильную артикуляцию звуков, развивать грамматический строй речи, обучать связной речи.

Формы работы лексических тем недели разнообразны и потому позволяют использовать их в разных режимных моментах в течение дня, не только на занятии по развитию речи, но и во время других занятий. Это и физкульминутка, и пальчиковая гимнастика, и артикуляционная гимнастика, и подвижная игра на прогулке, и хороводная игра, игры на развитие слухового и зрительного внимания, речевые игры, игры с мячом, составление рассказа по картине, пересказывание текстов, отгадывание и толкование загадок.


Таким же образом изучаются все остальные темы. Важно понимать, что лексическая тема всегда соотносится со временем года, праздниками и знаменательными датами.


Если в саду работает логопед, то лексические темы по логопедии в идеале должны совпадать с теми, которые изучаются в группах, но так происходит не всегда. Например, ребенок заболел и пропустил занятия. Вся группа за это время уже изучила овощи и фрукты и перешла к грибам. Но логопед будет давать ребенку домашние задания по лексическим темам, оставлять задания воспитателям, заниматься с ребенком индивидуально по пропущенным темам.

Почему логопедам так важно, чтобы все дети изучили все лексические темы?

Дело в том, что на каждую лексическую тему логопед планирует также и грамматическую и фонетическую, чего никогда не делают воспитатели. Например, при изучении овощей и фруктов отрабатываются соответствующие прилагательные (яблоко — яблочный, морковь — морковный), изменение прилагательного по родам, автоматизируются поставленные звуки.



Занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Лексическая тема "Посуда"


"Помощь по сайту" - нажмите на изображение стрелочки - гиперссылку , чтобы вернуться на предыдущую страницу ( Роль родного языка. ) .

В данном семинаре - практикуме рассматривается решение вопроса взаимодействия педагогов и родителей в развитии лексической стороны речи у дошкольников.

Практикум адресован воспитателям ДОУ и может быть интересным студентам педагогических учебных заведений.

Цель: Познакомить родителей с содержанием образовательной деятельности по принципу использования лексических тем.

Задачи:

1. Дать представление родителям о том, какая лексическая тема изучается с детьми каждую неделю и как закрепить полученные знания детей в домашних условиях.

2. Помочь родителям в правильной организации развивающего обучения ребёнка дома.

3. Сделать сотрудничество с родителями более продуктивным.

1. Вступительная часть

Разминка. Приветствие

(Родители встают в круг.)

Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть (можно дотронуться рукой и т. п.). Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа.

(Звучит спокойная красивая музыка.)

Закройте глаза. Представьте себе, что мысли в вашей голове – это лучи света, распространяющиеся различных направлениях. А теперь пусть все лучи соберутся и светят, как прожекторы в одном и том же направлении. Пусть свет ваших мыслей объединиться в один большой, красивый и мощный луч. Откройте глаза. Теперь вы в состоянии сосредоточиться на любом предмете.

2. Основная часть

И так, поговорим о речевом развитии детей.

Всем известно, что речь является одним из главных показателей развития ребенка. Она реализует несколько потребностей детей: коммуникативную, информационную, познавательную (развивающую, что уже говорит о ее значимости.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов (мышление, память, внимание). Несформированность грамматических представлений, это - трудности словоизменения, согласования прилагательного с существи-тельным в косвенных падежах, правильного употребления падежных и родовых окончаний и т. д., все это в дальнейшем у дошкольников приводит к трудностям в овладении письменной речью в школе.

В начале нашей встречи я предлагаю обсудить факторы успешного речевого развития ребенка.

Факторы речевого развития.

1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с младенческого возраста.

2. Общение ребенка со сверстниками.

3. Строение артикуляционного аппарата.

4. Речь взрослых – образец.

5. Развитие мелкой моторики рук.

6. Чтение детям художественной литературы.

7. Игра ребенка со взрослым и сверстниками.

На слайде представлен перечень факторов речевого развития. Выберите, пожалуйста, наиболее значимые факторы и прокомментируйте свой выбор.

Задания родителям

1. Ознакомьтесь с проблемной ситуацией и предложите свой комментарий или ответ.

Наблюдая за детьми, специалисты заметили, что ответы ребенка при рассматривании иллюстраций и картинок могут быть разными в зависимости от того, как взрослый формулирует вопрос. Хорошо, когда вопрос взрослого побуждает ребенка к более полному ответу. Предложите, как будут отвечать дети 5-ти лет на следующие вопросы. Выберите из них наиболее удачный:

Что нарисовано на картине?

Что делают дети на картине?

Про что (о чем) рассказал художник в картине?

Перечисление изображенных предметов

В каком возрасте проявлял себя так ваш ребенок? При каких обстоятельствах у дошкольника появляется потребность задавать вопросы?

3. Иногда дошкольник не задает взрослому вопросов. Какими на ваш взгляд, могут быть причины?

Примерный ответ. Это может быть вызвано отсутствием необходимых знаний у ребенка, устойчивого, избирательного интереса к чему-либо. Возможно, прежде, когда ребенок обращался к взрослому с вопросами, он встретился с раздраженной или критичной реакцией взрослого, что задело его самолюбие и др.

Оцените позицию родителей. Можно ли предвидеть результаты учения?

Примерный ответ. В продуктивных видах детской деятельности ребенок учиться ставить цель, прилагать усилия для достижения результата, сравнивает его с целью. Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики рук, что создает предпосылки к овладению письмом.

5. В детском саду наблюдали за развитием фонематического слуха у детей. У некоторых из них были выявлены характерные недостатки:

Примерный ответ. У Оли и Данила – замена труднопроизносимых звуков на легко произносимые; у Пети – пропуск первого слога; у Вовы – перестановка звуков и их замещение. Несовершенство речи, скорее всего, объясняется несформированностью у детей фонематического слуха, недостаточной дифференциацией звуков. Взрослым важно демонстрировать ребенку правильный образец речи, развивать фонематический слух с помощью специальных игр-упражнений.

А сейчас я предлагаю Вам ознакомиться с основными направлениями работы по развитию речи детей.

Основные направления работы по развитию речи детей.

В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию. Развивать не только навыки правильной речи, но и формирование речи выразительной, образной.

Для чего нужны лексические темы?

На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей.

Часто в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, учителя-логопеды применяют принцип тематического подбора учебного материала. Сосредоточение на определенной лексической теме заданий, дидактических игр и упражнений дает возможность сформировать у детей навыки обобщения, обогатить и активизировать словарный запас, развить прочные навыки словообразования и словоизменения. Педагоги учат с детьми стихи, отгадывают загадки, выполняют упражнения, способствующие общему развитию в рамках одной лексической темы.

В нашем детском саду важнейшим условием совершенствования речевой деятельности является осуществление всей образовательной деятельности по лексическим темам в течение одной недели.

Мы, педагоги, планируют свою работу таким образом, что определенный отрезок времени (неделя) дети изучают какую-либо одну лексическую тему.

Содержание всей образовательной работы строится на постепенном расширении кругозора детей, углублении и расширении объема знаний в контексте темы. Слова, с которыми знакомятся дети на занятиях, повторяются во время игр, в различных режимных моментах и ситуациях. Обучение проходит гораздо успешнее, если используются дидактические игры и упражнения по определенной лексической теме.

Эти игры – эффективный способ повторения и закрепления грамматических навыков, полученных детьми. Все они развивают мышление и память, способствуют увеличению объема внимания. Благодаря любознательности и эмоциональности детей можно повторить одну и ту же игру неоднократно, повторяя нужные слова и закрепляя их в речи.

Существенную роль в работе по лексическим темам является художественная литература. Тексты для чтения и заучивания с детьми выбирают так, чтобы они были доступны пониманию ребенка. Заучивая стихи, дети при рассказывании закрепляют правильное употребление различных языковых форм. Художественная литература дает возможность научить малышей анализировать суть прочитанного, обогащает словарный запас детей.

В речевом развитии детей особую роль играет семейное воспитание. И сейчас я предлагаю Вам поучаствовать в игровых упражнениях и заданиях, которые принесут пользу для семейного общения и развития речи ребенка.

1. Белое одеяло землю одевало,

Солнце напекло, одеяло утекло. (Снег)

2. Три глаза, три приказа,

Красный – самый опасный. (Светофор)

3. Одной ручкой всех встречает,

Другой ручкой провожает. (Дверь)

4. Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)

Цель: развивать внимание, сообразительность, доказательную речь.

Послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:

- тарелка, стакан, корова, чашка

- чашка, стакан, тарелка, кружка

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления.

Ход игры: я начну, а вы закончите:

Мама (какая) – добрая, ласковая, строгая

Праздник (какой) – веселый, долгожданный

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания.

Ход игры: я начну говорить, а вы закончи:

Мама (что делает) – стирает, готовит, помогает…

Праздник (сто делает) – наступает, приходит, радует…

Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова.

Ход игры: я начну, а вы продолжите:

Веселый праздник – грустный

Большой подарок – маленький

Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детенышами.

Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмет.

Ход игры: на столе расположены предметы в определенной последовательности.

Педагог: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?

Еще предлагаю Вам в электронном виде дидактические игры, которые направлены на формирование у детей лексико-грамматических представлений и способствуют постепенному количественному росту их словаря, нормализации грамматического строя речи.

3. Заключительная часть

Завершая встречу, посоветовать родителям: выполняя с ребенком рекомендуемые задания, заинтересуйте малыша, используйте его любимые игрушки, постарайтесь сделать обучение интересным и весёлым времяпрепровождением.

- Загик Л. В., Куликова Т. А., Маркова Т. А. и др. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада/Под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М. : Просвещение, 1999.-192 с. : ил.

Значение сказки в речевом развитии детей В настоящее время изучению проблемы речевого творчества до-школьников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов.

Часто в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, учителя-логопеды применяют принцип тематического подбора учебного материала. Сосредоточение на определенной лексической теме учебных заданий, дидактических игр и упражнений дает возможность сформировать у ребят навыки обобщения, обогатить и активизировать словарный запас, развить прочные навыки словообразования и словоизменения. Взрослый учит с детьми стихи, отгадывает загадки, выполняет упражнения, способствующие общему развитию в рамках одной лексической темы.

Для чего нужны лексические темы?

Педагоги планируют свою работу таким образом, что определенный отрезок времени дошкольники обучаются по какой-то одной лексической теме.

Содержание всей коррекционной работы строится на постепенном расширении кругозора детей, углублении и расширении объема знаний в контексте темы. Слова, с которыми знакомятся дети на занятиях, повторяются во время игр, в различных бытовых ситуациях, в семье при выполнении с родителями логопедических заданий. Обучение проходит гораздо успешнее, если используются дидактические игры и упражнения по определенной лексической теме.

Эти игры – эффективный способ повторения и закрепления грамматических навыков, полученных детьми. Все они развивают мышление и память, способствуют увеличению объема внимания. Благодаря любознательности и эмоциональности детей можно повторить одну и ту же игру неоднократно, повторяя нужные слова и закрепляя их в речи.

Существенную роль в работе по лексическим темам является художественная литература. Тексты для чтения и заучивания с детьми выбирают так, чтобы они были доступны пониманию ребенка. Заучивая стихи дети при рассказывании закрепляют правильное употребление различных языковых форм. Художественная литература дает возможность научить малышей анализировать суть прочитанного, обогащает словарный запас детей.

В подменю этого раздела Вашему вниманию по каждой лексической теме представлены:

- лексика для детей;

- упражнения на координацию речи и движения;

- стихи, загадки, тексты;

- игры и упражнения.

Выполняя с ребенком рекомендуемые задания, заинтересуйте малыша, используйте его любимые игрушки, постарайтесь сделать обучение интересным и весёлым времяпрепровождением.

Все мы хотим, чтобы наши дети хорошо развивались, свободно и уверенно общались со сверстниками и взрослыми, хорошо учились в школе.

Поэтому необходимо учить ребенка правильно говорить. Учась говорить, он научится думать.

Что значит говорить правильно?

Это значит иметь развитый активный словарь, который к 4-м годам в норме достигает 3000 слов. Речь должна быть грамотной. Ребенок должен правильно:

• употреблять падежные окончания, предлоги, согласовывать прилагательные и числительные с существительными;

• пользоваться развернутой фразовой речью, уметь пересказывать небольшие рассказы и сказки, рассказывать о содержании сюжетной картины.

К 5-ти годам должно сформироваться правильное произношение всех звуков родного языка.

В детском саду важнейшим условием совершенствования речевой деятельности является осуществление всей образовательной деятельности по лексическим темам в течение одной недели. (т.е. в этот отрезок времени воспитанники младшей, средней, старшей и подготовительной групп изучают определенную лексическую тему).

Сосредоточение на определенной лексической теме заданий, дидактических игр и упражнений дает возможность сформировать у малышей навыки обобщения, обогатить и активизировать словарный запас, развить прочные навыки словообразования и словоизменения. Педагоги учат с детьми стихи, отгадывают загадки, выполняют пальчиковую гимнастику; упражнения на координацию движения и речи и другие виды деятельности, способствующие общему развитию в рамках одной лексической темы.

Содержание всей образовательной работы строится на постепенном расширении кругозора детей, углублении и расширении объема знаний в контексте темы. Слова, с которыми знакомятся дети на занятиях, повторяются во время игр, в различных режимных моментах и ситуациях.

Эти игры – эффективный способ повторения и закрепления грамматических навыков, полученных детьми. Все они развивают мышление и память, способствуют увеличению объема внимания. Благодаря любознательности и эмоциональности детей можно повторить одну и ту же игру неоднократно, повторяя нужные слова и закрепляя их в речи.

Существенную роль в работе по лексическим темам является художественная литература. Тексты для чтения и заучивания с детьми выбирают так, чтобы они были доступны пониманию ребенка. Заучивая стихи, дети при рассказывании закрепляют правильное употребление различных языковых форм. Художественная литература дает возможность научить малышей анализировать суть прочитанного, обогащает словарный запас детей.

А главную роль в речевом развитии детей играет, конечно, семейное воспитание. Без помощи родителей логопед, воспитатели и другие педагоги не смогут решить коррекционные и развивающие задачи, не преодолеют отставания в речевом и общем развитии ребенка, не обеспечат его гар­моничного всестороннего развития.

Успехов вам и вашим детям!

Подготовила учитель-логопед Кузнецова Е.А.

Нищева Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей до­школьников с ОНР.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-240 с.

Читайте также: