Что такое лейтмотив определение в литературе кратко и понятно

Обновлено: 03.07.2024

лейтмот и в, лейтмотива, муж. (нем. Leitmotiv, букв. руководящий мотив) (книж.).

1. Гармонический или мелодический оборот, постоянный звуковой образ (преимущественно в опере), употр. композитором для характеристики какого-нибудь героя или какого-нибудь переживания, сценического положения и повторяющийся всякий раз при появлении героя или при наступлении данного положения в ходе действия (муз.). Лейтмотивы в операх Римского-Корсакова.

2. перен. Основная мысль, руководящее начало, главный тон. Лейтмотив книги. Лейтмотив рассуждения.

Этимологический Словарь Русского Языка

Немецкое – Leit (ведущий), Motiv (мотив).

В русском языке слово появилось в XIX в. в буквальном значении.

Слово ведет свое начало из немецкого языка. Является новообразованием, состоящим из двух слов.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

(от нем. leitmotiv — ведущий мотив) — повторяющийся элемент произведения, носитель его основной идеи.

Рб: композиция и сюжет

Асс: идея, повтор

* "В литературном произведении элементы, имеющие особо важное значение, могут повторяться много раз. По сходству с музыкальными такие повторы, выступающие носителями основных идей произведения, принято называть лейтмотивами" (Энциклопедический словарь юного литературоведа). *

Словарь музыкальных терминов

(нем. Leitmotiw — ведущий мотив) — музыкальная тема, свя­занная с определенным образом, идеей, явлением, неоднократно по­вторяющаяся в опере, балете, симфонии и т. д. и дающая характе­ристику определенного лица или отвлеченного понятия. Лейтмотив особенно широко использовали Н. Римский-Корсаков, Дж. Верди, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, П. Чайковский, С. Прокофьев, Д. Шостакович и др.

Энциклопедический словарь

(нем. leitmotiv, букв. - ведущий мотив), музыкальный оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции. Используется с кон. 18 в. в опере, с 19 в. - в балете и программной инструментальной музыке. Сложную систему лейтмотивов применял в своих операх Р. Вагнер. Термин "лейтмотив" имеет и более широкое значение: как определение доминирующего начала в деятельности человека, в цепи событий.

Словарь Ожегова

ЛЕЙТМОТИВ, а, м.

1. Основной мотив, повторяющийся в музыкальном произведении.

2. перен. Повторяющаяся в какомн. произведении основная мысль, идея.

3. перен. Основная идея, то, что проходит через что-н. красной нитью. Л. выступления доклада.

| прил. лейтмотивный, ая, ое (к 1 знач.).


1. Муз. Гармонический или мелодический оборот, постоянный звуковой образ, который характеризует какого-л. героя или какую-л. драматическую ситуацию и повторяется всякий раз, когда появляется этот герой или наступает данная ситуация.

2. перен. Основная мысль, неоднократно повторяемая и подчеркиваемая. Лейтмотив книги.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ЛЕЙТМОТИ'В, а, м. [нем. Leitmotiv, букв. руководящий мотив] (книжн.). 1. Гармонический или мелодический оборот, постоянный звуковой образ (преимущественно в опере), употр. композитором для характеристики какого-н. героя или какого-н. переживания, сценического положения и повторяющийся всякий раз при появлении героя или при наступлении данного положения в ходе действия (муз.). Лейтмотивы в операх Римского-Корсакова. 2. перен. Основная мысль, руководящее начало, главный тон. Л. книги. Л. рассуждения.

лейтмоти́в

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Книга с надписью Лейтмотив

А вот как работает лейтмотив в литературном тексте, какие преследует цели и как проявляет себя на конкретных примерах – читайте дальше.

Лейтмотив — это.

Изначально термин возник в музыке. Он обозначал повторение музыкального образа или мотива в оркестре, необходимое, чтобы охарактеризовать того или иного героя, передать определённое настроение.

В литературе лейтмотивом называется основная смысловая составляющая:

Первое употребление слова можно проиллюстрировать таким примером:

Второе значение термина отражено в предложении:

Лейтмотив творчества Ф.Кафки – одиночество и беззащитность человека в мире, подчинённом букве закона.

Лейтмотив — это.

Помимо основного мотива, в каждом произведении имеется целый комплекс других, связанных с ним мотивов (что это?), которые напоминают множество мелких речек, впадающих в общее русло.

Это общее русло – самое мощное, полноводное и хорошо различимое, – и есть лейтмотив.

Виды лейтмотивов

В литературоведении лейтмотивы традиционно делятся на следующие виды:

Как определить лейтмотив произведения

Представьте, что прочитанный текст – это музыка. Закройте глаза и попытайтесь услышать её.

Отстранитесь от мелких деталей сюжета и услышьте то главное, ради чего создавалось произведение.

Ведущий мотив не вливается в другие, крупные, а сам вбирает в себя более мелкие сюжеты, смыслы, идеи.

Ищите в тексте смысловое ядро, изначальный импульс, заставивший рассказчика взяться за перо. Находите самую суть — и будет вам лейтмотив!

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

В музыкальных произведениях лейтмотив определить проще, в литературных гораздо сложнее, ведь основная мысль может выражаться разными способами.

Ищешь, что значит слово лейтмотив? Пытаешься разобраться, что такое лейтмотив? Вот ответ на твой вопрос:

Лейтмотив это:

Лейтмотив

I м.Основной мотив, музыкальный оборот, повторяющийся в разных частях произведения в качестве характеристики персонажа или явления. II м.Доминирующее начало в деятельности человека, основная мысль, неоднократно повторяемая и подчеркиваемая.

Лейтмотив

( нем. leitmotiv букв. ведущий мотив)
1) мотив, муз. тема, повторяющаяся на протяжении всего муз. произведения и служащая обычно характеристикой какого-л, дейетвующего лица ( напр. , в операх, балетах, опереттах), выражением какой-л. идеи, явления, отражаемых муз. произведением;
2) перен. руководящая, основная мысль, неоднократно повторяемая и подчеркиваемая; определяющий мотив деятельности, поведения и т. п.

Лейтмотив

м.
1) Музыкальный оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления и т.п.
2) перен. Основное положение, ведущая мысль, неоднократно повторяемая, подчеркиваемая.

Лейтмотив

[нем. leitmotiv букв. ведущий мотив]

1. мотив, муз. тема, повторяющаяся на протяжении всего муз. произведения и служащая обычно характеристикой какого-л, дейетвующего лица (напр., в операх, балетах, опереттах), выражением какой-л. идеи, явления, отражаемых муз.произведением;
2)* руководящая, основная мысль, неоднократно повторяемая и подчеркиваемая; определяющий мотив деятельности, поведения и т. п.

Лейтмотив

Лейтмотив

основной мотив, повторяющийся в музыкальном произведении лейтмотив повторяющаяся в каком-нибудь произведении основная мысль, идея

Лейтмотив

Лейтмотив

лейтмотив м.
1) Музыкальный оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления и т.п.
2) перен. Основное положение, ведущая мысль, неоднократно повторяемая, подчеркиваемая.

Лейтмотив

лейтмотива, м. (нем. Leitmotiv, букв. руководящий мотив) (книжн.).

1. Гармонический или мелодический оборот, постоянный звуковой образ (преимущественно в опере), употр. композитором для характеристики какого-н. героя или какого-н. переживания, сценического положения и повторяющийся всякий раз при появлении героя или при наступлении данного положения в ходе действия (муз.). Лейтмотивы в операх Римского-Корсакова.

2. перен. Основная мысль, руководящее начало, главный тон. Лейтмотив книги. Лейтмотив рассуждения.

Лейтмотив

— (от нем. Leitmotiv — ведущий мотив) — основная мысль, неоднократно повторяемая и подчеркиваемая; конкретный художественный образ, выразительная деталь или даже слово, многократно повторяемые, упоминаемые, проходящие сквозь произведение и служащие для раскрытия авторского замысла. Например, мотив странничества является ведущим в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".

Лейтмотив

(нем. Leitmotiv, буквально — ведущий мотив), музыкальный оборот (мотив, фраза, реже целая тема, иногда гармоническая последовательность), неоднократно повторяющийся в качестве сквозного образа музыкального произведения. Обычно служит характеристикой или условным обозначением определённого персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции. Начиная с 19 в. принцип Л. находит широкое применение в опере, а также в балете и инструментальной программной музыке. В поздних операх Р. Вагнера сложная система Л. составляет основу музыкально-драматургического развития. Русские композиторы-классики М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский художественно убедительно претворяли принцип Л., однако он не занимает в их сочинениях столь исключительного положения, как у Вагнера, и сочетается с др. принципами музыкальной драматургии. Л. сохранил своё значение и в музыке 20 в. (например, в операх и балетах С. С. Прокофьева), новый аспект его использования связан с развитием киномузыки. Понятие Л. нередко применяется при анализе произведений литературы, обозначая образный оборот, повторяющийся в произведении как момент постоянной характеристики героя, переживания или ситуации. Повторяясь и варьируясь, Л. обрастает ассоциациями и обретает особую идейную, психологическую или символическую углублённость. Например, стук колотушки в повести А. П. Чехова 'Невеста' претворяется в символ монотонной и сонной обывательской жизни и одновременно — акцентирует перемену умонастроения героини. Говорят также о звуковых, ритмических, интонациях Л. в поэзии. Термин 'Л.' получил и более широкое нарицательное значение, определяя доминирующее начало в деятельности человека, в цепи событий и т. п.Лит.: Вагнер Р., О применении музыки к драме, в кн.: Избр. статьи, М., 1935; Друскин М. С., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952; Ярустовский Б. М., Драматургия русской оперной классики, М., 1953; Римский-Корсаков Н. А., 'Снегурочка' — весенняя сказка, Полн. собр. соч., т. IV, М.,

1960. Г. В. Крауклис.

Лейтмотив

лейтмотив, -а

Лейтмотив

музыкальная мысль, мелодия, связанная в опере, балете, программной пьесе с определенным персонажем, воспоминанием, переживанием, явлением или отвлечённым понятием, возникающая в музыке при его появлении или упоминании в ходе сценического действия основное положение, ведущая мысль, неоднократно повторяемая, подчеркиваемая

В кодекс настоящего пионера входило несколько непоколебимых правил, в которых основным лейтмотивом было послушание, верность идее и беззаветное ей служение.

Через всю книгу лейтмотивом проходит мысль о том, что корни различных культур и цивилизаций тесно переплетены.

Как правило, лейтмотивом идёт похудение и избавление от стрессов, но это только верхушка айсберга.

- (от нем. Leitmotiv - ведущий мотив) - основная мысль, неоднократно повторяемая и подчеркиваемая; конкретный художественный образ, выразительная деталь или даже слово, многократно повторяемые, упоминаемые, проходящие сквозь произведение и служащие для раскрытия авторского замысла. Например, мотив странничества является ведущим в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".

Смотреть что такое ЛЕЙТМОТИВ в других словарях:

ЛЕЙТМОТИВ

(нем. Leitmotiv, буквально — ведущий мотив) музыкальный оборот (мотив, фраза, реже целая тема, иногда гармоническая последовательность), неоднок. смотреть

ЛЕЙТМОТИВ

ЛЕЙТМОТИВ, -а, м. 1. Основной мотив, повторяющийся в музыкальномпроизведении. 2. перен. Повторяющаяся в каком-н. произведении основнаямысль, идея. 3. перен. Основная идея, то, что проходит через что-н. краснойнитью. Л. выступления доклада. II прил. лейтмотивный, -ая, ое (к 1 знач.). смотреть

ЛЕЙТМОТИВ

лейтмотив м. 1) Музыкальный оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления и т.п. 2) перен. Основное положение, ведущая мысль, неоднократно повторяемая, подчеркиваемая.

ЛЕЙТМОТИВ

лейтмотив м. муз.leit-motif; (перен.) burden, tenor (the leading idea)

ЛЕЙТМОТИВ

лейтмотив идея, мысль, тема, мотив, основной мотив Словарь русских синонимов. лейтмотив основной мотив Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. лейтмотив сущ., кол-во синонимов: 7 • германизм (176) • идея (39) • лейтмелодия (1) • мотив (16) • мысль (42) • основной мотив (1) • тема (24) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: германизм, идея, лейтмелодия, мотив, мысль, основной мотив, тема. смотреть

ЛЕЙТМОТИВ

(нем. Leitmotiv, букв. - ведущий мотив) - относительно краткий муз. оборот (б. ч. мелодия, иногда мелодия с гармонизацией, порученная определён. смотреть

ЛЕЙТМОТИВ

ЛЕЙТМОТИВ

ЛЕЙТМОТИВ(нем.). 1) муз. Руководящий мотив в оркестре, в опере, служащий для характеристики известного лица или настроения и постоянно ему сопутствующи. смотреть

ЛЕЙТМОТИВ

ЛЕЙТМОТИВ

ЛЕЙТМОТИВ

ЛЕЙТМОТИВ

(нем. Leitmotiv, "ведущий мотив"), в оперной музыке, сквозной мотив, гармоническая секвенция или ритмический рисунок, которые в восприятии слушателя ас. смотреть

ЛЕЙТМОТИВ

ЛЕЙТМОТИВ(нем. Leitmotiv, "ведущий мотив"), в оперной музыке, сквозной мотив, гармоническая секвенция или ритмический рисунок, которые в восприятии слушателя ассоциируются с данным персонажем, отвлеченной идеей или драматургической ситуацией. Истоки лейтмотивной техники обнаруживаются в некоторых операх 18 в., а также в симфоническом творчестве Берлиоза, но именно Р.Вагнер в своих музыкальных драмах (Нюрнбергские мейстерзингеры, Тристан и Изольда, Парсифаль и тетралогия Кольцо нибелунга) стал первым композитором, достигшим с помощью лейтмотивной техники глубокого тематического единства в крупной музыкально-сценической форме. По замыслу Вагнера, сложное и часто философски отвлеченное содержание его драм передается главными символами, которые, будучи невыразимы словами, воплощаются на языке музыки в лейтмотивах. Так, в Кольце восходящий диатонический мотив, ассоциирующийся с заветным мечом Нотунгом, звучит в двух решающих моментах драмы, когда сам меч не присутствует на сцене и о нем даже нет речи. В финале Золота Рейна, когда боги вступают в свое новое (и обреченное на гибель) жилище Валгаллу, мотив меча прорезается сквозь мрачно-торжественную музыку шествия, раскрывая умысел Вотана - призвать свободного человека-героя (Зигмунда), который освободит Вотана от роковой ловушки - заколдованного кольца карлика-нибелунга Альбериха и его козней. В сцене всеобщей катастрофы в Гибели богов тот же диатонический мотив звучит, когда мертвый герой Зигфрид поднимает правую руку с кольцом, чтобы оттолкнуть сына Альбериха - Хагена, который готов присвоить отцовское кольцо и таким образом подчинить себе весь мир.Некоторые последователи Вагнера пытались сочинять оперы с помощью вагнеровской лейтмотивной системы, но без особого успеха. Пожалуй, единственным произведением такого рода, закрепившимся в мировом оперном репертуаре, можно считать Гензель и Гретель Э.Хумпердинка.В принципе же лейтмотивная техника стала неотъемлемым компонентом современного оперного письма. смотреть

ЛЕЙТМОТИВ

(нем. Leitmotiv - ведущий мотив) - термин, утвердившийся в 1870-е гг. в кругу адептов Р. Вагнера: Г. Вольцогена, В. Тапперта, И. Лефлера, Г. Федерляйна. Впервые встречается в работе Ф. Иенса "Сочинения Карла Марии фон Вебера" (1871). Понятие "Л." используется обычно для обозначения муз. мотива, а чаще фразы или муз. темы, наделенной символич. смыслом и служащей характеристикой какого-либо персонажа, предмета, идеи в процессе оперного действия. В творчестве Вагнера (особ. в тетралогии "Кольцо нибелунга") использование Л. вырастает до размеров гигантской системы муз. символов, к-рая практич. перестает выполнять свою функцион. роль. Семантически Л. является одним из видов муз. знака и наряду с иными знаковыми средствами может служить способом воплощения программного замысла.

Историч. прообразы Л. можно видеть в "мотивах воспоминания" опер предромантич. периода (Моцарт, Гретри, Мегюль), в ярких мотивах-характеристиках романтич. опер (Вебер, Шпор, Маршнер и др.), в методах цитирования и концентрич. развертывания оперного тематизма.

В рус. опере 19 в. элементы лейтмотивной техники, в частности оригин., используются в операх Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского и др. Антивагнерианские настроения в европ. муз. иск-ве 1910-х гг. приводят в целом к отказу от лейтмотивной техники (Стравинский называет Л. "номерками от вешалки"), хотя отд. элементы ее сохраняются в творчестве Штрауса, Пуччини, Бриттена, Прокофьева и др. В инструмент. музыке лейтмотивная техника встречается в романтич. симфонии (напр., "Фантастич. симфония" Берлиоза), камерной сонате (Скрипичная соната Франка), в фортепианных сонатах и симфонич. произв. Скрябина.

Лит.: Друскин М. С. Вопросы музыкальной драматургии оперы: На материале классич. наследия. Л., 1952; Ярустовский Б. М. Драматургия русской оперной классики: Работа рус. композиторов-классиков. М., 1953; Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.

ЛЕЙТМОТИВ

ЛЕЙТМОТИ́В, у, ч.1. Основний мотив (тема), пов'язаний з певним образом, ідеєю, явищем, який неодноразово повторюється в опері, балеті, симфонії, характ. смотреть

Читайте также: