Что такое культура 5 класс однкнр кратко

Обновлено: 06.07.2024

Основы духовно-нравственной культуры народов России (ранее — Основы религиозных культур и светской этики, ОРКСЭ) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента сначала экспериментально в 19 регионах России [1] — с 1 апреля 2010 года, а при успешной реализации эксперимента — во всех регионах с 1 сентября 2012 года. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) выбирают для изучения один.

Содержание

Общая информация

Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения [2] .

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним [2] .

Цель и задачи курса

Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия [2] .
  • Преподавать данный курс в школе будут светские педагоги;
  • Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер;
  • Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям;
  • Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса;
  • Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей;
  • Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля;
  • Изучение курса завершается большим общим школьно-семейным праздником, посвященным Дню народного единства, который отмечается 4 ноября. Единство и согласие через диалог культур и есть ощутимый результат учебно-воспитательного процесса в рамках нового курса [2] .

Структура курса

  • 4 класс, четвертая четверть (34 часа)
    • Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (17 часов)
    • Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (17 часов)
    • 5 класс, первая четверть (17 часов)
      • Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
      • Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

      Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

      Блок 4 — итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс [2] .

      Учебники

      В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие [2] .

      Статистика

      Округ Область Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы буддийской культуры Основы иудейской культуры Основы мировых религиозных культур Основы светской этики
      Центральный федеральный округ Тамбовская область 55% (4616) 0,2% (19) 7% (62) 37% (3137)
      Тверская область 62,3% (более 6680) 0,2% (более 20) 5,9% (более 620) 31,6% (более 3340)
      Костромская область 75% (более 4080) 0,2% (примерно 11) 0,2% (примерно 11) 8% (436) 16,8% (915)
      Северо-Западный федеральный округ Вологодская область 57% (5915) 0,07% (8) 0 0 17% (1756) 25,4% (2619)
      Калининградская область 34% (2494) 8,6% (631) 57% (более 4180)
      Сибирский федеральный округ Красноярский край 19,1% (4804) 58,2% (14646 человек)
      Новосибирская область 18,5% (5143) 67% (18207 человек)
      Томская область 18,57% [6]
      Дальневосточный федеральный округ Еврейская автономная область 61,26% (1050) 12,31% (211)
      Камчатский край 39% (893) 47% (1070 человек)
      Уральский федеральный округ Курганская область 20% (1764) 60% (5156 человек)
      Свердловская область 20,6% (7255) [7]
      Приволжский федеральный округ Пензенская область 0% 62% (6273)
      Удмуртская Республика 16% (более 2230) 60% (7248 человек)
      Чувашская Республика 34,8% (более 3920) 30,5% (3440 человек)
      Южный федеральный округ Чечня 0,36% (73)
      Карачаево-Черкессия 20% (841) 22,9% (950 человек)
      Республика Калмыкия 30% (898)
      Ставропольский край более 60%

      Тиражи учебников по шести модулям, выпущенных издательством Просвещение по результатам волеизъявления родителей к 1 апреля 2010 года [8] .

      Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы буддийской культуры Основы иудейской культуры Основы мировых религиозных культур Основы светской этики
      80 тыс. (25%) 40 тыс. 14 тыс. 12 тыс. 58 тыс. 123 тыс.

      Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

      Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

      Роль религии в развитии культуры .

      Основы духовно-нравственной культуры народов России.

      Разработала:

      учитель истории и обществознания

      Чистякова Валерия Владимировна

      Феодосия, 2019

      Тема: Роль религии в развитии культуры.

      5 класс. Основы духовно-нравственной культуры народов России.

      Цель урока: объяснить значение религии в жизни человека, взаимосвязь культуры и религии.

      Задачи урока:

      повторить термины :религия, мировая религия, культура; изучить влияние религии на культуру, сформировать представление о материальной и духовной культуре , формирование понятий: культура, религия, материальная культура, духовная культура;

      способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания, сравнивать различные произведения культуры, развивать умение анализировать полученную информацию;

      воспитание нравственности, толерантности и веротерпимости, воспитание культуры речи; чувства гордости за достижения культуры народов России и Крыма.

      Универсальные учебные действия .

      Познавательные:

      – сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в

      фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

      – различать культовые сооружения разных религий;

      – формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

      Коммуникативные:

      – рассказывать о роли религий;

      – кратко характеризовать нравственные ценности

      Рефлексивные:

      – анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

      Информационные:

      – анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).

      Характеристика основных видов деятельности ученика

      Оживление имеющегося опыта и знаний: высказывания на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде? Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе и видеоклипах.

      Оборудование:

      компьютер и проектор.

      Организационный момент.

      Мотивация и актуализация.- на доске – репродукции православных храмов и монастырей, мечетей Крыма, буддийской пагоды.

      C кажите, являетесь вы сторонником какой-либо религии?иХодите ли вы в церковь? Мечеть? Молитвенный дом?

      Определите тему сегодняшнего урока.

      Вы наверно уже догадались, что сегодня мы будем говорить о Религии и ее связи с культурой.

      Работа со шмутитулом .

      Устный опрос.

      Какие религии называются мировыми?

      Какие религии считаются традиционными для России?

      Какие религии преобладают в нашем крае? В нашем городе?

      Религия – сфера жизни, отличительной чертой которой является вера в сверхъестественное, в Бога.

      Ритуал – участие людей в религиозных действиях.

      Национальные религии – это религии, которые распространены в пределах одной нации или гос-ва) иудаизм (Израиль - евреи), индуизм (Индия).

      Мировые религии – это буддизм, христианство, ислам.

      В истории культуры особое значение имело возникновение трех мировых религий: буддизма, христианства и ислама. Эти религии внесли существенные перемены в культуру, вступив в сложное взаимодействие с различными ее элементами и сторонами.

      У – устои, уважение

      Беседа. Давайте вспомним.

      Что такое культура? Слайд 3

      Культура - в переводе с латинского языка- возделывание, воспитание, образование, развитие.

      Под культурой понимают исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

      Культура бывает материальная и духовная. К материальной культуре мы можем отнести орудия труда и предметы повседневной жизни, все, что создано руками человека: здания, оружие, орудия труда, деньги, украшения, разные предметы.

      Когда мы говорим о духовной культуре , мы имеем в виду все, что сделано умом человека: идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, ученые, а также такие понятия, как добро и зло, справедливость и красота. Религия и нравственные нормы поведения тоже относятся к духовной культуре.( во время объяснения на доске рисуется схема в соответствии с текстом)

      Задание : приведите примеры – Что относится к материальной культуре? К духовной?

      - Мы говорим о ком-то, что он культурный человек? Что это означает?

      Работа с рассказом.

      Каким словом в русском языке выражается благодарность? (спасибо)

      - Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.

      Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:

      - Работай! За тебя люди молятся! - Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:

      - А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?

      Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.

      Беседа по вопросам:

      - Что означает слово спасибо?

      Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва.

      - Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога? (она ходила в храм и молилась)

      - Зачем людям нужны храмы? ( место для молитвы, т.е. ониприходят в храм, чтобы помолиться.)

      - Как называют людей, посещающих храм? ( прихожане)

      Когда люди строили храм, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это культура. Вы согласны? Вот это и есть пример того , что религия тесно связана с культурой.

      Многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией, они необходимы для ее существования.

      Религия и культура. Чтобы понять всю глубину и значение духовно-нравственной культуры, представим её в виде живописного озера с чистейшей водой. Уже многие тысячелетия воды озера утоляют жажду человека в красоте и гармонии, доброте и справедливости, любви и сострадании. Множество рек питают это озеро, не давая ему пересохнуть, но две из них делают его более глубоким и прекрасным. Имя одной из них — Нравственные традиции, другой — Религиозная вера. Живительные воды этих рек составляют подлинное богатство духовно-нравственной культуры, они не позволяют иссякнуть источнику человеческих добродетелей.

      В каждой религии нужно было иметь место для совершения ритуалов. Так возникли специальные здания, которые должны были служить этим целям.

      В древние времена возникли и первые христианские храмы, некоторые из них сохранились до наших дней. В Арабских странах были построены первые священные сооружения мусульман. ( КОАБА)

      В настоящее время эти замечательные сооружения считаются культурными памятниками. Они охраняются государством. И у нас в Республике Крым имеются великолепные храмы. ( например храм Владимира в Херсонесе, собор Александра Невского и др.). Туристы со всей России приезжают полюбоваться их красотой. Давайте полюбуемся на эти замечательные сооружения

      - А у нас в городе есть храмы? (Казанский собор, церковь на автовокзале и Карантине , Армянская церковь возле могилы И.К.Айвазовского, Мечеть – на Караимской улице и др.)

      Чем отличаются эти сооружения?

      Что вы узнали о живописце Иванове?

      Какова судьба художника? Как религия отразилась на сюжете картины Иванова?

      2 часть с 9.20 – об И.К.Айвазовском.

      Какие картины нашего земляка написаны на библейские сюжеты?

      В буддизме и христианстве, а также в ряде других религий во время ритуальных обрядов используется музыка. Сегодня нам известно немало музыкальных произведений, написанных как специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты. ( музыка Рахманинова, Баха, Генделя и др композиторов, о ней вы узнаете подробно на уроках музыки)

      Религиозные праздники в современной России. Мир культуры богат и разнообразен. Человек не только является творцом культуры, но и сам изменяется в процессе создания и восприятия культурных ценностей. Неотъемлемой частью культуры являются законы нравственности. Законы этики, нравственности, пополнялись из разных источников: традиций, обычаев, религии. Житейские этические представления отразились в фольклоре — пословицах и поговорках, сказках и былинах, обрядовых и народных песнях.

      Скажите ребята в понедельник, 7 января какой праздник был у православных? (Рождество), перед Рождеством – Святки.

      Святки – 25 декабря по 6 января

      В праздновании Святок (по православному календарю Святки продолжаются с 25 декабря по 6 января) тесно переплелись языческие и христианские традиции. В глубокой древности с днём зимнего солнцестояния был связан языческий праздник Коляда. Позже к нему были приурочены христианские праздники Рождество и Крещение (Богоявление).

      Этим слиянием объясняется своеобразие Святок, которые насыщены древними магическими обрядами, гаданиями, приметами и обычаями.

      Особенностью Коляды было исполнение песен-заклинаний.

      Какие колядки знаете вы? - Слайд 6.

      К (Ивану Иванову) на двор.

      Корову с телёнком,

      Овцу с ягнёнком,

      Лошадь с жеребёнком,

      Свинью с поросёнком…

      Но со временем эта традиция превратилась в весёлую детскую игру, забаву, целью которой было получение подарков.

      Лепёшку с дыркой,

      Пирожка с начинкой,

      Да медку немножко…

      Обязательно желали хозяевам всего доброго:

      Ты подай пирога,

      Или хлеба ломтину,

      Или денег полтину,

      Или курочку с хохлом,

      Петушка с гребешком.

      К празднику Святки мастерили Рождественскую звёздочку, с которой ходили славить Христа. Она имела восемь лучиков и напоминала солнышко. Звёздочку прикрепляли к ручке, при ходьбе даже от небольшого ветерка она вертелась. Звёздочки могли сделать из соломы и бумаги, они были маленькими и большими — до полуметра в диаметре.

      В Новый год ранним утром дети бегали по дворам и проводили обряд посевания: в красный угол избы сыпали зёрна. ( на Старый Новый Год)

      С Новым годом поздравляю!

      На Новый год, на ново счастье

      На поле — копнами,

      На столе — пирогами!

      19 января – Крещение . Священник освящает воду и после этого считается вода становится целебной…

      Раз в крещенский вечерок

      За ворота башмачок,

      Сняв с ноги, бросали;

      Снег пололи; под окном

      Счётным курицу зерном,

      Ярый воск топили;

      В чашу с чистою водой

      Клали перстень золотой,

      Расстилали белый плат

      И под чашей пели в лад

      Беседа. А какие еще религиозные праздники вы знаете? Православные? Мусульманские?

      Итог урока. Выводы.

      Связаны ли культура и религия между собой?

      Религия оказала огромное влияние на развитие культуры общества. Она вдохновляла художников и архитекторов, музыкантов и писателей. Без использования религиозных образов и сюжетов наша культура была бы во много раз беднее. А разве можно представить культуру России без православных икон и мусульманских орнаментов, без причудливой буддийской архитектуры и полотен выдающихся художников, созданных на основе сюжетов из истории иудейского народа? А кто может оспорить роль религии в возникновении письменности распространении грамотности, развитии образования? Ответ очевиден: религия всегда питала духовную культуру нашей страны.

      Религия дала человечеству священные книги, они учат любви, доброте, милосердию, терпению, состраданию. Законы этики не зависят от принадлежности человека к религии или национальности. Нравственный человек, будь он верующим или неверующим (атеистом), всегда честен, справедлив, милосерден. Нравственный человек совестлив. Совесть — это внутренний голос, который предупреждает человека о безнравственности тех или иных поступков, будит чувство стыда за плохое поведение. Поэтому нам с вами необходимо уважать религии различных национальностей проживающих на территории нашей огромной страны! Россия – многоконфессиональная страна!

      Религия оказала огромное влияние на развитие культуры общества.

      Она вдохновляла художников и архитекторов, музыкантов и писателей.

      Без использования религиозных обрядов и сюжетов наша культура была бы во много раз беднее.

      Закрепление основных понятий урока

      Связь с культуры с религией .

      Сегодня на уроке я узнал…

      Меня заинтересовал вопрос…

      Хочу узнать больше о ….

      Домашнее задание: прочитать параграф

      Разработка классного часа для учащихся 5-6 класса. Тема: Что такое культура? Что мы называем искусством?

      Цели:

      - заинтересовать учащихся тематикой и содержанием занятий;

      - способствовать развитию творческих сил школьников, нацелить на самостоятельное приобретение знаний о русской культуре и искусстве.

      Ход классного часа

      I. Слово классного руководителя.

      Дорогие ребята, сегодня мы с вами начинаем удивительное путешествие в мир прекрасного. Так будет называться серия классных часов, которые мы проведём в интересной, занимательной форме и узнаем много нового и полезного о русской культуре и искусстве. Посмотрите внимательно, какие книги представлены на этой необычной выставке, которая поможет вам понять, о чём пойдёт у нас в дальнейшем речь.

      Классный руководитель показывает и называет альбомы, энциклопедии, словари и справочники.

      Итак, вы увидели книги, которые помогут нам в проведении классных часов. А теперь ответьте на вопросы:

      2. Каких известных музыкантов, композиторов, скульпторов, художников, артистов вы знаете?

      3. Кто из вас занимается в музыкальной школе, художественной студии, танцевальном ансамбле, театральном кружке?

      4. Какие телевизионные передачи вам нравятся больше всего?

      III. Разгадывание кроссворда.

      Работа с демонстрационными карточками (они в свободном порядке прикреплены к классной доске).

      Классный руководитель объясняет, что будет читать и пояснять значение каждого из этих слов, а детям необходимо будет отгадать нужное слово, найти ему место в кроссворде и поместить карточку на нужной строчке. Одна буква в каждом слове выделена жирным шрифтом или другим цветом. Поэтому, разгадав кроссворд, учащиеся увидят по вертикали название всех классных часов сразу.

      Слова для кроссворда с объяснением значения каждого из них:

      ЖИВОПИСЬ - один из основных видов изобразительного искусства. Произведения его создаются с помощью красок, которые наносятся на какую-нибудь поверхность.

      ХРАМ - культовое здание, предназначенное для богослужения и выполнения религиозных обрядов.

      ЦИРК - особый вид актёрского искусства, в основе которого лежит трюк, действие, впечатляющее зрителей и происходящее на круглой площадке.

      ПОРТРЕТ - изображение человека или группы людей в произведении живописи или скульптуры.

      ГАЛЕРЕЯ - длинное крытое светлое помещение, удлинённое, со сплошным рядом больших окон, предназначенное для хранения собраний произведений живописи, она стала синонимом музея.

      ОПЕРА - представление, в котором объединены музыка и пение.

      ОБРАЗ - специфическая, присущая искусству форма отражения действительности характерными для каждого отдельного вида искусства приёмами, это общие представления, которые возникают у человека на основе различных ассоциаций (звуковых, слуховых, зрительных).

      КРЕМЛЬ - центральная укреплённая часть древнерусских городов, находящаяся на высоком месте на берегу реки или озера или у слияния двух рек.

      АРХИТЕКТУРА - вид искусства, которое позволяет возводить красивые и удобные постройки, соответствующие определённым целям (жилые дома, общественные, административные, представительные и другие типы зданий). Её считают одним из ведущих видов пластического искусства.

      ИГРУШКА - предмет, предназначенный для детской игры, средство эстетического воспитания, произведение искусства.

      БАЛЕТ - сценическое искусство, основанное на сочетании танца и музыки.

      МАСКА - при помощи её актёр может полностью изменить своё внешний и внутренний облик, создать образ любого животного, различных по характеру людей.

      ГУЛЯНЬЯ - одна из разновидностей городских и сельских увеселений, приурочивались к главнейшим церковным праздникам: на Рождество и Масленицу это было катание с гор на санях, постройка снежных городков, на Пасху преобладали различные виды каруселей и качелей.

      ГУСЛИ - название музыкального инструмента, представляющего плоский полый ящик с натянутыми над ним струнами. Этот инструмент прославил былинного героя Садко.

      КОЛОКОЛ - непременная принадлежность христианского храмового богослужения, издает звуки, разные по тональности, длине и диапазону.

      Вот так может выглядеть готовый ответ:


      Классный руководитель может подсказать первую букву слова, сказать, из скольких букв оно состоит.

      Ребята с интересом отыскивают ответы на карточках, помещённых на доске.

      IV. Подведение итогов.

      Слово классного руководителя. Итак, ребята, давайте посмотрим, что получилось у нас по вертикали? Где окажемся мы с вами, проведя интересные классные часы, совершив путешествие в историю культуры и искусства?

      На доске учитель вывешивает карточки со словами и их значениями.

      ИСКУССТВО - 1) художественное творчество в целом (литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное творчество, музыка, танец, театр, кино; 2) высокая степень умения, мастерства в любой сфере человеческой деятельности.

      КУЛЬТУРА - сфера духовной жизни людей, включающая в себя исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в создаваемых им духовных и материальных ценностях.


      На этом уроке мы с вами познакомимся с такими понятиями, как культура и религия, и узнаем, как они связаны между собой. Поговорим о том, почему человек поступает так, а не иначе, как люди различают добро и зло.


      В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

      Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

      Получите невероятные возможности




      Конспект урока "Культура и религия"


      К — красота

      У — уникальность

      Л — личность

      У — устои, уважение

      Р — развитие

      А — архитектура

      Древнейшим предметом культуры стал обработанный первобытным человеком осколок кремния, превратившийся в первое орудие труда. Человек создавал новые орудия труда и осваивал новые виды деятельности. Овладение огнём позволило ему не только обогреваться, но и по-другому охотиться и готовить пищу. Он смог обжигать глину, обрабатывать металлы, одомашнил животных, а позже научился и первым приёмам земледелия. Первоначальная потребность в усовершенствованиях ради выживания постепенно стала сочетаться со стремлением к комфорту, а бытовые предметы приобрели декоративные элементы.


      То есть то, что человек меняет и создаёт в мире своим трудом, и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя (например, становится более заботливым и менее ленивым). И поэтому самое важное в культуре — это причины, по которым человек решает действовать именно как человек, а не как животное или машина.


      Культура бывает материальная и духовная. К материальной культуре мы можем отнести орудия труда и предметы повседневной жизни, всё, что создано руками человека: здания, оружие, орудия труда, деньги, украшения, разные предметы.

      Когда мы говорим о духовной культуре, мы имеем в виду всё, что сделано умом человека: идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, учёные, а также такие понятия, как добро и зло, справедливость и красота. Религия и нравственные нормы поведения тоже относятся к духовной культуре.

      Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло? Ответы на эти вопросы можно найти в мире культуры.


      Культура копит опыт человеческих удач и неудач. Через культуру этот опыт передаётся от одних людей к другим. Культуру создают люди, а затем уже эта культура создаёт условия жизни людей, влияет на образ их мыслей и чувств, на способ их общения и труда.

      Люди учатся не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить родных людей вы учитесь не только на уроках. И это тоже часть культуры.

      Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растёт.

      Религия — это мысли и поступки человека, убеждённого в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок.


      Религия — это часть культуры, включающая памятники материальной культуры и многовековой опыт духовной культуры человечества. Религия определяет поведение и образ жизни человека, его мировоззрение.

      Мировоззрение — это система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

      Религия существовала с глубокой древности. В очень далёкие времена древние люди не знали причин явлений природы. Они пугались грозы, молнии, урагана и считали, что всё это действия богов и духов.

      Религия говорит, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей вера в Бога становится настолько глубокой, что определяет их поведение и культуру.


      Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя — кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:

      — Работай! За тебя люди молятся!

      Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:

      — А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?

      Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.

      Мы всегда считали это слово просто культурным, оказывается, у верующих людей это маленькая молитва.

      В конце нашего урока попробуйте ответить на следующие вопросы.

      1. Что такое культура?

      2. Что такое религия?

      3. Какие черты русской православной культуры XVII века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор? Какие из упомянутых традиций уже не встретишь? Хорошо ли это?

      Читайте также: