Что такое образование в чем заключается приоритет образования кратко

Обновлено: 07.07.2024

Сфера культуры как социальный институт – это особая отрасль социального производства, продукт которой удовлетворяет специфическую группу человеческих потребностей (культурные потребности).

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявление человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.

Культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.

Источником происхождения культуры является человеческая деятельность, познание и творчество.

Вопрос 2. В чём состоит отличие постиндустриального (информационного) общества от предыдущего этапа общественного развития?

Какие научно-технические достижения конца XX — начала XXI в. вошли в повседневную жизнь? Можно ли получить в школе знания, которых будет достаточно на всю жизнь?

Постиндустриальное общество — общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности, а также более высокой долей населения занятого в сфере услуг нежели в промышленном производстве.

В постиндустриальном обществе эффективная инновационная промышленность насыщает потребности всех экономических агентов, потребителей и населения, постепенно снижая темпы своего роста и наращивая качественные, инновационные изменения.

Научные разработки становятся главной движущей силой экономики — базой индустрии знаний. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и творческий подход работника.

Главным интенсивным фактором развития постиндустриального общества является человеческий капитал — профессионалы, высокообразованные люди, наука и знания во всех видах экономической инновационной деятельности.

Научно-технические достижения конца XX — начала XXI в. вошедшие в повседневную жизнь: компьютеры, робототехника, интернет.

В школе невозможно получить знания, которых будет достаточно на всю жизнь.

Вопрос 3. Какова главная мысль этого документа? Почему именно её ты считаешь главной?

Образование на протяжении всей жизни — центральная проблема для общества.

Желательно, чтобы школа прививала человеку вкус к образованию, научила получать удовольствие от учёбы, создавала возможности научиться учиться, развивала любознательность.

Вопрос 4. Что такое образование? В чём заключается приоритет образования?

Образование — процесс усвоения знаний, обучение, просвещение.

В контексте социального прогресса образование, помимо формата передачи социального культурного наследия, позволило человеку разорвать связь с Природой, в которой объём познания и длительность жизни взаимосвязаны.

Образование — это процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям Отечества, мировой цивилизации. Каждое новое поколение овладевает знаниями, опытом, накопленными предыдущими поколениями, вносит свой вклад в непрерывно пополняемую сокровищницу культуры.

Для повышения качества образования, обеспечения единства его содержания на всём российском пространстве установлены государственные стандарты среднего и высшего образования, отражающие новейшие достижения науки.

Вопрос 5. Почему в информационном обществе возрастает значимость образования? В чём состоит связь между конкурентоспособностью страны и образованием?

Запросы быстро изменяющейся жизни во многом определяют цели образования, состав и содержание учебных предметов. Образование активно воздействует на жизнь: чем выше образованность граждан страны, тем успешнее развиваются её экономика, культура.

Вы знаете, что человеческое общество постоянно развивается. Одним из наиболее значимых современных результатов общественного развития является становление и развитие информационного общества.

Конец XX — начало XXI в. ознаменовались небывало быстрыми темпами научно-технического прогресса, обострением состязания (соперничества, конкуренции) между различными государствами, корпорациями, научными учреждениями. Стала более распространённой и конкуренция между работниками, стремящимися к интересной и хорошо оплачиваемой должности.

Это состязание охватывает весь мир (носит международный характер) и выдвигает перед нашей страной важнейшую задачу — обеспечить конкурентоспособность (т. е. способность выдержать конкуренцию).

Выполнение этой задачи непосредственно связано с образованием. Применительно к теме данного параграфа выстраивается цепочка из трёх взаимосвязанных и взаимодействующих звеньев конкурентоспособности: а) страна; б) образование; в) личность.

Исходная государственная установка гласит: обеспечение конкурентоспособности страны является важнейшим условием усиления политической и экономической роли России, повышения благосостояния её населения, способности быстро и правильно ориентироваться в условиях международной конкуренции.

Образование во многом определяет главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны, качество её человеческого потенциала. Это преимущество имеет своей основой конкурентоспособность образования.

Вопрос 6. Что такое конкурентоспособность человека, каковы пути её повышения?

Главной движущей силой укрепления конкурентоспособности страны является человек. Уже в основной школе начинается процесс формирования его личностных качеств, соответствующих запросам информационного общества. Назовём некоторые из них:

  • уметь приобретать и постоянно обновлять знания, применять их в различных ситуациях;
  • проявлять инициативу, самостоятельность, ответственность в принятии и выполнении решений;
  • овладевать достижениями отечественной и мировой культуры; понимать, что культурный человек продуктивно участвует в коллективном труде, достигает взаимопонимания в общении, хорошо подготовлен к самостоятельному творчеству, к высококачественной работе, к пользованию гражданскими правами;
  • учитывать запросы рынка труда, уметь доказывать свою конкурентоспособность в процессе деятельности, при перемене профессии.

В информационном обществе всё более отчётливо просматривается связь между уровнем образования и положением человека в обществе. При этом речь идёт не только о материальных благах, поскольку для современного человека основными мотивами деятельности становится самореализация, стремление к образованию и знаниям и практическому их применению.

Эксперты утверждают, что всё большее число людей из рабочей среды обучаются достаточно долго, чтобы стать работниками умственного труда. Речь идёт уже не о деньгах. Речь идёт о собственном достоинстве.

Вопрос 7. Каковы основные качества человека, отвечающие запросам информационного общества?

Личностные качества, соответствующие запросам информационного общества:

  • уметь приобретать и постоянно обновлять знания, применять их в различных ситуациях;
  • проявлять инициативу, самостоятельность, ответственность в принятии и выполнении решений;
  • овладевать достижениями отечественной и мировой культуры; понимать, что культурный человек продуктивно участвует в коллективном труде, достигает взаимопонимания в общении, хорошо подготовлен к самостоятельному творчеству, к высококачественной работе, к пользованию гражданскими правами;
  • учитывать запросы рынка труда, уметь доказывать свою конкурентоспособность в процессе деятельности, при перемене профессии.
Вопрос 8. Каковы основные уровни образования в нашей стране?

Общее образование включает следующие ступени:

  • 1) дошкольное образование;
  • 2) начальное общее образование;
  • 3) основное общее образование;
  • 4) среднее общее образование;
  • 5) среднее профессиональное (специальное) образование;
  • 6) высшее образование.

Задачи этих элементов образования — формирование общей культуры человека, его подготовка к жизни в обществе, к сознательному выбору и освоению профессии.

Профессиональное образование направлено на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определённой сфере. Ступени профессионального образования таковы:

  • 1) среднее профессиональное образование;
  • 2) высшее профессиональное образование, в котором различают три уровня: бакалавриат, специалитет и магистратура, подготовка кадров высшей квалификации.

Задачи профессиональных учебных заведений — последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровня учащихся, подготовка квалифицированных специалистов.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка осуществляются по программам дополнительного профессионального образования.

Вопрос 9. Почему непрерывное образование является ключевой задачей общества?

В современном мире часто звучат слова: кто владеет знаниями, тот владеет миром. Знания требуют постоянного развития, обновления. Поэтому на первый план выдвигается задача непрерывного образования, охватывающего всю жизнь человека.

Непрерывное образование рассматривается как руководящий принцип во всех странах мира. Его реализация направлена на достижение гармоничного развития личности и прогресса в преобразовании общества.

Учёные полагают, что в нашу эпоху важным средством непрерывного образования является дистанционное обучение через Интернет. Оно способно предоставить равные возможности для получения образования высокого уровня всем желающим, независимо от места их проживания, возраста и т. п.

Составной частью непрерывного образования является самообразование. Его содержание определяется самим человеком, проявляющим личный интерес к приобретению знаний в области науки, техники, культуры, к познанию современных общественных отношений. Велика роль самообразования в повышении культуры личности.

Основной источник самообразования — чтение, изучение литературы. Кроме книг, журналов, газет, самообразованию способствуют прослушивание лекций, посещение музеев, выставок, просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач.

Выскажи своё отношение к приведённому суждению; если ты с ним согласен, приведи примеры бедствий, вызванных отсутствием необходимых знаний.

Вопрос 11. Учёные утверждают: образование — это не только одно из основных прав человека, это конкретное, доказанное преимущество для общества в целом. Сформулируй систему доказательств того, что образование играет значительную роль в общественном развитии.

Если человек получит образование, то он сможет стать выдающимся человеком и это может пригодиться стране.

Вопрос 12. Объясни, каким образом образование влияет на конкурентоспособность страны.

Во-первых, без образования очень сложно устроится на работу, даже почти невозможно. Следовательно, жители страны будут безработными, неграмотными, что плохо повлияет на страну.

Во-вторых, есть такой рейтинг, называется ИРЧП (Индекс развития человеческого потенциала). И это тоже говорит многое о стране, образованные ли там люди или нет.

Вопрос 13. Ознакомься с приведенным ниже суждением и аргументируй (привлекая примеры) свою точку зрения. “Образование нельзя рассматривать исключительно как средство подготовки к будущему. Образование должно обеспечивать возможность решения обучающимися значимых для них проблем.”

Да, образование должно быть многосторонним, чтобы люди могли знать ответы на элементарные вопросы во всех областях знаний. Человек, получивший образование в какой-то узкой области – ограничен. О нем нельзя сказать, что он всесторонне развит. Он может быть хорошим специалистом в какой-то сфере и совершенным невеждой в других вопросах.

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Что такое образование? В чём заключается приоритет образования?

Что такое образование? В чём заключается приоритет образования?

Ответ

Образование — процесс усвоения знаний, обучение, просвещение.

Образование — это процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям Отечества, мировой цивилизации. Каждое новое поколение овладевает знаниями, опытом, накопленными предыдущими поколениями, вносит свой вклад в непрерывно пополняемую сокровищницу культуры.

Для повышения качества образования, обеспечения единства его содержания на всём российском пространстве установлены государственные стандарты среднего и высшего образования, отражающие новейшие достижения науки.


Приоритетность образования требует выделения материальных средств. Под данным термином подразумевается серьезная программа, направленная на помощь детям и подросткам в интеллектуальном развитии, успешной адаптации в социуме.

Ключевые термины

  • ключевые компетенции;
  • функциональная грамотность.

Именно ключевые компетенции заявлены в качестве обязательных результатов на данном этапе реформирования отечественной образовательной системы.

приоритетность образования в России

Теоретическая основа

Приоритетность образования требует выделения определенного психодидактического подхода. Школьное образование, которое предназначено для полной социализации нового поколения, гарантирует передачу опыта старших поколений посредством разных способов деятельности.

В чем заключается приоритетность образования в нашей стране? В первую очередь сюда можно отнести формирование личностных, интеллектуальных, нравственных, коммуникативных ресурсов каждого ребенка.

значение термина приоритетность образования

Специфика приоритетов образования в школьной системе

Школа, являясь довольно консервативным социальным институтом в силу своей универсальности, сталкивается периодически с необходимостью организационных и концептуальных изменений.

Проанализируем основные тенденции реформирования российского школьного образования в направлении интеллектуального воспитания и развития учащихся.

Приоритетность образования в современном мире связана с появлением у подрастающего поколения навыков самостоятельной деятельности, личной ответственности за самосовершенствование. Именно эти параметры считаются ключевыми компетенциями, которые характеризуют содержание современного образования.

приоритетность образования в современном мире

ФГОС общего образования

Признание приоритетности образования отмечается в данном документе как необходимость формирования готовности учащихся применять умения и навыки, усвоенные ими в рамках общего образования, в практической жизни для решения конкретных задач.

Также ФГОС отмечают, что в качестве базового требования к содержанию российского основного общего образования выступает достижение девятиклассниками уровня функциональной грамотности по культурному, естественнонаучному, математическому направлению, что требуется в современном обществе.

Приоритетность образования требует выделения значительных средств, а также кадровых изменений в современной школе.

приоритетность образования требует выделения средств

Ключевые компетенции

В качестве конечных образовательных результатов, на достижение которых направлено изменение содержания школьных программ, выступают ключевые компетенции. Рассмотрим данное понятие более подробно. Для начала проанализируем его происхождение. В переводе с английского языка данный термин имеет несколько смысловых значений:

  • умение, способность;
  • правомочность;
  • компетентность.

Приоритетность образования - это важный аспект, от которого зависит выполнение заказа государства.

Отметим, что приоритетность образования требует выделения значительных средств для налаживания связи между образованием и средствами массовой информации. Важно так воспитывать подрастающее поколение россиян, чтобы они были готовы к обучению на протяжении всей своей жизни.

приоритеты образования

Российское образование

Отметим, что приоритетность образования - это важный аспект, с учетом которого осуществляется деятельность всех педагогических работников.

Среди ключевых компетентностей выделяют:

  • информационную, которая предполагает умения перерабатывать и критически рассматривать информацию;
  • решение проблем, связанное с формулировкой и анализом проблемной ситуации, определением стратегии действий, контролем собственной деятельности;
  • социально-коммуникативную, подразумевающую умения соотносить собственные интересы с желаниями других людей, работать в команде, доказывать позицию;
  • предпринимательскую, состоящую в открытии своего дела.

специфика российского образования

Современные тенденции в школьном образовании

В настоящее время приоритетность образования - это основная цель работы образовательных учреждений. В наши дни она состоит не в приобретении школьниками определенного количества умений и знаний в предметных областях, а в формировании системы ключевых компетентностей, которые выпускники смогут использовать на практике. Это даст им возможность легко адаптироваться к условиям социума.

Возникающие противоречия

Из-за смещения основного акцента на прикладные области образовательной деятельности, игнорируется следующее обстоятельство: применять успешно знания можно только в том случае, если они есть. Сложность состоит в том, что далеко не все знания, приобретаемые современными школьниками в рамках конкретных учебных дисциплин, могут быть использованы в повседневной жизни.

Требуются годы для того, чтобы индивидуальные знания были структурированы, обобщены, систематизированы. Фактические, процедурные, категориальные варианты знаний должны быть так сформулированы, чтобы подросток мог эффективно воздействовать на ситуацию. Использование знаний предполагает осознание сложившейся ситуации, готовность к принятию собственного решения, что возможно только при наличии определенного уровня интеллектуального развития школьников.

Компетенции нельзя рассматривать как единственную основу результативной деятельности. Они представляют собой умения использовать практико-ориентированные знания в социальных, бытовых, профессиональных видах деятельности. При анализе психологических механизмов полноценного индивидуального поведения, включая и решение нестандартных и новых проблем, разумнее вести речь о компетентности. Она является характеристикой интеллектуальных индивидуальных ресурсов, которая предполагает высокий уровень усвоения различных видов знаний, в том числе и в определенной предметной области.

Функциональная грамотность

Отличительные черты функциональной грамотности

Она направлена на решение различных бытовых проблем, проявляется в разных социальных обстоятельствах. Ее обладатели могут решать стереотипные, стандартные задачи, используя базовый уровень письма и чтения.

Она характеризует применение в повседневной жизни умений читать и писать для извлечения из текста информации, ее сжатия и переработки. В современном отечественном образовании этому термину придают более широкое смысловое значение:

  • совокупность навыков и знаний, которые дают возможность человеку чувствовать себя уверенно в материальной и социальной среде;
  • вариант ориентации личности в обществе;
  • мера овладения конкретными умениями как средствами реализации жизненных планов.

значение термина приоритетность образования

Заключение

В качестве конечного результата обучения предполагается формирование функционально образованной личности, то есть человека, который может применять на протяжении своей жизни навыки, умения, знания, решая жизненные задачи в разных сферах деятельности, общения. Модернизация отечественного образования связана с переосмыслением приоритетов. К примеру, если в Советском Союзе акцент отводился заучиванию определенной информации, то в современной России воспитание и образование направлено на саморазвитие и самосовершенствование подрастающего поколения. Для каждого ребенка педагогом выстраивается собственная образовательная траектория, сроки прохождения по которой зависят от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Подобная концепция предполагает и инновации в облике педагога. Для этих целей был разработан профессиональный стандарт для учителей-предметников, на основе которого осуществляется градация педагогов, выявление талантливых и ярких наставников.

А от того каким оно будет (плохим или хорошим) во много зависит его дальнейшая судьба.

Учитель в классе

Сегодня я хочу поговорить про то, что вообще такое современное образование и какие многочисленные функции оно призвано выполнять? Так же мы посмотрим какие виды, уровни и ступени имеются в нашей системе образования, чтобы понять, каких высот в этом деле можно достичь.

Образование — что это

Образование – это процесс, состоящий из воспитания (что это?) и обучения (что это?), которые направлены на формирование новых знаний, развитие способностей, навыков и опыта.

Последний никуда не девается и продолжает жить даже после смерти личности, передаваясь от человека к человеку. Благодаря этому, зародилась культура – опыт целого общества.

Таким образом, образование – это передача культурных знаний, осуществляемая посредством детских садов, школ, колледжей и институтов.

Образование это..

В узком смысле рассматриваемый термин предполагает взаимодействие учителя и ученика, где первый является транслятором информации, а второй — приемником.

Условно образование можно разделить на уровни:

Общее образование

    Общее – это обучение в дошкольных и школьных учреждениях. Дети изучают такие предметы, как родной язык и литературу, биологию, физику и другие, составляющие основу мировоззрения (что это?) любого человека. С их помощью ребенок развивает свои способности, определяются его умственные возможности и профессиональные наклонности;

Профессиональное — это специализированный вид образования представляет собой обучение в школах со специальным уклоном, кружках и секциях, лицеях и колледжах, институтах. Здесь человек готовится стать специалистом в определенной сфере труда, то есть, получает профессию.

Также образование можно рассматривать не как процесс, а как продукт, результат обучения и развития.

Пометки маркерами

Каждая личность наделена определенными задатками, и для их успешного развития требуется специальный подход, адекватный природе обучаемого.

Формы обучения

Современная система образования в России предполагает 5 форм обучения личности:

Кафедра

  1. Очная (традиционная) – обучающийся ходит на учебу, как на работу: каждый день, кроме выходных (школьники, студенты).
  2. Заочная – предоставляемый учебным заведением материал самостоятельно изучается дома, возможны посещения специальных лекций и семинаров (что это такое?), сдача экзаменов в очной форме. Заочная форма дает студенту возможность работать и учиться одновременно.
  3. Экстерн – самостоятельное обучение с аттестацией в образовательном учреждении. При этом ученик может сдать за один раз (или в течение года) экзамены по программам за 2 и даже 3 года.
  4. Индивидуальный план обучения – составляется, согласно возможностям обучаемого.
  5. Дистанционная форма – процесс образования происходит на расстоянии с помощью интернета. Когда-то такая форма производилась посредством писем, которые слали друг другу ученик и преподаватель. Сейчас это так называемые вебинары (что это?).

Отрасли (виды) образования

Образование по направленности принято делить на отрасли (виды):

Профессии

  1. психологическое образование;
  2. радиотехническое;
  3. архитектурное;
  4. юридическое;
  5. математическое;
  6. художественное;
  7. историческое;
  8. духовное;
  9. экономическое;
  10. деловое;
  11. военное;
  12. педагогическое;
  13. музыкальное;
  14. медицинское;
  15. энергетическое;
  16. сельскохозяйственное;
  17. транспортное;
  18. строительное;
  19. горное;
  20. естественнонаучное;
  21. журналистское.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (5)

Думаю наш уровень образования крепкий середняк, и то с натяжкой. Специалистов вузов как правило забирают в Европу.

Хорошая статья. Спасибо!

Современное образование в нашей стране — кипа ненужной информации, которая в одно ухо влетает, а в другое вылетает, в то время, как действительно важная и нужная информация в образовательную программу не входит.

Современное образование давно требует реформирования. Оно дает массу ненужных, оторванных от реальности знаний вместо необходимых для жизни навыков.

Образование не должно лежать под политикой! образование, как таковое, должно существовать, независимо от политики. особенно история! без неё народ, население, НИЧТО

Читайте также: