Что такое критерии в детском саду

Обновлено: 07.05.2024

Ребенок растет быстро. Однажды перед родителями встает задача выбора детского сада для него. Некоторые руководствуются в вопросе выбора лишь близким расположением сада к дому, для других же более важно, какова репутация у того или иного дошкольного заведения, какую программу в нем реализуют, есть ли в нем логопедическая группа и другие критерии.

Не менее важный момент, в каком возрасте отдавать ребенка в сад. Большинство родителей делает это, когда малышу исполняется 3-4 года.

Почему ребенка не стоит отдавать в сад раньше 3-х лет?

Сторонники такого мнения приводят вполне убедительные аргументы:

  • До 3-х лет малыш тесно привязан к маме. Пробыть без нее дольше часа ему непросто. Неслучайно государство дает маме право сидеть в декретном отпуске именно до исполнения ребенку 3-х лет.
  • Раньше этого возраста не все дети еще могут обслуживать себя: самостоятельно ходить в туалет, одеваться, есть ложкой.
  • В 3 года ребенок уже вполне понятно может объяснить свои желания, пожаловаться, если ему больно.
  • До 3-х лет дети еще не испытывают острой потребности общения со сверстниками. Им гораздо комфортнее со взрослыми, от которых они чувствуют защиту.

Теперь о критериях выбора садика

Если какое-то дошкольное учреждение заинтересовало вас, поищите о нем отзывы в интернете и пообщайтесь вживую с мамочками, забирающими вечером своих деток. Выясните все о воспитательском составе, понаблюдайте со стороны, как они ведут себя во время прогулки с малышами.

Если с первым пунктом все в порядке, поинтересуйтесь, какую образовательную программу реализует учреждение. В этом смысле выигрывают частные сады с небольшим составом групп.

Там есть возможность индивидуального подхода к каждому воспитаннику в соответствии с его уровнем развития, способностями и потребностями. Для развития детей должны быть созданы все условия: оснащенные игрушками и дидактическими материалами кабинеты, предпочтение деревянных игрушек пластиковым, наличие материалов для развития мелкой моторики, развивающих конструкторов разных видов, оборудования для ролевых игр, детских книжек, инвентаря для занятий спортом и подвижных игр. Обо всем этом можно поинтересоваться у мамочек. Также необходимо рассмотреть, как оснащены детские площадки во дворе садика, из каких материалов инвентарь, какое покрытие. Безопасность ребенка в садике на первом месте.

Очень важно качество оборудования в детском саду. Мебель только деревянная, по размеру соответствующая возрасту и совершенно безопасная. Спальные принадлежности из натуральных материалов.

Педагогический состав

Первое впечатление о воспитателях можно составить уже, зайдя на территорию садика. На прогулке каждый малыш должен находиться в поле зрения, никто не слоняется, не занимается абы-чем, все вовлечены в игры или деятельность по наблюдению за природой. Никаких бесед воспитателей друг с другом в кружочке или беседке, оставивших детей без присмотра, не может быть.

Также можно прислушаться к разговору взрослых и детей. Хорошо, если воспитатель называет деток по именам, а не по фамилиям, отвечает на их вопросы, а не отмахивается. Также можно послушать разговоры малышей между собой. Они копируют и поведение, и интонации взрослых и с потрохами выдадут грубость и авторитарный стиль общения.

В беседе с заведующей также нужно присмотреться к ее манере общения. Как правило, персонал подстраивается под начальство, ведет принятую им политику общения с родителями и детьми. Надменность, грубый тон не могут присутствовать в детском учреждении. Не стесняйтесь спросить, насколько квалифицированы воспитатели и другие педагоги, какое у них образование, по сколько воспитателей на каждой группе. Ведь если их не хватает, и одному педагогу приходится работать с утра до вечера, он устает, становится раздражительным. Это отрицательно сказывается на детях, они тоже становятся нервозными, капризными.

Сегодня у каждого детского учреждения имеется свой сайт. Почитайте всю информацию и обратите внимание на то, как активно детки данного учреждения участвуют в различных конкурсах, соревнованиях, занимают ли призовые места. Сразу становится понятным, насколько хорошо здесь реализуется дополнительное образование: творческая деятельность, спортивное воспитание, воспитание активной жизненной позиции, организуют ли для деток экскурсии в театры, музеи, как часто проводятся совместные дела детей и родителей. Все это очень важно для развития и социализации ребенка.

Также на сайте нужно обратить внимание, имеется ли обратная связь учреждения с родителями, в какой форме (форум, чат, переписка по электронной почте).

Если ваш ребенок нуждается в занятиях с логопедом, узнайте и о его компетентности. В этом также помогут разговоры с мамочками.

Возможность пробного посещения

Если детский сад предоставляет такую возможность, это очень хорошо. Вы можете понаблюдать за реакцией ребенка на воспитателей, коллектив, новую обстановку. Если ему нравятся посещения, и он ждет их с нетерпением, это хороший знак. Посетите вместе с малышом занятия, посмотрите, как он реагирует на просьбы воспитателя, как ладит с детьми. И если он уже достаточно большой, чтобы высказать свое мнение, выслушайте его и сделайте так, как говорит ребенок.

«Современное качество дошкольного образования :

Представление о качестве образования в настоящее время значительно трансформируется, приобретая новые характеристики на основании требований, предъявляемых со стороны внешнего относительно системы образования современного мира.

Качество дошкольного образования – гарантия успешного освоения образовательных программ на следующих ступенях системы образования, а также в целом успешности человека. Обеспечивают успешность человека те умения, способности, которые развиваются в процессе последовательного освоения содержания образования.

Существуют различные подходы к определению совокупности показателей качества дошкольного образования в ДОУ.

Ряд отечественных исследователей обосновали положение о том, что на психическое, физическое, личностное развитие воспитанников детских учреждений особое влияние оказывают четыре аспекта: характер организации предметно-пространственной среды, поведение воспитателя, тип образовательной программы и количественное соотношение детей и взрослых.

В других источниках в виде основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного образования, выступают следующие: удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения; благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение.

В целом, всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести к следующим критериям :

Организация современного воспитательно-образовательного процесса (выбор программы, сочетаемость программ, интеграция, межпредметные связи, единые педагогические принципы, приемы и методы обучения, участие в экспериментальной и инновационной деятельности, диагностика и самоанализ деятельности ДОУ, планирование и прогнозирование, здоровьесберегающие технологии, индивидуализация обучения, гендерный подход и др.);

Создание современного, предметно-развивающего пространства;

Обеспечение эмоционального благополучия и комфортного самочувствия ребенка в стенах детского сада, низкая заболеваемость;

Успешная и безболезненная адаптация;

Развитие способностей детей (познавательной активности, памяти, мышления, коммуникативных способностей, символических способностей - воображения и игры);

Удовлетворение потребностей и ожиданий родителей (поступление в школы повышенного типа и успешная учеба в начальной школе);

Участие воспитанников детского сада в различных конкурсах, выставках, соревнованиях и фестивалях;

Уровень образования и профессиональная переподготовка педагогических работников, выявление творческого потенциала каждого сотрудника;

Внешние связи ДОУ;

Трансляция опыта работы педагогов ДОУ в СМИ, проведение мастер-классов, семинаров, методических объединений.

Качество работы детского сада выражается также в применении инноваций, здоровьесберегающих технологий, наличии экспериментальной площадки в ДОУ, а также качественной подготовке детей к школе.

Одной из важнейших задач повышения качества дошкольного образования является участие родителей в жизни образовательного учреждения, их отношение к дошкольному образованию, расширение педагогического потенциала родителей и повышение их компетентности.

Система оценки качества организации воспитательно-образовательного процесса позволяет :

проследить динамику развития каждого ребёнка;

оценить успешность усвоения принятой в ДОУ образовательной программы;

определить перспективы, направления работы педагогического коллектива детского сада.

Современный образовательный процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие). От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности.

В этой связи особое значение приобретают следующие профессиональные качества педагога ДОУ :

• видение современных задач дошкольного образования;

• наличие гуманной педагогической позиции по отношению к ребенку, культуре, творчеству;

• умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;

• проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка;

• умение создавать и обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;

• умение работать с содержанием обучения и педагогическими технологиями, придавать им личностно-смысловую направленность;

• умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению современных подходов и технологий, оценивать их результативность;

• способность к самообразованию.

Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.

Для родителей – это эффективное обучение детей:

- обучение без утомления;

- сохранение здоровья детей как психического, так и физического;

- поддержание желания учиться;

Для воспитателей – это положительная оценка их успешности руководителями ДОУ, родителями:

- успешное выполнение ими всех учебных программ;

- оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми;

- поддержание интереса детей к учебному процессу;

- успешное развитие детей в процессе их обучения;

- сохранение психического и физического здоровья детей;

- рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;

- обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.

Таким образом, вывод очевиден: качество – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности (в том числе организации воспитательно-образовательного процесса) и охватывающее всех субъектов образования (дети, родители, педагоги).

Качество профессиональной деятельности педагога — степень удовлетворения потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг.

Критерий оценки — признак степени соответствия качества профессиональной деятельности педагога установленным нормам, требованиям, эталонам, стандартам.

Для примера приведу представленные на слайде критерии оценки качества работы педагогов дошкольного образования, по которым определяется уровень их профессиональной деятельности:

Научно – методическая работа:

• использование современных образовательных технологий,

• участие в методической работе,

• участие в конкурсах профмастерства,

• наличие публикаций педагога,

• наличие портфолио педагога,

Организация работы по взаимодействию с социомом:

• взаимодействие педагога с родителями,

• взаимодействие с социумом,

• участие педагога и воспитанников в конкурсах различного уровня.

Жизнь любого педагога состоит из светлых и тёмных полос, означающих радости, успехи, поражения. Радость просто так не возникает. Именно успех – её обязательная составляющая.

Кодекс деятельности успешного воспитателя:

В каждой профессиональной деятельности существует свой этический кодекс. Перед вами свод правил успешного воспитателя ДОУ:

• Милосердие и гуманизм – сердце воспитателя

• Творчество – отличительная черта

• Здоровый образ жизни – основа существования

• Уважение к коллегам, детям родителям дошкольников – культура воспитателя

• Самосовершенствование, саморазвитие – доминанта поведения

• Профессиональная компетентность – дело чести

Существует несколько принципов профессиональной успешности педагога. Вы можете видеть их на экране:

Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельными в мире. Весы-качели – символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения.

У каждого своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает достижения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях.

Создание ситуации успеха. Главное – почувствовать вкус победы.

Педагог – равноправный партнёр, учитывающий интересы ребёнка, индивидуальные особенности и потребности.

Сегодня востребован педагог творческий, компетентный. Каждый ребёнок требует внимания и заботы. В связи с повышением требований к качеству образовательного процесса дошкольного учреждения, меняется и отношение к уровню профессионального становления педагога ДОУ. Очень точно об этом сказал Джон Дьюи (американский философ и педагог) :

Повышение качества дошкольного образования на современном этапе находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.

В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Залогом профессионального роста педагога является постоянное стремление к повышению мастерства.

Итак, перед вами модель воспитателя 21 века:

• Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

• Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

• Умеющий организовать рефлексивную деятельность;

• Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Профессиональная компетентность - это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога ДОУ относятся представленные на экране:

Интеллектуально-педагогическая компетентность - умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

Коммуникативная компетентность - значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать.

Информационная компетенция - объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, о коллегах.

Регулятивная компетентность - умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Педагоги с достаточным уровнем внутренней мотивации, креативные личности, ориентированные на успех, способны самостоятельно достигнуть высокого уровня профессионализма. Однако для большей части педагогов необходимо создание специальных условий. Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства. Но к творческому поиску оптимальных средств, форм, методов обучения и воспитания детей может приобщиться каждый.

Таким образом, в дошкольном образовании нет единого подхода к оценке качества профессиональной деятельности педагога ДОУ.

Эта тема будет оставаться проблемной до тех пор, пока не будут :

• разработаны единые показатели и критерии оценки;

• определены современные требования, которые можно универсально применить к оценке качества работы различных категорий педагогов дошкольного образования.

А на данный момент главными и основными критериями качественной деятельности педагога дошкольного образования являются следующие критерии :

• Ребенок утром с радостью идет в детский сад, вечером с неохотой его покидает.

• Педагог постоянно находится в творческом поиске, растет как профессионал.

• Родитель видит в нас союзника, активно включен в образовательный процесс.

Подводя итог, отметим, что система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой. К тому же наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования позволит обеспечить согласованность деятельности всех субъектов системы образования. Все это, в конечном счете, будет способствовать реализации права граждан на получение качественного дошкольного образования.

1. Бережнова О. В., Тимофеева Л. Л. Оценка профессиональной деятельности педагога детского сада. - М. : Цветной мир, 2014

2. Иванова В. Т. О красоте профессии воспитателя – М. : Сфера, 2013

3. Майер А. А., Богославец Л. Г. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ. - М. : Сфера, 2012

4. Соломенникова О. А. Профессиональная компетентность воспитателя дошкольного образовательного учреждения// Педагогическое образование и наука. - 2017.-№3.-с. 4-5.

Оценка качества условий реализации ОП ДО образовательного учреждения.

Требования к психолого-педагогическим условиям.

Наличие системы стандартизированной диагностики, отражающей соответствие уровня развития воспитанников возрастным ориентирам

Положение о системе оценки индивидуального развития воспитанников в соответствии с ФГОС ДО (педагогической диагностике)

Справка о результатах мониторинга

Справка о результатах мониторинга

Результат мониторинга на начало учебного года

Результат мониторинга на конец учебного года

Наличие консультативной поддержки педагогов и родителей по вопросам воспитания и обучения

План работы с педагогами

План работы с родителями

Информационный раздел на сайте

Наличие организационно-методического сопровождения процесса реализации ОП, взаимодействия с социумом; (договоры)

Отчет о деятельности

Отчет о деятельности

Отчет о деятельности

Изучение и распространение педагогического опыта

Отчет о деятельности

Контрольные мероприятия по реализации ОП в НОД, совместной деятельности, режимных моментах

Отчет о деятельности

Договоры о сетевом взаимодействии

Отчет о деятельности

Наличие условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников

Работа по повышению защитных сил организма

Профилактика управляемых инфекций

Профилактика возникновения и распространения инфекционных заболеваний:

Организация адаптационного периода

Проведение комплексного обследования разными специалистами

Оценка прохождения периода адаптации вновь прибывших воспитанников

Индивидуальный подход к организации адаптационного периода

Организация гибкого режима

Анкетирование родителей (законных представителей)

Ежедневный мониторинг поведенческих реакций воспитанников

Оценка результативности работы с семьями воспитанников, их вовлеченность в образовательную деятельность.

Наличие плана работы с семьями

Вовлеченность в проектную деятельность

Участие в выставках, смотрах- конкурсах, совместных мероприятиях

Требования к кадровым условиям

Сведения о кадрах по состоянию на конец года

В т.ч. - воспитатели

Образовательный ценз педагогов

Имеют стаж работы:

Динамика роста категорийности

Имеют квалификационную категорию:

Повышение профессионального уровня квалификации (число работников, прошедших КПК)

Окончили курсы повышения квалификации:

- Профессиональная деятельность воспитателя в условиях реализации ФГОС ДО

Уровень и название конкурса

Наличие кадровой стратегии

Требования к материально-техническим условиям

Оснащенность групповых помещений и кабинетов современным оборудованием, средствами обучения, включая методические пособия и литературу

Методическое обеспечение реализуемой образовательной программы

Библиотека методической Литературы

Информационные уголки и стенды

Оснащенность групповых помещений необходимой мебелью

Оснащенность музыкального зала

Оснащенность физкультурным оборудованием

Дидактические игры и материалы

Соответствие нормативам и требованиям СанПиН

Мебель и оборудование

Наличие условий для медицинского сопровождения обучающихся в целях охраны и укрепления их здоровья

Наличие договора о медицинском обслуживании

Оценка соответствия службы охраны труда и обеспечения безопасности (ТБ, ОТ, ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности) требованиям нормативных документов

Служба охраны труда

Положение о службе охраны труда

План работы комиссии по охране труда

Протоколы заседаний комиссии

Организация работы по ОТ и ТБ

Положение по ОТ и ТБ

Проверка знаний по ОТ

Обучение ответственных лиц

Создание условий по обеспечению ОТ и ТБ

Наличие работоспособной АПС

Инструкции по ПБ

Наличие средств пожаротушения

Инструктажи по ПБ

Наличие работоспособной КТС, РКТС

Наличие физической охраны

Информационно - технологическое обеспечение

Наличие информационно-технологического оборудования

Оценка организации питания воспитанников

Договор с поставщиками

Укомплектованность пищеблока квалифицированными кадрами

Совет по питанию

Оснащенность технологическим Оборудованием, посудой и производственным Инвентарем

Программа производственного контроля

Утвержденное 10-ти дневное меню

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Соответствие компонентов предметно-пространственной среды реализуемой образовательной программе ДОУ и возрастным возможностям воспитанников

Наличие оборудования и инвентаря (в здании и на участке) в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Наличие условий для общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности, а также возможности для уединения

Центр речевой активности

Центр изобразительного творчества

Центр творческих игр

Центр экспериментирования и природы

Центр строительно-конструктивных игр

Центр логико-математического развития

Центр театрализованной деятельности

Центр двигательной активности

Центр формирования основ безопасности жизнедеятельности.

Центр музыкальной деятельности

Учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс

Материалы по Петербурговедению

Образцы народного декоративно-прикладного творчества

Материалы о природе родного края

Оценка качества организации образовательного процесса.

Актуальность ОП ДО ФГОС ДО

Соответствие содержания разделов образовательной программы требованиям ФГОС ДО

1.Соответствие структуры и содержания каждого раздела ФГОС ДО:

Отражение в содержании программы специфики дошкольной образовательной организации

Наличие в целевом разделе ОП ДО Характеристики контингента воспитанников

Наличие в содержательном разделе ОП ДО:

Описания особенностей вариативных форм, способов, методов и средств реализации с учетом специфики ДОУ

Описания способов и направлений поддержки детской инициативы, особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников с учетом специфики ДОУ

Наличие в организационном разделе ОП ДО:

Описания традиционных событий и форм, праздников, мероприятий с учетом специфики ДОУ

  1. Отражение специфики ДОУ в создании развивающей предметно-пространственной среды

Соответствие объема образовательной нагрузки санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН)

2. Расписание НОД

Показатели, характеризующие соответствие рабочих программ ОП ДО и ФГОС ДО

Соответствие содержания разделов рабочих программ ОП ДО и ФГОС ДО

1.Соответствие структуры и содержания каждого раздела

Отражение в содержании программы

Наличие в целевом разделе характеристики контингента воспитанников

Наличие в содержательном разделе описания особенностей вариативных форм, способов, методов и средств реализации с учетом специфики

Описания способов и направлений поддержки детской инициативы, особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Наличие в организационном разделе описания традиционных событий и форм, праздников, мероприятий

Отражение специфики группы в создании развивающей предметно-пространственной среды

Соответствие объема образовательной нагрузки санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН)

2. Расписание НОД

Открытость дошкольного учреждения для родителей и общественных организаций

Результатов взаимодействия с социальными партнерами

Условия для всестороннего развития и формирования личности воспитанников.

Название дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Количество обучающихся по каждой программе

Оценка качества результата освоения ОП ДО.

Наличие экспертизы условий реализации образовательной Программы

Материалы по оценке качества условий реализации образовательной Программы

Наличие системы педагогической оценки развития воспитанника, его динамики

Динамика показателя здоровья детей

Диаграммы, таблицы с анализом показателей здоровья детей

Уровень удовлетворенности родителей качеством предоставляемых услуг ДОУ

Наличие портфолио достижений воспитанников

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Критерии оценки качества работы педагогов

Данные критерии , разработанные в учреждении могут быть использованы как методический материал.


Критерии оценки качества деятельности дошкольной образовательной организации

Критерии оценки качества деятельности дошкольной образовательной организации.

критерии оценки качества педагогов

в публикации представлен инструментарий действий оценки деятельности педагогов.


Критерии оценки качества деятельности педагогов дошкольного образования: как ценить и оценивать качество дошкольного образования?


презентация "Критерии оценки качества деятельности педагогов дошкольного образования"

В помощь к публичному выступлению "Критерии оценки качества деятельности педагогов дошкольного образования: как ценить и оценивать качество дошкольного образования?".



КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА В ПРАКТИКАХ МОНИТОРИНГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлен анализ различных практик мониторинга в разрезе критериев оценки качества дошкольного образования, его нормативно-правового регулирования, заказчиков, субъектов и объектов. Сравнит.

Наши детки растут быстро и, что интересно, не только чужие. Приходит момент – и малыша нужно отдавать в детский сад.

Выбор детского сада — дело весьма кропотливое и не терпящее спешки. Психологи, методисты и вдумчивые родители единодушны: малышу от 3 лет гораздо лучше ходить в хороший детский сад, чем сидеть дома с мамой, бабушкой или няней; ходить же в плохой — неизмеримо хуже. Так как же выбрать этот хороший?

Существует правило, о котором следует вспомнить, отдавая малыша в детский сад: ищем не столько сад, сколько воспитателей, на их личные и профессиональные качества следует делать ставку родителям. Потому что от первого воспитателя зависит, как сложится детсадовская судьба вашего ребенка.

Следует не забывать еще одно правило: связь между престижностью детского сада, громким именем и качеством, теплотой внутренних отношений есть, но далеко не всегда. Если перед Вами стала проблема выбора хорошего детского сада для своего малыша, то вот несколько советов, которые помогут Вам.

Детские сады делятся на государственные (муниципальные), ведомственные и частные.

В государственный детский сад детей принимают по месту жительства. Платить за такой садик нужно немного, он скорей всего находится близко к Вашему дому. Какие условия в государственном детском саду? Если Вы помните свое детство и свой детский сад, то Вы представляете себе, как выглядит государственный детский сад. Количество детей в группах обычно 25-30 человек. Финансирование таких учреждений маленькое, поэтому не приходится рассчитывать на огромное количество игрушек, меню из деликатесов.

Ведомственными называют детские сады, которые находятся в ведомстве какого-нибудь предприятия. Обычно в такие сады ходят дети сотрудников предприятия, для которых плата за детский сад существенно ниже, по сравнению с остальными.

Частные дошкольные учреждения организовываются частными лицами или предприятиями. Плата за услуги частного детского сада обычно высокая, но к общеобразовательным программам в них добавляются дополнительные предметы или дополнительные услуги.

Не важно, к какой категории относится детский сад, следует обращать внимание на лицензию этого учреждения. Садик должен иметь разрешение от министерства образования, разрешение от санитарно-эпидемиологической станции. Педагоги в детском учреждении также должны иметь аккредитацию от министерства образования, санитарную книжку с необходимыми отметками (кстати, это касается всего персонала садика).


На что следует обращать внимание?
  1. Месторасположение. Садик, до которого приходится добираться более получаса транспортом, скорей всего не лучший вариант. Утомительная поездка в общественном транспорте ранним утром или же длительное стояние в пробках, если Вы на личном авто, вряд ли понравится Вашему ребенку.
  2. Персонал. Выбор детского сада зачастую сводится как раз к выбору подходящего персонала. Ведь Ваш ребенок на целый день остается с этими людьми. Поэтому важно заранее присмотреться, как общаются воспитатели с детьми и между собой. Позволяют ли они себе грубости, насколько они внимательны к детям? Как они реагируют на жалобы и просьбы детей? О персонале того или иного детского сада можно узнать, спросив мнение других мам, уже отдавших детей в этот детский сад. Кроме того, следует учитывать, сколько воспитателей и их помощников приходится на одну группу. В детских садах, где количество детей в одной группе превышает 20, а то и 30, человек необходимо наличие как минимум двух воспитателей (в первую половину дня – один, во вторую — второй) и хотя бы одного помощника воспитателя (няни).
  3. Территория. Территория детского учреждения должна обязательно иметь ограждение и закрываться. Ведь дети очень любопытны и могут выбежать за территорию садика. Чтобы на территорию садика не заходили посторонние, нужно наличие охраны. На территории детского сада ни в коем случае не должно быть ям или бугров, мусора. Обязательно наличие детской площадки с песочницей, качелями, лесенками.

Убранство помещения. В каждом садике обязателен зал для занятий физкультурой и музыкой (можно как два отдельных зала, так и совмещенный). Обязательно наличие медицинского кабинета с дежурной медсестрой или врачом. Желателен также кабинет логопеда с одним или несколькими квалифицированными специалистами. Помещения групп должны быть чистыми, просторными. Важно чтобы комнаты для сна и для занятий были раздельными. Осмотрите мебель в группе. Удобна ли она детям? Нет ли опасности, что мебель может сломаться в любой момент? По росту ли подобраны стулья и столы. Обратите внимание на игрушки в игровой комнате. Качественны ли эти игрушки?

  1. Играют ли ими другие дети или же они стоят для отвода глаз. Развивают ли эти игрушки навыки у детей: логику, моторику, память?
  2. Программа занятий. В стандартную программу занятий обычно входит знакомство с окружающим миром, разные подвижные, сюжетно-ролевые и дидактические игры, развитие речи. Кроме этого, в программу также входят занятия по математике, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, музыке, физкультуре. Дополнительные предметы, такие как изучение иностранного языка или раннее обучение чтению и письму, преподаются в каждом садике по-разному и их выбор индивидуален.

Когда Вы выбираете садик, постарайтесь присутствовать на нескольких занятиях и понаблюдайте, как они проходят. Понимают ли дети воспитателя? Выполняют ли его задания? Кричит ли воспитатель на детей? Объясняет ли дополнительно, если кто-то не понял?

Питание. Полноценное и разнообразное питание – залог здоровья Вашего ребенка. Важно, чтобы в детском саду ребенок не голодал, но и нельзя, чтобы его постоянно кормили насильно. Узнайте, есть ли в детском саду возможность отдельного питания для Вашего малыша, если он подвержен аллергиям. Понаблюдайте, как кушают дети. Едят ли они с аппетитом? Как относятся воспитатели, к тем деткам, которые капризничают или балуются. Если имеется возможность, следует проведать кухню, на которой готовят еду для детей. Поддерживаются ли на кухне санитарные нормы? Правильно ли хранятся продукты питания? Соблюдают ли повара санитарные правила при приготовлении пищи?

Если в семье достаточно финансов для того, чтобы оплатить услуги частного детского сада, то это идеальный вариант для любого малыша. Там интересная программа развития, в группах около 10-12 человек, дети хорошо обеспечены игрушками, вкусное и разнообразное питание и множество других преимуществ. Единственный недостаток частного детского сада – это его стоимость.

Домашний (семейный) детский сад – вид частного сада. Обычно это обустроенная спальня и игровая комната в частной квартире, или же в снятом помещении. Там работают воспитательница, няня и повар; а для детей постарше приглашаются преподаватели иностранных языков, музыки, рисования. Плюсы домашнего детского сада: мало детей (3-5 человек), индивидуальный подход к питанию, максимум внимания. Но там очень высокая оплата и иногда недостаточно просторное помещение.

Ищем идеальный детский садик
1.Самый первый вариант – самый главный и самый банальный: опросить родителей, чьи дети посещают близлежащие садики. Именно они поведают вам, насколько хорошо или плохо ухаживают за детьми, любят ли малыши воспитательниц, как оборудован садик, какие там игрушки, и еще много важных подробностей, которые больше никто вам не расскажет.

2.Обратите внимание на территорию детского сада – насколько она чистая, не загромождена ли мусором, не сломаны ли песочницы и качели. Естественно, на территории должна быть детская площадка, а сама территория огорожена, и калитка, ведущая на нее, закрыта – не удивляйтесь, но многие малыши настолько любознательны, что пытаются убежать за пределы детского сада.
3.Познакомьтесь с персоналом, посмотрите на обстановку, в которой будет находиться ваш ребенок. Достаточно ли игрушек? Уютно ли в помещении? Нравится ли вам воспитательница? Обязательно поговорите с врачом, который должен быть в детском садике.

4.Узнайте у заведующей, по какой программе ведутся занятия, численность детей в группе, попросите рассказать вам о занятиях и о персонале, который их проводит.

Выбор хорошего детского сада для своего малыша – действительно трудная задача. Но не забывайте, что ходить в детский сад будет именно ребенок, а не Вы. Постарайтесь учитывать его желания и предпочтения при выборе и не ошибетесь, ведь дети более тонко чувствуют отношение к ним окружающих и с удовольствием будут ходить в тот садик, где они будут окружены теплом и заботой.

Новое видео:

Новое видео:


Каждый родитель, принимая решение отдать ребенка в детский сад, надеется на то, что там будет комфортно и безопасно. Родители тщательно изучают дошкольные учреждения, чтобы не ошибиться и сделать правильный выбор. Но как узнать подходит ли конкретный детский сад вашему ребенку?

В конце материала - практический чек-лист по выбору детского сада

"Эмоциональная среда современного детского сада должна закладывать в детях прежде всего позитивное отношение к себе. Ребенок должен понимать и чувствовать, что он в этом мире главный, важный и ему всегда рады."

  • ребенок почувствовал, что он сам способен творить и это ценится окружающими;
  • дать уверенность ребенку, что он сам может влиять на ход событий и его всегда поддержат;
  • показать, что мир вокруг безопасный и интересный, и не нужно постоянно ждать негатива в свой адрес.

"Эмоциональная среда современного детского сада должна закладывать в детях прежде всего позитивное отношение к себе. Ребенок должен понимать и чувствовать, что он в этом мире главный, важный и ему всегда рады."

  • ребенок почувствовал, что он сам способен творить и это ценится окружающими;
  • дать уверенность ребенку, что он сам может влиять на ход событий и его всегда поддержат;
  • показать, что мир вокруг безопасный и интересный, и не нужно постоянно ждать негатива в свой адрес.


Самостоятельность и инициативность

Первая составляющая, связанная с инициативностью, - полноценное развитие игры. Развивать свободную игру, не заданную взрослым человеком можно одинаково хорошо и в саду, и дома. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя автором игры. За инициативностью стоит воображение. Для развития воображения надо поддерживать естественное любопытство. В хорошем детском саду воображение развивают игрушки: это не готовые, мастерски связанные крючком пельмешки, а всевозможные кубики, цилиндрики, камушки, палочки, – всё, что может превращаться во что угодно, так называемый, полифункциональный материал.


Хороший педагог знает, как помочь ребенку, который стесняется говорить. Как вариант, можно сесть рядом, предложить на ушко все рассказать ребенку, чтобы потом озвучить сказанное вслух, или, например, проговорить вместе. Так малыш понимает: то, что он думает настолько важно, что вся группа должна про это знать! При таком подходе постепенно придет уверенность, что эмоции и дела ребенка ценны. Помните, что доверие формируется в мелочах: важно заглядывать в глаза, слушать внимательно, присаживаться на один уровень с детьми.

Читайте также: