Что такое корпоративная сеть кратко

Обновлено: 04.07.2024

Корпоративная сеть — коммуникационная система, принадлежащая и/или управляемая единой организацией в соответствии с правилами этой организации. Корпоративная сеть отличается от сети, например, интернет провайдера тем, что правила распределения IP адресов, работы с интернет ресурсами и т. д. едины для всей корпоративной сети, в то время как провайдер контролирует только магистральный сегмент сети, позволяя своим клиентам самостоятельно управлять их сегментами сети, которые могут являться как частью адресного пространства провайдера, так и быть скрыты механизмом сетевой трансляции адресов за одним или несколькими адресами провайдера.

См. также

  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Корпоративная сеть" в других словарях:

корпоративная сеть — Сеть связи, абонентами которой являются служащие коммерческих или государственных организаций. В отличие от учрежденческой сети, традиционно используемой для организации телефонной связи, термин “корпоративная сеть” используется для… … Справочник технического переводчика

частная корпоративная сеть — — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN private intercompany network … Справочник технического переводчика

сеть выделенных линий — ведомственная сеть корпоративная сеть Сеть связи с закрепленными каналами. [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы ведомственная сетькорпоративная … Справочник технического переводчика

сеть внутренней связи — корпоративная сеть — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы корпоративная сеть EN intercom network … Справочник технического переводчика

сеть для передачи данных о деловой деятельности — корпоративная сеть — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы корпоративная сеть EN business (communication) network … Справочник технического переводчика

Корпоративная информационная сеть — (Corporate network) — физическое или логическое объединение локальных вычислительных сетей подразделений (крупной) корпорации … Экономико-математический словарь

корпоративная локальная вычислительная сеть, — 01.04.33 корпоративная локальная вычислительная сеть, корпоративная ЛВС [corporate LAN]: Вычислительная сеть, поддерживаемая пользователем, такая как Ethernet или беспроводная локальная вычислительная сеть. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Корпоративная социальная ответственность — Необходимо проверить качество перевода и привести статью в соответствие со стилистическими правилами Википедии. Вы можете помочь … Википедия


Корпоративная сеть – это сеть, которая поддерживает работу конкретного предприятия, владеющего данной сетью. Пользователями корпоративной сети являются только сотрудники данного предприятия. Сторонним организациям и пользователям услуги в общем случае не оказываются.

Как правило, термин корпоративная сеть используется для сети крупного предприятия. Такая сеть является составной, включающей различные локальные сети.

Структура корпоративной сети в целом соответствует обобщенной структуре телекоммуникационной сети (рис.13.1.). Однако имеют место и некоторые отличия. Например, локальные сети, объединяющие конечных пользователей, включаются в состав корпоративной сети. Далее, названия структурных единиц корпоративной сети отражают не только территорию покрытия, но и организационную структуру предприятия. Так, принято делить корпоративную сеть на сети отделов и рабочих групп, сети зданий и территорий, магистраль.

На рис. 13.2 приведен пример архитектуры сети отдела. Главной целью сети отдела является разделение локальных ресурсов (приложения, данные, лазерные принтеры, модемы). Обычно сети отделов имеют в своем составе один или два файловых сервера и не более тридцати пользователей. В этих сетях локализуется большая часть трафика предприятия. Сети отделов обычно создаются на основе одной сетевой технологии – Ethernet, Token Ring или FDDI. Для такой сети характерен один или, максимум, два типа операционных систем.


Рис. 13.2. Сеть отдела

Сеть здания и территории объединяет сети различных отделов одного предприятия в пределах отдельного здания или в пределах одной территории, площадью в несколько квадратных километров. Для построения таких сетей используются соответствующие технологии локальных сетей.

Обычно сеть здания (территории) строится по иерархическому принципу с собственной магистралью, построенной на базе технологии Gigabit Ethernet, к которой присоединяются сети отделов, использующих технологию Fast или Eternet (рис.13.3).

Главной особенностью корпоративных сетей является их масштабность. Число пользователей и компьютеров в корпоративной сети может измеряться тысячами, а число серверов – сотнями; расстояния между сетями отдельных территорий могут оказаться такими, что использование глобальных связей становится необходимым (рис.13.4). Непременным атрибутом корпоративной сети является высокая степень неоднородности (гетерогенности) – нельзя удовлетворить потребности тысяч пользователей с помощью однотипных программных и аппаратных средств. В корпоративной сети обязательно используются различные типы компьютеров – от мэйнфреймов до персональных компьютеров, несколько типов операционных систем и множество различных приложений.


Рис. 13.3. Сеть территории


Рис. 13.4. Корпоративные сети.

Классификация услуг телекоммуникационной сети (закрашенные области соответствуют традиционным услугам операторов связи)


Корпоративная сеть – это сеть, которая поддерживает работу конкретного предприятия, владеющего данной сетью. Пользователями корпоративной сети являются только сотрудники данного предприятия. Сторонним организациям и пользователям услуги в общем случае не оказываются.

Как правило, термин корпоративная сеть используется для сети крупного предприятия. Такая сеть является составной, включающей различные локальные сети.

Структура корпоративной сети в целом соответствует обобщенной структуре телекоммуникационной сети (рис.13.1.). Однако имеют место и некоторые отличия. Например, локальные сети, объединяющие конечных пользователей, включаются в состав корпоративной сети. Далее, названия структурных единиц корпоративной сети отражают не только территорию покрытия, но и организационную структуру предприятия. Так, принято делить корпоративную сеть на сети отделов и рабочих групп, сети зданий и территорий, магистраль.

На рис. 13.2 приведен пример архитектуры сети отдела. Главной целью сети отдела является разделение локальных ресурсов (приложения, данные, лазерные принтеры, модемы). Обычно сети отделов имеют в своем составе один или два файловых сервера и не более тридцати пользователей. В этих сетях локализуется большая часть трафика предприятия. Сети отделов обычно создаются на основе одной сетевой технологии – Ethernet, Token Ring или FDDI. Для такой сети характерен один или, максимум, два типа операционных систем.





Рис. 13.2. Сеть отдела

Сеть здания и территории объединяет сети различных отделов одного предприятия в пределах отдельного здания или в пределах одной территории, площадью в несколько квадратных километров. Для построения таких сетей используются соответствующие технологии локальных сетей.

Обычно сеть здания (территории) строится по иерархическому принципу с собственной магистралью, построенной на базе технологии Gigabit Ethernet, к которой присоединяются сети отделов, использующих технологию Fast или Eternet (рис.13.3).

Главной особенностью корпоративных сетей является их масштабность. Число пользователей и компьютеров в корпоративной сети может измеряться тысячами, а число серверов – сотнями; расстояния между сетями отдельных территорий могут оказаться такими, что использование глобальных связей становится необходимым (рис.13.4). Непременным атрибутом корпоративной сети является высокая степень неоднородности (гетерогенности) – нельзя удовлетворить потребности тысяч пользователей с помощью однотипных программных и аппаратных средств. В корпоративной сети обязательно используются различные типы компьютеров – от мэйнфреймов до персональных компьютеров, несколько типов операционных систем и множество различных приложений.

Интернет-шлюз — как правило, это программное обеспечение, призванное организовать передачу трафика между разными сетями. Программа является рабочим инструментом системного администратора, позволяя ему контролировать трафик и действия сотрудников.

Шейпинг (англ. shaping traffic — придание трафику формы) — ограничение пропускной способности канала для отдельного узла сети ниже технических возможностей канала до узла. Шейпинг обычно используется как средство ограничения максимального потребления трафика со стороны узла сети.

Веб-конференция (англ. web conferencing) — технология и инструментарий для организации онлайн-встреч и совместной работы в режиме реального времени через Интернет. Веб-конференции позволяют проводить онлайн-презентации, совместно работать с документами и приложениями, синхронно просматривать сайты, видеофайлы и изображения. При этом каждый участник находится на своём рабочем месте за компьютером.

Упоминания в литературе

• структуру. Она состоит, во-первых, из сетевых программных протоколов, обеспечивающих передачу информации по различным сетям, включая интернет, корпоративные сети , одноранговые сети (типа Тог) и т. п., во-вторых, программы и программные платформы, осуществляющие хранение, переработку и представление информации – от баз данных до привычных всем операционных систем, типа Windows, Linux и т. п., и, наконец, в-третьих, программы-интерфейсы, обеспечивающие восприятие информации конечными пользователями (интерфейсы сайтов, блогов, порталов, приложений, различного рода программ и т. п.);

Инфраструктуру сети внутри компании правильнее всего защищать с помощью технологических решений, сканирующих трафик и выявляющих попытки проникновения. Использование таких систем обнаружения атак, как TDS от Group-IB, позволит свести на нет появление внутри вашей корпоративной сети троянских коней – вредоносных программ с удаленным управлением, нацеленных на подмену платежей, вывод денег и остановку бизнес-процессов.

3) корпоративные сети (или сети предприятия), объединяющие все ЛВС отдельного предприятия, находящиеся на различных территориях. Корпоративные сети являются глобальными вычислительными сетями. ОС на данном уровне должны поддерживать более широкий набор сервисов.

– корпоративной сети Internet для структурирования и распространения информации, выполнения электронных транзакций в пределах компании;

Связанные понятия (продолжение)

Видеосвязь — собирательное название всех видов телекоммуникации (аналоговых или цифровых), которые обеспечивают передачу изображения и могут быть использованы совместно с системами передачи речи и других данных. Как правило, аппаратно-программные комплексы видеосвязи обеспечиваются унифицированной техникой передачи, приёма и хранения изображений, а также — устройствами сопряжения с различными каналами связи.

Спа́м-фи́льтр — программа, призванная защитить пользователя от спама. Используется для фильтрации входящей электронной почты или размещаемых где-либо (например, в Википедии) ссылок. Зачастую оперирует заранее настроенным спам-листом, куда уже внесены нежелательные адресаты или адреса сайтов. Может действовать и более широким фронтом - например, запрещать любые ссылки на бесплатные хостинги или размещение любых ссылок в принципе.

Вектор атаки — последовательность действий или средство для получения неавторизованного доступа к защищённой информационной системе.

Откры́тый про́кси-се́рвер — прокси-сервер, обрабатывающий запросы от любых IP-адресов в Интернете. В отличие от обычных прокси-серверов, которыми пользуется ограниченное количество доверенных лиц (обычно в зоне ответственности владельца прокси-сервера — например, в локальной сети), открытый прокси-сервер позволяет практически любому узлу сети обращаться через себя к другим узлам сети.

Управление компьютерной сетью — выполнение множества функций необходимых для контроля, планирования, выделения, внедрения, координации и мониторинга ресурсов компьютерной сети.

Персональный межсетевой экран (файрвол или брандмауэр) — программное обеспечение, осуществляющее контроль сетевой активности компьютера, на котором он установлен, а также фильтрацию трафика в соответствии с заданными правилами. В отличие от межсетевого экрана уровня сети, персональный файрвол устанавливается непосредственно на защищаемом компьютере.

Веб-картографирование - это процесс использования карт, предоставляемых географическими информационными системами (ГИС) во Всемирной паутине (World Wide Web, или Интернете). Веб-карта во Всемирной паутине обслуживается и потребляется, поэтому веб-картография - это больше, чем веб-картография, это услуга, с помощью которой потребители могут выбирать, что будет отображать карта. В Веб-ГИС особое внимание уделяется аспектам обработки геоданных (en:geodata), в большей степени связанным с такими аспектами.

Мейлер (англ. mailer) — программа в Фидонет, обеспечивающая установку сеанса связи с другим мейлером и обмен почтовыми пакетами и файлами. В настоящее время существует огромное количество различных мейлеров, работающих с модемом, по IP или позволяющие проводить сеансы как по модему, так и поверх IP-протокола. Ряд мейлеров поддерживают совместную работу с BBS-программами, такими, например, как Tornado. Мейлер сам определяет, по какому протоколу произошло соединение; если EMSI присутствует, мейлер.

Терминальный доступ — доступ к информационной системе (ИС), организованный так, что локальная машина-терминал не выполняет вычислительной работы, а лишь осуществляет перенаправление ввода информации (от мыши и клавиатуры) на центральную машину (терминальный сервер) и отображает графическую информацию на монитор. Причём вся вычислительная работа в терминальной системе выполняется на центральной машине.

Протокол маршрутизации — сетевой протокол, используемый маршрутизаторами для определения возможных маршрутов следования данных в составной компьютерной сети. Применение протокола маршрутизации позволяет избежать ручного ввода всех допустимых маршрутов, что, в свою очередь, снижает количество ошибок, обеспечивает согласованность действий всех маршрутизаторов в сети и облегчает труд администраторов.

Трёху́ровневая архитекту́ра (трёхзве́нная архитекту́ра, англ. three-tier) — архитектурная модель программного комплекса, предполагающая наличие в нём трёх компонентов: клиента, сервера приложений (к которому подключено клиентское приложение) и сервера баз данных (с которым работает сервер приложений).

Корпоративный портал (англ. Enterprise portal) — это, в общем случае, веб-интерфейс для доступа сотрудника к корпоративным данным и приложениям. Часто корпоративный портал воспринимается, как синоним интранета. Альтернативная точка зрения состоит в том, что корпоративный портал — это лишь видимая для пользователя часть интернета.

Бездисковая рабочая станция — это персональный компьютер, лишённый несъёмных средств для долговременного хранения данных. Существуют два основных сценария использования бездисковых рабочих станций.

Адаптер программного компонента — это тип программного обеспечения, которое логически располагается между двумя программными компонентами и устраняет различия между ними.

Инфраструктура как услуга (англ. Infrastructure-as-a-Service; IaaS) — одна из моделей обслуживания в облачных вычислениях, по которой потребителям предоставляются по подписке фундаментальные информационно-технологические ресурсы — виртуальные серверы с заданной вычислительной мощностью, операционной системой (чаще всего — предустановленной провайдером из шаблона) и доступом к сети.

Транспортная сеть связи (backhaul) — это совокупность всех ресурсов, выполняющих функции транспортирования в телекоммуникационных сетях. Она включает не только системы передачи, но и относящиеся к ним средства контроля, оперативного переключения, резервирования, управления. В сотовой связи, транспортная сеть включает в себя участок сети между опорной сетью оператора и базовой станцией.

Пи́ринг (от англ. peering — соседство) — соглашение интернет-операторов об обмене трафиком между своими сетями, а также техническое взаимодействие, реализующее данное соглашение: соединение сетей и обмен информацией о сетевых маршрутах по протоколу BGP.

Агрегирование каналов (англ. link aggregation) — технологии объединения нескольких параллельных каналов передачи данных в сетях Ethernet в один логический, позволяющие увеличить пропускную способность и повысить надёжность. В различных конкретных реализациях агрегирования используются альтернативные наименования: транкинг портов (англ. port trunking), связывание каналов (link bundling), склейка адаптеров (NIC bonding), сопряжение адаптеров (NIC teaming).

Распределённая ба́за да́нных (англ. distributed database, DDB) — база данных, составные части которой размещаются в различных узлах компьютерной сети в соответствии с каким-либо критерием.

Веб-устройство (англ. Web-device или Web-устройство, или устаревший термин: англ. Internet appliance) — цифровое устройство (не только компьютер), имеющее возможность быть постоянно подключенным к сети интернет и используемое для взаимодействия с какими-либо веб-службами. Большинство современных веб-устройств предоставляют удобный способ запуска веб-приложений и веб-серфинга (просмотра веб-сайтов и веб-страниц во всемирной паутине).

Система управления элементами сети (англ. Element management system, сокр. EMS) — программное обеспечение предназначенное для управления и контроля отдельного сетевого элемента группы однотипных элементов.

Опорная сеть Интернета (англ. Internet backbone) — главные магистрали передачи данных между огромными, стратегически взаимосвязанными сетями и основными маршрутизаторами в Интернете. Эти магистрали передачи данных контролируются коммерческими, государственными, научными и другими высокопроизводительными центрами, точками обмена трафиком и точками доступа к сети, которые обмениваются интернет-трафиком между странами и континентами. Интернет-провайдеры (часто Tier-1-операторы) участвуют в обмене трафиком.

Доступность информации — состояние информации (ресурсов автоматизированной информационной системы), при котором субъекты, имеющие права доступа, могут реализовывать их беспрепятственно. К правам доступа относятся: право на чтение, изменение, хранение, копирование, уничтожение информации, а также права на изменение, использование, уничтожение ресурсов.

Локальный поисковик или персональный поиск — программное обеспечение для быстрого поиска информации в файлах пользователя. Другими словами, это поисковая система, которая выполняет поиск не в интернете, а на запоминающем устройстве, подключённом к персональному компьютеру пользователя.

Открытая система - по определению,предназначена взаимодействовать с другими приложениями на локальных и удалённых системах, и взаимодействовать с пользователями в стиле, который облегчает переход пользователей от системы к системе.

Эталонная реализация (от англ. reference implementation) (реже используется образец реализации (sample implementation) или модель реализации (model implementation)) — реализация программного обеспечения, точно соответствующая спецификации некоторого стандарта (например, сетевого протокола, алгоритма кодирования или языка программирования), либо созданная для демонстрации этой спецификации в действии.

Пластиковый роуминг — разновидность межстандартного роуминга, используемая в сети сотовой связи Скайлинк. Предполагает участие другого оператора в качестве роумингового брокера.

Портлет — подключаемый, сменный компонент пользовательского интерфейса веб-портала (элемент веб-страницы).

Вредоносный код — та часть программы, действие которой переходит рамки дозволенного законом и позволяет считать всю программу наносящей вред компьютеру.

Региональный интернет-регистратор (англ. Regional Internet Registry) — организация, занимающаяся вопросами адресации и маршрутизации в сети Интернет.

Кабельный модем — модем со встроенным сетевым мостом, предоставляющий возможность двусторонней передачи данных по коаксиальному (HFC, англ. hybrid fibre-coaxial) или оптическому кабелю (RFoG, англ. Radio Frequency over Glass). Кабельные модемы обычно используются в сетях кабельного телевидения для предоставления широкополосного доступа в Интернет. Как аналоговый модем, кабельный модем используется для отправки и приема данных, но разница в том, что скорость передачи намного быстрее. Достигнутые скорости.

Оконечное оборудование (обработки) данных (ООД, ОООД) или терминальное оборудование (англ. DTE, Data Terminal Equipment) — оборудование, преобразующее пользовательскую информацию в данные для передачи по линии связи и осуществляющее обратное преобразование. Это обобщённое понятие, используемое для описания оконечного прибора пользователя или его части. ООД может являться источником информации, её получателем или тем и другим одновременно. ООД передаёт и/или принимает данные посредством использования.

Подсистема хранения (англ. database engine, storage engine) — компонент СУБД, управляющий механизмами хранения баз данных, или библиотека, подключаемая к программам и дающая им функции СУБД.

Социальные закладки — веб-сервис, с помощью которого пользователи Интернета могут делиться, создавать, искать и управлять закладками (адресами) веб-ресурсов. Ресурсы социальных закладок являются своеобразным подобием идеи закладок в браузере, которые служат для сохранения ссылок на страницы, которые пользователь желает посещать впоследствии. В отличие от таких закладок, социальные закладки хранятся не на жёстком диске машины клиента, а на сервере в сети Интернет, и пользователь может получить к своим.

Мобильный браузер должен занимать мало памяти и быть рассчитанным на невысокую скорость Интернета у мобильного устройства.

Удалённое резервное копирование данных — это сервис, предоставляющий пользователям систему для резервного копирования и хранения компьютерных файлов.

Геосоциальная сеть — это вид социальных сетей, в которых используются геокодирование и гео-метки, расширяющие возможности социализации. Пользователи оставляют данные о своём местонахождении, что позволяет объединять и координировать действия пользователей на основании того, какие люди присутствуют в тех или иных местах, или какие события происходят в этих местах. Геолокация с помощью компьютеров может использовать либо IP, либо трилатерацию. В мобильных устройствах геолокация реализуется с помощью.

Среда передачи данных (англ. media) — физическая субстанция, по которой происходит передача (перенос) той или иной информации (данных) от источника (передатчика, отправителя) к приёмнику (получателю). Информация переносится с помощью сигналов. Сигналы могут иметь различную природу.

Конфигурационное управление (англ. software configuration management, SCM) в программной инженерии — комплекс методов, направленных на систематический учёт изменений, вносимых разработчиками в программный продукт в процессе его разработки и сопровождения, сохранение целостности системы после изменений, предотвращение нежелательных и непредсказуемых эффектов, формализацию процесса внесения изменений.

Многопользовательское, мультерминальное или терминальное решение позволяет организовать на базе одного компьютера несколько независимых мест — терминалов — с возможностью одновременной работы.

Упоминания в литературе (продолжение)

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях , для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях , для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

• Офисную или корпоративную сеть строят по строгим правилам, которые обеспечивают ей максимальную защищенность и функциональность.

Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях , для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).

Корпоративная сеть (Corporate Network) — это структура, главное предназначение которой — сделать максимально эффективной, эргономичной и защищенной работу и внутренние процессы конкретного предприятия или организации.

Потребителем услуг корпоративной сети является исключительно персонал данного предприятия. Сложность, структурность, иерархическое деление внутри организации определяются масштабом самого предприятия и сложностью решаемых им задач.

Вопрос о внедрении корпоративной сети на конкретном предприятии должен подниматься на основании серьезных исследований и анализа всех рабочих процессов и внутренних технических и людских коммуникаций. Нередки ситуации, когда средства и усилия, затраченные на организацию внутренней сети, не окупаются из-за непрофессионального, поверхностного подхода к пониманию механизмов и целей предприятия.

Обоснованное использование потенциала корпоративной сети на предприятии дает следующие преимущества:

  1. Явное увеличение производительности труда за счет грамотной организации параллельных вычислительных процессов, чего невозможно достичь при наличии мощных, но автономных вычислительных устройств;
  2. Устойчивость к сбоям и отказам отдельных элементов системы переносится гораздо менее болезненно в случае объединения этих элементов в единую сеть;
  3. Дублирование данных на различные типы сетевых носителей, возможность переключения запросов и процессов на работоспособные сегменты внутренней сети, возможности динамической и статической реконфигурации — это то, что дает использование корпоративной сети при сбоях;
  4. Многократное ускорение и облегчение внутрисетевой коммуникативности. Выполнение одновременно большого количества различных задач, имеющих целью общий результат, существенно упрощается, когда между различными структурами и подразделениями организации налажена бесперебойная коммуникация;
  5. Контроль коммерческой и технической безопасности, защиту важных корпоративных данных проще осуществлять, имея доступ ко всем программным и аппаратным элементам и периферийным устройствам одновременно.

Снижение производственных затрат, ускорение обслуживания клиентских заявок, сокращение сроков разработки и внедрения новых продуктов — это признаки того, что корпоративная сеть построена рационально и грамотно.

Корпоративная сеть - это сеть, главным назначением которой является обеспечение функционирования конкретного предприятия, владеющего данной сетью.

Пользователями корпоративной сети являются только сотрудники данного предприятия. В отличие от сетей операторов связи , корпоративные сети , в общем случае, не оказывают услуг другим организациям или пользователям.

В зависимости от масштаба предприятия, а также от сложности и многообразия решаемых задач различают сети отдела , сети кампуса и корпоративные сети (термин "корпоративные" в данной классификации приобретает узкое значение - сеть большого предприятия). Прежде чем обсуждать характерные особенности каждого из перечисленных типов сетей, остановимся на тех факторах, которые заставляют предприятия обзаводиться собственной компьютерной сетью .

Что дает предприятию использование сетей

Этот вопрос можно уточнить следующим образом:

  • В каких случаях развертывание на предприятии вычислительных сетей предпочтительнее использования автономных компьютеров или многомашинных систем?
  • Какие новые возможности появляются на предприятии с появлением вычислительной сети?
  • И, наконец, всегда ли предприятию нужна сеть?

Если не вдаваться в подробности, то конечной целью использования компьютерных сетей на предприятии является повышение эффективности его работы, которое может выражаться, например, в увеличении прибыли. Действительно, если благодаря компьютеризации снизились затраты на производство уже существующего продукта, сократились сроки разработки новой модели или ускорилось обслуживание заказов потребителей - это означает, что данному предприятию в самом деле нужна была сеть.

Концептуальным преимуществом сетей, которое вытекает из их принадлежности к распределенным системам, перед автономно работающими компьютерами является их способность выполнять параллельные вычисления . За счет этого в системе с несколькими обрабатывающими узлами в принципе можно достичь производительности, превышающей максимально возможную на данный момент производительность любого отдельного, сколь угодно мощного, процессора. Распределенные системы потенциально имеют лучшее соотношение производительность/стоимость, чем централизованные системы.

Еще одно очевидное и важное достоинство распределенных систем - это их более высокая отказоустойчивость . Под отказоустойчивостью следует понимать способность системы выполнять свои функции (может быть, не в полном объеме) при отказах отдельных элементов аппаратуры и неполной доступности данных. Основой повышенной отказоустойчивости распределенных систем является избыточность. Избыточность обрабатывающих узлов (процессоров в многопроцессорных системах или компьютеров в сетях) позволяет при отказе одного узла переназначать приписанные ему задачи на другие узлы. С этой целью в распределенной системе могут быть предусмотрены процедуры динамической или статической реконфигурации . В вычислительных сетях некоторые наборы данных могут дублироваться на внешних запоминающих устройствах нескольких компьютеров сети, так что при отказе одного из них данные остаются доступными.

Использование территориально распределенных вычислительных систем больше соответствует распределенному характеру прикладных задач в некоторых предметных областях, таких как автоматизация технологических процессов , банковская деятельность и т. п. Во всех этих случаях имеются рассредоточенные по некоторой территории отдельные потребители информации - сотрудники, организации или технологические установки. Эти потребители автономно решают свои задачи, поэтому следовало бы предоставлять им собственные вычислительные средства, но в то же время, поскольку решаемые ими задачи логически тесно взаимосвязаны, их вычислительные средства должны быть объединены в общую систему. Оптимальным решением в такой ситуации является использование вычислительной сети.

Для пользователя распределенные системы дают еще и такие преимущества, как возможность совместного использования данных и устройств, а также возможность гибкого распределения работ по всей системе. Такое разделение дорогостоящих периферийных устройств - таких как дисковые массивы большой емкости, цветные принтеры, графопостроители , модемы, оптические диски - во многих случаях является основной причиной развертывания сети на предприятии. Пользователь современной вычислительной сети работает за своим компьютером, часто не отдавая себе отчета в том, что он пользуется данными другого мощного компьютера, находящегося за сотни километров от него. Он отправляет электронную почту через модем, подключенный к коммуникационному серверу, общему для нескольких отделов его предприятия. У пользователя создается впечатление, что эти ресурсы подключены непосредственно к его компьютеру или же "почти" подключены, так как для работы с ними нужны незначительные дополнительные действия по сравнению с использованием действительно собственных ресурсов.

В последнее время стал преобладать другой побудительный мотив развертывания сетей, гораздо более важный в современных условиях, чем экономия средств за счет разделения между сотрудниками корпорации дорогой аппаратуры или программ. Этим мотивом стало стремление обеспечить сотрудникам оперативный доступ к обширной корпоративной информации. В условиях жесткой конкурентной борьбы в любом секторе рынка выигрывает, в конечном счете, та компания, сотрудники которой могут быстро и правильно ответить на любой вопрос клиента - о возможностях их продукции, об условиях ее применения, о решении различных проблем и т. п. На крупном предприятии даже хороший менеджер вряд ли знает все характеристики каждого из выпускаемых продуктов, тем более что их номенклатура может обновляться каждый квартал, если не месяц. Поэтому очень важно, чтобы менеджер имел возможность со своего компьютера, подключенного к корпоративной сети , скажем, в Магадане, передать вопрос клиента на сервер, расположенный в центральном отделении предприятия в Новосибирске, и оперативно получить ответ, удовлетворяющий клиента. В таком случае клиент не обратится в другую компанию, а будет пользоваться услугами данного менеджера и впредь.

Использование сети приводит к совершенствованию коммуникаций между сотрудниками предприятия, а также его клиентами и поставщиками. Сети снижают потребность предприятий в других формах передачи информации, таких как телефон или обычная почта. Зачастую именно возможность организации электронной почты является одной из причин развертывания на предприятии вычислительной сети. Все большее распространение получают новые технологии, которые позволяют передавать по сетевым каналам связи не только компьютерные данные, но и голосовую и видеоинформацию. Корпоративная сеть , которая интегрирует данные и мультимедийную информацию, может использоваться для организации аудио- и видеоконференций, кроме того, на ее основе может быть создана собственная внутренняя телефонная сеть .

Преимущества, которые дает использование сетей
  1. Интегральное преимущество - повышение эффективности работы предприятия.
  2. Способность выполнять параллельные вычисления , за счет чего может быть повышена производительность и отказоустойчивость .
  3. Большее соответствие распределенному характеру некоторых прикладных задач.
  4. Возможность совместного использования данных и устройств.
  5. Возможность гибкого распределения работ по всей системе.
  6. Оперативный доступ к обширной корпоративной информации.
  7. Совершенствование коммуникаций.
Проблемы
  1. Сложность разработки системного и прикладного программного обеспечения для распределенных систем.
  2. Проблемы с производительностью и надежностью передачи данных по сети.
  3. Проблема обеспечения безопасности.

Конечно, при использовании вычислительных сетей возникают и проблемы, связанные в основном с организацией эффективного взаимодействия отдельных частей распределенной системы.

Во-первых, это неполадки в программном обеспечении: операционных системах и приложениях. Программирование для распределенных систем принципиально отличается от программирования для централизованных систем. Так, сетевая операционная система, выполняя в общем случае все функции по управлению локальными ресурсами компьютера, сверх того решает многочисленные задачи, связанные с предоставлением сетевых услуг. Разработка сетевых приложений осложняется из-за необходимости организовать совместную работу их частей, выполняющихся на разных машинах. Массу хлопот доставляет и обеспечение совместимости программного обеспечения, устанавливаемого в узлах сети.

В-третьих, это вопросы, связанные с обеспечением безопасности, которые гораздо сложнее решать в вычислительной сети, чем в автономно работающем компьютере. В некоторых случаях, когда безопасность особенно важна, от использования сети лучше отказаться.

Можно приводить еще много "за" и "против", но главным доказательством эффективности использования сетей является бесспорный факт их повсеместного распространения. Сегодня трудно найти предприятие, на котором нет хотя бы односегментной сети персональных компьютеров; все больше и больше появляется сетей с сотнями рабочих станций и десятками серверов, некоторые крупные организации обзаводятся частными глобальными сетями, объединяющими их филиалы, удаленные на тысячи километров. В каждом конкретном случае для создания сети были свои основания, но верно и общее утверждение: что-то в этих сетях все-таки есть.

Сети отделов

Сети отделов - это сети, которые используются сравнительно небольшой группой сотрудников, работающих в одном отделе предприятия. Эти сотрудники решают некоторые общие задачи, например ведут бухгалтерский учет или занимаются маркетингом. Считается, что отдел может насчитывать до 100-150 сотрудников.

Главной целью сети отдела является разделение локальных ресурсов, таких как приложения, данные, лазерные принтеры и модемы. Обычно сети отделов имеют один или два файловых сервера, не более тридцати пользователей (рис. 10.3) и не разделяются на подсети. В этих сетях локализуется большая часть трафика предприятия. Сети отделов обычно создаются на основе какой-либо одной сетевой технологии - Ethernet, Token Ring. В такой сети чаще всего используется один или, максимум, два типа операционных систем. Небольшое количество пользователей позволяет применять в сетях отделов одноранговые сетевые ОС, например Windows 98.

Задачи управления сетью на уровне отдела относительно просты: добавление новых пользователей, устранение простых отказов, инсталляция новых узлов и установка новых версий программного обеспечения. Такой сетью может управлять сотрудник, посвящающий выполнению обязанностей администратора только часть своего времени. Чаще всего администратор сети отдела не имеет специальной подготовки, но является тем человеком в отделе, который лучше всех разбирается в компьютерах, и само собой получается так, что он и занимается администрированием сети.

Существует и другой тип сетей, близкий к сетям отделов, - сети рабочих групп. К таким сетям относят совсем небольшие сети, включающие до 10-20 компьютеров. Характеристики сетей рабочих групп практически не отличаются от описанных выше характеристик сетей отделов. Такие свойства, как простота сети и однородность, здесь проявляются в наибольшей степени, в то время как сети отделов могут приближаться в некоторых случаях к следующему по масштабу типу сетей - сетям кампусов .

Сети кампусов

Сети кампусов получили свое название от английского слова campus - студенческий городок. Именно на территории университетских городков часто возникала необходимость в объединении нескольких мелких сетей в одну большую. Сейчас это название не связывают со студенческими городками, а используют для обозначения сетей любых предприятий и организаций.

Сети кампусов (рис. 10.4) объединяют множество сетей различных отделов одного предприятия в пределах отдельного здания или одной территории, покрывающей площадь в несколько квадратных километров. При этом глобальные соединения в сетях кампусов не используются. Службы такой сети включают взаимодействие между сетями отделов, доступ к общим базам данных предприятия, доступ к общим факс-серверам, высокоскоростным модемам и высокоскоростным принтерам. В результате сотрудники каждого отдела предприятия получают доступ к некоторым файлам и ресурсам сетей других отделов. Сети кампусов обеспечивают доступ к корпоративным базам данных независимо от того, на каких типах компьютеров они располагаются.

Именно на уровне сети кампуса возникают проблемы интеграции неоднородного аппаратного и программного обеспечения. Типы компьютеров, сетевых операционных систем, сетевого аппаратного обеспечения в каждом отделе могут отличаться. Отсюда вытекают сложности управления сетями кампусов. Администраторы должны быть в этом случае более квалифицированными, а средства оперативного управления сетью - более эффективными.

Сети масштаба предприятия

Корпоративные сети называют также сетями масштаба предприятия, что соответствует дословному переводу термина "enterprise-wide networks" , используемого в англоязычной литературе для обозначения этого типа сетей. Сети масштаба предприятия ( корпоративные сети ) объединяют большое количество компьютеров на всех территориях отдельного предприятия. Они могут быть сложно связаны и способны покрывать город, регион или даже континент. Число пользователей и компьютеров может измеряться тысячами, а число серверов - сотнями, расстояния между сетями отдельных территорий бывают такими, что приходится использовать глобальные связи (рис. 10.5). Для соединения удаленных локальных сетей и отдельных компьютеров в корпоративной сети применяются разнообразные телекоммуникационные средства, в том числе телефонные каналы, радиоканалы, спутниковая связь. Корпоративную сеть можно представить в виде "островков локальных сетей", плавающих в телекоммуникационной среде.

Непременным атрибутом такой сложной и крупномасштабной сети является высокая степень неоднородности ( гетерогенности ) - нельзя удовлетворить потребности тысяч пользователей с помощью однотипных программных и аппаратных средств. В корпоративной сети обязательно будут использоваться различные типы компьютеров - от мэйнфреймов до персоналок, несколько типов операционных систем и множество различных приложений. Неоднородные части корпоративной сети должны работать как единое целое, предоставляя пользователям по возможности удобный и простой доступ ко всем необходимым ресурсам.

Сети предприятий ( корпоративные сети ) объединяют большое количество компьютеров на всех территориях отдельного предприятия. Для корпоративной сети характерны:

  • масштабность - тысячи пользовательских компьютеров, сотни серверов, огромные объемы хранимых и передаваемых по линиям связи данных, множество разнообразных приложений;
  • высокая степень гетерогенности - различные типы компьютеров, коммуникационного оборудования, операционных систем и приложений;
  • использование глобальных связей - сети филиалов соединяются с помощью телекоммуникационных средств, в том числе телефонных каналов, радиоканалов, спутниковой связи.

Появление корпоративных сетей - это хорошая иллюстрация известного постулата о переходе количества в качество. При объединении отдельных сетей крупного предприятия, имеющего филиалы в разных городах и даже странах, в единую сеть многие количественные характеристики объединенной сети переходят некоторый критический порог, за которым начинается новое качество. В этих условиях существующие методы и подходы к решению традиционных задач сетей меньших масштабов для корпоративных сетей оказались непригодными. На первый план вышли такие задачи и проблемы, которые в сетях рабочих групп, отделов и даже кампусов либо имели второстепенное значение, либо вообще не проявлялись. Примером может служить простейшая (для небольших сетей) задача - ведение учетных данных о пользователях сети.

Наиболее простой способ ее решения - поместить учетные данные каждого пользователя в локальную базу учетных данных каждого компьютера, к ресурсам которого пользователь должен иметь доступ. При попытке доступа эти данные извлекаются из локальной учетной базы, и на их основе предоставляется или не предоставляется доступ. В небольшой сети, состоящей из 5-10 компьютеров и примерно такого же количества пользователей, такой способ работает очень хорошо. Но если в сети насчитывается несколько тысяч пользователей, каждому из которых нужен доступ к нескольким десяткам серверов, то, очевидно, это решение становится крайне неэффективным. Администратор должен повторить несколько десятков раз (по числу серверов) операцию занесения учетных данных каждого пользователя. Сам пользователь также вынужден повторять процедуру логического входа каждый раз, когда ему нужен доступ к ресурсам нового сервера. Хорошее решение этой проблемы для крупной сети - использовать централизованную справочную службу, в базе данных которой хранятся учетные записи всех пользователей сети. Администратор один раз выполняет операцию занесения данных пользователя в эту базу, а пользователь один раз выполняет процедуру логического входа, причем не в отдельный сервер, а в сеть целиком.

При переходе от более простого типа сетей к более сложному - от сетей отдела к корпоративной сети - территория охвата увеличивается, поддерживать связи компьютеров становится все сложнее. По мере увеличения масштабов сети повышаются требования к ее надежности, производительности и функциональным возможностям. По сети циркулирует все возрастающее количество данных, и необходимо обеспечивать их безопасность и защищенность наряду с доступностью. Все это приводит к тому, что корпоративные сети строятся на основе наиболее мощного и разнообразного оборудования и программного обеспечения.

Читайте также: