Что такое компас кратко 2 класс

Обновлено: 04.07.2024

Цель: познакомиться детей с устройством и действием компаса, научить определять стороны горизонта по местным признакам.

ВложениеРазмер
urok_kompas.doc 55 КБ
23.pptm 2.67 МБ

Предварительный просмотр:

2 класс. Школа России. Автор учебника А.А. Плешаков

Цель: познакомиться детей с устройством и действием компаса, научить определять стороны горизонта по местным признакам.

  • Формирование умение работать в паре;
  • Формирование умения строить диалог с учителем и сверстниками;
  • Формирование умения работать по образцу, сравнивать свою деятельность с эталоном;
  • Формирование умений определять тему урока и цель;
  • Формирование умений строить план своей деятельности.

Оборудование для учителя: учебник, тетрадь на печатной основе, компьютер, презентация, компас, карта, компьютер, проектор.

Оборудование для учеников: учебник, тетрадь, тетрадь на печатной основе, компас, карта.

Вид урока: предметный.

Учитель: Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Актуализация знаний и постановка проблемы

Учитель: Ребята, а давайте мы с вами вспомним, что мы проходили на прошлом уроке. Что такое горизонт? ***, ответь мне, пожалуйста.

Ребенок: Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя.

Учитель: Правильно. А линия горизонта – это… ***, подскажи мне.

Ребенок: Граница горизонта, где небо как бы сходится с землёй.

Учитель: Хорошо. Спасибо. ***, а какие ты знаешь основные стороны горизонта?

Ребенок: Север, Юг, Запад, Восток.

Учитель: Верно. Может быть кто-нибудь помнит промежуточные стороны горизонта?

Ребенок: СЗ, СВ, ЮЗ, ЮВ.

Учитель: Верно. А давайте теперь посмотрим на доску. Все ли стороны горизонта я указала, и все ли они правильные?

(дети находят ошибки и дополняют)

Учитель: Давайте тогда мы с вами на картах отметим наш маршрут. 1 клеточка – это один шаг, и не забывайте стороны горизонты. 1 шаг на С, 2 шага на В, 2 шага на Ю, 1 шаг на З, 1 шаг на Ю. Все добрались до крестика? Поменяйтесь, пожалуйста, картами с соседом по парте и сравните, правильно ли все получилось? (на слайде верный ответ)

Дети: Все получилось!

Учитель: Хорошо. Давайте теперь вернем карту хозяину и начнем собираться в путешествие. Ребята, внимательно посмотрите на карту и скажите, что нам нужно взять с собой?

Дети: Карту, …. Компас.

Ребенок: Прибор для определения сторон горизонта.

Учитель: Давайте проверим, правильно ли *** сказала. Откроем учебники на странице 74 и прочитаем. ***, прочитай, пожалуйста

Ребенок: Компас - прибор для определения сторон горизонта.

Учитель: Молодец. Может кто-нибудь уже догадался, какая у нас сегодня будет тема на уроке?

Учитель: Правильно. А как вы думаете, какая у нас цель?

Дети: познакомиться с компасом и научиться с ним работать.

Учитель: Хорошо. Давайте запишем в тетради тему нашего урока. Компас.

Учитель: Ребята, что вы узнали о компасе из мультфильма?

Дети: Стрелка намагничена, поэтому она всегда притягивается к северу или к югу.

Учитель: Хорошо. Давайте посмотрим на экран. ***, из каких частей состоит компас?

Ребенок: Наш компас состоит из магнитной стрелки, предохранителя и корпуса.

Учитель: Скажите, этот компас похож на тот, который лежит у вас на парте?

Учитель: Хорошо. Давайте мы теперь узнаем, как мы будет пользоваться компасом, а то мы с вами заблудимся в нашем океане. ***, прочитай, пожалуйста, первое правило пользование компасом.

(дети после каждого правила выполняют)

Дети: 1) Положить компас на ровную горизонтальную поверхность. Сейчас – это парта. В походе – блокнот или книга.

2) Оттяните предохранитель и подождите, пока стрелка остановиться.

3) Поверните компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта.

4) Закончив работу, поставьте стрелку на предохранитель.

( Если будут компасы:

Учитель: Ну раз теперь мы научились пользоваться компасом, то давайте соберем экипаж. Первый ряд должны будут отметить все предметы, которые находятся в северном направлении. Второй ряд – в южном. А третий – в западном. На все вам дается одна минутка как только время закончится, вы должны будете прочитать все, что вы записали.

(Если не будет компасов

Учитель: Теперь мы с вами научились пользоваться компасом. Давайте откроем наши тетради на печатной основе на странице 35 и выполним первое и второе задание.

Учитель: Хорошо. Вот мы с вами и проплыли океан. Теперь у нас на пути лес. Устали?

Учитель: Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели, и их лучики согрели.

Бабочки летали, крыльями махали.

Дружно хлопаем, ногами топаем.

А теперь тихонечко присаживаемся.

Ой, ребята, мы с вами сошли с корабля, а компасы все оставили. Как будем до клада добираться?

Дети: с помощью природы!

Учитель: Ребята, а кто-нибудь умеет ориентироваться по природе?

Учитель: Давайте мы с вами проверим. ***, прочитай, пожалуйста.

Дети читают по одному правилу.

Учитель: А теперь мы с вами посмотрим на экран. Ребята, как определить здесь стороны горизонта?

(картинки из учебника)

Учитель: Ура! Мы с вами добрались до клада! Давайте посмотрим, что там внутри сундучка? (медальки шоколадные)

Учитель: Мы сегодня с вами хорошо поработали. Я вам предлагаю отметить на нашем компасе отметить уровень усвоения новых знаний. Если же вам было все понятно и урок вам понравился, то вы ставите галочку на солнышко. Если наоборот, урок вам не понравился и вы ничего не поняли, то поставьте галочку на тучку. Если урок вам понравился, но что-то было непонятно, то на цветочек. Если же вам показалось, что урок мог бы пройти и лучше, то отметьте спящий месяц. Не забудьте объяснить свой выбор.

Учитель: Дома в тетрадках на печатной основе вы должны будете выполнить на странице 35 упражнение 1 и 2.

(если работали на уроке в тетрадях, то нарисовать в тетради компас и написать все части, из которых он состоит).


Объяснить детям то, как мы ориентируемся в пространстве и какие общепринятые термины связаны с этим процессом, бывает непросто. Но это очень важный момент, который в обязательном порядке каждый родитель должен рассмотреть со своим малышом. Попробуем детально раскрыть этот вопрос в статье.

Для начала давайте вместе прочитаем удивительно интересное стихотворение и подумаем, о чем оно.

Страны света

В мире есть четыре брата:
Север, Юг, Восток и Запад
Братья эти-страны света,
Ну, а дом их – вся планета.

СЕВЕР — белый властелин,
Царь снегов, морозов, льдин,
Он на глобусе вверху,
Насылает нам пургу.

ЮГ, его горячий брат,
Солнцу ласковому рад.
Но лишь вниз на полюс съедет,
Тут же вмиг заледенеет.

Справа брат ВОСТОК живет,
Там, где солнышко встает.
Ну, а ЗАПАД — брат ютится
Там, где солнце спать ложится.
(М. Погарский, А. Щепин)

Догадались ли вы, о каких таких братьях идет речь? Кто они, что они обозначают, зачем они нужны? Все верно, это стороны света. И придуманы они были для того, чтобы мы могли ориентироваться в пространстве, на местности.

Если вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями, кликнув по кнопочкам соц.сетей. Так и мне вы скажите "спасибо"!

Подпишитесь на новые статьи блога и получите все самое интересное!

Комментарии 2 комментария

Интересный материал про стороны света. И стихи, загадки про компас понравились.

Можно устроить игру типа Зарницы для детей, что-то поискать, применяя ориентирование на местности.

После того как появился компас стала развиваться и наука. При помощи магнитного компаса можно было путешествовать по всему миру и изучать его. Компас – это устройство, при помощи которого можно облегчить ориентирование на местности. Существуют разные виды компаса. Может быть магнитный компас, гирокомпас и электронный компас.

Компас был изобретен в Китае. А вот использовался он для того чтобы определить правильный путь направления по пустыне. Сегодня уже очень тяжело сказать, где именно его изобрели первыми. Многие выводы можно сделать только исходя предположениям. А эти предположения делают не только историки, но еще и физики и археологи.

Конечно, лучше всего отыскать те документы, которые подтверждают кто именно его изобрел. Вот только до сегодняшних дней они не были сохранены. И поэтому приходится лишь гадать и выдумывать. Это еще оказалось странным, почему о нем ничего не узнали в Европе или Индии, ведь между ними уже был налажен союз.

Спустя еще некоторое время компас был намного улучшен, чем раньше. Сначала бралась вертикальная шпилька, на которую и закреплялся компас. Также на шпильке находилась еще и катушка. Она подразделялась на шестнадцать разных отрезков. А спустя еще некоторое время катушка стала делиться на тридцать две части. А для того чтобы можно было брать его на судно, его стали помещать в специальный карданный подвес. И только спустя несколько лет в компас была помещена обычная линейка.
Но если вы думаете, что таким образом и появился компас, то заблуждаетесь. История еще не закончилась. Немного погодя был, придумал план создания компаса, чтобы он не влиял на железные изделия, из которых был построен корабль и показывал действительно правильное направление.

А спустя еще некоторое время был создан гирокомпас. Он и стал правильным и единственным навигационным прибором. Вот только он всегда указывал на север, какой бы стороной его не поверни.

На сегодняшний день используется совсем другой метод, который является популярным и знаменитым и он называется спутниковая навигация. Конечно, не смотря на это, на многих суднах до сих пор используются магнитные компасы, потому что они удобны в использовании.

Компас - это очень древний и надежный прибор, который определяет на местности стороны света (север, запад, восток, юг). Первое упоминание об этом приборе было в третьем веке до нашей эры, его изобрели китайцы, чтобы ориентироваться в пустыне.

Принцип работы этого прибора основан на физических законах магнитного поля Земли. Между северным и южным полюсами Земли существует притяжение, или иначе говоря, магнитное поле. Основой компаса является намагниченная стрелка, которая свободно вращается на игле, и ее расположение всегда параллельно оси магнитного поля Земли. Если магнитную стрелку компаса отклонить в любую сторону, то она всегда вернется в исходное положение, и тем самым будет указывать, где находится север, а где юг, соответственно – запад и восток.

  1. Магнитный компас – это самый распространенный и востребованный вид компаса. Основным отличием магнитного компаса от других своих модификаций является всегда наличие магнитов прибора, которые взаимодействуют с магнитным полем Земли. Недостатком такого компаса является большой процент вероятности ошибок в показаниях, так как такой прибор очень чувствителен к магнитным полям любого происхождения. Особо большие ошибки работы таких приборов возможны вблизи линий электропередач, железнодорожных и трамвайных путей. Широкое применение таких компасов в быту, а именно в туристических походах имеет место быть благодаря тому, что этот вид компаса не требует при своей работе ни каких источников питания электроэнергией.
  2. Гирокомпас состоит из нескольких гироскопов – устройств, способных реагировать на изменения ориентации, повороты тела в пространстве. Основным отличием от магнитного компаса является то, что он указывает направление на географический северный полюс, а не на магнитный. Географический полюс – это воображаемый геометрический центр земного шара, а магнитный полюс – это точка соединения силовых магнитных линий магнитного поля Земли. Воображаемый географический и магнитный полюса Земли не совпадают, такое смещение в науке называют “магнитным смещением”. Гирокомпасы имеют широкое применение в системах навигации и для управления морских кораблей, а также при наводке боевого оружия, размещенного на военном судне.
  3. Электромагнитный компас в основе своей работы является электрогенератором. Электрогенератор – это устройство, которое, при наличии любого магнитного поля, превращает механическую энергию в электрическую энергию. Поэтому, чтобы прибор начал работать, ему необходимо движение. Компас при движении вырабатывает электрический ток, который отражается на шкале устройства в виде показаний, где происходит сверка заданного и реального направления движения объекта. Положительной стороной такой модификации компаса является то, что он не чувствителен к девиации (не имеет ошибок показаний). Отрицательной стороной прибора является способность работать только в движении.
  4. Электронный компас – это самая современная и сложная модификация прибора, работа которого основана в определении координат местонахождения объекта с помощью спутников Земли. Такой прибор имеет монофункциональное программное обеспечение.

На примере работы компаса понимаешь, что Земля - это уникальнейшая планета. Огромное количество времени ученые изучают нашу планету, открывают законы природы. Проделано очень много работы, но есть понимание того, что это не предел. Уникальнейшая планета Земля еще скрывает большое количество тайн и открытий, которые будут ждать человечество впереди!

Вариант №3

Компас – приспособление, которое помогает ориентироваться на местности потому, что указывает на стороны света и магнитные полюса Земли. На сегодняшний день всем морякам, пилотам и пешеходам помогает определит направление, в котором они должны двигаться именно компас.

Официально компас был создан в Китае, лишь в X веке. Но существует одна легенда, которая повествует первое использование компаса, пять тысяч лет тому назад. Китайский император Хуан-ди одержал победу в одной из стычек с монгольским народом. Противник уже отступал, но император со своим войском хотел догнать противников. Когда же монголы дошли до знакомой им пустыни, начали скакать на своих лошадях, так быстро, что поднятая ими пыль заслонила солнце. Через некоторое время китайцы смогли осмотреть окрестности, но монголы уже были далеко за горизонтом. Долго войско Хуан-ди блуждало по пустыне, но им так и не удалось найти отступивших. Запасы продовольствия уже были на исходе, а китайцы не могли найти путь домой. В какой-то момент Хуан-ди вспомнил о необычном подарке какого-то мудреца. Это был маленькая фигурка человека, сделанная из железа. У этой странной, сперва, казалось бы, ненужной игрушки, одна рука всегда показывала на юг, а вторая – на север. Сориентировавшись по ней, император привел измученное войско на родину.

Изобретения компаса в Европе произошло немного позже, чем в Китае – приблизительно в XII-XIII веке. Но этот компас был очень простым – к пробке прикреплялась магнитная стрелка и вся эта конструкция опускалась в посудину с водой. Но в XIV веке Флавио Джойя усовершенствовал компас. Магнитная стрелка была уже не на пробке, а надета на шпильку, а также Флавио прикрепил к стрелке круг, разделенный на 16 частей – румбов.

Потом компас еще очень много раз усовершенствовали, и на сегодняшний день существует: гирокомпас, цифровой компас, астрономический, спутниковый, горный компас, радиокомпас.

Самый современный из компасов – цифровой. Он определяет координаты путем связи с навигационными системами спутников.

Компас – незаменимый атрибут в жизни многих людей.

2, 3, 8 класс, по физике. История его открытие, окружающий мир

Компас

Самым главным внешним органом у любого растения является лист. Каждый листок играет важную роль в существовании того, или иного растения. С помощью листов у растения происходит испарение влаги, газообмен и фотосинтез. Все листки похожи

Бактерии – это большая группа микроорганизмов. Мы не видим их невооруженным глазом, но они есть повсюду. Существует мнение, что именно бактерии были первыми живыми организмами, появившимися на нашей планете. Бактерии выполняют разные роли в природе.

Вулканы всегда имели вид куполовидного возвышения, которое образовывалось в тех местах земной коры, где есть трещины. Любой вулкан состоит из канала, через который периодами извергаются наружу горные породы, лава и пепел. Ученые считают,

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Компас. Ориентирование по компасу.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Нельзя воспользоваться данными способами, если… Вывод: необходимо знать все с.

Нельзя воспользоваться данными способами, если… Вывод: необходимо знать все способы ориентирования на местности, владеть разными средствами определения направления (солнце, звезды, местные признаки), но пользоваться ими по ситуации. пасмурная погода, облачность, туман, ночь Прежде чем сделать вывод, проверь его по нескольким признакам пасмурная погода, облачность, туман, день Всегда ли можно воспользоваться только одним способом ориентирования? 1 группа 2 группа 3 группа

Ориентирование по звёздам

Ориентирование по звёздам

Ориентирование по особенностям окружающей среды Годовые кольца шире С южной с.

И в тайге, и в океане Он отыщет путь любой. Умещается в кармане, А ведёт нас.

И в тайге, и в океане Он отыщет путь любой. Умещается в кармане, А ведёт нас за собой. На ладонь он ляжет весь. Не часы, а стрелка есть. Он в дороге пригодиться- С ним нигде не заблудиться. Думай, отгадывай

Что такое компас? Компас – это прибор, который помогает определить стороны св.

Что такое компас? Компас – это прибор, который помогает определить стороны света. Одна стрелка (красная) всегда показывает на юг, а другая на север. Справа будет восток, а слева запад. Действие компаса основано на явлении магнетизма. Стрелка движется, потому что сама Земля является магнитом.

Для самых любознательных Первый компас был изобретён в Китае более 2000 лет н.

Виды компаса Гирокомпас Все они созданы для того, чтобы служить людям. Магнит.

Виды компаса Гирокомпас Все они созданы для того, чтобы служить людям. Магнитный компас Электронный компас

Устройство магнитного компаса Компас состоит из корпуса, в центре которого на.

Устройство магнитного компаса Компас состоит из корпуса, в центре которого на острие иглы помещена магнитная стрелка. Синий (северный) конец показывает на Северный магнитный полюс. Красный (южный) конец — на Южный магнитный полюс. В нерабочем состоянии стрелка закрепляется тормозом. Схема устройства магнитного компаса Тормоз Стрелка компаса (южная) Шкала Острие иглы Корпус Стрелка компаса (северная)

Алгоритм пользования компасом Положить компас на ровную горизонтальную поверх.

Алгоритм пользования компасом Положить компас на ровную горизонтальную поверхность. Оттянуть предохранитель и подождать, пока стрелка остановится. Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта. Закончив работу, поставить стрелку на предохранитель. Не поворачиваться самому, а крутить компас в руках при определении направления обратного движения. Не пытаться “повернуть” стрелку, наклонив компас. Компас будет показывать Вам все что угодно, только не направление на север. Помните, магнитная стрелка всегда располагается вдоль магнитных линий Земли, именно на этом принципе основана работа прибора. Не используйте компас вблизи металлических предметов, магнитов, ЛЭП и других источников электромагнитных излучений. Типичные ошибки с компасом

Практическая работа по группам Определить по компасу направления предметов в.

Практическая работа по группам Определить по компасу направления предметов в классе

Результаты групп С СВ В ЮВ З Ю ЮЗ Сз

Результаты групп С СВ В ЮВ З Ю ЮЗ Сз

Вывод: В наше время, имея смартфон или планшет, можно с легкостью определить.

Вывод: В наше время, имея смартфон или планшет, можно с легкостью определить свое местоположение с помощью GPS. Но не будем забывать, что компасом в любой местности легко определять стороны горизонта. Поэтому знание того, как пользоваться компасом – это отличный навык для любого человека, который в разы увеличивает шансы на благополучный финал любых, даже не очень приятных, приключений.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

А3. Где изображён компас? 1) 2) 3) 4)

А3. Где изображён компас? 1) 2) 3) 4)

В1. Какая сторона горизонта показана на компасе между буквами Ю и З? 1) севе.

В1.Какая сторона горизонта показана на компасе между буквами Ю и З? 1) север 2) восток 3) юго-запад 4) северо-восток В2.Людям каких профессий необходим компас? археологам 2) морякам 3) геологам 4) врачам

 Я понял урок на отлично Мне нужна тренировка Мне было трудно, нужна помощь

Я понял урок на отлично Мне нужна тренировка Мне было трудно, нужна помощь

Читайте также: