Что такое клавесин кратко

Обновлено: 08.07.2024

Прекрасный клавесин история музыкального инструмента, фото № 1

Клавесин - (франц. clavecin) - это щипковый клавишный муз. инструмент.

Известен с 16 в. (начал конструироваться ещё в 14 в.), первые сведения о К. относятся к 1511; старейший сохранившийся до наших дней инструмент итал. работы датируется 1521. К. произошёл от псалтериума (в результате реконструкции и присоединения клавишного механизма).

Первоначально клавесин был четырёхугольной формы и напоминал по внешнему виду "свободный" клавикорд, в отличие от к-рого имел струны разной длины (каждой клавише соответствовала особая, настроенная в определённом тоне струна) и более сложный клавишный механизм.

Прекрасный клавесин история музыкального инструмента, фото № 2

Струны клавесина приводились в колебание щипком при помощи птичьего пера, укреплённого на стерженьке - толкачике. При нажатии клавиши толкачик, находящийся у её заднего конца, поднимался и перо зацеплялось за струну (позже вместо птичьего пера использовали кожаный плектр).

Прекрасный клавесин история музыкального инструмента, фото № 3

Звук клавесина - блестящий, но мало певучий (отрывистый), изменение силы и тембра звука не зависит от характера удара по клавишам. Музыкант, играющий на клавесине, сразу после нажатия клавиши терял всякую связь со струной, дальше она звучала сама по себе, без малейшего участия человека.

Прекрасный клавесин история музыкального инструмента, фото № 4

С целью усиления звучности К. применялись удвоенные, утроенные и даже учетверённые струны (для каждого тона), к-рые настраивались в унисон, октаву, а иногда и др. интервалы.

С нач. 17 в. вместо жильных использовались металлич. струны, увеличивающиеся по длине (от дисканта к басу). Инструмент приобрёл треугольную крыловидную форму с продольным (параллельно клавишам) расположением струн.

Прекрасный клавесин история музыкального инструмента, фото № 5

В 17-18 вв. для придания К. динамически более разнообразного звучания изготовлялись инструменты с 2 (иногда 3) ручными клавиатурами (мануалами), к-рые располагались террасообразно одна над другой. Регистры приводились в действие рычажками, находящимися по бокам клавиатуры, или кнопками, расположенными под клавиатурой, или педалями.

Прекрасный клавесин история музыкального инструмента, фото № 6

Внешне К. обычно отделывались очень изящно (корпус украшался рисунками, инкрустациями, резьбой). Отделка инструмента соответствовала стильной мебели эпохи Людовика XV. В 16-17 вв. выделялись по качеству звука и своему художеств, оформлению К. антверпенских мастеров Руккерсов.

Прекрасный клавесин история музыкального инструмента, фото № 7

Создателем виртуозного клавесинного стиля был итал. композитор и клавесинист Д. Скарлатти.

Среди франц. клавесинистов кон. 17-18 вв.- Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Л. Дакен, Ф. Дандриё. Франц. клавесинная музыка - иск-во утончённого вкуса, изысканных манер, рационалистически ясное, подчинённое аристократич. этикету. Деликатное и холодноватое звучание К. гармонировало с "хорошим тоном" избранного общества.

У франц. клавесинистов нашёл своё яркое воплощение галантный стиль (рококо). Излюбленными темами клавесинных миниатюр (миниатюра - характерная форма иск-ва рококо) были женские образы ("Пленительная", "Кокетливая", "Сумрачная", "Застенчивая", "Сестра Моника", "Флорентинка"Куперена), большое место занимали галантные танцы (менуэт, гавот и др.), идиллич. картинки крестьянского быта ("Жнецы", "Сборщицы винограда" Куперена), звукоподражательные миниатюры ("Курица", "Часы", "Щебетание" Куперена, "Кукушка" Дакена и др.). Типичная черта клавесинной музыки - обилие мелодич. украшений.

Прекрасный клавесин история музыкального инструмента, фото № 8

Как ни старались мастера, они не смогли преодолеть основной недостаток клавесина - его однообразное по громкости звучание. Сила звука зависела не от того, с какой энергией музыкант ударял пальцем по клавише, а от упругости перышка, защипывающего струну. Искусные музыканты могли взять звук чуть-чуть громче или чуть-чуть тише, но для исполнения многих произведений такой небольшой разницы в силе звучания уже не хватало.

Прекрасный клавесин история музыкального инструмента, фото № 9

Прекрасный клавесин история музыкального инструмента, фото № 10

Прекрасный клавесин история музыкального инструмента, фото № 11

Примерно со 2-й половины 20 века просыпается интерес к историческим инструментам, то есть к таким копиям старинных клавесинов, изготавление которых производилось бы в полном соответствии со старинной технологией производства . Сегодня такие инструменты называются "Аутентичные клавесины".

А в наши дни обучение игре на клавесине в России возможно в Санкт-Петербурге, Казани и Москве.

Клавесин – яркий представитель клавишных музыкальных инструментов, пик популярности которого пришелся на период 16-17 веков, когда на нем играло внушительное количество известных композиторов того времени.


Рассвет и закат инструмента


В Северной Европе производством клавесинов с 1579 года занялись фламандские мастера из семьи Рюккерс. В это время конструкция инструмента претерпевает некоторые изменения, корпус становится более тяжелым, а струны удлиненными, что дало глубокий тембральный окрас.

Значительную роль в усовершенствовании инструмента сыграла французская династия Бланше, позже Таскин. Из английских мастеров XVIII века выделяют семьи Шуди и Киркмана. Их клавесины имели дубовый корпус и отличались насыщенным звуком.

К сожалению в конце 18 века, клавесин полностью вытеснен фортепиано. Последняя модель была выпущена фирмой Киркман в 1809 году. Лишь в 1896 году английский мастер Арнольд Долмеч возрождает производство инструмента. Позже инициативу подхватывают французские производители Плейель и Эра, которые стали изготавливать клавесин с учетом передовых технологий того времени. Конструкция имела стальную раму, которая была способна удержать тугое натяжение толстых струн.

Основные факты

Клавесин – это клавишный инструмент щипкового типа. Во многом обязан своим происхождением греческому щипковому инструменту псалтериону у которого звук извлекался посредством клавишного механизма с применением гусиного пера.
Человек, играющий на клавесине назывался – клавирист, мог с успехом играть на органе и клавикорде.
Долгое время клавесин считался инструментом аристократов, так как его изготавливали только из ценных пород дерева. Часто, для клавиш использовалась инкрустация из чешуек, панцирей черепах, а также драгоценных камней.


Устройство клавесина

Клавесин выглядит, как удлиненный треугольник. Горизонтально расположенные струны находятся параллельно клавишному механизму. Каждая клавиша имеет толкатель-прыгун. На верхней части толкателя крепится лангетта к которой закреплён плектр (язычок) из вороньего пера, именно он защипывает струну при нажатии клавиши. Над язычком расположен демпфер из кожи или войлока, который заглушает вибрации струны.

Ярчайшими клавесинистами являются Ж. Шамбоньер, Ж.Ф. Рамо, Ф. Куперен, Л.К. Дакен и многие другие.

КЛАВЕСИН [франц. clavecin, от позднелат. clavicymbalum, от лат. clavis — ключ (отсюда клавиша) и cymbalum — цимбалы] — щипковый клавишный музыкальный инструмент. Известен с 16 в. (начал конструироваться ещё в 14 в.), первые сведения о клавесине относятся к 1511 году; старейший сохранившийся до наших дней инструмент итальянской работы датируется 1521 годом.

Клавесин произошёл от псалтериума (в результате реконструкции и присоединения клавишного механизма).

Clavecin

Устройство и звук

Устройство верхней части толкачика: 1 — струна, 2 — ось освобождающего механизма, 3 — лангетта (от фр. languette), 4 — плектр (язычок), 5 — демпфер.

О клавесине

Звук клавесина — блестящий, но малопевучий (отрывистый) — значит, не поддающийся динамическим изменениям (он более громкий, но менее выразительный, чем у клавикорда), изменение силы и тембра звука не зависит от характера удара по клавишам. С целью усиления звучности клавесина применялись удвоенные, утроенные и даже учетверённые струны (для каждого тона), которые настраивались в унисон, октаву, а иногда и другие интервалы.

Эволюция

С начала 17 века вместо жильных использовались металлические струны, увеличивающиеся по длине (от дисканта к басу). Инструмент приобрёл треугольную крыловидную форму с продольным (параллельно клавишам) расположением струн.

Декор клавесина

В 17—18 вв. для придания клавесину динамически более разнообразного звучания изготовлялись инструменты с 2 (иногда 3) ручными клавиатурами (мануалами), которые располагались террасообразно одна над другой (обычно верхний мануал настраивался на октаву выше), а также с регистровыми переключателями для расширения дискантов, октавного удвоения басов и изменения тембровой окраски (лютневый регистр, фаготовый регистр и др.).

Регистры приводились в действие рычажками, находящимися по бокам клавиатуры, или кнопками, расположенными под клавиатурой, или педалями. На некоторых клавесинах для большего тембрового разнообразия устраивалась 3-я клавиатура с какой-либо характерной тембровой окраской, чаще напоминающей лютню (так называемая лютневая клавиатура).

Внешний вид

Внешне клавесины обычно отделывались очень изящно (корпус украшался рисунками, инкрустациями, резьбой). Отделка инструмента соответствовала стильной мебели эпохи Людовика XV. В 16—17 вв. выделялись по качеству звука и своему художественному оформлению клавесины антверпенских мастеров Руккерсов.

Клавесин в оформлении Руккерсов

Клавесин в разных странах

Клавесин с вертикально расположенным корпусом — клавицитериум. Клавесин применялся как сольный, камерно-ансамблевый и оркестровый инструмент.

К концу 18 в. произведения французских клавесинистов начали исчезать из репертуара исполнителей. В итоге инструмент, обладавший столь долгой историей и столь богатым художественным наследием, был вытеснен из музыкальной практики и заменен фортепиано. И не просто вытеснен, а совершенно забыт в XIX веке.

Это произошло в результате коренной смены эстетических предпочтений. Эстетика барокко, в основе которой лежит либо ясно сформулированная, либо отчетливо ощущаемая концепция теории аффектов (кратко самая суть: одно настроение, аффект — одна звуковая краска), для которой клавесин был идеальным средством выражения, уступила место сначала мирочувствованию сентиментализма, затем более сильному направлению — классицизму и, наконец, романтизму. Во всех этих стилях самой привлекательной и культивируемой стала, наоборот, идея переменчивости — чувств, образов, настроений. И выразить это смогло фортепиано. Всего этого клавесин не мог сделать в принципе — в силу особенностей своей конструкции.

Клавесин: описание и виды инструмента

Люди, связанные с миром музыки, наверняка слышали о таком необычном инструменте, как клавесин. В наши дни он не пользуется большой популярностью, однако его звучание по-настоящему завораживает меломанов. Постараемся подробнее рассказать о том, что представляет собой клавесин, и чем он отличается от других инструментов.



Общее описание

Клавесин — один из самых древних инструментов, он появился еще на рубеже XV-XVI столетий. Принцип его работы непрост, а звук весьма своеобразен. Поэтому оценить мелодию, извлекаемую его клавишами, можно только после прослушивания нескольких композиций. Итак, классический клавесин — это старинный музыкальный инструмент. Он использовался как в оркестре, так и сольно. Считается предшественником фортепиано. Изначально имел четырехугольную конфигурацию, в XVII столетии принял треугольные крыловидные очертания.

Большая часть моделей имеет одну-две клавиатуры для вариативности окраски звучания и расширения дискантов. Диапазон доходит до 5 октав. Звук извлекается путём защипывания струн стерженьком — изначально его выполняли из птичьего пера, в наши дни для этого используют пластмассу.

Темпоральность звучания и его сила никак не зависят от способа удара по клавишам.



Акустический параметр клавесина невысок — ниже рояльного на 15-20 дБ. Из-за этого могут возникать проблемы при его записи. Если уровень записи будет максимальным — то при обычной громкости прослушивания он покажется грохочущим и скрежешущим. А если уровень записи будет пониженным, то при прослушивании могут быть различимы посторонние шумы студии. Чтобы отстроиться от них, приходится обрезать низкие частоты до 150-200 герц, поскольку звуки ниже такого уровня клавесин не воспроизводит, а его басовые ноты не обеспечивают основной тональности.

В студиях звукозаписи для придания звучанию клавесина большей аутентичности применяют параметрический корректор. Вообще, клавесин довольно хорошо откликается на любую частотную корректировку. Основная масса обертонов инструмента находится в пределах области наибольшей слуховой чувствительности человека, поэтому клавесин легко различим в любом оркестре. В наши дни клавесин можно услышать преимущественно в специализированных местах — в консерваториях, филармониях и на концертных площадках.

Подобный инструмент является раритетом. Играть на нём нужно с большой бережностью и предельной осторожностью, поскольку устаревшие механизмы при неаккуратном обращении могут сломаться.



Как появился?

Самое ранее упоминание о клавесине относят к 1397 году, а самое первое из всех обнаруженных изображений было обнаружено в священном храме в городке Минден и датировано 1425 годом. В качестве оркестрового инструмента использовался вплоть до конца XVIII столетия, чуть дольше он сопровождал речитатив в классических операх. Уже в начале XIX века этот струнный инструмент почти полностью вышел из обихода. Самым старым клавесином, дошедших до современности длительное время считался клавесин работы Иеронимуса от 1521 года. Но не так давно был найден более древний инструмент, дата его изготовления относится к 1515 году, а авторство принадлежит Винцентиусу из Ливигимено.

Клавесины XIV века до наших дней не сохранились. Составить представление об их конструкции можно только по изображениям — в тот период они представляли собой короткий, но при этом габаритный инструмент. Большая часть сохранившихся до наших дней клавесинов была сделана в Венеции в XVIII столетии. Все они отличались исключительным изяществом форм и имели 8 регистров. Корпус вытачивали из кипариса, при этом звучание было более отчетливым и прерывистым, нежели у более поздних моделей фламандского производства.



На территории Европы центром создания клавесина стал город Антверпен, особенных успехов в этом деле достигли члены семейства Рукерс. Их клавесины были тяжелее, нежели фламандские, а струны длиннее. Именно они стали выпускать клавесин с парой мануалов. Более поздние модели немецкого, английского и французского производства XVIII века объединяют в себе основные черты нидерландских и итальянских изделий.

До наших времен сохранились французские двухмануальные клавесины из орешника. В конце XVII века во Франции начали делать клавесины по технологии фирмы Рукер. Самыми известными мастерами в тот период считались Бланше. В Англии XVIII века на этом поприще прославились ремесленники Шуди и Киркман. Они придумали делать клавесины из дуба, облицованного фанерой, их отличал более насыщенный тембр звучания.



В Средневековье клавесин был признан аристократическим инструментом. Он обязательно присутствовал в салонах самых знатных людей Старого света. Его изготавливали из дорогих разновидностей древесины, а клавиши покрывали пластинами из панциря черепахи, инкрустированные драгоценными каменьями и декорированные перламутром. Первое время он располагался на столе, позже мастера добавили красивые ножки. Роль сидеть за ним отводилась дирижеру. Этот человек должен был одной рукой играть на инструменте, а другой осуществлять руководство музыкантами.

Кстати, в тот период получили большое распространение инструменты, у которых верхняя клавиатура сделана в белом цвете, а нижняя — в чёрном. Историки полагают, что подобное оформление было связано с галантным стилем, который в тот период доминировал в культуре и искусстве.

Считалось, что на чёрной клавиатуре по-особенному стильно и утонченно смотрятся белые руки исполнителей.



Начиная с середины XVIII столетия клавесин из музыкальной сферы стал постепенно вытесняться пианино и фортепиано. Примерно в 1809 году компания Киркман представила свой последний клавесин. Только через 9 десятилетий инструмент был возрожден мастером А. Долмечом, который открыл свои производства в городах Бостон и Париж. Чуть позже был налажен выпуск клавесина с каркасом из металла, держащем крепко натянутые толстые струны. Кстати, именно на подобных инструментах впоследствии Ванда Ландовска обучила немало известных клавесинистов. А вот мастера из Бостона Ф. Хаббард и У. Дайд решили вернуться к старинным образцам.



Во время концерта хвосты животных прикрепляли под клавишами. В момент нажатия в несчастных животных впивались острые иглы — они сильно кричали, и за счёт этого появлялась мелодия. Именно такой клавесин заказывал Петр Первый для создания своей знаменитой кунсткамеры.



Устройство современных инструментов

Форма современного клавесина треугольная, вытянутая. Струны размещаются параллельно клавиатуре по горизонтали. В конце клавиши предусмотрен прыгунчик, на нем находится лангетта, куда вставлен небольшой язычок, в современных инструментах его изготавливают из пластика. Чуть дальше находится демпфер, его изготавливают из кожи либо войлока. В момент утопления клавиши прыгун приподнимается, и плектр моментально прищипывает присоединенную к нему струну. Если потом отпустить эту клавишу, высвобождается устройство, благодаря которому плектр будет возвращаться под струну без необходимости повторного защипывания. Вибрирование от струны эффективно приглушается демпфером.

Для смены тембральности и мощности звучания используют переключатели, они бывают ручного и ножного типов. Плавное изменение скорости строением клавесина не предусмотрено. В XV столетии диапазон инструмента включал три октавы, однако уже в XVI увеличился до 4-х, а в XVIII составил уже 5. Стандартные клавесины немецкого и фламандского образца XVIII века предусматривают две клавиатуры, пару наборов струн 8 и один комплект струн 4 (они звучат на октаву выше). В конструкцию включается также механизм копуляции клавиатур.



Звучание

Звучание классического клавесина не сильно отличается от музыки, которую воспроизводят на любых других музыкальных инструментах. Это обусловлено его конструкционными особенностями — на каждую струну здесь приходится свое особое звучание. Люди с тонким слухом и музыкальным образованием хорошо знают, что при игре на фортепиано некоторые аккорды, требующие специального разрешения (например, доминантовые аккорды и терцквартаккорды) звучат напряжённо. На клавесине они становятся еще более диссонантными, поскольку каждая клавиша соответствует традиционному звукоряду, но при этом издает специфический уникальный звук.



Разновидности

В эпоху барокко особенной популярностью пользовались клавишные инструменты с щипковым характером звукоизвлечения. Именно так в странах Европы и вошёл в моду клавесин, его струны были натянуты по горизонтали. Позднее его не раз видоизменяли и модифицировали.

Лютневый

Большая часть клавесинов имеет характерную носовую тембральность — так называемое лютневое звучание. Звукоизвлечение напоминает пиццикато, исполняемое на смычковых инструментах. Подобный клавесин не имеет отдельного ряда струн.

При переключении рычага звук чуть приглушается при помощи специализированного механизма на основе кусочков кожи либо плотного войлока.



Спинет

Итальянские мастера создали спинет, он имел один мануал. Струны здесь натягивали не прямо, а диагонально (слева направо). При этом сами струны имели разную длину, поэтому корпус визуально напоминал миниатюрный рояль. Размеры такого клавесина меньше, чем у лютневого. Количество октав варьируется от 2-х до 4-х. Некоторые мастера изготавливали миниатюрные спинеты размером со шкатулку — они служили скорее игрушками для детей.



Верджинал

Английский вариант клавесина, хотя распространение он получил не только в Британии, но и в Голландии. Характерная особенность верджинала в том, что струны здесь натягиваются параллельно клавиатуре. Благодаря этому инструмент приобрёл прямоугольную форму.

Мануал здесь только один. Диапазон ограничен тремя октавами. В Англии существовала даже целая школа композиторов, которые писали произведения специально для этого клавесина — Уильям Бёрд, Орландо Гиббонс и Джон Булл.



Мюзелар

Эта модель предусматривает расположение клавиатуры по длинной стороне корпуса. В этом ее отличие от традиционных моделей. Чаще всего её размещали по центру или слева. Тональность звучания такого инструмента отличалась от лютневого.



Клавицитерий

Ещё одна разновидность старинного клавишного инструмента. В нём струны располагаются по вертикали относительно корпуса.




Чем отличается от фортепиано?

Основная отличительная черта этого инструмента — его необычная клавиатура. Как выглядит клавиатура фортепиано, известно всем. У клавесина она выглядела так же, только не покрывалась эмалью. Изначально это были простые деревянные дощечки, хорошо отшлифованные. Аналогичный тип клавиатуры и механизм звукоизвлечения использовали прежде и создатели фортепиано. Можно сказать, что клавесин является первоначальной версией фортепиано, который впоследствии был несколько модернизирован и усовершенствован.

На протяжении нескольких столетий конструкция музыкального инструмента менялась, в частности, был скорректирован способ крепления струн к клавишам. На сегодняшний день клавесин не так популярен, некоторые люди не знают вовсе о его существовании. Однако специфический звук, свойственный этому инструменту, довольно интересен.

Мелодии, исполняемые на клавесине, получаются по-настоящему завораживающими. Поэтому всем меломанам нужно обязательно отыскать записи произведений, исполняемых на этом необычном струнном инструменте, и познакомиться с ними.

Читайте также: