Что такое факт кратко

Обновлено: 04.07.2024

факт, факта, муж. (лат. factum).

| Наличие, обнаружение какого-нибудь поступка, явления. Показателен самый факт его выступления. Один факт его согласия или тот факт, что он согласился, еще ничего не означает.

3. утвердительная частица. употр. в знач. конечно, непременно, действительно (прост.). - Неужели ты действительно уезжаешь? - Факт!

Словарь Ожегова

ФАКТ.

1. а, м. Действительное, вполне реальное событие, явление; то, что действительно произошло, происходит, существует. Факты говорят сами за себя. Изложить факты. Проверить факты. Поставить перед фактом когон. (в такое положение, когда уже всё произошло, ничего нельзя изменить). Факты упрямая вещь (против фактов спорить нельзя).

2. факт, вводн. сл. Выражает уверенность, уверение (прост.). Он, ф., не придёт.

3. факт, частица. Да, действительно, так и есть (прост.). Неужели действительно едем? Ф.!

• Факт, что. (разг.) верно, действительно, что. Факт, что команда выигрывает.

Факт тот, что. (разг.) дело в том, что. Факт тот, что времени осталось мало.

Невероятно, но факт (разг. шутл.) удивительно, трудно поверить, но так и есть на самом деле. Он стал отличником? Невероятно, но факт.

Не факт (разг.) выражение отрицания, несогласия. Он обманывает. Это ещё не факт (совсем не факт).

Словарь Ефремовой

  1. м.
    1. :
      1. Действительное явление, событие, происшествие; то, что произошло на самом деле.
      2. Наличие, обнаружение какого-л. явления, поступка.
      1. Употр. при выражении согласия, утверждения.
      2. Употр. как вводное слово, соответствуя по значению сл.: верно, несомненно, действительно.

      Энциклопедический словарь

      (от лат. factum - сделанное, совершившееся).

      1. в обычном смысле - синоним понятий "истина", "событие", "результат".
      2. Знание, достоверность которого доказана.
      3. В логике и методологии науки предложения, фиксирующие эмпирическое знание.

      Большая Советская Энциклопедия

      (от лат. factum √ сделанное, свершившееся),

      в обычном словоупотреблении синоним понятий истина, событие, результат.

      Знание, достоверность которого доказана.

      В логике и методологии науки Ф. √ особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание.

      Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

      (от латинск. facere, делать, нем. Thatsache) — логический термин, имеющий обширное и не всегда определенное значение. В противоположность общему, идее, Ф. есть всегда нечто единичное. Ф. есть то основание, на котором строится теория, то, что требует объяснения, даваемого наукою. Он должен быть твердо установлен и в таком случае является инстанцией, которую замолчать или обойти нельзя. Достаточно одного Ф., противоречащего теории, для того чтобы признать ее ложною. Клод Бернар в своем введении в экспериментальную медицину говорит, что "Ф. сам по себе есть ничто: он имеет значение, лишь поскольку с ним связана идея или поскольку он служит доказательством чего-либо. Когда новый Ф. называют открытием, то открытие составляет не Ф. сам по себе, но новая идея, из него вытекающая; точно так же если Ф. что-либо доказывает, то не Ф. сам по себе служит доказательством, а лишь разумное отношение, которое он устанавливает между явлением и его причиною. Эта связь или отношение и составляет научную истину". Все это справедливо, если смотреть на Ф. как на нечто случайное; но Ф. есть выражение общего закона, и без точного описания и установки Ф. самый закон найден быть не может; поэтому всякий Ф. имеет безусловное значение как точка отправления для теории. В словаре Болдвина ("Dictionary of philosophy", 1901) мы находим следующее определение Ф.: "Ф. есть объективно данное, установленное опытом, но рассматриваемое независимо от того пути, которым оно установлено". В этом определении понятию опыта придано самое широкое, а понятию Ф. — самое узкое значение, ибо под Ф. обыкновенно разумеют не только объективно данное, т. е. предмет, но и субъективно данное в сознании, т. е. явление. Мы говорим о фактах сознания наряду с фактами физического мира; давно прошедшие события мы называем Ф. истории и даже мифологические представления или измышления спиритов готовы назвать Ф. интеллектуальной или нравственной жизни, хотя бы и патологической. Из этого явствует, что под понятие Ф. подводится весьма разнообразное содержание, имеющее лишь два общих признака: Ф. обозначает всегда нечто единичное, и с представлением о Ф. связана всегда уверенность в действительном, реальном существовании содержания известного представления. Так, для спирита материализованный дух есть Ф., в реальность которого спирит верит, в то время как для неспирита материализация есть лишь Ф. сознания верующего, реальным же Ф. является производимый спиритом обман. Понятие опыта в определении Болдвина употреблено в значении, противоположном умозрению, т. е. Ф. признается то, что найдено нашими чувствами, внутренними или внешними, а не путем длинного ряда умозаключений.

      Э. Р.

      В истории фактами называются, главным образом, отдельные события (прагматические Ф.; см.), но то же название распространяется и на все явления исторической жизни, которые могут быть констатированы. Битва при Бородине — Ф., но Ф. может быть названо и существование крепостного права в России до 1861 г. В этом смысле фактам противополагаются мифы или легенды. Все фактическое содержание истории сводится к прагматизму и культуре, т. е. к событиям и состояниям, имевшим место в действительности. О многих Ф. мы знаем непосредственно из исторических источников, свидетельствующих об их существовании, раз достоверность этих источников не подлежит сомнению Есть и такие Ф., о которых источники молчат, но о существовании которых мы догадываемся или существование которых должны предполагать, заключая от фактически известных следствий к неизвестным их причинам или судя по аналогии с тем, что находим в других местах. Некоторые называют такие несомненно или предположительно существовавшие, но неизвестные нам Ф. — скрытыми. Наука не может отказаться от их исследования, тем более, что многие Ф. могут быть названы скрытыми лишь отчасти, когда, напр., мы не знаем только важных и существенных подробностей. Теория исследования скрытых Ф. входит в состав исторической методологии (см.), но разработана она очень мало. В русской литературе попытку методологии скрытых Ф. сделал С. А. Муромцев (см.) в "Очерках общей теории гражданского права". Одним из способов такого исследования является метод сравнительно-исторический (см.).

      Факт (лат. Factum — свершившееся) — термин, в широком смысле может выступать как синоним истины; событие или результат; реальное, а не вымышленное; конкретное и единичное в противоположность общему и абстрактному [1] . Твердо установленное содержание сознания [2] . В философии науки факт — это особое предложение, фиксирующее эмпирическое знание [1] , утверждение или условие, которое может быть верифицировано. Факт противопоставляется теории или гипотезе. Научная теория описывает и объясняет факты, а также может предсказать новые. Утверждение, которое не может быть непосредственно подтверждено или опровергнуто, называется предположением или мнением.

      В современной философии науки распространены две основных концепции факта: фактуализм и теоретизм. Первая утверждает автономность фактов по отношению к теории, подчеркивая независимость формулировки фактов от теоретических построений. Согласно второй, факты полностью зависят от теории, в зависимости от выбора теоретической позиции, факты могут изменяться. Распространены и подходы суммирующие в себе две указанные концепции и признающие одновременно теоретическую нагруженность фактов и их автономный по отношению к теории характер [1] .

      Содержание

      Концепции факта в философии науки

      Истоки другого подхода к фактам, акцентирующего внимание на их теоретической нагруженности, можно обнаружить в немецкой философии — у Канта, подчеркивающего обусловленность феномена априорными формами, и у Гёте, утверждавшего, что сами факты носят характер теории [4] . В рамках постпозитивизма, представлявшего собой критическую реакцию на программу логических позитивистов, вновь обращается внимание на теоретическую нагруженность фактов. Состоящий из фактов эмпирический базис науки рассматривается как рациональная конвенция, то есть соглашение, основанное на принятых теоретических положениях. Факты трактуются как обусловленные теорией, а дихотомия эмпирического и теоретического ставится под сомнение [5] .

      В современной философии науки обе указанных тенденции имеют хождение и часто обозначаются как фактуализм и теоретизм. В рамках первой подчеркивается независимость и самостоятельный характер фактов по отношению к теории; в рамках второй — зависимость фактов от теоретических соглашений. Распространен и подход, критикующий обе крайности и признающий одновременно как теоретическую нагруженность фактов, так и их автономный характер [1] .

      Факт в естественной науке

      Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
      Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
      Эта отметка установлена 22 июня 2011.

      Принято выделять различные виды научных фактов.

      Наблюдаемый факт — это утверждение, состоящее из двух частей:

      1. Описание факта — описание того, что можно наблюдать при некоторых условиях.
      2. Условия проведения наблюдения — описание того, при каких условиях можно наблюдать описанное в первой части утверждения.

      В частности, условия проведения наблюдения могут быть использованы как средство описания границ применимости некоторой теории. Например, теория может утверждать, что функциональная зависимость между двумя измеряемыми величинами (наблюдаемый факт, выражающийся в соотношении между ними) выполняется при некоторых значениях этих величин, и не выполняется, если их значения выходят за указанные пределы.

      В праве

      Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
      Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
      Эта отметка установлена 22 июня 2011.

      Утверждение, найденное истинным органом проверки истины (иногда жюри, но чаще судом (судьёй или судьями)) после заслушивания доказательств.

      В правовой науке выделяют следующую структуру юридических фактов:

      • События. Эти обстоятельства происходят вне воли субъекта. Это стихийные бедствия, трагические случайности и стечения обстоятельств, обстоятельства непреодолимой силы.

      прим.: Есть мнение, что события подразделяются на реально произошедшие, терпимые допустимости и деликты (подтверждение наличия спора о праве). Если деликт также является событием, то это опровергает определение события как нечто, происходящее безвольно.

      • Деяния — это обстоятельства сознательно создаваемые субъектами правоотношений. Деяния подразумевают действие или бездействие, делясь на две группы с точки зрения закона:
        • правомерные — это юридические акты и юридические поступки
        • неправомерные — это правонарушения (действия за которыми не следует наказания или обязанности возместить вред, но они влекут за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Пример: невыход на работу без уважительной причины), деяния (или преступления, то есть уголовно-наказуемые деяния), проступки (регулируемые нормами административного права) и деликты (нормами гражданского права).

        События и действия в теории права относятся к реальным юридическим фактам. Но кроме реальных выделяются также и вероятностные обстоятельства — презумпции (аксиомные / Status quo) и фикции (терпимости).

        Презумпции или иначе предположения — то есть юридически обязывающие суждения о наличии прав и гарантий у того или иного субъекта (группы субъектов) правоотношений. Наиболее известная из презумпций — это предположение о невиновности лица пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке и лицо исчерпает все возможности для защиты своего права на защиту в конкретном правоотношении. Существует деление презумпций на опровержимые и неопровержимые, фактические и законные.

        Фикции (терпимые допущения) — это фактически несуществующие положения, которые, однако правом признаются существующими и имеющими юридическое значение. Например, днём смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в силу решения суда об объявлении его умершим. Ещё одна фикция — признание, что судимости не было у субъекта, она была снята в установленном законом порядке.

        В философии науки факт — особое предложение, фиксирующее эмпирическое знание [2] , утверждение или условие, которое может быть верифицировано. Факт противопоставляется теории или гипотезе. Научная теория описывает и объясняет факты, а также может предсказать новые. Утверждение, которое не может быть непосредственно подтверждено или опровергнуто, называется предположением или мнением.

        В современной философии науки распространены две основные концепции факта: фактуализм и теоретизм. Первая утверждает автономность фактов по отношению к теории, подчёркивая независимость формулировки фактов от теоретических построений. Согласно второй, факты полностью зависят от теории, в зависимости от выбора теоретической позиции, факты могут изменяться. Распространены и подходы, суммирующие в себе две указанные концепции и признающие одновременно теоретическую нагруженность фактов и их автономный по отношению к теории характер [2] .

        ФАКТ - (от лат. factum - сделанное, совершившееся) - 1) синоним понятия истина, событие, результат; нечто реальное, в противоположность вымышленному; конкретное, единичное, в отличие от абстрактного и общего; 2) в логике и методологии научного познания - особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Как форма эмпирического знания Ф. противопоставляется теории или гипотезе. В понимании природы Ф. в современной методологии науки можно выделить две тенденции: фактуализм и теоретизм. Сторонники фактуализма исходят из той идеи, что научные Ф. лежат вне теории и совершенно не зависят от нее. Поэтому подчеркивается автономность Ф. по отношению к теории. Если под Ф. понимают реальное положение дел, то его независимость от теории очевидна. Когда Ф. истолковывается как чувственный образ, то подчеркивается независимость чувственного восприятия от языка. Если же говорят о Ф. как о некоторых предложениях, то обращают внимание на особый характер этих предложений по сравнению с предложениями теории: они либо выражают чувственно данное, либо включают в себя результаты наблюдения, либо верифицируются специфическим образом и т. п. Во всех случаях фактуализм резко противопоставляет Ф. и теорию. Из этого вытекает представление об инвариантности Ф. и языка наблюдения по отношению к сменяющим друг друга теориям. В свою очередь, с признаками инвариантности тесно связан примитивный кумулятивизм в понимании развития научного знания. Установленные Ф. не могут исчезнуть или измениться, они могут лишь накапливаться, причем на ценность и смысл Ф. не влияет время их хранения: Ф. , установленные, скажем, Фалесом, в неизменном виде дошли до наших дней. Это ведет к пренебрежительной оценке познавательной роли теории и к инструменталистскому истолкованию последней. Надежное, обоснованное, сохраняющееся знание - это лишь знание неизменных Ф. , а все изменчивое, преходящее в познании имеет значение лишь постольку, поскольку помогает открывать Ф. Ценность теории лишь в том, что после себя она оставляет новые Ф. Теоретизм также понимает под Ф. чувственные образы или предложения. Однако, в противоположность фактуализму, он подчеркивает тесную связь Ф. с теорией. Если Ф. истолковывается как чувственный образ, то теоретизм подчеркивает зависимость чувственного восприятия от языка и концептуальных средств теории. Ф. в этом случае оказывается сплавом чувственного восприятия с некоторым предложением, которое формулируется теорией. Изменение этих предложений приводит к изменению Ф. Напр. , глядя на картинку, изображающую два профиля, повернутые друг к другу, мы можем "увидеть" два разных "факта": два профиля или вазу. Какой именно "факт" мы установим, зависит от теории, которой мы руководствуемся. Чувственное же восприятие остается в обоих случаях одним и тем же. Т. о. , теоретизм приходит к выводу о полной зависимости Ф. от теории. Эта зависимость с его точки зрения настолько велика, что каждая теория создает свои специфические Ф. Ни о какой устойчивости, инвариантности Ф. по отношению к различным теориям не может быть и речи. Поскольку Ф. детерминируются теорией, постольку различия между теориями отражаются в соответствующих различиях между Ф. Это приводит теоретизм к признанию несравнимости конкурирующих теорий и к антикумулятивизму в понимании развития научного знания. Сменяющие друг друга теории не имеют общих Ф. и общего языка наблюдения. Старая теория ничего не может передать новой и целиком отбрасывается вместе со своими Ф. после победы новой теории. Поэтому в развитии науки нет преемственности. Можно согласиться с фактуализмом в том, что Ф. в определенной мере не зависят от теории и именно поэтому для теории важно соответствовать Ф. и иметь фактуальное подтверждение. Независимые от теории Ф. ограничивают произвол ученого в создании новых теорий и могут заставить его изменить или отбросить противоречащую Ф. теорию.

        Утверждение, не требующее доказательств – это аксиома, а факт, бывает, приходится всё-таки доказывать.

        Факт
        (от лат. factum – сделанное, свершившееся) , 1) в обычном словоупотреблении синоним понятий истина, событие, результат. 2) Знание, достоверность которого доказана. 3) В логике и методологии науки Ф. – особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание.

        Факт (лат. factum — свершившееся) — термин, в широком смысле может выступать как синоним истины; событие или результат; реальное, а не вымышленное; конкретное и единичное в противоположность общему и абстрактному [1].

        В философии науки факт — это особое предложение, фиксирующее эмпирическое знание [1], утверждение или условие, которое может быть верифицировано. Факт противопоставляется теории или гипотезе. Научная теория описывает и объясняет факты, а также может предсказать новые. Утверждение, которое не может быть непосредственно подтверждено или опровергнуто, называется предположением или мнением.

        В современной философии науки распространены две основные концепции факта: фактуализм и теоретизм. Первая утверждает автономность фактов по отношению к теории, подчеркивая независимость формулировки фактов от теоретических построений. Согласно второй, факты полностью зависят от теории, в зависимости от выбора теоретической позиции, факты могут изменяться. Распространены и подходы суммирующие в себе две указанные концепции и признающие одновременно теоретическую нагруженность фактов и их автономный по отношению к теории характер [1].

        Факт (лат. Factum — свершившееся) — термин, в широком смысле может выступать как синоним истины; событие или результат; реальное, а не вымышленное; конкретное и единичное в противоположность общему и абстрактному

        Факт
        Факт (лат. factum — свершенное) — термин, в широком смысле может выступать как синоним истины; событие или результат; реальное, а не вымышленное; конкретное и единичное в противоположность общему и абстрактному.

        Читайте также: