Современные концепции научения в педагогической психологии кратко

Обновлено: 07.07.2024

Ключевым понятием в поведенческой психотерапии является научение, под которым понимают изменения в поведении, возникшие в процессе жизнедеятельности или в результате тренировки. В отличие от обучения суть которого состоит в передаче и направленной организации знаний, научение – это процесс и результат выработки навыков.

Существуют три основные теории научения:

1) теория классического обусловливания И. П. Павлова;

2) теория оперантного обусловливания Б. Ф. Скиннера;

3) теория социального научения А. Бандуры.

Теория социального научения делает акцент на моделировании (замещающем научении) и механизмах саморегуляции и добавляет к двум присутствующим в классическом и оперантном обусловливании элементам (поведению и средовым воздействиям) третий элемент – когнитивные процессы.

Техники поведенческой психотерапии, представленные в данной главе, сгруппированы в соответствии с тремя основными теориями научения.

25.Основные теории обучения.

1. Ассоциативно — рефлекторная теория обучения.

В соответствии с этой теорией сформулированы дидактические принципы, разработано подавляющее большинство методов обучения. В основе ассоциативно — рефлекторной теории обучения лежат выявленные И.М. Сеченовым и И.П.Павловым закономерности условно — рефлекторной деятельности головного мозга человека. Согласно их учению, в мозгу человека идет постоянный процесс образования условно — рефлекторных связей — ассоциаций. От того, какие ассоциации будут устойчивыми и закрепятся в сознании, зависит индивидуальность каждой личности. На основе учения о физиологии умственной деятельности известные отечественные ученые — психологи, педагоги С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Ю.А. Самарин, П.А. Шеварев и др. разработали ассоциативно — рефлекторную теорию обучения.

1. Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций — простых и сложных.

2. Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей имеет определенную логическую последовательность и включает в себя следующие этапы:

* восприятие учебного материала;

* его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий;

* запоминание и сохранение в памяти изученного материала;

* применение усвоенного в практической деятельности.

3. Основным этапом процесса обучения выступает активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач.

4. Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении ряда условий:

* формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых;

* подача учебного материала в определенной последовательности;

* демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности;

* применение знаний в учебных и служебных целях, и т. п.

2. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.

В разработке данной теории активное участие приняли известные ученые-психологи А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина и др.

2. Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей:

3. Каждое действие характеризуется определенными параметрами:

* мерой освоения и др.

4. Качество приобретаемых знаний, навыков и умений, понятий развитие умственных способностей зависит от правильности создания ориентировочной основы деятельности (ООД). ООД — текстуально или графически оформленная модель изучаемого действия и система условий его успешного выполнения.

5. В процессе обучения принципиально новым знаниям, практическим навыкам теория поэтапного формирования умственных действий выделяет несколько этапов:

* предварительное ознакомление с действием;

* выполнение материализованного действия в соответствии с учебным заданием во внешней материальной, развернутой форме.

* внешняя речь обучаемого (ученики проговаривают вслух действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают).

* беззвучной устной речи (ученики проговаривают про себя действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают).

* автоматическое выполнение отрабатываемых действий.

3. Теория проблемно-деятельностного обучения.

Данная теория реализует два основополагающих принципа обучения: принцип проблемности и принцип деятельности в обучении. Сущность проблемно-деятельностной теории обучения заключается в том, что в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых обучающийся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживает и осмысливает учебную проблему, мысленно и практически действует в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов ее решения.

Получить полный текст

В таких случаях имитация является неоценимым аспектом обучения. Даже в случаях, где известны некоторые другие стимулы, способные вызвать приближение к желаемому поведению, процесс возникновения может быть значительно сокращен предъявлением социальных моделей (Бандура и Макдональд, 1963).

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Современные концепции научения. Презентация на заданную тему содержит 25 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Понятие Имеется несколько понятий, относящихся к приобретению человеком жизненного опыта в виде знаний, умений, навыков, способностей. Это - учение, научение, обучение. Наиболее общим понятием является научение. Интуитивно каждый из нас представляет, что такое научение. О научении говорят в том случае, когда человек стал знать или уметь то, чего не знал или не умел раньше. Эти новые знания, умения, навыки могут быть следствием деятельности направленной на их приобретение, или выступать как побочный эффект поведения реализующего цели, не связанные с данными знаниями и умениями. Научение - это приобретение индивидуального опыта. Широкий класс психических процессов, обеспечивающих формирование новых, приспособительных реакций.

Виды: Виды научения у человека: · Импринтинг; · Оперантное научение; · Условно - рефлекторное научение; · Викарное научение; · Вербальное научение.

Теории научения Термин “теория научения” применяется преимущественно к психологии поведения. В отличии от педагогических понятий обучения, образования и воспитания теория научения охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта, таких как привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакции сенсорного различия и т.д. Исследование психики в плане избегания неблагоприятных воздействий наиболее детально приводились психологами поведенческого направления. Например, мотивацию бихевиоризма.

Современные концепции научения Существует ряд наиболее известных теорий, в которых по-разному объясняется, как происходит научение, и предлагаются психолого-педагогические принципы построения методики обучения, рассчитанной на развивающий эффект. Эти теории, в свою очередь, затрагивают следующие основные проблемы: 1. источники знаний, учений и навыков человека, его способностей; 2. динамика процесса научения; 3. условия и факторы интеллектуального развития человека в процессе научения; 4. движущие силы и этапы познавательного развития ребенка.

Специальная психолого-педагогическая теория, обосновывающая такое построение учебной деятельности, при котором за сравнительно короткий срок на основе внешних, предметных действий, организуемых по определенным правилам, формируются знания и умения, была разработана П.Я. Гальпериным. Она получила название теория планомерного (поэтапного) формирования знаний, умений и умственных действий. Специальная психолого-педагогическая теория, обосновывающая такое построение учебной деятельности, при котором за сравнительно короткий срок на основе внешних, предметных действий, организуемых по определенным правилам, формируются знания и умения, была разработана П.Я. Гальпериным. Она получила название теория планомерного (поэтапного) формирования знаний, умений и умственных действий.

Теория планомерного (поэтапного) формирования знаний, умений и умственных действий Согласно этой теории предметное действие и выражающая его мысль составляют конечные, исходно различные, но генетически связанные звенья единого процесса постепенного преобразования материального действия в идеальное, его интериоризации, т.е. перехода извне внутрь. Действие функционально связанно с предметом, над которым оно осуществляется, включает в себя продукт - цель преобразования данного предмета и средства такого преобразованию. Все это вместе взятое составляет исполнительскую часть формируемого действия.

Кроме нее, в состав действия входит ориентировочная основа действия (ООД). В результате правильного ООД субъекту представляется картина обстоятельств, в которых должно быть совершено действие, намечается адекватный этим обстоятельствам и цели действия план его выполнения, определяются параметры и формы контроля действия, а так же способы коррекции допускаемых при его исполнении ошибок. На ориентировочную часть выполняемого действия в теории планомерного формирования умственных действия обращается особое внимание. Она считается главной, так как в первую очередь от ООД зависят уровень и качество исполнения формируемого действия. Кроме нее, в состав действия входит ориентировочная основа действия (ООД). В результате правильного ООД субъекту представляется картина обстоятельств, в которых должно быть совершено действие, намечается адекватный этим обстоятельствам и цели действия план его выполнения, определяются параметры и формы контроля действия, а так же способы коррекции допускаемых при его исполнении ошибок. На ориентировочную часть выполняемого действия в теории планомерного формирования умственных действия обращается особое внимание. Она считается главной, так как в первую очередь от ООД зависят уровень и качество исполнения формируемого действия. Процесс преобразования действия с целью его совершенствования реализуется в виде операций по созданию новой или актуализации старой ООД (это в теории называется ориентировочными операциями), включает осуществление самого преобразования (исполнительные операции), контроль и коррекции исполнения (контрольные операции).

Ориентировочные операции, входящие в состав ООД, могут быть активными, когда действие находится на этапе начальной ориентировки в нем и строится во всей своей изначальной полноте, и пассивными, когда наступает черед выполнения уже частично и полностью сложившегося действия. ООД представляет собой психологический механизм регулирования исполнительских и контрольных операций, которые включаются в действие в процессе его формирования и с помощью которых оценивается правильность процесса развития действия. Ориентировочные операции, входящие в состав ООД, могут быть активными, когда действие находится на этапе начальной ориентировки в нем и строится во всей своей изначальной полноте, и пассивными, когда наступает черед выполнения уже частично и полностью сложившегося действия. ООД представляет собой психологический механизм регулирования исполнительских и контрольных операций, которые включаются в действие в процессе его формирования и с помощью которых оценивается правильность процесса развития действия. ООД может определяться по трем критериям: · Степени ее полноты (полная - неполная); · Мере обобщенности (обобщенная - необобщенная); · Способу получения обучаемости (самостоятельно или в готовом виде).

Полная ООД предполагает наличие у учащегося точных и достаточных сведений о всех компонентов формируемого действия. Обобщенность ООД характеризуется широтой класса объектов, к которым применено данное действие на практике. Тип ООД создается сочетанием каждого из трех названных компонентов. Соответственно возможно восемь различных типов ООД. Полная ООД предполагает наличие у учащегося точных и достаточных сведений о всех компонентов формируемого действия. Обобщенность ООД характеризуется широтой класса объектов, к которым применено данное действие на практике. Тип ООД создается сочетанием каждого из трех названных компонентов. Соответственно возможно восемь различных типов ООД. Из этих восьми возможных можно выделить три основных типа ООД: 1. Первый - присутствует при выполнении действия по методу проб и ошибок. Им учащийся пользуется тогда, когда задача обучения определенному действия специально не ставится. 2. Второй - предполагает постановку такой задачи и разумное изучение внешних сторон действия прежде, чем оно начинает выполняться. При этом тип ООД учащемуся задает учитель, сам же ученик в состоянии сориентироваться во вновь выполняемом действии. 3. Третий - характеризуется тем, что учащийся, встретившись с новым для него действием, в состоянии сам составить и реализовать его ориентировочную основу.

Процесс усвоения знаний и формирования действий по П.Я. Гальперину, проходит шесть этапов: Процесс усвоения знаний и формирования действий по П.Я. Гальперину, проходит шесть этапов: · Мотивация (привлечение внимания обучаемого, пробуждение его интереса и желания получить соответствующее знания); · Уяснения ООД; · Выполнение действия в материальной форме; · Выполнение действия в плане громкой речи; · Выполнения действия в плане речи про себя; · Выполнение действия в плане внутренней речи, или в уме.

Если на полноценной ООД формировать у детей математические понятия, то, как показал П.Я. Гальперин, они обнаруживают в опытах Пиаже более высокий уровень интеллектуального развития. Благодаря выделению из воспринимаемого объекта относительно независимых свойств и обучению измерению их с помощью заданной меры на хорошей ООД, ребенок на практике может убедиться в действии закона сохранения количества при изменении внешних параметров вещей, т.е. удостоверится в том, что изменение вещи по одному свойству (уровню воды в сосуде, форме куска пластилина и т.д.) не изменяет ее по другому свойству (количество воды, пластилина и т.д.). Но это происходит только при третьем типе учения о полной ООД. Вне его мышления ребенка остается на прежнем уровне. Если на полноценной ООД формировать у детей математические понятия, то, как показал П.Я. Гальперин, они обнаруживают в опытах Пиаже более высокий уровень интеллектуального развития. Благодаря выделению из воспринимаемого объекта относительно независимых свойств и обучению измерению их с помощью заданной меры на хорошей ООД, ребенок на практике может убедиться в действии закона сохранения количества при изменении внешних параметров вещей, т.е. удостоверится в том, что изменение вещи по одному свойству (уровню воды в сосуде, форме куска пластилина и т.д.) не изменяет ее по другому свойству (количество воды, пластилина и т.д.). Но это происходит только при третьем типе учения о полной ООД. Вне его мышления ребенка остается на прежнем уровне.

Теория формирования научных понятий у школьников Свою концепцию построения учебной деятельности, рассчитанную на усвоение учащимся младших классов научных понятий, предложил В.В. Давыдов. Система обучения, сложившаяся в 30 - 50 - е годы и в основном еще сохранившаяся в настоящее время, в противоположность, которой была выдвинута эта концепция, основывается на индуктивном способе мышления и приобретения учащимся знаний. Этот способ характеризуется тем, что человек сначала знакомится с конкретными фактами, а затем на основе их обобщения приходит к научным понятиям, законам, которые выражают наиболее существенное из того, что в этих фактах содержится.

Для того чтобы сформировать полноценное теоретическое мышление, а таким является индуктивно - дедуктивное мышление, способное переходит от частного к общему и обратно, анализировать и обобщать, необходимо обеспечить на занятиях учащемуся возможность способного мысленного движения в двух указанных взаимосвязанных направлениях: от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, с приоритетом первого над вторым. «Одна из задач теоретического мышления, - пишет В.В. Давыдов, - состоит в выделении существенной связи (в ее абстрагировании), а затем и в мысленном сведении к ней всех проявлений объекта (в их обобщении). Настоящее, глубокое понимание учащимся усваиваемого материала состоит в знании того общего, что содержится во включенных в него конкретных фактах, в умении на основе всеобщего находить и предсказывать частное. Для того чтобы сформировать полноценное теоретическое мышление, а таким является индуктивно - дедуктивное мышление, способное переходит от частного к общему и обратно, анализировать и обобщать, необходимо обеспечить на занятиях учащемуся возможность способного мысленного движения в двух указанных взаимосвязанных направлениях: от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, с приоритетом первого над вторым. «Одна из задач теоретического мышления, - пишет В.В. Давыдов, - состоит в выделении существенной связи (в ее абстрагировании), а затем и в мысленном сведении к ней всех проявлений объекта (в их обобщении). Настоящее, глубокое понимание учащимся усваиваемого материала состоит в знании того общего, что содержится во включенных в него конкретных фактах, в умении на основе всеобщего находить и предсказывать частное.

Основные компоненты по которым выделяется и оценивается некоторая ситуация как проблемная, следующее: Основные компоненты по которым выделяется и оценивается некоторая ситуация как проблемная, следующее: - То неизвестное, что в этой ситуации содержится (отношение, способ или условие действия); - Необходимость выполнения действия, направленного на решение поставленной задачи, вызванная потребностью в новом, подлежащим усвоению знании; - Собственные возможности учащегося в анализе условий задания и усвоения открываемого в нем нового знания. Ни слишком легкое, ни чрезмерно трудное задание не может само породить для учащегося проблемную ситуацию.

Обучение, построенное на создании и решении проблемных ситуаций, называется проблемным. Главной задачей в организации такого обучения является поиск соответствующих проблемных ситуаций, которые находились бы на достаточно высоком, но доступном для учащихся уровне трудности, порождали бы потребность и обеспечивали способность получения учащимся подлинно нового знания, которое по своему психологическому содержанию равноценно пусть небольшому, но интересному открытию. Обучение, построенное на создании и решении проблемных ситуаций, называется проблемным. Главной задачей в организации такого обучения является поиск соответствующих проблемных ситуаций, которые находились бы на достаточно высоком, но доступном для учащихся уровне трудности, порождали бы потребность и обеспечивали способность получения учащимся подлинно нового знания, которое по своему психологическому содержанию равноценно пусть небольшому, но интересному открытию. Исходя из данной главы можно выделить три основных концепции научения: · Теория планомерного формирования знаний, умений и умственных действий П.Я. Гальперина; · Теория формирования научных понятий у школьников В.В. Давыдова; · Теория проблемного обучения Л.В. Занкова и А.М. Матюшкина. Во всех трех позициях есть и существенные различия, которые обнаруживаются тогда, когда теория переходит к практике и на основе теории строятся конкретные методы научения.

Обобщение. ходе выполнения данной работы, мы выяснили, что научение - это приобретение индивидуального опыта. Широкий класс психических процессов, обеспечивающих формирование новых, приспособительных реакций. Так же мы узнали, что до сегодняшнего дня нет единой теории научения. В современной психологии выделяют три основных направления теории научения: Павловское учение, классический бихевиоризм, необихевиоризм. Так же можно выделить три основных концепции научения: · Теория планомерного формирования знаний, умений и умственных действий П.Я. Гальперина; · Теория формирования научных понятий у школьников В.В. Давыдова; · Теория проблемного обучения Л.В. Занкова и А.М. Матюшкина. Во всех трех позициях есть и существенные различия, которые обнаруживаются тогда, когда теория переходит к практике и на основе теории строятся конкретные методы научения.

Литература. 1. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо, М., 1984, с. 238 2. Возрастная психология / под ред. А.В. Петровского, М,,1986, с. 368 3. Немов Р.С. Психология //В трех томах, Т.2 Психология образования, М., 1998, ВЛАДОС, 436с. 4. Хегенкан Б., Олсон М. Теория научения, С.П., 2004, 474 с. 5. Хон Р.Л. Педагогическая психология: принципы обучения, Екатеринбург, 2002, Деловая книга, 736 с. 6. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Ч. 2, М,,1981. 7. Черевач Г. Педагогическая психология, М., 2001, Просвещение, 246 с.

Совершенно очевидно, что закономерности научения изучались задолго до появления современной науки. Необходимость успешно передавать свой опыт следующим поколениям заставляла эмпирически совершенствовать процедуру обучения. Именно поэтому к моменту начала экспериментальных исследований этой проблемы в психологии уже существовали определенные обыденные представления о том, как и чему, следует учить. Эти представления оказали сильное влияние на исходные теоретические подходы к научению.

В настоящее время теории научения посвящено множество работ отечественных психологов, таких как П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Знакова и многих других.

Цель данной контрольной работы рассмотреть современные концепции научения.

Задачи данной работы:

Рассмотреть теории научения;

Рассмотреть современные концепции научения.

1. Теория научения

Имеется несколько понятий, относящихся к приобретению человеком жизненного опыта в виде знаний, умений, навыков, способностей. Это – учение, научение, обучение.

Наиболее общим понятием является научение. Интуитивно каждый из нас представляет, что такое научение. О научении говорят в том случае, когда человек стал знать или уметь то, чего не знал или не умел раньше. Эти новые знания, умения, навыки могут быть следствием деятельности направленной на их приобретение, или выступать как побочный эффект поведения реализующего цели, не связанные с данными знаниями и умениями.

Научение – это приобретение индивидуального опыта. Широкий класс психических процессов, обеспечивающих формирование новых, приспособительных реакций. [5, c. 55]

Виды научения у человека:

Условно – рефлекторное научение;

1.2 Теория научения

До сегодняшнего дня нет единой теории научения , хотя многие общие законы научения широко признаны и эмпирически подтверждены различными исследователями. В рамках теории научения выделяют три основных направления: Павловское учение, классический бихевиоризм, необихевиоризм.

Термин «теория научения применяется преимущественно к психологии поведения. В отличии от педагогических понятий обучения, образования и воспитания теория научения охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта, таких как привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакции сенсорного различия и т.д.

Исследование психики в плане избегания неблагоприятных воздействий наиболее детально приводились психологами поведенческого направления. Например, мотивацию бихевиоризма.

Рассмотрев данную главу можно сказать что на сегодняшний день в современной психологии выделяют три основных теории научения: Павловское учение, классический бихевиоризм, необихевиоризм.

2. Современные концепции научения

В предыдущей главе были рассмотрены некоторые вопросы теории научения, которые являются общими и так или иначе затрагиваются всеми специалистами в данной области знаний. Предложенные ими ответы объединяют ученых, и не создают между ними каких – либо, серьезных противоречий во взглядах. Но в их позициях есть и существенные различия, которые следует представить и обсудить отдельно. Более всего эти различия обнаруживаются тогда, когда происходит переход от теории к практике и на основе теории строятся конкретные методы научения, обучения или учения, определяются оптимальные способы строения учебной деятельности. Рассмотрим ряд наиболее известных теорий, в которых по-разному объясняется, как происходит научение, и предлагаются психолого-педагогические принципы построения методики обучения, рассчитанной на развивающий эффект. Эти теории, в свою очередь, затрагивают следующие основные проблемы:

источники знаний, учений и навыков человека, его способностей;

динамика процесса научения;

условия и факторы интеллектуального развития человека в процессе научения;

движущие силы и этапы познавательного развития ребенка.

Специальная психолого-педагогическая теория, обосновывающая такое построение учебной деятельности, при котором за сравнительно короткий срок на основе внешних, предметных действий, организуемых по определенным правилам, формируются знания и умения, была разработана П.Я. Гальпериным. Она получила название теория планомерного (поэтапного) формирования знаний, умений и умственных действий. [3, c. 303]

2.1 Теория планомерного (поэтапного) формирования знаний, умений и умственных действий

Согласно этой теории предметное действие и выражающая его мысль составляют конечные, исходно различные, но генетически связанные звенья единого процесса постепенного преобразования материального действия в идеальное, его интериоризации, т.е. перехода извне внутрь. Действие функционально связанно с предметом, над которым оно осуществляется, включает в себя продукт – цель преобразования данного предмета и средства такого преобразованию. Все это вместе взятое составляет исполнительскую часть формируемого действия. [7, c . 74]

Кроме нее, в состав действия входит ориентировочная основа действия (ООД). В результате правильного ООД субъекту представляется картина обстоятельств, в которых должно быть совершено действие, намечается адекватный этим обстоятельствам и цели действия план его выполнения, определяются параметры и формы контроля действия, а так же способы коррекции допускаемых при его исполнении ошибок. На ориентировочную часть выполняемого действия в теории планомерного формирования умственных действия обращается особое внимание. Она считается главной, так как в первую очередь от ООД зависят уровень и качество исполнения формируемого действия.

Процесс преобразования действия с целью его совершенствования реализуется в виде операций по созданию новой или актуализации старой ООД (это в теории называется ориентировочными операциями), включает осуществление самого преобразования (исполнительные операции), контроль и коррекции исполнения (контрольные операции). [3, c. 309]

Ориентировочные операции, входящие в состав ООД, могут быть активными, когда действие находится на этапе начальной ориентировки в нем и строится во всей своей изначальной полноте, и пассивными, когда наступает черед выполнения уже частично и полностью сложившегося действия. ООД представляет собой психологический механизм регулирования исполнительских и контрольных операций, которые включаются в действие в процессе его формирования и с помощью которых оценивается правильность процесса развития действия.

ООД может определяться по трем критериям:

Степени ее полноты (полная – неполная);

Мере обобщенности (обобщенная – необобщенная);

Способу получения обучаемости (самостоятельно или в готовом виде).

Полная ООД предполагает наличие у учащегося точных и достаточных сведений о всех компонентов формируемого действия. Обобщенность ООД характеризуется широтой класса объектов, к которым применено данное действие на практике. Тип ООД создается сочетанием каждого из трех названных компонентов. Соответственно возможно восемь различных типов ООД.

Из этих восьми возможных можно выделить три основных типа ООД:

Первый – присутствует при выполнении действия по методу проб и ошибок. Им учащийся пользуется тогда, когда задача обучения определенному действия специально не ставится.

Второй – предполагает постановку такой задачи и разумное изучение внешних сторон действия прежде, чем оно начинает выполняться. При этом тип ООД учащемуся задает учитель, сам же ученик в состоянии сориентироваться во вновь выполняемом действии.

Третий – характеризуется тем, что учащийся, встретившись с новым для него действием, в состоянии сам составить и реализовать его ориентировочную основу.

Процесс усвоения знаний и формирования действий по П.Я. Гальперину, проходит шесть этапов:

Мотивация (привлечение внимания обучаемого, пробуждение его интереса и желания получить соответствующее знания);

Выполнение действия в материальной форме;

Выполнение действия в плане громкой речи;

Выполнения действия в плане речи про себя;

Выполнение действия в плане внутренней речи, или в уме.

В данной теории выделяются три типа учения соответственно трем типам ООД.

Первый тип учения – усвоение действия происходит с ошибками, с недостаточным пониманием материала, с неспособностью выделить существенные признаки.

Второй тип – усвоение знаний характеризуется более уверенным и полным понимание содержания материала с четким различием существенных и несущественных признаков.

Третий тип учение – обеспечивается быстрое, эффективное и безошибочное усвоение действия, предполагающее формирование всех его основных качеств.

Опыт применения в обучении положений теории планомерного формирования умственных действий показал, что вместе с такими действиями у учащихся формируются и другие психические процессы, такие, например, как восприятие, произвольное внимание и речь, а так же система понятий, связанных с выполняемым действием. Действие в результате его формирования на основе данной теории может быть перенесено в умственный план или целиком, или только в своей ориентировочной части (понимание действия). В этом случае исполнительная часть действия остается внешней, меняется вместе с внутренней ООД и в конечном счете превращается в сопровождающий умственное действие двигательный навык.

Если на полноценной ООД формировать у детей математические понятия, то, как показал П.Я. Гальперин, они обнаруживают в опытах Пиаже более высокий уровень интеллектуального развития. Благодаря выделению из воспринимаемого объекта относительно независимых свойств и обучению измерению их с помощью заданной меры на хорошей ООД, ребенок на практике может убедиться в действии закона сохранения количества при изменении внешних параметров вещей, т.е. удостоверится в том, что изменение вещи по одному свойству (уровню воды в сосуде, форме куска пластилина и т.д.) не изменяет ее по другому свойству (количество воды, пластилина и т.д.). Но это происходит только при третьем типе учения о полной ООД. Вне его мышления ребенка остается на прежнем уровне.

2.2 Теория формирования научных понятий у школьников

Свою концепцию построения учебной деятельности, рассчитанную на усвоение учащимся младших классов научных понятий, предложил В.В. Давыдов. Система обучения, сложившаяся в 30 – 50 – е годы и в основном еще сохранившаяся в настоящее время, в противоположность, которой была выдвинута эта концепция, основывается на индуктивном способе мышления и приобретения учащимся знаний. Этот способ характеризуется тем, что человек сначала знакомится с конкретными фактами, а затем на основе их обобщения приходит к научным понятиям, законам, которые выражают наиболее существенное из того, что в этих фактах содержится.

Для того чтобы сформировать полноценное теоретическое мышление, а таким является индуктивно – дедуктивное мышление, способное переходит от частного к общему и обратно, анализировать и обобщать, необходимо обеспечить на занятиях учащемуся возможность способного мысленного движения в двух указанных взаимосвязанных направлениях: от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, с приоритетом первого над вторым. «Одна из задач теоретического мышления, - пишет В.В. Давыдов, - состоит в выделении существенной связи (в ее абстрагировании), а затем и в мысленном сведении к ней всех проявлений объекта (в их обобщении). [6, c .204] Настоящее, глубокое понимание учащимся усваиваемого материала состоит в знании того общего, что содержится во включенных в него конкретных фактах, в умении на основе всеобщего находить и предсказывать частное.

2.3 Теория проблемного научения

Основные компоненты по которым выделяется и оценивается некоторая ситуация как проблемная, следующее:

То неизвестное, что в этой ситуации содержится (отношение, способ или условие действия);

Необходимость выполнения действия, направленного на решение поставленной задачи, вызванная потребностью в новом, подлежащим усвоению знании;

Собственные возможности учащегося в анализе условий задания и усвоения открываемого в нем нового знания.

Ни слишком легкое, ни чрезмерно трудное задание не может само породить для учащегося проблемную ситуацию.

Обучение, построенное на создании и решении проблемных ситуаций, называется проблемным. Главной задачей в организации такого обучения является поиск соответствующих проблемных ситуаций, которые находились бы на достаточно высоком, но доступном для учащихся уровне трудности, порождали бы потребность и обеспечивали способность получения учащимся подлинно нового знания, которе по своему психологическому содержанию равноценно пусть небольшому, но интересному открытию. [1, c. 89]

Исходя из данной главы можно выделить три основных концепции научения:

Теория планомерного формирования знаний, умений и умственных действий П.Я. Гальперина;

Теория формирования научных понятий у школьников В.В. Давыдова;

Теория проблемного обучения Л.В. Занкова и А.М. Матюшкина.

Во всех трех позициях есть и существенные различия, которые обнаруживаются тогда, когда теория переходит к практике и на основе теории строятся конкретные методы научения.

В ходе выполнения данной работы, мы выяснили, что научение – это приобретение индивидуального опыта. Широкий класс психических процессов, обеспечивающих формирование новых, приспособительных реакций. Так же мы узнали, что до сегодняшнего дня нет единой теории научения. В современной психологии выделяют три основных направления теории научения: Павловское учение, классический бихевиоризм, необихевиоризм.

Так же можно выделить три основных концепции научения:

Теория планомерного формирования знаний, умений и умственных действий П.Я. Гальперина;

Теория формирования научных понятий у школьников В.В. Давыдова;

Теория проблемного обучения Л.В. Занкова и А.М. Матюшкина.

Во всех трех позициях есть и существенные различия, которые обнаруживаются тогда, когда теория переходит к практике и на основе теории строятся конкретные методы научения.

Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо, М., 1984, с. 238

Возрастная психология / под ред. А.В. Петровского, М,,1986, с. 368

Немов Р.С. Психология //В трех томах, Т.2 Психология образования, М., 1998, ВЛАДОС, 436с.

Хегенкан Б., Олсон М. Теория научения, С.П., 2004, 474 с.

Хон Р.Л. Педагогическая психология: принципы обучения, Екатеринбург, 2002, Деловая книга, 736 с.

Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Ч. 2, М,,1981.

Черевач Г. Педагогическая психология, М., 2001, Просвещение, 246 с.

Похожие страницы:

Современные концепции обучения

. РАБОТА № 1 ПРЕДМЕТ: Педагогика и психология. Тема: Современные концепции обучения. Выполнил: № зачетной книжки: № группы . , так и труда. 7. Бихевиористские теории научения. В бихевиористских теориях научения (Э.Торндайк, Д.Уотсон, Б.Скинер и др .

Современные зарубежные теории личности

. психосоциальных кризисов в течение жизни человека. Современные концепции личности Зигмунд Фрейд: Психодинамическое направление . провел многочисленные исследования, подтверждающие важность научения через наблюдение в приобретении и модификации агрессивного .

Концепция подготовки современных образовательных менеджеров

. слушателей, целевой аудитории. Современные концепции образования также отражают, в . образовательном процессе сторон. В современной концепции развития образования базовыми параметрами . Гиус. Живая компания. Рост, научение и долгожительство в деловой среде: .

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ (3)

. смогла сформироваться концепция социального научения. Как мы уже видели, в современной американской психологии . подкрепления, поддерживающая его. Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как .

Теории психического развития в современной зарубежной психологии

. периодов детского развития. Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как . схеме, связывает и определяет направление основных современных концепций развития личности за рубежом. Различные .

Научение – это процесс приобретения индивидуального опыта и его результат.

Изменением психологических структур, которое происходит в результате научения, обеспечивается возможность дальнейшего совершенствования деятельности.

Теории научения основываются на следующих положениях:

  • закон готовности: чем сильнее потребность, тем успешнее процесс научения;
  • закон эффекта: поведение, приводящее к полезному действию, вызывает снижение потребностей, поэтому будет повторяться;
  • закон упражнения: при прочих равных условиях повторение определенных действий приводит к более быстрому их выполнению и снижает вероятность ошибок;
  • закон недавности: лучше запоминается материал, который был изложен в конце урока;
  • закон соответствия: наличие пропорционального соотношения между вероятностью ответа и подкреплением.

Выделяют три основные теории научения:

  • теория классического обусловливания (И.П. Павлов);
  • теория оперативного обусловливания (Б.Ф. Скиннер);
  • теория социального научения (А. Бандура).

Теория классического обусловливания

Теория классического обусловливания базируется на учении Павлова об образовании условных рефлексов.

Принципы классического обусловливания сводятся к тому, что респондентное поведение может быть классически обусловлено. Суть этого процесса заключается в том, что нейтральный первоначально стимул начинает вызывать реакцию в связи со своей ассоциативной связью со стимулом, автоматически порождающим такую же или очень похожую реакцию.

Иными словами, основным путем управления поведениям будет управление предъявлением стимулов, которые вызывают определенный тип реакции, внешним окружением и контролем над ними. При организации определенного окружения, выработав условные рефлексы, можно сформировать у человека желаемое поведение.

Готовые работы на аналогичную тему

Формировать условный рефлекс нужно в соответствии со следующими требованиями:

  • смежность – совпадение во времени индифферентного и безусловного раздражителей, с некоторым опережением индифферентного раздражителя;
  • повторение – многократное сочетание индифферентных и безусловных раздражителей.

Теория оперативного обусловливания

Теория оперативного обусловливание предполагает, что поведение человека контролируют его результаты и последствия. Основным путем воздействия на поведение является влияние на результат поведения.

Респондентное поведение по Скиннеру – это один из вариантов представлений Павлова о поведении, но названный обусловливанием типа S, чтобы подчеркнуть важность стимула, проявляющегося до реакции и выявляющего ее. При этом Скиннер считал, что в целом поведение животных и человека невозможно объяснить терминами классического обуславливания. Скиннер акцентировал поведение, не связанное ни с какими известными стимулами. То есть, на поведение могут воздействовать только стимулы, которые наступят после него, то есть результаты и последствия поведения.

Иными словами, ключевой структурной единицей скиннеровского взгляда является реакция.

Реакция – это внешняя, наблюдаемая часть поведения, которая может быть связана с событиями окружающего мира.

Сущность процесса обучения, таким образом, - это установление связей, или ассоциаций, реакция с событиями внешней среды.

Теория социального обучения

БА. андура выступал с критикой радикального бихевиоризма, отрицающего детерминанты поведения человека, которые формируются на основании внутренних когнитивных процессов. Индивиды, для Бандуры, - не автономные системы или простые механические передатчики, которые оживляю влияние окружения, им присущи высшие способности, позволяющие им предсказать появление событий и создать средства, необходимые, чтобы осуществить контроль над тем, что воздействует на их повседневную жизнь.

Бандура рассматривал поведение человека в качестве результата взаимодействия поведения, личностных факторов и влияния окружения.

Каждая из приведенных трех переменных в модели взаимного детерминизма может оказывать воздействие на другие переменные. На основании силы проявления каждой их переменных детерминирующей выступает то одна, то другая, то третья. Иногда сильнее влияние внешнего окружения, иногда внутренних сил, иногда ожидания и веры. Бандура считал, что в связи с двойной направленностью взаимодействия открытого поведения и окружающих обстоятельств, люди выступают и как продукт, и как производитель собственного окружения. Другими словами, социально-когнитивной теорией описывается модель взаимной причинности, внутри которой познавательные, аффективные и прочие личностные факторы и события окружающего мира выступают взаимозависимыми детерминантами.

Исследователями научения особый акцент ставится на подкреплении в качестве необходимого условия для приобретения, сохранения и модификации поведения. Бандура признавал важность внешнего подкрепления, но не рассматривал его единственным способом, посредством которого возможно приобретение, сохранение или изменение поведения человека. Люди могут научаться при чтении или наблюдении опыта других людей. То есть, основываясь на предыдущем опыте, люди могут прогнозировать, что определенного рода поведение может вызвать известные им последствия.

Центральное звено социально-когнитивного взгляда на научение – положение, касающееся того, что любая новая форма поведения может быть приобретена при отсутствии внешних подкреплений. Бандура отмечал, что многое в поведении, которое демонстрирует тот или иной человек, может быть приобретено в результате примера. Человек просто наблюдает за поступками других, а потому повторяет их поведение. Данный акцент на научении посредством наблюдения или примера, а не при прямом подкреплении, и выступает наиболее характерной чертой всей теории Бандуры.

Читайте также: