Что такое история в слове 5 класс родной русский язык определение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Источники: толковый словарь, словарь синонимов, словарь антонимов, этимологический словарь, сборники загадок, пословиц, поговорок, поэтические и прозаические произведения.

  1. Помните, что проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая работа. Успешность этой деятельности зависит от того, появятся ли у вас оригинальные мысли и нестандартные решения, а также желание и усердие сделать проект интересным.
  2. Не забывайте, что вы все должны работать с полной отдачей, помогать друг другу по мере необходимости, чувствовать ответственность за результат совместной работы.
  3. Когда вы получите рекомендации, организуйте:
  • планирование работы, обсуждение элементов проекта, изготовление набросков;
  • распределение обязанностей;
  • выполнение заданий;
  • обсуждение подготовленных материалов;
  • презентацию проекта;

4. При подведении итогов работы над проектом будьте сдержанны, объективны, терпеливы, принимайте во внимание все точки зрения, чётко излагайте свои мысли.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Научно-исследовательский проект "Энциклопедия одного слова" (проектная деятельность учащихся 5 класса НОУ ОЛ "Довузовский комплекс ТвГУ")

Это совместный исследовательский проект учащихся 5-ых классов, занявший 3 место в 11 научно-практической конференции учащихся "Будущее - за нами!" В ходе работы пятиклассники проанализировали особенн.


Творческая работа "Единорог". Проект История одного слова

Одной из главных и наиболее сложных задач школьного обучения является развитие речи учащихся, обогащаение их словарного запаса и формирован.


Методическая разработка. Проект История одного слова

Одной из главных и наиболее сложных задач школьного обучения является развитие речи учащихся, обогащаение их словарного запаса и формирован.

ull; Данный исследовательский проект ориентирован на комплексное описание одного из ключевых понятий русской культуры. Работая над проектом, обучающиеся овладевают навыками л.

Потому что язык отражает различное видение мира разными народами. Благодаря пониманию языка и истории возникновения слов, можно лучше понять историю самого народа, его традиции, быт, мышление.

Орфографический практикум.

Русский родной язык 5 класс учебник Александрова страница 29 задание 25

История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды

1) Прочитайте и озаглавьте текст, отразив в заголовке его основную мысль.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 5 классе. Тема урока: "История в слове: наименование предметов русского быта".

История в слове: наименования предметов традиционного русского быта.

Цель: формирование представлений об облике русской деревни, о традициях русского народа, о предметах быта.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Слово учителя

Человека на протяжении всей его жизни окружают предметы быта. Это одежда, посуда, мебель. Многие предметы ушли из нашей жизни, а некоторые поменяли название. В былые времена люди жили в домах, которые назывались избами. Раньше не было многоэтажных домов, и у каждого человека была своя изба.

Это был дом деревянный, срубленный из бревен. В нем было тепло и уютно. Люди-соседи помогали друг другу, строили избу вместе - из деревянных бревен, топорами. Избы делали квадратными или прямоугольными, одноэтажными, ничего лишнего. Окна в избе были резными, расписными, служили не только украшением, но и защищали от солнца и ветра. В избе всегда святыми считали три места:

Красный угол. Здесь совершались ежедневные моления, это было самое почетное место в доме. Красный угол нарядно украшали и держали в чистоте.

Печка. Обогревала избу, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней. Печка занимала большую часть дома. Русской печки нет добрее: всех накормит, обогреет, варежки сушить поможет, деток спать она уложит.

Стол. Это божья ладонь. "Хлеба ни куска, стол-доска", - так говорили крестьяне. Стол занимал важное место и служил для ежедневной или праздничной трапезы.

III. Работа по теме урока.

1. Работа с текстом учебника. Стр. 36-37. Изба.

Работа с текстом учебника. Стр. 34-35. Каша.

Какие избы в зависимости от способа обогрева описаны в словарной статье?

Каково внутреннее устройство старинной крестьянской избы? На какие части она делилась?

Что такое кут? В каком значении употреблено слово хозяйский в словосочетании хозяйский кут?

Каково назначение каждого угла крестьянской избы?

Какие пословицы приводятся в статье? Поясните их смысл.

Подготовьте пересказ данной статьи.

Слово учителя.

В избе была одна комната-горница, она была и кухней и спальней. Здесь находились деревянные предметы быта - стол, лавки, колыбель, полки для посуды. На полу могли лежать цветные половики и дорожки. Стол покрывали скатертью и за ним собиралась вся семья. Сундук - неотъемная часть предметов народного быта русского народа. В сундуке хранилось приданое. Девушка, выходящая замуж забирала его в дом мужа. В Красном углу отводилось место для икон.

Печь это место в доме, вокруг которого постоянно находились люди. В печи готовили еду. В чугунах специальная, прочная, жаростойкая посуда. Кочерга инструмент для печи, которым сдвигали угли после прогорания поленьев. Ухват использовали, чтобы доставать из печи горячий чугунок. Это приспособление крепилось к длинной палке. Самовар берегли и передавали по наследству, в нем кипятили воду для чаепития. Воду для самовара приносили ведрами, используя коромысло. Ложки раньше были деревянными, а вилок вообще не было. Одним из блюд русской кухни была каша.

В каких значениях употреблялось слово каша нашими предками? Какие из них сохранились в современном русском языке?

Какие пословицы со словом каша приводятся в словарной статье? Понятен ли смысл этих пословиц?

С какой целью толкование значения слова сопровождается в статье пословицами? Как вы думаете, почему так много пословиц со словом каша?

Какие сведения о жизни, быте, обычаях русского народа можно получить, прочитав заметки В. И. Даля к слову каша?

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся познакомятся с предметами русской старины, узнают, какую роль в жизни человека играл каждый предмет.

Урок русского родного языка в 5 классе

Зазоркина Наталья Павловна

Учитель русского языка и литературы

Русский родной язык

История в слове: наименования предметов традиционного русского быта.

Образовательные ресурсы

Оборудование

Презентация к уроку в программе PowerPoint.

Задания для обучающихся

Базовый учебник

1) Познакомить учащихся с предметами русской старины; показать, какую роль в жизни человека играл каждый предмет;

2) Познакомить с лексическим значением устаревших слов.

4) Прививать любовь и интерес к прошлому своей Родины через слово.

Задачи урока

направленные на достижение предметных результатов:

- создать условия для активизации использования изученных ранее тем.

- расширять понятийную базу;

направленные на достижение личностных результатов:

- актуализировать жизненный опыт учащихся;

- формировать уважение к родной стране, к родному искусству, и его истокам;

- развивать представление о жизни и быте крестьян;

направленные на достижение метапредметных результатов:

- создать условия для самореализации учащихся при решении поставленных в ходе урока задач;

- развивать коммуникативные навыки при работе в группах;

- развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать.

Планируемые результаты

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Углубить знания об убранстве крестьянской избы, внутреннем мире и предметах быта крестьян. Систематизировать знания о роли языка в жизни человека.

Универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: уметь инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, использовать обзорную речь при описании крестьянского быта, показывая чуткость к меткому слову в устном народном творчестве (на примерах загадок, пословиц, поговорок)

- развитие мотивации учебной деятельности;

- развитие навыка сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

- осознание степени своего освоения материала;

- формирование общего представления о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе.

Методы и формы обучения

Проблемный метод; деятельностно-практический метод; групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оформление доски

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим…

Вадим Шефнер

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Урок начинается с приветствия и общего настроя на работу.

- Здравствуй, солнце золотое!

- Здравствуй, небо голубое!

- Здравствуйте, мои друзья!

- Всех вас видеть рада Я!

2. Актуализация и пробное учебное действие. Слайд №2

-Как вы думаете, почему я пригласила вас в русскую избу? (ответы детей)

3. Выявление места и причины затруднения. Слайд №4

-Посмотрите вокруг. Какие предметы вы видите? (Изба, печь и много хозяйственной утвари)

Многие предметы крестьянского труда и быта ещё в начале XX века находились в каждодневном обиходе русского крестьянина и с самых малых лет хорошо были известны каждому ребёнку. А можете ли вы сегодня правильно назвать предметы быта и рассказать о том, как они использовались в старину? (ответы детей)

-Почему не получается? (слов не знаем)

-Хотите узнать историю слова? Есть среди вас любопытные?

-Так о чем мы будем сегодня говорить? (о предметах русского быта)

- Какая тема нашего урока? (Ответы детей)

Учитель: Запишите тему урока

- На уроке вы будете себя оценивать сами (листы оценивания лежат на столах)

Учитель: А как вы думаете, какие будут цели нашего разговора? (Ответы детей)

Учитель: Сегодня мы сможем восстановить приблизительную картину быта и нравов тех времён, представить, как жили наши предки, ведь жилище – один из важнейших и наиболее ярких показателей культуры. Сегодня мы подробнее рассмотрим предметы быта, которые входили в интерьер избы и узнаем историю старинных вещей.

4. Целеполагание и построение выхода из затруднения.

Учитель: Прочитайте слова, взятые эпиграфом к уроку.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим…

Учитель: В наше компьютеризированное время меньше внимания стало уделяться русской культуре и быту, поэтому необходимо серьёзно задуматься над проблемой приобщения к истокам русской народной культуры. С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знакомы с народной культурой.

Как жили русские люди?

Чем украшали свой быт?

Какую роль в жизни человека играл каждый предмет?

Ответить на эти и подобные вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

1)Работа с текстом

Учитель: Прочитайте текст.(Текст на слайде №6).

-Определите тему текста. Какое предложение наиболее ярко отражает его основную мысль?

-Спишите один абзац на выбор, вставляя пропущенные буквы. ● С какими видами орфограммы вы работали? ( Текст распечатан для каждого)

Изба – ж…лище простого ру(с//сс)кого крест(?)янина и его сем(?)и. Здесь, в крест(?)янском доме каждый предмет д…машней утвари есть символ народного быта, то чем жили крест(?)яне и как работали, занимаясь х…зяйской деятельностью по дому. Предметы быта пропитаны ру(с//сс)ким духом и передают тот образ непростой крест(?)янской жизни на (Р//р)уси.

Ж…лище делали из дерева, чаще всего из лиственницы или б…резы. Правильнее говорить не "построить избу", а "(з//с)рубить дом". Делалось это с помощью топора, а п…з(?)нее и пилы. Избы чаще всего делались кв…дратными или прямоугольными. Внутри ж…лища не было ничего лишнего, только самое необходимое для жизни.

-Оценивание своей работы.

2) Работа с текстом учебника. Стр. 36-37. Изба.

- Какие значения слова изба отмечены в словаре? Слайд №8

-Какие избы в зависимости от способа обогрева описаны в словарной статье?

Каково внутреннее устройство старинной крестьянской избы? На какие части она делилась? Слайд №9

3) Учитель: Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари. Кто знает, что обозначает это слово? Слайд №10

1. Прялка - предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар, или погибнут пчелы. Парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку. Прядение занимала большую часть в году, длилось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, плохой приметой считалось упасть с прялки во время катания.

Учитель: За многие века был создан огромный мир вещей, с которыми мы постоянно имеем дело. У каждой из этих вещей своя история. Одна история длинная, другая короткая, но любая интересна и поучительна.

Физкультминутка. Слайд №19

Давайте и мы поиграем в ручеёк и отдохнём.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Слайд №20

Работа в группах. Каждая группа получает карточку с заданиями.

1-ая группа: “Изба, как образ мира” (Приложение 1)

- Выступление групп. Оценивание своей работы в группе.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Слайд №21-22

Ответы. По горизонтали. 4. Лукошко. 6. Сковорода. 8. Горшок. 10. Самовар. 11. Ухват. По вертикали. 1. Сито. 2. Чугунок. 3. Корыто. 5. Кадка. 7. Короб. 9. Кочерга.

Оценивание своей работы

7. Включение в систему знаний и повторение. Слайд №23

Работа в парах.

- Обсудите с соседом предложенные вам русские народные пословицы и поговорки. На какие две группы их можно разделить? Свой ответ аргументируйте. Какие пословицы не вошли в эти две группы? Объясните, почему?

Изба красна углами, обед – пирогами; без веретена пряжи не спрядешь; кто пахать не ленится, у того и хлеб родится; у ленивой пряхи и про себя нет рубахи; не бравшись за топор, избы не срубишь; от хозяина чтоб пахло ветром, от хозяйки — дымом; огород — бабий доход; вскипело б железо, а молотки сыщутся; глину не мять — горшков не видать; всякой вещи — свое место.

-Аргументированный ответ учащихся.

- Не забывайте оценивать свою работу.

8. Рефлексия.

Подведем итоги.

Подумайте и ответьте себе на вопросы:

- Что нового вы узнали?

- Какие сведения из уроков русского языка вам пригодились при выполнении заданий?

- Что было трудно для вас?

-Что было самым интересным?

Учитель: Наши посиделки подошли к концу. Мы с вами говорили о русской культуре, быте русского народа. Нам нужно помнить и беречь традиции наших предков, не забывать своих корней.

Одолевая жизни зло,

Мы чуем с предками родство.

Их золотое мастерство

Чтоб к нашим детям перешло.

А для того чтобы узнать больше, я призываю вас обращаться к дополнительным источникам, которые откроют вам много тайн, связанных с культурой и бытом русского народа.

Учащийся отмечает соответствующую ступеньку лесенки.

Уверен в своих силах

Крайне скверно

-Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание (По выбору) Слайд №25

2)Попробуйте сочинить свою историю происхождения какого-нибудь слова, затем сравните свою версию с объяснением в этимологическом словаре.

3)Нарисуйте иллюстрации к нескольким фразеологизмам по упр. 35.

Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. - М.: Дрофа, 2006 г, 252

Читайте также: