Эффективность внедрения менеджмента в практическую деятельность школ

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Инновационный менеджмент как основа повышения качества управления в общеобразовательных учреждениях.

Степаненко Д.И., педагог средней школы № 11 г. Костаная

Современное образование находиться в процессе динамических изменений. Меняется система взаимодействия всех участников образовательного процесса, а это требует от педагогов, и в первую очередь, от руководителей осмысления всех нововведений и преобразований. В результате чего формируется новое виденье системы управления образовательным учреждением с точки зрения его эффективности, инновационности и конкурентоспособности.

Инновационный педагогический менеджмент характеризуется как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития, и позволяет перейти от вертикальной системы управления (субъект-объект) к горизонтальной системе организационно-управленческого сотрудничества (субъект-субъект), обеспечивая творческое развитие, как личности воспитанника, так и личности педагога.

Главными направлениями и задачами инновационного менеджмента, на наш взгляд, следует считать:

- разработку и осуществление единой инновационной политики;

- определение системы стратегий, проектов, программ;

- ресурсное обеспечение и контроль за ходом инновационной деятельности;

- подготовку и обучение педагогов;

- формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов, создание инновационной среды.

Управление инновационными процессами многовариантно, предполагает сочетание стандартов и неординарности комбинаций, гибкость и неповторимость способов действия, исходя из конкретной ситуации. В инновационном менеджменте готовых рецептов нет и быть не может. Но он учит тому, как, зная приемы, методы, способы решения тех или иных задач, добиться ощутимого успеха в развитии организации.

Управление инновационным процессом в контексте целостного развития образовательных учреждений должно осуществляться комплексно и включать следующие аспекты:

· работу с педагогическими кадрами, направленную на создание предпосылок для инновационно-педагогической деятельности;

· работу с обучающимися, предполагающую изучение и учёт интересов и образовательных потребностей учащихся, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям;

· работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым новшествам и привлечение родителей к участию в инновационном процессе;

· совершенствование работы совокупного субъекта внутреннего управления с целью максимального использования имеющихся в учреждении ресурсов;

· осуществление связей с окружающей образовательное учреждение средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения дополнительных ресурсов;

· осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности;

· осуществление информационного обеспечения инновационной деятельности.

На сегодняшний день, применяя основы инновационного менеджмента в управлении нашей школой, мы столкнулись с противоречивостью и разнонаправленностью инновационных процессов. В реальных условиях управления для повышения его качественности возникает необходимость упорядочивания этого процесса.

В рамках управления инновационными процессами необходима следующая совокупность управленческих действий:

- разработка нормативно-правовой базы управления инновационным процессом, включающей описание функциональных обязанностей и механизмов взаимодействия структурных подразделений управляющей системы;

- определение содержания инноваций, обеспечивающих целостное развитие учреждения на основе интеграции инновационных потенциалов школы, семьи и социальной среды;

- разработка научно-методического обеспечения инновационного процесса;

- подготовка подразделений структуры управления инновационным процессом к выполнению их функциональных обязанностей, педагогических кадров к инновационной деятельности, учащихся и их родителей к участию в инновационном процессе;

- обновление структуры внутреннего управления;

- создание инновационных и экспертных групп, творческих объединений педагогов, учащихся, родителей;

- обновление и реконструкция материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса;

- внедрение личностно адаптированной системы непрерывного образования и самообразования педагогических работников, направленной на повышение профессионально-педагогической компетентности в освоении инноваций;

- реализация системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей;

- осуществление системы управленческой поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества;

- внедрение методики экспертизы инноваций;

- разработка и введение нормативов оценивания инновационно-педагогической деятельности;

- внедрение технологии определения эффективности управления инновационным процессом в учреждении;

- введение дополнительных образовательных услуг.

Нововведенческие мероприятия должны быть неотъемлемой частью обычной, нормальной работы. Для этого инновационная деятельность требует создания творческой атмосферы в коллективе. Нельзя вынудить работать на самом высоком уровне. Хорошо выполненная работа - это чисто добровольный вклад, который возможен лишь тогда, когда сотрудник ощущает заботу о себе, чувствует себя совладельцем организации. В результате неосязаемое (доверие, забота, внимание) дает вполне осязаемые результаты - качество, эффективность работы, развитие организации.

Важнейшим условием успешности инноваций является наличие в системе образования инновационной среды - определённой системы морально-психологических отношений, подкреплённой комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс того или иного учреждения. К признакам инновационной среды относятся: способность педагогов к творчеству, наличие в коллективе партнёрских и дружеских отношений, хорошая обратная связь (с учащимися, семьями, социумом), а также интегративные характеристики высокоразвитого коллектива (общность ценностных ориентации, интересов, целевых установок и т. п.).

В управленческой практике нашей школы для вовлечения педагогов в инновационную деятельность используются хорошо известные нам методы и приемы, такие как повышение квалификации педагогов; педагогические, методические советы, круглые столы, дискуссии; деловые, ролевые, эвристические игры по генерированию новых педагогических идей; творческая работа педагогов на уровне города и области; самообразование, работа с научно-методической литературой; самостоятельная исследовательская, творческая деятельность над темой, участие в коллективной экспериментально-исследовательской деятельности в рамках общей проблемы; практикумы, тренинги; инновационные технологии обучения, интерактивные методы научно-методической работы; описание инновации как опыта работы, выступления на научно-практических конференциях, семинарах; творческие отчеты учителей по обобщению опыта и др. Однако, для того, чтобы обеспечить творческое развитие, как личности воспитанника, так и личности педагога мы используем и специальные методы и приемы, характерные для инновационного менеджмента. К специальным методам относятся: методы выявления мнений (интервью, анкетирование мнений, выборочные опросы, экспертиза); аналитические методы (системный анализ); методы оценки (риска, шансов, эффективности инноваций и др.); методы генерирования идей (мозговая атака, деловые игры и ситуации); принятия решений (таблицы решений, сравнение альтернатив); методы прогнозирования наглядного представления (графические модели, должностные описания и инструкции); методы аргументации (презентации).

В управлении инновационными процессами в образовании свою эффективность, на наш взгляд, доказали следующее методы координации инновационной деятельностью: методы создания (формирования) эффективно работающих творческих, исследовательских групп, эффективной системы коммуникаций; методы мотивации (стимулирование, создание креативного поля, мотивирующий контроль); методы создания условий для профессионального роста членов педколлектива; методы регулирования социально-психологического климата в коллективе, формирования внутришкольной культуры.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что качественная, системная управленческая деятельность посредством использования приемов и методов инновационного менеджмента в образовательных учреждениях выступает как условие эффективного функционирования школы, колледжа, вуза удовлетворения образовательных потребностей субъектов (индивидуальных, корпоративных, социальных).


Единственная возможность заставить человека сделать что -либо — это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это.

Стратегия вхождения Казахстана в число 30-ти наиболее конкурентоспособных стран в мире, развитие рыночных отношений ставят перед работниками образования серьезные задачи. Образование — одна из важнейших первооснов жизни общества, отражающее его реальное состояние, особенности и уровни развития. Система образования — один из наиболее крупных социальных институтов, связанный с политической и социально-экономической организацией общества. Она соответствует характерным особенностям системы: целостности, структурности, иерархичности, взаимозависимости системы и среды. Под системой образования понимается совокупность взаимодействующих программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений и органов управления образований. Образование обладает бóльшим, чем экономика, потенциалом влияния на общественное сознание. Этот потенциал обусловлен возможностью воспитания целого поколения граждан, обладающих социально полезными качествами.

Менеджмент рассматривает успех с позиции удовлетворения у человека потребностей высшего уровня. При этом формирование необходимых знаний, умений и навыков предполагает не только их эффективное применение в профессиональной деятельности, но и возможность их творческой интерпретации в условиях нестабильной рыночной среды. Современный менеджер должен обладать рядом таких основополагающих качеств, как креативность, адаптивность, стрессоустойчивость, коммуникабельность и т. д.

Основное понятие в менеджменте — это организация. Организацией считается группа людей, отвечающая следующим требованиям: наличие как минимум двух людей, наличие как минимум одной цели, наличие членов группы, которые сознательно работают вместе над достижением общей цели. Отсюда, организация — группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей. Основные функции управления организацией — это планирование, организация, мотивация и контроль. В школе выделяют перспективные, годовые, текущие планы работы. Основные требования к планированию: целенаправленность, перспективность, комплексность, объективность. Определённая целевая установка базируется на опыте работы школы по отношению к обучающимся. Перспективность планирования- это понятные и достигаемые в будущем цели. Комплексность-это применение различных средств, форм, методов, видов деятельности. Объективность- соотношение возможностей учеников и учителей. Соблюдение этих требований необходимо. Школьный инновационный менеджмент сегодня призван решать широкий спектр управленческих задач. Наиболее общие задачи школьного инновационного менеджмента — это задачи познания и преобразования объекта управления. Среди частных задач, способствующих познанию и преобразованию, можно выделить задачи сбора и обработки данных, выработки управленческих решений, формирования и развития управляемого процесса, организации преобразующей деятельности непосредственных исполнителей.

Эффективная деятельность организации или учреждения будет зависеть от того, насколько надежно и добросовестно каждый сотрудник исполняет свои обязанности и зачастую прилагает дополнительные усилия, и проявляет инициативу. Все это возможно при создании здорового психологического климата в организации, когда люди довольны своей работой, понимают важность поставленных целей, когда обеспечивается постоянное повышение профессиональной квалификации работающих.

Таким образом, инновационная модель менеджера– это творческая личность, способная преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения стоящих перед школой задач, создавать и использовать инновационные управленческие технологии. Это стратег, видящий перспективу развития своей организации на несколько лет вперед исходя из имеющихся социальных условий и ресурсов. Это носитель организационных перемен, вырабатывающий новые подходы к решению проблем, пропагандирующий новые ценности среди сотрудников. Это лидер, стремящийся выслушивать коллег, психологически настроенный на одобрение предложений, энтузиаст, поддерживающий энтузиастов. Это фанат, одержимый идеей, мудростью Нестора, справедливостью Агамемнона, хитростью Одиссея, энергичностью Ахиллеса. И хотя сам Гомер придерживался мысли, что идеального руководителя не существует, он подчеркивал, что если различные руководители с различными, присущими только им качествами, будут целенаправленно работать, то могут приблизиться к этому образу.

Основные термины (генерируются автоматически): группа людей, задача, инновационный менеджмент, менеджмент, отношение, развитие, система образования, управление, школа, школьный инновационный менеджмент.

В течение последних лет в системе образования Казахстана произошло много изменений. Невольно задаешься вопросом, что нового принесет в педагогическую среду новый закон, какие цели он преследует, какие задачи стоят перед руководителем организации образования, насколько коллектив готов принять эти педагогические реформы?


Директора, как педагоги-лидеры, должны быть готовы исполнить задачи перед государством: внедрение государственных образовательных стандартов, освоение новейших образовательных технологий, воспитание социально адаптированной личности.

Для определения стартовых позиций школы рекомендуется ежегодно проводить исследование в соответствии с методом триангуляции. Для обеспечения данного метода необходимо проводить анкетирование учителей, учащихся и родителей.

Анкетирование участников образовательного процесса позволит сделать шаг навстречу решению проблемы с нехваткой информации о том, какие управленческие решения и формы сотрудничества с учителями, в той или иной сфере, могут быть наиболее результативными.

Согласно принципу Парето, из всех выявленных проблем 20% будут являться важными, тем не менее, большинство из них одновременно относится к числу срочных. К такому числу можно отнести развитие менторства, распределенное лидерство в коллективе и среди учащихся, выполнение которого будет сопутствовать приближению вас к цели.

Образовательный менеджмент имеет свою специфику и присущие только ему закономерности. В данной статье показана аналитическая часть менеджмента, обусловливающего осознание управленцами, связанными с образованием, трех различных инструментов управления:

– организации иерархии управления через средства воздействия на человека сверху с помощью мотивации, планирования, организации, контроля и стимулирования.

– культуры управления, через развитие компетентностей педагогов на всех ступенях образования;

– отношений, основанных на равновесии интересов между всеми участниками образовательного процесса.

В мировой практике менеджмент выступает как наука, искусство и деятельность по мобилизации интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов в целях эффективного и действенного функционирования организации.

В менеджменте воедино соединяются как бы два направления: коммерческо-экономическое, или как его еще называют, организационно-техническое, и психолого-педагогическое, связанное с управлением людьми, с организацией коллектива для достижения конечной цели.

Внедрение педагогического менеджмента в практику деятельности современного образования вызвано необходимостью осуществления адекватного управления в условиях реформирования, когда организации образования уходят от единообразия, предоставляют населению вариативные образовательные услуги, развиваются на основе демократизации, участвуют в инновационных процессах. Но такое значительное изменение объекта управления – школы, дошкольной организации и т. д. – требует изменения и субъекта управления.

Педагогический менеджмент выступает как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательными системами, направленный на повышение их эффективности.

  • информационно – аналитическую;
  • мотивационно – целевую;
  • планово – прогностическую;
  • организационно – исполнительскую;
  • контрольно – диагностическую;
  • регулятивно – коррекционную функции.

Процесс управления для всех самоуправляющих систем сводится к тому, что функциональные звенья управления рассматриваются как относительно самостоятельные виды деятельности. Между тем все они взаимосвязаны и последовательно, поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл.

Информационно – аналитическая функция

Обновление управления средней школой связывается, прежде всего с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления.

Для каждой из подсистем – управляющей и управляемой – выделяют три уровня информации.

Для школы – административно-управленческой (директор, заместители, диспетчер и др.);

уровень коллективно-коллегиального управления (попечительский совет школы, педсовет, методсовет, общественные организации);

уровень ученического самоуправления.

Таким образом, одна из важнейших функций в управлении образовательным учреждением является информационно-аналитическая, главная суть, которой состоит в систематической работе с управленческими и педагогическими кадрами.

Мотивационно – целевая функция

Выбор цели это исходная позиция, первый этап управления, его творческая составная часть. По источнику и способу образования цели могут быть внутренними, формируемыми человеком или социальной системой самостоятельно, либо внешними, если они задаются извне. Это характерно для педагогических систем, для которых цели задаются обществом.

Основная задача мотивационно-целевой функции заключается в том, чтобы все члены педагогического коллектива четко выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, а также сообразуясь с потребностями в достижении собственных и коллективных целей. Обеспечить способы, средства для всех участников педагогического процесса, удовлетворять эти потребности – важнейшая задача школьных менеджеров.

Планово – прогностическая функция

Прогнозирование и планирование можно определить как деятельность, направленную на оптимальный выбор идеальных и реальных целей и разработку программ их достижения. Как один из основных процессов управления планирование должно на всех уровнях отвечать целому ряду принципиальных требований.

Они заключаются в следующем:

  • единство целевой установки и условий реализации;
  • единство долгосрочного и краткосрочного планирования;
  • осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал;
  • обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования;
  • стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов.

Организационно – исполнительская функция

Для осуществления спланированных действий, необходимо определить, назвать людей, кто будет выполнять намеченное, то есть субъектов управления, сформулировать, что должен выполнять каждый субъект, иначе говоря, определить его функциональные обязанности.

К основным направлениям повышения эффективности реализации данной функции относят:

  • реализацию личностно-ориентированного подхода к организации деятельности;
  • научно и практически обоснованное распределение функциональных обязанностей внутри аппаратов управления руководителями школы и членами педагогического коллектива;
  • рациональную организацию труда;
  • формирование относительно автономных систем внутришкольного управления.

Контрольно – диагностическая функция

Внутришкольный контроль представляет вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению на диагностической основе соответствия функционирования и развития всей системы учебно – воспитательной работы школы общегосударственным требованиям (нормативам).

В условиях большой самостоятельности, при делегировании многих прав и полномочий самой школе, а значит, и повышения ее ответственности, контрольно-диагностическая функция внутришкольного управления должна, как никогда, занять особое место в целях стимулирования деятельности учителя и ученика.

В практике управления выделяют три основных этапа диагностирования тех или иных явлений и процессов в управлении школой.

Первый этап – предварительный, предположительный диагноз.

Второй этап – уточняющий диагноз, который опирается на более проверенные, объективные данные, сформированные на основе комплексного использования различных методов наблюдения (бесед, опросов, анкетирования и т.д.)

Третий этап – процесс диагностирования; он завершается окончательным диагнозом, заключается он не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного и уточняющего диагноза, но и в их сравнении, сопоставлении.

Таким образом, школа, как развивающая и развивающаяся система, может осуществлять постоянный внутришкольный контроль (самоконтроль) на своем уровне, но для обеспечения качественного выполнения государственного общеобязательного стандарта образования и уровня воспитанности школьников необходима и государственно – общественная экспертиза на диагностической основе.

Регулятивно – коррекционная функция

Эту функцию можно определить как вид деятельности по внесению корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне.

Конкретные формы и виды регулирования разнообразны и определяются, прежде всего, спецификой управляемого объекта.

Таким образом, все функции управления можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект. Каждая из этих функций жизненно важна для любой организации, вместе с тем, планирование (прогнозирование и программирование), как функция управления, обеспечивает основу для других функций и считается основной, а другие функции ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.

Литература:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный управленческий мир весьма разнообразен и зависит от множества факторов и задач, стоящий перед ним на современном этапе. Он сталкивается и с множеством проблем.

Сегодня управленческое поле включает в себя колоссальное количество конструктивных идей менеджмента, которые можно успешно осваивать и применять руководителю современной школы.

Директор образовательного учреждения сегодня – это профессия. Хороший учитель и хороший директор не одно и то же, и даже хороший заместитель совсем не всегда может стать хорошим руководителем. И дело здесь совсем не в сумме знаний и умений, а в особом поведении, которое не вызывает у подчиненных сомнения в праве на лидерство и доверие.

Но может ли руководитель школы быть профессионально компетентным во всех вопросах, решение которых выдвигается динамичной школьной жизнью? В этих условиях полноценное управление школой и учебно-воспитательным процессом возможно только в том случае, если в процесс управления будет включено всё школьное сообщество. По большому счёту, управление - это коллективная деятельность.

Таким образом, встает вопрос о создании эффективной команды, которая позволит более полно реализовать замыслы и планы. А создание команды – это одна из главных практических проблем современного менеджмента в образовании.

Инициатором формирования управленческой команды выступает, как правило, руководитель школы. Дело это непростое. Творческий и дееспособный коллектив единомышленников, а именно таковым и должна быть команда, не создается по приказу, механически, а предполагает хорошее знание руководителем своих сотрудников, их склонностей, способностей, настроений.

В настоящее время постоянный состав управленческой команды - это не только директор и его заместители, но и учителя, которым делегированы административные полномочия. В нашей школе таких людей несколько. Каждый из них руководит конкретным содержанием образования. В эту, так называемую, первичную группу входят представители администрации, школьный психолог, социальный педагог, библиотекарь, учителя. Эффективность команды во многом обуславливается ясностью стоящих перед ней целей, знанием форм и методов организации работы. Смысл формирования команды состоит в том, чтобы свести вместе учителей и наладить их личные взаимоотношения, чтобы они могли согласованно двигаться к единой цели. Процесс создания команды и организация командной работы предполагают баланс целей, индивидуальных интересов каждого и коллективных интересов всей школы. В такой команде соблюдается принцип общей ответственности за результат работы.

Повседневная целенаправленная работа с учителем – главное направление деятельности членов этой команды. Это, в первую очередь, заместители директора по воспитательной и учебной работе, руководители школьных методических объединений учителей-предметников. Какова здесь роль директора? Директор выступает стратегом, основным идеологом педагогического коллектива. Работа коллектива и каждого учителя может быть разумной только в том случае, если люди понимают главный ее смысл.

С переходом на новую систему оплаты труда работников школы, составной частью которой является стимулирование труда, руководителю необходимо более глубоко изучать правила мотивационного менеджмента: успешное мотивирование должно быть индивидуальным; мотивация должна быть честной и естественной; организация мотивационной среды для сотрудников. За перечисленными правилами скрывается большой объем информации, реализовать который можно только, имея эффективную управленческую команду. Здесь требуется важнейшее качество от руководителя - умение уйти в тень, чтоб дать другим возможность расти, пробовать новое. То есть, обращаясь к словам опытнейшего руководителя Завельского Ю.В., дать направление команде школы, тогда все, что задумал сам, они сделают лучше, чем ты себе это представлял.

Читайте также: