Что такое инструментовка в музыке определение кратко

Обновлено: 30.06.2024

изложение музыкального произведения для какого-либо инструментального состава — от камерного ансамбля до симфонического оркестра. В широком смысле слова говорят и об И. для вокального ансамбля, хора. Чаще всего под И. понимается изложение музыки для оркестра. В том же значении нередко используется и термин оркестровка. Порою, однако, этим терминам придают разное значение, понимая под И. изложение для оркестра сочинения, специально задуманного как оркестровое, а под оркестровкой — изложение для оркестра произведения, написанного для другого состава или для какого-либо одного инструмента (например, для фортепиано). И. основывается на использовании наиболее естественных технических и выразительных возможностей каждого инструмента, на соединении звучания однородных и разнородных инструментов, на противопоставлении контрастных звуковых красок. Эволюция И. тесно связана с развитием всего музыкального искусства, со сменой различных стилей; в И. находят отражение и особенности творческой индивидуальности композитора, его отдельного произведения. Примерно с 17 в. стала входить в практику запись оркестровой музыки в виде партитуры (См. Партитура); до этого инструментальный состав обычно не определялся композитором, и одно и то же сочинение могло исполняться различными исполнительскими силами. Искусство И. развивалось параллельно с обогащением музыкального инструментария, совершенствованием техники сольной игры, расширением состава оркестра. Наряду с собственно оркестровыми жанрами видную роль в развитии И. играла опера. Один из важнейших этапов эволюции И. связан с творчеством композиторов венской классической школы — И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. Особенно быстро искусство И. развивалось в 19—20 вв. В это время поиски новых средств И. интенсивно велись в области оркестровой программной музыки (См. Программная музыка). Особое значение приобретает красочность тембров и их сочетаний; в сочинениях Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Ф. Листа, Р. Штрауса, Г. Малера увеличение оркестрового состава нередко совмещается с тонкой дифференциацией оркестровых партий. Большой вклад в области И. внесли русские композиторы-классики — М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин; их традиции трактовки оркестра творчески развивают советские композиторы.

Лит.: Каре А., История оркестровки, пер. с англ., М., 1932; Видор Ш. М., Техника современного оркестра, пер. с франц. и доп. Д. Рогаль-Левицкого, М., 1938; Римский -Корсаков Н. А., Основы оркестровки. 2 изд., ч. 1—2, М.—Л., 1946; Глинка М. И., Заметки об инструментовке, в кн.: М. И. Глинка. Литературное наследие, т. 1, Л.—М., 1952; Василенко С. Н., Инструментовка для симфонического оркестра, т. 1, М., 1952; Berlioz Н., Grand traité d’instrumentation et d’orchestration modernes, P., 1843.

II

звукопись, упорядоченный подбор звуков в стихе или в прозе, организующий художественное единство отрезков текста: аллитерации, ассонанс, звукоподражание и т. п. См. Фоника.


2. Раздел теории музыки, изучающий свойства отдельных музыкальных инструментов и принципы их сочетания в оркестре. [Римский-Корсаков] пишет курс инструментовки. А. Бородин, Письмо Л. И. Кармалиной, 15 апр. 1875.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ИНСТРУМЕНТО'ВКА, и, ж. 1. только ед. Приспособление музыкального произведения для исполнения оркестром на инструментах (муз.). 2. Музыкальное произведение, приспособленное таким образом (разг.). 3. Отдел теории музыки, изучающий технику и художественное свойство отдельных инструментов и принципы их сочетания в оркестре (муз.). 4. перен. Эвфонический подбор, художественное построение звуков в стихе (лит.).

инструменто́вка

1. муз. изложение музыкального произведения для исполнения оркестром или инструментальным ансамблем; оркестровка

2. раздел теории музыки, изучающий свойства отдельных музыкальных инструментов и принципы их сочетания в оркестре

3. филол. звуковая организация художественной речи

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова школярство (существительное):

Синонимы к слову «инструментовка»

Предложения со словом «инструментовка»

  • Может быть, оттого мой музыкальный талант и принял с самого начала то направление, склонной к своеобразной инструментовке, которое упрекают в излишней фантастичности.

Оркестровка (то же, что инструментовка) — изложение музыки для исполнения её каким-либо составом оркестра или инструментальным ансамблем. Традиционная (принятая у многих композиторов XIX—XX веков) практика инструментовки выглядит как переложение клавирного наброска (клавираусцуга) в нотный текст специального типа — партитуру. Процесс инструментовки требует от композитора (любого инструментатора) знания специфики музыкальных инструментов — их технических возможностей, исполнительских приёмов, устройства.

Статья с другим значением: Мелодика (музыкальный инструмент)Мелодика (от греч. melodikos — мелодический, песенный) — совокупность мелодических закономерностей, которые могут проявляться как в творчестве отдельных композиторов и в их отдельных сочинениях, так и в произведениях композиторских школ, в различных отраслях народного музыкального творчества.

Симфони́ческая му́зыка — понятие, характеризующее и объединяющее широкий спектр музыкальных форм и жанров, которые обладают специфическими признаками, атрибутивными свойствами и важнейшими внутренними качествами симфонизма.

Концертино для виолончели с оркестром, соль минор, соч. 132 - незавершённое сочинение Сергея Сергеевича Прокофьева. В современной практике исполняется в редакциях М. Л. Ростроповича или В. М. Блока (с каденцией А. Г. Шнитке).

Один из важ­ней­ших эле­мен­тов тех­ни­ки ком­по­зиции, инструментовка пред­по­ла­га­ет зна­ние и ху­до­же­ст­вен­но-це­ле­со­об­раз­ное ис­поль­зо­ва­ние свойств музыкальных ин­ст­ру­мен­тов (их тем­бров, приё­мов зву­ко­из­вле­че­ния, тех­нических и ди­на­мических воз­мож­но­стей) и их со­че­та­ний (все­го ор­ке­ст­ра в це­лом, его отдельных групп, со­ло и т. п.). Ха­рак­тер и приё­мы инструментовки обу­слов­ле­ны жан­ром и ин­ди­ви­ду­аль­ным ком­по­зи­тор­ским за­мыс­лом со­чи­не­ния и за­ви­сят от со­во­куп­но­сти музыкальных средств: ме­ло­ди­ки, гар­мо­нии, рит­ми­ки, музыкального скла­да, фак­ту­ры, го­ло­со­ве­де­ния и т. п. Один и тот же ин­то­на­ци­он­но-те­ма­тический ма­те­ри­ал в раз­ных раз­де­лах со­чи­не­ния мо­жет быть по-раз­но­му ин­ст­ру­мен­то­ван, при­об­ре­тая при ка­ж­дом но­вом спо­со­бе инструментовки иной от­те­нок вы­ра­же­ния и не­ред­ко из­ме­няя свой ха­рак­тер. Например, главная те­ма I час­ти 6-й сим­фо­нии П.И. Чай­ков­ско­го вна­ча­ле зву­чит у различных ор­ке­ст­ро­вых групп, а за­тем во всём ор­ке­ст­ре (тут­ти), дос­ти­гая в куль­ми­на­ции тра­ге­дий­ной си­лы.

Важ­ней­шая ху­дожественная за­да­ча ин­ст­ру­мен­та­то­ра - ис­поль­зо­вать раз­лич­ные по ха­рак­те­ру и на­пря­жён­но­сти тем­бры, ко­то­рые с наи­боль­шей си­лой вы­явят дра­ма­тур­гию ор­ке­ст­ро­вой му­зы­ки; главной тех­нической про­бле­мой яв­ля­ет­ся при этом дос­ти­же­ние хо­ро­шей слы­ши­мо­сти го­ло­сов и пра­виль­но­го со­от­но­ше­ния ме­ж­ду пер­вым и вто­рым (треть­им) пла­на­ми, чем обес­пе­чи­ва­ет­ся рель­еф­ность и глу­би­на ор­ке­ст­ро­во­го зву­ча­ния. Ор­ке­ст­ро­вое про­из­ве­де­ние со­чи­ня­ет­ся ком­по­зи­то­ром не­по­сред­ст­вен­но для ор­ке­ст­ра - ес­ли не во всех де­та­лях, то в сво­их главных чер­тах.

Раз­ви­тие инструментовки свя­за­но с эво­лю­ци­ей музыкальных сти­лей, тех­ни­ки строи­тель­ст­ва музыкальных ин­ст­ру­мен­тов и ис­пол­ни­тель­ской прак­ти­ки. инструментовка как фор­мо­об­ра­зую­щий фак­тор ут­вер­ди­лась од­но­вре­мен­но с го­мо­фо­ни­ей как ве­ду­щим музыкальным скла­дом. Важ­ную роль в осоз­на­нии дра­ма­тур­гической ро­ли тем­б­ров сыг­рал жанр опе­ры, за­ро­див­ший­ся в конце XVI - начале XVII веков. В XVIII веке ор­ке­стро­вые со­ста­вы диф­фе­рен­ци­ро­ва­лись в свя­зи с различными об­щественными функ­ция­ми му­зы­ки в за­ви­си­мо­сти от мес­та ис­пол­не­ния, слу­ша­тель­ской ау­ди­то­рии (опер­ный, цер­ков­ный, кон­церт­ный со­ста­вы, смотри Ор­кестр).

Во 2-й половине XVIII века в свя­зи с раз­ви­ти­ем жан­ра сим­фо­нии сло­жил­ся так называемый клас­сический со­став ма­ло­го сим­фо­нического ор­кест­ра с раз­ви­ты­ми функ­цио­наль­ны­ми груп­па­ми (струн­ные смыч­ко­вые, ду­хо­вые; удар­ные пред­став­ле­ны ли­тав­ра­ми). Важ­ней­шая роль в его фор­ми­ро­ва­нии при­над­ле­жит Й. Гайд­ну и В.А. Мо­цар­ту. На­чи­ная с Л. ван Бет­хо­ве­на чис­ло групп ин­ст­ру­мен­тов воз­рос­ло до 4 (струн­ная, де­ре­вян­ная, мед­ная и удар­ная). С изо­бре­те­ни­ем хро­ма­тических мед­ных ду­хо­вых ин­ст­ру­мен­тов на ба­зе клас­сического ор­ке­ст­ра XIX века (в ча­ст­но­сти, под влия­ни­ем идей музыкального ро­ман­тиз­ма) по­сте­пен­но скла­ды­вал­ся сим­фо­нический ор­кестр современного ти­па (в сим­фо­нической и те­ат­раль­ной му­зы­ке К.М. фон Ве­бе­ра, Ф. Шу­бер­та, Г. Бер­лио­за, М.И. Глин­ки, Ф. Лис­та, Р. Ваг­не­ра, Дж. Вер­ди, А.П. Бо­ро­ди­на, И. Брам­са, М.П. Му­сорг­ско­го, П.И. Чай­ков­ско­го, Н.А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва). Окон­ча­тель­но офор­мив­ший­ся во 2-й половине XIX века, он (с не­ко­то­ры­ми ва­ри­ан­та­ми) по­ны­не со­от­вет­ст­ву­ет ху­дожественным по­треб­но­стям ком­по­зи­то­ров различных на­прав­ле­ний и ин­ди­ви­ду­аль­но­стей, как тя­го­тею­щих к кар­тин­но­сти, кра­соч­но­сти, музыкальной зву­ко­пи­си, так и стре­мя­щих­ся к пси­хо­ло­гической уг­луб­лён­но­сти музыкальных об­ра­зов.

Па­рал­лель­но со ста­би­ли­за­ци­ей со­ста­ва ор­ке­ст­ра ве­лись ин­тен­сив­ные по­ис­ки но­вых приё­мов ор­ке­ст­ро­во­го пись­ма, но­вой трак­тов­ки ор­ке­ст­ро­вых ин­ст­ру­мен­тов. Клас­сическое уче­ние об аку­стическом рав­но­ве­сии, сфор­му­ли­ро­ван­ное при­ме­ни­тель­но к боль­шо­му сим­фо­ническому ор­ке­ст­ру Н.А. Рим­ским-Кор­са­ко­вым, ис­хо­ди­ло из то­го, что од­на тру­ба (тром­бон, ту­ба), иг­раю­щая фор­те в сво­ём наи­бо­лее вы­год­ном ре­ги­ст­ре, по си­ле зву­ча­ния рав­на 2 вал­тор­нам, ка­ж­дая из ко­то­рых, в свою оче­редь, рав­на 2 де­ревянным ду­хо­вым ин­ст­ру­мен­там или уни­со­ну лю­бой под­груп­пы струн­ных. Инстументовка, ос­но­ван­ная на со­блю­де­нии аку­стического рав­но­ве­сия, хо­ро­шо от­ве­ча­ла тре­бо­ва­ни­ям стро­го­сти про­пор­ций, урав­но­ве­шен­но­сти эмо­ций, но бы­ла ма­ло­при­год­на для пе­ре­да­чи силь­ных стра­стей. По­вы­шен­ная вы­ра­зи­тель­ность дос­ти­га­лась приё­ма­ми инструментовки, ос­но­ван­ной на мощ­ных уд­вое­ни­ях (ут­рое­ни­ях, учет­ве­ре­ни­ях) од­них го­ло­сов по срав­не­нию с дру­ги­ми, на по­сто­ян­ных из­ме­не­ни­ях тем­бров и ди­на­ми­ки. Та­кие приё­мы ха­рак­тер­ны для твор­че­ст­ва ря­да ком­по­зи­то­ров конца XIX - начала XX веков (например, А.Н. Скря­би­на).

Инструментовка как специальная учеб­ная дис­ци­п­ли­на вхо­дит в про­грам­мы кон­сер­ва­то­рий и других музыкальных учеб­ных за­ве­де­ний.

Дополнительная литература:

Ги­ро Э. Ру­ко­во­дство к прак­ти­че­ско­му изу­че­нию ин­ст­ру­мен­тов­ки. 3-е изд. М., 1934;

Ви­дор Ш. М. Тех­ни­ка со­вре­мен­но­го ор­ке­ст­ра. М., 1938;

Ва­си­лен­ко С. Ин­ст­ру­мен­тов­ка для сим­фо­ни­че­ско­го ор­ке­ст­ра. М., 1952–1959. Т. 1–2;

Ро­галь-Ле­виц­кий Д. Р. Со­вре­мен­ный ор­кестр. М., 1953-1956. Т. 1–4;

Рим­ский-Кор­са­ков Н. Ос­но­вы ор­ке­ст­ров­ки // Рим­ский- Кор­са­ков Н. Полн. собр. соч. Ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния и пе­ре­пис­ка. М., 1959. Т. 3;

Ге­варт Ф. А. Но­вый курс ин­ст­ру­мен­тов­ки. 2-е изд. М., 1913; он же. Ру­ко­во­дство к ин­ст­ру­мен­тов­ке / Пер. П. И. Чай­ков­ско­го // Чай­ков­ский П. И. Полн. собр. соч. Ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния и пе­ре­пис­ка. М., 1961. Т. 3-Б;

Ве­прик А. Очер­ки по во­про­сам ор­ке­ст­ро­вых сти­лей. М., 1961;

Бер­ли­оз Г. Боль­шой трак­тат о со­вре­мен­ной ин­ст­ру­мен­тов­ке и ор­ке­ст­ров­ке / С доп. Р. Штрау­са: В 2 т. М., 1972;

Глин­ка М. И. За­мет­ки об ин­ст­ру­мен­тов­ке // Глин­ка М. И. Полн. собр. соч. Ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния и пе­ре­пис­ка. М., 1973. Т. 1;

Цук­кер­ман В. Тембр и фак­ту­ра в ор­ке­ст­ров­ке Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва // Цук­кер­ман В. Му­зы­каль­но-тео­ре­ти­че­ские очер­ки и этю­ды. М., 1975. Вып. 2.

Понятие об инструментовке

характеристика понятия через функциональность: инструментовка — деятельность, направленная на создание партитуры для оркестра или инструментального ансамбля. В ряде теоретических работ говорится также об инструментовке как музыкально-теоретической науке и учебной дисциплине, приводится имеющаяся в этой области литература.

Инструментовка — процесс и результат изложения музыкального произведения для оркестра или инструментального ансамбля.

Данный аспект конкретизируется терминами оркестровка, переложение, оркестровая обработка, аранжировка, транскрипция. Содержательную основу перечисленных терминов составляют характер оригинала и степень творческого участия инструментатора.
Оркестровкой называют изложение для оркестра произведений, написанных для многоголосных инструментов — фортепиано, органа, баяна и др.
Переложением обозначают изложение оркестрового произведения для оркестра иного типа (например, симфонической партитуры для духового оркестра).
Оркестровой обработкой или близкой по смыслу аранжировкой именуют создание завершённой по форме композиции на основе свободного обращения с оригиналом (песня, танец, популярная мелодия). Преобразованиям могут подвергаться как фактура оригинала в целом, так и основные средства музыкальной выразительности — мелодия, гармония, ритм. Кроме того, могут присочиняться различные дополнительные элементы — полифонические, сигнальные, фигурационные и т. д.
Транскрипция — это обработка музыкального произведения, приобретающая самостоятельную художественную ценность.
Термины оркестровка, переложение, оркестровая обработка, аранжировка, транскрипция характеризуют инструментовку как творческую интерпретацию. Специалисты, для которых эта сторона творческой деятельности стала основной (инструментаторы), прилагают практические приёмы инструментовки к произведениям, изначально не предназначенным для оркестра или созданным для оркестра другого типа.

Инструментовка — составная часть процесса сочинения, совокупность закономерностей, принципов и приёмов оркестрового письма.

Этот аспект характеризует, прежде всего, творческий метод композитора.
Инструментаторы в своей деятельности ориентируются и широко применяют закономерности, принципы и приёмы, сформировавшиеся в творческой практике выдающихся композиторов-симфонистов, а также в сочинениях плеяды композиторов ХХ века, полностью или частично посвятивших своё творчество духовому оркестру, — Н. Иванова-Радкевича, Б. Кожевникова, Е. Макарова, Г. Калинковича, М. Готлиба, Г. Сальникова, Б. Диева, В. Шепелева, С. Чернецкого, В. Рунова и др.

Инструментовка — музыкально-теоретическая наука, изучающая тембровую сторону инструментальных произведений и закономерности оркестрового письма.

Главные этапы эволюции теоретических знаний в этой сфере: античная органика (сведения о музыкальных инструментах), составная часть учения о композиции — примерно до середины XIX века, наконец, осознание во второй половине этого столетия самостоятельности инструментовки и отпочкование науки об инструментовке от учения о композиции.

Инструментовка — учебная дисциплина, задача которой состоит в выработке умений и навыков оркестрового изложения.

Читайте также: