Что такое инструментовка в музыке определение кратко
Обновлено: 30.06.2024
изложение музыкального произведения для какого-либо инструментального состава — от камерного ансамбля до симфонического оркестра. В широком смысле слова говорят и об И. для вокального ансамбля, хора. Чаще всего под И. понимается изложение музыки для оркестра. В том же значении нередко используется и термин оркестровка. Порою, однако, этим терминам придают разное значение, понимая под И. изложение для оркестра сочинения, специально задуманного как оркестровое, а под оркестровкой — изложение для оркестра произведения, написанного для другого состава или для какого-либо одного инструмента (например, для фортепиано). И. основывается на использовании наиболее естественных технических и выразительных возможностей каждого инструмента, на соединении звучания однородных и разнородных инструментов, на противопоставлении контрастных звуковых красок. Эволюция И. тесно связана с развитием всего музыкального искусства, со сменой различных стилей; в И. находят отражение и особенности творческой индивидуальности композитора, его отдельного произведения. Примерно с 17 в. стала входить в практику запись оркестровой музыки в виде партитуры (См. Партитура); до этого инструментальный состав обычно не определялся композитором, и одно и то же сочинение могло исполняться различными исполнительскими силами. Искусство И. развивалось параллельно с обогащением музыкального инструментария, совершенствованием техники сольной игры, расширением состава оркестра. Наряду с собственно оркестровыми жанрами видную роль в развитии И. играла опера. Один из важнейших этапов эволюции И. связан с творчеством композиторов венской классической школы — И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. Особенно быстро искусство И. развивалось в 19—20 вв. В это время поиски новых средств И. интенсивно велись в области оркестровой программной музыки (См. Программная музыка). Особое значение приобретает красочность тембров и их сочетаний; в сочинениях Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Ф. Листа, Р. Штрауса, Г. Малера увеличение оркестрового состава нередко совмещается с тонкой дифференциацией оркестровых партий. Большой вклад в области И. внесли русские композиторы-классики — М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин; их традиции трактовки оркестра творчески развивают советские композиторы.
Лит.: Каре А., История оркестровки, пер. с англ., М., 1932; Видор Ш. М., Техника современного оркестра, пер. с франц. и доп. Д. Рогаль-Левицкого, М., 1938; Римский -Корсаков Н. А., Основы оркестровки. 2 изд., ч. 1—2, М.—Л., 1946; Глинка М. И., Заметки об инструментовке, в кн.: М. И. Глинка. Литературное наследие, т. 1, Л.—М., 1952; Василенко С. Н., Инструментовка для симфонического оркестра, т. 1, М., 1952; Berlioz Н., Grand traité d’instrumentation et d’orchestration modernes, P., 1843.
II
звукопись, упорядоченный подбор звуков в стихе или в прозе, организующий художественное единство отрезков текста: аллитерации, ассонанс, звукоподражание и т. п. См. Фоника.
2. Раздел теории музыки, изучающий свойства отдельных музыкальных инструментов и принципы их сочетания в оркестре. [Римский-Корсаков] пишет курс инструментовки. А. Бородин, Письмо Л. И. Кармалиной, 15 апр. 1875.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ИНСТРУМЕНТО'ВКА, и, ж. 1. только ед. Приспособление музыкального произведения для исполнения оркестром на инструментах (муз.). 2. Музыкальное произведение, приспособленное таким образом (разг.). 3. Отдел теории музыки, изучающий технику и художественное свойство отдельных инструментов и принципы их сочетания в оркестре (муз.). 4. перен. Эвфонический подбор, художественное построение звуков в стихе (лит.).
инструменто́вка
1. муз. изложение музыкального произведения для исполнения оркестром или инструментальным ансамблем; оркестровка
2. раздел теории музыки, изучающий свойства отдельных музыкальных инструментов и принципы их сочетания в оркестре
3. филол. звуковая организация художественной речи
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова школярство (существительное):
Синонимы к слову «инструментовка»
Предложения со словом «инструментовка»
- Может быть, оттого мой музыкальный талант и принял с самого начала то направление, склонной к своеобразной инструментовке, которое упрекают в излишней фантастичности.
Оркестровка (то же, что инструментовка) — изложение музыки для исполнения её каким-либо составом оркестра или инструментальным ансамблем. Традиционная (принятая у многих композиторов XIX—XX веков) практика инструментовки выглядит как переложение клавирного наброска (клавираусцуга) в нотный текст специального типа — партитуру. Процесс инструментовки требует от композитора (любого инструментатора) знания специфики музыкальных инструментов — их технических возможностей, исполнительских приёмов, устройства.
Статья с другим значением: Мелодика (музыкальный инструмент)Мелодика (от греч. melodikos — мелодический, песенный) — совокупность мелодических закономерностей, которые могут проявляться как в творчестве отдельных композиторов и в их отдельных сочинениях, так и в произведениях композиторских школ, в различных отраслях народного музыкального творчества.
Симфони́ческая му́зыка — понятие, характеризующее и объединяющее широкий спектр музыкальных форм и жанров, которые обладают специфическими признаками, атрибутивными свойствами и важнейшими внутренними качествами симфонизма.
Концертино для виолончели с оркестром, соль минор, соч. 132 - незавершённое сочинение Сергея Сергеевича Прокофьева. В современной практике исполняется в редакциях М. Л. Ростроповича или В. М. Блока (с каденцией А. Г. Шнитке).
Один из важнейших элементов техники композиции, инструментовка предполагает знание и художественно-целесообразное использование свойств музыкальных инструментов (их тембров, приёмов звукоизвлечения, технических и динамических возможностей) и их сочетаний (всего оркестра в целом, его отдельных групп, соло и т. п.). Характер и приёмы инструментовки обусловлены жанром и индивидуальным композиторским замыслом сочинения и зависят от совокупности музыкальных средств: мелодики, гармонии, ритмики, музыкального склада, фактуры, голосоведения и т. п. Один и тот же интонационно-тематический материал в разных разделах сочинения может быть по-разному инструментован, приобретая при каждом новом способе инструментовки иной оттенок выражения и нередко изменяя свой характер. Например, главная тема I части 6-й симфонии П.И. Чайковского вначале звучит у различных оркестровых групп, а затем во всём оркестре (тутти), достигая в кульминации трагедийной силы.
Важнейшая художественная задача инструментатора - использовать различные по характеру и напряжённости тембры, которые с наибольшей силой выявят драматургию оркестровой музыки; главной технической проблемой является при этом достижение хорошей слышимости голосов и правильного соотношения между первым и вторым (третьим) планами, чем обеспечивается рельефность и глубина оркестрового звучания. Оркестровое произведение сочиняется композитором непосредственно для оркестра - если не во всех деталях, то в своих главных чертах.
Развитие инструментовки связано с эволюцией музыкальных стилей, техники строительства музыкальных инструментов и исполнительской практики. инструментовка как формообразующий фактор утвердилась одновременно с гомофонией как ведущим музыкальным складом. Важную роль в осознании драматургической роли тембров сыграл жанр оперы, зародившийся в конце XVI - начале XVII веков. В XVIII веке оркестровые составы дифференцировались в связи с различными общественными функциями музыки в зависимости от места исполнения, слушательской аудитории (оперный, церковный, концертный составы, смотри Оркестр).
Во 2-й половине XVIII века в связи с развитием жанра симфонии сложился так называемый классический состав малого симфонического оркестра с развитыми функциональными группами (струнные смычковые, духовые; ударные представлены литаврами). Важнейшая роль в его формировании принадлежит Й. Гайдну и В.А. Моцарту. Начиная с Л. ван Бетховена число групп инструментов возросло до 4 (струнная, деревянная, медная и ударная). С изобретением хроматических медных духовых инструментов на базе классического оркестра XIX века (в частности, под влиянием идей музыкального романтизма) постепенно складывался симфонический оркестр современного типа (в симфонической и театральной музыке К.М. фон Вебера, Ф. Шуберта, Г. Берлиоза, М.И. Глинки, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди, А.П. Бородина, И. Брамса, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова). Окончательно оформившийся во 2-й половине XIX века, он (с некоторыми вариантами) поныне соответствует художественным потребностям композиторов различных направлений и индивидуальностей, как тяготеющих к картинности, красочности, музыкальной звукописи, так и стремящихся к психологической углублённости музыкальных образов.
Параллельно со стабилизацией состава оркестра велись интенсивные поиски новых приёмов оркестрового письма, новой трактовки оркестровых инструментов. Классическое учение об акустическом равновесии, сформулированное применительно к большому симфоническому оркестру Н.А. Римским-Корсаковым, исходило из того, что одна труба (тромбон, туба), играющая форте в своём наиболее выгодном регистре, по силе звучания равна 2 валторнам, каждая из которых, в свою очередь, равна 2 деревянным духовым инструментам или унисону любой подгруппы струнных. Инстументовка, основанная на соблюдении акустического равновесия, хорошо отвечала требованиям строгости пропорций, уравновешенности эмоций, но была малопригодна для передачи сильных страстей. Повышенная выразительность достигалась приёмами инструментовки, основанной на мощных удвоениях (утроениях, учетверениях) одних голосов по сравнению с другими, на постоянных изменениях тембров и динамики. Такие приёмы характерны для творчества ряда композиторов конца XIX - начала XX веков (например, А.Н. Скрябина).
Инструментовка как специальная учебная дисциплина входит в программы консерваторий и других музыкальных учебных заведений.
Дополнительная литература:
Гиро Э. Руководство к практическому изучению инструментовки. 3-е изд. М., 1934;
Видор Ш. М. Техника современного оркестра. М., 1938;
Василенко С. Инструментовка для симфонического оркестра. М., 1952–1959. Т. 1–2;
Рогаль-Левицкий Д. Р. Современный оркестр. М., 1953-1956. Т. 1–4;
Римский-Корсаков Н. Основы оркестровки // Римский- Корсаков Н. Полн. собр. соч. Литературные произведения и переписка. М., 1959. Т. 3;
Геварт Ф. А. Новый курс инструментовки. 2-е изд. М., 1913; он же. Руководство к инструментовке / Пер. П. И. Чайковского // Чайковский П. И. Полн. собр. соч. Литературные произведения и переписка. М., 1961. Т. 3-Б;
Веприк А. Очерки по вопросам оркестровых стилей. М., 1961;
Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке / С доп. Р. Штрауса: В 2 т. М., 1972;
Глинка М. И. Заметки об инструментовке // Глинка М. И. Полн. собр. соч. Литературные произведения и переписка. М., 1973. Т. 1;
Цуккерман В. Тембр и фактура в оркестровке Римского-Корсакова // Цуккерман В. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М., 1975. Вып. 2.
характеристика понятия через функциональность: инструментовка — деятельность, направленная на создание партитуры для оркестра или инструментального ансамбля. В ряде теоретических работ говорится также об инструментовке как музыкально-теоретической науке и учебной дисциплине, приводится имеющаяся в этой области литература.
Инструментовка — процесс и результат изложения музыкального произведения для оркестра или инструментального ансамбля.
Данный аспект конкретизируется терминами оркестровка, переложение, оркестровая обработка, аранжировка, транскрипция. Содержательную основу перечисленных терминов составляют характер оригинала и степень творческого участия инструментатора.
Оркестровкой называют изложение для оркестра произведений, написанных для многоголосных инструментов — фортепиано, органа, баяна и др.
Переложением обозначают изложение оркестрового произведения для оркестра иного типа (например, симфонической партитуры для духового оркестра).
Оркестровой обработкой или близкой по смыслу аранжировкой именуют создание завершённой по форме композиции на основе свободного обращения с оригиналом (песня, танец, популярная мелодия). Преобразованиям могут подвергаться как фактура оригинала в целом, так и основные средства музыкальной выразительности — мелодия, гармония, ритм. Кроме того, могут присочиняться различные дополнительные элементы — полифонические, сигнальные, фигурационные и т. д.
Транскрипция — это обработка музыкального произведения, приобретающая самостоятельную художественную ценность.
Термины оркестровка, переложение, оркестровая обработка, аранжировка, транскрипция характеризуют инструментовку как творческую интерпретацию. Специалисты, для которых эта сторона творческой деятельности стала основной (инструментаторы), прилагают практические приёмы инструментовки к произведениям, изначально не предназначенным для оркестра или созданным для оркестра другого типа.
Инструментовка — составная часть процесса сочинения, совокупность закономерностей, принципов и приёмов оркестрового письма.
Этот аспект характеризует, прежде всего, творческий метод композитора.
Инструментаторы в своей деятельности ориентируются и широко применяют закономерности, принципы и приёмы, сформировавшиеся в творческой практике выдающихся композиторов-симфонистов, а также в сочинениях плеяды композиторов ХХ века, полностью или частично посвятивших своё творчество духовому оркестру, — Н. Иванова-Радкевича, Б. Кожевникова, Е. Макарова, Г. Калинковича, М. Готлиба, Г. Сальникова, Б. Диева, В. Шепелева, С. Чернецкого, В. Рунова и др.
Инструментовка — музыкально-теоретическая наука, изучающая тембровую сторону инструментальных произведений и закономерности оркестрового письма.
Главные этапы эволюции теоретических знаний в этой сфере: античная органика (сведения о музыкальных инструментах), составная часть учения о композиции — примерно до середины XIX века, наконец, осознание во второй половине этого столетия самостоятельности инструментовки и отпочкование науки об инструментовке от учения о композиции.
Инструментовка — учебная дисциплина, задача которой состоит в выработке умений и навыков оркестрового изложения.
Читайте также:
- В чем состоит единство организма ребенка и окружающей среды кратко
- Чем отличается знакомство в деловой сфере общения от знакомства в личной сфере общения кратко
- Закроют ли детские сады в ноябре 2021
- Проведите исследование какие традиции средневековых университетов названия с ними связанные кратко
- Педагогический стаж учителей работающих в старших классах одной из школ следующий