Чем отличается знакомство в деловой сфере общения от знакомства в личной сфере общения кратко

Обновлено: 02.07.2024

В повседневной жизни и в деловом общении мы постоянно знакомимся с новыми людьми, поэтому сегодня мы поговорим об этикете знакомства. Ситуация знакомства – это установление связей между собеседниками на более или менее длительное время. Ещё во времена раннего средневековья этикет знакомства был строго регламентирован, у европейских народов было не принято знакомиться без участия посредника или специального рекомендательного письма.

В древние времена этикет вообще и этикет знакомства в частности был тесно связан с духовной культурой и религиозными верованиями народов.

В современном этикете по-прежнему существует целый ряд общепринятых правил знакомства, знание которых необходимо каждому воспитанному человеку, чтобы достичь успеха в повседневной и деловой жизни. В наше время знакомство может происходить или при контакте двух заинтересованных лиц – знакомство без посредников, или при содействии третьего лица – знакомство через посредника. В разных странах обычай знакомиться без посредника или через него проявляется с разной частотой. Например, в Англии знакомятся преимущественно через посредника. У русских приняты оба способа, однако молодёжь знакомится без посредника легче, чем старшие; неинтеллигентные люди знакомятся легче и быстрее, чем интеллигентные. В наше время знакомства происходят при самых разных обстоятельствах, но всё-таки представляться самому совершенно незнакомому человеку не нужно.

Знакомство без чьего-либо участия требует большого такта. При желании можно найти возможность представиться друг другу. Если вы часто встречаетесь с кем-либо по пути на работу, в транспорте, магазине или в учреждении, вы вправе представиться. Если вам отвечают сдержанно, не нужно настаивать на знакомстве. Раньше женщина не могла сама представиться мужчине, разговор должен был всегда начинать старший. В наше время женщина может выступить инициатором знакомства, это не будет считаться неприличным.

Существуют свои правила этикета и у знакомства по интернету, активно развивающегося в последнее время. Интернет открывает перед нами поистине безграничные возможности для общения и предоставляет желающим познакомиться большую свободу выбора и проявления инициативы при знакомстве. Однако и при общении в интернете нужно придерживаться правил поведения, которым вы следуете в реальной жизни.

Когда два человека хотят познакомиться друг с другом, они используют выражения, содержащие модальность желательности, которая проявляется на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровне. Желание познакомиться реализуется в таких формулах, как: Я хочу с вами (с тобой) познакомиться; Я хотел(а) бы с вами (с тобой) познакомиться; Мне хотелось бы с вами (с тобой) познакомиться. Приведённые выражения стилистически нейтральны, но тяготеют к некоторой книжности.

Просьбой о знакомстве являются выражения: Можно с вами (тобой) познакомиться? Можно узнать, как вас зовут /ваше имя? Нельзя ли с вами (с тобой) познакомиться?

Нейтральными, но более непринуждёнными являются побудительные формы с частицей давай(-те): Давай(-те) познакомимся! Давай(-те) знакомиться!

Официальными, стилистически повышенными выражениями являются: Разрешите представиться!; Позвольте представиться!; Разрешите познакомиться!

Все перечисленные выражения предшествуют особо значимому в этикете самоназыванию – представлению по имени, имени-отчеству, фамилии. Выбор той или иной формы зависит от обстановки общения, характера взаимоотношений общающихся или их возраста. Например, Давайте познакомимся, Галя (Галина; Галина Алексеевна; Петрова; Петрова Галина Алексеевна). Представление по фамилии, имени-отчеству-фамилии характерно для деловой сферы. В речи людей старшего поколения встречается вопрос об отчестве: Как вас величают? Как вас величать?

Знакомство в неофициальной обстановке может начинаться вопросом к собеседнику: Как вас (тебя) зовут?; Как ваше (твоё) имя?

Горизонтальный разворот реплик диалога может быть продолжен тем же вопросом, если собеседник в ответ на представление не назвал себя. Это следующие выражения: А вас (тебя) как зовут? А как ваше (твоё) имя?

Вторая реплика диалогического единства – реплика-реакция – нередко служит выражением удовлетворения, радости по поводу знакомства: Очень приятно!; (Мне) очень приятно с вами познакомиться! Я рада с вами познакомиться!; Я рада, что мы познакомились!

Если знакомство состоялось раньше, но этот факт забыт одним из собеседников, то второй в ответной реплике может напомнить об этом при помощи одного из выражений: Мы уже знакомились; Я вас знаю.

В подобной реплике может быть уточнён факт прежнего знакомства: Вы меня не узнаёте? Я вас где-то встречал(а); Ваше лицо мне знакомо.

Факт косвенного знакомства подтверждается фразами типа: Я о вас слышал(а); Мне о вас говорили.

Если вам нужно познакомить незнакомых друг другу людей, соблюдайте следующие правила: мужчину представляют женщине (только молодая женщина может представляться и быть представленной пожилому мужчине или высокопоставленной особе), младшего – старшему, подчинённого – начальнику, молодую женщину – более зрелой по возрасту, близкого человека – более далёкому, одного человека – группе людей или обществу, женщину – супружеской паре.

Итак, при знакомстве через посредникаречевые действия осуществляются тремя последовательно говорящими собеседниками. Первая реплика, как правило, принадлежит посреднику. Она реализуется в следующих выражениях: Познакомьтесь (пожалуйста); Разрешите представить вам; Знакомьтесь! Будьте знакомы! Вслед за приглашением совершить знакомство идёт представление знакомящихся (называние имён).

- Познакомьтесь, пожалуйста. Это Светлана Николаевна Сафронова. А это Сергей Юрьевич Соколов. – Очень приятно! – Очень рада!

Сначала называется имя того, кого представляют. Называть имена нужно разборчиво и достаточно громко.

Если вы не расслышали имя того, кого вам представили, вежливо переспросите, чтобы не возникла неловкость из-за того, что вы не сможете обратиться к представленному вам человеку. При официальном знакомстве нужно называть фамилию, а иногда и должность. При частном знакомстве - достаточно одного имени. Проявляя вежливость по отношению к человеку, которого вам представили, назвав своё имя, вы можете сказать: “Весьма рад знакомству” или “Рад с вами познакомиться”.

Неприлично отказываться быть представленным и показывать человеку, представленному вам, что вы не заинтересованы в продолжении знакомства.

Если вы пришли к знакомым со своим приятелем, представьте его хозяевам. Если у вас собирается небольшое общество, представьте всех друг другу без исключения.

Во время поездки в поезде можно общаться со своими спутниками, не представляясь им. Представление необходимо, если в разговоре обнаружатся общие знакомые, выявятся общие интересы и т.п.

На многолюдных банкетах (например, на официальном приёме) принимающий гостей не может всех представить друг другу. В таком случае гости могут сами знакомиться между собой или общаться со знакомыми. Если кто-то из ваших гостей опоздал, вы, встретив его, усаживаете и знакомите, чтобы не беспокоить остальных, только с соседями по столу (в случае большого застолья).

Свою сестру, супругу и особенно отца и мать не представляют лицам, которые моложе их, действуют по основному правилу: младших представляют старшим.

Иногда посредник, представляя своего знакомого, использует фразеологический оборот: Прошу любить и жаловать как просьбу, приглашение к доброжелательному отношению.

Отдельно остановимся на ситуации знакомства в деловой сфере. Знакомство в деловой сфере происходит преимущественно через посредника. В случае если возникает необходимость личного представления, желательна предварительная рекомендация лица, знакомого обоим. В прежние времена такую роль выполняли рекомендательные письма. В настоящее время эта форма стала архаичной и её практически вытеснил телефон.

При знакомстве младшего представляют старшему, мужчину - женщине, подчинённого – начальнику. В ряде случаев при столкновении приоритетов этикет допускает отступление от этих правил. Так, при деловом знакомстве действует приоритет старшего по положению по отношению, например, к возрасту. При представлении для трудоустройства на работу старший по возрасту может быть представлен более молодому руководителю фирмы. На службе девушка может быть представлена достаточно молодому начальнику, но в неофициальной обстановке правильнее будет отдать приоритет девушке.

Порой при знакомстве бывает трудно запомнить имена и фамилии. В таких случаях полезной оказывается визитная карточка. При знакомстве первым вручает свою визитную карточку тот, чьё должностное положение или ранг ниже. Если партнёры находятся на одном должностном уровне, первым вручает свою визитную карточку тот, кто младше по возрасту. Если вы приезжаете за рубеж, то первыми визитную карточку вручают хозяева. Визитную карточку принято подавать партнёру так, чтобы он мог сразу прочитать текст. Своё имя и фамилию нужно произносить отчётливо, чтобы партнёр мог запомнить их произношение.

В России или во Франции к отсутствию визитки при ведении переговоров партнёр отнесётся снисходительно и просто запишет информацию на листе бумаги, в Японии бизнесмен, извиняющийся, что у него закончились визитки, полностью себя компрометирует. Собеседник воспримет это либо как несерьёзность человека, либо как неуважение к себе.

Тест

Добавить страницу в мои закладки

5/5 points (graded)

1. Если вам нужно познакомить незнакомых друг другу людей, кого вы не будете представлять первым:

женщину – мужчине; верно

близкого человека – более далёкому.

2. На многолюдном банкете не рекомендуется:

гостям самим знакомиться друг с другом;

свою жену представлять более молодым гостям; верно

опоздавшего гостя представлять всем остальным;

младших представлять старшим.

3. При столкновении приоритетов в деловом знакомстве допустимо представить:

старшего по возрасту более молодому руководителю; верно

молодого руководителя старшему по возрасту подчинённому;

молодого начальника девушке;

4. Кто при знакомстве первым вручает визитную карточку?

тот, чьё должностное положение или ранг выше;

тот, чьё должностное положение или ранг ниже; верно

если партнёры находятся на одном должностном уровне, то тот, кто старше по возрасту;

если вы находитесь за рубежом, то вы первыми должны вручить визитную карточку хозяевам.

- Ну, наконец-то, я вас уже заждался. Что, не могли раньше прийти?! – говорите вы.

- Мы тебя поздравляем с днём рождения. Это тебе подарок от нас.

- Ладно, я его потом посмотрю.

- Мама, папа, познакомьтесь, это Илья и Ира, мы вместе учимся в школе.

Какое правило этикета не нарушено в данной ситуации?

входя в дом, нужно поздороваться;

в гости нужно приходить в точно назначенное время;

хозяину дома необходимо представить окружающим своих друзей поимённо; верно

имениннику желательно сразу раскрыть подарок и поблагодарить гостя, ни в коем случае не спрашивая о стоимости подаренной вещи; неприлично равнодушно оставить без внимания врученный подарок.

Специфика отношений между людьми может иметь деловую или личностную направленность. В том и в другом случае общение протекает по определенным принципам. Рассмотрим, чем отличаются деловые и личные отношения, проанализировав каждый из этих видов человеческого взаимодействия.

Определение

Для большинства людей неотъемлемой частью жизни является общение, связанное с производственной деятельностью. В такой ситуации стороны вступают в деловые отношения, которые во многом не похожи на обыденные. В подобных отношениях присутствуют свои правила и этические нормы, знать и соблюдать которые очень важно для успешного продвижения любого дела. Это особенно касается организаторов производства, людей управленческой сферы – коммуникативная компетентность для них является важной составляющей профессионального облика.

В то же время люди могут быть сами по себе дороги, близки друг другу вне работы или учебы, в семье. В этом случае отношения определяются как личные. Сложно представить себе чью-либо жизнь без присутствия в ней общения такого рода.

Сравнение

Итак, в чем состоит отличие деловых и личных отношений друг от друга? Прежде всего, обратим внимание на цели взаимодействия. Так, в случае делового сотрудничества важен конечный результат, получаемый благодаря общим усилиям сторон. Для личных же отношений определяющим является сам процесс общения. На первое место выходит заинтересованность людей друг в друге.


Деловая дисциплина имеет официальный формат. Общаясь в рамках производства, людям необходимо в чем-то себя ограничивать. Не относящиеся к делу собственные чувства, эмоции, взгляды здесь являются неуместными. Личные же отношения устанавливаются естественным образом. Они не нарушают внутренний комфорт человека, и каждый вправе по своему желанию закончить такое общение.

Однако деловые отношения необязательно являются сухими, безэмоциональными. Напротив, в этих условиях иногда бывает полезным живое, достаточно свободное общение, но пользоваться подобной формой взаимодействия надо уметь. В любом случае должны присутствовать определенные рамки, не позволяющие отодвинуть корпоративные интересы на второй план.

Говоря о том, в чем разница между деловыми и личными отношениями, следует отметить, что детям не свойственно вступать в настоящее деловое общение, поскольку их психика для этого еще недостаточно сформирована. Так, младший школьник и учитель находятся между собой в личных, а не в деловых отношениях.

1. Бытовой разговор.
Для бытового разговора характерно следующее:

большое разнообразие обсуждаемых тем (личные, социальные, политические и др. ) и используемых языковых средств;

частые отклонения от темы, перескакивание с одной темы на другую;

отсутствие, как правило, целевых установок и необходимости принятия какого-либо решения;

разговорный стиль речи.

2. Деловая беседа.
Деловая беседа представляет собой акт прямой взаимной коммуникации в официально-деловой сфере, осуществляемый посредством слов и невербальных средств (мимики, жестов, манеры поведения) . Деловая беседа имеет следующие характерные особенности:

дифференцированный подход к предмету обсуждения с учетом коммуникативной цели и партнеров и в интересах понятного и убедительного изложения мнения;

быстрота реагирования на высказывание партнеров, способствующая достижению поставленной цели;

критическая оценка мнений, предложений, а также возражений партнеров;

аналитический подход к учету и оценке субъективных и объективных факторов проблемы в комплексе;

ощущение собственной значимости и повышение компетентности партнеров в результате критического разбора других точек зрения по данной проблеме;

ощущение сопричастности и ответственности в решении затронутой в беседе проблемы.

Они отличаются друг от друга целями, ради которых проводятся, ..Деловая беседа - это разговор между двумя собеседниками, ..которые структурируют любую сферу общения: бытовую, учебную, производственную и т. д.

Е.Н. Скаженик
Практикум по деловому общению
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.

Тема 13. Русский речевой этикет

Вежливость – мудрость, стало быть, невежливость – глупость.
Пренебрегать вежливостью, создавая себе врагов, - озорство, все равно, что поджог дома.
А. Шопенгауэр

Речевой этикет – это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях. Менеджеру необходимо знать как служебный, так и светский этикет, потому что деловое общение не ограничивается условиями официального, офисного общения. Общим принципом использования этикетных средств в любой сфере человеческой жизни остается принцип вежливости.

Приветствие – один из самых важных знаков речевого этикета. С его помощью устанавливается контакт общающихся, выражаются отношения между людьми.

Этикет – явление национальное. То, что считается вежливым у одного народа, может быть истолковано как жест невежливого отношения к собеседнику у другого. Различны у представителей разных народов и формы приветствия.

Принципы использования этикетных формул, помимо универсального принципа вежливости, - это принцип соответствия речевой ситуации. Обстановка общения (официальная, неофициальная) и фактор адресата (социальный статус, личные заслуги, возраст, пол, степень знакомства) являются определяющими при выборе этикетных формул.

Обстановка общения и этикетные формулы. Ты- и Вы- общение

В официальной обстановке делового общения принято выбирать универсальные этикетные формулы:

Добрый день (утро, вечер)! Здравствуйте!

До свидания! Всего доброго! Всего хорошего! До встречи! (если назначена встреча) Позвольте попрощаться! Счастливого пути (отъезжающему)

Спасибо! Очень признателен вам! Благодарю! Большое спасибо! Сердечно благодарю (благодарен)! Разрешите поблагодарить вас!

Будьте добры… Будьте любезны… Прошу вас…

Приношу свои извинения… Извините, пожалуйста… Прошу меня простить… Простите, пожалуйста…

Позвольте предложить… Мне хочется предложить вам… Я хотел бы предложить вам…

Разрешите пригласить вас на… Я приглашаю вас на… От имени…приглашаю вас на…

Средствами этикета подчеркивается дистанция официального общения. Это связано с выбором Вы-обращения. Независимо от социального статуса, пола и возраста собеседника выбирается Вы-обращение, которое предполагает не только обращение к собеседнику по имени-отчеству, но и определяет выбор темы обсуждения, дистанцию общения, тональность, лексический отбор. Официальная обстановка требует двустороннего Вы-общения в любой социальной и возрастной группе.

В русском обществе принята трехименная система называния людей: фамилия, имя, отчество. Это касается не только обращения, но и упоминания в официальных условиях. Полное обращение может сочетаться только с обращением на Вы.

Одна из важнейших функций этикета – снятие агрессии. Она реализуется в правильном выборе тона общения, прежде всего в отсутствии категоричных оценок. Нужно помнить, что, чем вежливее говорящий, тем менее категоричны его высказывания.

Система обращений

Любое обращение, с помощью которого мы обозначаем адресата речи, - это обращение-индекс: водитель, доктор, кондуктор, профессор и т.д. Такие обращения широко используются в деловой речи. При необходимости обратиться к человеку по званию, должности, роду занятий мы используем обращения-индексы и в повседневной речи:

- Доктор, выпишите, пожалуйста, рецепт!

- Водитель, остановите машину у перекрестка, пожалуйста!

Знакомство. Рекомендации

Ситуация знакомства – это ситуация настолько штатная в деловом общении, что речевое общение, как правило, доводится до автоматизма. Знакомство может осуществляться без посредника и при помощи посредника, когда людей знакомит кто-то третий. Если знакомство осуществляется без посредника, инициатором знакомства в первой реплике называется та организация, которую он представляет, и цели, которые преследуются установлением данного контакта. Лучше, если в этом случае представляющийся начинает свою реплику с извинения.

Б. – Очень приятно.

Деловые люди сегодня при знакомстве часто обмениваются визитными карточками. Это удобно и экономит время, поэтому в случае, если вы вручаете визитную карточку, необязательно называть имя и отчество, можно только фамилию. Другое дело, если вы представляетесь, не имея при себе визитной карточки. Тогда вы называете полностью имя, отчество, фамилию и контактный телефон после названия или представления своей фирмы:

Первенство старших по отношению к младшим и женщин по отношению к мужчинам принято у очень многих народов. Однако порядок учета и расположения по степени важности этих признаков различен в разных странах. В Англии – социальный статус (материальное состояние, титул), пол, возраст. Во Франции – социальный статус (социальное положение, материальное состояние) и пол обладают одинаково важными признаками при выборе этикетного знака. В России – социальный статус (социальное положение, личные заслуги), возраст, пол. Это означает, что пожилому мужчине или мужчине, занимающему высокое социальное положение, представляют тех, кто младше и ниже по положению, пожилой женщине – молодую. Пол в русском речевом служебном этикете не обладает индексным значением при выборе этикетных формул и даже форм:

Менеджер Уланова Оксана Михайловна

Эксперт-аналитик Клименко Анна Дмитриевна

Знакомство с помощью посредника имеет свои преимущества: посредник может не только представить, но и охарактеризовать сотрудника, дать ему рекомендации с учетом целей установления контакта. Кроме фамилии (имени-отчества) в этой ситуации называют должность, организацию, которую представляет человек, ученую степень (если есть), звание (если есть). Например:

А. – Позвольте представить вам нашего перспективного сотрудника, специалиста по маркетинговым исследованиям Глушко Юлию Витальевну.

Б. – Рад познакомиться.

При знакомстве в деловой обстановке бывает необходимо дать рекомендацию тому или иному сотруднику для участия его в том или ином проекте, деле.

- Дмитрий Александрович Денисов, начальник отдела снабжения нашего завода, пунктуален, ответственен, начатое дело всегда доводит до конца. На него можете положиться. Он будет контролировать ход выполнения договора.

Вопросы для самоконтроля

Приведите примеры из личного опыта правильного и неправильного использования Ты- и Вы-общения в деловой коммуникации.

Ваш партнер по деловому общению неоправданно выбирает Ты-общение. Как вы будете себя вести? Какими этикетными формулами вы можете подчеркнуть дистанцию официального общения?

Какие формулы речевого этикета вы используете, чтобы обратиться:

1) к пожилому человеку, чтобы узнать, который час;
2) к секретарю директора, чтобы узнать решение по вашему заявлению;
3) к милиционеру, чтобы узнать, как проехать на выставку.

Какое обращение вы выберете в начале презентационной речи, если знаете, что гостями церемонии являются бизнесмены, политики, журналисты? Какое обращение уместно, когда вы обращаетесь к своим подчиненным? Как обратиться к секретарю в приемной директора? Как вы обратитесь к швейцару или официанту?

Составьте для себя визитную карточку. Познакомьтесь с деловым партнером, используя визитную карточку.

Познакомьте своего руководителя:

1) с прибывшим иностранным партнером;
2) с клиентом вашей фирмы.

Какие этикетные фразы вы используете для вежливой формы отказа:

3) принять предложение;
4) выслать новые каталоги;
5) принять посетителя.

Составьте текст поздравительной речи в честь годовщины деятельности организации.

Составьте текст поздравительного письма, адресованного директору фирмы, и сравните с поздравительными текстами, которые вы обычно адресуете своим близким (структура, выбор обращения, самоименование, поздравительные формулы).

Читайте также: