Что такое инклюзивная среда в доу

Обновлено: 17.05.2024

Конференция: Актуальные вопросы дошкольного образования

Автор: Шитова Елена Павловна

Организация: ГБДОУ д/с № 18 комбинированного вида

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Российское образование в последние несколько лет претерпевает существенную модернизацию. Это обусловлено, на мой взгляд, несколькими факторами: развитием законодательной базы, учитывающей права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); увеличением количества детей, попадающих в выше названную категорию; введением образовательного стандарта; развитием сети учреждений образования, осущесталяющих коррекионную работу с обучающимися. Это, в свою очередь, предопределяет важность социальной адаптации детей с ОВЗ. Что в этой связи могут предпринять дошкольные учреждения, реализующие функцию инклюзивного образования? Рассмотрим на примере инклюзии дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) в группу детей с нормой развития. Одним из главных условий успешной социализации детей с ЗПР будет создание в ДОУ развивающей предметно-пространственной среды, в содержание которой заложено оснащение, предусматривающее полную интеграцию ребенка с ОВЗ в жизнь группового сообщества других детей. Цель инклюзии - организация предметно-развивающей среды и образовательного процесса с условием успешной реализации индивидуальной образовательной программы ребенка с ОВЗ.

Посещая дошкольное учреждение, ребенок большую часть времени проводит в группе, поэтому остановимся на создании условий для инклюзивного образования в развивающей предметно-пространственной среде группы детского сада. Инклюзивная образовательная среда - вид образовательной среды, обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития. Предполагает решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями за счет адаптации образовательного пространства к нуждам каждого ребенка, включая реформирование образовательного процесса, чтобы они отвечали потребностям всех без исключения детей и обеспечивали, по возможности, полное участие детей в образовательном процессе.

Инклюзивная РППС группы должна быть:

БЕЗБАРЬЕРНОЙ: подразумевающей доступность всех элементов среды для дошкольников с ОВЗ, возможность выбора видов деятельности, взаимодействия со сверстниками. В развивающей среде необходимо наличие игрового материала, включающего разные уровни сложности. Это позволит детям с взаимодействовать в совместной деятельности, снизит риск проявления неуверенности в себе дошкольников с ЗПР.

БЕЗОПАСНОЙ: оборудование развивающей среды группы должно быть изготовлено из безопасных материалов. Насыщенность среды игровым материалом позволит минимизировать возможность возникновения конфликтов при организации игровой деятельности. Это обусловлено тем, что дошкольники с задержкой психического развития из-за проблем в развитии эмоционально-волевой сферы неохотно идут на контакт со сверстником, подвержены резкой смене настроения, могут испытывать затруднения при оформлении просьбы.

СТИМУЛИРУЮЩЕЙ: материал оборудования должен быть ярким, крупным, более упрощенным по сравнению с материалом для детей с условной нормой развития, прочным и безопасным, способным заинтересовать ребенка. В разных развивающих зонах необходимо создание игровых ситуаций, стимулирующих взаимодействие и общение детей с ЗПР с остальными детьми в сюжетно-ролевой игре, опытно-экспериментальной, двигательной деятельности и т.д. Важно включение в развивающую среду материалов и инструментов, пособий, использование которых стимулирует формирование у дошкольников (особенно у детей с ЗПР) положительных эмоций, снижает тревожность, чувство неуверенности в своих силах. Например, оборудование для зоны изобразительной деятельности, подразумевающее деятельность дошкольника с ЗПР по принципу изотерапии: безоценочная свободная изобразительная деятельность, позволяющая с помощью чувственного опыта познакомится со свойствами изобразительных материалов и инструментов, снизить тревожность, стимулирующая взаимодействие и общение в творческой деятельности детей с разным уровнем развития.

ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЙ - позволяющей воспитанникам с ОВЗ развиваться с учетом индивидуальных возможностей и потребностей. Формирование РППС в этом направлении осуществляется по итогам мониторинга, включающего анализ индивидуальных возможностей детей с ЗПР, особенностей поведения, наличия предпочтений в общении , взаимодействии, видах деятельности.

Обобщая все выше сказанное, хочется отметить, что инклюзивная развивающая предметно-пространственная среда, созданная с учетом вышеперечисленных принципов, способствует стимулированию развития самостоятельности, инициативности и активности ребенка с ОВЗ, обеспечивает разным детям доступ к развитию своих возможностей с учетом особых образовательных потребностей и является эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса.

ВложениеРазмер
statya_pedagogika_i_psihologiya.doc 66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Екатерина Олеговна Кудрявцева,

заместитель заведующего по воспитательно-методической работе,

Татьяна Сергеевна Дорохова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

Института педагогики и психологии детства

Уральский государственный педагогический университет

Создание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова . Инклюзия, инклюзивная среда, инклюзивное образование, дошкольное образовательное учреждение, дети с ограниченными возможностями здоровья.

С 2017 года детский сад региональный опорный образовательный центр, обеспечивающий работу с детьми, имеющими особенности в развитии.

Цель проекта: создание в дошкольном образовательном учреждении условий для всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, их позитивной социализации.

Новизна проекта заключается в систематизации подходов к организации единой инклюзивной среды в ДОО, способствующей достижению цели проекта.

1. Повышение уровня формальной и реальной квалификации педагогов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов в дошкольной образовательной организации.

2. Совершенствование материально-технического и информационного обеспечения психолого-педагогического сопровождения развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов в дошкольной образовательной организации.

3. Внедрение в практику работы педагогов современных педагогических технологий, направленных на всестороннее развитие детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях дошкольной образовательной организации.

4. Разработка и реализация модели взаимодействия с родителями детей с ОВЗ и детей-инвалидов, включение семьи в социум.

На основе проблемно – ориентированного анализа внутренней и внешней среды педагогическим коллективом разработан план действий, нацеленный на удовлетворение завтрашнего социального заказа на образование, с учетом направлений развития муниципальной системы образования.

Проект построен на основе учета ресурсных возможностей учреждения, прежде всего кадровых и материально – технических, которыми оно обладает.

После выявленных проблем, среди которых ключевыми стали: отсутствие в практике работы педагогов современных педагогических технологий, направленных на всестороннее развитие детей с ОВЗ и эффективной модели взаимодействия с родителями.

Для реализации проекта была разработана модель психолого – педагогического и медико – социального сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения.

Вариативность развивающей среды нашего учреждения, наличие разнообразных центров детской деятельности, в которых присутствуют пособия, игры для различных категорий детей, сенсорная комната, бассейн, изостудия, горница, музыкальный, физкультурный, тренажерный залы, музей боевой славы, фитобар, физиотерапевтический кабинет и др., позволяют решать разнообразные образовательные и коррекционно–развивающие задачи, направленные на развитие эмоционального, социального и интеллектуального потенциала каждого ребенка.

Использование инновационных технологий при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами способствует компенсаторному развитию определенных функций организма, облегчению социализации рассматриваемой категории детей и приводит к:

- повышению работоспособности, выносливости детей;

- развитию психических процессов, эмоциональной сферы детей;

- формированию, развитию двигательных умений и навыков;

- развитию общей и мелкой моторики.

Реализация проекта предполагает многообразие используемых форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - с особыми образовательными потребностями:

- интегрированные занятия. Данные занятия в большей степени способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать делать выводы эмоционально развивают детей;

- индивидуальные занятия со специалистами. Основной целью является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-педагогической работы. В индивидуальной работе специалисты помимо основных коррекционных методов используют адекватные особенностям ребенка приемы телесно ориентированной терапии, нестандартные методы изобразительной и игровой деятельности.

Образовательная деятельность, мероприятия проводятся в игровой форме, малыми группами по 2-3 ребенка и индивидуально, длительностью не более 20 минут. Педагоги, сами варьируют время, проведения коррекционно-развивающих занятий в соответствии с индивидуальными особенностями и психофизическими возможностями детей.

- Привлечение к участию совместно с родителями в разнообразных мероприятиях, проводимых в дошкольной образовательной организации (тематических и спортивно-оздоровительных мероприятиях, творческих конкурсах и выставках);

- включение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в игровую деятельность с нормотипичными детьми:

- организация разнообразного досуга, праздников, развлечений;

- организация режимных моментов.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов строится на основе адаптированных образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка, индивидуальных программ реабилитации (абилитации) (ИПРА) ребенка инвалида, разработанных в соответствии с нормативно-правовыми документами, с учетом рекомендаций Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Советского района (ТПМПК).

Содержание индивидуальной программы у детей отличается объёмом, степенью сложности для каждого ребенка. Варьируются методы, приёмы, способы организации образовательного процесса. Содержательное наполнение корректируется в соответствии с социальными и образовательными запросами детей и их родителей.

Для повышения эффективности коррекционно – развивающего обучения педагогами разработаны индивидуальные тетради для развития сенсорных и практических навыков.

К основным методам организации надомного обучения относятся: беседа, рассказ, объяснение, показ, методы работы с компьютером или планшетом, самостоятельная работа, демонстрация способов действий и т.д.

Таким образом, цели и задачи инклюзивного образования могут быть сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного (исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития); профилактического (предупреждение отклонений и трудностей в развитии); развивающего (оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития). И только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность инклюзивного обучения и коррекционно-развивающих программ.

Специалисты оказывают квалифицированную педагогическую поддержку родителям; создают условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка; помогают близким взрослым создать в семье комфортную для развития ребёнка среду; выявляют, раскрывают и поддерживают положительные личностные качества родителей, необходимые для успешного сотрудничества со своим ребёнком; формируют уверенный и спокойный стиль воспитания.

Реализация проекта позволяет совершенствовать условия для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и выражается в достижении следующих показателей.

1. Повышение квалификации педагогов и сотрудников МАДОУ по работе с детьми с особыми образовательными потребностями посредством:

- участия в работе научных мероприятий разного уровня (круглые столы, конференции, форумы) по проблемам развития инклюзивного образования в России;

- принятия в штат новых специалистов: тьютор – 2 человека, учитель-дефектолог – 2 человека, инструктор по лечебной физкультуре – 1 человек, педагог дополнительного образования – 1 человек, ассистент помощник –1 человек.

2. Усовершенствование материально-технической и информационной базы произведено за счет приобретения оборудования для оздоровительных мероприятий:

- приобретен аппарат для кислородного коктеля, 2 ингалятора, в проекте создание соляной комнаты;

- значительно увеличилось количество приобретенного интерактивного оборудования;

- специального оборудования: детские планшеты – 5 штук; регулируемый стул на колесиках для детей до 7 лет – 1 шт.; опора для сидения за столом на колесиках – 1 шт.; ходунки – 1 шт.; детская инвалидная коляска – 4 штуки;

- информационно-тактильные знаки: наклейки на поручни тактильные; пиктограммы и знаки информационно тактильные рельефные;

3. Повышение педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, вовлечение родителей в жизнь группы и детского сада посредством организации их участия в мероприятиях различной направленности.

5. После завершения дошкольного образования не все дети с ограниченными возможностями здоровья продолжают обучение в специализированных учреждениях, многие из них идут в общеобразовательную школу, успешно обучаются и активно участвуют в жизни школы.

В рамках преемственности с общеобразовательными организациями педагоги принимают активное участие в заседаниях круглого стола по обсуждению адаптации детей с ОВЗ к школьному обучению, ПМПк и других мероприятиях.

Коллектив регулярно доказывает возможность тиражирования собственного опыта посредством выступления на научно – практических мероприятиях разного уровня

на муниципальном уровне:

  • Августовское совещание педагогических работников Советского

на региоанльном уровне:

всероссийском и международном уровне:

Трансляция накопленного опыта реализуется посредством публикаций в научной и учебно-методической литературе:

- Социально-педагогическая деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. №2. 2013. С. 37- 40;

- Организация работы психологической службы в ДОУ // Традиции и инновации в педагогическом образовании: Сборник научных трудов. Выпуск 2. Екатеринбург, 2016. С. 256-262;

- О готовности педагогов ДОУ к реализации инклюзивного образования (на примере г. Советский ХМАО) // Культура и социальная ответственность: создание инклюзивного пространства: сб. материалов II Всероссийской открытой научно-практич. Конф. (Екатеринбург, 9-11 ноября 2016 г.) / науч. Ред. И.А. Ахъямова, А.А. Пронин. Екатеринбург: Екатеринбургская академия современного искусства, 2017. С.36-41.

1. Дорохова Т.С., Кудрявцева Е.О. О готовности педагогов ДОУ к реализации инклюзивного образования (на примере г. Советский ХМАО) // Культура и социальная ответственность: создание инклюзивного пространства: сб. материалов II Всероссийской открытой научно-практич. Конф. (Екатеринбург, 9-11 ноября 2016 г.) / науч. Ред. И.А. Ахъямова, А.А. Пронин. Екатеринбург: Екатеринбургская академия современного искусства, 2017. С.36-41.

2. Дорохова Т.С., Кудрявцева Е.О. Социально-педагогическая деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. №2. 2013. С. 37- 40.

3. Кудрявцева Е.О. Организация работы психологической службы в ДОУ // Традиции и инновации в педагогическом образовании: Сборник научных трудов. Выпуск 2. Екатеринбург, 2016. С. 256-262.

5. Об образовании в Российской Федерации: федер. Закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 декаб. 2012 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 декаб. 2012 г. // Рос. газ. – 2012. – 31 декабря.

7. Социальная педагогика: учебник / М.А. Галагузова, М.А. Беляева, Ю.Н. Галагузова [и др.]; под общ. ред. М.А. Галагузовой. М.: ИНФРА-М, 2016. 320 с.

Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образом способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для широкого класса различных специалистов: педагогов, психологов, методистов, логопедов, дефектологов. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии. Такая специальная подготовка и переподготовка кадров должна носить регулярный устойчивый характер.

Еще одним условием эффективности инклюзивного образования является целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интегративного образования.

2 Актуальность создания экспериментальной площадки.

Опираясь на прогнозирование, число дошкольников с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения при организации и содержании среды, в которой будут находиться дошкольники.

Краткая аннотация проекта.

Родители (законные представители) ребенка получат возможность обучения своих детей в общеобразовательном дошкольном учреждении по индивидуальной программе обучения, успешной их социализации к школе. Дошкольники получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности, при правильной организации и содержании окружающей их среды. Проект будет реализован через вовлечение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся по средствам создания вокруг дошкольников соответствующей среды и условий.

Длительность проекта определяется медицинскими показаниями дошкольников, индивидуальной траекторией обучения. Предложенную нами модель инклюзивного образования можно будет использовать в других дошкольных образовательных учреждениях м. р. Волжский.

В будущем, это поможет в решении возникшей российской проблеме постепенного повсеместного перехода к инклюзивному образованию, как к более гуманному, адекватному способу интеграции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в школу, а дальнейшем в современное общество.

Актуальность проекта.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо в полном объёме создать условия для реализации образовательных потребностей. На начальном этапе создан дошкольный психолого- медико-педагогический консилиум (ПМПк) из трёх педагогов дошкольного учреждения, медицинской сестры и психолога. Из узких специалистов в дошкольном учреждении работает психолог и учитель-логопед. Специалисты работают по программе психокоррекции речевой коррекции для дошкольников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений соответствующего вида. Специалисты находится в штате. Ведутся дневники сопровождения, работает психолог с обучающимися.

Дошкольника со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие дети в саду в процессе реализации его особых образовательных потребностей. В плане воспитательной работы для всех обучающихся (в том числе для детей с ОВЗ) организована кружковая работа различной направленности. В ходе реализации проекта по созданию организации и условий окружающей среды таких дошкольников планируется : - создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов); - повышение квалификации педагогов посредствам курсовой подготовки с проведением семинаров и приглашением специалистов отделения коррекционной педагогики СИПКРО; - распространение опыта работы планируется рассматривать на кустовых семинарах, конференциях, через стажировки.

4 Цель и задачи Программы.

Целью программы является создание условий для получения образования по полной общеобразовательной, дополнительной с учетом индивидуально- образовательной программы дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья).

Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:

• повышение степени реализации принципов доступности и качества образовательных услуг для детей дошкольного возраста с особыми нуждами;

• разработка и реализация концептуальных основ развития инклюзивного образования в рамках региональной образовательной системы;

• организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в рамках включения их в среду общеобразовательного дошкольного учреждения;

• создание специальных условий реализации образовательных потребностей дошкольников с ОВЗ (образовательные программы, технологии их реализации, система управления ИО РОС);

• организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников дошкольного образовательного учреждения, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

• создание системы мониторинга и учета численности детей с ограниченными возможностями здоровья, наличия условий для получения ими дошкольного образования.

Ресурсное обеспечение проекта.

- два здания кирпичных двухэтажных, рассчитанное на 200 воспитанников. Имеются следующие функциональные группы помещений: вестибюль; помещения:

- общего образования, включающее игровые комнаты и спальни для воспитанников, полностью оборудованы и укомплектованы оборудованы.

- кабинеты, оснащенные информационными технологиями и техникой;

- физкультурно-оздоровительный (спортивный зал, оснащенный гимнастическими снарядами). Оборудована спортивная площадка и зона отдыха;

- административно – бытовые (кабинет заведующего, старшего воспитателя, делопроизводителя);

Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое левое освещение, а также дополнительный верхний свет и искусственное освещение учебной интерактивной доски софитами (8 шт.) в актовом зале.

Санузлы оборудованы закрывающимися кабинками с санитарными приборами: по 2 унитаза для мальчиков и девочек, 6 умывальников.

В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение.

Для того чтобы в полной мере реализовать проект необходимо оборудование:

• учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Дошкольное учреждение обеспечено в полном объёме учебно-методическим комплексом для реализации специальной (коррекционной) и общеобразовательной программ, согласно Федеральному перечню на 2017-2018 учебный год.

Укомплектованность педагогическими кадрами – 100%. Имеют: Высшее образование – 76 % Среднее специальное – 24 % Из них: С высшей категорией – 0% С первой категорией – 33 % Со второй категорией – 0 % Запланирована курсовая подготовка по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Стратегия достижения поставленной цели. Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация дошкольного учреждения в рамках внутрисадовского контроля и инициативная группа.

Отчет о работе заслушивается на педсоветах (два раза в год, заседаниях МО воспитателей (два раза в год, заседаниях инициативной группы.

Реализация проекта и апробации модели рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 этапа:

• Первый этап (с 08.05.2017-31.07.2017) - создание инициативной группы воспитателей, разработка проекта, сбор информации по инклюзивному образованию.

• Второй этап (с 01.08.2017-30.10.2017) – диагностические мероприятия, создание группы воспитанников с ОВЗ, разработка индивидуальной траектории обучения, разработка пакета документов, регламентирующих инклюзивное образование, локальные акты внутри дошкольного учреждения, курсовая подготовка участников эксперимента, информирование общественности по внедрению инновации.

• Третий этап (с 31.10.2017-28.05.2018) - проведение коррекционных, индивидуальных занятий, реализация программ обучения по инклюзии воспитателе й, использование здоровьесберегающих технологий, работа специалистов по устранению и коррекции нарушений в развитии ребенка. Работа методической службы по созданию условий для процесса инклюзивного обучения и воспитания. Сбор материала для мониторинга результатов обучения воспитанников данной категории.

Мероприятия проекта направлены на реализацию модели инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и содержат следующие направления деятельности:

1. повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию с ограниченными возможностями здоровья;

2. материально-техническое и организационное обеспечение;

3. создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

4. создание в дошкольном общеобразовательном учреждении толерантной среды.

Дошкольное образовательное учреждение с инклюзивной группой решает следующие задачи:

1) создание единой психологически комфортной образовательной среды для дошкольников, имеющих разные стартовые возможности;

2) обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации дошкольников с особенностями развития на этапе дошкольного воспитания и обучения;

3) организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

4) преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;

5) постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;

6) охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья дошкольников;

7) социально-трудовая адаптация дошкольников с особыми образовательными потребностями.

№/№ Мероприятия Исполнители 2013/14

1. Внесение изменений в уставы и локальные акты дошкольного учреждения Администрация Август 2017

2. Внесение изменений в штатное расписание ДОУ Заведующий Август 2017

4. Создание компьютерной базы данных дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах. Корректировка базы 3 раза в год Администрация Сентябрь 2017

5. Разработка перспективного плана повышения квалификации педагогов ДОУ Старший воспитатель Сентябрь 2017

6. Создание сетевого взаимодействия ДОУ с ЦВР, разработка планов совместной работы ДОУ, заключение договоров Администрация ДОУ Сентябрь-декабрь 2017

7. Составление индивидуальных учебных планов и маршрутов развития дошкольников, нуждающихся в инклюзивном образовании Старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед 2017-2018 уч. год

8. Создание и организация работы творческой группы по инклюзивному образованию Администрация, педагогический коллектив Май- август 2017

10. Изучение и обобщение опыта работы воспитателей по системе инклюзивного образования Администрация, воспитатели. 2017-2018 уч. год

11. Проведение заседаний дошкольных методических советов по вопросам организации и реализации инклюзивного образования в ДОУ Администрация, руководители МО 2017-2018 уч. год

12. Организация досуговой деятельности с детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей-инвалидов (кружковая работа) Педагоги ДОУ 2017-2018 уч. год

13. Анализ годового плана ДОУ с целью корректировки деятельности педагогического коллектива по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детьми-инвалидами. Администрация, руководители МО, воспитатели Март 2018

14. Укрепление материально-технической базы дошкольного образовательного учреждения для реализации программы инклюзивного образования Администрация 2017-2018 уч. год

15. Разработка и принятие ежегодных планов сетевого взаимодействия с учреждениями и организациями Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед Сентябрь 2017

16. Взаимодействие с отделом социальной защиты населения, органами опеки и попечительства с целью выверки списков детей-инвалидов, состоящих на учёте Администрация 2017-2018 уч. год

18. Организация работы совета учреждения, родительской общественности по формированию и развитию толерантного отношения к процессам интеграции и инклюзии. Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед 2017-2018 уч. год

19. Проведение родительских собраний по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах интегрированного и инклюзивного образования Администрация, педагоги 2017-2018 уч. год

20. Организация работы по информированию родителей о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед Декабрь 2017- апрель 2018

21. Обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечения инклюзивного образования Администрация 2017-2018 уч. год

22. Организация работы дошкольного психолого- медико-педагогического консилиума (ПМПк) с целью выявления особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания индивидуальной консультативной помощи обучающимся и их родителям Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед, мед. сестра 2017-2018 уч. год

23. Участие в конкурсах творчества воспитанников на различных уровнях. Старший воспитатель 2017-2018 уч. год

24. Составление индивидуальных программ сопровождения воспитанников с особенностями психофизического развития. Педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед Август – сентябрь 2017

25. Проведение коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели 2017-2018 уч. год

26. Ознакомление родителей с особенностями организации коррекционно-педагогической помощи их детям, индивидуальными программами сопровождения, расписанием коррекционных занятий. Педагог-психолог, учитель-логопед, Сентябрь 2017 – январь 2018

Внутренний мониторинг планируется проводить через социологические, педагогические и психологические анкеты по итогам полугодий с целью диагностики и динамики развития воспитанников. В практической деятельности планируется взаимодействие с дошкольными учреждениями п. г. т. Стройкерамика и методистами ресурсного центра г. Новокуйбышевск, а как стажировочная площадка – дошкольные учреждения м. р. Волжский.

Практическая значимость результатов проекта.

1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения.

2. Педагоги получат опыт работы с воспитанниками с ОВЗ.

3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ, максимально социализированных, к дальнейшему обучению в школе.

4. Обучение станет более доступным для дошкольников, испытывающих проблемы в здоровье.

5. Родители смогут быть активными участниками образовательного и воспитательного процесса.

6. Воспитанники дошкольного учреждения приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.

Особенности процедуры медиации в дошкольном образовательном учреждении На мой взгляд, выбранная тема является довольно актуальной и значимой, так как в дошкольной среде возникает, порой, немало сложных конфликтных.

Педагогическая поддержка адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения очень актуальна. От того, как.

ИКТ в дошкольном образовательном учреждении ИКТ Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические средства (компьютер, аудио, кино, видео,.

Организация режимных процессов с детьми в дошкольном образовательном учреждении При организации режимных процессов в дошкольном образовательном учреждении нужно соблюдать разумное чередование совместной деятельности.

Реализация проектного метода в дошкольном образовательном учреждении Реализация проектного метода в дошкольном образовательном учреждении Аннотация: В статье рассматриваются основные структурные компоненты.

Уголок природы в дошкольном образовательном учреждении

Уголок природы в дошкольном образовательном учреждении Уголки природы в дошкольном образовательном учреждении — это неотъемлемая часть образовательной среды каждой группы. Считаем важным, в.

Возрастные особенности детей, воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении Ранний период жизни (1 -3 года) В возрасте от 1,5 до 3-х лет продолжают совершенствоваться строение и функции внутренних органов, костной,.

Детей с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями с каждым годом становится больше, следовательно, вопрос внедрения инклюзивного образования становится как-никак кстати.

Инклюзивное образование в детском саду

  • общая психологическая атмосфера заведения;
  • система взаимоотношений между педагогами, детьми и родителями;
  • внимание к каждому ребенку;
  • возможность участия общества в развитии заведения и тому подобное.

Как организована инклюзия в детских садах

Как организована инклюзия в детских садах

Инклюзивное образование в ДОУ – инновационная система образования, позволяющая детям с ограниченными возможностями развиваться в условиях полноценного общества. Данная система образования подразумевает равноправное восприятие всех детей и внедрение индивидуального подхода к обучению, учитывая особенности каждого ребенка. Дети в результате становятся полноценными частями общества.

Инклюзивное образование в ДОУ

Три условия инклюзивного образования в ДОУ:

  1. Доступ — дети имеют доступ ко всем возможностям обучения, мероприятиям и опыту.
  2. Участие — дети осмысленно включены в повседневную жизнь.
  3. Поддержка — инфраструктура и программная поддержка используются для привлечения к работе семей, учителей и персонала.

Задачи ИО (инклюзивного образования) в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении)

Основные задачи создания инклюзивного образовательного пространства в учреждении дошкольного образования:

  • попечительства организационной культурой заведения;
  • реализация инклюзивного образовательной политики на уровне учреждения (внутренние нормативные документы);
  • обогащение инклюзивными подходами существующей практики организации образовательного процесса.

Задачи ИО в ДОУ

Инклюзивные ценности в системе образования

Инклюзивные ценности — это социально одобряемые представления и подходы, обеспечивающие следующие цели инклюзии:

  • возможность успешного обучения и развития всех детей по месту жительства;
  • поддержку различий между детьми и взрослыми как образовательный ресурс;
  • помощь каждому чувствовать себя частью целого;
  • содействие развитию творческой инициативы детей, родителей, педагогов;
  • сопоставления украинского образования с мировыми реалиями образования.

Такой подход требует изменения ряда приоритетов в работе на основе ценностей, среди которых:

  • структурные ценности — равенство всех участников образовательного процесса, обеспечение прав каждого, опора на общество, обеспечение устойчивого развития;
  • ценности, связанные с взаимоотношениями — уважение к разнообразию, отсутствие насилия, доверие, сочувствие, честность, мужество;
  • моральные качества — доминирование радости в заведении, любовь и уважение друг к другу, надежда и оптимизм, искренность в отношениях, красота в окружающей среде.

Инклюзивные ценности в системе образования

Они нашли свое отражение в индикаторах индекса инклюзии, а индикаторы детализируются конкретными вопросами. Включить ту или иную ценность в практику учреждения дошкольного образования для насыщения жизни заведения новым содержанием можно только благодаря ее обсуждению с работниками, родителями, а в некоторых моментах — и с детьми.
Насколько дети-инвалиды после инклюзивного ДОУ адаптированы к жизни:

Как обычно-развивающиеся дети выигрывают от инклюзии в ДОУ:
Типичные сверстники развивают уверенность в себе и лидерские навыки, поскольку они становятся объектом подражания для своих сверстников с ограниченными возможностями. Они также демонстрируют:

  • более позитивное отношение к сверстникам;
  • повышение социальных навыков (например, инициирование взаимодействия, переговоры);
  • чувство справедливости, сострадания и толерантности;
  • моделирование как про социального, так и академического поведения для сверстников с ограниченными возможностями.

Плюсы и минусы внедрения инклюзивного образования в ДОУ

Плюсы Минусы
Поддержка индивидуальности воспитанников. Дефицит технического и дидактического обеспечения.
Развитие творческого потенциала воспитанников. Недостаточная информационная, психологическая подготовка педагогического и воспитательского состава.
Формирование культуры детей дошкольного возраста. Недостаточное финансирование со стороны государства.
Социальная адаптация детей-инвалидов с младшего дошкольного возраста. Отсутствие полноценного информирования родителей.
Адаптация для дальнейшего участия в школьном образовательном процессе. Дефицит узких специалистов.
Участие в общих образовательных и воспитательных мероприятиях. Необходимость сопоставлять образовательно-воспитательный процесс с индивидуальными медицинскими процедурами детей с ограниченными возможностями.

Особенности законодательства об инклюзивном детском саду в РФ

об инклюзивном детском саду в РФ

Садики о образовании России

С 2014 года инклюзивное обучение начали активно внедрять не только в общеобразовательные заведения, но и в дошкольные заведения. Цель данного решения – адаптация, социализация, обучение и поддержка детей с ограниченными возможностями на всем жизненном пути: начиная с дошкольного возраста и заканчивая трудоустройством.

инклюзивное обучение

Проблемы внедрения инклюзии в ДОУ РФ

Существует ряд проблем внедрения модели инклюзивного образования в ДОУ, среди которых:

  1. Отсутствие в НПБ таких данных, как: численность воспитанников в инклюзивных группах; порядок и размеры финансирования сотрудников; набор педагогического, воспитательного и медицинского персонала.
  2. Дефицит узкопрофильной методической литературы.
  3. Дефицит финансирования ДОУ для проведения модернизации заведений в целом.
  4. Отсутствие у воспитателей и педагогов психологической готовности, опыта и навыков работы с детьми-инвалидами.
  5. Неготовность родителей к внедрению инклюзии и ДОУ.

Проблемы внедрения инклюзии в ДОУ РФ

Несмотря на проблемы, инклюзия в ДОУ имеет свое будущее, так как она позволяет социально адаптировать детей с ОВЗ с дошкольного возраста, развить их независимость и самостоятельность, а также равноправное восприятие их в обществе.

Особенности законодательства об инклюзивном детском саду в Украине

За годы независимости система дошкольного образования претерпела существенных изменений, хотя, к сожалению, не все они положительные и результативны.

Садики о образовании

инклюзивном детском саду в Украине

Ссылки на правовые акты:

Проблемы в Украине

Среди основных проблем внедрения инклюзивного образования в ДОУ Украины стоит отметить:

  1. Большинство законов по вопросам образования закрепляют государственные гарантии по предоставлению в Украине образовательных возможностей детям с особыми потребностями. Однако законодательные положения в значительной степени остаются принципами и декларациями, не обеспеченными механизмами реализации.
  2. Дефицит финансирования.
  3. Ребенок с особыми потребностями может потребовать формирования совершенно иных навыков, чем обучение по индивидуальной программе ДОУ, а дидактические материалы находятся в дефиците.
  4. Отсутствие психологической и информационной готовности учителей, воспитателей, администрации и родителей.

О инклюзивном детском саду в Украине

Правительство Украины знает о всех проблемах и внедряет новые законопроекты на поддержку и развитие инклюзии в детских садах, школах и ВУЗах страны.

Образование детский сад

Отзывы о внедрении ИО в ДОУ

Образование в дошкольных садиках

Сомнительным представляется возможность быстрого переоборудования учреждений для передвижения детей с физическими недостатками. Сомнения вызывает и реальность внедрения инклюзивного образования в регионах, поскольку, по мнению родителей, там существует еще больший недостаток ресурсов, специалистов и т.д., чем в крупных городах. Поэтому учителя и родители считают, что специальные учебные заведения должны существовать, чтобы обеспечить образование и уход воспитанникам с тяжелыми нарушениями, стать ресурсными центрами для ДОУ и оставить родителям возможность выбора учебного заведения.

Как организовано инклюзивное ДОУ за границей

инклюзивное ДОУ за границей

В Европе внедрять инклюзивное образование в ДОУ начали еще в 1970 годах. В детских садах использовали одновременно несколько подходов внедрения новой системы образования: включение, интеграция, мэйнстриминг, расширение доступа к процессу образования.
Мэйнстриминг позволял воспитанникам с инвалидностью на равных общаться со своими сверстниками на мероприятиях и занятиях.
Интеграция – это приспособление детей с инвалидностью к основной образовательной программе.

инклюзивное ДОУ за границей США

Включение – это обеспечение всех необходимых условий для физического и интеллектуального развития детей с особенными потребностями.
В Европейских странах и в США уверены, что развитие инклюзии в ДОУ – это один из основных этапов социализации и развития толерантности в детском возрасте.
Вывод
У инклюзивного образования есть будущее, однако, при этом важно заметить, что, используя опыт других стран, необходимо обязательно опираться на достижения отечественной дефектологии и коррекционного образования (например, по стандартам специального образования), а также разрабатывать собственные модели, учитывая экономические и финансовые возможности государства.
Эксперты не скрывают, что широкое и стремительное внедрение инклюзивного образования может принести больше разочарований, чем успехов, если не будет создано соответствующих условий, будут храниться кадровые проблемы, архитектурно-конструктивная неготовность учебных заведений и низкий уровень толерантности в обществе. Поэтому эксперты больше настроены на постепенность введения процесса и его локализацию.

Видео — Инклюзивное образование в условиях ДОУ

Видео — Инклюзивный детский сад: новый проект

Проект "Инклюзивная среда в дошкольном образовательном учреждении" рассчитан на организацию развивающей предметно – пространственной среды для детей с ОВЗ, стимулирующей все виды детской деятельности: игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, коммуникативная, музыкально – художественная, трудовая, чтение художественной литературы в соответствии современными требованиями ФГОС ДО. Воспитанники дошкольного учреждения приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и милосердного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.

Оценить 2533 0

высшей квалификационной категории

Марквальд Майя Хамитовна

Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в специализированное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками. Таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Сегодня, около 5% детей дошкольного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом “Об образовании в Российской Федерации” эти дети имеют равные со всеми права на образование.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов: педагогов, психологов, методистов, логопедов, дефектологов. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии. Такая специальная подготовка и переподготовка кадров должна носить систематический характер.

Еще одним условием эффективности инклюзивного образования является целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Краткая аннотация проекта.

Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов дошкольного учреждения, в состав которой войдут администрация дошкольного учреждения, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели подготовительных групп, музыкальный руководитель. Всего в проекте будут принимать участие 8 педагогов и 22 дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Длительность проекта определяется медицинскими показаниями дошкольников, индивидуальной потребностью обучения. Предложенную нами систему инклюзивного образования можно будет использовать в других дошкольных образовательных учреждениях Неманского городского округа.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо создать условия для реализации образовательных потребностей. На начальном этапе создан дошкольный психолого- медико-педагогический консилиум (ПМПк) из трёх педагогов дошкольного учреждения, медицинской сестры и психолога. Из узких специалистов в дошкольном учреждении работает психолог и учитель-логопед. Специалисты работают по программе психокоррекции речевой коррекции для дошкольников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений соответствующего вида. Специалисты находится в штате. Ведутся дневники сопровождения, с детьми работает психолог.

С детьми с ограниченными возможностями здоровья в 2018/2019 учебном году будут работать 8 педагогов. 62,5% педагогического коллектива понимают и принимают ситуацию, они уже имеют опыт работы с детьми с ограниченными возможностями. 37,5% коллектива не видят перспективы такого образования, в связи с тем, что отсутствует видение результата, возникает вопрос: как дети смогут обучаться в школе. В связи с этим необходима помощь не только в подготовке педагогического коллектива к работе в условиях инклюзии, но и создании условий. Таким образом в проекте участвуют 8 педагогов, они же члены команды. Необходимым остается квалифицированная помощь не только в составлении рабочих программ, но и в качественном ведении консилиума. Анализ организации и создания условий обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья доказывает актуальность и обоснованность реализации проекта инклюзивного образования. Инклюзия учитывает потребности, которые необходимы дошкольникам и педагогам для достижения успеха.

Каждый дошкольник с ограниченными возможностями здоровья испытывает потребность в обеспечении доступности учебного материала; развитии мотивации к учению и познавательных интересов; формировании социальной компетентности; коррекции и развитии психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики; формировании учебных умений; необходимость в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны взрослого; охранительный режим.

В ходе реализации проекта по созданию организации и условий окружающей среды таких дошкольников планируется: материально – техническая организация пространства, в котором обучается ребёнок; организации временного режима обучения; организации рабочего места ребёнка; техническим средствам обеспечения комфортного доступа ребёнка к образованию (ассистирующие средства и технологии); техническим средствам обучения (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей); специальная литература, рабочие тетради и дидактические материалы, создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов),усиление отдельных тем и разделов, перепланировка количества часов, изменение последовательности изучения некоторых тем, увеличение объема интегрированных занятий, повышение квалификации педагогов, посредствам курсовой подготовки с проведением семинаров и приглашением специалистов отделения коррекционной педагогики КОИРО, распространение опыта работы планируется рассматривать на кустовых семинарах, конференциях.

Цель и задачи Программы.

Цель: Создание системы работы для обеспечения равного доступа к получению образования и необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми, независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей.

Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности.

Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.

Охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей с учетом специфики их личностных и психофизических особенностей.

Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к детям с ОВЗ, имеющим различные нарушения.

Апробировать теоретическую модель инклюзивного образования в образовательной организации.

Выявить и экспериментально обосновать педагогические, психологические и другие условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (разработка адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ)

Развитие социального партнерства с организациями и учреждениями, защищающими права людей с ОВЗ и принимающими активное участие в продвижении инклюзивного образования с целью координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей.

Ресурсное обеспечение проекта.

Обеспечение успешности реализации проекта определяется следующими имеющимися оптимальными условиями:

- два здания кирпичных двухэтажных, рассчитанное на 300 воспитанников. Имеются следующие функциональные группы помещений: вестибюль; помещения:

- общего образования, включающее игровые комнаты и спальни для воспитанников, полностью оборудованы и укомплектованы оборудованы.

- физкультурно-оздоровительный (спортивный зал, оснащенный гимнастическими снарядами). Оборудована спортивная площадка.

- административно – бытовые (кабинет директора, старшего воспитателя, делопроизводителя);

Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое левое освещение, а также дополнительный верхний свет и искусственное освещение учебной интерактивной доски софитами (8 шт.) в музыкальном зале.

Санузлы оборудованы закрывающимися кабинками с санитарными приборами: по 2 унитаза для мальчиков и девочек, 4 умывальников.

В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение.

Для того чтобы в полной мере реализовать проект необходимо оборудование:

учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Дошкольное учреждение обеспечено в полном объёме учебно-методическим комплексом для реализации специальной (коррекционной) и общеобразовательной программ, согласно Федеральному перечню на 2017-2018 учебный год.

Сайт ДО;
Сайты специалистов ДО;
Сайты для родителей;
Стендовая информация ДО;
СМИ.

Укомплектованность педагогическими кадрами – 100%.

Имеют: Высшее образование – 24%

Среднее специальное – 76%

Из них: С высшей категорией – 20%

С первой категорией – 64%

С соответствием занимаемой должности – 16 %

Запланирована курсовая подготовка по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация дошкольного учреждения в рамках внутрисадовского контроля и инициативная группа.

Отчет о работе заслушивается на педсоветах (два раза в год), заседаниях инициативной группы.

Реализация проекта и апробации модели рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 этапа:

Первый этап (с 01.06.2018 - 30.06.2018) - создание инициативной группы воспитателей, разработка проекта, сбор информации по инклюзивному образованию.

Второй этап (с 02.07.2017 - 31.08.2018) – диагностические мероприятия, создание группы воспитанников с ОВЗ, разработка индивидуальной траектории обучения, разработка пакета документов для ПМПК, регламентирующих инклюзивное образование, локальные акты внутри дошкольного учреждения, курсовая подготовка участников эксперимента.

Третий этап (с 3.09.2018 - 31.05.2019) - проведение коррекционных, индивидуальных занятий, реализация программ обучения воспитателей, использование здоровьесберегающих технологий, работа специалистов по устранению и коррекции нарушений в развитии ребенка. Работа методической службы по созданию условий для процесса инклюзивного обучения и воспитания. Сбор материала для мониторинга результатов обучения воспитанников данной категории.

Мероприятия проекта направлены на реализацию модели инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и содержат следующие направления деятельности:

1. повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию с ограниченными возможностями здоровья;

2. материально-техническое и организационное обеспечение;

3. создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

4. создание в дошкольном общеобразовательном учреждении благоприятной среды.

Читайте также: