Что такое иконописные подлинники кратко

Обновлено: 05.07.2024

Икона пишется по особым правилам, которые являются обязательными для иконописца. Совокупность определенных приемов иконописи, по которым строится изображение на иконной доске, называется иконописным каноном. Канон для иконописца, явился тем же, что и богослужебный устав для священнослужителя. Можно сказать, что "служебником" для изографа становится иконописный подлинник.

Иконописные подлинники подразделяются на толковые (с описанием икон) и лицевые (иллюстрированные, состоящие из контурных прорисей иконописных изображений). Встречаются также иконописные подлинники, сочетающие черты толковых и отчасти лицевых.

Литературные, в том числе греческие, источники иконописных подлинников изучены недостаточно. Списки иконописных подлинников преимущественно датируются XVII и XVIII веками; от XVI века известны единичные экземпляры. Расположение иконописного материала в соответствии с уставом Саввы Освященного (или уставом иерусалимским) свидетельствует о сравнительно позднем возникновении этого памятника (после замены Студийского устава иерусалимским).

Известны различные редакции иконописных подлинников: в одних материал расположен в календарном порядке, в других - по алфавиту имен и названий (иногда русские святые перечислены отдельно), в кратком или более пространном изложении.

"Иоанн Антиохийский роста весьма малого, голову на плечах имел большую, крайне худощав. Нос имел длинноватый, ноздри широкие, цвет лица бледно-желтый, глаза ввалившиеся, большие, по временам, светившиеся приветливостью, лоб открытый и большой, изрытый многими морщинами, большие уши, небольшую, очень редкую, украшенную сединой бороду"[1].

Использованные материалы

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Иконописный подлинник — особое руководство по иконографии, собрание образцов, определяющих все детали канонических изображений различных лиц и событий, воспроизводимых на иконах.

Иконописные подлинники делятся на лицевые и толковые. Лицевой иконописный подлинник содержит рисунки (прориси) икон, располагаемые обычно по дням церковного почитания. В качестве лицевого иконописного подлинника может использоваться лицевой синодик, лицевая Библия, а также собрания отдельных прорисей. Толковый подлинник включает в себя описания сюжетов, композиций, цветов и прочих деталей икон по дням почитания.

Первые дошедшие до нас иконописные подлинники датируются не ранее XVI века. В Российской Национальной библиотеке хранится иллюстрированная греко-грузинская рукопись, относимая некоторыми исследователями к XV веку, которая также может являться иконописным подлинником.

Содержание

Литература

Иконописные подлинники

Ссылки

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Подлинник иконописный" в других словарях:

Иконописный подлинник — Иконописный подлинник особое руководство по иконографии, собрание образцов, определяющих все детали канонических изображений различных лиц и событий, воспроизводимых на иконах. Иконописные подлинники делятся на лицевые и толковые. Лицевой… … Википедия

Подлинник (иконопись) — Иконописный подлинник особое руководство по иконографии, собрание образцов, определяющих все детали канонических изображений различных лиц и событий, воспроизводимых на иконах. Иконописные подлинники делятся на лицевые и толковые. Лицевой… … Википедия

Иконописный подлинник — особое средневековое руководство по иконописанию; собрание образцов, определявших все детали канонических изображений различных лиц и событий (вплоть до технических приемов письма). Иконописные подлинники подразделялись на толковые и лицевые… … Православие. Словарь-справочник

Лицевой иконописный подлинник — рук во для иконописца в виде собрания канонических изображений соответствующих персонажей или сцен для использования при написании иконы. При отсутствии лицевого образца правила изображения излагались в виде текста с комментариями (толковый… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Комитет иконописный — – точно именуется Комитет попечительства о русской иконописи , существует с 1901 года. Он состоит из представителей В. П. И. и министерств император. двора, внутр. дел, просвещ., земледелия, под председательством графа С. Д. Шереметева.… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

ЗОСИМА И САВВАТИЙ — Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Икона. 1 я пол. XVI в. (ГММК) Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Икона. 1 я пол. XVI в. (ГММК) Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием. Икона. Сер. 2 я пол. XVI в. (ГИМ) Преподобные… … Православная энциклопедия

ИОАНН ВОИН — Мч. Иоанн Воин. Икона. Кон. XVII 1 я пол. XVIII в. (ц. св. Иоанна Предтечи на Пресне, Москва) Мч. Иоанн Воин. Икона. Кон. XVII 1 я пол. XVIII в. (ц. св. Иоанна Предтечи на Пресне, Москва)[греч. ᾿Ιωάννης ὁ στρατιώτης] (IV в.), мч. (пам. 30 июля).… … Православная энциклопедия

Рукописи XVII-XIХ вв. с текстами И. п. присутствуют в большом количестве в разных хранилищах страны, однако изданы полностью или частично лишь отдельные из них. Иначе обстоит дело с публикациями входящих в подлинники наставлений технико-технологического свойства, содержащих указания используемых художниками материалов и способов их приготовления. Они привлекли особое внимание ученых с сер. XIX в. Эти статьи публиковались в виде ряда примеров ( Ровинский. 1856; Агеев. 1887) или целыми сводами ( Симони. 1906) и были систематизированы В. А. Щавинским ( Щавинский. 1935). Наиболее полно технические статьи из И. п. представлены Ю. И. Гренбергом (Свод письменных источников по технике древнерус. живописи, книжного дела и худож. ремесла в списках XV-XIX вв. СПб., 1995, 1998. 2 т.). Рецепты приготовления красок, указанные в этих наставлениях (а также в древнерус. сборниках медицинского и хозяйственного содержания), в наст. время уточняются экспериментально и посредством анализа красочного слоя древних икон, миниатюр и стенописей ( Писарева С. А. Медные пигменты древнерус. живописи XI-XVII вв. М., 1998; Наумова М. М. Техника средневек. живописи: Совр. представление по результатам исследования. М., 1999).

118436

Иконописный подлинник — особое руководство по иконографии, собрание образцов, определяющих все детали канонических изображений различных лиц и событий, воспроизводимых на иконах.

Иконописные подлинники делятся на лицевые и толковые. Лицевой иконописный подлинник содержит рисунки (прориси) икон, располагаемые обычно по дням церковного почитания. В качестве лицевого иконописного подлинника может использоваться лицевой синодик, лицевая Библия, а также собрания отдельных прорисей. Толковый подлинник включает в себя описания сюжетов, композиций, цветов и прочих деталей икон по дням почитания.

Первые дошедшие до нас иконописные подлинники датируются не ранее XVI века. В Российской Национальной библиотеке хранится иллюстрированная греко-грузинская рукопись, относимая некоторыми исследователями к XV веку, которая также может являться иконописным подлинником.

Предложения в которых упоминается "иконописный подлинник"

К этому же времени относятся так называемые иконописные подлинники — систематические собрания прорисей и описаний иконографичесих образов (лицевые) или просто описаний (теоретические), оформленные в книги.

Известно, что их познания ограничивались устными преданиями и информацией, содержащейся в различных иконописных подлинниках и письменных технических наставлениях, о характере изложения которых специалистам хорошо известно.

Использование мастерами прорисей священных образов, собираемых и впоследствии систематизируемых в виде иконописных подлинников, соотносимо с учением преп.

Церковь и государство жёстко контролировали иконопись, поэтому в то время получили распространение иконописные подлинники (сборники образцов), в которых устанавливалась иконография основных сюжетных композиций, а также отдельных персонажей.

Читайте также: