Что такое иерусалим история 5 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Иерусалим. Краткая история Иерусалима

Иерусалим — официальная столица Израиля, город на Ближнем Востоке. Расположен на плато в Иудейских горах на водоразделе между Средиземным и Мёртвым морями, на высоте 650-840 м над уровнем моря; климат средиземноморский, с жарким, сухим летом и мягкой, влажной зимой.

Город является священным для трёх крупнейших авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама. Населён представителями множества национальных, этнических и религиозных деноминаций; численность населения Иерусалима (без пригородов) составляет 865 721 жителей.

13 декабря 1949 года Кнессет провозгласил Иерусалим столицей Государства Израиль; с 1967 года Израиль контролирует всю территорию города. Израильский суверенитет над восточной частью города и статус всего Иерусалима как столицы Израиля не признаны некоторой частью международного сообщества, которое относится к Восточному Иерусалиму как к палестинской территории, оккупированной Израилем. Статус Иерусалима остаётся одной из центральных тем палестино-израильского конфликта.

Иерусалим является одним из древнейших городов мира: первые поселения датируются IV тысячелетием до н. э. В XI веке до н. э. город был занят евреями и провозглашён столицей Израильского царства, а с X века до н. э. — Иудейского. После распада Римской империи Иерусалим отошёл к Византии. С этого момента начинается христианизация города. C захватом в 639 году арабским халифом Умаром ибн Хаттабом город начинает приобретать мусульманский облик. В 1099—1187 и 1229—1244 годах Иерусалим был под властью крестоносцев.

В 1538 году при Сулеймане Великолепном вокруг Иерусалима были построены стены. Сегодня эти стены определяют границы Старого города, который традиционно разделяется на четыре квартала, известные с начала XIX века как Армянский, Христианский, Еврейский и Мусульманский кварталы. В 1981 г. Старый город стал объектом Всемирного наследия, и включён в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой. Современный Иерусалим разросся далеко за пределы границ Старого города.

Исторически, в основе экономики города лежит его привлекательность для паломников и светских туристов. Однако всё большую роль в экономике Иерусалима играют современные высокотехнологичные предприятия; в 2005 году город признан одним из пяти наиболее динамично развивающихся технологических центров планеты. В Иерусалиме также расположены многие художественные и культурные площадки, в том числе всемирно известный Музей Израиля. Город является государственным телерадиовещательным центром страны. Основанный в 1925 г. Еврейский университет в Иерусалиме входит в первые две сотни учебных заведений мира.

Этимология

Древний период


К концу правления Соломона (около 930 года до н. э.) десять северных колен Израилевых откололись от Объединённой Монархии. Южные племена остались в Иерусалиме, который стал столицей Иудейского царства.

В 586 году до н. э. город захватили вавилоняне, которые забрали в плен царя Цедкиягу вместе с высокопоставленными жителями Иудеи, опустошили и сожгли Храм Соломона до самого основания и разрушили городские стены. Ковчег Завета был при этом утерян. Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилонию. Так завершился период Первого Храма.

Период Второго Храма

В 538 году до н. э. завоевавший Вавилонию персидский царь Кир Великий издал декрет, разрешивший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм. Около 333 года до н. э. Иерусалим и вся Иудея без сопротивления покорились Александру Македонскому, который подтвердил привилегии, данные городу персидскими правителями. Однако после смерти Александра Иерусалим был захвачен и частично разрушен правителем Египта Птолемеем I Сотером, а в 167 году до н. э. Антиох IV Эпифан осквернил Храм, поставив на Жертвенник всесожжения алтарь Зевса Олимпийского. Это спровоцировало восстание Маккавеев (167—163 годы до н. э.). Греческие завоеватели были изгнаны из страны. Воцарилась династия Хасмонеев, правившая до 63 года до н. э., когда город стал административным центром римского протектората Иудея. В 37 г. до н. э. Иерусалим был захвачен Иродом Великим, который принял решение о переустройстве Храмовой горы и о перестройке самого Храма.


В 70 году, при подавлении великого иудейского восстания против римлян, вошедшего в историю как Первая Иудейская война, Иерусалим осадила римская армия во главе с Титом. 9-го Ава Храм запылал. Через некоторое время Иерусалим был превращен в руины, а Храмовая гора распахана. В 130 году император Адриан повелел построить на развалинах Иерусалима римскую колонию, которой было дано название Элия Капитолина. На месте Храма Адриан приказал воздвигнуть святилище, посвящённое Юпитеру, а на том месте, где некогда находилась Святая Святых, была воздвигнута конная статуя Адриана. Это вызвало новое еврейское восстание против Рима (Восстание Бар-Кохбы или 2-я Иудейская война, 132—136 годы.). Летом 135 г. восстание было подавлено. Адриан издал декрет, по которому всем, кто подвергся обрезанию, доступ в город запрещался.

Средние века

В V веке начался византийский период в истории Иерусалима. На протяжении нескольких десятилетий Иерусалим переходил от византийского правления к персидскому, затем снова оказывался римско-византийским владением. В 638 году Патриарх Софроний I сдал Иерусалим новому завоевателю, арабскому халифу Умару ибн аль-Хаттабу и Иерусалим постепенно начинает приобретать мусульманский облик. Чуть позже в Иерусалиме был провозглашен халифом Муавия I, основатель династии Омейядов.

В 1099 году участники Первого крестового похода под предводительством Готфрида Бульонского захватили Иерусалим и уничтожили всё его мусульманское население. Город стал столицей Иерусалимского королевства. В 1187 году, после непродолжительной осады, Иерусалимом овладели войска египетского султана Салах ад-Дина (европейцы называли его Саладином). Все церкви города, кроме храма Воскресения, были обращены в мечети. В 1229 году Фридриху II удалось на время вернуть Иерусалим христианам, однако в 1244 году Иерусалим захватили хорезмийцы.

Новое время

Новейшее время


13 декабря 1948 года Восточный Иерусалим в составе Западного берега реки Иордан был аннексирован Трансиорданией. Эта аннексия не была признана ООН и большинством стран Лиги арабских государств; её признали только Великобритания, Пакистан и СССР.

3 апреля 1949 года было подписано перемирие с Трансиорданией. Оно предусматривало создание объединенной комиссии для выработки условий возобновления работы Еврейского университета и больницы Хадасса на горе Скопус, предоставление евреям свободного доступа к святым местам в Старом городе и к большому еврейскому кладбищу на Масличной горе. Однако иорданцы не выполнили этих пунктов договора.

Впоследствии Бен-Гурион пояснил своё решение перенести столицу в Иерусалим:

Почему я решил, что это нам удастся? Прежде всего, я знал, что у нас есть союзник — Трансиордания. И если ИМ позволили остаться в Иерусалиме, то почему должны запретить НАМ? Трансиордания никому не позволила выставить её из Иерусалима; следовательно, никто не сможет и нас заставить это сделать. Я был твёрдо убеждён, что все предостережения, которые делала ООН, не больше чем пустые слова.

Современный Иерусалим

Современный Иерусалим растет и развивается. Новый генеральный план города предусматривает строительство множества высотных зданий, — включая небоскрёбы, — в определённых, предусмотренных для этих целей зонах центральной части Иерусалима.


В городе действуют автобусные линии, часть из них работает ночью. Начиная с вечера пятницы и заканчивая вечером субботы, городской и междугородний транспорт в еврейской части Иерусалима.

Хотя Иерусалим известен в основном благодаря своей религиозной значимости, город является также местом нахождения многих художественных и культурных площадок.

В Иерусалиме размещаются несколько престижных университетов, предлагающих курсы на иврите, арабском и английском. Основанный в 1925 г., Еврейский университет в Иерусалиме в мировом рейтинге располагается среди первых 200 учебных заведений.

Город превратился в процветающий центр стартапов, акселераторов и инвесторов в областях биомедицинских и чистых технологий, интернета/мобильной связи — а также структур, предоставляющих поддерживающий сервис.

За всю историю человечества немало было известных городов. Однако самым загадочным из них был Иерусалим. История этого места знала больше войн, чем любого другого населенного пункта планеты. Несмотря на это, город выстоял и сегодня продолжает процветать, являясь святыней для трех религий.

История древних: Иерусалим в доханаанский период

Как свидетельствуют археологические находки на территории священного города, первые поселения людей были здесь еще за 3000 лет до Рождества Христова. Первое письменное упоминание названия города Рушалимум датируется XIX-XVIII веками до н. э. Вероятно, жители Иерусалима уже в те времена враждовали с египтянами, так как название города было записано в ритуальных надписях проклятий для врагов Египта.

иерусалим история

Иерусалим в ханаанский период

История Иерусалима в это время хотя и содержит мало письменных свидетельств, зато полна интересных событий. Так, превратившись в город-государство, Иерусалим играл важную роль в своем регионе. Им правила династия царей, которые одновременно выполняли и роль жрецов неизвестного божества – патрона города.

В XIV- XII веках до н. э. двенадцать племен израильских возвращаются из Египта. Под предводительством Иисуса Навина они завоевывают город-государство, сломив сопротивление пяти соседних царей, объединившихся против них. Однако сопротивление местного населения было слишком активным, и, не имея возможности удержать город, евреи отдают его народу иевусеев.

Иерусалим – столица царя Давида

На протяжении многих лет оставался под властью иевусеев Иерусалим. История города в то время не содержала особо ярких событий – постоянные войны между евреями и иевусеями изнуряли его. Однако только в X веке до н. э. под предводительством царя Давида город был наконец-то покорен евреями. Иевусеи были изгнаны из центральной части Иерусалима, но долгое время еще оставались жить на окраинах.

Покорив Иерусалим, Давид объявил город собственностью колена Иудина, к которому сам принадлежал. Более того, со временем Иерусалим получил статус царской столицы. С перемещением в город святыни евреев, Ковчега Завета, началась история Иерусалима как религиозного центра.

история иерусалима

История священного города в последующие годы – это перечень войн. Так, не прошло и десяти лет после смерти Соломона, как египетский царь нападает на Иерусалим. Чтобы спасти святыню, правящий царь Ровоам платит огромный выкуп, разрушив тем самым экономику города.

В течение следующих двухсот лет Иерусалим был захвачен и частично разрушен правителем Северного царства евреев, а позже – сирийцами. Во время египетско-вавилонской войны священный город недолгое время принадлежал египтянам, а после был завоеван вавилонянами. В отместку за восстание евреев правитель Вавилона Навуходоносор разрушил город почти до основания, а большую часть населения переселил в свою страну.

Период Второго храма

После разрушения Навуходоносором семьдесят лет пустовал Иерусалим. История евреев, переселенных в Вавилон, за эти годы полна удивительных примеров героизма и верности своей религии и традициям. Иерусалим для них стал символом свободы, и поэтому они мечтали вернуться туда и восстановить его. Однако такую возможность евреи получили лишь после покорения вавилонян персами. Персидский царь Кир разрешил потомкам Авраама вернуться домой и заняться восстановлением Иерусалима.

Через 88 лет после разрушения святого города он был частично восстановлен, особенно Храм, в котором снова начали проводить церемонии. В последующие пять веков, вплоть до рождения Иисуса, переходил от одного завоевателя к другому Иерусалим. История святого города в этот период – это непрекращающаяся борьба евреев за независимость, которая так и не увенчалась успехом. В IV веке до н. э. Иерусалим был захвачен Александром Македонским, а позже – его приемником Птолемеем I. Несмотря на зависимость от греков и египтян, евреи имели автономию, что позволяло Израилю процветать.

Во II веке до н. э. начинается эллинизация населения Иерусалима. Храм ограблен и превращен в святилище верховного бога греков Зевса. Такой поступок вызывает у евреев массовые протесты, которые перерастают в восстание под предводительством Иуды Маккавея. Восставшим удается захватить часть Иерусалима и очистить Храм от языческих предметов культа.

Иерусалим во времена Иисуса Христа. Римский и византийский периоды

В середине I века до н. э. становится одной из провинций Римской империи Иерусалим. История города в этот период полна событий, важных для одной из самых распространенный и влиятельных мировых религий – христианства. Ведь во времена царствования римского императора Октавиана Августа (в Иерусалиме правил царь Ирод Великий) родился Иисус Христос. Прожив всего 33 года, из-за зависти и интриг еврейских духовных лидеров Он был распят в Иерусалиме на горе Голгофе.

После воскресения и вознесения Христа ученики стали распространять Его вероучение. Однако сами евреи негативно отнеслись к новой религии и стали притеснять своих братьев, исповедующих ее. Продолжая мечтать о независимости, во второй половине I века евреи подняли восстание. На протяжении 4 лет они удерживали Иерусалим, пока к власти в Риме не пришел император Тит, который жестоко подавил восстание, сжег Храм и разрушил город. Следующие несколько десятилетий Иерусалим был в руинах.

иерусалим история обители

В период царствования императора Адриана на развалинах города была основана римская колония Элия Капитолина. Из-за осквернения священного города евреи снова восстали и почти 3 года удерживали Иерусалим. Когда город перешел снова к римлянам, евреям под страхом смертной казни запрещалось жить в нем, а на Голгофе стали строить храм Венеры (Афродиты).

После того как христианство стало официальной религией империи, Иерусалим был снова отстроен по приказу императора Константина. Языческие капища были уничтожены, а на месте казни и захоронения тела Христа были воздвигнуты христианские храмы. Евреям теперь разрешалось посещать город только в редкие праздники.

Во времена царствования византийских правителей Юлиана, Евдокии и Юстиниана Иерусалим снова расцвел, став столицей христианства. К евреям стали относиться лучше и иногда позволяли селиться в священном городе. Однако в VII веке евреи, объединившись с персами, захватили Иерусалим и уничтожили многие христианские святилища. Через 16 лет столица была отвоевана византийцами, а евреев изгнали.

Иерусалим под властью арабов

Завоевание Иерусалима крестоносцами. Период мамлюков

В конце XI столетия глава католической церкви Урбан II инициировал завоевание Иерусалима рыцарями-крестоносцами. Овладев городом, крестоносцы объявили его своей столицей и вырезали всех арабов и евреев. В первые годы правления рыцарей-храмовников в городе был упадок, однако вскоре удалось стабилизировать экономику Иерусалима за счет многочисленных паломников из Европы. Евреям же и мусульманам жить здесь снова запретили.

новый иерусалим история обители

После завоевания религиозной столицы Саладином, она снова стала мусульманской. Попытки крестоносцев овладеть Иерусалимом не увенчались успехом. В 30-40 годах XIII столетия город был разделен между христианами и мусульманами. Но вскоре хорезмийское войско овладело городом и разорило его.

С середины XIII века Египет был покорен мусульманами-мамлюками. Более 60 лет им принадлежал Иерусалим. В то время евреи снова получили возможность вернуться на родину. Однако огромного экономического развития город в этот период не получил.

Иерусалим в составе Османской империи. Город под властью Великобритании

XVI столетие ознаменовалось расцветом Османской империи. Султан Селим I смог завоевать священный город трех религий, а его сын Сулейман долгое время занимался реконструкцией Иерусалима. Со временем этот султан разрешил христианским паломникам посещать священный город.

Годами позже Иерусалим перестал восприниматься турками как религиозный центр и постепенно угасал, превращаясь в одну из крепостей для обороны от кочевых племен. Но в более поздние эпохи его экономика знала как взлеты, так и падения. С годами главной статьей прибыли стали паломники, которых становилось все больше. Здесь строились святыни мусульман, евреев и различных христианских деноминаций.

иерусалим история святого города

Однако к началу 30-х мусульмане, заметив рост численности еврейского населения и опасаясь потерять свои привилегии, начали восставать. В последующие годы из-за многочисленных арабо-еврейских конфликтов в городе гибли сотни людей. В конечном итоге британцы при содействии ООН принимают решение сделать Иерусалим свободным городом, где могут жить и евреи, и арабы.

Возвращение Иерусалима евреями. Современный Иерусалим

Объявление священного города интернациональным не смогло остановить арабско-израильские конфликты, которые вскоре переросли в войну. В результате в 1948 году Израиль стал независимой страной, которой отошел Западный Иерусалим, но в то же время район, называемый Старый город, остался во власти Трансиордании.

Сегодня, несмотря на многочисленные споры о принадлежности города, в нем живут представители большинства наций. Кроме еврейских, арабских, немецких и английских, здесь есть и русские общины. Являясь столицей трех религий, Иерусалим полон еврейских и христианских храмов и мусульманских мечетей, построенных в разные эпохи. Благодаря туризму и организованной системе управления городом сегодня Иерусалим на подъеме.

Стена Плача

Нельзя не упомянуть о легендарной Стене Плача, рассматривая историю священного города, ведь это место стремится посетить каждый прибывший в Иерусалим. Стена Плача (история евреев знает ее как Западную Стену) – это единственная часть строения Второго Храма, дошедшая до наших дней. Расположена она недалеко от Храмовой горы в Старом городе. Считается, что на этой самой горе когда-то прародитель евреев Авраам собирался принести в жертву сына своего Исаака.

история древних иерусалим

Будучи не только одним из самых красивых, но и богатых монастырей в Российской империи, Новоиерусалимский неоднократно пытались лишить земельных владений. Но это удалось сделать только во времена правления Петра I. К счастью, с восхождением на трон его дочки Елизаветы, взявшей обитель под личное покровительство, монастырь снова расцвел. Этот период благоденствия, когда монастырь владел 22 тысячами десятин земли и более 10 00 крестьян, был недолгим. После воцарения Екатерины II во время проведения реформы по изъятию земель из собственности церквей и монастырей обитель лишилась большинства своих владений и существовала только за счет паломников и пожертвований. К счастью, их количество возрастало из года в год. А с постройкой железной дороги в конце XIX столетия число паломников за год превышало тридцать тысяч человек.

история нового иерусалима

Из-за любви человечества к войнам многие великие города прошлого были уничтожены, и сегодня на их месте стоят одни руины. К счастью, постигла иная судьба столицу трех религий – Иерусалим. История этого города насчитывает шестнадцать серьезных разрушений, и каждый раз, словно мифическая птица Феникс, Иерусалим восставал из пепла. И сегодня город процветает, приглашая всех желающих своими глазами увидеть места, где жил и проповедовал Иисус Христос.

История Иерусалима

Иерусалим (аль-Кудс по-арабски) представляет собой сердце трех мировых религий: святое место ислама, иудаизма и христианства, но при этом он также является опасной горячей точкой одного из самых трудноразрешимых конфликтов в мире – палестино-израильской проблемы.

Иерусалим является не только важнейшей святыней христиан и евреев, но и третьей по значимости святыней ислама и домом для мечети Аль-Акса (мусульмане всего мира встречали эту мечеть в молитве до того, как ее направление было изменено на мечеть в Мекке). В нем также находится Купол Скалы, на который Пророк Мухаммед вознесся в своем ночном путешествии на небеса. Аль-Харам аш-Шариф, или Благородное святилище, как его еще называют, как евреи, так и мусульмане считают местом, где Бог помешал пророку Ибрагиму принести в жертву своего сына Исмаила (или Исаака у христиан и евреев).

К слову если вы хотите заказать экскурсии в Иерусалим на русском языке, то отличных гидов вы можете найти перейдя по ссылке.

Ранняя история Иерусалима

Но для многих людей на протяжении всей истории Иерусалим был ценным владением, за которое велась борьба. Археологические исследования в этом районе позволяют предположить, что город был населен еще в 4000 г. до н.э.

Его самое раннее известное название может быть Иевусит, что переводится как ханаанский город. Считается, что вместе с прибывшими позже филистимлянами ханааняне были самыми ранними из известных предков современных палестинцев.

Давид

В 1000 г. до н.э. израильский царь Давид вторгся в Иерусалим и обнес стеной и укрепил город от дальнейшего вторжения. Позже, когда царь Соломон построил храм, Иерусалим стал духовной столицей сначала для евреев, а затем и для христиан и мусульман.

В 586 г. до н.э. город пал перед вавилонянами, и храм Соломона был разрушен Навуходоносором, но позже восстановлен. Александр Македонский также захватил всю Палестину в 332 г. до н.э., а в последующие годы Иерусалимом правили потомки его генералов: египетские Птолемейцы и сирийские Селевкиды.

История Иерусалима

В I веке город был столицей Маккавейской империи Симона Маккавея, прежде чем уступить место долгому правлению римлян.

В римскую эпоху город Вифлеем недалеко от Иерусалима стал свидетелем рождения Иисуса Христа.

Иерусалим – духовная столица евреев, христиан и мусульман

Иисус проповедовал важность поклонения единому Богу в городах Назарет и Галилея, где Он жил. Но именно в Иерусалиме Его судил римский чиновник Понтий Пилат как мятежника и лжепророка. Именно здесь Он был распят и впоследствии воскрес. Этот акт стал центральным столпом христианства, а место Его (предполагаемого) распятия в Иерусалиме стало самым святым местом в христианском мире.

Первые христиане стекались к этому месту в паломничестве, и вокруг него была построена церковь Гроба Господня. Библейская Палестина стала святой землей для христиан.

Римская столица

После того, как Иерусалим был завоеван римлянами, он стал столицей династии Иродов, правившей под руководством Рима. В 70 году нашей эры римский император Тит разрушил Храм, чтобы наказать и отпугнуть евреев, восставших против его правления.

В 135 году нашей эры римский император Адриан перестроил город, возвел новые стены и официально назвал эту землю Палестиной, а Иерусалим был переименован в Элия Капитолина в честь римского языческого бога Юпитера.

Начиная с 313 года нашей эры, с повсеместным принятием христианства Римом, Иерусалим пережил возрождение, чему в значительной степени способствовала Святая Елена (жена императора Константина), которая спонсировала восстановление города в начале IV века. Он стал центром христианского паломничества.

К 638 году нашей эры, с быстрым распространением новой религии в регионе, ислама, город был захвачен арабской армией во главе с Абу Убайдой при халифате Умара ибн аль-Хаттаба, ислам пришел в Палестину.

Еще со времен Мухаммеда мусульмане считали Иерусалим важным местом паломничества после Мекки из-за его религиозного значения как места чудесного путешествия пророка на небеса.

Между 688 и 691 годами нашей эры была построена мечеть Купол Скалы аль-Валидом ибн Абд аль-Маликом. Два года спустя на том же месте была построена мечеть Аль-Акса в ознаменование места поклонения пророка. Две мечети и их окрестности стали известны как аль-Харам аш-Шариф.

К XI веку ислам существовал в этом регионе более 500 лет. Город получил мировую репутацию города трех конфессий. Но с приходом к власти Фатимидов, их империи, борющейся с христианским экспансионизмом, правители начали ограничивать поток христианских паломников.

В 1095 году нашей эры папа Урбан II провозгласил крестовый поход против мусульман в Палестине. Тем, кто будет сражаться, сказал он, обещано небесное искупление за их грехи.

Крестовые походы

В 1099 году нашей эры Иерусалим был завоеван крестоносцами, и его жители были перебиты (мусульмане, христиане и евреи в равной степени). На протяжении большей части XII века он стал столицей Иерусалимского Латинского королевства – государства крестоносцев.

Крестоносцы в Иерусалиме

В 1187 году под руководством Салах ад-Дина (Саладина), мусульмане отбили город, и, к большому облегчению христианских жителей, не было никаких убийств из мести. Тем, кто хотел уехать, было разрешено это сделать со всем своим имуществом и пожитками, а тем, кто хотел остаться, была гарантирована защита их жизни, имущества и мест отправления культа.

После этого под властью мамлюков, а затем и Османской империи, Иерусалим был перестроен и восстановлен, особенно Сулейманом II (также известным как Сулейман Великолепный), он построил новые стены, ворота, башни и акведуки для города.

Стена плача

Иерусалим в ХХ веке

Иммиграция европейских евреев в Иерусалим также росла, и некоторые группы евреев рассматривали этот город как свою вотчину. К 1900 году евреи составили самую большую общину в городе и имели разросшееся поселение за стенами Старого города.

В 1914 году Первая мировая война привела к беспорядкам, разрушениям и необходимости расширения и завоеваний со стороны европейских держав. Итак, в 1917 году Иерусалим был захвачен британскими войсками под командованием генерала Эдмунда Алленби.

В том же году министр иностранных дел Великобритании Артур Бальфур заявил о поддержке британским правительством еврейской родины в Палестине богатому и влиятельному сионистскому лорду Ротшильду.

После Второй мировой войны Иерусалим стал столицей Палестины, но находился под британским мандатом. По мере приближения конца мандата арабы и евреи стремились овладеть городом. Но меньшинства в городе, такие как христиане, предпочитали сделать его открытым для всех трех религий.

Этому мнению придали значение европейцы в Организации Объединенных Наций, которая, разделив Палестину на арабское и еврейское государства, заявила, что Иерусалим будет городом под международным управлением, но в качестве предполагаемого арабского государства.

Еще до того, как 14 мая 1948 года произошло разделение, в городе вспыхнули бои между евреями и арабами. 28 мая евреи в Старом городе сдались, но Новый город остался в их руках.

Старый город и все районы, удерживаемые Арабским легионом – сектор, обозначающий Восточный Иерусалим – были аннексированы Иорданией в апреле 1949 года. В ответ вновь созданное государство Израиль отреагировало сохранением территории, которую оно удерживало, а 14 декабря 1949 года – Нового города. Иерусалим был объявлен столицей Израиля, что было политически мотивированной целью, которая символизировала еврейскую историю и власть. (В соответствии с продолжающимися резолюциями ООН, оспаривающими статус города, Израиль позже сделал Тель-Авив своей столицей.)

В 1967 году израильские войска взяли Старый город в Шестидневной войне с Египтом, Сирией и Иорданией. Они официально аннексировали Старый город и передали весь Иерусалим под центральное управление.

шестидневная война

Арабским жителям Восточного Иерусалима было предложено обычное израильское гражданство, но почти все они предпочли сохранить свой статус иорданцев. Затем Израиль переселил многих арабов из Старого города, но обеспечил доступ к святым местам для мусульман и христиан.

К июлю 1980 года парламент Израиля одобрил законопроект, подтверждающий, что Иерусалим является исторической и неделимой столицей страны для всех евреев, но позиция сменяющих друг друга израильских правительств заключалась в том, чтобы сохранить Тель-Авив в качестве столицы (как признано ООН). Благодаря пригородам и жилищному строительству на территории, ранее находившейся под контролем Иордании, Иерусалим стал крупнейшим городом Израиля. Но раздоры между арабами и евреями продолжаются, к сожалению, и по сей день.

ИЕРУСАЛИМ, древний город в Палестине. С 1949 по 1967 был разделен между Израилем (большая часть Нового города) и Иорданией (в основном Старый город). В 1967 Израиль оккупировал иорданский сектор и провозгласил Иерусалим единым муниципалитетом под израильским управлением. Священный город трех мировых религий – иудаизма, христианства и ислама, Иерусалим расположен на Иудейском плато на высоте 740 м, в 58 км к востоку от Средиземного моря и в 30 км к западу от Мертвого моря.

ИЕРУСАЛИМ. Вид с Маслиничной горы.

Топография.

Древний Иерусалим находился в центре Иудейского плато, которое сложено в основном из твердого известняка и обрамлено на западе, юге и востоке долинами. На западе плато опоясывает Енномова долина. На востоке эта долина сохраняет свое древнее название – Кедронская. Параллельно Кедронской тянется небольшая в сравнении с ней другая долина. За столетия она заполнилась наносами, однако в древние времена служила более четкой линией раздела между восточной и западной частями города. В настоящее время она называется эль-Вад, а раньше носила колоритное название – долина Сыроваров, или Тиропеон.

До возведения акведуков город водой обеспечивали два источника. Один находился чуть ниже соединения Кедронской и Енномовой долин, сейчас он называется Бир Айюб, а в древности носил имя Ен-Рогел. Другой источник, Айн Ситти Мариам, расположен у подножия Западного холма Кедронской долины. В древности он назывался Гион.

ИЕРУСАЛИМ. Маслиничная гора

Климат.

Климат Иерусалима схож с климатом других частей Израиля и Иордании; год делится на два сезона – дождливый (зима) и сухой (лето). Поскольку Иерусалим находится на возвышенности, максимальные и минимальные температуры там выше и смена погоды происходит быстрее, чем в других частях этого района. Дожди начинаются в октябре или ноябре и длятся до марта или апреля. За эти семь месяцев город получает почти всю свою норму осадков, которая составляет в среднем ок. 560 мм в год. С мая по сентябрь дожди практически прекращаются. Средняя температура января (самого холодного месяца) ок. 7 ° С, июля (самого теплого месяца) – 23 ° С. Зимой температуры часто опускаются ниже нуля, иногда выпадает снег. Летом максимальные температуры колеблются от 32 до 38 ° С, иногда до 44 ° С. Господствующие ветры северо-западные, однако летом из пустыни часто дует северо-восточный хамсин, который приносит сухую жару.

Почвы маломощные, а в некоторых районах почвенный горизонт вовсе отсутствует. Естественная растительность представлена преимущественно травами, кустарниками, местами растет сосна. Ранней весной распускаются дикие цветы, в том числе крокусы и ирисы.

Ханаанейский город.

Наиболее благоприятным местом для первого заселения Иерусалима был восточный холм над источником Гион. Здесь в поселении, позже названном Офель, археологи обнаружили следы жизни человека, относящиеся примерно к 3500 до н.э. Ранние поселенцы, по-видимому, жили в пещерах.

Согласно Книге пророка Иезекииля (16:3), население ханаанского Иерусалима, численность которого, согласно другим источникам, составляла приблизительно 15 000, было смешанного состава и включало как аморреев, так и хеттеян. В Ис Нав 15:63 и других местах Ветхого Завета обитатели города до его захвата евреями именуются иевусеями.

Ветхозаветный город.

Иерусалим был окончательно завоеван евреями вскоре после 1000 до н.э. Первый поход на город осуществил Давид (2 Цар 5:6–10; 1 Пар 11:4–9). Очевидно, Иерусалим был хорошо укреплен, поскольку сообщается, что иевусейские защитники хвастались его неприступностью. Тем не менее в сражении, где отличился Иоав, воинам Давида удалось захватить город. Предположительно они проникли в город через туннель, по которому туда поступала вода. С тех пор крепость Сион носит имя города Давидова.

Обладая мощными укреплениями, город Давида был относительно невелик. На востоке его границей служил холм над Кедронской долиной, а весь город занимал пространство источника Гион до окрестностей пруда Силоам.

При царе Соломоне (ок. 973 – ок. 933 до н.э.) Иерусалим значительно разросся и превратился в международный торговый центр. Новая стена, построенная Соломоном, вероятно, окружала часть холма, находившегося на западе плато. Храмовый комплекс к северу от Офеля, воздвигнутый Соломоном, стал наиболее важной частью города. См. также ХРАМ.

Главной чертой природного ландшафта района Храма является большой выход скалы, который до сих пор можно видеть под Куполом Скалы. Вероятно, жертвенник был воздвигнут на самой скале, а Храм находился от него строго к западу. Соломону понадобилось семь лет на сооружение Храма, для его строительства из Ливана был привезен кедр, а царь Тира Хирам прислал мастеров. Дворец Соломона, строительство которого заняло 13 лет, находился от Храма строго к югу, как и дворец дочери фараона, жены Соломона. Поблизости располагались знаменитый портик с колоннами и различные административные учреждения.

После возвращения евреев из вавилонского плена Иерусалим был отстроен заново. Под руководством Зоровавеля был возведен новый, Второй храм (516 до н.э.), он был меньше и скромнее Храма Соломона. Вдохновителем восстановления городских стен был Неемия, о чем повествует Книга Неемии.

ИЕРУСАЛИМ. Старый город

На протяжении долгих лет после этого (примерно до 445 до н.э.) Иерусалим оставался небольшим, не имевшим политического значения городом, хотя на время он стал духовным центром для евреев диаспоры. Во время борьбы между Птолемеями и Селевкидами Палестину сначала захватили правители Египта. Вероятно, по крайний мере один раз Иерусалим оказал сопротивление, поскольку зафиксировано, что Птолемей I взял город в еврейскую субботу (320 до н.э.), когда религиозные запреты не позволяли горожанам эффективно обороняться. Однако в 198 до н.э. Антиоху III Великому в конце концов удалось отбить Палестину, и после этого Иерусалим вошел в состав владений правителей Сирии. Селевкиды были приверженцами эллинистической культуры, и в этот период в Иерусалиме получили распространение греческая одежда, обычаи и атлетические упражнения. Молва приписывает первосвященнику Иасону строительство недалеко от храма гимнасия, которого впоследствии назвали Сикст. Однако, когда в 168 до н.э. Антиох IV Епифан предпринял попытку уничтожить религию евреев, фактически осквернив иерусалимский Храм и прекратив религиозные жертвоприношения, он столкнулся с упорным сопротивлением. Имея мало шансов на победу, Маккавеи все же подняли восстание, и после долгой и ожесточенной борьбы евреи добились независимости. На начальном этапе восстания Антиох Эпифан контролировал не только Храм, но и крепость Акру, расположенную на господствующей высоте к югу от храмового комплекса. Через три года Маккавеи отвоевали Храм и вновь освятили его. С тех пор это событие отмечается праздником Освящения (Ханукка). Через двадцать с лишним лет им удалось полностью очистить от врагов Акру и окончательно освободить Иерусалим к 143 до н.э. После этого Маккавеи разрушили Акру и срыли вершину холма, на которой он стоял, чтобы впредь исключить угрозу для храмового комплекса. Они построили крепость Барис на скале в северо-западной части ограды Храма. Другой постройкой маккавейского периода был дворец Хасмонеев (так называли поздних Маккавеев), который сохранялся и во времена Ирода Агриппы II.

Новозаветный город.

При хасмонейском правителе Александре Ианнайе (ок. 103 – ок. 76 до н.э.) независимое иудейское царство достигло почти такого же величия, как и при Давиде. Однако его сыновья Гиркан II и Аристовул II развязали междоусобную борьбу за трон, в результате чего римлянам удалось установить над страной свой контроль. Когда Помпей в 63 до н.э. прибыл в Иерусалим, сторонники Аристовула укрылись на укрепленном холме храмового комплекса, а Гиркан вступил в союз с римским полководцем. После трехмесячной осады Храм был взят в еврейскую субботу, и священнослужители дали себя истребить, поскольку занимались отправлением религиозных обрядов. Подобно Антиоху Епифану, Помпей вступил в Святое святых Храма, но в отличие от него не разграбил богатства и не стал подвергать гонениям евреев.

Гиркан II (ум. 30 до н.э.) и его друг и соратник Антипатр Идумеянин вели умелую политическую игру и примкнули к Юлию Цезарю, когда тот стал правителем Рима, обеспечив тем самым Иудее особые привилегии. Антипатр, в свою очередь, назначил двух своих сыновей, Фасаила и Ирода, правителями Иерусалима и Галилеи. В итоге Рим сделал Ирода царем Иудеи, и тот правил с 40 по 4 до н.э. Ирод Великий был неутомимым строителем, и при нем Иерусалим обрел тот облик, с которым город вступил в эру христианства.

Ирод восстановил городские стены, разрушенные Помпеем. В старом городе он построил три новые башни – Гиппик, Фасаил и Мариамна. По описанию Иосифа, основания башен представляли собой мощную каменную кладку. Башни имели зубчатые стены и башенки, внутри них были помещения. Вероятно, они были воздвигнуты на том месте, где сейчас стоит т.н. башня Давида близ Яффских ворот.

К башням прилегал дворец Ирода. Иосиф сообщает, что во дворце были залы невероятных размеров для пиров и спальные покои для сотен гостей, вокруг дворца были прорыты каналы и высажены деревья.

В северо-западной части храмового комплекса Ирод перестроил крепость Барис и переименовал ее в крепость Антония – в честь Марка Антония, который в те годы правил восточными провинциями Римской империи. Каждый из четырех углов крепости, стоявшей на скалистом обрыве, венчали мощные башни. Внутри крепости находился великолепный дворец, а снаружи она соединялась лестницами и мостами с галереями храма.

Ирод Великий также завершил возведение стен вокруг холма, на котором располагался храм; типичный образец каменной кладки того времени можно до сих пор видеть на Стене плача в западной части храмового комплекса. Стена сложена из громадных каменных блоков.

При Ироде в Иерусалиме было построено много зданий, в том числе театр, амфитеатр и ипподром, но его наиболее важным деянием в области строительства считается перестройка самого Храма. Царь не скрывал привязанности к языческой культуре, однако приказал, чтобы работы велись в строжайшем соответствии с канонами иудаизма, причем в качестве строительных рабочих использовались лишь специально обученные священнослужители. При этом сам Ирод не входил во внутренние пределы Храма, куда могла ступить нога лишь посвященного. Работы начались в 20–19 до н.э., перестройка же самого Храма завершилась через полтора года. Строительство продолжалось до тех пор, пока римляне не сожгли Храм в 70 н.э.

Согласно приведенным Иосифом данным, во внешний двор храмового комплекса с западной стороны можно было попасть через четверо ворот, в других источниках упоминаются двое ворот на юге – одни на востоке и одни на севере. Стены внешнего двора имели портики, особо примечательным строением была базилика на южной стороне, имевшая не менее 162 колонн, которые с трудом могли обхватить трое мужчин. Внешний двор обычно называли двором гоев (двором язычников), поскольку в него разрешалось входить и непосвященным.

Внутреннее пространство Храма отделялось перегородкой, и внутрь имели доступ только евреи. Иосиф упоминает о надписях с соответствующими предупреждениями на этой стене, и эти надписи были найдены современными археологами. Внутренний Храм состоял из двора для женщин, двора для мужчин и двора для священнослужителей.

Третья стена, сооружение которой началось уже после Христа, шла от башни Гиппика, окружала обширные северные окраины и возвращалась в северо-западный угол храмового комплекса. Фрагменты этой стены были недавно обнаружены в северной части города. Все эти стены находятся значительно севернее современной стены вокруг города, которая, вероятно, была построена Адрианом, когда во 2 в. Иерусалим был римской колонией.

Ряд мест, связанных с жизнью Иисуса, можно определить с высокой степенью точности. Пруд Силоам до сих носит это древнее название, тогда как пруд Вифезда, вероятно, располагался в низине рядом с церковью св. Анны, к северу от храмового комплекса. Ворота, через которые триумфально въехал Христос, находились, по-видимому, около Золотых ворот. Гефсимания была приблизительно на месте современной Гефсиманской церкви на нижних склонах Масличной горы. Претория Пилата могла быть в замке Антония, хотя некоторые исследователи считают, что она могла располагаться во дворце Ирода Антипы. Иерусалимская резиденция Ирода Антипы, к которому также водили Иисуса (Лк 23:7), возможно, находилась во дворце Хасмонеев, между храмовым комплексом и дворцом Ирода. Как уже отмечалось, Голгофа могла быть на месте современной церкви Гроба Господня.

ИЕРУСАЛИМ. Храм Гроба Господня. Пуп Земли
ИЕРУСАЛИМ. Храм Гроба Господня
ГОЛГОФА. Иерусалим

В 70, во время еврейского восстания, Иерусалим был осажден, взят и разрушен римским полководцем (впоследствии императором) Титом. Храм был сожжен, а город стерт с лица земли. Когда Тит отбыл из города, оставались только три башни Ирода и часть стены. См. также ИРОДИАДЫ.

Последующие исторические события.

Римский император Адриан попытался восстановить Иерусалим как языческий город. Это и ряд других действий римлян вызвали еще одно еврейское восстание (132–135), которое возглавил Бар-Кохба. После подавления восстания Адриан разделил город на семь кварталов, построил и перестроил многие общественные здания, в том числе термы, театр и ипподром. Были сооружены два главных храма – Юпитера Капитолийского на том месте, где раньше стоял еврейский Храм, и святилище Венеры на месте гробницы Христа. Новый город был назван колонией Элия Капитолина, евреям под страхом смерти запрещалось входить на его территорию.

В 325 император Константин сделал Иерусалим христианским городом. Как свидетельствует церковный историк Евсевий, языческое святилище Венеры было разрушено, и гробница Христа вновь открылась миру. На этом месте была сооружена прекрасная базилика, в 325 она была освящена, что подробно описал Евсевий в Жизни Константина. Церковь разрушили в 614, и от нее остались лишь фрагменты. На этом месте воздвигались другие сооружения, в том числе построенная крестоносцами базилика, она дошла до наших дней как церковь Гроба Господня.

В 1072 Иерусалим захватили турки-сельджуки, а в 1099 он был взят крестоносцем Готфридом Бульонским. Город являлся столицей Иерусалимского королевства до 1187, а затем перешел к Саладину. Крестоносцы отбили Иерусалим в 1229, но в 1244 мусульмане вновь установили над ним свой контроль. В 1517 город был захвачен османскими турками. При Сулеймане Великолепном (правил в 1520–1566) была возведена стена, которая до сих пор окружает Старый город. Иерусалим оставался под мусульманским управлением до Первой мировой войны, однако к концу 19 в. большинство его населения вновь составляли евреи. См. также КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ.

Современный Иерусалим.

Современный Иерусалим делится на две части – Новый и Старый город. В Старом городе, в черте стены Сулеймена, расположены четыре квартала: еврейский на юге; армянский на юго-западе; христианский на северо-западе (примыкает к церкви Гроба Господня) и мусульманский на северо-востоке и востоке, куда входит территория древнего храмового комплекса. Строительство Нового города за пределами стены началось в 1860 с сооружения первой еврейской окраины на западе и продолжалось, пока Новый город не превзошел Старый как по размерам, так и по численности населения. В районе Меа Шеарим проживает община крайне ортодоксальных евреев, придерживающихся неизменных на протяжении столетий традиций.

Большую часть периода современной истории город находился под турецким контролем. Союзные войска под командованием британского генерала Алленби нанесли поражение турецким и германским силам во время Первой мировой войны, и город попал под британское управление как часть подмандатной Палестины. Британцы решили уйти из Палестины весной 1948, когда было образовано еврейское государство Израиль. ООН постановила, что Иерусалим должен находиться под международным управлением, однако в ходе войны 1948–1949 между арабами и израильтянами Старый город и прилегающие к нему с севера, востока и юга районы перешли под контроль войск Иордании, а Новый город и прилегающий западный район отошли к Израилю. Благодаря достигнутому под эгидой ООН соглашению о прекращении огня были установлены границы, кроме того, в большинстве городских районов между израильской и иорданской территориями были созданы нейтральные полосы. 14 декабря 1949 Иерусалим был провозглашен столицей Израиля.

Во время арабо-израильского конфликта 1967 израильские войска заняли иорданские районы Иерусалима и провозгласили весь город единым муниципалитетом. Барьеры, разделявшие город после 1948–1949, были уничтожены. Вдобавок были разрушены символические Мандельбаумские ворота, служившие в прошлом единственным переходом между двумя секторами. В границы Нового города вошли Рамат Рахиль (Гробница Рахили) и эль-Азария (Вифиния), но Вифлеем остался вне границ. Израильтяне планировали создать арабские кварталы на севере и востоке, а к югу от Старого города обустроить территорию для промышленных предприятий и создать национальный парк. Восстановительные работы были начаты в еврейском квартале Старого города, большая часть которого была разрушена во время военных действий 1948–1949.

Из-за климата и тонкого слоя почвы сельское хозяйство не стало важной отраслью в районе Иерусалима. Выращивается пшеница, некоторые сорта овощей, оливы, вокруг города пасутся стада овец и коз. Единственным полезным ископаемым является известняк, который используется в строительстве. Однако в последние годы вокруг города были созданы сельскохозяйственные поселения. Появились виноградники, фруктовые сады, молочные фермы, стали выращивать скот и птицу. Были расширены и модернизированы каменоломни. Однако основное значение Иерусалима заключается в его истории и религиозных святынях, которые привлекают туристов, поэтому в городе развито производство сувениров и предметов религиозного культа.

Святые места Иерусалима расположены в Старом городе. Круглый год туристы и христианские паломники приезжают посетить церковь Гроба Господня, Крестный путь, Гефсиманский сад, Масличную гору, церковь Вознесения и Вифинию. Мечеть аль-Акса является третьей по значению святыней мусульман.

Иерусалим (Jerusalem) — город и крупный туристический центр в Израиле, расположенный в Иудейских горах на высоте 650-840 метров над уровнем моря. Через Иерусалим проходит водораздел между Средиземным и Мертвым морями. Площадь города - 125 кв. км, численность населения - около 866 тыс. человек.

Иерусалим считается священным городом у иудеев, христиан и мусульман. Старый город, который находится внутри крепостных стен XVI века, занесен в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой. В 2017 году Иерусалим официально признан ООН столицей государства Израиль.

Иерусалим

История Иерусалима

Иерусалим - один из древнейших городов мира. Более пяти тысяч лет назад появились первые поселения на горе Офель. За всё время своего существования город 23 раза подвергался осаждениям и 52 раза - атакам. За Иерусалим постоянно велись войны, в результате которых город или завоевывался новыми хозяевами, или отвоевывался прежними. Когда-то Иерусалим принадлежал и египтянам, и ханаанам. Однако в X веке до н. э. город захватили евреи во главе с царем Давидом.

Царь Давид

Вскоре Иерусалим стал столицей Израильского царства вместо Хеврона. Царь Давид правил в Иерусалиме 33 года, после чего власть перешла к его сыну Соломону, построившему Первый Храм.

Однако у историков нет доказательств, подтверждающих реальное существование Давида, Соломона и Израильского царства. Этот период в истории развития Иерусалима до сих пор не изучен.

Известно, что в период Первого Храма Иерусалим был столицей Иудейского царства, после чего был захвачен вавилонянами. Часть жителей города была убита, многих угнали в рабство в Вавилонское царство, а оставшиеся бежали в Египет. Храм был уничтожен.

Первый Храм

Период Второго Храма начался с завоевания Иерусалима персами и началом строительства новой святыни евреев. Позже Персидскую империю завоевал Александр Македонский и установил контроль над Иудеей. В период его правления Иерусалим процветал. Спустя несколько веков Иудея перешла к Хасмонейскому царству, а в 37 году до н. э. Иерусалим был захвачен Иродом Великим.

Царь Ирод

При Ироде город значительно разросся, а его экономика усилилась - в основном, благодаря паломникам со всей империи, желающим помолиться в новом храме, отстроенным царем. Но еврейский народ ненавидел царя за жестокость и постоянное оскорбление религиозных чувств иудеев. А жестокий царь с гордостью демонстрировал храм влиятельным гостям из Римской империи, чтобы произвести на них должное впечатление. В 4 году до н. э. царь Ирод умер, и власть перешла к его потомкам.

Спустя несколько десятилетий случилась Первая Иудейская война, полностью разрушившая Иерусалим, а вместе с ним - и храм небывалой красоты.

На руинах Иерусалима завоеватели-римляне построили новый город и дали ему название Элия Капитолина. Градостроительные принципы того периода сохранились в старом городе до наших дней.

Элия Капитолина

Войны за Иудею не прекращались, римлян сменили византийцы, а в VII веке в Иерусалим пришли арабы. В средние века их разрушительные действия по отношению к христианским святыням положили начало Крестовым походам. После недолгого правления крестоносцев Иерусалим вновь был завоеван мусульманами.

В XVI веке Палестина вошла в состав Османской империи. При султане Сулеймане I Великолепном началось активное строительство в Иерусалиме. Палестина принадлежала османам до XX века, поэтому в городской архитектуре отчетливо прослеживается их влияние.

Когда в Палестине установился Британский мандат, в Иерусалиме, как и в других городах региона, начались конфликты между арабами и евреями. И даже после образования независимого государства Израиль в 1948 году, напряженные отношения между представителями двух конфессий сохраняются: евреи считают Иерусалим своим городом, а арабы - своим.

Достопримечательности Иерусалима

Главными достопримечательностями Иерусалима, конечно, являются религиозные святыни. Несмотря на ежедневный огромный поток туристов, они по-прежнему сохранили дух древности. Именно ради их посещения туристы готовы отстоять часовую очередь на паспортном контроле в Бен-Гурионе, а если не повезет, то еще несколько часов просидеть в комнате дополнительного осмотра. А еще говорят, что если загадывать желания в святых местах Иерусалима, они непременно сбудутся.

Стена Плача

Стена Плача

Стена Плача - фундамент западной стены Второго Храма, построенного Иродом Великим в 516 году до н. э. и разрушенного римлянами в 70 году н. э. Ее протяженность - 485 метров. На сегодняшний день Стена Плача является главной святыней иудеев всего мира, поскольку это единственная уцелевшая часть Храма. Считается, что здесь можно ощутить Божественное присутствие.

Сами иудеи так и называют свою святыню Западной Стеной. Стеной Плача ее насмешливо прозвали арабы, видевшие, как изо дня в день представители недружественной конфессии приходили сюда молиться и плакать о разрушении Храма. Однако со временем фрагмент некогда гигантского религиозного сооружения стал называться Стеной Плача на многих языках мира.

Стена Плача

Большая часть стены скрыта за арабскими жилыми домами - лишь 57 метров остались незастроенными, и именно они стали главной святыней иудаизма. Стена Плача поделена на две половины: мужскую (слева) и женскую (справа). Иудеи приходят сюда читать молитвы в определенные часы, но это святое место открыто круглосуточно для всех. Любой человек вне зависимости от вероисповедания может написать на маленьком клочке бумаги свое самое сокровенное желание и вложить его между древними камнями. Кроме того, у Почты Израиля существует услуга доставки “писем к Богу” до Стены Плача.

Записки в стене Плача

Посещать Стену Плача можно только в скромной одежде, у женщин должны быть закрыты колени и зона декольте, а мужчины должны надеть головной убор или взять одноразовую кипу.

Лучше идти к Стене Плача в одиночку, без веселых компаньонов.

Перед тем, как идти к Стене, нужно вымыть руки в умывальнике на площади, а затем постараться прервать поток собственных мыслей: истинное желание здесь сформулируется само.

Возле Стены можно провести сколько угодно времени, но уходить нужно строго спиной вперед.

Не нужно фотографироваться возле стены в “молитвенной” позе и, тем более, делать якобы забавные селфи на фоне молящихся евреев - это оскорбление чувств верующих.

Чтобы выйти к Стене Плача, нужно пропустить свои вещи через сканер и пройти через рамку металлодетектора. Никакие билеты покупать не нужно - посещение святыни бесплатное.

Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня

Знаменитый храм - центр паломничества христиан всех конфессий и один из ключевых туристических объектов Иерусалима. На Голгофе, где находятся предполагаемые места распятия и захоронения Иисуса Христа, в 325 году н. э. была построена церковь. Уже в тот период храм представлял собой огромный комплекс различных сооружений: мавзолея, базилики с криптой, перистильных дворов. Фасад здания церкви был богато украшен мрамором и мозаикой.

В VII веке во время нашествия арабов храм сильно пострадал, но был восстановлен его служителями. В 1009 году мусульмане разрушили храм, базилика и многие другие сооружения были полностью уничтожены. При императоре Константине VIII начались восстановительные работы, но новый храм выглядел значительно беднее своего предшественника. В этот же период новость о разрушенном храме Гроба Господня достигла Европы, что и положило начало Крестовым походам. При крестоносцах храм был частично перестроен.

В XVI веке главная святыня христиан пострадала от землетрясения, а в 1808 году в храме произошел сильный пожар. Фасад здания, сохранившийся до наших дней, построен в первой половине XIX века, но внутри уцелели фрагменты построек как крестоносцев, так и скульпторов эпохи Возрождения.

Храм принадлежит одновременно шести конфессиям христианской церкви: греко-православной, католической, коптской, сирийской, армянской и эфиопской. Поскольку с момента основания храма между конфессиями нередко возникали разногласия, единственный ключ от публичного входа на протяжении более чем 800 лет хранится в мусульманской семье Джудех-аль-Хусейни - так распорядился султан Салах ад-Дин, захвативший Иерусалим в 1187 году. С тех пор ключ передается в семье Джудех-аль-Хусейни из поколения в поколение, и каждое утро в 4:00 хранитель ключей садится на лавочку возле храма. Однако древний замок открывает другой мусульманин - член семьи Нусейбе. С 637 года Нусейбе официально считаются хранителями и стражами храма.

Храм Гроба Господня

Между тем, из-за разногласий между конфессиями 250 лет назад в храме возник необычный артефакт - деревянная лестница, стоящая на карнизе возле правого окна фасада. Карниз принадлежит греко-православной церкви, а само окно - армянской, при этом в храме ничего нельзя двигать и изменять без соглашения всех шести конфессий.

Деревянная лестница

Чтобы обойти все внутренние храмы архитектурного комплекса, стоит прийти сюда на рассвете. И нужно помнить, что храм Гроба Господня - не туристический объект, а главная святыня христианского мира.

Схема. Устройство Храма Гроба Господня

Виа Долороза

Виа Долороза

Эта улица, на первый взгляд, ничем не отличается от десятков других улиц старого города Иерусалима: ее основные “достопримечательности” - бесчисленные торговые палатки, нахальные продавцы, паутины проводов, полуразрушенные арки и бесконечный поток туристов. Но, согласно преданию, именно по этой улице двадцать столетий назад проходил Крестный путь Иисуса Христа. На Виа Долороза расположены 9 из 14 остановок, которые Христос совершил по пути на Голгофу, остальные 5 - в храме Гроба Господня.

Виа Долороза

Маршрут, по которому ежедневно проходят тысячи паломников, начинается от медресе “Аль-Омария”. Считается, что на этом месте когда-то располагалась крепость, где Понтий Пилат совершил суд над христианским пророком. Паломнический маршрут по Виа Долороса, заканчивающийся в храме Гроба Господня, был организован монахами-францисканцами еще в XVI веке. Сейчас все остановки отмечены римскими цифрами, а в качестве ориентиров служат другие религиозные объекты:

Читайте также: