Что является лишним в ряду кратко поясните почему акция облигация

Обновлено: 02.07.2024

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:

  • внимательно прочитайте задание;
  • если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; записи ведите чётко и разборчиво).

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки.

Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.

Максимальное количество баллов – 100.

Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.

Желаем успеха!

Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий

Задание 1

Выберите правильный ответ и внесите в таблицу его номер.

1.1. Повышение золотого содержания или валютного курса денежной единицы государства – это

  1. девальвация
  2. ревальвация
  3. деноминация
  4. дефляция
  1. корпоративные и моральные
  2. моральные и правовые
  3. правовые и корпоративные
  4. моральные и политические

1.3. Тоталитарный политический режим отличает от авторитарного

  1. ограничение прав и свобод граждан
  2. отсутствие ответственности власти перед обществом
  3. применение репрессий к противникам режима
  4. контроль государства за всеми сферами общественной жизни

Ответ:

1.1 1.2 1.3
2 1 4

По 1 баллу за каждый верный ответ.

Максимум за задание 3 балла.

Задание 2

2.1. Выберите из приведённого списка примеры восходящей вертикальной социальной мобильности.

  1. Депутат Государственной Думы шестого созыва М. был переизбран в Государственную Думу седьмого созыва.
  2. Бухгалтер В. ушёл на пенсию.
  3. Майору присвоено звание подполковника.
  4. Продавец назначена директором магазина.
  5. Студент Томского университета К. перевёлся с исторического факультета на филологический.
  6. Сантехник В. выиграл в лотерею 42 миллиона рублей.

2.2. Кто в Российской Федерации обладает правом законодательной инициативы при принятии федеральных законов?

  1. Государственная Дума
  2. Совет Федерации
  3. Председатель Правительства РФ
  4. Президент РФ
  5. Генеральный Прокурор РФ
  6. законодательные органы субъектов Российской Федерации
  7. органы местного самоуправления

2.3. К направлениям философии относятся

  1. идеализм
  2. кубизм
  3. позитивизм
  4. марксизм
  5. абстракционизм
  6. классицизм

2.4. Брак расторгается в судебном порядке в случае

  1. возражений одного из супругов против расторжения брака
  2. наличия у супругов общих несовершеннолетних детей
  3. признания одного из супругов недееспособным
  4. несовершеннолетия одного из супругов
  5. осуждения одного из супругов к лишению свободы на срок более 3 лет

Ответ:

2.1 2.2 2.3 2.4
346 246 134 12

Максимум за задание 8 баллов.

Задание 3

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

3.1. Вексель, акция, облигация, чек.

Ответ: Ценные бумаги.

3.2. Обычай, традиция, табу, мораль.

Ответ: Виды социальных норм.

По 2 балла за каждый верный ответ.

Максимум за задание 4 балла.

Задание 4

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

4.1. Область, край, город федерального значения, федеральный округ, автономный округ

Ответ: вид субъектов Российской Федерации, лишний элемент – федеральный округ.

4.2. Труд, земля, налоги, предпринимательские способности, капитал

Ответ: факторы производства, лишний элемент – налоги.

По 3 балла за верный ответ (2 балла за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 5

5.1. Все мировые религии возникли в Древнем мире.

5.2. Роль государства в экономических процессах является предметом изучения макроэкономики.

5.3. Большинство государств мира являются унитарными.

5.5.

Ах! чувствую: ничто не может нас
Среди мирских печалей успокоить;
Ничто, ничто… едина разве совесть.
Так, здравая, она восторжествует
Над злобою, над тёмной клеветою. –
Но если в ней единое пятно,
Единое, случайно завелося,
Тогда – беда! как язвой моровой
Душа сгорит, нальётся сердце ядом,
Как молотком стучит в ушах упрёк,
И всё тошнит, и голова кружится.

В данном фрагменте отражён внешний социальный контроль.

Ответ:

5.1 5.2 5.3 5.4 5.5
Нет Да Да Да Нет

По 1 баллу за каждый верный ответ.

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 6

Ученик готовил презентацию по обществознанию, но в её итоговой версии произошёл сбой, в результате чего перемешались иллюстрации. Помогите восстановить презентацию по имеющимся иллюстрациям. Заполните схему, указав общую для всех изображений категорию (обобщающее понятие), а также составляющие её элементы. Впишите в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций, которые относятся к названным Вами элементам.

Рисунок А Рисунок Б Рисунок В
Рисунок Г Рисунок Д Рисунок Е

Ответ:


1 балл за обобщающее понятие. По 1 баллу за каждый верный элемент ответа второго уровня.

Максимум за задание 10 баллов.

Задание 7

7.1. Для защиты каких своих естественных прав люди, по мнению автора, учреждают государственную власть? Укажите три права.

7.2. Какая теория происхождения государства находит отражение в этом тексте? Обоснуйте свой ответ цитатой из текста.

Ответ:

7.1. Право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на собственность.

По 1 баллу за каждое названное право. Всего 3 балла.

3 балла за верно названную теорию. 3 балла за обоснование. Всего 6 баллов.

7.3. Произвол правителя, установление тирании, нарушением прав и свобод граждан (могут быть приведены иные последствия).

Ответы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

2 балла за каждое названное последствие. Всего 6 баллов.

Максимум за задание 15 баллов.

Задание 8

15-летний Антон пришёл в салон сотовой связи и сказал продавцу, что он хотел бы обменять свой старый сотовый телефон на новый с доплатой в рамках акции, которую проводит салон. Сумма доплаты должна была составить 3500 рублей. На вопрос продавца об источнике средств Антон ответил, что заработал эти средства на каникулах, работая курьером. Продавец произвёл обмен и выдал Антону кассовый чек на сумму доплаты. На следующий день мать Антона потребовала вернуть сданный Антоном в магазин телефон и уплаченные им денежные средства. Обязан ли магазин выполнить требования матери Антона? Ответ обоснуйте. Какой нормативно-правовой акт регулирует данную ситуацию?

Ответ:

Продавец обязан расторгнуть заключённый договор и вернуть денежные средства. Хотя Антон имел право самостоятельно распоряжаться заработанными им денежными средствами, распорядиться принадлежавшим ему телефоном без согласия законных представителей он не мог. Данная ситуация регулируется Гражданским кодексом РФ.

1 балл за ответ на первый вопрос. 3 балла за приведённое обоснование.

2 балла за верное указание нормативно—правового акта.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 9

Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные – в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.

Если изменения в обществе происходят постепенно, новое накапливается в системе достаточно медленно и порой незаметно для наблюдателя. Старое, предыдущее является той основой, на которой выращивается новое, органично сочетая в себе следы предшествующего. Такие постепенные поступательные изменения мы называем ______(А). Этот путь предполагает некатастрофичность развития общества и обходится гораздо меньшими издержками для людей. Его внешним проявлением, основным способом осуществления является ______(Б), властное действие, направленное на изменение определённых сфер, сторон общественной жизни, с целью придания обществу большей устойчивости и ______(В).

Не все общества и не всегда могли решать задачи за счёт органичных постепенных преобразований. В условиях острого системного ______(Г) общества, когда накопившиеся ______(Д) буквально взрывают сложившиеся порядки, происходит ______(Е). Она предполагает ______(Ж) преобразование общественных структур, слом старых порядков, быстрые стремительные инновации. Значение этих форм развития по-разному оценивается мыслителями. Так, к примеру, К. Маркс, основоположник научного ______(З), определял их как локомотивы ______(И). В то же время многие подчёркивали их ______(К), разрушительное воздействие на общество.

I. Объяснение логического ряда событий, имен, понятий и т.п.

1. Принцип образования рядов

По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

1. Зависимый, достигаемый, предписанный, смешанный.

2. Мелкое хищение, злоупотребление спиртными напитками в общественных местах, нарушение санитарных норм при торговле, нарушение правил охраны природы.

3. Противоправность поведения потерпевшего, несовершеннолетие виновного, беременность, явка с повинной.

Комментарий: 1) – виды социальных статусов; 2) – административные правонарушения; 3) – обстоятельства, смягчающие наказания.

2. Определение лишнего в ряду

Что является лишним в ряду? КРАТКО поясните почему?

1. Переход на другую работу с сохранением должности, смена конфессиональной принадлежности, приобретение гражданства, получение образования.

2. Связующее звено между населением и государственными структурами, установление межгосударственных отношений, средство решения широкого круга близких населению социальных проблем.

3. Областное Правительство, Губернатор области, Областной суд, Областное Законодательное Собрание.

Комментарий: 1. – переход на другую работу с сохранением должности. Это пример горизонтальной мобильности, а остальное – примеры вертикальной мобильности. 2. – все, кроме установление межгосударственных отношений, относится к функциям органов местного самоуправления. 3. – Областной суд, является федеральным органом государственной власти, все остальное – органы власти субъекта федерации. (Могут приниматься ответы – Законодательное собрание, так как после вступления в силу нового закона о выборах руководителей субъектов федерации, только оно избирается народом непосредственно. А также – Губернатор области, так как остальные органы власти работают на основе коллегиальности.)

II. Классификация событий, понятий, явлений, дат и т.п.

1. Выбор правильного ответа из множества

Кто из указанных граждан имеет право участвовать в выборах в качестве избирателя?

а) П., семнадцатилетняя выпускница школы

б) М., находящийся под следствием по обвинению в краже

в) Г., заключенный, отбывающий срок в колонии строгого режима

г) В., военнослужащий срочной службы

д) К., офицер запаса

е) Д., восемнадцатилетний студент вуза.

Комментарий: б, г, д, е.

2. Определение правильности и ошибочности утверждений

1) Капитал и управление – первичные экономические ресурсы.

2) Когда ожидаемые доходы равняются ожидаемым расходам, бюджет называется сбалансированным.

3) С ростом цен растет и величина спроса.

4) Средства труда – это временной отрезок, в течение которого достигается поставленная цель.

5) Земля и труд – первичные экономические ресурсы.

6) Отличительная черта денег – их ликвидность.

7) Зарождение биржи связано с укреплением системы налогообложения.

8) Подоходный налог относится к числу косвенных.

Комментарий: Нет, да, нет, нет, да, да, нет, нет

3. Определение соответствия

Известно, что существует три мировые религии. Впишите в первую колонку таблицы их названия, во второй колонке обозначьте цифрами соответствующие каждой религии характеристики.

1. Самая ранняя по времени возникновения мировая религия.

2. Самая поздняя по времени возникновения мировая религия.

4. Мировая религия, два основных направления которой называются шиизм и суннизм.

6. Мировая религия, возникшая в Палестине.

7. Мировая религия, исповедующая триединство Бога.

8. Мировая религия, возникшая на Аравийском полуострове.

9. Мировая религия, наиболее распространенная в России.

Название религии Ее характеристики

Название религии Ее характеристики
Буддизм 1, 3, 5.
Христианство 6, 7, 9.
Ислам 2, 4, 8.

4. Соотнесение имен, фактов, понятий и т.п. с их признаками.

Немецкий социолог М. Вебер (1864 - 1920) выделял три типа политического господства. Их сравнительные черты можно свести в таблицу. Заполните такую таблицу. Перечень черт всех типов политического господства приведен внизу. Проставьте их порядковые номера в таблице в соответствии с каждым типом господства, согласно обозначенным в первой колонке сравнительным характеристикам.

Характеристики Легальное господство Традиционное господство Харизматическое господство
Тип политического лидера
Источник власти лидера
Тип административного персонала
Основной тип правовых норм

Характеристики Легальное господство Традиционное господство Харизматическое господство
Тип политического лидера
Источник власти лидера
Тип административного персонала
Основной тип правовых норм

III. Работа с иллюстративным рядом

1. Определение обществоведческого понятия на основе представленных иллюстраций

Перед вами рисунки, иллюстрирующие одно из основных социологических понятий. Запишите какое.






Комментарий: Вертикальная мобильность (принимается ответ – изменение социального статуса).

IV. Работа с обществоведческими терминами

1. Определение обществоведческого термина

1) Устойчивая совокупность негосударственных общественных организаций, групп, институтов, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных идеальных норм, правил, стандартов поведения называется ________________________________________________

3) Устойчивые взгляды человека на мир, его идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки являются его__________________________________

4) Переживаемую и осознаваемую человеком нужду в том, что необходимо для егожизни и развития, называют _____________________

Комментарий: 1) гражданское общество. 2) государство (принимается также ответ – правитель (глава государства), так как по смыслу текста Гоббса государство персонифицируется в лице правителя). 3) убеждения. 4) потребности.

2. Лингвистический конструктор (определение термина и составление его характеристики из предложенных слов и словосочетаний)

Из приведенных слов и сочетаний слов составьте и запишите определение понятия. Назовите это понятие.

1) освоение мира, культуры, в образах, и. связанная, человека, к эстетическому, со способностью, форма, к его, символах, воспроизведению.

2) окружающего, форма, преобразование, специфическая, целесообразное, для человека, активности, направленная, на мира.

Комментарий: 1. искусство – форма культуры, связанная со способностью человека к эстетическому освоению мира, к его воспроизведению в образах и символах. 2. деятельность – специфическая для человека форма активности, направленная на целесообразное преобразование окружающего мира.

3. Определение обществоведческого термина на основе анализа источника

В приведенных ниже предложениях все выделенные курсивом словосочетания, представляющие буквальный перевод обществоведческих терминов и понятий, замените этими терминами и понятиями.

1. Любовь к мудрости включает в себя и теорию познания.

2. Искусство возделывания почвы представляет собой нечто соединенное, составленное из частей.

Комментарий: 1. Философия, гносеология. 2. Культура, система.

V. Работа со схемами

1. Составление схемы отношений обществоведческих понятий

Изобразите взаимоотношения окружающего мира и общества с помощью взаимоположения двух окружностей. Окружность, обозначающую окружающий мир, соедините стрелкой с цифрой 1, а окружность, обозначающую общество, цифрой 2.

Комментарий: Окружность, обозначающая общество, вписана в окружность, обозначающую окружающий мир.

2. Выбор правильной схемы из предложенных

В представленных схемах множество А обозначает политическую элиту общества, а множество Б – государственную бюрократию. Какая из схем правильно иллюстрирует их взаимоотношения?

Ответ: Схема _____________

Комментарий: Схема 2.

VI. Работа с текстовыми и другими источниками социальной информации.

1. Анализ источника обществоведческой информации

Познакомьтесь с фрагментом заметки судьи Конституционного суда РФ К. С. Гаджиева в периодической печати. Кратко ответьте на сформулированные ниже вопросы.

1. К каким видам социальных норм относятся те, которые предлагает ввести автор?

2. Почему введение подобных норм среди судей приобретает особую общественную значимость?

3) Как связаны введение подобных норм и реализация упоминаемого автором конституционного принципа?

Комментарий: Предполагается, что ответы участников отражают следующие позиции: 1) корпоративные нормы. 2) так как работа судей имеет особую значимость для общества, эффективное функционирование суда возможно только при его высоком моральном авторитете, вере граждан в справедливость судей. 3) решение о введении корпоративных норм должно быть принято судьями добровольно.

2. Заполнение пропусков в обществоведческом тексте

Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из приведенного списка. Слова в списке даны в именительном надеже, единственном числе. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

1)социология 7) массовый 13) партийный
2) общественный 8) импичмент 14) парламентский
3) фактор 9) политология 15)консенсус
4) избирательный 10) группа 16) идеологический
5) национальный 11) выборы 17) система
6)социум 12)норма 18) лидер

Комментарий: пропуски заполняются в таком порядке: 1, 7, 18, 14, 11, 16, 2, 10.

VII. Работа с социальной информацией, представленной на диаграммах, таблицах, графиках

Представленные на диаграмме данные отражают ситуацию в одной стране в начале и в конце года. Проанализируйте их. Понятия, обозначающие категории населения, показанные на диаграмме, употребляются в классическом значении.

1. Опишите все изменения, показанные на диаграммах.

2. Вследствие какого процесса и почему в экономике происходят подобные изменения?

Комментарий: 1. сокращение доли занятых, рост доли безработных, общий рост числа экономически активных людей (сумма долей занятых и безработных). 2. экономический кризис. Часть людей теряет работу – сокращается число занятых и растет число безработных, часть людей, которые имели возможность не работать, тоже вынуждены искать работу. Принимаются и другие ответы, не искажающие теоретические понятия, внутренне непротиворечивые, отражающие различные казусы социальной действительности, грамотно аргументированные.

Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.

По горизонтали. 1. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, моральной и правовой ответственностью. 3. Тот, кого опрашивает социолог. 4. Одно из правомочий собственника. 5. Ощущение нужды в чем-либо. 6. Всенародное голосование, одна возможных из форм принятия законов. 7. Устойчивая система социально значимых качеств индивида. 8. Соответствие мысли предметы познания. 9. Высшая форма психического отражения, свойственная человеку. 10. Причина, движущая сила какого-либор процесса. 11. Мера положительного или отрицательного воздействия. 12. Человек, покинувший один социальный слой и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другого. 13. Один из типов этнической общности.

По вертикали. 2. _____________________

Комментарий: По горизонтали. 1. Семья. 3. Респондент. 4. Владение. 5. Потребность. 6. Референдум. 7. Личность. 8. Истина. 9. Сознание. 10. Фактор. 11. Санкция. 12. Маргинал. 13. Племя.

По вертикали. 2. Модернизация – процесс перехода от традиционного общества к обществу индустриальному.

2.1. Аграрное общество, традиционное общество, доиндустриальное общество, постиндустриальное общество____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Национально - государственное устройство, форма правления, политический режим, тоталитарный режим________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Понятие, ощущение, суждение, умозаключение_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Найдите в приведенном ниже списке характеристики чувственного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны. (2 б.)

1) отражение отдельных свойств предметов, воспринимаемых в данный момент

2)анализ состояния предмета

3) установление взаимосвязи различных понятий

4) обобщение и выделение группы предметов на основе общих признаков

5) получение новых суждений на основе уже имеющихся

6) сохранение в памяти целостного образа предмета

1.Престиж- уважение к занимаемому человеком социальному положению, сложившееся в общественном мнении

2. Для расчетов уровня жизни по стране используется показатель ВНП в расчете на душу трудоспособного населения

3. Приоритет интересов государства над интересами человека – обязательный признак гражданского общества

4.Религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

5. Новаторские предложения могут быть проявлениями девиантного поведения.

6.Познавательная функция науки наиболее полное свое отражение находит в прикладных науках

7.Наступление дееспособности, соответствующей совершеннолетию возможно до достижения 18 лет.

8.Основными индикаторами экономического цикла являются повышение процентной ставки и рост валютного курса.

10.В Западной Европе, США и России нуклеарные семьи составляют более 70% семей.

5.Выпишите, какие из перечисленных документов относятся к подзаконным нормативным актам: (3 б.)

1) Трудовой кодекс РФ

2) Указ Президента РФ

3) Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан

4) Инструкция по заполнению заявления о государственной регистрации юридического лица по ф.11001

5) Положение о порядке замещения государственной гражданской должности

6.Соотнесите исторический тип общества с фрагментами, его характеризующими. (8 б.)

1 . Аграрное общество

2 . Индустриальное общество

3. Информационное общество

В . WEBMONEY ДЛЯ ВАС:

- Экономия времени и денежных средств.

- Возможность совершения покупок и оплаты услуг через Интернет, не выходя из дома в любое время суток по всему Миру из любой точки планеты Земля.

Г . Эти племена, славяне и анты считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми. Они почитают реки и нимф и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.

Е . А рыцари без ссор и беззлобно проводят остаток дня, соревнуясь между собой. Кто берет верх в той игре, которою развлекался, того Артур награждает каким-либо щедрым подарком. По истечении трёх первых дней этих празднеств, созываются все, кого он возвысил и кто ему подчинен, и он жалует их всевозможными милостями.

Ж . Наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни; наука становится массовым видом деятельности.

В ряду под цифрой один лишним является понятие республики, так как оно означает выборность власти народом и не имеет отношения к монархии, как первые четыре понятия.

В ряду под цифрой два лишним является понятие строительные материалы, так как плотник, каменщик, маляры являются названиями профессий.

В ряду под цифрой три лишним является понятие кодекса, так как Конституция, федеральный закон и указ президента являются высшими правовыми системами.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Читайте также: