Что такое идея гуманитаризации школьной географии

Обновлено: 07.07.2024

В свете новой концепции историко-культурного образования выдвигаются актуальные проблемы преподавания историко-обществоведческого и художественно-эстетического циклов. Одной из тенденций современного образования является его гуманизация. В данной статье рассматриваются концептуальные основы гуманизации и гуманитаризации современного образования; обосновывается необходимость гуманитаризации всей общественной жизни и системы образования; выделяются основные направления гуманитаризации образования в педагогическом процессе; гуманитаризация образования рассматривается как система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и формирование личностной зрелости обучаемых.

ВложениеРазмер
Гуманитаризация современного образования. 29.76 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель истории и обществознания

Г.Воронеж МБОУ СОШ № 62

Реализация принципа гуманитаризации образования

Глубокие социально-политические, экономические и культурно-исторические изменения, происходящие в настоящий период в России, выдвинули новые требования к учебно-воспитательному процессу в общеобразовательной школе в рамках гуманитаризации образования, суть которой в ориентации обучения на развитие личности, приоритете развивающей функции обучения, переносе акцентов с увеличения объема информации, предназначенной для усвоения учащимися, на формирование умений использовать информацию.

Итак, понятие гуманизации и гуманитаризации тождественны друг другу в плане обращения к человеку, его высокого назначения, обогащения ее науками, направленными на понимание и объяснение человеческого поведения, его духовной жизни, мира человеческой культуры. А в плане назначения - они разные. Так, гуманизация образования - главная цель системы образования, это обращение к человеку с целью развития личности в целом, а не только его знаний, умений и навыков. Гуманизация является альтернативой технократизма, бездуховности. Идеи гуманизации способствуют созданию в обществе условий для духовного, нравственного и культурного развития личности. А гуманитаризация, в свою очередь, является наиболее важным фактором достижения этих целей.

Один из путей гуманизации системы образования, состоит в преподавании комплекса дисциплин, благодаря чему происходит приобщение к гуманитарной культуре, к ценностям истории человечества, философии искусства и религии.
Гуманитаризация образования направлена на его поворот к целостному миру и, прежде всего – миру культуры, миру человека, на очеловечивание знания, на формирование гуманитарного мироощущения на основе нравственной ответственности человека перед другими людьми, обществом, природой. Для современной России гуманитаризация образования – одно из важных средств восполнения духовного вакуума, появившегося с крушением старых идеологических схем, один из основных источников формирования новой социальной идеологии, способной изменить мировоззрение общества.

Нравственно ориентированные, гуманистические направления в образовании позволяют предотвратить уход значительной части молодежи в преступный мир, наркоманию, алкоголизм, повернуть людей к нравственным ценностям.

В связи с укреплением позиций гуманистического образования встают задачи проектирования новой образовательной среды как многомерного пространства, адекватного современным потребностям детей и подростков и соответствующего тенденциям развития современной культуры, экономики, производства и технологий.

Проектирование гуманистической образовательной среды влечет за собой необходимость переорганизации учебного пространства, организации особой культурной деятельности в детских сообществах, преобразования учебных программ и планов на принципах вариативности и альтернативности. Это обеспечивает ученику возможность выбора деятельности, родителям - возможность увидеть перспективы и потенциал своего ребенка, образовательному учреждению - стать подлинно культурным центром для детских и взросло-детских сообществ, педагогу - повысить свою профессиональную культуру и компетентность.

Гуманитаризация образования - одна из сильных тенденций образования, его основание; отражает построение образовательной практики на основе обращения духовного опыта педагога к духовному опыту учащегося и к общественно-историческому опыту, запечатленному в содержании образования. Гуманитаризация образования – это и признание ценности жизненного опыта учащихся, допущение их мнения, их точки зрения как равноправной с точкой зрения учителя, автора учебника, причем признание не на словах, а на деле.

Проблема гуманитаризации вряд ли разрешима каким-либо экстенсивным способом, например простым отбором учебного материала. Проблема гуманитаризации обучающих технологий часто сводится к увеличению числа гуманитарных дисциплин, а между тем это вопрос не количественных изменений, а вопрос качества современного образования, и, следовательно, он требует методологической проработки.

В качестве основных направлений гуманитаризации образования в педагогическом процессе можно выделить:

-личностно ориентированный подход в обучении, учет индивидуальных особенностей и склонностей обучающихся;

-использование гуманистического потенциала гуманитарных наук для образования, развития и воспитания обучающихся;

-раскрытие своеобразия каждой гуманитарной дисциплины с целью повышения интеллекта, кругозора, эрудиции обучающихся ;

-использование активных методов обучения и постоянный поиск новых методов, форм, средств организации учебного процесса;

-обращение к естественным и технических наукам в преподавании гуманитарных дисциплин.

-наполнение гуманитарным знанием содержания технических дисциплин

-поиск путей сближения гуманитарных, естественных и технических дисциплин

-высокая квалификация, личностной, духовный и моральный рост педагога.

Процесс гуманитаризации образования означает отход от социократической модели обучения, формирующей личность по социальному заказу государства, к ноократической, ориентирующейся на развитие человекообразующих функций (заложить в нем механизмы понимания, взаимопонимания, общения, сотрудничества) [2]. При этом образовательный процесс трактуется не как трансляция научных знаний, их усвоение, воспроизводство, а как развитие познавательных способностей через специальное конструирование учебного предмета (рефлексирование, целеполагание, планирование, умение действовать во внутреннем плане, обмениваться продуктами познания).

Итак, обобщив вышеизложенное, отметим:

• современная общественно-политическая и экономическая обстановка актуализирует потребность человека в нравственно стабильном климате окружающей его жизни. Это определяет значимость общечеловеческих ценностей и, как следствие, необходимость гуманитаризации образования;

• содержание гуманитаризации должно быть направлено, в первую очередь, на широкую нравственную подготовку обучающихся, на созидание основ для их собственной нравственной стабильности;

• гуманитаризация образования тесно связана с гуманизацией;

• значение дисциплин гуманитарного плана в процессе гуманитаризации образования является центральным. В гуманитарных науках с наибольшей полнотой раскрывается сущность общественных отношений, социальных ценностей, место и роль человека в мире,смысл его жизни. Гуманитарному знанию принадлежит особая роль в формировании гармонично развитой личности;

Научно-технический прогресс, обогащая труд и жизнь человека, одновременно усложняет его мировосприятие, расширение числа связей и контактов человека с миром может обернуться потерей их глубины и прочности. Возрастание роли искусственной среды, знаков и символов в жизни общества, усиление опосредованности во взаимоотношениях между людьми сужают сферу непосредственного личного общения, затрудняют приобретение живого эмоционального опыта, создают возможности для распространения практицизма и бездуховности.

Указанные факторы говорят о необходимости гуманитаризации всей общественной жизни и, не в последнюю очередь, системы образования.

Фактическую, обьективную задачу гуманитаризации образования и через нее общества в целом следует понимать как задачу обновления баланса между безопасностью общества и стремительным развитием науки и техники.

Только то государство и общество, которые смогут сбалансировать соотношение научно- технического и гуманитарного образования, смогут рассчитывать на ускоренное бескризисное развитие. Поэтому гуманность должна быть первоочередной задачей всего воспитательного процесса.

Современная гуманистическая психология и педагогика своим главным предметом признает целостную личность в процессе ее саморазвития, устремленную в будущее и свободной реализации своих возможностей и способностей. Таким образом, основная задача образования состоит в формировании личностной зрелости обучаемых, и эта задача может быть реализована в системе мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, то есть в его гуманитаризации.

1 Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. – М.: Амрита-Русь, 2010. – 288 с.

2. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика.– 1997.– № 4.– С.11–17.

4. Гончаренко С.У. И все-таки гуманитаризация! //Педагогика и психология. - 1995. - С. 3-7.

5. Касьян А.А. Гуманитаризации образования: некоторьие теоретические предпосьилкы //Педагогика. - 1998. - N ° 2. - С.17-22.

6. Колесникова И.А. Природа гуманитарного знания и его миссия в современном обществе // Социально-гуманитарные знания. –2001.–№3. – С.13.

8. Сенько Ю. В. Гуманитаризация – стратегия развития педагогического образования в АГУ // Известия АГУ. – 1998. - № 11.


Гуманита́рная геогра́фия — междисциплинарное научное направление, изучающее различные способы представления и интерпретации земных пространств в человеческой деятельности, включая мысленную (ментальную) деятельность.

Содержание

История термина

Термин гуманитарная география был впервые предложен в 1984 году советским географом Д. В. Николаенко [1] как попытка оформить новую дисциплину (географию человека) в противопоставлении крайне экономизированной советской общественной географии. Предложение Николаенко не получило сколь нибудь существенной поддержки и развития.

В конце 1990-х гг. термин был присвоен школой отечественного географа и культуролога Д. Н. Замятина [2] [3] для объединения самостоятельных научных направлений, имеющих много общих черт в методологии исследований, в единое научное направление.

В англоязычной литературе термин гуманитарная география (humanitarian geography) не получил распространения, главным образом, в силу наличия устоявшихся терминов humanistic geography (гуманистическая география) и human geography (общественная география в целом).

Базовые понятия

Основные направления

  • Культурное ландшафтоведение
  • Образная (имажинальная) география
  • Сакральная география
  • Мифогеография

Взаимоотношения с другими направлениями географии

Общественная география (human geography)

Гуманитарная география может рассматриваться как дословный перевод human geography на русский язык, так как общественная география рассматривает только часть вопросов, относимых к human geography.

Культурная география

Ещё недавно гуманитарную географию часто ошибочно воспринимали как синоним культурной географии. В отличие от культурной географии, гуманитарная география может включать различые аспекты политической, социальной и экономической географии, связанные с интерпретацией земных пространств.

Гуманитарная география и прикладные исследования

Гуманитарная география, прежде всего в своей основной части — имажинальной географии, имеет прямой выход на прикладные исследования. Дмитрий Замятин пишет об этом:

Прикладные проекты в сфере имажинальной географии связаны с маркетингом территорий, стран, регионов и мест, разработкой имиджей территорий в рекламе, PR, туристическом бизнесе, инвестиционной деятельности. Методика и прикладные аспекты моделирования географических образов могут использоваться в когнитивной географии, мифогеографии в рамках прикладной гуманитарной географии. [5]

Гуманитарная география и школьное образование

Институциализация

Библиография

Примечания

Ссылки

  • Гуманитарные науки
  • Когнитивные науки
  • Гуманитарная география

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Гуманитарная география" в других словарях:

Гуманитарная география (альманах) — Гуманитарная география Специализация: научный и культурно просветительский альманах Периодичность: ежегодник Язык: русский Адрес редакции: 129366, Москва, ул. Космонавтов, 2 … Википедия

География (значения) — География наука о земной поверхности. Физическая география Экономическая география Социально экономическая география Политическая география Радикальная география Историческая география Стратегическая география Морская стратегическая география… … Википедия

ГЕОГРАФИЯ ГУМАНИТАРНАЯ — раздел географии, который рассматривает все то, что привнесено в земной мир жизнью и деятельностью людей. Понятие гуманитарной географии шире, чем социально экономическая география, поскольку включает еще и политическую географию, этногеографию,… … Экология человека

Гуманитарная сфера — Гуманитарные науки – дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками … Википедия

Гуманитарная наука — Гуманитарные науки – дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками … Википедия

Когнитивная география — направление географии, изучающее пространственные представления, механизмы их формирования и использования в различных аспектах человеческой деятельности. Содержание 1 Общие сведения 2 Когнитивная география в России … Википедия

Культурная география — Культурная география направление социально экономической географии, изучающее пространственные культурные различия и территориальное распределение культур. Как научное направление создано Карлом Зауэром в 1930 х годах, долгое время… … Википедия

Центр гуманитарных исследований пространства — Тип Подразделение научно исследовательского института Основатели Дмитрий Замятин Расположение Москва Ключевые фигуры … Википедия

ГУМАНИТАРНАЯ ГЕОГРАФИЯ: К ВОПРОСУ О ДЕЛИМИТАЦИИ ГРАНИЦ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ - тема научной статьи по географии из журнала Известия Российской академии наук. Серия географическая

ГУМАНИТАРНАЯ ГЕОГРАФИЯ: К ВОПРОСУ О ДЕЛИМИТАЦИИ ГРАНИЦ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

© 2011 г. А. А. Соколова

Поступила в редакцию 26.10.2010 г.

Рассматриваются два проявления гуманитарного тренда в российской географии. Первое из них отражает усиление внимания к человеку как члену социальной и территориальной общности, к его пространственной деятельности и восприятию географической реальности (гуманизация); второе - отражает использование источников и методов социологии, этнографии, истории, этнолингвистики и других наук (гуманитаризация). Отмечается, что интегративные тенденции в современной науке способствуют комплексному изучению географической реальности (объективной, социальной и индивидуальной) и ее отражений в географических представлениях и образах. Формулируется основная задача гуманитарной географии.

Постановка проблемы. В эпоху становления информационного общества предметная область географии выходит за рамки сугубо материальных пространственных систем. В поле внимания исследователей попадают реально-идеальные системы типа культурного ландшафта в понимании Ю.А. Веденина [7] и образы геопространства, формирующиеся в различных пластах культуры, в том числе в самой географической науке. В число прикладных задач географии входит конструирование брендов регионов и поселений [17], туристских центров. Все перечисленное свидетельствует о становлении гуманитарно-географического подхода, в основе которого лежит интерес к человеку как индивиду и члену социальной и территориальной общности и его пространственной деятельности, реализуемого в процессе постановки проблемы, определения предмета и методов исследования. Эта тенденция имеет общенаучный характер [42, с. 241] и развивается в двух направлениях - как гуманизация и гуманитаризация науки. Эволюцию предметной области исследований определяет гуманизация географии, понимаемая как усиление внимания к человеку - субъекту пространственной деятельности и восприятия географической реальности, осуществляющему выбор и принятие решений. Гуманитаризация - сближение географии с науками гуманитарного блока - касается преимущественно выбора методов и источни-ковой базы, заимствованных у социологии, этнографии, истории и других наук.

Своеобразие настоящего момента - в существовании под названием "гуманитарная география" двух частично перекрывающихся областей знания. Первая - русскоязычный аналог human geography -

в соответствии с принятым на Западе делением наук на гуманитарные и естественные охватывает все ветви общественной географии, а также связанные с ними междисциплинарные направления. Ю.Н. Гладкий относит к данной сфере географию экономическую, социальную, культурную, политическую, историческую, а также экологическую вместе с геоэкологией и геоглобалистикой (9) (последнее представляется весьма спорным).

Второе направление не имеет прямых аналогов в зарубежной географии. Оно находится у "внешней границы" географического знания на пересечении естественных и гуманитарных наук (географии, культурологии, истории, политологии, социологии) и нацелено, согласно формулировке Д.Н. Замятина, на создание концептуального методологического поля для обобщения и применения достижений и результатов гуманитарных наук в изучении образов географического пространства, культурного ландшафта, региональной идентичности, когнитивно-географических контекстов, локальных и региональных мифов (см. [17]). Направление связано с гуманистической географией Запада, а также с культурной, политической социальной географией, но не сводимо к ним. Более узкую специфику имеет изучение образов историко-географических и геополитических территорий.

Несмотря на различия в предмете и методах изучения, географы, относящие себя к гуманитариям, стремятся к одному: добиться комплексности подхода, максимально использовать межпредметные связи и по возможности расширить поле исследования. Определение места географических дисциплин в общенаучных процессах гуманизации и гуманитаризаци открывает возможности

для диалога, корректировки исследовательских программ, методик, расширения источниковой базы и сферы применения результатов исследований, а также ответа на вопрос: возможно ли в сложившейся системе географических дисциплин выделение под именем гуманитарной географии самостоятельного научного направления, которое без внутреннего сопротивления будет принято ученым сообществом.

Историческая ретроспектива. Гуманитарный тренд нельзя рассматривать как явление, присущее исключительно географии. Во второй половине ХХ в. он проявился в психологии, лингвистике, затронул научно-технический прогресс и систему образования, способствовал становлению культурологии, сближению этнографии с лингвистикой и психологией. На стыке этих дисциплин возникли этнолингвистика и семантическая этнография, изучающие представления носителей местных культур об окружающей среде.

Особого внимания заслуживает гуманизация родственной географии истории, где интерес к изучению среды обитания и мировосприятия человека начал формироваться в античное время. В той или иной степени он был присущ итальянским гуманистам XV в. и историкам эпохи Просвещения. В сочинении, посвященном истории Венеции, Б. Джустиниани руководствовался принципом, гласившим: "характер народов является необходимым созданием природы и особенностей людей и мест" [57, с. 54]. Со второй половины XIX в. быт, нравы, ментальность, структуры повседневности стали предметом специальных исследований. В России они нашли отражение в работах И.Е. Забелина, Н.И. Костомарова, А.П. Щапова.

Усиление внимания к человеческому содержанию истории и человеческому сознанию, как индивидуальному, так и массовому, пришлось на рубеж 1920-30-х гг. - время выхода первых публикаций французских ученых М. Блока, Л. Февра и их коллег из других европейских стран, консолидировавшихся вокруг журнала "Анналы экономической и социальной истории" современное название "Annales. Histoire, Sciences sociales". По словам М. Блока "за зримыми очертаниями пейзажа, орудий или машин, за самыми, казалось бы, сухими документами и институтами, совершенно отчужденными от тех, кто их учредил, история хочет увидеть людей" [5, с. 18]. Позже в 1960-70-е гг. подобные взгляды на предмет исследования привели к возникновению "Новой исторической науки", а затем к формированию в ее рамках исторической антропологии (этноис-

Советские историки к реконструкциям исторического мышления и восприятия пространства обращались с осторожностью. Значительная часть раздела монографии Ю.А. Лимонова, названного "Международные связи Владимиро-Суздальской Руси", посвящена установлению общего географического кругозора авторов текста Лаврентьев-ской летописи [28]. Наиболее весомый вклад в гуманизацию советской исторической науки внес историк-медиевист А.Я. Гуревич. Опубликованная им в 1972 г. монография "Категории средневековой культуры" заставила многих историков и географов по-новому взглянуть на историческую реальность. В 1980-е гг. это привело к тому, что в истории возобладал взгляд на общество как совокупность людей с различными чаяниями и устремлениями (см. подробнее [3, с. 13]). В настоящее время для изучения исторического мышления и мировосприятия привлекаются методы лингвистики, семиотики, этнологии. Аналогичные процессы происходят в науках, изучающих традиционные культуры и повседневную жизнь современного общества.

Географии гуманитарная составляющая присуща изначально. Донаучные географические представления, формировавшиеся в культурах традиционного типа, были связаны с насыщенным мифологией миром конкретных групп людей и имели, говоря современным языком, личностное, в том числе оценочное, отношение к действительности. Гуманизм античной науки нашел отражение в исследованиях медико- и психолого-географического характера, например, в попытках установить влияние природных условий на организм и сознание человека (одним из основоположников данного подхода стал греческий ученый Гиппократ). Гуманитарный метод широко применялся в страноведении и исторической географии - достаточно вспомнить опыт александрийских ученых II в. до н.э., использовавших "Илиаду" в качестве источника по географии гомеровской Греции [57, с. 136]. В имеющих историко-географическую направленность сочинениях итальянских гуманистов XV в. возобладал интерес к описанию великих дел, совершенных великими личностями (лат. splendida persona) [57, с. 39]. В ХХ в. историческую личность сменил обыватель - массовый

представитель исследуемого исторического общества, субъект освоения и природопользования - житель средневекового поселения, крестьянин, завоеватель новых земель. Одна из первых реконструкций географических представлений людей прошлого была выполнена американским географом Дж.К. Райтом [43], исследовавшим помимо всего прочего географическое мировоззрение Данте и Леонардо да Винчи. Внимание Райта было сосредоточено на средневековых текстах и картах, тогда как пространственные представления не знающего грамоты большинства людей того времени остались за рамками исследования. Этот вопрос отчасти рассмотрен в статье В.П. Семенова-Тян-Шанского, посвященной отражению особенностей природы в названиях поселений [46].

В физической географии рост интереса к гуманитарной проблематике отчетливо проявился в работах А. Гумбольдта, К. Риттера, В.В. Докучаева и других авторов, сочетавших изучение природных факторов с познанием взаимосвязей между социумом и природной средой. В первой половине ХХ в. объектами исследований подобного рода стали территории, выделяемые по зональному и азональному принципу, например, природные зоны СССР, рассмотренные Л.С. Бергом в физико-географическом и этнографическом отношении [4] и горный регион Сан-Хуан, изученный У. Атвудом (Atwood, Mather, 1932

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.








Многие годы в советской системе образования царила авторитарная система, в результате чего произошло резкое падение общекультурного уровня у выпускников основной и средней школы. Это негативно отразилось на уровне культуры всего общества. В эпоху научно-технического прогресса, к сожалению, встречаются люди с вопиющей безграмотностью, которые не способны в реальной жизни применять те навыки, что были получены во время школьной жизни.

что такое гуманитаризация

Новые тенденции в российском образовании

Гуманитаризация современного образования была введена для того, чтобы отойти от устаревших стандартов первого поколения, осуществить постепенный переход к новым федеральным образовательным стандартам. В школьном курсе присутствуют такие сложные дисциплины, как физика, химия, математика. После модернизации российского образования существенно снизилось количество часов в неделю по предметам математического и естественного цикла. Например, если во время Советского Союза на старшей ступени обучения (10-11 классы) ребята посещали 4 часа физики в неделю, то в настоящее время им оставлено всего 2 часа. Система гуманитаризации образования постепенно вытеснила точные науки в должном объеме, их место заняли дополнительные часы по русскому языку, обществознанию, литературе, иностранному языку. Насколько оправдана такая система? К чему привело реформирование классического образования? Однозначно ответить на эти вопросы сложно, но уже сейчас наблюдается переизбыток на рынке труда специалистов гуманитарной направленности, ощущается дефицит строительных, инженерных, медицинских кадров.

гуманитаризация образования это

Актуальные вопросы гуманитарного образования

Анализируя суть и необходимость процесса гуманитаризации образования, отметим, что оно особенно актуально в современных реалиях. Именно такой вариант предполагает особый интерес к формированию практических и эстетических качеств ребенка, развитию речи, пространственного и логического мышления, интуиции, положительного отношения к искусству.

принцип гуманитаризации образования

Цель гуманизации в образовании

тенденции гуманитаризации образования

Современная система образования

Гуманитаризация образования - это в первую очередь возможность полноценного развития для каждого отдельного ученика. Дифференцированный подход позволяет подразделять программы по предметам на несколько уровней. Базовый вариант предлагается школьникам, которые не заинтересованы в получении по этой дисциплине углубленных знаний, и хотят ограничиться только программным минимумом. Профильный уровень направлен на школьников, планирующих после окончания учебного заведения продолжить учебу по профилю в высших образовательных заведениях. Основной принцип гуманитаризации образования – возможность выбора учеником личной образовательной траектории.

тенденции гуманитаризации образования

Дополнительное образование при гуманизации

Для новых образовательных стандартов были разработаны не только образовательные программы. Обновление коснулось и дополнительного образования, ведь гуманитаризация образования - это не только процесс получения новых знаний и навыков, но и воспитание подрастающего поколения. Именно вне уроков ребята должны учиться жить в современном обществе, развивать в себе чувство гордости за свою страну. Основные тенденции гуманитаризации образования подразумевают тесную взаимосвязь между школой и различными секциями, позволяющую воспитывать гармонически развитую личность будущего гражданина страны. Многие педагоги дополнительного образования, школьные учителя выступают за увеличение количества часов именно вне обычных уроков. Разнообразные школьные клубы и секции, созданные по разнообразным направлениям, являются обязательным условием новых ФГОС. Такие творческие объединения помогают подрастающему поколению искать путь для собственного развития, получать необходимые умения и практические навыки.

гуманитаризация современного образования

Значимость школьных объединений для гуманизации образования

Никто не говорит о том, что необходимо заменить обычные уроки занятиями по интересам. Речь идет о повышении роли внеучебной деятельности, именно на это направлена гуманитаризация образования. Примеры таких ярких школьных клубов есть в каждом учебном заведении. Любители исследований и проектной деятельности могут заниматься в объединении, специализирующемся на данном направлении. Для повышения значимости к экспериментам школьников, педагог подключает к опытам научных сотрудников, ученых. Юные исследователи учатся анализировать полученные результаты, делать выводы. Что такое гуманитаризация в системе дополнительного образования? В первую очередь это формирование культуры речи подрастающего поколения, умения высказывать и отстаивать свою точку зрения на рассматриваемую проблему. Именно в ходе дискуссий ребенок учится применять знания, полученные на уроках, в нестандартной ситуации.

гуманитаризация образования примеры

Путь внедрения новой системы

Так что такое гуманитаризация, и как ее можно внедрить в образовательные школы? В первую очередь она предполагает повышение роли гуманитарных дисциплин, приобщение школьников к общекультурным ценностям, которые созданы на протяжении всей истории существования человеческого общества. Подобная модернизация невозможна без обращения к религии, искусству, философии.

Необходимость гуманитаризации

В образовании важность подобного процесса характеризуется целым рядом факторов. Человечество потребительски относится к природе, перестает ценить и передавать культурные традиции и обычаи новым поколениям. Основные характеристики гуманитаризации образования связаны с возвращением к своим историческим истокам, формированию у молодого поколения бережного отношения к природе.

Гуманизация в высшей школе

Не только в средних школах, но и в высших учебных заведениях, профессора рассуждают над тем, что такое гуманитаризация, нужна ли она современным студентам. Все представители высшей школы убеждены в том, что систему нужно менять, но подходить к этому важно осторожно, не разрушая те каноны, которыми всегда гордилось советское высшее образование.

Закон взаимной индукции

Закон динамического стереотипа

Смысл его заключается в том, что при систематических раздражениях некоторых участков головного мозга, аналогичные раздражения наблюдаются и в других участках, то есть, происходит их равномерное перераспределение.

Портнов М. Л. говорил о такой важной закономерности, как увеличение числа очагов возбуждения, чтобы школьники и студенты могли в максимальной мере использовать свои творческие и логические способности. Для того чтобы добиться такого результата, важно владеть коммуникативными навыками. Именно на это и направлена гуманизация современной системы образования. Обновленное обучение будет иметь продуктивный характер. В процессе изучения предметов естественно-математического направления, воздействовать на участки мозга будет обусловлено гуманитарными дисциплинами. Говоря более простым языком, с помощью литературы, истории, обществознания, ребенок научится не только решать задачи по физике и математике, но и предполагать применение полученного результата в повседневной жизни.

Заключение

В качестве основных целей гуманитаризации школьного математического образования рассматривается развитие у школьников целостной системы восприятия логических заданий со знаниями, приобретенными на предметах гуманитарного цикла.

Благодаря гуманитаризации происходит формирование умений у школьника передавать математический материал из одного вида выражения в другую, интерпретируя материал с уроков математики на гуманитарные предметы.

Самым важным является развитие умения применять полученный гуманитарный и математический материал в реальных условиях, а также непредвиденных ситуациях, находить связь между различными дисциплинами.

Педагог при новом подходе к обучению формирует у ребят целостную картину мира, не разделяя ее на отдельные сферы и направления.

Правое и левое полушария развиваются у ребят в равной степени, что важно для построения личных образовательных траекторий, определения жизненных приоритетов, формирования патриотизма, экологической культуры.

У выпускника школы не просто будет сформирован определенный запас теоретических знаний - он научится ориентироваться в разнообразных системах, иметь свое собственное мнение, объективно оценивать возможности, развивать способности, интересы.

Читайте также: