Что такое художественное творчество кратко и понятно

Обновлено: 04.07.2024

ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — процесс создания новых эстетических ценностей художественного творчества составляет элемент всех видов общественно-производственной деятельности человека, однако в полном своем качестве оно находит выражение в создании и исполнении произведений искусства. Идейно-эстетическая направленность творчества определяется социально-классовой позицией художника, его мировоззрением и эстетическим идеалом.

Творчество в искусстве есть новаторство как в содержании, так и в форме художественных произведений. Способность продуктивно мыслить является безусловно обязательным признаком таланта. Но новаторство — не самоцель. Творчество необходимо, чтобы продукт эстетической деятельности обладал как новизной, так и общественной значимостью; чтобы его создание и способ использования отвечали интересам передовых классов и способствовали социально-культурному прогрессу. В отличие от эстетиков-формалистов, рассматривающих творчество преимущественно лишь как конструирование новых форм и структур, эстетики-марксисты исходят из того, что эвристическая работа в искусстве характеризуется созданием в рамках таких структур новых общественных ценностей.

Художественное творчество неотрывно от освоения культурного наследия, из которого художник стихийно или осознанно — отбирает традиции, имеющие прогрессивный смысл и соответствующие его индивидуальности. Творчество, с одной стороны, предполагает принятие и развитие определенных традиций, с другой — отказ от некоторых из них, их преодоление. Творческий процесс — это диалектическое единство созидания и отрицания. Главным в этом единстве является созидание. Проповедь же самоцельного разрушительства, характерная для многих теоретиков декадентства и модернизма, оборачивается псевдоноваторством, обескровливающим творческие, потенции художника. Чтобы, никого не повторяя идти в искусстве вперед, надо хорошо знать достижения своих предшественников.

В плане социально-гносеологическом творчество есть образное отражение объективного мира его новое видение и осмысление художником. Оно выступает и как актуализация личности художника, его жизненного опыта. Самовыражение, субъективное по своей природе, не противостоит объективному, а является формой его отражения в художественном произведении. Это самовыражение оказывается в таком случае одновременно и выражением общезначимых, народных и классовых представлений.

вид общественно полезной и производственной деятельности, состоящей в создании новых эстетических ценностей и прежде всего произведений искусства. Художественное творчество, его организация, содержание, технология, является предметом и основой художественного воспитания, как составной части эстетического. Художественное воспитание – это воспитание средствами искусства способностей создавать художественные ценности, в том числе и в сфере производства (дизайн), управления (реклама).

Смотреть что такое ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО в других словарях:

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

особая деятельность человека, порождающая качественно новое произведение и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уни. смотреть

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ


Данный урок будет посвящён художественному творчеству. Мы определим, что относится к такому виду творчества. Узнаем, как научиться понимать и правильно оценивать художественное творчество. А также выясним, каких людей называют творческими.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Художественное творчество"

Итак, творчество – это процесс деятельности человека, результатом которого является создание новых по качеству материальных и духовных ценностей, отличающихся уникальностью, оригинальностью и неповторимостью.


Зародилось творчество ещё в глубокой древности. И с тех пор неразрывно связано с развитием общества. В творческом процессе участвуют воображение и мастерство, которое человек приобретает, получая знания и претворяя их в свою практическую жизнь.


Вообще, в зависимости от того какой продукт получается в результате творческой деятельности, всё творчество можно разделить на три группы: научное творчество, техническое творчество и художественное творчество.

Научное – творчество открывает новые факты и законы, это всё то, что существует, но что не было известно.

Техническое – творчество изобретает то, чего не было – какие-то новые устройства, способы действия.

В свою очередь, художественное – творчество включает в себя осмысление мира и создание новой реальности. В общем получается, что к художественному творчеству можно отнести поэзию, литературу, живопись, музыку, скульптуру, архитектуру, танцевальное искусство, театр, кино, телевидение и многое другое.


На уроках технологии вы уже не раз создавали собственные проекты.


Так вот они тоже являются результатом творческого процесса. А поэтому для вас не секрет, что для того, чтобы творить, то есть создавать что-то действительно новое, нужно:

Во-первых, знать частичку истории, изучить культурное наследие и традиции, то есть выяснить что и как люди делали в этой области до вас.


Во-вторых, научиться технологии выбранного вами вида творчества.


В-третьих, поинтересоваться кому может быть интересна ваша работа.


И в-четвёртых, научиться оценивать творческую работу, как свою собственную, так и других людей.


Как вы думаете, кого можно считать творческим человеком? Конечно, это уже сформировавшиеся и известные всему миру художники, музыканты, актёры, певцы, танцоры, скульпторы, поэты.


Но ведь все эти люди появились на свет, так же, как и вы! А значит, творческим человеком может быть каждый. Важно только в своей работе использовать нестандартные подходы, любить своё творчество и вкладывать в него душу.


В художественном творчестве огромную роль играют потребность человека познать самого себя, свои способности и возможности; выражение собственного мироощущения; а также врождённые качества: музыкальный слух, способность чувствовать гармонию цветов, ритмику стиха, эстетическую значимость объектов и форм. Художественное творчество, как и любое другое, имеет свои особенности. Но все они связаны со сложнейшими законами – законами красоты, которые в принципе невозможно сформулировать.


Всё, что создано естественно, то есть природой всегда смотрится красиво.


Вы когда-нибудь встречали рассвет или провожали закат?


Что тогда вы чувствовали? Правда, это было весьма красивое зрелище?

А вот как обстоит дело с творениями человека? Здесь уже, конечно, всё зависит от восприятия конкретного человека.


Вы когда-нибудь задумывались по каким признакам оценивают, например, картины, скульптуры или архитектуру?


Чтобы научиться понимать и правильно оценивать художественное творчество, нужно попытаться не только вникнуть в те цели, которые ставил перед собой человек создающий тот или иной продукт своего творчества, но и научиться понимать саму природу красоты.


А для этого нужно не лениться знакомиться с предметами искусства, посещать художественные выставки, вернисажи, просматривать различные альбомы и книги, посвящённые искусству различных времён, и, конечно же, обязательно нужно овладеть хотя бы одним из видов художественного творчества.


Основное количество известных творений художественного творчества различных эпох относятся к высокой категории искусства, и выполнены с помощью так называемых архаичных технологий.


Так называют технологии, которые практически не меняются в течение веков. Эти технологии нельзя модернизировать, в них нельзя ничего усовершенствовать или ускорить. Обратите внимание, за сотни лет, что существует художественное творчество, люди так и не смогли изменить коренным образом, например, способы лепки, вязания спицами или чеканки.


Тем не менее многие люди не перестают заниматься этим и сегодня, стремясь достичь всё большего и большего совершенства, проявить свою неповторимую индивидуальность. Наиболее настойчивые и устремлённые добиваются поразительных результатов и заставляют весь мир восхищаться красотой своих творений.


А начинался их путь в художественном творчестве с освоения одной из архаичных технологий, преобразующих какой-либо материал в произведение искусства с помощью его художественной обработки.


И, напоследок, хочется сказать, что творчество – это состояние человека, проявление его свободы или дар, данный человеку свыше.


Необязательно быть великим и талантливым человеком, чтобы творить, создавать красоту и дарить людям любовь и добро ко всему окружающему.


В наше время занятия творчеством доступны каждому человеку. Открыты большие возможности и созданы все условия для занятий любимым делом. Существует огромное количество специализированных клубов, дворцов, кружков и различных обществ по интересам. Поэтому каждый человек может выбрать занятие по душе. Не теряйте время, творите! И возможно в будущем о вас заговорит весь мир!

Главное в статье для неосиляторов: творчество — это создание качественно новых материальных и нематериальных ценностей. Что сводится к постановке качественно новых проблем, задач, их решению, а так же созданию качественно новых способов (алгоритмов) решения уже решённых задач. В посте будет рассматриваться модель творчества, компиляция материалов нескольких авторов. Для умеренных осиляторов презентация. Остальных приглашаю в статью.





Много думал насчёт того, в каком хабе опубликовать. Если есть более подходящий, прошу написать мне название.

Началось всё с эмоций. Я вроде как музыкант и вроде как занимаюсь творчеством. Однако было ощущение, что ни я, ни куча снобствующих музыкантов, поэтов, художников и т.д. на деле ничего в общество не привносят, совсем ничего. Кроме того, творческими людьми, талантамИ, гениями называли и людей искусства, и изобретателей, и учёных, и философов. И методы с основными подходами в этих направлениях разные, по многим параметрам противоположные, как и результаты.

Люди понимают под творчеством и талантом разные вещи

Если покопаться в словарях и поговорить с людьми, обнаружится, что определений этому слову куча, в том числе кардинально разных:

Речь в том числе и про аналогичные термины в других языках. Все эти определения сходятся в том, что творчество — деятельность. Либо её результат. Сразу разделим — мы будем называть творчеством именно деятельность, а результат — творческим результатом. Просто для разделения, ведь творческая деятельность подразумевает творческие же результаты. Откуда мы это взяли?

Разберём общепризнанные с научной точки зрения творческие области

Раньше о творчестве в основном говорила и писала интеллигенция. Естественно, поэтому творческой деятельностью считается искусство, часто и вообще вся художественная деятельность.

Но уже в середине XX века к этой области добавляли ещё две, итого:




Итого творчество — создание качественно новых материальных и нематериальных ценностей.

Что такое качественно новые материальные и нематериальные ценности

Новизну можно разделить на 3 уровня:

Попробуем измерять новизну предмета мебели относительно дома. В доме есть только столы, стулья и кровати. Если мы сделаем точную копию одного из стульев — тот будет номинально новым. Если копия будет отличаться количественной характеристикой — например, ножки подлиннее, чтобы одному из членов семьи удобнее было сидеть за столом — новизна будет количественной. А вот если мы сделаем стул без спинки — он лишится одного качества и получит другое. Теперь спиной не опереться на спинку, зато сесть можем куда угодно лицом. И даже называться этот стул будет иначе — табуретка. Потому что стул характеризуется спинкой, сиденьем и ножками. А если мы сделаем стул или табуретку без ножек и повесим на верёвки к потолку, получим качели. У них есть новое качество — возможность использовать не только как сиденье, но и развлечение.

Ценность определяется по-разному, в зависимости от области. Но минимальная ценность — интерес хотя бы для одного человека. Если что-то качественно новое при этом никого хотя бы не заинтересовало, то его никто не заметит. А если заметит, не придаст значения и забудет.

Как оценить уровень творческого результата?

Можно исследовать количество новых качеств в творческих процессе и результате и сводить это к каким-то количественным параметрам. Можно воспользоваться подходом патентных бюро и изобретателей — для этого использовать диаграмму Викентьева-Джефферсона (творческая эффективность):




То есть новизна и польза (ценность) только для себя — это тоже творчество, только низкого уровня. Возможен результат с разными показателями полезности и новизны. Скажем, новизна на уровне страны, а польза только для города.

Кроме того, пользу тоже можно измерять по-разному. Иногда непосредственно для людей. Но тот же пулемёт для огромного числа людей был вреден. Смертельно вреден. Поэтому в некоторых ситуациях полезность стоит оценивать для области, в данном случае — области оружейного, военного дела.

Используем системный подход для более точного определения полезности и нового качества

Творчество в таком понимании возможно не только в упоминаемых выше областях, оно возможно в любой деятельности. Как отличить творческую деятельность от нетворческой? Воспользуемся системным подходом. Любая деятельность — это решение какой-то задачи. Но что такое задача?

Определение задачи через понятие системы

Есть система — набор элементов с функциями и процессами. Функция — связь между элементами. Такая, что изменение в одном элементе порождает изменения в другом. Процесс — последовательное изменение состояний элемента, группы элементов или системы.

Задача — это исходные данные, цель и способ решения. Исходные данные — это исходная система. Решая задачу, мы преобразуем систему в новую, удовлетворяющую заданным параметрам цели.




Если более точно, условием будет первая система вместе с указанием подсистем, которые:

  1. нужно изменить
  2. можно изменить
  3. нельзя изменить

Но что определяет ценность, востребованность задачи? Это определяет проблема/проблемы, которую/которые задача разрешает. Часто проблема и порождает задачу.

Определение проблемы через понятие системы

В системе могут возникать противоречия. Когда одна функция какого-нибудь элемента негативно влияет на функцию этого же или другого элемента совсем. Иными словами, один процесс негативно влияет на другой процесс. Может не давать реализовываться совсем, может "искажать".




Это противоречия в системе и называется проблемами.

Пример проблемы, задачи и решения

Есть предприятие. На нём работает много женщин. В здании предприятия лифты, которым пользуются часто, в основном сотрудницы. Но лифты очень медленно ездит. Сотрудницы из-за этого нервничают, расстраиваются, раздражаются и капают на мозги начальству. Начальство выясняет, что ускорить лифт в ближайшие два года нельзя, слишком много издержек. Как быть?

Проблема: особенности функции лифтов (Лифт.Ехать()) оказывают влияние на функцию элементов (или объектов) типа сотрудниы (Сотрудница.Работать()) и через них на начальство (Начальник.Работать()). Нужно решить проблему для противоречия между классами элементов.

Исходная проблема осталась — медленная скорость лифта влияет на эффективность работы, сотрудницы успевают сделать меньше работы из-за его медленной скорости. Но уменьшилась степень влияния до приемлемой.

А теперь представьте, что начальство видело бы проблему именно как "лифт ездит медленно"? То есть видело по сути только задачу, не видя порождающей проблемы? В итоге ещё года два всё это продолжалось бы.

Если мы умеем формулировать проблему, ставить и решать задачи, то что мы получаем?

Мы получаем возможность придумать несколько способов разрешения одной и той же проблемной ситуации:




Итого

Как видно из примера, важно и умение правильно ставить проблему, и ставить задачу относительно неё, и уметь создавать новые способы решения этих задач. Из этого мы вывели определение творчества:

творчество — это создание качественно новых материальных и нематериальных ценностей: постановка новых проблем, задач, их решение, а так же создание новых способов (алгоритмов) решения уже решённых задач.

Авторы, чьи материалы использовались

О Design-thinking ("Дизайн-мышление", "проектное мышление") не знал до создания презентации и статьи, уже после мне рассказал один из знакомых айтишников о нём. Внушительную часть модели можно теперь не дорабатывать, а взять из этой методики. Но в основном методика расписана именно для создания инновационных продуктов, на которых можно заработать, целевая аудитория — программисты, дизайнеры. Многие другие творческие люди не поймут, прочитав кратко об этой методике, зачем им она. В дальнейшем я изучу, разберусь и включу Design-thinking в модель. Со всеми ссылками на источники, естественно.

О планах и как можете помочь

Готовы материалы ещё для нескольких статей и презентаций. Если эта статья будет интересна хабрасообществу, следующая — "Зачем нужно творчество". Там будет расписана роль в обществе и практическая польза использования творчества отдельным человеком.

Вы можете помочь, дав ссылку на полезные материалы (только без эзотерики, пожалуйста, очень трудно в ней копаться и полезного минимум), задав вопрос по теме, указав на ошибки и белые пятна. А так же поделившись интересными и неожиданными проблемами, задачами и их решениями из разных областей.

Читайте также: