Что такое хождение в истории 6 класс кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

Хождение в народ — попытка революционно настроенной молодежи 60-70-х лет XIX века вовлечь в своё движение крестьян, сделать их своими единомышленниками. Наивные, прекраснодушные, экзальтированные, не знающие жизнь студенты, учащиеся, молодые дворяне и разночинцы, начитавшиеся Бакунина, Лаврова, Герцена, Чернышевского, уверовали в скорый приход в Россию революции и отправились в деревни с целью спешно готовить к ней народ.

Революционной пропагандой в 1874 году была охвачена 51 губерния Российской империи. Общее число её активных участников насчитывалось примерно от двух до трех тысяч человек, и вдвое или втрое больше этого сочувствовало и всячески помогало им.

Жанр хождение в древнерусской литературе

Древнерусская литература

Что такое хождения

Этот жанр древнерусской литературы зародился благодаря паломникам, посещавшим святые для христиан места, в частности, в Константинополе и Палестине. Фактически хождения представляют собой путевые записки и записи впечатлений от посещения тех или иных иностранных земель, но не только, в них сочетаются элементы личного мировоззрения авторов: нравственные, художественные, политические и так далее. Проще говоря, произведения в этом жанре имеют субъективную эмоциональную и личную оценку того, кто их писал.

Жанр хождение в древнерусской литературе. Особенности.

Характеристика жанра хождения в древнерусской литературе

Герои поэмы

Главные герои

Общая характеристика жанра хождения в древнерусской литературе

Жанр хождение в древнерусской литературе. Характеристика.

Одно из самых известных древнерусских произведений в жанре хождения

Что означает слово "хождение", и когда впервые оно появилось. История и лексические значения рассматриваются в этой статье.

История возникновения

что такое хождение

Значение слова в современном русском языке

определение слова хождение

значение слова хождение в древнерусской литературе

Жанровое своеобразие хождений Древней Руси

Первая группа (путники) представляет собой краткие путеводители с практическими советами о том, как добраться до какого-либо места. Статейные списки носят деловой характер, поскольку описывают заграничные поездки послов по дипломатическим миссиям. Легендарные или вымышленные рассказы - это произведения публицистического жанра, которые могли содержать в себе пересказы сюжетов Писания и апокрифических рассказов.

лексическое значение слова хождение

Интерес литературоведения

Что такое хождение в древнерусской литературе? Для историков и лингвистов интерес представляют все категории данного жанра, в то время как для литературоведения не особо интересны практические заметки путников или деловой тон статейных списков. Основной интерес сконцентрирован на документально-художественных произведениях, содержащих в себе впечатления рассказчика. Личные эмоции в тексте произведения - залог наличия экспрессивной лексики, важной составляющей литературно-художественного языка.

Памятники древнерусской литературы

Наиболее известное и старейшее из дошедших литературных произведений путевого характера - это “Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли”, относящееся, как и "Повесть временных лет", к XII веку. Произведение посвящено нелёгкому путешествию русского игумена по территории ново образовавшегося Иерусалимского государства (Палестина) в период крестовых войн. Также автор описывает встречи с местным королём, удостоившим игумена своим вниманием.

что такое хождение

Понять, что такое хождение можно и по таким памятникам древнерусской и средневековой литературы, как “Хождение в Царьград” Добрыни Ядрейковича, “Хождения” Трифона Коробейникова, купца Василия Познякова или монахов Ионы Маленького и Арсения Суханова.

Лучшим образцом хождений признано произведение XV века - “Хождение за три моря” Афанасия Никитина. Оно повествует о путешествии тверского купца в Индию, однако лишено, в отличие от предшествующих образцов жанра, религиозной направленности. Это, пожалуй, одно из известнейших примеров данного жанра средневековой литературы, отвечающее на вопрос, что такое хождение в литературоведении.

Смотреть что такое ХОЖДЕНИЯ в других словарях:

ХОЖДЕНИЯ

жанр древнерусской литературы. X. назывались произведения, в которых описывались путешествия-паломничества в Палестину, Византию, страны Востока. Главной целью паломников было поклонение христианским святыням в Вифлееме, Иерусалиме, Константинополе и в других восточнохристианских центрах. X. совершались как официальными представителями русской церкви, так и по собственной инициативе или обету паломников (их называли “калинами перехожими”). Они жаждали увидеть место рождения Иисуса Христа, описанные в Евангелиях холмы, сады, здания, колодцы и т. д., пройти “крестный путь” Христа до Голгофы, посетить храм Гроба Господня. Подобные X. совершались на протяжении всего средневековья; некоторые из путников сочетали благочестивые цели с торговыми и дипломатическими интересами. Известно более семидесяти произведений, написанных в жанре X., они составляли заметную часть в круге чтения Древней Руси. Среди X. известны так называемые “путники” — краткие указатели маршрутов, содержавшие только перечень пунктов, через которые пролегал путь паломника из Руси в Святую землю. Пример такого “путника” — “Сказание Епифания мниха о пути к Иерусалиму”: “От великаго Новограда до Великих Лук 300 верьст, от Лук до Полоцка 180. от Царя-града Евксеньским (Черным) морем. и всего от великаго Новограда до Иерусалима 3420 верьст. Аминь”. Но чаще всего X. содержали не только описание маршрута, но и сведения географического и этнографического характера, а самое главное — личные впечатления паломников от увиденного (описания соборов, их росписи и утвари, богослужения и т. д.) и пересказ сюжетов Священного писания или апокрифических легенд, соотносимых с посещенными паломником достопримечательностями. Наиболее известны и распространены в древнерусской книжности были X. Даниила игумена(нач. XII в.), Антония Новгородского (его мирское имя — Добрыня Ядрейкович; нач. XIII в.), Стефана Новгородца, Игнатия Смольнянина (XIV в.), иеродиакона Зосимы (XV в.), купца Василия Познякова, Трифона Коробейникова (XVI в.), монахов Арсения Суханова, Ионы Маленького (XVII в.), Ивана Лукьянова (1702 г.) и некоторых др. Авторы X. нередко проявляют книжную образованность, начитанность в Священном писании, агиографии, исторических повестях. Некоторые X. представляют ценность как исторические источники: так, Антоний Новгородский описал Царьград до его разграбления в 1204 г. крестоносцами; Зосима, Стефан Новгородец и анонимный автор видели и описали конную статую византийского императора Юстиниана в Константинополе незадолго до ее гибели и т. д. В жанре X. написано и сочинение Афанасия Никитина, но оно существенно отличается от других X., как отличается сама судьба тверского купца, по роковому стечению обстоятельств оказавшегося в далекой стране, чуждой по языку, обычаям и вероисповеданию. В XVI и XVII вв. в России учащаются посольства и иные дипломатические миссии в европейские страны. Создается особый жанр “отписок”, “статейных списков” — отчетов о поездках в Англию, Францию, Испанию, Китай и др. страны. Эти “отписки”, как правило, излагаются деловым языком и редко наделены литературно-художественными достоинствами. Изд.: Хождение игумена Даниила / Подг. текста, перевод и комм Г. М. Прохорова // ПЛДР. XII век.—М., 1978.—С 24—115, 627— 645, Прокофьев Н. И Хождение Игнатия Смольнянина // Литература Древней Руси: Сб. научных статей.—М„ 1978.—Вып. 2.— С 123—149, “Хождение” Стефана Новгородца / Подг текста, перевод и комм. Л. А. Дмитриева // ПЛДР: XIV — середина XV века.— М., 1981.—С 28—41, 529—531; Книга хожений. Записки русских путешественников XI—XV вв. / Сост., подг. текста, перевод, вступит ст и комм. Н. И. Прокофьева.— М., 1984; Записки русских путешественников XVI—XVII вв / Сост., подг. текстов, комм. Н. И. Прокофьева, и Т. И. Алехиной.— М., 1988 (обе книги в серии “Сокровища древнерусской литературы”). Лит.: Сперанский М. Н. Из старинной новгородской литературы XIV века.— Л., 1934, Адрианова-П ер ет ц В. П. Путешествия // История русской литературы.—М.; Л., 1941.— Т. 1.—С. 365—374; Данилов В. В. О жанровых особенностях древнерусских хождений // ТОДРЛ.—1962.—Т. 18.—С. 21—37; Прокофьев Н. И. 1) “Хождения” как жанр в древнерусской литературе // Учен. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. № 288: Вопросы русской литературы.— М„ 1968.— С. 3—24; 2) Русские хождения XII—XV вв. // Учен. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. № 363: Литература Древней Руси и XVIII века.—М., 1970.—С. 3—264; Белоброва О. А. 1) Черты жанра “хождений” в некоторых древнерусских письменных памятниках XVII века // ТОДРЛ.— 1972.— Т. 27.— С. 257—272; 2) Антоний // Словарь книжников.— Вып. 1.— С. 39— 40; 3) Агрефений; Александр; Варсонофий; Василий (гость); Зосима; Игнатий (Смольнянин); Коробейников Трифон // Словарь книжников.-Вып. 2, ч. 1.-С. 7-8, 20. 109, 116-117, 363—364, 395—397, 490—491; 4) Позняков Василий // Словарь книжников.— Вып. 2, ч. 2.— С. 296—297; 5) Василий Гагара; Иона Маленький; Котов Федот Афанасьевич // ТОДРЛ.—1990.— Т. 44.—С. 61, 131—132, 150; Дмитриев Л. А. Стефан Новгородец // Словарь книжников.— Вып. 1.—С. 447—448; Творогов О. В. Даниил //Там же.— С. 109—112; Прохоров Г. М. Епифаний // Словарь книжников.— Вып. 2, ч. 1.—С. 210; ПоныркоН В. Иоанн Лукьянов // ТОДРЛ.—1990.—Т. 44.—С. 126—127. О. А. Белоброва. смотреть

ХОЖДЕНИЯ

- жанр описания путешествий на Христ. Восток (Палестину, Афон, Константинополь). Путешественники назывались пилигримами, паломниками, каликами перехожими. Гл. цель таких путешествий - поклонение христианским святыням. Самое раннее из известных рус. Х. - "Хождение игумена Даниила" в Святую Землю, напис. в нач. 12 в. В нем автор подробно рассказал о пути, природных богатствах Палестины, опасностях, подстерегавших его и спутников от "сарацин", а также привел легенды о библейских местах и событиях, часто апокрифического характера. Х. игумена Даниила послужило во мн. отношениях лит. образцом для последующих путешественников. Позднее основными авторами Х. становятся купцы и дипломаты. Распространяются спец. путеводители по св. местам - "путники", где описывался маршрут, давались сведения этнографич. и географич. характера. В Др. Руси были известны Х. Антония Новгородского (Добрыни Ядрейковича, нач. 13 в.), Стефана Новгородца, Игнатия Смольнянина (14 в.), иеродиакона Зосимы (15 в.), купца Василия Позднякова, Трифона Коробейникова (16 в.), монахов Арсения Суханова, Ионы Малого (17 в.), Ивана Лукьянова (нач. 18 в.). В 70-е гг. 15 в. в жанре Х. было написано "Хождение за три моря Афанасия Никитина, тверского купца" - своеобразный дневник с нерегулярными записями о путешествии и жизни автора в Индии. Интересен личный характер записей, их неукрашенность. В отличие от др. произв. этого жанра, чужая для Афанасия Никитина земля предстает здесь как "нечистая", "басурманская".

Лит.: Хождения в Святую Землю и путешествия вообще / В. Н. Перетц. Из лекций по методологии истории русской литературы. Киев, 1914; Адрианова-Перетц В. П. Путешествия: Ин-т рус. лит-ры. Т. 1, гл. VIII. М.; Л., 1941; Прокофьев Н. И. "Хождения" как жанр в древнерусской литературе // Уч. Зап. Моск. гос. Пед. ин-та. 228. Вопросы русск. лит-ры. М., 1960; Русские хождения 12-15 вв. // Там же. 362. Литература Древней Руси и 18 век. М., 1970.

ХОЖДЕНИЯ

корень - ХОЖД; суффикс - ЕНИ; окончание - Я; Основа слова: ХОЖДЕНИВычисленный способ образования слова: Суффиксальный∩ - ХОЖД; ∧ - ЕНИ; ⏰ - Я; Слово Хо. смотреть

Читайте также: