Что такое хор в музыке 5 класс определение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Хоровое пение играет важную роль в музыкальной культуре. Это одна из древнейших традиций, которая не только не угасла за прошедшие тысячелетия, но и в своём развитии достигла новых вершин. По-настоящему высокий уровень этого вида искусства достигается в рамках музыкальных ансамблей, одной из разновидностей которых является хор. Рассмотрим специфику подобных объединений.

Что называют хором

Существует несколько разновидностей вокальных ансамблей – трио, квартеты и т.д. Хор отличается от них тем, что одну партию в нём исполняют не менее двух участников с однородными голосами, родственными по тембру. В целом, это группа певцов, которая может насчитывать десятки (а иногда и сотни в сводных хорах) участником в своём составе, и которая исполняет вокально-хоровые произведения. Подобный коллектив, по сути, представляет собой вокальный оркестр. Такая форма певческого коллектива весьма распространена, т.к. в процессе хорового пения объединяются люди с разным уровнем вокальных данных и одарённости. Помимо профессиональных, во множестве существуют самодеятельные, церковные, школьные коллективы. Вообще, данный вид искусства вовлекает большое количество людей.

Классификация

Мужской


Базовая структура мужского хора следующая: партию верхних голосов исполняют тенора, а партию нижних – обладатели баса. Кроме того, каждая партия может дополнительно разделяться на первые и вторые голоса (соответственно тенора и басы). В этих рамках первые тенора или басы относятся к высоким (в границах своего диапазона), а вторые – к низким. Кроме того, хоровой коллектив данного типа может быть дополнен певцами, поющими фальцетом. В коллективе необязательно должен быть полный набор типовых голосов.

Примером состава такого хора может быть следующее сочетание: тенора, а также первые и вторые басы.

Женский


В женском хоре партия нижних голосов исполняется альтами, верхних – сопрано. Альты и сопрано также подразделяются на первые и вторые. Исполнение определённых произведений может потребовать, чтобы хор звучал на один голос (все диапазоны в унисон), на два, три, четыре голоса (в этом случае самостоятельные партии у первых и вторых альтов и сопрано). В некоторых ситуациях применяется разделение на большее количество голосов.

Детский


Детских хор в целом повторяет структуру, присущую взрослым коллективам. В нём звучат высокие детские голоса, называемые дискантами, а также более низкие голоса – альты. Такой хоровой коллектив может быть разделён и на большее количество голосов, например, состоять из дискантов, а также первых и вторых альтов. Это не предел, голосов может быть и больше. Кроме того, все голосовые диапазоны могут звучать в унисон, на один голос.

Смешанный

Все вышеописанные типы хоровых коллективов относятся к однородным. Но существуют и коллективы смешанного типа. В них используются мужские (нижние), а также женские (верхние) голоса. Иногда мужские голоса комбинируются с детскими. Этот тип хора может быть и неполного состава, к примеру, состоять из альтов, теноров и басов. В некоторых случаях смешанный коллектив может петь в унисон, но это случается довольно редко. Кроме того, в зависимости от исполняемого произведения его могут разделить более чем на четыре голоса.

Что такое хоровая партия

Кроме того, нередко случается, что голос певца нельзя чётко отнести к какой-либо одной партии. Например, его можно классифицировать и как тенор, и как баритон. В конечном итоге, тип голоса певца, а также его возможности и место в хоре определяет хормейстер.

Дирижирование в хоре

Руководителем хора является хоровой дирижёр, он же хормейстер. Дирижёр хора управляет подопечным коллективом на всех этапах творческого процесса:

  • при разучивании новых музыкальных произведений;
  • на репетициях;
  • наконец, при концертном исполнении произведений, входящих в репертуар коллектива.


Кроме того, хормейстер подбирает новых участников коллектива, прослушивает их, определяет их место в хоровом коллективе в зависимости от вокальных данных. В целом, хоровой дирижёр должен сочетать функции музыканта, организатора и педагога.

У главного хормейстера круг обязанностей шире. В частности, он работает с композиторами и драматургами в рамках создания новых произведений, принимает участие в разработке репертуарных планов учреждений культуры, контролирует работу хормейстеров и при необходимости оказывает им профессиональную помощь.

Как подобрать репертуар

Подбор репертуара для хорового коллектива является важной задачей, решением которой обычно занимается руководитель хора. При подборе композиций хормейстер, как правило, руководствуется не только своими предпочтениями, но и принимает во внимание ожидания слушателей, учитывает их вкусы. Кроме того, на репертуар накладывает отпечаток тематика концерта и место исполнения произведений. В самом деле, совершенно неуместным покажется исполнение каких-либо нескромных песен в православном храме или исполнение произведения современного автора на фестивале, посвящённом итальянской музыке эпохи барокко.


Когда ограничения по репертуару отсутствуют, можно подобрать произведения для хора, относящиеся к различным жанрам. Это может быть хоровая классика, оперные сцены, народные песни, саундтреки кинофильмов и т.д. Следует отметить, что при исполнении современной музыки возникает проблема соблюдения авторских прав. В целом же, грамотно подобранный разнообразный репертуар при соответствующем уровне исполнения практически гарантирует успех концерта.

Песни для хора

Подбор песен для хора определяется вкусами хормейстера, популярностью тех или иных песен среди слушателей, направленностью хорового исполнительства. Под направленностью подразумеваются направления, в которых работают хоровые коллективы. В настоящее время различают два направления – академическое и народное. Академическое направление не является чем-то узкоспециализированным, догматичным и застывшим. В этом направлении имеется множество школ, стилей исполнения. При этом в академическом направлении присутствует и определённая нормативность, что не мешает исполнять как классические, так и совершенно новые произведения, включая современные популярные песни.


Большей специализацией отличаются народные хоры. Их деятельность базируется на местных певческих традициях. Местные традиции накладывают отпечаток и на манеру исполнения. В соответствии с направленностью, подбирается репертуар такого коллектива. Это могут быть исконные народные песни, или песни, написанные профессиональными композиторами специально для народно хора.

Подведем итоги

Хоровое пение по сей день не утратило своей популярности несмотря на всю мощь современной развлекательной индустрии. Этот вид искусства справедливо можно назвать массовым, так как участником самодеятельного хорового коллектива может стать человек даже с довольно скромными музыкальными данными. Репертуар хора может быть весьма разнообразным – от сложных произведений, рассчитанных на высокопрофессиональных исполнителей, до незатейливых народных или популярных песен. В любом случае, хоровое исполнение музыкальных произведений неизменно привлекает внимание слушателей, зачастую значительно расширяет их представления о музыкальной культуре.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР

ГОРОДСКОГО ОКРУГА-ГОРОД КАМЫШИН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Дидактическая разработка

Сценарий занятия по вокалу

образования МБОУ ДО ДЮЦ

Сухарева В.С.

Понятие хор

Хоровое пение имеет несколько видов : массовое пение, пение в самодеятельном хоре, профессиональное пение и пение в объединённом сводном хоре. [4, с. 218]

Характеристика певческих голосов

Певческий голос бывает бытовым и профессиональным. Бытовой – не поставленный голос, профессиональный – поставленный педагогом. Постановка голоса вообще – это развитие его для использования в профессиональных целях, придание его звучанию длительности, яркости, красоты, силы. Голос может ставится для исполнения народных песен, оперных, эстрадных.

Главными определяющими характеристиками певческого голоса являются его способность выдерживать звуки, а также красота его тембра.

Так, оперный голос должен быть громким, чтобы его хорошо было слышно в просторных залах. Хорошей полетностью обладают металличные, звонкие голоса.

Не менее важное качество голоса – сила его звучания. Оперные певцы должны обладать сильными голосами, которые смогут наполнять зал своим звучание даже при звучании оркестра. [6, с. 86]

Профессиональный певческий голос должен обладать диапазоном в две октавы, он должен звучать красиво, ровно на протяжении всего диапазона, он не должен дрожать.

Внутри каждой из групп голосов и даже внутри диапазона каждого отдельного голоса тоже есть разделение на высокий, средний и низкий регистр. Так, например, высоким мужским голосом является тенор, средним – баритон, а низким – бас. Или, ещё пример, у певиц самый высокий голос – сопрано, средний голос вокалисток – это меццо-сопрано, а низкий – контральто. Окончательно усвоить разделение мужских и женских, ну заодно и детских голосов на высокие и низкие. [8, с. 214-215]

Если говорить о регистрах какого-либо одного голоса, то у каждого из них есть и низкие звуки и высокие. Например, тенор поёт и низкие грудные звуки, и звуки высокие фальцетные, не доступные басам или баритонам.

Женские певческие голоса

Итак, основные виды женских певческих голосов – это сопрано, меццо-сопрано и контральто. Они различаются, прежде всего, диапазоном, а также тембровой окраской. К числу тембровых свойств можно отнести, например, такие, как прозрачность, лёгкость или, наоборот, насыщенность, сила голоса. Сопрано – женский самый высокий певческий голос, его обычный диапазон – две октавы (целиком первая и вторая октава). В оперных спектаклях часто партии главных героинь исполняются именно певицами с таким голосом.

Если говорить о художественных образах, то лучше всего высокий голос характеризует молодую девушку или какого-нибудь фантастического персонажа (например, фею). Сопрано по характеру звучания разделяют на лирическое и драматическое – вы и сами легко можете представить себе, что партии девушки очень нежной и девушки сильно страстной не может исполнять одна и та же исполнительница. Если голос с лёгкостью справляется с быстрыми пассажами и фиоритурами в своём высоком регистре, то такое сопрано называют колоратурным. Меццо-сопрано – женский голос с более густым и сильным звучанием. [4, с. 231]

Мужские певческие голоса

Характерный тенор просто незаменим там, где требуется создать образ седовласого старика-старца или какого-нибудь хитреца-пройдохи.

Рабочий диапазон голоса профессионально обученного вокалиста в среднем обычно составляет две октавы, иногда, правда, певцы и певицы обладают куда более широкими возможностями. Для того, чтобы вы хорошо ориентировались в тесситурах при выборе нот для занятий, предлагаю вам познакомиться с рисуночком, наглядно демонстрирующим допустимые диапазоны для каждого из голосов: Перед заключением хочу порадовать вас ещё одной табличкой, с помощью которой можно познакомиться с вокалистами, обладающими тем или иным тембром голоса. Это нужно для того, чтобы вы самостоятельно могли найти и послушать ещё больше аудио-примеров звучания мужских и женских певческих голосов:

Типы голосов: драматический и лирический голос

Тип голоса определяется тесситурой, в которой он проявляет свои наилучшие свойства. Певческие голоса условно подразделяют на драматические и лирические, а также лирико-драматические, при наличии свойств обоих разновидностей. Эти различия в звучании голоса, прежде всего, имеют отношение к тембру.

Говоря о драматическом сопрано, мы вспоминаем голос Марии Каллас, Галины Вишневской, Джесси Норман, Любови Казарновской.

К драматическим тенорам относятся Энрико Карузо, Николай Фигнер, Владислав Пьявко, Владимир Атлантов.

Драматические баритоны: Сергей Лейферкус, Титта Руффо и другие.

Лирический голос имеет меньшую плотность, он более лёгкий, более светлый по тембру, мягкий, романтичный, чувственный. Этот голос хорошо передаёт мягкую любовную лирику, светлые чувства и переживания. Лирические голоса лучше звучат в верхней тесситуре, для драматических наиболее выигрышна середина. Пожалуй, драматический голос более выразителен, однако, лирические голоса обычно более популярны.

Из лирических теноров хорошо известны Луччано Паваротти, Николай Гедда, Иван Семёнович Козловский, из баритонов можно упомянуть Дмитрия Хворостовского, Муслима Магомаева. Прекрасным лирическим сопрано обладали Мария Биешу, Тамара Милашкина, Рената Скотто, Антонина Нежданова. [10, с. 215]

Есть также голоса, в которых гармонично объединены оба типа тембровой окраски. Их называют лирико-драматическими. К известным представителям таких голосов можно отнести из мужских голосов Владимира Атлантова, Пласидо Доминго, Энрико Карузо (тенора). Из женских голосов можно назвать Марию Каллас, Джоан Сазерленд (Австралия), Монсеррат Кабалье, Анну Нетребко, которая сначала приобрела известность, как лирическое сопрано, но после рождения сына голос претерпел изменения и певице стал доступен репертуар драматического сопрано.

хор

Хором называют коллектив певцов (вокалистов), исполняющих одно произведение. Существует два вида хора: однородный и смешанный. К однородному относятся только женские хоры, мужские хоры или детские хоры (не важно, кто поет в детском хоре, мальчики или девочки, или и те и другие, он все равно считается однородным). Смешанным хором называется коллектив, где поют и мужчины, и женщины (иногда участвует группа детского хора).

Из чего состоит хор?

Каждый вид хора имеет деление на партии. Так в однородном мужском и женском хоре может быть только две партии: Тенор / Бас (в мужском) и Сопрано /Альт (в женском). Смешанный хор делится на четыре партии (иногда на пять) партий: Сопрано / Альт / Тенор / Бас. Иногда разделяют низкие мужские голоса на две партии: Баритон и Бас, тогда состав выглядит так: Сопрано / Альт / Тенор / Баритон / Бас. В нотах для хорового исполнения принято писать каждую партию на отдельном нотном стане. Четыре нотоносца объединяются: на верхнем пишется партия сопрано, затем альта, тенора, а на самом нижнем – баса.

Сколько в хоре певцов?

Хор (др. -греч. χορός — толпа) — хорово́й коллектив, пе́вческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора) ; совместное звучание человеческих голосов.

Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д. ) наличием как минимум двух (по П. Чеснокову, трёх) или более человек исполняющих одну и ту же партию.

Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.


Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение без сопровождения называется пением a cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр. Как правило на репетициях хора в процессе разучивания произведения, написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано; также фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a cappella.

Есть упоение в говне,
В нытье со страхом и упреком.
Но в этом я не вижу проку,
И это не по вкусу мне.
И пусть умру я под забором,
Как рок велел мне умирать,
Но петь не стану в этом хоре,
Под эту дудку танцевать.

Читайте также: