Что такое гуашь в изобразительном искусстве кратко

Обновлено: 02.07.2024

Гуашь - краска, которая состоит из тонко растертых пигментов с водно-клеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстрин и др.) и примесью белил.

Гуашевые краски еще в Средние века художники использовали в книжной миниатюре. Этими красками рисовали на бумаге, кости, по дереву, картону, шелку. Возникла гуашь как разновидность акварели, когда для достижения плотности красочного слоя к водяным краскам начали примешивать белила. В эпоху Возрождения художники делали эскизы работ на картоне, чтобы по ним выполнять настенные росписи. Гуашевыми красками писали портретные миниатюры.

В России техника гуашью достигла высокого развития в конце XIX – начале ХХ века в творчестве таких известных художников - В. А. Серов, А. Я. Головин, Б. М. Кустодиев.

Особенности работы гуашевыми красками.

1. Гуашевые краски разводятся водой до консистенции жидкой сметаны.

2. Гуашь следует тщательно размешивать на палитре.

3. Гуашь - это водяная краска, высыхает быстро.

4. Гуашь - кроющая краска, т. е. краска обладает возможностью закрывать темные пятна светлыми красками;

5. При высыхании краски гуашь высветляется примерно на 20 процентов, поэтому надо брать краску большей силой.

7. Исправлять ошибки в работе следует после полного высыхания гуаши.

8. Хранить гуашь следует в плотно закрытых банках при комнатной температуре.

9. Для работы с гуашью и темперой часто используют беличьи, колонковые а также синтетические кисти.

10. Работы, написанные гуашью принято хранить под стеклом, для предотвращения попадания влаги, пыли и вредного воздействия солнечного света (выцветания).

Типы гуаши.

Художественная (профессиональная) гуашь - обладает прекрасной кроющей способностью, матовостью, бархатистостью и прекрасно ложится на художественную поверхность. Для этого типа краски идеально, в качестве рабочей поверхности, подходят не мелованный картон, акварельная бумага, тонированная бумага. Она подходит для создания больших картин.

Особенности работы гуашевыми красками

Екатерина С., 16 лет "Рождество"

Плакатная гуашь представляет собой обычную гуашь, но вместо белил используется каолин. Это делает краску более яркой и плотной. Этой краской рисуют плакаты, театральные декорации,эскизы костюмов, украшений.


Василиса К., 16 лет "Эскиз ювелирных украшений"


Юлия Ю., 16 лет "Слон"

Гуашь для детского творчества вместо дорогого гуммиарабика используется дешевый клей ПВА. Это делает краску менее пластичной и она быстрее высыхает.

Техники живописи гуашевыми красками.

1. Техника лессировок - способ, который заключается в нанесении поверх основного цвета прозрачных слоев других тонов.

2. Пастозная техника- техника, заключающаяся в наложении густой краски толстыми слоями.


Юлия Ю., 16 лет " Портрет деда"

3. Смешанная техника, применение техник лессировок и пастозного мазка в одной работе.


Олеся Г., 14 лет " Гуси"

Знакомство с гуашевыми красками начинаем с 1-го класса, выполняются задания по созданию различных дополнительных цветов и оттенков. На этих уроках учащиеся учатся пользоваться палитрой и различными кистями.


Полина М., 9 лет "Кит"


Василиса К., 9 лет "Морозко"

В дальнейшем учащиеся работают гуашевыми красками над постановками. Во время выполнения натюрмортов с натуры ребята учатся использовать средства гуашевой живописи для правдивой передачи цветового и тонального богатства окружающей действительности.


Полина Д., 13 лет "Натюрморт с атрибутами искусства"


Виктория Щ., 16 лет " Натюрморт с кувшином"

Очень часто используется гуашь для работы над декоративным натюрмортом.


Виктория Щ., 16 лет " Натюрморт с подсолнухами"

Гуашь применяется и в работе над станковой композицией. Замечательные качества гуаши : матовость, бархатистость, специфические декоративные эффекты позволяют работать над эскизами, а также делать прекрасные композиционные работы.


Олеся Г, 14 лет "Рождество"


Илья Г., 14 лет " Петр I в кругу соратников"


Юлия Ю., 16 лет " Композиция на тему библейских сюжетов"


Елизавета М, 11 лет " Натюрморт"

Используем на уроках нетрадиционную технику рисования - монотипию гуашевыми красками. Эта техника привлекает детей новизной и большими возможностями.


Ксения К, 14 лет " Лето"


Анна Н., 14 лет " Фламинго"

Пробуйте, и у Вас обязательно получится!

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Гуашь - (от французского guazzo - водная краска).

1) Водорастворимые краски.

2) Живописно-графическое произведение, выполненное красками такого типа.

1) В составе гуашевых красок используются тонко растёртые пигменты, смешанные с сильным клеем (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстрин), фруктовая камедь и глицерин. Наличие белого пигмента в составе красок придаёт красочному слою при высыхании матовость, бархатистость, объединяет цвета изображения за счёт светлоты оттенков, особенно тёплых цветов.

Гуашью пишут на бумаге или картоне. Известны случаи применения гуашевых красок на основе из полотна, шёлка, кости, фанеры.

Изначально гуашь применялась художниками как разновидность акварели (в акварельные краски подмешивали белила для получения светлых кроющих оттенков и слоёв краски). Позже техника гуаши приобрела самостоятельное значение и нашла своё место в структуре живописно-графических материалов и техник.

Гуашь - идеальная краска для детей. Благодаря хорошей укрывистости и экологичности, ей можно рисовать с самого раннего возраста. Возможность перекрывать неудавшиеся участки рисунка новым слоем гуаши помогает начинающим художникам постигать основы живописи. Именно поэтому гуашевые краски чаще всего используют на уроках живописи в художественных школах.

Спектр применения гуашевых красок в художественной деятельности велик: её используют для создания эскизов станковой живописи и графики и плакатов художники-графики; театральные художники, для рисования эскизов костюмов и декораций театральных постановок; мастера ДПИ для разработки первоначального замысла изделий промыслов; художники-монументалисты для определения цветового строя будущей фрески, росписи, мозаики и так далее.

Удобство применения, яркость и насыщенность пигментов, ровная укрывистость красочного слоя, широкие возможности смешивания цветов для получения нюансных оттенков, органичное сочетание с другими художественными материалами и техниками (акварелью, тушью, акрилом и другими) делают гуашь излюбленным эскизным и ученическим материалом и техникой исполнения.

В полиграфии XX века гуашь нередко применялась при ретушировании фотографий.

Характерные особенности гуашевой техники - непрозрачность, матовость красочного слоя, незначительное высветление всех выкрасок при высыхании, что многие художники считают недостатком живописи гуашью. Но, в то же время, это способствует более качественной и менее трудоёмкой гармонизации оттенков в готовой работе. Предугадать степень высветления гуаши при высыхании становится возможным опытным художникам.

Также, гуашевые краски используют в качестве цветного грунта под живопись маслом, акрилом, темперой и самой гуашью. Прежде чем писать по готовому цветному грунту, представляющему собой тонко накатанный слой гуаши, грунт покрывают специальными фиксативом - прозрачным клеем.

Живописная работа гуашью ведётся быстрее, чем акварелью или масляными красками из-за скорости высыхания слоёв краски и возможности перекрытия как светлых оттенков тёмными, так и наоборот. Густота нанесения слоя гуашевых красок не должна быть слишком большой - это может привести к растрескиванию и осыпанию просохшего слоя. Перекрывание одного слоя гуаши другим возможно только после полного просыхания слоя предыдущего - это поможет избежать нежелательного перемешивания некоторых цветов и оттенков.

Также, гуашевые краски используют в качестве цветного грунта под живопись маслом, акрилом, темперой и самой гуашью. Прежде чем писать по готовому цветному грунту, представляющему собой тонко накатанный слой гуаши, грунт покрывают специальными фиксативом - прозрачным клеем.

Живописная работа гуашью ведётся быстрее, чем акварелью или масляными красками из-за скорости высыхания слоёв краски и возможности перекрытия как светлых оттенков тёмными, так и наоборот. Густота нанесения слоя гуашевых красок не должна быть слишком большой - это может привести к растрескиванию и осыпанию просохшего слоя. Перекрывание одного слоя гуаши другим возможно только после полного просыхания слоя предыдущего - это поможет избежать нежелательного перемешивания некоторых цветов и оттенков.

Пастозная манера живописи гуашью в освещённых частях предметов или персонажей в сочетании с прозрачным акварельным подмалёвком создают особую глубину и реалистичность изображения, почти полностью имитируя технику масляной живописи.

История гуаши.

* Зарождением и первыми шагами в развитии техники гуаши можно считать создание книжных миниатюр эпохи средневековья. Подмешивая для плотности красочного слоя белила в акварельные краски, художники стран Европы и Азии создавали удивительно гармоничные по цвету, мастерски орнаментированные и точно детализированные иллюстрации, заставки к произведениям раннехристианской, мусульманской и другой литературы, каллиграфические элементы, эстетично оформляющие рукописные тексты.

* В эпоху возрождения гуашь начинают применять для создания эскизов картин и фресок, подцвечивания рисунков. В некоторых случаях, тонкими мазками гуаши заменяют следы мела в рисунках по тонированной бумаге. Из-за большого диапазона светлоты оттенков: от холодных сияюще-белых до тёплых светло-бежевых, гуашь справлялась с задачей выявления освещённых частей лучше мягких материалов.

* В связи с развитием портретного искусства в XVI - XVII веках, гуашью пишут миниатюрные портреты на бумаге, картоне, кости металле.

* В XVIII - начале XIX веков гуашь используют в сочетании с акварелью для наибольшей выразительности и реалистичности картинки. Обычно, это работы небольшого размера с филигранно точно выполненным рисунком и обилием деталей. В России самый известный художник - представитель этой техники живописи - Ф. П. Толстой.

* В середине XIX века начинается активное производство заводских гуашевых красок (до этого краски изготавливались художниками самостоятельно из смеси сухих пигментов, клея и дополнительных ингредиентов - об этом можно подробно прочитать в книге Д. И Киплика “Техника живописи”). Появление широкой линейки цветов, улучшение качества гуаши и экономия времени художника на производство краски сделали гуашь излюбленной эскизной техникой живописи. Именно в этот период гуашь приобретает свои классические свойства: укрывистость, матовость тона, густоту, высокую светлоту.

* В конце XIX - начале XX веков художники-живописцы пишут гуашью особенно активно, используют этот тип красок для создания самостоятельных произведений: станковых, иллюстраций. Это придаёт их работам особый декоративный эффект, соответствующий духу времени. Мастера гуаши этого периода: В. А. Серов, А. Я. Головин, художники “Мира искусства” - А. Я. Бенуа, К. А. Сомов и другие.

* В советское время гуашь используется для рисования афиш, плакатов, декоративно-оформительских работ, для книжной и журнальной иллюстрации, прикладной графики (основы дизайна).

Использовалась литература:

1. Беда Г. В. “Словарь специальных терминов в живописи”;

2. Сокольникова Н. “Краткий словарь художественных терминов для учащихся 5-8 классов”.

3. “Популярная художественная энциклопедия.” Под редакцией Полевого В. М.; - Москва: “Советская энциклопедия”, 1986.

4. “Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.” Под редакцией проф. Горкина А. П., Москва: Росмэн, 2007.

5. Большой энциклопедический словарь;

6. “Реклама и полиграфия: опыт словаря справочника.” - Москва: Гелла-принт. Стефанов С. И., 2004.

7. Иллюстрированный энциклопедический словарь - Москва: Аутопан В. И. Бородулин и др., 1998.

8. Большая советская энциклопедия;

9. Киплик Д. И. “Техника живописи”, 6 издание - Москва; - Ленинград, 1950

(франц. gouache, от итал. guazzo - водяная краска), краски, состоящие из тонко растёртых пигментов с водно-клеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстрин др.) и примесью белил, а также произведения искусства, выполненное этими красками. Гуашь обычно употребляется для живописи по бумаге, картону, полотну, шёлку, кости. Возникла как разновидность акварели, когда для достижения плотности красочного слоя к водяным краскам начали примешивать белила. Гуашь широко использовалась уже в средние века в искусстве многих стран Европы и Азии для выполнения книжных миниатюр, а начиная с эпохи Возрождения - также для эскизов, картонов, подцвечивания рисунков, позже - для портретных миниатюр. Начало производства специальных гуашевых красок в середине XIX в. способствовало окончательному обособлению гуаши от акварели. В России техника гуаши достигла высокого развития в конце XIX - начале XX вв. в творчестве В. А. Серова, А. Я. Головина, С. В. Иванова и др., которые применяли гуашь и при работе над большими станковыми произведениями, используя её особенности (плотность и матовость тонов) для достижения декоративных эффектов. Ныне гуашью обычно выполняют оригиналы плакатов, книжной и прикладной графики, эскизы декораций, оформительские работы.

(франц. gouache, от итал. guazzo – водяная краска), разновидность красок, а также техника живописи этими красками. Состоит из тонко перетёртого пигмента и гуммиарабика (вязкая прозрачная жидкость, выделяемая некоторыми видами акаций; растворяется в воде, образуя клейкий раствор), фруктовой камеди, глицерина и др. связующих веществ. В отличие от акварели, гуашь непрозрачна. Для её высветления применяются белила, поэтому высохшие гуашевые краски отличаются приглушённым, мягким звучанием цвета. Хорошая кроющая способность – одно из самых ценных свойств гуашевых красок. Это качество позволяет закрывать тёмные участки светлыми тонами и наоборот. Гуашью работают, главным образом, плакатисты и графики; она широко применяется в театрально-декорационной живописи при выполнении различных эскизов. Ею можно работать не только на бумаге, но и на грунтованном холсте, на ткани, картоне, фанере. Превосходными мастерами гуаши были русские художники рубежа 19–20 вв. – В. А. Серов, А. Н. Бенуа, К. А. Сомов и др. Нередко в их работах гуашь сочеталась с другими техниками – акварелью, тушью и т. д.

Полезное

Смотреть что такое "Гуашь" в других словарях:

ГУАШЬ — guazzo, от guazzare, мыть, купать; фр. gouache. Рисунок водяными красками, разведенными на растворе вишневого клея. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ГУАШЬ… … Словарь иностранных слов русского языка

гуашь — акварель Словарь русских синонимов. гуашь сущ., кол во синонимов: 3 • акварель (5) • картина … Словарь синонимов

ГУАШЬ — (франц. gouache) краски, растертые на воде с клеем и примесью белил, а также живопись этими красками. Употребляется преимущественно для живописи по бумаге, шелку и др., дает непрозрачный слой … Большой Энциклопедический словарь

ГУАШЬ — ГУАШЬ, гуаши, мн. нет, жен. (франц. gouache) (живоп.). 1. Непрозрачная акварельная краска. 2. Картина, исполненная этой краской. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ГУАШЬ — ГУАШЬ, и, жен. Непрозрачная краска, растёртая на воде с клеем и примесью белил, а также картина, написанная такой краской. | прил. гуашевый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ГУАШЬ — жен., гваш муж., итал., иногда как нареч. род живописи водяными красками, с белилами, вообще красками, не сквозящими, кроющими густо, ·противоп. соковые краски, акварельная живопись. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

гуашь — и, ж. gouache f. 1. Краска, растертая на воде с клеем с примесью белил, дающая непрозрачный слой. БАС 2. В то время была большая мода рисовать по дереву цветы гуашью и по белому бархату. Дурново Рассказы бабушки. // РВ 1880 4 736. Одни… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Гуашь — (ГУАШЕВЫЕ КРАСКИ) (от фр. goufche Реклама и полиграфия

Гуашь — (французское gouache, от итальянского guazzo водяная краска), краски из тонко растертых пигментов с водно клеевым связующим и примесью белил, а также произведения, выполненные этими красками. Отличается непрозрачными, плотными, матовыми тонами.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Гуашь — Винсент Ван Гог. Коридор в Асулуме (чёрный мел и гуашь по розовой бумаге) … Википедия

Во всех детских художественных школах, изостудиях и на занятиях по изобразительному искусству одним из самых почитаемых материалов является гуашь.

На сегодняшний день гуашью работают художники разных направлений - графики, мастера театрально-декорационного искусства, живописцы. Она широко применяется в декоративной живописи, для выполнения различных эскизов и цветных набросков.

Гуашь (фр. Gouache, итал. guazzo водная краска, плеск) — вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый, чем акварель.

История гуаши

Термин первоначально возник в 18 веке во Франции, хотя техника создания этой краски значительно старше— она использовалась в Европе в средние века. Гуашью выполнялись книжные миниатюры уже в Средние века, обыкновенно в комбинации с акварелью. В эпоху Возрождения художники применяли технику гуаши для эскизов, картонов и других подготовительных работ, а также для портретных миниатюр. Расцвет техники гуаши приходится на конец 19 — начало 20 в. В России художники объединения "Мир искусства" писали гуашью большие станковые произведения, эскизы театральных декораций, костюмов, плакатов, используя ее декоративные качества.

Использование гуаши

Гуашь – плотная, непрозрачная краска, после высыхания она становится бархатистой и матовой. Ею можно работать на бумаге, на грунтованном холсте, картоне или гладкой деревянной поверхности.

Гуашь состоит из хорошо перетертого пигмента, связующего вещества – гуммиарабика и пластификатора - фруктовой камеди, декстрина и глицерина. Для большей плотности в гуашевые краски обычно добавляют белила. Из-за этого после высыхания краска становится немного белесоватой.

В отличие от акварели гуашь включает гораздо меньше связующего и значительно большее количество пигмента. Это самая плотная, непрозрачная, укрывистая краска. Она позволяет полностью и очень чисто перекрыть неудачное место, более темное перекрыть более светлым. Предыдущие слои сквозь нее не просвечивают, поэтому цветовые пятна, особенно больших размеров, очень звучны и красивы. Гуашевые краски недорогие и это один из лучших материалов для того, чтобы научиться рисовать.

  • Детская – ей рисуют в школах, детских садах, творческих кружках. Детская гуашь отличается пониженным содержанием вредных веществ (например, декстрина).
  • Плакатная – более жидкая и менее плотная гуашь. Используется для закрашивания больших поверхностей.
  • Художественная. При производстве художественной гуашь используется более тонкотертые пигменты.
  • Декоративная гуашь – это краски с эффектами перламутра, металлика, флюоресцентная гуашь. Их применяют для декоративных работ, например при росписи театральных декораций.

Техника рисования гуашью

Преимущества гуашевых красок в том, что можно с легкостью регулировать густоту краски, добавляя воду. Гуашь практически не обладает запахом и быстро высыхает. Ошибки можно не стирать, так как один слой можно легко перекрыть другим более темных тонов.

Для работы гуашь следует разводить до консистенции очень жидкой сметаны, но не до такой степени, чтобы краска оказалась просвечивающей. Она должна оставаться плотной, непрозрачной. К тому же слишком жидко положенная краска при высыхании образует по границам мазков темные каемки. Не следует класть гуашь и слишком густо, толстым слоем или перекрывать много раз одно и то же место – она плохо закрепится на основании и после высыхания будет осыпаться, как штукатурка. Это может привести и к появлению темных пятен на поверхности от выступившего свободного клея(заклеивание).

Чтобы закрасить поверхность ровно, необходимо брать краску кистью, смоченной в воде, причем краска должна быть равномерной плотности, иначе, при высыхании могут получиться полосы. Кроме того, для получения более ровной поверхности, лучше пользоваться картоном или шероховатой бумагой.

Для гуаши применяют мягкие, упругие колонковые или беличьи кисти, особенно плоские, но пользуются и круглыми. Живописцы-станковисты часто пишут эластичными круглыми и щетинистыми кистями.

Техник, позволяющих рисовать гуашью яркие и насыщенные композиции, множество. Тем, кто уже работал с акварелью, основные способы работы с гуашевыми красками знакомы. Можно наносить слои гуаши равномерно друг на друга, закрашивая светлые участки темными или наоборот. Если наносить гуашь прозрачными тонкими слоями, то рисунок получается реалистичным. Подобная техника позволяет вносить множество изменений по ходу работы.

Хранят гуашь при комнатной температуре в плотно закрытых банках, ее нельзя охлаждать ниже нуля. Если гуашь засохла, то ее легко восстановить. Краску заливают водой или слабым раствором желатинового клея и растворяют в течение двух-трех суток, после этого хорошо размешивают до получения однородной массы.

Хранить работы, сделанные гуашью, лучше всего в папках. Листы не должны тереться друг о друга, чтобы этого избежать, нужно прокладывать их листками тонкой бумаги.

Советы новичкам

Поэкспериментируйте с гуашевыми красками, обратите внимание на то, как они выглядят после высыхания. При перемешивании красок не допускайте образования пузырьков, так как от них остаются следы на краске. Научитесь эффективно применять кисти, окунайте их на 2/3 ворса, обжимайте кисточку об стенки емкости с водой. При нанесении гуашевых красок не нужно сильно давить на кисть. Не дожидаясь пока краска высохнет, можно удалить излишки гуаши влажной кисточкой или тканевым тампоном. После окончания работы тщательно отмывайте кисточки. Сначала стоит раскрасить контур, а затем перемещаться в центр. Прежде чем наносить второй слой, обязательно дождитесь пока высохнет первый слой краски. Если необходимо сгладить резкие границы между слоями, то после высыхания слоев, сверху можно пройтись чистой влажной кисточкой.

Читайте также: