Что такое гончарство кратко

Обновлено: 01.07.2024

Изделиях из глины, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением, а также технологиях их производства в разных регионах России и стран бывшего СССР.

Гончарство изначально было ремеслом, служившим для изготовления ёмкостей для приёма пищи или сосудов для хранения жидких и сыпучих материалов.

В настоящее время это обработка посредством формовки на гончарном круге, нанесением глазури и с последующим обжигом глины с целью превращения её в предметы домашнего обихода, строительные материалы, различные декоративные изделия, сувениры, украшения, одним словом, в керамику.

История гончарного дела

Глина распространена повсеместно и человек давно оценил её уникальные свойства. В умелых руках мастера бесформенный, пластичный материал, как по волшебству, превращался в посуду, украшения, скульптуры.

Конечно, сначала древние глиняные сосуды лепили вручную, и их форма была далека от идеала. Но с изобретением гончарного круга, а затем с открытием технологии обжига, гончарные изделия стали самыми распространенными в быту.

В связи с тем, что в процессе развития общества некоторые глиняные изделия научились специально отделывать и украшать, из области ремесла их производство переместилось в сферу искусства — керамики.

На Руси гончарное ремесло зародилось еще в доисторическую эпоху и при раскопках археологи до сих пор находят различные горшки, кувшины, сковороды, корчаги и другую утварь, слепленную вручную.

Постепенно качество улучшалось, разрабатывались новые техники, появлялись новые инструменты. Росла коммерческая необходимость в керамических изделиях.

Хотя глиняные сосуды обычно не имели такого конкретного образа, как фигурки, но косвенно они отождествлялись гончарами с живой природой и даже с человеком. Об этом свидетельствует названия частей керамического сосуда:
тулово, шейка, горлышко, носик, ручка.

Гончарные изделия

Изначально основными гончарными изделиями были и остаются предметы быта, посуда, утварь. Это различные крынки, горшки, кружки, кувшины, вазы и супницы. Всего и не перечислить.

Но гончары не ограничивались только бытовыми предметами. На досуге, из остатков глины, лепились свистульки, игрушки в виде причудливых зверей и людей. позднее появились сувениры для украшения быта — панно, скульптуры, вазы, подсвечники и многое другое.

Когда появилась возможность развивать промышленное производство, к изделиям ручной работы прибавились строительные материалы. Кирпич, фарфор, фаянс, керамическая черепица для крыши и так далее.

Особенности ремесла

Гончарное ремесло, как и кузнечное, основано на использовании мощнейшей стихии — огня — и на умении управлять ею. Поэтому в народных представлениях гончару, как и кузнецу, приписывались владение необычным знанием и магической силой.

К особым знаниям гончара относилось умение чувствовать качество материала и придавать ему форму, правильно расставлять многочисленные изделия в горне и регулировать температуру обжига. Отсутствие знаний и профессионального чутья могли на любом этапе работы свести усилия ремесленника на нет.

Изделия могли получиться некрасивыми, непрочными, пойти трещинами, разбиться вовсе или просто оказаться неудачными уже при использовании в хозяйстве.

До перехода к круговой керамике гончарным делом занимались преимущественно женщины. Однако с появлением гончарного круга гончарство перешло к мужчинам-ремесленникам.

Древность

В Ветхом Завете в нескольких местах упоминается о гончарах и их изделиях. Самые древние глиняные сосуды доисторической эпохи выделывались от руки и были неправильной формы.

Изобретение гончарного круга

Примерно в IX-X вв. в России появился гончарный круг – простейший
станок или скорее приспособление, приводившееся первоначально в движение рукой, позже ногой. Изобретение гончарного круга – важнейший этап в
развитии производственной деятельности, а вместе с тем технических и художественных способностей людей. Гончарный круг упростил, ускорил изготовление глиняной посуды и утвари.

Свойства гончарных изделий

  • Они экологичны. При изготовлении к глине не подмешиваются никакие искусственные добавки.
  • Прекрасно сохраняют температуру налитой в них жидкости.
  • выдерживают высокие температуры, что позволяет готовить блюда в духовке.
  • Химически устойчивы к большому количеству разнобразных веществ.
  • Красивы. Использование различных видов глины и техник позволяет производить очень разнообразные изделия
  • Недостатком является хрупкость керамических изделий.

Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.

ГОНЧА́РСТВО — гончарное дело, произ-во керамики, изделий из обожженной глины. Осн. этапы произ-ва — составление глиняной массы, ее формирование, просушка, обжиг и покрытие поливой или глазурью. В зависимости от свойств черепка и характера обжига гончарные изделия бывают 1) плотными — фарфор твердый или мягкий, бисквит, или неглазурированный фарфор, париян, желтоватый неглазурированный мат-л, каррара, белый слабопрозрачный мат-л, кам. изделия — плотная мелкозернистая масса, издающая при ударе звук, 2) пористыми — нежный фаянс, непрозрачный незвонкий мат-ал из огнеупорной глины с кремнеземом, с прозрачной поливой, обыкновенный фаянс, или майолика, красновато-желтый мат-л, покрываемый оловянной поливой, терракота, обожженная очищенная глина с порошком гончарного боя без глазури, обыкновенные гончарные изделия — посуда, кирпич, черепица, дренажные трубы и др. Осн. мат-л Г. — глина, в к-рую для уменьшения пластичности добавляют разл. примеси: песок, золу, кварц, шамот (порошок из обожженной глины) и др., для понижения температуры спекания добавляют плавни (щелочи, известь, магнезия, костяная зола и др.) и флюсы. Глину вымораживают и выветривают на открытом воздухе до 2-х лет, затем очищают просеиванием, продавливанием или отстаиванием в воде (при обработке глины в фарфоровом или фаянсовом произ-ве). Формование может вестись путем ручной лепки, ручного или машинного прессования, выжимания или выдавливания через мундштуки, отливкой в формы (изделия тонкого рельефа), обтачиванием на гончарных станках. Обжиг изделий производится в печах. Обычно обожженные изделия (кроме кирпичей, терракоты, черепицы) покрываются для водонепроницаемости поливой или глазурью и снова обжигаются, на глазури иногда делают рисунки металлич. красками, растертыми на скипидаре, после чего необходим третий обжиг.

Г. возникло в неолите — в 7 тыс. до н. э. — в Передней Азии, из всех континентов не было известно только в Австралии. В 5 тыс. до н. э. в Месопотамии возникли двухкамерные обжиговые печи. Ручной гончарный круг появился впервые в Передней Азии в 4 тыс. до н. э. Расцвет худож. керамики приходится на античный мир 7—6 вв. до н. э. и позднее, тогда же изобретен и гончарный круг с ножным приводом. В исламском мире достигла высокого уровня облицовочная керамика, в 2—17 вв. — расцвет произв-ва персидских люстрированных фаянсов, в 16—17 вв. — турецких полуфаянсовых изразцов. В Зап. Европе расцвет худож. керамики начинается с 15 в., итал. фаянса — майолики — с 16 в., печных изразцов — с 15 в. и кам. посуды — с 16 в. в Германии, руанских фаянсов — с 17—18 вв. во Франции и т. д. Фарфор изобретен в Китае ранее 8 в., в Японию попал в 16 в., в Европе производится с 16 в. (фарфор Медичи), расцвет европ. фарфора начинается с 18 в. У вост. славян гончарный круг появился в 9 в., получил всеобщее распространение в 10 в. В 12—13 вв. в др.-рус. городах имелись круглые гончарные горны, б. производительные и совершенные четырехугольные появились позднее и получили распространение лишь в Гжели и на Смоленщине. В деревнях широко применялся обжиг глиняных изделий в домашних печах. Керамика в России использовалась для облицовки стен и пола. В 15—16 вв. развилось произ-во красных изразцов, не покрытых поливой. С 17 в. ощущается влияние зап. образцов, началось про-изв-во пестрых изразцов (синие, зеленые, желтые, буро-красные краски), применявшихся в церк. зодчестве, центром этого произв-ва была гончарная слобода в Москве. После 1709 пленные шведы положили начало производству изразцов для голландских печей (подглазурная синяя краска по белой эмали). С сер. 18 в. существуют керамич. заводы в Гжели под Москвой и Императорский фарфоровый завод под Петербургом. Г. у русских было традиционно муж. занятием, за исключением изготовления глиняных игрушек. Гончар в воззрениях вост. славян — колдун-ведьмак, посредник между миром мертвых и миром живых, гончарный горн — модель ада. Гончар, подобно др. ремесленникам, считался пьяницей ("гончары пропили ризы св. Петра, за что были им прокляты"). В то же время в нек-рых мифологич. преданиях славян гончар — создатель мира, его профессия — одна из самых уважаемых в деревне. Во мн. местах считалось, что появление горшечника предвещает свадьбу, в нек-рых же деревнях, напротив, "встретить гончара — замуж не выйти". Был распространен обычай, по к-рому девушки, желающие скорее выйти замуж, крали с воза гончара горшки и били их. После 1917 традиционное Г. у русских пришло в упадок в результате принудит. кооперации (30-е гг.) и насыщения рынка фабричной посудой (кон. 40-х — 50-е гг.). С 60-х гг. Г. существует в осн. как вид декоративно-прикладного иск-ва на гос. заводах, с кон. 80-х — нач. 90-х гг. наблюдается возрождение рус. гончарного иск-ва как индивид. промысла.

Лит.: Бобринский А. А. Гончарство Вост. Европы. М., 1978; Милюченков О. А. Белорусское нар. гончарство. Минск, 1984; Топорков А. Л. Гончарство: мифология и ремесло // Фольклор и этнография. Л., 1984.

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та . 2002 .

Полезное

Смотреть что такое "Гончарство" в других словарях:

Гончарство — ср. разг. Ремесло гончара. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

гончарство — гонч арство, а … Русский орфографический словарь

гончарство — (2 с) … Орфографический словарь русского языка

гончарство — а, с. Виготовлення посуду та інших виробів з глини; заняття гончаря … Український тлумачний словник

гончарство — а; ср. Ремесло гончара, изготовление изделий из обожжённой глины … Энциклопедический словарь

гончарство — а; ср. Ремесло гончара, изготовление изделий из обожжённой глины … Словарь многих выражений

гончарство — іменник середнього роду … Орфографічний словник української мови

гончарство — гончар/ств/о … Морфемно-орфографический словарь

goncharnoe-delo

Гончарное дело не просто древнее ремесло, оно пускает свои корни в те времена, когда люди еще не овладели даже примитивной агротехникой. И ремесло не просто живет, а переживает сегодня новый виток популярности. Все, что вы хотели узнать про гончарное дело, его секреты и принципы, а также возможность мощного стартапа – далее.

История гончарного дела

Еще недавно историки сводили возникновение ремесла ко временам десятитысячелетней давности. И вот сравнительно недавнее открытие археологов перевернуло это представление о древности гончарства: в Хорватии обнаружили фигурки животных, возраст которых не менее 17,5 тысяч лет!

О гончарном круге, как полноценном приспособлении для работы с глиной, упоминается в Ветхом Завете. Но это не значит, что он не мог появиться значительно раньше описываемых в книге времен. Известно только, что какое-то время человек мог рассчитывать лишь на ручной труд, но уже тогда понимал – глина способна на многое.

Гончарное ремесло в мире

goncharnoe-remeslo

Распространена глина повсеместно, а значит, в самых разных точках земли человек обращался к природному материалу с богатыми возможностями. Пластичная субстанция в руках умельца обретала форму, а главное, обретала и смысл. Но в каждой части света история гончарного искусства своя.

Например, в Китае ремесло появилось как минимум за 2000 лет до нашей эры – примеры тому в виде удивительной керамики и фарфора Китайской Империи красноречивы. Есть сведения и о том, как налажено было гончарное производство и в Античном мире: умельцы использовали простую железистую глину, которая превращалась в изящные амфоры и сосуды.

Веками гончарное искусство развивалось и совершенствовалось, не сдавало своих позиций. В Средневековье керамическую посуду потеснили изделия из серебра, золота и олова. Металл оказался конкурентом глины, но из нее продолжали активно делать гончарные монограммы, изразцы, фамильные гербы – речь идет о знати, конечно. Простой люд такого позволить себе не мог, а потому о полном отказе от глиняной посуды говорить не приходится.

Гончарное ремесло на Руси

goncharnoe-remeslo

На этих территориях гончарное ремесло развивалось еще в доисторическую эпоху. И сейчас археологи обнаруживают во время раскопок артефакты, говорящие много о быте и уровне развития людей разных эпох. Самые интересные образцы – это керамические изделия, сделанные еще до появления гончарного круга. Когда люди научились делать изделия из глины на специальном круге, ремесло стало промыслом, и оно переживало свой расцвет.

Появлялись гончарные мастерские, где каждый хозяин наносил на изделие фирменное клеймо. Форма, размеры, технические хитрости обжига – все это были инструменты крупного рынка, которым в то время считалось гончарство.

В девятом столетии на Руси не знали гончарного круга: ручной керамикой занимались, в основном, женщины.

Что же до цифр, то еще в девятом столетии на Руси не знали гончарного круга: ручной керамикой занимались, в основном, женщины. Чистую глину комбинировали с песком, мелкими ракушками, кварцевыми и гранитными частичками. В конце девятого века на юге страны появился гончарный круг: прогресс связывают с переселением туда славянских племен. Именно технический прорыв привел к появлению такой профессии – гончар. Начали появляться мастерские, где работали уже мужчины: так и стало исключительно женское занятие преимущественно мужским.

Затем гончарному ремеслу на Руси пришлось пережить спад: татаро-монгольское иго перевернуло историю древнерусского государства, керамическое дело остановилось. Утварь становилась грубее, уничтожались выдающиеся работы гончаров. И только после освобождения от агрессоров гончарное дело потихоньку начало возрождаться. С переменным успехом оно дошло до наших дней, и в информационную эру больших технических возможностей, славяне стали открывать все больше фамильных гончарных мастерских, а их работы (не без помощи соцсетей) быстро и ловко разлетаются по сотням тысяч адресов. Древний промысел нашел себя и в 21 веке.

Данное видео познакомит вас с историей развития гончарного ремесла.

Виды изделий из глины

Глина – душа гончарного дела. Природный вторичный продукт образуется в ходе разрушения горных пород в результате выветривания. Смешиваясь с водой, глина становится массой с невероятной пластичностью. Керамикой называют материалы и изделия, созданные путем формования и обжига глин. Все керамизделия принято делить на пористые и плотные.

Плотные

Им свойственен показатель водопоглощения меньше 5%. Яркие примеры плотной керамики – напольная плитка и дорожный кирпич. Санитарно-техническую отрасль могут представлять и плотные, и пористые изделия. Плотность керамики определяет степень спекания.

Пористые

Поглощают более 5% воды. К ним относят глиняный кирпич, пустотные стеновые камни, черепицу для кровли, облицовочную плитку. Различие изделий обуславливает структура черепка. Керамический черепок – это материал, из которого после обжига состоит керамика.

Материалы гончарного ремесла

Глина состоит из очень маленьких кристаллов, которые и формируют каолинит, глинообразующий материал. Используют в гончарстве несколько сортов глины.

Глиняные изделия производят из:

  • природной красной глины;
  • белой и цветной;
  • майолики;
  • пористой керамической массы;
  • каменной керамической массы;
  • глины для фарфора и т.д.

Каждый вид природного материал отличен от другого: например, из белой глины производят изделия, которые после обжига приобретают цвет слоновой кости. Из майолики делают знаменитую фаянсовую посуду. Глина же для фарфора непористая, после обжига изделие приобретает характерную прозрачность и изящество.

keramicheskaya-glazur

Отдельного упоминания заслуживает глазурь для керамики, без которой сегодня невозможно представить гончарное искусство. Глазурью называют тонкое стекловидное покрытие, которое наносят поверх изделия из глины. Керамическая глазурь может быть глухой и прозрачной, блестящей и матовой, цветной и бесцветной. Глазурирование – процесс, при котором предмет окунается в глазурный шликер. Второй вариант – поливка предмета составом глазури. Используют нередко и метод распыления. Прозрачную глазурь можно сделать даже в домашней мастерской, хотя вручную сегодня этим мало кто занимается.

Инструменты для работы с глиной

Лепка из глины – процесс, предполагающий оттачивание мастерства. Какие-то инструменты покажутся неудобными, и вы будете искать подходящую альтернативу. У каждого мастера появляется свой инструмент: чуткий и вторящий его стилю работы.

Список инструментов для начинающего керамиста выглядит так:

  • Струна. Именно ею вы будете срезать готовое изделие с гончарного круга. Это леска или очень тонкая проволока, оба конца которой зафиксированы на деревянных ручках (в силу безопасности труда). Металлоструны быстро уходят в утиль, потому большинство мастеров предпочитают работать с леской.
  • Турнетка. Так называют крутящуюся небольшую подставку из металла, без которой художник-керамист редко обходится. Турнетка организует медленное вращение вокруг своей оси, за счет чего мастер создает идеальной ровности линии.
  • Стек. Это очень общий термин, так как под ним подразумеваются самые разные инструменты для декорирования и моделирования керамики. Это и деревянные стеки, и стек-ножи, и скульптурные стеки, и, наконец, пластмассовые (надо же с чего-то начинать). Топ-стек – гончарная петля, ею выгребают глину и обрезают края изделия.
  • Штампики, оттиски, фактурные гребни. Этими инструментами создается рельеф и текстура еще сырого изделия, наносятся ими симметричные полосы.
  • Гончарный циркуль. Это измеритель, который позволяет сравнить линейные размеры деталей и размеры, взятые по масштабной линейке, калибру и концевым мерам.
  • Подручные средства. Условное название всевозможных вспомогательных аксессуаров: скалки для раскатывания, губки, текстильные фрагменты (лоскутки), листы из дерева и гипса.

Настоящий керамист не может работать без гончарного круга. Когда начинали делать предки изделия из глины, его не было, и вы, как новичок, можете пойти тем же путем. Но практически все приходят к тому, что развиваться без наличия гончарного круга невозможно. Он формирует посуду и прочие изделия, задействовав инерцию вращения. Это придает работе нужную форму и, что немаловажно, повышает производительность труда.

Этапы работы с глиной

Подготовка глины

glina

Разбейте материал на маленькие части, высушите, а потом залейте горячей водой. Когда глина набухнет, переложите ее на стол, устланный тканью. Регулярно материал переминайте и переворачивайте. Когда лишняя вода уйдет, можно браться за дело – глина готова.

Если же в ней есть примеси, ее предварительно очищают. Это можно делать путем продавливания через мелкую сетку (в пластичном состоянии) либо разминая в руках сухой материал. Можете залить глину водой, дать пару часов отстояться – тяжелые примеси оседают на дно.

Глиняное тесто проминают на столе. Струной, сделанной из лески или же гитарной, с закрепленными по бокам деревянными брусочками, глину разрезают.

Формовка изделий

goncharnyj-krug

Предполагает несколько способов работы. Первый – это вытягивание сосуда из куска глины на гончарном круге. Существует также формовка путем выбивания, отминка в форму, лепка из четырех горизонтальных поясов, лепка из нескольких частей со спаями, а также ленточно-жгутовый способ.

Современный гончарный круг электрический, и хоть это упрощает процесс изготовления изделия, научиться работать руками придется так, как учились этому еще наши предки. Можно сравнить уроки работы на круге с уроками игры на фортепиано: каким бы оно не было технически совершенным, руки, их постановка, опыт и прилежание решают все. Толщину сосуда, который вы делаете, должны чувствовать тактильно: никакая техника здесь не поможет. Когда вы научитесь нескольким базовым постановкам рук на гончарном круге, примитесь за освоение основных операций. Начиная от центровки глины на круге, продолжая фиксированием дна сосуда, вы постепенно будете осваивать очень интересное, живое ремесло.

Обжиг

Оставшаяся в материале часть влаги испаряется при обжиге, начинается процесс остекловывания. Материал в руках мастера обретает жесткость и прочность, он более не способен присоединять воду. Сегодня для обжига чаще используются электрические муфельные печи. Какую температуру выставлять – отдельное мастерство: ее плавно повышают, а потом плавно же понижают (по четкой схеме).

Пока изделие не остынет, из печи его не вынимают – может расколоться. Готовая работа словно катарсис для мастера, гончарные изделия ручной работы не сравнятся с конвейерным производством.

Нанесение глазури

Делать это можно путем пульверизации, которая должна пройти несколько сеансов (3-5), после каждого изделие просушивается. Применяется и метод набрызга с помощью кисточки или щеточки с иголкой. Мастер может выбрать окунание, полив, тампонирование, кистевое нанесение глазури – как именно декорировать керамику, автор решает индивидуально. Обычно начинают пробовать себя в этом деле молодые керамисты, выбирая тампонирование и пульверизацию.

Что требуется, чтобы открыть свое дело

goncharnyj-biznes

Примерный план действий:

В видео подробно рассказываются достоинства гончарного ремесла как бизнеса.

Попробовать стоит: даже если дальше хобби не зайдет, глина будет дышать в ваших руках, руки приобретут особую чуткость и даже кинестетическую интуицию – занятие действительно завораживает. Ручной труд с психотерапевтическим эффектом: не зря так называют гончарное дело, которое своей тысячелетней историей обеспечило себе лучшую рекламу.


ГОНЧА́РСТВО, про­из­вод­ст­во по­су­ды и др. из­де­лий на ос­но­ве при­род­но­го пла­стич­но­го сы­рья (преим. из гли­ны, см. так­же в ст. Ке­ра­ми­ка ). В из­го­тов­ле­нии по­су­ды вы­де­ля­ют 3 ста­дии, а внут­ри них – сту­пе­ни, в рам­ках ко­то­рых реша­ют­ся про­ме­жу­точ­ные тех­но­ло­гич. за­да­чи. К I ( под­го­то­ви­тель­ной ) ста­дии от­но­сят­ся от­бор сы­рья, его до­бы­ча и об­ра­бот­ка (вы­су­ши­ва­ние, дроб­ле­ние, от­му­чи­ва­ние и т. п.), со­став­ле­ние фор­мо­воч­ных масс. В ка­че­ст­ве при­ме­сей мог­ли ис­поль­зо­вать­ся ми­не­раль­ные (дрес­ва – дроб­лёный ка­мень, ша­мот – дроб­лё­ная ке­ра­ми­ка или су­хая гли­на, пе­сок и т. д.) и ор­га­ни­че­ские (на­воз, шерсть, тра­ва и т. д.) до­бав­ки. II ( со­зи­да­тель­ная ) ста­дия вклю­ча­ет из­го­тов­ле­ние на­чи­на (так на­зы­ва­ют ра­бо­ту, с ко­то­рой на­чи­на­ет­ся кон­ст­руи­ро­ва­ние по­су­ды), по­ло­го те­ла, т. е. ём­кос­ти со­су­да, фор­мо­об­ра­зо­ва­ние, об­ра­бот­ку по­верх­но­стей (за­гла­жи­ва­ние, ло­ще­ние, об­ва­ри­ва­ние и т. п.), вклю­чая ор­на­мен­та­цию го­то­во­го из­де­лия. В ос­но­ве всех ва­ри­ан­тов кон­ст­ру­иро­ва­ния по­ло­го те­ла ле­жат 4 осн. спо­со­ба: лос­кут­ный, коль­це­вой и спи­раль­ный на­ле­пы, а так­же руч­ное вы­дав­ли­ва­ние; 5-й спо­соб кон­ст­руи­ро­ва­ния – вы­тя­ги­ва­ние гли­ны с по­мощью вра­ще­ния гончар­но­го кру­га­. К III ( за­кре­пи­тель­ной ) ста­дии отно­сит­ся при­да­ние по­су­де проч­но­сти и вла­го­не­про­ни­цае­мо­сти. Это мо­жет де­лать­ся пу­тём про­пи­ты­ва­ния сте­нок осо­бы­ми ор­га­нич. ра­ст­во­ра­ми, ино­гда в со­че­та­нии с ог­ра­ни­чен­ным тер­мич. воз­дей­ст­ви­ем, или по­сред­ст­вом силь­но­го (св. 650 °C) и дли­тель­но­го тер­мич. воз­дей­ст­вия на со­су­ды (см. так­же Гон­чар­ный горн ).

Формовка глины на гончарном круге

Гонча́рное произво́дство — изначально было ремеслом, служившим для изготовления сосудов для приготовления, приёма пищи или для хранения жидких и сыпучих материалов. В настоящее время — обработка посредством формовки на гончарном круге, нанесением глазури и с последующим обжигом глины с целью превращения её в предметы домашнего обихода, строительные материалы, различные декоративные изделия, сувениры, украшения, одним словом, в керамику.

Технология гончарного производства включает три главных класса производств:

  • изготовление строительных кирпичей;
  • производство различной глиняной или каменной посуды вместе с различными более грубыми предметами украшений или заводских потребностей (огнеупорные кирпичи, реторты, кафели, трубы и тому подобное);
  • изготовление фаянсовых и фарфоровых изделий, как предметов более изысканной домашней и заводской обстановки.

С точки зрения технологии (техническая сторона вопроса) перечисленные выше классы гончарного производства похожи, однако в процессе изготовления для конечной продукции применяются разные сорта глины, и каждый отличается своими специфическими особенностями производства.

Читайте также: