Что такое глаголы исключения 4 класс правило кратко

Обновлено: 08.07.2024

Цель: уточнение знаний об особенностях глаголов 1 и 2 спряжения; ознакомление с глаголами-исключениями; развитие распознавать их в тексте и правильно писать безударные личные окончания; обогащать словарный запас детей, повышать интерес учащихся к изучению русского языка.

  1. Организационный момент.
  2. Минутка чистописания.

Упражнения для разминки пальцев.

Локти стоят на парте. Каждым пальцем правой руки касаемся

большого пальца левой руки, и наоборот.

Поглаживание кистей рук и пальцев. Правой рукой поглаживаем

левую руку, и наоборот.

в) Ладошки лежат на парте. Поднимаем пальцы по одному (начиная с

большого) сначала одной руки, затем другой. Потом в обратном

Шл оло оз е губ сл еж ьк ах

Пришла холодная зима. Дороги заносит снегом. Кругом сугробы. Ребята помогают взрослым убирать снег. После школы дети играют в снежки, катаются на коньках и лыжах.

Пл сн бе чьи еет ск жу ми цв

Потеплело. Тает снег. Бегут ручьи. Зеленеет на лугах молодая травка. Летят с юга грачи, скворцы, гуси, журавли. Весело поют птицы. Громко жужжат пчёлы над первыми цветами.

Ои рк ут уд аб щи бя ос ни

Стоит жаркое лето. По утрам в лагере труда и отдыха школьники работают на огороде. Они помогают выращивать овощи. Весело ребятам после работы. Вечерами дети поют песни.

Нью мн ук ощ яр фе яб лх ши

Осенью много фруктов и овощей. На ярмарке продают картофель, капусту, моркрвь, помидоры, кабачки и огурцы. Колхоз привёз на машине яблоки, груши, сливы.

Назовите глагол, укажите спряжение.

  1. доставлять радость кому-либо (радовать-1)
  2. оказывать внимание, заботиться о ком-либо (ухаживать-1)
  1. вызывать удивление (удивлять-1)
  2. предупреждать о чём-либо с угрозой (угрожать-1)
  3. устанавливать сходство и различие (сравнивать-1)
  4. соединять какие-либо части с помощью клея (клеить-2)
  5. относиться с сочувствием к кому-либо, к чему-либо (сочувствовать-1)
  6. не разрешать делать что-либо (запрещать-1)
  7. вести спор (спорить-2)

-Как по неопределённой форме проверить безударные окончания глаголов в настоящем времени?

-Какие окончания у глаголов 1 спряжения? 2 спряжения?

4. Постановка темы и цели урока.

На доске : сверкать, дышать, праздновать, сиять, носить, ловить, слышать, смотреть, верить, поливать, гнать, работать.

- Внимательно прочитайте слова на доске. Что их объединяет?

-Это глаголы в неопределённой форме.

-Разделите их на группы (1 и 2 спряжение)

-Объясните, почему вы их так разделили? Давайте проверим.

-Кто догадался, какова тема нашего урока?

-Сегодня мы познакомимся с глаголами-исключениями.

1 спр-ить брить, стелить

2 спр-ать, еть гнать, держать, слышать, смотреть, видеть, ненавидеть,

зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.

Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал их однажды царь и говорит им:

-Стар я стал, дети мои. Трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.

И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

Пришли они к царю с просьбой:

-Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

-По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши старые родители – в царстве 2 спряжения. Разреши нам остаться с ними.

-Рад бы я вам помочь, но не могу нарушить свой указ.

-Смилуйся, государь, сделай исключение.

Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве 2 спряжения, хотя они и не заканчиваются на –ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 2 спряжению. Запомните их, ребята!

Смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть

Вы запомните, друзья

Их на е спрягать нельзя!

5.Работа по учебнику. Стр.206, упражнение 479

6. Словарная работа.

-Как вы понимаете смысл слова сверкать?

Сиять ярким, искристым, прерывистым светом.

-Какого спряжения этот глагол? Подберите к нему синонимы (похожие по смыслу слова) сиять, светить, блестеть, гореть, светиться.

-Запишите предложение: Сверкает яркий луг росой.

-Подчеркните главные члены. Расставьте фишки в грамматическом лото.

7. Работа с перфокартами.

Напишите глаголы в единственном числе, укажите спряжение.

Рису…т, слыш…т, отвеча…т, дыш…т, дежур…шь, дыш…шь, завис…т, купа…т, помож…т.

Подберите и запишите ответы используя глаголы-исключения.

  1. Втягивать и выпускать воздух
  2. Причинить огорчение
  3. Воспринимать окружающее с помощью зрения
  4. Различать, воспринимать звуки
  5. Приводить в круговое движение
  6. Испытывать неприязнь или отвращение

Придумайте и запишите рассказ из 5-6 предложений: по одному – с глаголом-исключением. Глаголы должны быть в настоящем или будущем времени. Используйте разные лица и числа.

Я зачитаю слова, среди которых есть разные части речи. Вы должны записать только глаголы в неопределённой форме.

Ходит, ходить, косит, косить, кровать, крыть, сесть, носят, носить, скатерть, стирают, плеть, плести, когти, ногти, нести, держать, петь, стеречь.

Глаголы-исключения сле­ду­ет запом­нить наизусть, что­бы не оши­бать­ся в напи­са­нии их лич­ных без­удар­ных окон­ча­ний. Предлагаем под­бор­ку сти­хов и запо­ми­на­лок, что­бы выучить глаголы-исключения. Надеемся, что эти весе­лые сти­хи помо­гут вам лег­ко запом­нить спи­сок глаголов-исключений вто­ро­го спря­же­ния, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -еть и -ать и гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния, име­ю­щих конеч­ное бук­во­со­че­та­ние -ить.

В рус­ском язы­ке несколь­ко гла­го­лов с без­удар­ны­ми лич­ны­ми окон­ча­ни­я­ми полу­чи­ли назва­ние глаголы-исключения, так как спря­га­ют­ся не так, как типич­ные гла­го­лы пер­во­го или вто­ро­го спря­же­ния.

  • гла­го­лы I спря­же­ния, име­ю­щие в кон­це -ить, — брить, сте­лить;
  • 7 гла­го­лов II спря­же­ния с конеч­ным соче­та­ни­ем -етьсмот­реть, видеть, нена­ви­деть, зави­сеть,тер­петь, вер­теть, оби­деть;
  • 4 гла­го­ла II спря­же­ния с бук­во­со­че­та­ни­ем -атьгнать, дер­жать, дышать, слы­шать.

Выучить их пере­чень помо­гут сле­ду­ю­щие сти­хи и шуточ­ные запоминалки.

Глаголы-исключения

ΙΙ спряжение

Гнать, дышать, дер­жать, обидеть.
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зави­сеть , и тер­петь , а еще смот­реть, вер­теть .

Глаголы-исключения пер­во­го и вто­ро­го спря­же­ния запом­ним с помо­щью сле­ду­ю­щих риф­мо­ван­ных строк.

Глаголы I и II спряжения

Ко вто­ро­му же спряженью
отне­сем мы, без сомненья,
все гла­го­лы, что
на -ИТЬ , исклю­чая
БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.

Глаголы-исключения в стихах

Помощь в стихах

Гнать, дер­жать, смот­реть и видеть,
дышать, слы­шать, ненавидеть,
и зави­сеть , и вер­теть ,
и оби­деть , и тер­петь .
Вы запом­ни­те, друзья,
Их на “-е ” – спря­гать нельзя.

Запоминалка

С помо­щью это­го стиш­ка запом­ним глаголы-исключения с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -еть:

Очень хочет­ся через стёк­лыш­ко смот­реть ,
Целый мир зелё­ным видеть ,
Лук и слё­зы нена­ви­деть ,
Научиться боль тер­петь ,
Чтоб не мог никто оби­деть,
Чтоб от силь­ных не зави­сеть ,
Чтобы сла­бым не вер­теть .

Весёлые рифмы

Как нач­нёшь меня ты гнать ,
Перестану я дышать ,
Перестанут уши слы­шать ,
Ну а руки – всё дер­жать .
На меня нач­нёшь смот­реть ,
Будешь ты меня вер­теть –
Буду всё рав­но тер­петь ,
Буду от тебя зави­сеть ,
Раз ты смог меня оби­деть .
Буду я тебя не видеть ,
А откры­то нена­ви­деть .

Правила правописания: глаголы исключения и как их запомнить

На первый взгляд может показаться, что правила русского правописания очень простые, лёгкие и на их изучение не понадобится тратить слишком много времени. Но, на самом деле это далеко не так. К примеру, довольно трудными в изучении считаются глаголы исключения 1 и 2 спряжения. Но, если уделить этому вопросу немного времени, то в итоге всё получится, и вы останетесь довольны результатом.

Основные правила глаголов исключения

Школьники изучают глаголы исключения еще в четвертом классе. Поэтому большая часть людей, которые утопают в суровых буднях, просто забывают базовые правила грамматики.

правила глаголов исключения

В нашем правописании есть много моментов, изучению которых нужно уделить особое внимание. Изменение глаголов по лицам, а также числам получило название – спряжение. В нашем языке у глаголов бывает первое, а также второе спряжение, они отличаются между собой лишь окончаниями.

Согласно базовым правилам в русском языке спряжение в таком случаи можно определить двумя методами:

  1. Опираясь на ударные окончания слов в настоящем времени.
  2. В том случае, когда окончание слова безударное, то спряжение выявляют по суффиксу инфинитива.

Чтобы быстро определить эту словесную форму, которая имеет безударное личное окончание, лучше всего сформировать неопределенную форму, а затем по суффиксу и выявить спряжение.

Следует обязательно перечислить варианты слов первого спряжения:

  • слова, которые имеют в неопределенной форме суффикс –еть;
  • слова с частичками суффикса – ать;
  • всеми существующими словами, в которых присутствуют суффиксы -оть, -уть;
  • тремя словами, исключениями в которых есть суффиксы — ить. В данном случае, речь идёт о словах – стелить, брить, а также зиждиться (последнее слово практически не используется в русском языке).

Что касается вариантов слов второго сопряжения, то к ним следует отнести:

  • слова у которых в неопределенной форме имеется суффикс –ить;
  • семью словами исключениями у которых присутствует суффикс –еть;
  • четырьмя словами исключениями, у которых есть суффикс – ать.

Вышеперечисленные слова часто используются в речи, поэтому нужно точно знать их похождение и правописание. Спряжения в русском языке выступают постоянными грамматическими признаками определённых частей речи. Чтобы подобного рода информация лучше запоминалась можно выучить специальные стишки.

Смотрите видео о том, откуда появились глаголы исключения.

Преимущества использования стишков в глаголах исключениях

При составлении стихотворений следует учитывать несколько моментов:

  1. Стих должен быть кратким.
  2. Все стишки на запоминание должны быть логичными, а не просто набор слов.
  3. При составлении стишка следует вставлять все слова, которые нужно запомнить.

Чтобы повысить эффект от такого запоминания специалисты настоятельно рекомендуют давать дополнительные ассоциации. К примеру, деткам, у которых хорошо работает зрительная память, вы можете предложить нарисовать картинку, а точнее небольшую иллюстрацию к этим словам.

Преимущества использования стишков в глаголах исключениях

По словам специалистов, очень важно, какие слова, а также какое их количество вы планируете вписать в текст. К примеру, если для запоминая, вы напишите длинный и трудный стих, в котором будут присутствовать все слова исключения, то:

  • во-первых, ребёнок должен будет выучить большой стих;
  • во-вторых, ему еще понадобится вспоминать ради каких слов, он учил весь текст.

Правила по написанию окончания глагола исключения нельзя логически объяснить. С ними лучше просто смерится и запомнить. Для этой цели можно использовать различные стихи. Учитывая такое на первый взгляд, незначительное правило в правописании, вы сможете уйти от непредсказуемых конфузов во время общения либо при деловой переписке.

Действующие способы по заучиванию

Как показывает практика запомнить правила по таким словам довольно сложно. Поэтому учителя предлагают своим ученикам различные способы заучивания.

К числу наиболее действующих вариантов по запоминанию слов исключения – глаголов, можно отнести три основных методики:

  1. Можно нарисовать небольшую картинку, где будет изображено движение, например нескольких человечков.
  2. Придумать маленький стишок и включить в него слова глаголы-исключения.
  3. Подбирать необходимые слова так, чтобы в итоге вы смогли их показать.

Доказано, что рифмованные строчки, которые удачно соединены с движением, запоминаются в несколько раз быстрее. Вполне достаточно лишь начать стих, и дети практически сразу вспоминают определенную последовательность слов и в дальнейшем используют их в правописании.

исключения спряжений глаголов стишок

В заключении следует сказать о том, что глагол выступает незаменимой частью речи, поэтому как бы нам не хотелось, его все равно следует выучить.

Он может изменяться по трём основным формам:

  1. По критериям времени.
  2. По лицам.
  3. По числовому порядку.

В качестве исключения из правила в окончании глагола является безударное окончание. Поскольку считается, что их не так уж и трудно понять носителям русского языка.

Чтобы поставить правильную букву в окончании слова, нужно следовать определённым правилам:

Чтобы быстрее разобраться с этим вопросом, лучше всего воспользоваться специальной таблицей глаголов исключения.

глаголы исключения таблица

Знаете ли вы более просток стишок для заучивания? Поделитесь своими знаниями в комментариях! А также смотрите видео о том, как быстро выучить глаголы исключения.

Спряжения глаголов. Стихи — запоминалки

У многих глаголов окончания являются безударными, что вызывает затруднения в их правописании. Чтобы правильно выбрать окончание глагола, следует определить его принадлежность к первому или второму спряжению по неопределенной форме (что делать?).

Ко второму спряжению относятся:

Все остальные глаголы относятся к первому спряжению.

Запоминалки спряжений глаголов

Запоминалки спряжений глаголов. Фото — фотобанк Лори

Чтобы запомнить глаголы-исключения, можно использовать следующие стихотворные запоминалки:

Запоминалка спряжений глаголов — 1

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.

Запоминалка спряжений глаголов — 2

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.

Запоминалка спряжений глаголов — 3

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть –
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.

Запоминалка спряжений глаголов — 4

Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и обидеть,
Гнать, держать, терпеть, вертеть,
А еще дышать, смотреть!

Запоминалка спряжений глаголов — 5

Как начнёшь меня ты гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать
Ну а руки – всё держать.
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть –
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть.
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть.

Очень важно научиться устанавливать спряжение глаголов, однако ещё важнее – знать глаголы-исключения 1 и 2 спряжения. Эта памятка поможет без труда определять необходимое.

Для закрепления материала хорошо прорешивать тренажеры с проверкой онлайн, чтобы к экзамену быть в полной готовности.

Глаголы II спряжения и их исключения

Чтобы научиться выявлять II спряжение глаголов, достаточно знать, какие личные окончания они будут иметь:

Слово нужно проспрягать, то есть изменить по лицам и числам, чтобы увидеть нужные окончания и верно определить спряжение.

Таблица ниже наглядно представляет примеры.

Он / она / оно летит

Имеются вдобавок глаголы 2-ого спряжения, которые являются исключениями. Дабы не ошибиться, желательно заучить их: вертеть, гнать, держать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, дышать, слышать.

012

В начальной форме все они оканчиваются на –ать и –еть, поэтому кажется, что они принадлежат 1-ому спряжению. Однако легко проверить, к какому спряжению принадлежит глагол, если просто проспрягать его.

видеть (вижу, видит, видим, видите, видишь, видят);

вертеть (вертите, вертим, вертят, верчу, вертишь, вертит).

Глаголы I спряжения и их исключения

Безошибочно научиться выявлять глаголы 1-ого спряжения весьма просто. Достаточно лишь заучить следующие окончания: -ю(-у), -ешь(-ёшь), -ет(-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ют(-ут).

я мету, ты метёшь, он/она метёт, мы метём, вы метёте, они метут;

я копаю, ты копаешь, он/она копает, мы копаем, вы копаете, они копают;

я живу, ты живёшь, он/она живёт, мы живём, вы живёте, они живут;

я сдаю, ты сдаёшь, он/она сдаёт, мы сдаём, вы сдаёте, они сдают;

я плету, ты плетёшь, он/она плетёт, мы плетём, вы плетёте, они плетут.

011

Особенные слова 1-ого спряжения составляют лишь 2 глагола-исключения: брить и стелить.

Однако глагол стелить особенный, он употребляется исключительно в форме инфинитива или прошедшего времени. Личные формы слова стелить получится образовать лишь от глагола стлать.

Как определить спряжение глагола в русском языке

В русском языке спряжение можно выявить двумя способами:

по окончанию (если оно стоит в ударной позиции);

по суффиксу (если окончание находится в безударной позиции).

Метод выявления спряжения по ударному окончанию

Определение спряжения глаголов

кричать – ты кричишь, она/он кричит (2);

велеть – ты велишь, она/он велит, они велят (2);

течь – ты течёшь, она/он течёт, они текут (1);

молчать – ты молчишь, она/он молчит, они молчат (2);

таить – ты таишь, она/он таит, они таят (2);

жечь – ты жжёшь, она/он жжёт, они жгут (1).

Чтобы подобным образом выявить спряжение, необходимо обязательно изменить глагол по числам и лицам, потому как инфинитив не указывает на спряжение.

лить – льёшь, льют (1 спр.);

гореть – горишь, горят (2 спр.);

мыть – моешь, моют (1 спр.);

рыть – роешь, роют (1 спр.), галдеть – галдишь, галдят (2 спр.).

Установить, как спрягается глагол с личным окончанием, находящимся в безударной позиции, можно по суффиксу.

Спряжения в глагольных формах

Для выявления спряжения следует глаголы поставить в инфинитив (начальную или неопределённую форму), а затем внимательно посмотреть на букву, которая находится перед –ть.

стреляет – стрелять;

трещит – трещать;

моргает – моргать;

валяет – валять;

дрыгает – дрыгать;

закаляет – закалять;

топчет – топтать;

петляет – петлять;

пеняю – пенять;

повелеваю – повелевать;

подставляю – подставлять;

закапываю – закапывать;

конструирую — конструировать.

Итак, сделаем выводы:

к 1-ому причисляют те слова, которые оканчиваются на –оть, -ыть, -ть, -еть, -уть, -ять при возведении в начальную форму;

ко 2-ому относятся те, которые при возведении в инфинитив оканчиваются на –ить, их всегда легко узнать.

Разноспрягаемые глаголы

Разноспрягаемые – это особые глаголы, изменяющиеся по лицам и числам и приобретающие при этом окончания как 1-ого спряжения, так и 2-ого.

Разноспрягаемые глаголы

К подобным причисляют глаголы - хотеть, бежать.

хотеть – как в 1-ом: хочу (я), хочешь (ты), хочет (он); как во 2-ом: хотим (мы), хотите (вы), хотят (они);

бежать – как в 1-ом: они бегут; как во 2-ом: я бегу, ты бежишь, он бежит, мы бежим, вы бежите.

Как запомнить глаголы исключения

Усвоить правило бывает сложно, поэтому ниже будут представлен стишок, который поможет без труда заучить глаголы-исключения:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

дышать, слышать, ненавидеть,

и зависеть, и вертеть,

и обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

2386968

Ребёнок, который ходит в 3-4 класс и начинает изучать спряжение глаголов, без труда зазубрит исключения с помощью простых стишков:

Как начнёшь меня ты гнать,

Перестану я дышать,

Перестанут уши слышать,

Ну а руки – всё держать.

На меня начнёшь смотреть,

Будешь ты меня вертеть

Буду всё равно терпеть,

Буду от тебя зависеть,

Раз ты смог меня обидеть.

Буду я тебя не видеть,

А открыто ненавидеть.



Глаголы в русском языке относятся к I или ко II спряжению. К какому именно, зависит от окончания в форме настоящего или будущего времени. Лингвисты осуществили это деление для того, чтобы создать простой алгоритм, который поможет правильно выбрать гласную в безударном окончании глагола. Это правило, которое связывает личную форму глагола с суффиксом неопределённой формы. Если усвоить его и помнить о глаголах-исключениях, определиться с окончанием будет совсем не сложно.

Глаголы 1 и 2 спряжения, их окончания

В примерах из таблицы окончания глаголов ударные. Но в русском языке много глаголов, где на эту часть слова ударение не падает, и непонятно, какую букву следует писать. К примеру, он стро…т, мы пиш…м, ты реша…шь, ветви стел…тся, спортсмены бор…тся. У таких слов спряжение определяют по инфинитиву, неопределённой форме глагола.

Спряжение глаголов с безударным личным окончанием

Ко второму спряжению относятся глаголы, которые оканчиваются в начальной форме на -ить.

Все остальные глаголы, на что бы они ни оканчивались (на -еть, на -оть, на -уть, на -чь, на -ти и пр.), относятся к первому спряжению.

Глаголы-исключения

Из довольно большой группы глаголов на -ить только два слова не относятся ко II спряжению: брить, стелить.

В группе I спряжения их намного больше — 11 глаголов-исключений. Запомнить их легче, когда они связаны в стишок. Существует два варианта такого стишка. Можно выбрать тот, который легче запоминается.

Терпеть, вертеть, обидеть,

видеть, смотреть держать,

слышать, дышать, гнать

Гнать, держать, терпеть, обидеть,

слышать, видеть, ненавидеть.

И зависеть, и вертеть,

а ещё дышать, смотреть

В 4 классе дети пользуются ещё таким стишком-запоминалкой:

Не на -ить, не исключенье —

Значит, I спряженье.

О чём ещё надо помнить

Если глагол начинается с приставки вы-, сначала надо отбросить её — тогда ударение сместится на окончание, и станет ясно, как писать его правильно. Например, выгляд…шь, гласная плохо слышна. Но стоит отбросить приставку, и всё будет понятно — глядИшь.

В нашем языке есть два очень похожих глагола мучИть (II спр.) и мучАть (I спр.). Значит, можно с полным правом писать мучИшь и мучаЕшь, мучИт и мучаЕт, мучАт и мучаЮт.

Но предпочтительнее использовать формы от мучИть (II спр.), они считаются литературными, а формы от мучАть (I спр.) — разговорными.

Слова бежать, хотеть и брезжить называются разноспрягаемыми. При спряжении они показывают окончания, свойственные обоим спряжениям. Мы бежИм, вы бежИте (II спр.), но они бегУт (I спр.). Мы хотИм, они хотЯт (II спр.), но он хочЕт (I спр.). Он брезжИт (II спр.), но они брезжУт (I спр.).

Нужно быть внимательными с глаголами, имеющими приставку обес- (обез-). Если действие относится к самому субъекту, глагол изменяется по I спряжению: К вечеру он обессилЕт от тяжёлого пути (от обессилЕть). А если действие направлено на другого, т.е. глагол переходный, он изменяется по II спряжению. Борьба обессилИт его (от обессилИть).

Что мы узнали?

Правописание безударных окончаний глаголов определяется по тому, к какому спряжению глагол относится, то есть от того, на что слово оканчивается в начальной форме. Исключениями из правила являются несколько глаголов, которые несложно запомнить.

Правила правописания: глаголы исключения и как их запомнить

На первый взгляд может показаться, что правила русского правописания очень простые, лёгкие и на их изучение не понадобится тратить слишком много времени. Но, на самом деле это далеко не так. К примеру, довольно трудными в изучении считаются глаголы исключения 1 и 2 спряжения. Но, если уделить этому вопросу немного времени, то в итоге всё получится, и вы останетесь довольны результатом.

Основные правила глаголов исключения

Школьники изучают глаголы исключения еще в четвертом классе. Поэтому большая часть людей, которые утопают в суровых буднях, просто забывают базовые правила грамматики.

правила глаголов исключения

В нашем правописании есть много моментов, изучению которых нужно уделить особое внимание. Изменение глаголов по лицам, а также числам получило название – спряжение. В нашем языке у глаголов бывает первое, а также второе спряжение, они отличаются между собой лишь окончаниями.

Согласно базовым правилам в русском языке спряжение в таком случаи можно определить двумя методами:

  1. Опираясь на ударные окончания слов в настоящем времени.
  2. В том случае, когда окончание слова безударное, то спряжение выявляют по суффиксу инфинитива.

Чтобы быстро определить эту словесную форму, которая имеет безударное личное окончание, лучше всего сформировать неопределенную форму, а затем по суффиксу и выявить спряжение.

Следует обязательно перечислить варианты слов первого спряжения:

  • слова, которые имеют в неопределенной форме суффикс –еть;
  • слова с частичками суффикса – ать;
  • всеми существующими словами, в которых присутствуют суффиксы -оть, -уть;
  • тремя словами, исключениями в которых есть суффиксы - ить. В данном случае, речь идёт о словах – стелить, брить, а также зиждиться (последнее слово практически не используется в русском языке).

Что касается вариантов слов второго сопряжения, то к ним следует отнести:

  • слова у которых в неопределенной форме имеется суффикс –ить;
  • семью словами исключениями у которых присутствует суффикс –еть;
  • четырьмя словами исключениями, у которых есть суффикс – ать.

Вышеперечисленные слова часто используются в речи, поэтому нужно точно знать их похождение и правописание. Спряжения в русском языке выступают постоянными грамматическими признаками определённых частей речи. Чтобы подобного рода информация лучше запоминалась можно выучить специальные стишки.

Смотрите видео о том, откуда появились глаголы исключения.

Преимущества использования стишков в глаголах исключениях

При составлении стихотворений следует учитывать несколько моментов:

  1. Стих должен быть кратким.
  2. Все стишки на запоминание должны быть логичными, а не просто набор слов.
  3. При составлении стишка следует вставлять все слова, которые нужно запомнить.

Чтобы повысить эффект от такого запоминания специалисты настоятельно рекомендуют давать дополнительные ассоциации. К примеру, деткам, у которых хорошо работает зрительная память, вы можете предложить нарисовать картинку, а точнее небольшую иллюстрацию к этим словам.

Преимущества использования стишков в глаголах исключениях

По словам специалистов, очень важно, какие слова, а также какое их количество вы планируете вписать в текст. К примеру, если для запоминая, вы напишите длинный и трудный стих, в котором будут присутствовать все слова исключения, то:

  • во-первых, ребёнок должен будет выучить большой стих;
  • во-вторых, ему еще понадобится вспоминать ради каких слов, он учил весь текст.

Правила по написанию окончания глагола исключения нельзя логически объяснить. С ними лучше просто смерится и запомнить. Для этой цели можно использовать различные стихи. Учитывая такое на первый взгляд, незначительное правило в правописании, вы сможете уйти от непредсказуемых конфузов во время общения либо при деловой переписке.

Действующие способы по заучиванию

Как показывает практика запомнить правила по таким словам довольно сложно. Поэтому учителя предлагают своим ученикам различные способы заучивания.

К числу наиболее действующих вариантов по запоминанию слов исключения – глаголов, можно отнести три основных методики:

  1. Можно нарисовать небольшую картинку, где будет изображено движение, например нескольких человечков.
  2. Придумать маленький стишок и включить в него слова глаголы-исключения.
  3. Подбирать необходимые слова так, чтобы в итоге вы смогли их показать.

Доказано, что рифмованные строчки, которые удачно соединены с движением, запоминаются в несколько раз быстрее. Вполне достаточно лишь начать стих, и дети практически сразу вспоминают определенную последовательность слов и в дальнейшем используют их в правописании.

исключения спряжений глаголов стишок

В заключении следует сказать о том, что глагол выступает незаменимой частью речи, поэтому как бы нам не хотелось, его все равно следует выучить.

Он может изменяться по трём основным формам:

  1. По критериям времени.
  2. По лицам.
  3. По числовому порядку.

В качестве исключения из правила в окончании глагола является безударное окончание. Поскольку считается, что их не так уж и трудно понять носителям русского языка.

Чтобы поставить правильную букву в окончании слова, нужно следовать определённым правилам:

Чтобы быстрее разобраться с этим вопросом, лучше всего воспользоваться специальной таблицей глаголов исключения.

глаголы исключения таблица

Знаете ли вы более просток стишок для заучивания? Поделитесь своими знаниями в комментариях! А также смотрите видео о том, как быстро выучить глаголы исключения.

Читайте также: