Что такое гетерохронность развития кратко

Обновлено: 05.07.2024

Закономерности психического развития включают неравномерность, гетерохронность, неустойчивость, сензитивность, кумулятивность, дивергентность — конвергентность.

В этой теме в первую очередь дадим определение неравномерности. Она представляет собой неравномерное развитие различных психических функций, свойств и образований. Для этих процессов характерны подъемы, стабильное течение и спады, что носит колебательный характер. Причина неравномерности психического развития в психологии рассматривается с позиции темпа, направленности, длительности происходящих перемен. Большая частота колебаний в развитии определенной функции относится к периоду максимальных достижений этой функции. Так, один из исследователей Е. Ф. Рыбалко полагал, что чем выше уровень продуктивности (достижения) в развитии, тем большим будет колебательный характер ее возрастной динамики.

Гетерохронность характеризуется несовпадением во времени развития соответствующих функций и органов. Если причиной неравномерности можно считать нелинейную природу системы развития, то гетерохронность относится к особенностям структуры и неоднородности ее элементов.

Отечественным физиологом П. К. Анохиным было выведено, почему гетерохронность состоит в неравномерном развертывании или нестабильности наследственной информации. В качестве примера этой проблемы он приводит тот факт, что в онтогенезе в первую очередь происходит формирование филогенетически более древних анализаторов, а далее более молодых.

Немецким педагогом и психологом Э. Мейманом были показаны основные особенности: чем нужнее та или иная функция для человека, тем быстрее она развивается. Так, ребенок быстрее учится ориентироваться в пространстве, чем во времени.

Неустойчивость и сензитивность

Неустойчивость развития, тесно связанная с неравномерностью и гетерохронностью, находит яркое проявление в кризисах развития, что обусловлено прохождением развития через неустойчивые периоды, включая кризисные, подобно экономическому развитию страны.

Для наличия устойчивости должны присутствовать 2 условия:

  • частые мелкоамплитудные колебания;
  • несовпадение во времени развития различных психических процессов, функций и свойств.

Можно сделать вывод, что устойчивость проявляется благодаря неустойчивости.

Сензитивность развития проявляется в выделении в онтогенезе особенных сензитивных периодов, включая периоды высокой чувствительности психики к соответствующему типу обучающих и воспитывающих воздействий, когда разумнее формирование соответствующих психических и поведенческих свойств. Российский психолог Б. Г. Ананьев сензитивность определял в виде временных комплексных характеристик коррелируемых функций. Они сенсибилизировались к определенному моменту обучения. Эти периоды имеют ограничения во времени, и в случае, когда в сензитивный период развитию соответствующего качества не было уделено должного внимания, то впоследствии процесс его развития затрудняется.

Другие закономерности развития психики

Кумулятивность заключается в том, что результат развития предшествующего возрастного периода должен быть включен в следующий. Так, при развитии мышления в первую очередь происходит развитие наглядно-действенного, а затем наглядно-образного и, наконец, словесно-логического мышления. Этот процесс показывает качественное преобразование психического развития, которое может быть использовано при анализе отдельного индивида или групп людей (ребенка, населения ;в целом).

Дивергентность и конвергентность представляют собой две противоречивые, но связанные между собой тенденции. Дивергентность состоит в повышении разнообразия в ходе психического развития, конвергентность означает усиление избирательности.

Гетерохронность — это неравномерность развития отдельных органов и функций человека.

Впервые представление об этом явлении было сформулировано во второй половине XIX в. немецким педагогом и психологом Э. Мейманом. Он обратил внимание на то, что у ребенка быстрее всего развиваются те функции, которые ему нужнее.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Дети сначала обучаются ориентироваться в пространстве, а только потом во времени.

В XX в. учение о гетерохронности разрабатывалось в рамках биологии и психологии. Советский специалист в области физиологии П.К. Анохин определял гетерохронность как процесс, заключающийся в неравномерном разворачивании наследственной информации.

Гетерохронность психического развития

На скорость психического развития человека влияют как наследственные факторы, так и экзогенные (внешняя среда). Гетерохронность существует на всех стадиях развития, а не только в детском возрасте.

Выделяют два вида гетерохронности:

  1. Межфункциональная — отдельные системы и функции формируются в разное время. Пример: у младенца древние доли мозга формируются первыми. Лобная и теменная часть оформляются только к двум годам.
  2. Внутрифункциональная — функциональные и системные изменения происходят в течение всей жизни. Пример: снижение остроты и чувствительности зрения в старости.

Основные закономерности у человека

Психическое развитие человека подчиняется следующим законам.

  1. Неравномерность — отдельные функции и системы развиваются скачкообразно, одни из них опережают другие.
  2. Сензитивность — в определенные периоды наблюдается повышенная чувствительность к тем или иным формам обучения и воспитания.
  3. Дивергентность — увеличение разнообразия.
  4. Конвергентность — повышенная избирательность.
  5. Кумулятивность — развитие предыдущего периода влияет на качество последующего.

Периоды проявления гетерохронности развития

Развитие обусловлено общим законом: первыми развиваются те функции, которые наиболее востребованы.

  1. Младенчество (до 1 года). Опережающий темп развития имеют базовые функции: дыхательный и сосательный рефлексы, терморегуляция. Пример гетерохронности в младенческом возрасте: развитие речевого аппарата происходит не сразу. Сначала развиваются сосательные функции, потом — жевательные. Их развитие носит опережающий характер, поскольку именно они обеспечивают выживание ребенка.
  2. Детство (2-12 лет). В возрасте до 12 лет продолжается ускоренное биологическое и психическое развитие. Сначала продолжают развиваться базовые физиологические, позже — более сложные психические функции: речь, память, внимание, наблюдательность.
  3. Подростковый возраст (13-16 лет). В этот возрастной период происходит половое созревание. Развивается абстрактное мышление, формируется система ценностей. В подростковом возрасте особенно заметны такие явления, как акселерация и ретардация — ускорение и замедление психофизиологического и социального развития.
  4. Юность (17-21 год). Данный этап характеризуется разнонаправленностью формирования психических функций. Своего максимального пика достигает развитие сенсомоторных функций.
  5. Средний возраст (с 22 до 55-65 лет). Развитие всех функций замедляется. Функционирование многих из них носит колебательный характер. Например: усиление и ослабление памяти. Наибольшая сохранность проявляется у систем, связанных с речью. Активный образ жизни, правильное питание, саморазвитие способствуют восстановлению и сохранению психических функций.
  6. Пожилой возраст и старость. В периоде старения наблюдается компенсаторный характер — сохранность одних функций обеспечивается за счет других. В возрасте 70 лет происходит относительная стабилизация всех функций — замедляется процесс снижения их эффективности. Например: до 65-75 лет происходит интенсивное ослабление зрения. После достижения пика падения зрение стабилизируется на определенных показателях и до конца жизни сохраняется примерно на одинаковом уровне.

Снижению инволюции психических функций способствуют:

  • интеллектуальность;
  • одаренность;
  • долгая трудовая деятельность.

Например: российский хирург А.И. Левушкина оперировала до 90 лет, при этом все психические функции у нее сохранялись на высоком уровне.

Гетерохронность развития человека в биологическом, психологическом и социальном планах

Гетерохронность на биологическом уровне проявляется как разновременное развитие отдельных органов и функциональных систем организма.

Сначала развиваются мышцы, отвечающие за глотание и сосание, потом — связанные с речью.

Психологический план связан с неравномерным формированием психических функций.

Дети в возрасте до 10-12 лет не способны к абстрактному мышлению. Они воспринимают мир в наглядно-чувственной, образной форме.

В социальном отношении люди также развиваются неравномерно. Скорость усвоения социальных норм и ролей зависит от целого ряда факторов. В первую очередь на успешность социализации влияет наследственность, семья, внешняя среда, особенности обучения и воспитания. При значительном отставании от нормы человек дезориентируется в сложно устроенном современном мире. Это может привести к различным формам невроза, уходу в изоляцию, снижению ценностно-мотивационной сферы.

Гетерохрония развития – это неравномерность созревания отдельных органов и функциональных систем, которые достигают необходимого уровня зрелости в разные возрастные периоды.

Гетерохрония развития направлена на обеспечение высокой приспособляемости организма на каждом из этапов онтогенеза и надежности функционирования всех биологических систем, проходящих этапы формирования и становления.

Созревание отдельных элементов органа в раннем онтогенезе протекает неравномерно и постепенно, соединяясь и объединяясь с элементами другого органа, созревшего несколько раньше. Тот орган, который созрел ранее, принимает участие в создании необходимой функциональной системы.

В качестве примера можно рассмотреть развитие у ребенка сосательного рефлекса. В функциональной системе сосания одними из первых, еще во внутриутробном периоде, созревают круговые мышцы рта, а также мышцы, обеспечивающие поворот головы. Среди рецепторов языка первыми созревают механорецепторы и хеморецепторы, расположенные у корня языка. Механизмы по координации дыхания и глотания созревают ближе к рождению ребенка. Таким образом, осуществляется обеспечение самых необходимых операций, которые связаны с питанием новорожденного: захват, удержание ртом соска, вкусовые ощущения, сосательные движение и постепенное направление пищи по соответствующим путям.

Общая закономерность гетерохронного развития была описана на примере системы восприятия информации:

Готовые работы на аналогичную тему

Проявление гетерохронии развитии

Однако развитие протекает поэтапно, каждый новый этап – это результат сложных межфункциональных перестроек. При этом различные психофизиологические функции формируются с различной скоростью. Так, одни функции на конкретном возрастном этапе опережают другие, становятся ведущим. Однако со временем скорость их формирования и развития может уменьшаться, а функции, которые были отстающими на новом этапе, напротив, могут развиваться быстрее. Это все и является гетерохронией, которая проявляется между развитием отдельных функций.

В ряде случаев гетерохрония может быть временной, факультативной или постоянной.

Примером гетерохронии развития наиболее ярко проявляется в развитии речи, которая в своем развитии может опережать иные функции развития.

Так, у детей от 2-х до 5-ти лет можно наблюдать опережающее развитие речи и восприятия по отношению к движениям и действиям, которые развились значительно ранее, а на этапе развития речи они замедляются. Кроме того, на данном этапе восприятие по отношению к решению строится на основании гностического принципа. Данный принцип предполагает то, что ребенок пытается назвать и обозначить словами, все, что он видит вокруг себя.

Слуховое же восприятие, внутри развития речи, осуществляется значительно раньше, нежели речепорождение. То есть, экспрессивную речь опережает импрессивная.

Таким образом, гетерохрония на примере развития речи проявляется в том, что внутри данного развития ее составные элементы (речедвигательный, слуховой и т.п.) развиваются с различной скоростью, следуя друг за другом, например, у детей 2-5 лет, отмечается опережение развития речи и восприятия по отношению к действиям и движением. Ведущее место в иерархии по отношению к речи занимает восприятие.

Виды гетерохронии развития

Различают следующие виды гетерохронии развития:

Внутрисистемная гетерохрония – проявляется в постепенном усложнении каждой конкретной функциональной системы в процессе ее развития.

Данный вид гетерохронии характеризуется тем, что первоначально формируются исходные элементы, которые обеспечивают простые (исходные) уровни работы, которые в дальнейшем, в процессе развития усложняются и включают в себя высшие психические процессы.

Так, в сфере наглядного отражения – это процесс перехода от элементарных сенсорных процессов к восприятию и полноценно сформированной общей картины мира. В мышлении – переход от определенных простых понятий к разнообразным уровням абстракции и обобщения.

Межсистемная гетерохрония – представлена неодновременной закладкой и формированием различных систем организма.

Межсистемная гетерохрония характеризуется тем, что первоначально на уровне психики развивается такое межфункциональное отношение, как ассоциативные, которые позволяют на время объединить разномодальные ощущения в комплекс на основании их пространственно-временной близости. В процессе дальнейшего развития данные межфункциональные связи усложняются и начинают характеризоваться наличием ведущих и фоновых уровней в построении психической деятельности.

Методическое пособие содержит учебно методический материал по следующим разделам: возрастные особенности кардиореспираторных систем, пищеварительной, выделительной, эндокринной систем, рост и развитие скелета, онтогенез высшей нервной деятельности. Отражена актуальность темы, цель обучения, перечень необходимых знаний и умений.

Рецензент: Золотницкий А.П., профессор, доктор биологических наук

Рекомендовано к печати Ученым Советом Керченского экономико-гуманитарного института Таврического национального университета им. В.И. Вернадского.

от _______________200__ г . Протокол №___

Рассмотрено и рекомендовано к печати заседанием кафедры физической реабилитации Керченского экономико-гуманитарного института Таврического национального университета им. В.И. Вернадского

от _______________200__ г . Протокол №___

Физиологические критерии возрастной периодизации. Краткая физиологическая характеристика разных периодов онтогенеза.

Периодизация и гетерохронность развития.

Предмет возрастной физиологии. Физиология- наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем, и механизмах его деятельности.

Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза, функции органов, систем органов и организма в целом по мере их роста и развития, а также своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе.

В понятие онтогенез включают все стадии развития организма от момента оплодотворения яйцеклетки до смерти человека.

Процессы роста и развития являются биологическими свойствами живой материи. Рост человека начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и представляет собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в процессе всей жизни. Процесс развития протекает скачкообразно, и разница между различными этапами жизни сводится не только к количественным, но и к качественным изменениям.

Понятия: онтогенез, рост и развитие. Развитие- совокупность трех процессов: роста, дифференцирование органов и тканей, формообразование. Под развитием понимают процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровня организации и взаимодействия всех его систем.

Рост- увеличение числа клеток или увеличение размеров узкоспециализированных клеток. В процессе роста увеличивается число клеток, телесная масса и антропометрические показатели. В одних органах, таких как кости и легкие, рост осуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток, в других (мышцы, нервная ткань) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток.

Таким образом, под развитием понимают 3 основных процесса:

1) рост — увеличение числа клеток (в костях, легких и других органах) или увеличение размеров клеток (в мышцах и нервной ткани), т. е. количественный процесс;

2) дифференцирование органов и тканей;

3) формообразование, т.е. качественные изменения. Эти процессы тесно взаимосвязаны. Например, ускоренный рост тела замедляет процессы формообразования, дифференцирования тканей, развитие вторичных половых признаков, а усиленные процессы полового развития замедляют рост тела, нарастание мышечной массы.

Весь жизненный цикл (после рождения человека) делится на отдельные возрастные периоды, т. е. отрезки времени онтогенеза, каждый из которых характеризуется своими специфическими особенностями организма — функциональными, биохимическими, морфологическими и психологическими.

Возрастная периодизация основана на комплексе признаков: размеры тела и отдельных органов, их масса, окостенение скелета (костный возраст), прорезывание зубов (зубной возраст), развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания (баллы полового развития), развитие мышечной силы и пр.




Особо отмечают период полового созревания (так называемый переходный или пубертатный период ) (греч.: пубертис — оперение), выделяя препубертатный период (11-13 лет), 1 фазу пубертата — мальчики 13-15 лет и девочки 11 -13 лет, 2 фазу пубертата—мальчики 15-17 лет и девочки 13-15 лет. В этот период происходит существенная гормональная перестройка в организме, развитие вторичных половых признаков, заметное ухудшение условно-рефлекторной деятельности, двигательных навыков, увеличиваются вегетативные изменения при нагрузках, возрастает утомление, затрудняется речь, отмечается неуравновешенность эмоциональных реакций и поведения. Заметным является пубертатный скачок роста — значительный годовой прирост длины тела—у девочек около 13 лет, у мальчиков — около 14 лет.

Схема возрастной периодизации постнатального онтогенеза человека:

1-10 дней - новорожденный период

10-1 год-грудной период.

1-3 лет-раннее детство

4-7 лет-первое детство.

12-15 лет подростковый возраст-девочки.

13-16 лет-подростковый возраст - мальчики.

16-20 лет-юношеский возраст-девушки.

17-21 год-юношеский возраст-юноши.

22-35.лет. – Первый зрелый возраст.

35-60 лет. Второй зрелый возраст мужчины.

35-55. лет- второй зрелый возраст женщины.

60-74 лет-пожилой возраст.

90 и более лет – долгожители.

Основными закономерностями возрастного развития являются периодизация и гетерохронность (греч.:rein терос — другой, хронос — время), т. е. неравномерность и разновременность роста и развития.

В ходе онтогенеза наблюдаются определенные периоды формирования отдельных функций и органов, ускорение и замедление их роста. Периоды ускорения развития различных функций не совпадают. Наиболее интенсивный рост длины тела происходит на протяжении 1 года жизни и в период полового созревания: в среднем, у девочек в 12-13 лет, у мальчиков в 14-15 лет. Речь формируется до 2-3 лет, а речевая регуляция движений с 4-5 лет. В возрасте 6-7 начинается смена молочных зубов на постоянные.

В связи с основными закономерностями возрастной периодизации строится программа обучения детей в школе, нормирование физических и умственных нагрузок, определение размеров мебели, обуви, одежды и пр. Закономерности роста и развития человека учитываются в законодательстве — возможность получить работу, вступить в брак, нести ответственность за проступки, получать пенсию и пр.

К общим закономерностям роста и развития относятся:

1) гетерохронность развития (опережающее развитие жизненноважных систем) и системогенез (по П.К. Анохину).

Структуры, которые составляют к моменту рождения жизненно важную функциональную систему, закладываются и созревают ускоренно. Например, круговая мышца рта иннервируется ускоренно и задолго до того, как будут иннервированы другие мышцы лица.

Из всех нервов руки, прежде всего, развиваются те, которые обеспечивают сокращение мышц сгибателей пальцев, участвующих в хватательном рефлексе.

Согласно данным Аршавского, рост и развитие скелетной мускулатуры является ведущим фактором в объединении разных систем организма в единое целое.

3) надежность биологической системы (по А.А. Маркосяну).

Под надежностью биологической системы принято считать такой уровень регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное протекание с экстренной мобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемости, гарантирующей приспособление к новым условиям существования и быстрым возвратом к исходному состоянию.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. В.И. ВЕРНАДСКОГО

КЕРЧЕНСКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Факультет физической культуры и спорта

Кафедра физической реабилитации

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Для студентов 2 курса дневной

Формы обучения, 3,4 курса заочной формы обучения

Керчь-2010

Козлова Г.В. – ст. преподователь КЭГИ ТНУ

Методическое пособие содержит учебно методический материал по следующим разделам: возрастные особенности кардиореспираторных систем, пищеварительной, выделительной, эндокринной систем, рост и развитие скелета, онтогенез высшей нервной деятельности. Отражена актуальность темы, цель обучения, перечень необходимых знаний и умений.

Рецензент: Золотницкий А.П., профессор, доктор биологических наук

Рекомендовано к печати Ученым Советом Керченского экономико-гуманитарного института Таврического национального университета им. В.И. Вернадского.

от _______________200__ г . Протокол №___

Рассмотрено и рекомендовано к печати заседанием кафедры физической реабилитации Керченского экономико-гуманитарного института Таврического национального университета им. В.И. Вернадского

от _______________200__ г . Протокол №___

Физиологические критерии возрастной периодизации. Краткая физиологическая характеристика разных периодов онтогенеза.

Периодизация и гетерохронность развития.

Предмет возрастной физиологии. Физиология- наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем, и механизмах его деятельности.

Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза, функции органов, систем органов и организма в целом по мере их роста и развития, а также своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе.

В понятие онтогенез включают все стадии развития организма от момента оплодотворения яйцеклетки до смерти человека.

Процессы роста и развития являются биологическими свойствами живой материи. Рост человека начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и представляет собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в процессе всей жизни. Процесс развития протекает скачкообразно, и разница между различными этапами жизни сводится не только к количественным, но и к качественным изменениям.

Понятия: онтогенез, рост и развитие. Развитие- совокупность трех процессов: роста, дифференцирование органов и тканей, формообразование. Под развитием понимают процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровня организации и взаимодействия всех его систем.

Рост- увеличение числа клеток или увеличение размеров узкоспециализированных клеток. В процессе роста увеличивается число клеток, телесная масса и антропометрические показатели. В одних органах, таких как кости и легкие, рост осуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток, в других (мышцы, нервная ткань) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток.

Таким образом, под развитием понимают 3 основных процесса:

1) рост — увеличение числа клеток (в костях, легких и других органах) или увеличение размеров клеток (в мышцах и нервной ткани), т. е. количественный процесс;

2) дифференцирование органов и тканей;

3) формообразование, т.е. качественные изменения. Эти процессы тесно взаимосвязаны. Например, ускоренный рост тела замедляет процессы формообразования, дифференцирования тканей, развитие вторичных половых признаков, а усиленные процессы полового развития замедляют рост тела, нарастание мышечной массы.

Весь жизненный цикл (после рождения человека) делится на отдельные возрастные периоды, т. е. отрезки времени онтогенеза, каждый из которых характеризуется своими специфическими особенностями организма — функциональными, биохимическими, морфологическими и психологическими.

Возрастная периодизация основана на комплексе признаков: размеры тела и отдельных органов, их масса, окостенение скелета (костный возраст), прорезывание зубов (зубной возраст), развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания (баллы полового развития), развитие мышечной силы и пр.

Особо отмечают период полового созревания (так называемый переходный или пубертатный период ) (греч.: пубертис — оперение), выделяя препубертатный период (11-13 лет), 1 фазу пубертата — мальчики 13-15 лет и девочки 11 -13 лет, 2 фазу пубертата—мальчики 15-17 лет и девочки 13-15 лет. В этот период происходит существенная гормональная перестройка в организме, развитие вторичных половых признаков, заметное ухудшение условно-рефлекторной деятельности, двигательных навыков, увеличиваются вегетативные изменения при нагрузках, возрастает утомление, затрудняется речь, отмечается неуравновешенность эмоциональных реакций и поведения. Заметным является пубертатный скачок роста — значительный годовой прирост длины тела—у девочек около 13 лет, у мальчиков — около 14 лет.

Схема возрастной периодизации постнатального онтогенеза человека:

1-10 дней - новорожденный период

10-1 год-грудной период.

1-3 лет-раннее детство

4-7 лет-первое детство.

12-15 лет подростковый возраст-девочки.

13-16 лет-подростковый возраст - мальчики.

16-20 лет-юношеский возраст-девушки.

17-21 год-юношеский возраст-юноши.

22-35.лет. – Первый зрелый возраст.

35-60 лет. Второй зрелый возраст мужчины.

35-55. лет- второй зрелый возраст женщины.

60-74 лет-пожилой возраст.

90 и более лет – долгожители.

Основными закономерностями возрастного развития являются периодизация и гетерохронность (греч.:rein терос — другой, хронос — время), т. е. неравномерность и разновременность роста и развития.

В ходе онтогенеза наблюдаются определенные периоды формирования отдельных функций и органов, ускорение и замедление их роста. Периоды ускорения развития различных функций не совпадают. Наиболее интенсивный рост длины тела происходит на протяжении 1 года жизни и в период полового созревания: в среднем, у девочек в 12-13 лет, у мальчиков в 14-15 лет. Речь формируется до 2-3 лет, а речевая регуляция движений с 4-5 лет. В возрасте 6-7 начинается смена молочных зубов на постоянные.

В связи с основными закономерностями возрастной периодизации строится программа обучения детей в школе, нормирование физических и умственных нагрузок, определение размеров мебели, обуви, одежды и пр. Закономерности роста и развития человека учитываются в законодательстве — возможность получить работу, вступить в брак, нести ответственность за проступки, получать пенсию и пр.

К общим закономерностям роста и развития относятся:

1) гетерохронность развития (опережающее развитие жизненноважных систем) и системогенез (по П.К. Анохину).

Структуры, которые составляют к моменту рождения жизненно важную функциональную систему, закладываются и созревают ускоренно. Например, круговая мышца рта иннервируется ускоренно и задолго до того, как будут иннервированы другие мышцы лица.

Из всех нервов руки, прежде всего, развиваются те, которые обеспечивают сокращение мышц сгибателей пальцев, участвующих в хватательном рефлексе.

Согласно данным Аршавского, рост и развитие скелетной мускулатуры является ведущим фактором в объединении разных систем организма в единое целое.

3) надежность биологической системы (по А.А. Маркосяну).

Под надежностью биологической системы принято считать такой уровень регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное протекание с экстренной мобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемости, гарантирующей приспособление к новым условиям существования и быстрым возвратом к исходному состоянию.

НЕРАВНОМЕРНОСТЬ И ГЕТЕРОХРОННОСТЬ РАЗВИТИЯ – закономерности онтогенеза, выявленные в контексте психологии развития и получающие новое содержание в акмеологии. Неравномерность проявляется в неодинаковых темпах развития одной и той же психической функции, психического качества на разных этапах становления. Гетерохронность (разновременность) проявляется в несовпадающих темпах развития разных психических процессов относительно друг друга. Акмеологией описано несовпадение во времени становления человека как индивида, субъекта деятельности, личности, профессионала; показана неравномерность темпов становления разных профессионально важных качеств: на отдельных этапах обучения наблюдается прогрессивное развитие одних, относительная стабилизация других и даже регресс третьих; психические функции, способности, востребованные в ходе труда, получают новые пики развития, а те, которые не имеют для человека профессиональной и социальной значимости, могут подвергаться инволюции, угасанию. Отмечается несовпадение темпов развития мотивационной и операциональной сфер профессионализма, когда, например, прогресс и оптимум профессионального мышления может происходить на фоне стабилизации, или спада мотивационных показателей, разновременно может осуществляться становление разных видов профессиональных мотивов и т. д.

В акмеологии рассматриваются разные варианты профессионализма и социализации в зависимости от характера неравномерности и гетерохронности психического развития человека. Отмечается, что с помощью акмеологических технологий можно воздействовать на эти процессы посредством разных форм организации профессиональной деятельности человека.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Полезное

Смотреть что такое "НЕРАВНОМЕРНОСТЬ И ГЕТЕРОХРОННОСТЬ РАЗВИТИЯ" в других словарях:

Развитие (философ.) — Развитие (филос.) – необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. Под развитием обычно понимают: увеличение сложности системы;… … Википедия

Развитие — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Развитие процесс, направлен … Википедия

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНАЯ — – членение возрастного развития на периоды, этапы, рассмотрение процесса, разворачивающегося во времени. Существуют периодизации, построенные на основе признаков, лежащих вне психического процесса в онтогенезе (биогенетическая теория, согласно… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Ста́рость. Старе́ние — Старость, старение. Старость закономерно наступающий период возрастного развития, заключительный этап онтогенеза. Старение неизбежный биологический разрушительный процесс, приводящий к постепенному снижению адаптационных возможностей организма;… … Медицинская энциклопедия

ЮНОСТЬ — школьная, ранняя юность, стадия жизни и развития человека, охватывающая возраст от 14 15 до 17 18 лет, что примерно соответствует периоду обучения в ст. классах общеобразоват. школы или в ср. проф. уч. заведениях. Хронологич. границы этого… … Российская педагогическая энциклопедия

ЮНОСТЬ школьная, ранняя юность — стадия жизни и развития человека, охватывающая возраст от 14 15 до 17 18 лет, что примерно соответствует периоду обучения в ст. классах общеобразоват. школы или в ср. проф. уч. заведениях. Хронологич. границы этого возрастного периода весьма… … Российская педагогическая энциклопедия

Юность( школьная) — ранняя юность, стадия жизни и развития человека, охватывающая возраст от 14 15 до 17 18 лет, что примерно соответствует периоду обучения в старших классах общеобразовательной школы или в средних профессиональных учебных заведениях.… … Педагогический терминологический словарь

Читайте также: