Что такое физминутка кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Физкультминутка - это физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности детей, улучшения их самочувствия, повышения внимания, предупреждение утомляемости, нарушений осанки, т. е. на оздоровление организма детей.

Цель проведения физкультминутки (динамической паузы) - повысить умственную работоспособность во время образовательной деятельности, снять напряжение, обеспечить кратковременный активный отдых для детей, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища; мышцы кисти работающей руки.

Значение физкультминуток : помогают отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки , улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям .

Физкультминутка помогает взрослым играть с детьми, развивать речь, координировать движения и развивать мелкую моторику. Благодаря выполнению физических упражнений улучшается кровообращение и работа головного мозга, вследствие этого снимается напряжение мышц, нервной системы и у детей повышается настроение.

Для решения задач, улучшения здоровья детей дошкольного возраста используются различные средства физического воспитания, в т. ч. и физкультминутки . Комплексное использование всех средств (гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и другие) эффективно воздействует на детский организм .

Физкультминутка - это небольшой комплекс физических упражнений, проводимый в течение 2-3 минут во время занятий в детском саду , а также дома при выполнении домашних заданий. Строится она из 4-5 упражнений для рук, туловища, ног, не требующих сложной координации.

Движения на динамической паузе должны быть противоположными положению ног, головы, движению рук во время занятия . Вынужденные во время работы сгибания в суставах, сгибания спины и сведения плеч, наклоны головы вперёд, должны меняться во время физкультминуток выпрямлением ног и туловища, разведением плеч, подниманием головы. При этом подбираются такие упражнения, которые в зависимости от работы на занятии включают подтягивания, наклоны и приседания, упражнения для кистей и пальцев рук. Эти упражнения охватывают большие группы мышц и снимают статическое напряжение, активизируют дыхание, усиливают кровообращение, т. е. снимают застойные явления, вызываемые длительным сидением за столом.

Проводится физкультминутка воспитателем по мере необходимости (в течение 3– 5 мин.) в зависимости от вида и содержания занятий по развитию речи , рисованию, формированию элементарных математических представлений, в момент появления признаков утомляемости детей.

Физкультминутки применяются с целью поддержания умственной работоспособности на хорошем уровне. Когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство (как правило, на 12–15 мин., наступает утомление, необходимо предложить несколько физкультурных упражнений стоя у своих столов или на свободном месте в группе. Это упражнения общеразвивающие : наклоны туловища, движение рук вверх, в стороны, полуприседания и приседания, подпрыгивание, подскоки, ходьба.

Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с движением занятия . При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов одной строки, а до начала следующей строки делался глубокий и спокойный вдох. После физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным.

Можно проводить физкультминутку с музыкальным сопровождением, во время которой дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные движения. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3–4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий . В конце разминки рационально провести упражнение на расслабление 1–2 мин. Продолжительной разминки не более 10 мин.

Воспитателям важно помнить, что скука, утомительное однообразие, ограничение физической активности, невозможность заняться тем , чем хочется пусть в течение десяти-пятнадцати минут не принесут детям пользы, а наоборот вызовут утомление, безразличие к происходящему.

Поэтому не следует пренебрегать при проведении занятий физкультминутками .

Хочу предложить несколько интересных физкультминуток :

Мы очень любим город свой (прижать руки к груди)

Сияет солнце над рекой, (руки вверх, потянуться)

Идут дожди, (шагать на месте)

Стучат в окно, — (прыгать на месте)

Его мы любим всё-равно! (обхватить себя руками)

И он растёт, и мы растём. (руками очертить круг)

Едем – едем на машине (руками крутим руль)

Нажимаем на педаль (ногу сгибаем и разгибаем)

Газ включаем, выключаем (движения рукой вперёд- назад)

Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу вглядываемся вдаль)

Дворики смывают капли (руки согнуты в локтях движения вправо-влево)

Ветер волосы взъерошил (взъерошить волосы)

Мы шофёры – хоть куда! (выставляем большой палец)

Если ты солдатик бравый,

Помаши рукой нам правой.

Если ты солдатик – смелый,

Помаши рукой нам левой.

Если ты солдатик – стойкий,

На одной ноге постой – ка!

Если ты солдатик – стойкий,

На другой ноге постой – ка.

А теперь солдатик бравый,

Маршируем до заставы.

Физкультминутка

Эй, ребята, что вы спите!

На зарядку становитесь!

Справа - друг и слева - друг!

Вместе все - в веселый круг!

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево,

Руки вверх! Руки вниз! Вверх!

И снова наклонись!

Шаг назад и два - вперед!

Вправо, влево поворот!

Снова за руки возьмемся.

ри шага вперед, дружок!

Станет тесным наш кружок!

Физкультминутка

Солнце спит и небо спит,

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало,

Все лучи свои послало.

Вдруг повеял ветерок,

Небо тучей заволок.

И деревья раскачал.

Дождь по крышам застучал,

Барабанит дождь по крышам

Солнце клонится все ниже.

Вот и спряталось за тучи,

Ни один не виден лучик. (ладони к левой щеке, к правой щеке)

(качаем поднятыми вверх руками)

(подняли руки вверх, потянулись)

(качаем поднятыми вверх руками)

(помахали руками вверх-вниз)

(закрыли руками лицо)

(качание туловища влево - вправо)

(прыжки на месте)

(хлопки в ладоши)

(наклоны вперед)

(встали, спрятали руки за спину)

Сказка даст нам отдохнуть

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем – и снова в путь!

Нам советует Мальвина :

– Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево – вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова :

– Чтоб была спина пряма, Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять,

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной Шапочки совет :

– Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет. Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть!

Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)

Мы очень любим город свой

Сияет солнце над рекой,

Его мы любим всё-равно!

Мы в этом городе живём,

И он растёт, и мы растём. (прижать руки к груди)

(руки вверх, потянуться)

(шагать на месте)

(прыгать на месте)

(обхватить себя руками)

(руками очертить круг)

Взялись за руки, скрепились,

В фигуристов превратились,

(в паре, руки крест-накрест друг с другом)

Мы на лед выходим ловко,

Потому что есть сноровка.

(двигаемся в паре, имитируя скольжение) Ногу правую подняли

И назад её убрали,

(нога вперед и назад)

Ногу левую вперед-

Как красив же наш полет.

(нога вперед и назад) Мы танцуем вдохновенно,

Сядем - встанем мы мгновенно,

(присесть, не бросая руки партнера)

И покружимся на льду,

Как снежинки на ветру!

(покружились вправо, влево)

Физкультминутка Хоккей (врассыпную)

На коньки встаем быстрей,

Очень любим мы хоккей,

(показать одевание коньков)

Чтоб начать в него играть,

Клюшку надо в руки взять.

(показать клюшку в правой руке) Шайбу этой клюшкой бьём,

Влево, вправо подаём,

(движение рукой влево, вправо)

Шайба быстро полетела

И в ворота залетела!

В Олимпиаде участие принять,

И чемпионский кубок взять!

(подпрыгнуть, руки вверх)

Физкультминутка

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

В нашей стране горы высокие, (тянемся на носочках вверх)

Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)

Степи широкие, (раскидываем руками)

Леса большие, (руки вверх)

А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)

Раз, два, три, четыре, пять. (Дети шагают по кругу.) По Москве идем гулять.

Пришли на площадь Красную (Широко разводят руки.) Широкую, прекрасную.

А на площади на той – (Повернуться лицом в круг.) Кремль высокий и большой.

Ах, какая высота! (Поднимают 2 руки над головой.)

Ах, какая красота! (Поочерёдно поднимают вверх левую и правую руку) .

Раз, два, три, четыре, пять. (Шагают по кругу.)

Дальше мы идем гулять.

Собор Покровский, мавзолей, (Поворачиваются лицом в круг.)

Исторический музей, (Поочерёдно отводят в сторону то левую, то правую руку.)

На катке чудесном были,

В ГУМ зайти мы не забыли

Стало солнышко садиться, (Руки на поясе, приседания.)

Домой пора нам возвратиться.

Мы дорожки подметаем (имитация движений)

Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)

Чтоб гуляя, малыши

Веселились от души! (подскоки на месте)

Отдохнем (присесть)

И домой скорей пойдем (шаги на месте)

На холме стоит рябина

Держит прямо, ровно спинку. (подтягивая – руки вверх) .

Ей не просто жить на свете –

Ветер крутит, вертит ветер. (вращение туловищем вправо, влево) .

Но рябинка только гнется

Не печалится – смеется. (наклоны в стороны) .

Вольный ветер грозно дует

На рябинку молодую. (дети машут руками, изображая ветер) .

Вдруг закрыли небо тучи, (Поднимаются на носочки, поднимают вверх руки)

Начал капать дождь колючий

Долго дождик будет плакать,

Разведет повсюду слякоть (Приседают, держат руки на поясе)

Грязь и лужи на дороге,

Поднимай повыше ноги. (Ходьба на месте, высоко поднимая колени)

По утрам морозы. (Дети медленно встают на носочки и поднимают руки вверх)

В рощах желтый листопад. (Плавные движения над головой влево-вправо)

Листья около березы (Медленно приседают)

Золотым ковром лежат. (делают плавные движения руками перед собой влево-вправо)

В лужах лед прозрачно-синий. (Встают, плавно разводят руки в стороны)

На листочках белый иней. (Поднимаются на носочки, руки вверх)

Нарядили ножки в новые сапожки, Выставляем носочки поочерёдно

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке. Ходьба на месте

Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте, Топот на месте

В грязь не заходите, сапожки не рвите. Прыжки на месте

Ходит осень по дорожке

Промочила в лужках ножки.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клена листья сбросил

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

Физминутка осень пришла

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось ! (подняться на носочки, показать руками большой круг)

Мы дорожки подметаем (имитация движений)

Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)

Чтоб гуляя, малыши

Веселились от души! (подскоки на месте)

Отдохнем (присесть)

И домой скорей пойдем (шаги на месте)

Физминутка "Мы – листики осенние"

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

Меж еловых мягких лап

Дождик тихо кап, кап, кап! (Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх)

Где сучок давно засох,

Где листок к листку прилип,

Появился гриб, гриб, гриб! (Дети медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку)

Кто нашел его, друзья? (Дети стоят прямо, пожимая плечами)

Это я, это я, это я! (Дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой.)

В небе жаворонок пел. (Дети выполняют маховые движения руками. Вращают кистями поднятых рук)

Порезвился в вышине,

Спрятал песенку в траве. (Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз)

Тот, кто песенку найдет, (Дети приседают, руками обхватывают колени)

Будет весел целый год. (Дети стоя весело хлопают в ладоши) . Осенью

Вдруг закрыли небо тучи, (Поднимаются на носочки, поднимают вверх руки)

Физкультминутка Кратковременные перерывы в работе (учебе) для проведения комплекса упражнений (преимущественно физических), направленных на предупреждение выраженного утомления и устранение неблагоприятных для здоровья последствий трудовой (учебной) деятельности. Обычно проводится примерно каждые 1,5–2 часа в течение 2–3 минут.

Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь. — М.: Флинта . Э. Н. Вайнер, С. А. Кастюнин . 2012 .

Смотреть что такое "Физкультминутка" в других словарях:

физкультминутка — физкультминутка … Орфографический словарь-справочник

физкультминутка — сущ., кол во синонимов: 1 • минутка (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

физкультминутка — физкультминутка, физкультминутки, физкультминутки, физкультминуток, физкультминутке, физкультминуткам, физкультминутку, физкультминутки, физкультминуткой, физкультминуткою, физкультминутками, физкультминутке, физкультминутках (Источник: «Полная… … Формы слов

минутка — см. мгновение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. минутка сущ. • мгновение • миг … Словарь синонимов

физкульт. — ФИЗКУЛЬТ. Первая часть сложных слов. Вносит зн.: физкультурный. Физкультзарядка, физкультминутка, физкультработа … Энциклопедический словарь

физкульт. — первая часть сложных слов. вносит зн.: физкультурный. Физкультзарядка, физкультминутка, физкультработа … Словарь многих выражений

Введение

Методика проведения физминуток у детей квалификационная работа

Методика проведения физминуток у детей.

Цель работы: изучение методики проведения физминуток у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить требования проведения физминуток в процессе образовательной деятельности.
  2. Создать картотеку физминуток для дошкольников.

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Предмет исследования: методика проведения физминуток.

Методы исследования:

— сбор и анализ литературы, интернет – источников по теме;

— формирование картотеки физкультурных минут для дошкольников.

Методика выполнения физкультурных минуток в процессе образовательной деятельности

Методика проведения физминуток у детей. Физкультурные минутки – физические упражнения, обладающие целью предупреждение утомления, возобновления интеллектуальной трудоспособности в ходе образовательной деятельности, требующей интеллектуального напряжения. Они улучшают кровообращение, снимают усталость мышц, психики, активизируют познание воспитанников, создают положительные эмоции и увеличивают интерес к образовательной деятельности. Физкультурные минутки рекомендуется проводить начиная со средней группы, их продолжительность 1,5-2 минут;

Методика проведения физминуток у детей в ДОУ

Требования к проведению физкультминуток

СанПиН рекомендует пользоваться формой двигательной активности:

  • утреннюю гимнастику,
  • занятия физкультурой в помещении и
  • занятия физкультурой на воздухе,
  • физкультурные минутки,
  • подвижные игры,
  • спортивные упражнения,
  • ритмическую гимнастику,
  • занятия на тренажерах,
  • плавание и другие.

Рекомендации по проведению физминуток в ДОУ

Выговаривать тексты физкультминуток ведущий должен предельно выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, выделяя слова, а движения делать одновременно с текстом или в паузах.

Проводить физкультурную минутку не следует в том случае, если дети работают сосредоточенно, иначе возможно потерять их внимание и отвлечь от задания. Потом возвратить их к работе будет очень сложно.

физминутка быстро встали улыбнулись

Организация проведения физкультминутки

Подготовительный этап

1. Выбрать физкультминутку необходимо с учётом:

  • — возраста;
  • — индивидуальных особенностей;
  • — темы предмета, на котором будет проводиться физкультминутка;
  • — интересов детей.

2. Установить цели проведения физкультурной минутки: обучающую, воспитывающую, развивающую, здоровьесберегающую.

3. Выбрать место где она будет проведена.

4. Определить время выполнения.

5. Организовать специальный инвентарь, если нужен для проведения упражнений.

6. Для выполнения физкультурной минутки необходимо составить конспект, который включает:

  • Название, цели, место и время проведения, оборудование (если в этом есть необходимость) ;
  • Ход выполнения (в виде таблицы):
  • Этапы
  • Деятельность няни.
  • Деятельность детей.

Основной этап

  • — сообщает о проведении физкультурных упражнений,
  • — знакомит ребят с названием физкультурных упражнений (если оно есть);
  • — раскрывает значимость проведения физкультминутки. здоровьесберегающую цель.

2. Основной этап:

а) в соответствии с конспектом нужно проводить инструктаж выполнения выбранного физкультурного комплекса физической нагрузки:

Если проводится новая физминутка:

а) взрослый демонстрирует воспитанникам движения физкультурного комплекса. Если физминутка выполняется на основе стихотворения, то:

1) с обратной стороны доски надо заранее написать ее слова;

2) в начале взрослый прочитывает стихотворение;

3) одновременно с его прочтением проделывает движения. Если физминутка уже знакома детям – то слова стихотворения повторяют на память, при необходимости;

б) взрослый просит детей подняться с рабочих мест и выполнить физминутку вместе (открывает часть доски со словами физминутки) ;

в) вместе с детьми проделывает физминутку не меньше 2-3 раз, наблюдает за активностью и дисциплинированностью деток,

г) предлагает одному из ребят в качестве ведущего провести физминутку с остальными,

д) предлагает сесть на рабочее место ;

3. Итог (рефлексия)

— взрослый наблюдает отношение детей к выполнению данного комплекса физической нагрузки.

Заключительный этап

1. В ходе выполнения физминутки, взрослый должен проанализировать действия ребят:

— определить значимость выполненного физкультурного комплекса для воспитанников (наблюдения и беседы с отдельными детьми после урока)

— определить причины недисциплинированности отдельных ребят.

2. Изменить процесс проведения физминутки или подобрать новую.

физминутка ветер дует нам в лицо

Методика проведения физминуток (кратко)

Физкультурная минутка (или, как еще ее называют, физкультурная пауза)– это один из обязательных, обдуманных элементов в занятии с детьми. Она необходима и важна.

Цель выполнения физминуток: внесение эмоционального заряда, продвижение общей моторики, выработка отчетливых координированных движений во взаимосвязи с речью, восстановление и активизация организма.

СанПиН рекомендует использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и занятия физической культурой на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах, плавание и др.

Условие к методике выполнения физкультурных минуток для детей: упражнения должны быть элементарны по структуре, увлекательны и упражнения должны быть такими, чтобы дошкольники хорошо их знали. Они должны быть комфортны для выполнения.

Методика проведения физминуток у детей

Программное содержанием занятия должно сочетаться с содержанием физкультминуток. В зависимости от вида образовательной деятельности её содержания, подбираются комплексы физкультминуток. Упражнения должны быть такими, чтобы дети могли их выполнять. Упражнения должны включать движения, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем и воздействующие на крупные группы мышц

В методику организации физкультурных пауз на занятиях у дошкольников входят три этапа: подготовительный, основной, заключительный. При помощи этих трех этапов мы подбираем комплексы нагрузки, определяем цели. Потом проводим сами упражнения, и в конце обязательно анализируем действия воспитанников в ходе выполнения.

физминутка поднимите плечики

Классификация физминуток

Различных физкультурных минуток большое количество. Их можно обнаружить в книгах и в сети интернет.

Представленная классификация поможет профессиональной няне, организовать картотеку физминуток по видам и применять их на занятиях. При желании, можно составить картотеку по своему усмотрению, например, разделив физкультурные минутки их на группы по обучающей тематике.

физминутка дети по лесу гуляли

Оздоровительные физминутки

Танцевальные

Особо любимы детьми танцевальные физминутки, так как они организуются под веселую детскую музыку.

Ритмические

Движения в ритмическихфизминутках обязаны быть более четкими, хорошо отработанными. Ритмические физкультминутки чаще всего проделываются под счет.

Гимнастика для глаз

Зеленый цвет очень полезен для глаз, поэтому рекомендуется смотреть именно на этот цвет. Можно глазами смотреть в разные стороны, или же нарисовать глазами какую-нибудь фигуру, например круг. Например, упражнение “Сладкий сон” – ребята засыпают под счет, и под обратный счет они просыпаются, сопровождая отдых глаз с потягиванием и имитацией засыпания и просыпания. Кроме отдыха глаз, может расслабиться позвоночник. Позвоночник утомляется быстрее всего.

Электронные зрительные физминутки

Такие физкультминутки несут в себе несколько функций. Их главная цель – сохранять зрение, и снимать зрительное напряжение. Система упражнений, изображенная в виде мультимедийных презентаций сохраняет зрение, развивает функции глаз, увеличивает мотивацию дошкольников к выполнению зрительной гимнастики, активизирует приятные эмоции. Методика выполнения электронной физминутки элементарна в использовании. Дети прослушивают музыку и одновременно следят за движением объектов.

Электронные физминутки можно применять на любом занятии для снятия перенапряжения глаз. Можно предворять их стихами, разъясняющими детям, как следует проводить гимнастику для глаз.

Методика проведения физминуток у детей

Пальчиковая гимнастика

Это корректировка зрительно-моторной координации, пространственно-образного мышления, творческих способностей, развитие и расслабление и тренировка мышц глаз, самосинхронизация полушарий головного мозга и воздействие на мелкую моторику рук. В эту группу можно отнести упражнения:

“Ленивые восьмерки” – рисуем в воздухе то правой рукой, то левой, то одновременно двумя руками.

“Двойные рисунки”– рисуем двумя ручками одинаковые, необычные формы.

“Постукивание пальчиками” – имитируем игру на пианино,

“Пальчики замерзли”– растираем каждый палец в отдельности либо все одновременно.

“Салют”– резким движением расправляем пальчики сцепленные в кулачок,

“Здравствуй, пальчик” – большой палец правой руки здоровается с большим пальцем левой руки, с соседними пальцами, с ладошкой; письмо букв и цифр в воздухе.

физминутка раз два три четыре пять

Техника проведения физминутки для дошкольников

Если комплекс физнагрузки сопровождаются стихами или картинками, младшим деткам становится интересней.

Глазки – самый лучший друг.

Нарисую ими круг,

И восьмерку, и квадрат.

Друг мой будет очень рад!

При этом не нужно требовать, чтобы дети проговаривали стихи. Основная работа – это правильное выполнения инструкции детьми.

Методика проведения физминуток у детей

Спортивно-физкультурные физминутки

Общеразвивающие упражнения

Эта гимнастика, проделывается под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на усиление определенной категории мышц.

Подвижные игры

Это могут являться игры с мягким мячом. Игра может проходить в виде закрепления изученного материала аналогично игре “Съедобное – несъедобное”, упражнения на координацию движения.

Методика проведения физминуток у детей

Двигательно-речевые физминутки

Дыхательная и артикуляционная гимнастика

“Сгибание стопы” – упражнение, которое отвечает за речь и язык. При помощи данных упражнений происходит влияние на верхние и нижние отделы легких, насыщение их кислородом, сокращение напряжения.

А также в эту категорию относим инсценировку небольших стихотворений.

Детки коллективно читают небольшие стихи и одновременно проделывают различные движения, будто инсценируя их.

физминутка буратино потянулся

Когнитивные физминутки

Дидактические игры с движениями

При показе картинки или названии предмета воспитанники выполняют определенные упражнения. Игра “Умный светофорик” – красный цвет – дети стоят, желтый – сидят за партой, зеленый – шаг на месте.

Двигательные действия и задания

Физкультминутка включает в себя элементы движений и мыслительной деятельности. Они направленны на снятие усталости с определенной категории мышц, например: “Сколько будет 3+2, столько раз присесть, а 9 – 5, столько раз поднять руки вверх…”

Развивающие игры

Игры на развитие познавательных процессов, памяти, внимания, нахождения различий, сравнения, воображения объединения в целое, выделение противоположностей. Допустим, упражнение “Покажи фигуру”, например: “Круг какой? А квадрат какой?” – детки показывают, игры “Летим – плывем” – соотнесение действия с изображенным предметом.

Психогимнастика

При помощи мимики, чередование радости и грусти, выражение разнообразных эмоциональных состояний, упражнение “Энергетическая зевота” – имитация зевоты, расслабление голосовых связок.

Методика проведения физминуток у детей

Креативные физминутки

Гимнастика ума

Применение игр для развития, логического мышления, познавательных процессов умения принимать решения, воображения, восприятия, внимания, памяти. Сюда можно оотнести мини-викторины, кроссворды, загадки, ребусы. Гимнастика ума включает в себя упражнения для улучшения мозгового кровообращения – это двигательные действия (наклоны и повороты головы) + дыхательная гимнастика.

В процессе упражнений происходит механическое воздействие на стенки сосудов, облегчение и интенсивность умственной деятельности, расширение сосудов головного мозга и усиление мозгового кровообращения, повышение их эластичности.

физминутка мы писали

Необычные движения

Задания типа: как может перемещаться пешеход с горы или в гору, по неровной дороге, или же как плывет корабль в шторм и в штиль.

Сюжетно-ролевые игры

Такие игры, как сюжетно-ролевые вводят дошкольников в мир взрослых. Чаще всего физкультурные упражнения проводятся в стихах.

Пантомимическая гимнастика

Методика проведения физминуток у детей. Пантомимическая гимнастика связана с подражанием птицам или животным.

“Сова” – упражнение на снятие усталости с мышц шеи и зрительного аппарата.

Исходное положение – захватите и сожмите мышцу левого плеча правой рукой, поверните голову и посмотрите через плечо. Изображаем сову, хлопаем глазками, делаем вдох, на выдохе выговариваем “ух”.

При выполнении этого упражнения происходит воздействие на верхние и нижние отделы легких, насыщение их кислородом, сокращения напряжения, расслабление мышц шеи, плечевого пояса, позвоночника, восстановление голосовых связок и снятие утомления со зрительного аппарата.

Методика проведения физминуток у детей

Заключение

Методика проведения физминуток у детей. Итак, мы установили что, физкультминутка заключается в том, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность.

Выбор самой эффективной физминутки зависит от того, каким видом деятельности занимаются с дети в данное время, в каком виде физминутки они нуждаются больше всего.

Программное содержание занятия должно органически сочетаться с содержание физкультминутки. Упражнения должны быть комфортны для выполнения по ограниченной площади и включать движения, воздействующие на крупные категории мышц, улучшающие многофункциональную деятельность всех органов и систем.

Таким образом, цель работы, заключающаяся в изучении методики проведения физминуток у детей дошкольного возраста, считаем достигнутой.


Физкультминутка (ФМ) способствует снятию локального утомления. По содержанию ФМ различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.

Физкультминутки проводятся во время уроков и состоят из 2-3 упражнений, направленных на снятие напряжения мышц спины, пальцев рук, плечевого пояса, органов зрения.

Все общеобразовательные уроки в школе должны включать физкультурные “минутки” (1-2 минуты) и физкультурные паузы (3-4 минуты) для повышения внимания, умственной работоспособности и эмоционального тонуса. Кроме того, они помогают уменьшить статическую нагрузку на позвоночник и предупредить нарушение осанки.

Проводятся эти формы физкультурно-оздоровительных занятий в классе в период утомления детей на уроках (примерно на 10-й и 20-й минуте), за исключением контрольных работ и некоторых практических занятий.

Время проведения физкультминуток определяется учителем, ведущим урок.

Следует открыть форточку, ослабить стесняющую одежду (пояс, пуговицы).

Варианты выполнения комплексов физкультминуток различны: сидя за партой или стоя около нее. Темп выполнения упражнений медленный и средний.

Комплексы физкультурных минуток подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, их результативность.

Физкультминутки рекомендуется проводить также во время выполнения домашних заданий. Дома учащиеся повторяют уже знакомые им комплексы физкультминуток во время выполнения ими домашних заданий, во время занятий на компьютере, во время чтения книг или просмотра телепередач.

Ниже предлагаются варианты комплексов упражнений для снятия напряжения с глаз, для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, для снятия утомления с туловища и ног, а также комплексы общего воздействия.

Комплексы упражнений для глаз

Упражнения выполняются сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

Вариант 1

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Вариант 2

1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо) вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

Вариант 3

1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.
2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1-4, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-30 см, на счет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Приложение 8 к СанПиН 9-131 РБ2000 (рекомендуемое).

Комплексы упражнений физкультурных минуток

Физкультминутка общего воздействия

ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности. В комплекс упражнений общего воздействия можно также включить 1-2 упражнения для снятия напряжения с глаз.

ФМ общего воздействия (вариант 1)

1. И.п - о.с. 1-2 - встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками. 3-4 - дугами в стороны руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки вперед., 1 - поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. 2 и.п. 3-4 - то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.
3. И.п. 1- согнуть правую ногу вперед и, обхватив голень руками, притянуть ногу к животу. 2 - приставить ногу, руки вверх-наружу. 3-4
- то же другой ногой. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

ФМ общего воздействия (вариант 2)

1. И.п. - о.с. 1-2 - дугами внутрь два круга руками в лицевой плоскости. 3-4 - то же, но круги наружу. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, правую руку вперед, левую на пояс. 1-3 - круг правой рукой вниз в боковой плоскости с поворотом туловища направо. 4 - заканчивая круг, правую руку на пояс, левую вперед. То же в другую сторону. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. - о.с. 1 - с шагом вправо руки в стороны. 2 - два пружинящих наклона вправо. Руки на пояс. 4 - и.п. 1-4-то же влево. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Темп средний.

ФМ общего воздействия (вариант 3)

1. И.п. - стойка ноги врозь, 1-руки назад. 2-3 -руки в стороны и вверх, встать на носки, 4-расслабляя плечевой пояс, руки вниз с небольшим наклоном вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п.- стойка ноги врозь, руки согнутые вперед, кисти в кулаках. 1 - с поворотом туловища налево " удар " правой рукой вперед. 2 - и.п. 3-4 -то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Дыхание не задерживать.

ФМ общего воздействия (вариант 4)

1. И.п - руки в стороны. 1-4 - восьмеркообразные движения руками. 5-8 - то же, но в другую сторону. Руки не напрягать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. Дыхание произвольное.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки на поясе. 1-3 - три пружинящих движения тазом вправо, сохраняя и.п. плечевого пояса. 4 и.п. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание не задерживать.
3. И.п.- о.с. 1 - руки в стороны, туловище и голову повернуть налево. 2 - руки вверх. 3 - руки за голову. 4 - и.п. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Темп медленный.

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения

Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышают их эластичность, раздражают вестибулярный аппарат вызывают расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют кровенаполнение сосудов. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения (вариант 1)

1. И.п. - о.с. 1 - руки за голову; локти развести пошире, голову наклонить назад . 2 - локти вперед. 3-4 - руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - стойка ноги врозь, кисти в кулаках, 1-мах левой рукой назад, правой вверх - назад. 2 - встречными махами переменить положение рук. Махи заканчивать рывками руками назад. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. - сидя на стуле. 1-2 отвести голову назад и плавно наклонить назад. 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения (вариант 2)

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1-2 -круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3-4 - то же левой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 - и.п.. То же налево. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.
3. И.п. - сидя на стуле, руки на пояс. 1 - повернуть голову направо. 2 - и.п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук

Динамические упражнения с чередованием напряжения и расслабления отдельных мышечных групп плечевого пояса и рук, улучшают кровоснабжение, снижают напряжение.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук (вариант 1)

1. И.п. – о.с. 1 – поднять плечи. 2 – опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза 2 – 3 с, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.
2. И.п. – руки согнуты перед грудью. 1 – 2 – два пружинящих рывка назад согнутыми руками. 3 – 4 – то же прямыми руками. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.
3. И.п. – стойка ноги врозь. 1 – 4 – четыре последовательных круга руками назад. 5 – 8 – то же вперед. Руки не напрягать, туловище не поворачивать. Повторить 4 – 6 раз. Закончить расслаблением. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук (вариант 2)

1. И.п. - о.с. - кисти в кулаках. Встречные махи руками вперед и назад. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2. И.п. - о.с. 1-4 - дугами в стороны руки вверх, одновременно делая ими небольшие воронкообразные движения. 5-8 - дугами в стороны руки расслабленно вниз и потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. - тыльной стороной кисти на пояс. 1-2 - свести вперед, голову наклонить вперед. 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук (вариант 3)

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки в стороны, ладони кверху. 1.- дугой кверху расслабленно правую руку влево с хлопками в ладони, одновременно туловище повернуть налево. 2 - и.п. 3-4 -то же в другую сторону. Руки не напрягать. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
2. И.п. - о.с. 1 - руки вперед, ладони книзу. 2-4 зигзагообразными движениями руки в стороны. 5-6 - руки вперед. 7-8 - руки расслабленно вниз. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. - о.с. 1 - руки свободно махом в стороны, слегка прогнуться. 2 - расслабляя мышцы плечевого пояса, "уронить" руки и приподнять их скрестно перед грудью. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук (вариант 4)

1. И.п. - о.с. 1 -дугами внутрь, руки вверх - в стороны, прогнуться, голову назад. 2 - руки за голову, голову наклонить вперед. 3 - "уронить" руки. 4 - и.п. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2. И.п.- руки к плечам, кисти в кулаках. 1-2 - напряженно повернуть руки предплечьями и выпрямить их в стороны, кисти тыльной стороной вперед. 3 - руки расслабленно вниз. 4 - и.п. Повторить 6-8 раз, затем расслабленно вниз и встряхнуть кистями. Темп средний.
3. И.п. - о.с. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положение рук. Повторить 3-4 раз, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

Физкультминутка для снятия утомления с туловища и ног

Физические упражнения для мышц ног, живота и спины усиливают венозное кровообращение в этих частях тела и способствуют предотвращению застойных явлений крово- и лимфообращения, отечности в нижних конечностях.

ФМ для снятия утомления с туловища и ног (вариант 1)

1. И.п. - о.с. 1 - шаг влево, руки к плечам, прогнуться. 2 -и.п. 3-4 -то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
2. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - упор присев. 2 - и.п. 3- наклон вперед, руки впереди. 4 - и.п . Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону. 4-6 -то же в другую сторону. 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с туловища и ног (вариант 2)

ФМ для снятия утомления с туловища и ног (вариант 3)

1. И.п. - руки скрестно перед грудью. 1 - взмах правой ногой в сторону, руки дугами книзу, в стороны. 2 - и.п. 3-4 -то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь пошире, руки вверх - в стороны. 1- полуприсед на правой, левую ногу повернуть коленом внутрь, руки на пояс. 2 - и.п. 3-4-то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. - выпад левой вперед. 1 - мах руками направо с поворотом туловища направо. 2 - мах руками налево с поворотом туловища налево. Упражнения выполнять размашисто расслабленными руками. То же с выпадом правой. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с туловища и ног (вариант 4)

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки вправо. 1 - полуприседая и наклоняясь, руки махом вниз. Разгибая правую ногу, выпрямляя туловище и передавая тяжесть тела на левую ногу, мах руками влево. 2-то же в другую сторону. Упражнения выполнять слитно. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2. И.п. - руки в стороны. 1-2 - присед, колени вместе, руки за спину. 3 - выпрямляя ноги, наклон вперед, руками коснуться пола. 4- и.п. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко по вернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Приложение 9 к СанПиН 9-131 РБ2000 (рекомендуемое)

Комплексы упражнений физкультурных пауз

Физкультурная пауза (ФП) - повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность.

Физкультурная пауза (вариант 1)

1. Ходьба на месте 20-30 секунд. Темп средний. 1. Исходное положение (и.п.) - основная стойка (о.с.) 1 -руки вперед, ладони книзу. 2 - руки в стороны, ладони кверху. 3 - встать на носки, руки вверх, прогнуться. 4 - и.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - ноги врозь, немного шире плеч. 1-3 наклон назад, руки за спину. 3-4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. - ноги на ширине плеч. 1 - руки за голову, поворот туловища направо. 2 - туловище в и.п., руки в стороны, наклон вперед, голову назад. 3 - выпрямиться, руки за голову, поворот туловища налево.4- и.п. 5-8 -то же в другую сторону. Повторить 6 раз. Темп средний.
4. И.п.- руки к плечам. 1 - выпад вправо, руки в стороны. 2- и.п. 3
- присесть, руки вверх. 4 - и.п. 5-8 -то же в другую сторону. Повторить 6 раз. Темп средний.

Физкультурная пауза (вариант 2)

1. Ходьба на месте 20-30 с. Темп средний. 1. И.п. - о.с. Руки за голову. 1-2 - встать на носки, прогнуться, отвести локти назад. 3-4 - опуститься на ступни, слегка наклониться вперед, локти вперед. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
2. И.п. - о.с. 1 - шаг вправо, руки в стороны. 2 - повернуть кисти ладонями вверх. 3 - приставить левую ногу, руки вверх. 4 - руки дугами в стороны и вниз, свободным махом скрестить перед грудью. 5-8 - то же влево. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 - наклон вперед к правой ноге, хлопок в ладони. 2 - и.п. 3-4 то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
4. И.п. - стойка ноги врозь, левая впереди, руки в стороны или на поясе. 1-3 - три пружинистых полуприседа на левой ноге. 4 - переменить положение ног. 5-7 - то же, но правая нога впереди левой. Повторить 4-6 раз. Перейти на ходьбу 20-25 с. Темп средний.
5. И.п. - стойка ноги врозь пошире. 1 - с поворотом туловища влево, наклон назад, руки назад. 2-3 - сохраняя положение туловища в повороте, пружинистый наклон вперед, руки вперед. 4 - и.п. 5-8 - то же, но поворот туловища вправо. Повторить по 4-6 раз в каждую сторону. Темп медленный.
6. И.п. - придерживаясь за опору, согнуть правую ногу, захватив рукой за голень. 1 - вставая на левый носок, мах правой ногой назад, правую руку в сторону - назад. 2 - и.п. 3-4 - то же, но согнуть левую ногу. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
7. И.п. - о.с. 1 - руки назад в стороны, ладони наружу, голову наклонить назад. 2 - руки вниз, голову наклонить вперед. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

Читайте также: