Что такое факультатив в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

– занятия, направленные на повышение у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.

Едиными типовыми учебными планами общеобразовательных учреждений для I-XI классов определено количество учебных часов на проведение факультативов. Однако и у руководителей школ, и у учителей возникают многочисленные вопросы по их содержанию, организации, учебно-методическому обеспечению:

- кто правомочен разрабатывать и утверждать программы факультативных занятий?

- как обеспечить преемственность изучения учебных предметов и факультативных курсов? В чём она должна заключаться?

- в чём состоит специфика факультативных занятий на разных ступенях обучения?

- какие технологии обучения наиболее приемлемы для факультативных занятий?

- как осуществлять контроль за учебной деятельностью учащихся и оценивать эффективность факультативных занятий?

- Каковы критерии их эффективности?

Факультативные занятия, как отмечено в пояснительной записке к Единым типовым учебным планам, - это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности.

Что такое факультативные занятия?

Направленность факультативов может быть весьма различной: естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военнно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и др.

Какие направленности факультативных занятий вы знаете?

В соответствии с этим, а также на основе учета опыта проведения факультативных занятий можно определить ФУНКЦИИ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ:

1) предметно-повышающая: учащиеся на факультативных занятиях повышают уровень изучения отдельных предметов и могут успешно готовиться к предметным олимпиадам и конкурсам;

2) мотивирующая: за счёт удовлетворения на факультативных занятиях потребностей в поиске, познании, творчестве у многих учащихся формируется устойчивая познавательная мотивация к предмету изучения;

3) общеобразовательная: на факультативных занятиях создаются условия для общего развития учащихся, становления их познавательных и социальных компетенций;

Каковы функции факультативных занятий?

Успешная реализация перечисленных функций возможна лишь при условии соблюдения руководством школы и учителями определённых управленческих и дидактических принципов. (Принципы – это организующие требования, которые выступают в качестве правил, норм, регулирующих образовательный процесс на факультативных занятиях.)

ПРИНЦИП САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ предполагает осознанный выбор учениками общеразвивающих, предметных и профориентационных факультативных занятий, предложенных педагогическим коллективом школы. Организационная, информационная, педагогическая, психологическая и валеологическая поддержка самоопределения учащихся является важным условием оптимизации их выбора.

ПРИНЦИП УЧЁТА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ. Школа предлагает учащимся для выбора тематику факультативных занятий, которая соответствует возрасту детей и результатам предварительной диагностики их интересов и познавательных потребностей.

ПРИНЦИП РЕСУРСНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ. Факультативные занятия должны быть обеспечены необходимой учебно-материальной базой для организации обучения в соответствии с выбором учащихся; учителями, способными преподавать учебные предметы на повышенном уровне или владеющими тем или иным ремеслом.

ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ ФОРМ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ. Школы работают в различных условиях, отличаются кадровым составом, уровнем учебно-методического обеспечения образовательного процесса, материальной базой, традициями, различными образовательными запросами учащихся и их родителей, спецификой рынка труда в данном регионе. В связи с этим факультативное обучение, в зависимости от характера индивидуальных выборов учащихся в условиях одной школы, не всегда может быть реализовано. Это предопределяет образовательную кооперацию с другими учреждениями социальной сферы или производства, организацию межшкольных факультативов.

ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ. Принцип предполагает реализацию требования удовлетворить образовательные запросы учащихся на выбранном ими уровне.

ПРНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ требует педагогического управления процессом ученического самоопределения, проектирования учащимися собственного учебного плана, в котором наряду с инвариантной составляющей есть вариативный (факультативный) компонент. Процедура проектирования этого учебного плана обеспечивает повышение ответственности учащихся и их родителей за принятые ими решения, повышает их учебную мотивацию и субъективность в познавательной деятельности.

ПРИНЦИП ДВОЙСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА предполагает реализацию различных стратегий обучения на базовом уровне в рамках инвариантного компонента учебного плана школы и обучения на повышенном уровне на факультативных занятиях. При обучении на повышенном уровне педагог и учащиеся ориентируются на успешную подготовку к вступительным экзаменам в вуз. На базовом уровне, помимо обучающей функции, приоритетным является гармоническое развитие личности учащихся.

ПРИНЦИП ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ в организации факультативных занятий требует от учителя применения широкого спектра средств возбуждения и поддержания учебно-познавательной активности учащихся: парадоксов и противоречий, проблемных ситуаций, занимательных заданий, работы над проектами, связи с жизнью и т. п.

ПРИНЦИП АДАПТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА предполагает следование при определении номенклатуры факультативных занятий постулату о том, что не все дети одинаково способны к различным учебным предметам, что есть учащиеся, более склонные, например к физическому труду, художественной деятельности, ремеслу и пр.

Какие принципы, на ваш взгляд, свойственны только факультативам?

Важно понимать, что следование перечисленным принципам не всегда возможно в полной мере. Это обусловлено рядом объективных факторов:

- установлением максимально допустимой недельной учебной нагрузки на учащегося;

- совместным изучением некоторых учебных предметов немотивированными и заинтересованными учащимися;

- недостаточной в ряде случаев ресурсной обеспеченностью образовательного процесса и, в частности, факультативного обучения;

- сложностями в составлении расписания факультативных занятий, вызванными занятостью учителей, недостаточностью в ряде школ классных комнат, занятиями многих учеников во второй половине дня в спортивных и музыкальных школах, центрах внешкольной работы и т. п.

Названные трудности должны быть приняты во внимание, их важно видеть и понимать, чтобы предпринимать меры по уменьшению отрицательных образовательных эффектов.

Известно, что учащиеся различаются интересами и потребностями, склонностями, профессиональными намерениями. Различны предпочтения школьников разных лет обучения. Сами учреждения образования различаются собственной миссией, кадровым составом, квалификацией учителей, учебно-материальной базой. В силу указанных факторов на различных ступенях обучения могут применяться факультативы, отличающиеся целевой направленностью, содержанием, формой проведения, продолжительностью, типом преемственности с основными курсами.

ВИДЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ по целям

ЦЕЛЯМИ факультативных занятий могут быть:

- подготовка старшеклассников к централизованному тестированию;

- подготовка одарённых школьников к олимпиадам;

- формирование профориентационной компетентности учащихся базовой школы;

- общекультурное развитие учащихся;

- приобщение учащихся к исследовательской деятельности;

- коррекция пробелов в знаниях и умениях учащихся и др.

ВИДЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ по содержанию

- факультативы предметной направленности

- факультативы общекультурной и общеразвивающей направленности

- факультативы профориентационной направленности

Факультативы предметной направленности :

Слова о добром и прекрасном

История географических открытий

Математика после уроков

Решение логических задач

Подготовка к олимпиадам по химии

Обучение орфографии на основе межуровневых отношений

Рациональные уравнения, неравенства и их системы. Задачи с параметром Количественные отношения в химии

Факультативы общекультурной и общеразвивающей направленности применимы в основном в начальной и базовой школе. Они направлены на становление и развитие у учащихся социальных и учебных компетенций: мультикультурной, языковой, правовой, гражданской, исследовательской, проектной, информационной, финансовой, экологической, рефлексивной, здоровьесберегающей, учат ставить собственные цели, планировать работу, делать выбор и принимать решения, работать в команде, проводить самооценку и т. п.

Итак, Какие ВИДЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ по содержанию?

- факультативы предметной направленности

- факультативы общекультурной и общеразвивающей направленности

- факультативы профориентационной направленности

Дифференциация факультативов по форме проведения обусловлена разнообразием их содержания, различием в условиях функционирования школ, квалификацией учителя. С одной стороны, на факультативных занятиях, как и на обязательных уроках, применяются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. С другой стороны – их содержание обусловливает необходимость широкого применения практических форм работы: тренингов, практикумов, лабораторных работ, исследований, экскурсий; образовательных проектов; ведения учениками дневников и тематических портфолио.

ВИДЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ по продолжительности

Возможно и целесообразно организовывать факультативы различной продолжительности: в течение учебного года, полугодия, четверти. Выбор длительности проведения факультатива зависит от темы и содержания, от интереса учащихся и т.д. Например, факультативы профориентационной направленности рекомендуется делать непродолжительными.

ВИДЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ по типу преемственности с изучением учебного предмета

Можно различать факультативы по типу преемственности с изучением учебного предмета. Преемственность может быть целевой, содержательной, а также технологической. Обучение учебному предмету в связке с факультативом может вести как один учитель, так и разные педагоги.

Кружки в детском саду

На формирование личности дошкольников оказывает влияние не только основное образование, но и факультативное. Всевозможные секции уже давно являются неотъемлемой частью образовательного процесса в ДОУ. С каждым годом количество кружков и студий увеличивается, но несмотря на их разнообразие, они похожи между собой по реализуемым задачам и методам организации. Грамотно организованная деятельность кружка в детском саду позволит ребятам овладеть полезными навыками и развить творческий потенциал.

Значимость кружковой работы в ДОУ

Кружок в детском саду — неформально объединённая группа, образующаяся на основе интересов и предпочтений детей и пожеланий родителей. Материалы, используемые в работе, превышают требования ФГОС, поэтому кружковые группы относятся к дополнительныму образованию в детском саду.

Кружки выполняют несколько функций:

  • Образование. Ребёнок получает дополнительные знания и развивает определённые навыки в интересующей его области.
  • Воспитание. Работа в кружке развивает у детей коммуникативные навыки, социально адаптирует, воспитывает культуру поведения.
  • Коррекция и развитие. Занятия в кружках улучшают способности ребёнка или же корректируют их развитие при некоторых отклонениях (например, логопедический кружок).

Две девочки раскрашивают красками общий рисунок

Кружковая работа помогает раскрыть творческий потенциал детей

Если ребёнок посещает занятия кружка с увлечением, то одно это уже создаёт для него ситуацию успеха, а значит, повышает самооценку.

Кружковая работа может осуществляться для различных целей:

  • Повышение знаний и умений в определённой области или же их компенсация.
  • Ознакомление с материалом, не рассчитанным для изучения в обязательной программе.
  • Формирование социальных навыков.
  • Творческое развитие.

При создании того или иного кружка воспитатель должен учесть:

  • интересы в группе;
  • возраст детей;
  • время нагрузки на ребёнка.

Виды кружков в детском саду

Вся кружковая работа делится на 4 направления:

  • Художественно-эстетическое развитие — реализация творческого потенциала воспитанников.
  • Познавательное развитие — удовлетворение интересов и любознательности детей.
  • Физическое развитие — приобретение опыта двигательной активности, привитие ЗОЖ.
  • Социально-личностное развитие — совершенствование коммуникативных навыков, социальная адаптация.

Кружки по изобразительному искусству

Рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит мыслить образами, расширяет воображение. Кружок художественного рисования, знакомящий детей с нетрадиционными техниками рисования, подойдёт как для младших групп, так и для ребят постарше. Педагог может экспериментировать с показом разных техник ребятам, учитывая их интерес.

Дети рисуют красками, воспитатель стоит рядом

Рисование — одно из самых любимых детских занятий

В процессе изобразительной деятельности ребёнок знакомится с различными объектами и запоминает их величину, форму, цвет, то есть развивает зрительное восприятие.

В возрасте 3–4 лет у ребёнка только начинают формироваться представления о предметах, поэтому в процессе рисования дошкольники не могут уловить многие детали, но зато активно экспериментируют с цветом. Подойдёт:

  • рисование ладошками,
  • рисование пальчиками,
  • рисование нитками,
  • печать поролоном,
  • набрызг.

Для развития мелкой моторики очень полезна лепка. Аппликация поможет развивать восприятие детей.

Две девочки занимаются лепкой

Занятия лепкой развивают мелкую моторику, а значит, и речевые способности дошкольника

В средней группе дети очень любят мастерить. В этом возрасте детям будут интересны занятия по работе с бумагой и картоном, пластилином, тканью, различными природными материалами:

  • оригами;
  • аппликация;
  • рисование нитью;
  • монотипия;
  • отпечатки листьев;
  • печать пластилином;
  • рисование ватными палочками;
  • рисование воском.

Полноценное общение со сверстниками является важным фактором формирования гармоничной личности старшего дошкольника. Работа в коллективе приобщает детей уважать интересы других, воспитывает организованность, волевые качества, коммуникативную культуру. В старшем возрасте уже можно использовать более сложные техники:

Фотогалерея: нетрадиционные техники изобразительного искусства

Рисование ладошками является простым в исполнении и подойдёт для самых маленьких воспитанников Монотипия позволяет получить целостную картину методом зеркального отпечатка нарисованной половины С помощью кляксографии можно создавать очень выразительные композиции Рисование мыльными пузырями развивает творческие способности детей, а также артикуляцию Техника рисования ватными палочками хорошо подойдёт для создания зимних пейзажей Картины, выполненные в технике граттаж, требуют большой внимательности, поэтому подойдут для ребят старшей группы Пластилинография помогает создавать объёмные картины

  • Создать образ снегопада;
  • учить рисовать пальчиками или ватными палочками;
  • развивать чувство цвета и ритма.
  • Освоить технику рисования вертикальных линий;
  • развить чувства формы и ритма.
  • Учить рисованию с помощью ладошки;
  • развивать воображение.
  • Упражнять в рисовании пальчиками;
  • вызвать интерес к подарку для папы.
  • Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью;
  • учить имитировать шерсть животных.
  • Учить рисованию узоров из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике;
  • развивать чувство ритма (чередование узоров).
  • Упражнять в рисовании пальчиками;
  • упражнять в технике скатывания салфеток;
  • развивать чувство композиции.
  • Упражнять в технике печатания;
  • учить украшать предмет несложной формы.
  • Освоить способ рисования вертикальных линий кисточками разной длины;
  • развивать чувство формы, цвета, ритма.
  • Упражнять в использовании ладони в изобразительном искусстве;
  • закреплять умение дополнять изображение деталями.
  • Учить рисовать тычками;
  • учить рисовать, создавая форму цветка.

Видео: мастер-класс по пластилинографии

Музыкальные кружки

Кружки по музыке приучают ребят к культуре, воспитывают вкус, способствуют развитию творческих способностей. Пение — основной вид музыкальной деятельности в детском саду. Вокальный кружок помогает развивать слух, память, чувство ритма, способствует развитию речи.

В младшем возрасте дети могут ещё не воспринимать слова песни и их смысл, но уже тонко чувствуют мелодию, ритм. В таком возрасте голосовые связки тонкие, короткие, поэтому требуется бережное отношение к детскому голосу. Песни должны быть простыми в исполнении, понятными по образам. В средней группе у ребят увеличивается словарный запас, расширяется музыкальный кругозор, улучшается артикуляция. В старшей группе у детей формируется определённый музыкальный опыт, но голосовой аппарат по-прежнему слабый, ранимый. Упражнения на дыхание и артикуляцию усложняются, требуют большего внимания.

Мальчик сидит за фортепиано, воспитатель и трое детей стоят рядом

Музыкальный кружок развивает слух и чувство ритма у детей

Регулярные занятия музыкой оказывают благоприятное влияние на развитие интеллектуальных способностей.

В вокальном кружке используются следующие средства:

  • Техническое оборудование:
    • магнитофон,
    • фотоаппарат,
    • видеокамера.
    • книги,
    • брошюры,
    • картинки,
    • ноты.

    Познавательная деятельность

    Физическое развитие

    Дети стоят с мячами в руках, поднятыми над головой

    Занятия в физкультурном кружке заряжают ребят бодростью и хорошим настроением на весь оставшийся день

    Таблица: распространённые кружки, создаваемые в ДОУ

    Отчёт о работе кружка в ДОУ

    Были поставлены следующие задачи:

    • Развитие творческого мышления у детей.
    • Развитие мелкой моторики рук.
    • Развитие навыков работы с различными материалами.
    • Воспитание аккуратности, самостоятельности.

    Дети, работая в коллективе, учатся ценить собственный труд и оценивать работы других. Развивается социальная адаптация, умение работать в группе. На каждом занятии ребятам сообщалась информация о представляемых материалах, работе с ними. Родители были ознакомлены с работой кружка и помогали в его организации: покупали необходимые материалы, корректировали работу детей. Работы, сделанные воспитанниками, были подарены родителям или ребятам в группе на различные праздники: Новый год, 8 Марта, 23 Февраля, День матери. Занятия проводились раз в неделю по 25–30 минут.

    Использовались разные формы проведения занятий:

    • беседа,
    • рассказ преподавателя,
    • подготовка к работе,
    • изготовление произведений,
    • выставка работ,
    • дарение.

    В конце года дошкольники научились:

    • работать с бумагой;
    • работать с ножницами и клеем;
    • планировать работу, озвучивать свои идеи;
    • изготовлять поделки из бумаги для подарка;
    • реализовывать творческие задумки.

    В коллективе дети учатся уважать свои интересы и других ребят Работа с клеем, бумагой и ножницами развивает мелкую моторику рук При создании работ дети включают свою фантазию, тем самым разивая творческое мышление При работе с мелкими деталями необходимо проявлять аккуратность и внимательность Свою работу ребёнок может преподнести в подарок родителям, воспитателю или ребятам в группе Выставка готовых работ является важным моментом, помогающим детям обрести уверенность в себе

    В зависимости от предпочтений ребят, рекомендаций родителей и возможностей дошкольного учреждения можно создать любой кружок в детском саду. На дополнительных занятиях дошкольники смогут получить новые знания, полезные навыки и положительные эмоции, повысить самооценку и развить творческие способности.


    Современная теория эстетического воспитания детей дошкольного возраста рассматривается как целостная, структурированная (но ещё не завершённая) система знаний, которая в своём историческом развитии аккумулировала разные виды искусства, общую культуру человечества и культурологию. Изобразительное искусство как главное средство эстетического воспитания детей связано с образным познанием жизни. Художественные образы оказывают особое воздействие на эмоции ребёнка, вызывают нравственно-эстетические переживания и активизируют познавательные интересы. В процессе присвоения материальной и духовной культуры происходит не простое накопление фактов, а развитие разнообразных, в том числе художественных, способностей личности. Приобретение опыта связано с активной деятельностью, что обеспечивает разностороннее развитие ребёнка. Всем детям, независимо от природных данных, важно создать оптимальные условия для эстетического развития. В дошкольном учреждении дети знакомятся с разными видами изобразительного искусства. У каждого из них в процессе обучения и воспитания можно сформировать эстетическое отношение к действительности, художественный вкус. Способность воспринимать, понимать и эмоционально переживать эстетические грани мира, что необходимо для любого человека, независимо от того. Какую профессию он изберёт в будущем. Даже если ребёнок одарён в области. Приобщение его к другим видам искусства поможет расширить спектр способностей и гармонизировать личность в целом, поскольку дошкольное детство — это эпоха универсального развития человека.

    Во всех современных программах так или иначе представлены три способа освоения изобразительного искусства детьми дошкольного возраста: восприятие — исполнительство — творчество. Эстетическое восприятие — это прямой путь приобщения детей к изобразительному (и любому другому) искусству. От его развития во многом зависит последующая исполнительская и творческая деятельность ребёнка. Художественное исполнительство связано с практическим овладением детьми изобразительно-выразительными средствами, поскольку невозможно войти в искусство, не зная его специфического языка. Сюда же относится техническая составляющая (конкретные умения и навыки в той или иной области). Изобразительное творчество представляет собой высший уровень освоения искусства, сообразно возрастным возможностям и индивидуальным способностям. Творчество предполагает авторизацию общественного опыта и выражается в создании уникального продукта (рисунка, аппликации, скульптурной фигурки или композиции).

    Как обучать ребёнка? Ведь каждый ребёнок — это отдельный мир. Как помочь детям в обретении себя в мире и мира в себе?

    В естественном стремлении тела и души к состоянию гармонии в себе, во всем, что нас окружает, на нас влияет, в каждом действии, предмете, явлении, создаваемом нами, мы стремимся, не осознавая этого, к целостности, завершённости, симметрии, к гармонии. И ведёт человека к гармонии — ИНТУИЦИЯ.

    ИНТУИЦИЯ — вершина творческого развития человека. Многие называют её талантом. Все дети наделены интуицией (талантом) от природы — имеют свой природный потенциал, но талант необходимо пробудить, чтобы заработали его механизмы. Механизмы таланта работают в состоянии гармонии, дополняют друг друга и усиливают. Это чувства, мышление, воображение, энергопотенциал и психомоторика.

    Реализовать природный потенциал — значит, развиваться на творческом уровне. Механизм творческого развития — это инструмент, способный самозатачиваться в процессе работы. Чем выше уровень творческой деятельности, тем острее становится инструмент развития. Это вечный двигатель и носитель его — творческий человек. Мотив, побуждение человека к деятельности, представляет собой схему: цель + эмоция.

    Эмоция является энергетическим ядром, обеспечивающим силу побуждения. Если ребенок не испытывает сильного чувства, не видит конечного результата своей деятельности, он обречён на неудачу. Навязанный, внешний мотив не способствует продуктивности. Тормозятся смыслы деятельности. Не случайно сравнивают бесплодную работу с Сизифовым трудом. Трижды Сизиф обманывал смерть. За то, что он раскрыл тайны бессмертия, боги отобрали у Сизифа талант; чувства, чтобы видеть задачи, мышление и воображение, чтобы формулировать и решать их оригинальным способом.

    Остались память и моторика. Тупо тащит свой камень на гору, то ожесточённо, то равнодушно. Будь у него хоть капля воображения, мышления, чувства, он придумал бы клин, но, выполняя чужую волю, он до сих пор проклинает свою участь.

    Работа ради работы ничего не создает, она должна включать процесс самодвижения, когда появляется дискомфорт — поиск решения и, наконец, разрешение внутреннего противоречия — создание самоценного, самодостаточного предмета.

    Творить — значит раскрывать свой внутренний мир, открывая во внешней среде какую-то грань. Это явление присуще ребёнку дошкольнику. Как сохранить этот творческий импульс у развивающегося ребёнка? Как наиболее полно реализовать природный потенциал? Ведь процесс социализации — усвоение культурных и духовных ценностей — воспитательный и образовательный процессы ограничивают самостоятельность ребёнка. Он становится ведомым. Часто ребёнок оказывается в позиции, когда его мышление работает на продуктивном — воссоздающем уровне, работает только память, отсутствует воображение — творческий элемент, тандема: мышление + воображение.

    - поощрять ребенка за самостоятельные мысли и действия, если они не причиняют вреда окружающим (развитие собственного «я”) не мешать желанию ребенка сделать что-то по-своему;

    - уважать точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была — не подавлять ее собственным мнением, т. к. мнение педагога будет порождать страх сделать что-то «не так”, сказать «не так” (боязнь ошибиться);

    - творить и играть вместе с детьми в качестве рядового воспитанника, иногда меняться ролями;

    - не навязывать свою идею, наоборот пытаться понять логику творческого воображения ребенка;

    - вносить разнообразие в занятия, используя свои методические разработки, рекомендации, информационные материалы.

    Культура самосознания — основная задача в проблеме развития природного потенциала ребёнка. Осознать смыслы существования, сущностные силы — значит, научиться слушать себя, доверять себе, оценивать себя — то есть выйти на интуитивный уровень развития.

    Интуиция — чувственный продукт природы внутри нас, она подсказывает, насколько мы гармоничны. С помощью чувств она оценивает наше состояние по критериям гармонии: меру истинности — действительно совершенного, а не плода воображения, выдумки, обмана, меру добра и благ: возвышенного, прекрасного, пропорционального или низкого, отвратительного, безобразного. С помощью мышления и воображения интуиция отделяет известное от неизвестного, создаёт содержание, форму и смысл того, чего не было в исходном материале. С помощью моторики она выполняет и регулирует движение и действие, достигая не постижимы тонкости и пластичности, использует энергопотенциал для чувственного, умственного и психомоторного действия.

    Следовательно: гармонично развивать личность дошкольника — значит, прежде всего, создать психологические условия для развития механизмов таланта ребёнка.

    Предлагаю проследить развитие творческих способностей детей на примере работы факультатива во второй младшей группе детского сада.

    Составитель: воспитатель Грищенко Н. А.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Программа разработана в соответствии с:

    - Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования учреждения.

    Актуальность:

    Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребёнок чувствует себя уверенно.

    Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов. Удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

    Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

    Цель программы:

    - Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

    - Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

    - Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

    - Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

    Задачи программы:

    - Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

    - Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

    - Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

    - Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

    - Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

    - Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

    Интегративность программы. При составлении перспективного плана по совершенствованию технических умений и навыков рисования детей учитывались принцип сезонности, индивидуальные особенности детей.

    Интеграция: познание, коммуникация, здоровье, безопасность, чтение художественной литературы, музыка.

    Формы работы:

    - Оттиск печатками из картофеля;

    Организация работы: строится с учётом принципов, которые взаимосвязаны и реализуются в единстве.

    - Принцип системности. Работа должна проводиться систематически, весь учебный год, при гибком распределении программного материала в течении недели (можно выбрать определённый день недели)

    - Принцип сезонности. Следует по возможности использовать местные условия, ознакомлением детей с природными явлениями.

    - Принцип адресного подхода. Учёт индивидуальных особенностей группы.

    - Принцип интеграции. Содержание тематических блоков может естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.

    - Принцип координации деятельности педагогов.

    - Принцип преемственности. Взаимодействие с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

    Образовательный материал программы систематизирован и представлен в виде перспективных планов.

    2013–2014 учебный год

    Дети 3-х лет

    образовательные области

    Художественное творчество

    коммуникация, социализация, безопасность, здоровье, чтение художественной литературы, музыка

    Факультативы для дошкольников и другие полезные материалы для учителя дошкольного образования, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.


    Факультативы

    Цель программы: подготовка к обучению, развитие знаний, навыков, умений, творческих способностей и индивидуальных особенностей личности ребенка через обучение основам.


    Статья "Работа Общекалмыцкого съезда"

    Факультативы

    Статья об этапах работы "I общекалмыцкого съезда"


    Опыт работы "Интерактивная доска - как средство повышение познавательного интереса у дошкольников"

    Факультативы

    Актуальность: С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Для повышения эффективности образовательного процесса, качества обучения.


    Театрализация в детском саду

    Факультативы

    Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с нарушениями речи в возрасте с 5 до 7 лет.


    Психология детей раннего и дошкольного возраста

    Факультативы

    Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими.


    Консультация для педагогов " Роль воспитателя на занятиях по физической культуре в детском саду".

    Факультативы

    Воспитатель проводит физкультурно – оздоровительную работу с детьми в режиме дня, использует средства физической культуры для организации активного отдыха, участвует в.


    Получайте новое первыми











    Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.

    Читайте также: