Что такое этническая религия кратко

Обновлено: 04.07.2024

Национальные или национально-государственные религии - это религии, сложившиеся в рамках определенных государств или народов.

В современном мире сосуществуют множество национальных религиозных верований.

Признаки национальных религий:

  • возникли на этапе формирования раннего государства;
  • поклонение богам или богу - покровителю своего народа;
  • наличие сложных обрядов, ритуалов;
  • появление служителей религиозного культа (жрецы, брахманы).
  • синтоизм (Япония);
  • джайнизм (Индия);
  • конфуцианство (Китай);
  • даосизм (Китай);
  • зороастризм (Иран);
  • иудаизм (Палестина, Израиль);
  • индуизм (Индия) и многие другие.

↑ Мировые религии

Мировые религии - это религии, получившие признание среди народов многих стран.

К ним относят христианство, буддизм и ислам.

Основные признаки мировых религий

космополитизм (межнациональный и надэтнический характер);

эгалитарность (проповедь равенства всех людей);

большое число последователей по всему миру;

пропагандистская активность (стремление обратить в свою веру других).

Христианство объединяет три больших направления: православие, католицизм и протестантство, которые образовались в ходе ряда исторических событий. Основу христианства составляет вера в Святую Троицу - Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Основной источник веры - это жизнь и учение Иисуса Христа, описанные в Новом завете Библии. Подвергшись гонениям за проповеди, он был подвергнут мученической смерти на кресте, чем искупил грехи людей и воскрес, и вознесся на небо, указав для тех, кто в него уверовал, новую жизнь, путь к воссоединению с Богом в Божественном царстве. Вскоре последователи Христа стали возводить церкви. Со временем церкви начинают стремиться к автокефалии (самостоятельности). Этот процесс начался еще в III - IV вв. в период кризиса Римской империи. Таким образом сформировались Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская автокефалии. Вскоре отделилась Кипрская, а затем Грузинская православная церковь и Армяно-григорианская.

Раскол христианской веры на православие и католичество произошел в 1054 году, когда Папа Римский и константинопольский Патриарх, провозгласили друг по отношению друга анафему (подвергли церковному проклятию), по причине многих разногласий. Спустя несколько веков в XVI в. в результате реформации (борьбы за переустройство церкви) в Европе сформировалось еще одно христианское течение - протестантство. В протестантстве опровергается главенство церкви, ее богатства, священство, монашеские ордена, признается лишь личные отношения человека и Бога. В настоящее время протестантство объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, баптисты, адвентисты и др.).

Католицизм и протестантство разделяют с православием все основные положения вероучения и культа. Различие же направлений проявляются лишь в проведении обрядов и внешнего почитания Бога.

Направления в христианстве

В настоящее время буддизм представляет собой совокупность течений и направлений, достаточно различными между собой.

↑ Мировые религии: таблица

Достаточно развитые религии имеют и свою организацию — церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.

Церковь (от гр. — дом Господний) — социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.

Факторы, способствующие образованию церкви:

  • Общее вероучение
  • Религиозная деятельность (культовая, внекультовая)

В церкви действует определённая система норм (религиозной морали, канонического права и т. д.), ценностей, образцов и санкций.

Религио́зный синкрети́зм (от греч. συγκρητισμός — соединение, объединение) — соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии.

Мировая религия — религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов. В отличие от национальных и национально-государственных религий, в которых вероисповедная связь между людьми совпадает с этническими и политическими связями (например, индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм), мировые, или наднациональные религии объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей. Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается её.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Кита́йская наро́дная рели́гия (кит. упр. 中国民间信仰, пиньинь: zhōngguó mínjiān xìnyăng) или шэнизм — комплекс религиозных представлений, сложившихся в ходе исторического развития китайской цивилизации. Является эклектическим сочетанием религиозных верований и практик, основанных, прежде всего, на почитании предков и сил природы, добрых и злых духов, а также Неба, которое оказывает влияние на общество и правителей. Имеет множество региональных форм, происходящих от разных источников; примерно к XI веку.

Тотеми́зм — некогда весьма распространённая и ныне ещё существующая религиозно-социальная система, в основании которой лежит культ так называемого тотема.

Этнорелигио́зная гру́ппа или этноконфессиона́льная гру́ппа (от греч. ἔθνος — племя, народ и лат. confessio — вероисповедание) — часть какого-либо народа, которая по причине иной или особой религиозной принадлежности обособилась от целого, и в условиях долговременной историко-географической замкнутости или самоизоляции выработала собственные религиозно-бытовые, культурно-бытовые и языковые (диалектальные) и прочие особенности.

Традицио́нная культу́ра (традиционные ценности) — культура традиционного общества, иногда термин используется в значении народная культура. Традиционная культура представляет собой устойчивую, нединамичную культуру, характерной особенностью которой является то, что происходящие в ней изменения идут слишком медленно и поэтому практически не фиксируются коллективным сознанием данной культуры.

Ку́льт пре́дков — одна из древних и распространённых форм политеизма, в основе которой лежит поклонение умершим прародителям и сородичам, и вера в то, что предки магически участвуют в жизни потомков.

Дуали́зм (от лат. dualis — двойственный) — религиозное воззрение, согласно которому основу мира и бытия составляют два независимых начала. Они могут пониматься как сотрудничающие, взаимодополняющие или как враждебные друг другу.

Этничность — свойство этнической общности, обозначающее её особенные отличия от других общностей, а также синоним более широко распространённого в российской науке понятия этнос. Термин употребляется в русле представления о полиэтническом характере большинства современных обществ.

Индоиранцы, индо-иранские народы, арии — народы, разговаривающие на индо-иранских языках (индо-арийских, нуристанских и иранских) индоевропейской языковой семьи.

Фетишизм (фр. fétichisme) — религиозное поклонение (культ) неодушевлённым материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства, получившее распространение у первобытных племён. По мнению некоторых учёных религиозный фетишизм существует в современном мире в виде почитания мощей в христианстве и буддизме, и исламе — почитание Чёрного камня.

Русский ведизм (также — петербургский ведизм, питерская языческая школа) — близкое родноверию течение славянского неоязычества. В ряде случаев рассматривается как часть родноверия либо как тождественное ему понятие.

Народность — исторически общность людей, возникающая из отдельных племён при распаде родоплеменных отношений, на ранней стадии феодализма, основанного на натуральном хозяйстве, до возникновения прочных экономических связей и единой экономики.

Мари́йская традицио́нная рели́гия (мар. Чимарий йӱла, Марий (марла) вера, Марий йӱла, Марла кумалтыш, Ошмарий-Чимарий и другие местные и исторические варианты наименований) — народная религия марийцев, основанная на марийской мифологии, с ярко выраженными чертами монотеизма.

Этни́ческое самосозна́ние или этни́ческая иденти́чность — эмоционально-когнитивный процесс осознания принадлежности человека в какой-либо этнической общности; является проекцией на сознание людей существующих этнических связей, и проявляется в виде этнонима. Один из видов социальной идентификации. В переписях населения и других видах массового статистического учёта используется как основной этнический определитель.

Рели́гия (лат. religare — связывать, соединять) — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община).

А́рии (авест. airya-, др.-инд. ā́rya-, др.-перс. ariya- или ари́йцы (также индоиранцы) — название народов, говорящих на языках арийской (индоиранской) группы индоевропейской семьи, происходящее от самоназвания исторических народов Древнего Ирана и Древней Индии (II—I тыс. до н. э.). Языковая и культурная близость этих народов заставляет исследователей предполагать существование изначальной праарийской общности (древних ариев), потомками которой являются исторические и современные иранские и индоарийские.

Религио́зная иденти́чность — форма коллективного и индивидуального самосознания, построенная на осознании принадлежности к определенной религии и формирующая представления о себе и мире посредством соответствующих религиозных догм. Религиозная идентичность является одной из первых форм самосознания человека и потому находится у истоков формирования других видов идентичностей.

Тюркская мифология (Мифология тюркоязычных народов) — совокупность мифологических представлений среди различных народов, говорящих на тех или иных тюркских языках. Одним из компонентов мифологии тюркских народов является древнетюркская мифология.

Сакра́льное (от англ. sacral и лат. sacrum — священное, посвященное Богу) — в широком смысле — всё, имеющее отношение к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений.

Умбанда — бразильская синкретическая религия, состоящая из католицизма, спиритизма Аллана Кардека и афро-бразильских традиций. Основана в 1907 г. в Рио-де-Жанейро и окончательно сформирована в 1920 г. К концу XX в. число приверженцев умбанды составило около миллиона человек, преимущественно жителей Бразилии.

Народная культура — традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ — коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Это культура бесписьменная, именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу трансляции жизненно важной для общества информации.

Материа́льная культу́ра — совокупность всех материальных ценностей, созданных определённой культурой, её овеществлённая составляющая. Поскольку для различных обществ характерны различные культуры, то, соответственно, для уровня обобщения рассматривают материальную культуру человечества, отдельного народа и тому подобное.

Чувашская мифология и традиционная религия — комплекс воззрений, верований и культов чувашей, существовавший с IX—XIX вв. Отдельные черты мифологии и религии чувашей сохраняются и в наше время.

Антропогонические мифы — мифы о происхождении (сотворении) человека (первочеловека), мифических первопредков народа, первой человеческой пары и т. п., составная часть космогонических мифов.

Этноязыковая общность — общность этносов, сложившаяся в результате их этногенетической близости или длительного культурного взаимодействия и политических связей. К этноязыковым общностям относятся арабы, германцы, славяне, тюрки и т. п..

Пережитки шаманизма в венгерском фольклоре — рудименты мифологического сознания у представителей венгерского этноса, связанных с верой в возможность влиять на объективную реальность с помощью посредников с потусторонним миром, а также магически-ритуальная атрибутика венгерских знахарей, целителей, предсказателей и т. п. Проблему венгерского и связанного с ним сибирского шаманизма изучали Габор Сенткатолнаи (венг. Gábor Szentkatolnai), Бенедек Баратоши-Балог (венг. Benedek Baráthosi-Balogh), Енё Фазекаш.

Псевдохристиа́нские религио́зные организа́ции (также псевдохристианство, парахристианство, околохристианство, маргинальное христианство) — термин для обозначения религиозных организаций, принимающих отдельные положения христианства и христианского вероучения и смешивающих их с восточным или иным религиозным мировосприятием. Используется традиционными христианскими церквями для характеристики новых религиозных движений как искажающих суть христианства либо религиозными философами и новыми религиозными.

Э́тнос (греч. ἔθνος — народ) — в некоторых теориях этничности, исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединённых общими объективными либо субъективными признаками, в которые различные авторы включают происхождение, единый язык, культуру, хозяйство, территорию проживания, самосознание, внешний вид, менталитет и другое.


В религиозные исследования, этническая религия это религия или же вера связаны с конкретным этническая группа. Этнические религии часто отличаются от универсальные религии, Такие как христианство или же ислам, которые не ограничиваются этническими, национальными или расовыми рамками. [1]

Содержание

Терминология

Был использован ряд альтернативных терминов вместо этническая религия. Период, термин изначальная религия был придуман Эндрю Уоллс в Университете Абердина в 1970-х годах, чтобы сосредоточить внимание на незападных формах религии, которые встречаются в Африке, Азии и Океании. [2] [3] Такие термины, как изначальная религия, примитивная религия, и племенная религия были оспорены учеником Уоллса Джимом Коксом, который утверждает, что такие термины предполагают неразвитую религию, которую можно рассматривать как подготовку к обращению в христианство. Кокс предпочитает использовать термин местная религия. [4]

использование

Этнические религии отличаются своим отношением к определенной этническая группа и часто в формировании солидарности с этнической идентичностью. [6] Некоторые этнические религии включают Иудаизм из Евреи, Друидизм из валлийский, Эллинизм из Греки, Друзы религия друзов, алавизм Алавиты, Алевизм алевитов, Мандеизм из Мандеи, Езидизм из Езиды, Зороастризм из Иранцы, Китайская народная религия из Хань китайский, Кежавен из Яванский народ, Сикхизм из Пенджабцы, Синтоизм из Японский, Сунда Вивитан из Сунданский народ и Ашат Роог из Serer из Сенегал, Гамбия, и Мавритания. [7] Диаспора группы часто поддерживают этнические религии как средство сохранения особой этнической идентичности, например, роль Африканская традиционная религия и Афро-американские религии среди Африканская диаспора в Америке. [8]

Некоторые древние этнические религии, такие как те, которые исторически встречаются в Европе до современности, обрели новую жизнь в неоязычество. [9] Кроме того, неэтнические религии, такие как христианство, как известно, приобретают этнические черты до такой степени, что они служат важным маркером этнической идентичности. [10] ярким примером этого является сербское "сен-савианство" Сербская Православная Церковь. [11]

Некоторые неоязыческие движения, особенно в Европе, приняли этническая религия как их предпочтительный термин, присоединяясь к этнология. Это, в частности, включает Европейский конгресс этнических религий, который выбрал свое название после однодневной дискуссии в 1998 году, когда большинство участников заявили, что Языческий содержал слишком много негативных коннотаций и этнический лучше описал корень своих традиций у конкретных народов. В Соединенных Штатах и ​​Канаде популярным альтернативным термином был природа религия. [12] В англоязычном популярном и научном дискурсе Язычество, с большой буквы, стало общепринятым термином. [13]

или национально-государственные религии — религии, сложившиеся в рамках определенных гос-в или этнич. общностей и не получившие заметного распространения у др. народов. Термин Н.р. вошел в обращение еще в 19 в. (Ф. Энгельс, А. Мензис, П.Д. Шантепи-де-ля-Сосей и др.). К Н.р. принято относить религии, возникшие с “началом цивилизации” или, иначе говоря, с появлением классового общественного строя. Примерами Н.р. служат религии древних народов — ассирийцев, вавилонян, греков, египтян, кельтов, инков, римлян и т.д. В настоящее время продолжают существовать немногие Н.р.: даосизм и конфуцианство в Китае, индуизм в Индии, синтоизм в Японии, иудаизм в Израиле и среди евреев, живущих в разных странах, зороастризм среди потомков древних иранцев, сохранившихся в Индии и Иране. Широкое распространение Н.р. было затруднено тесной связью между религией и этнич. средой: во многих случаях (например, иудаизм, синтоизм) чужеземец не допускался к культовой практике. Термин Н.р. не вполне корректен. “Ранние этнич. общности, в рамках к-рых сложились подобные религии, конечно, не были нациями. Некоторые из этих религий (напр., индуизм) были распространены не у одного народа, а среди группы близких между собой в культурном отношении этнич. общностей”, — считает П.И. Пучков, предлагая ввести вместо Н.р. другой термин: локально ограниченные религии классового об-ва. А. Донини считал правильным вовсе отказаться от деления религий на племенные, национальные и всемирные.

Лит.: Мензис А. История религии. СПб., 1897; Донини А. Люди, идолы и боги. М., 1966; Пучков П.И. Современная география религий. М., 1975; Токарев C.A. Религия в истории народов мира. М., 1976; Миркина З.А., Померанц Г.С. Великие религии мира. М., 1995.

Культурология. XX век. Энциклопедия . 1998 .

религии, сложившиеся в рамках определенных гос-в или этнич. общностей и не получившие заметного распространения у др. народов. Термин Н.р. вошел в обращение еще в 19 в. (Ф. Энгельс, А. Мензис, П.Д. Шантепи-де-ля-Сосей и др.). К Н.р. принято относить религии, возникшие с “началом цивилизации” или, иначе говоря, с появлением классового общественного строя. Примерами Н.р. служат религии древних народов — ассирийцев, вавилонян, греков, египтян, кельтов, инков, римлян и т.д. В настоящее время продолжают существовать немногие Н.р.: даосизм и конфуцианство в Китае, индуизм в Индии, синтоизм в Японии, иудаизм в Израиле и среди евреев, живущих в разных странах, зороастризм среди потомков древних иранцев, сохранившихся в Индии и Иране. Широкое распространение Н.р. было затруднено тесной связью между религией и этнич. средой: во многих случаях (например, иудаизм, синтоизм) чужеземец не допускался к культовой практике. Термин Н.р. не вполне корректен. “Ранние этнич. общности, в рамках к-рых сложились подобные религии, конечно, не были нациями. Некоторые из этих религий (напр., индуизм) были распространены не у одного народа, а среди группы близких между собой в культурном отношении этнич. общностей”, — считает П.И. Пучков, предлагая ввести вместо Н.р. другой термин: локально ограниченные религии классового об-ва. А. Донини считал правильным вовсе отказаться от деления религий на племенные, национальные и всемирные.

Лит.: Мензис А. История религии. СПб., 1897; Донини А. Люди, идолы и боги. М., 1966; Пучков П.И. Современная география религий. М., 1975; Токарев C.A. Религия в истории народов мира. М., 1976; Миркина З.А., Померанц Г.С. Великие религии мира. М., 1995.

Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 .

Национальные или национально-государственные религии - это религии, сложившиеся в рамках определенных государств или народов.

В современном мире сосуществуют множество национальных религиозных верований.

Признаки национальных религий:

  • возникли на этапе формирования раннего государства;
  • поклонение богам или богу - покровителю своего народа;
  • наличие сложных обрядов, ритуалов;
  • появление служителей религиозного культа (жрецы, брахманы).
  • синтоизм (Япония);
  • джайнизм (Индия);
  • конфуцианство (Китай);
  • даосизм (Китай);
  • зороастризм (Иран);
  • иудаизм (Палестина, Израиль);
  • индуизм (Индия) и многие другие.

↑ Мировые религии

Мировые религии - это религии, получившие признание среди народов многих стран.

К ним относят христианство, буддизм и ислам.

Основные признаки мировых религий

космополитизм (межнациональный и надэтнический характер);

эгалитарность (проповедь равенства всех людей);

большое число последователей по всему миру;

пропагандистская активность (стремление обратить в свою веру других).

Христианство объединяет три больших направления: православие, католицизм и протестантство, которые образовались в ходе ряда исторических событий. Основу христианства составляет вера в Святую Троицу - Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Основной источник веры - это жизнь и учение Иисуса Христа, описанные в Новом завете Библии. Подвергшись гонениям за проповеди, он был подвергнут мученической смерти на кресте, чем искупил грехи людей и воскрес, и вознесся на небо, указав для тех, кто в него уверовал, новую жизнь, путь к воссоединению с Богом в Божественном царстве. Вскоре последователи Христа стали возводить церкви. Со временем церкви начинают стремиться к автокефалии (самостоятельности). Этот процесс начался еще в III - IV вв. в период кризиса Римской империи. Таким образом сформировались Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская автокефалии. Вскоре отделилась Кипрская, а затем Грузинская православная церковь и Армяно-григорианская.

Раскол христианской веры на православие и католичество произошел в 1054 году, когда Папа Римский и константинопольский Патриарх, провозгласили друг по отношению друга анафему (подвергли церковному проклятию), по причине многих разногласий. Спустя несколько веков в XVI в. в результате реформации (борьбы за переустройство церкви) в Европе сформировалось еще одно христианское течение - протестантство. В протестантстве опровергается главенство церкви, ее богатства, священство, монашеские ордена, признается лишь личные отношения человека и Бога. В настоящее время протестантство объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, баптисты, адвентисты и др.).

Католицизм и протестантство разделяют с православием все основные положения вероучения и культа. Различие же направлений проявляются лишь в проведении обрядов и внешнего почитания Бога.

Направления в христианстве

В настоящее время буддизм представляет собой совокупность течений и направлений, достаточно различными между собой.

↑ Мировые религии: таблица

Достаточно развитые религии имеют и свою организацию — церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.

Церковь (от гр. — дом Господний) — социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.

Факторы, способствующие образованию церкви:

  • Общее вероучение
  • Религиозная деятельность (культовая, внекультовая)

В церкви действует определённая система норм (религиозной морали, канонического права и т. д.), ценностей, образцов и санкций.

Читайте также: