Что такое этикет 4 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Этикет — это такая прослойка правил из правил поведения и речевых формул, которая помогает людям сохранять нужную дистанцию в общении друг с другом.
Как ежи, которые прижимаются друг к другу в холодные дни, но при этом не хотят уколоть и уколоться об иглы других ежей. Вот для соблюдения этого баланса и необходим этикет.

Специалист по этикету: цифровой этикет, этикет для малышей, этикет на каждый день. · 7 окт 2021 · etiketdyak.taplink.ws

Этикет - это существующие в определённой культуре нормы поведения для тех ситуаций, которые не регламентируются юридическим правом. Это что-то на стыке закона, социально-культурных представлений и морально-нравственных представлений людей определенного сообщества. Нормы поведения вырабатываются годами в зависимости от культуры, религиозных установок, понятий о добре и. Читать далее

Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ№ 3. Ростовская область
Описание материала: Некоторым приходилось слышать от старших упреки вне воспитанности, вне умении себя вести, вне аккуратности, неряшливости, непунктуальности и т.д. Именно в такие моменты и приходится задаваться вопросом: а в чем тогда заключается воспитанность и что именно с вами не так? Давайте же все вместе попробуем немного разобраться вне простом вопросе: что же такое хорошее воспитание, хорошие манеры и дурной тон, Короче говоря, что такое этикет. Именно это звучное слово и объединяет все выше перечисленные понятия….
Материалом для составления библиотечного урока послужили энциклопедии, литература поэтике и этикету. Мероприятие рассчитано на учащихся 4 – 6 классов.
Использовать материал можно в самой разнообразной форме. По выбору учителя, это может быть внеклассное мероприятие, беседа, классный час
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы по этике и этикету
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах и журналах по этикету, прочитав которые дети могут углубить свои знания в вопросах нравственности.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить не стандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к энциклопедиям, к книгам
Оборудование: выставка книг по этике и этикету



- Что такое этикет?
- Это можно - это нет,
Это можно, но не так,
Это вот нельзя никак!
Это можно, но не всем,
Это можно, но не с тем,
Это можно, но не в том,
Это можно, но потом…
- Ох, запомнить, силы нет!
- Это сложно, этикет.



• Не трогай ничего, не снимай с полочек украшения, сувениры, чтобы рассмотреть их со всех сторон. Но если уж очень захотелось -спроси разрешения.
• Долго не засиживайся! Уходить, как и приходить, нужно всегда вовремя.
• Никогда не напрашивайся сам на чай или на обед.
• Перед уходом необходимо поблагодарить хозяев за гостеприимство и попрощаться.

Тайна записной книжки
Покраснеть и упасть в обморок. Из истории этикета



Кстати: Молодые люди в те времена должны были всячески демонстрировать своё внимание по отношению к женщине: обязательно встать, когда в комнату входит дама, снять шляпу при встрече, открыть перед ней дверь, помочь сесть в кресло или в карету. А ещё носить её вещи - даже перчатки и дамскую сумочку. Сейчас это считается неприличным. А вот все остальные правила, кроме обморока, конечно, остались в силе.

Вы за столом: Сначала прожуй, потом говори
А вот как иногда бывает…


Но вот гости усаживаются за стол. Ты сел первым, не дождавшись остальных. А что такого, ты же гость! Подвинул к себе самое большое блюдо, налил сока в фужер, чуть не опрокинув его, откинул салфетку в сторону и торопливо начал есть.
Неприглядная картина, правда? Прямо стыдно за такого невоспитанного человека. Давай разбираться, что прилично и что неприлично делать за столом.


Кстати: Очень неприлично уходить сразу же после обеда или ужина. Прощаться с хозяевами нужно не раньше чем через полчаса после застолья. Иначе может создаться впечатление, что ты пришёл в гости, чтобы только поесть.

Тайна записной книжки
Короли без вилки. Из истории этикета




Боярский свадебный пир. Худ. К.Е. Маковский, 1883г

Вы – хозяин дома: Семеро одного не ждут
А вот как иногда бывает…


Ну, вот ты позвал ребят к себе в гости! Они пришли к тебе на день рождения, и ты растерялся. Что делать, о чём говорить? В школе таких вопросов не возникает - ведь там вы все на равных. А здесь ты - хозяин дома, организатор торжества! Скорее сесть за стол? Или, наоборот, не надо?
Правила этикета особо оговаривают, как соблюдать разные тонкости во время приёма гостей. Ведь хозяину дома нужно сделать так, чтобы желанный гость захотел ещё раз прийти.


Тайна записной книжки
Гостю – место. Из истории этикета


Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое этикет – Знать должны мы с детских лет. Это – нормы поведения: Как ходить на День рождения? Как знакомиться? Как есть? Как звонить? Как встать? Как сесть? Как здороваться со взрослым? Много разных есть вопросов. И на них даёт ответ Этот самый этикет.

(А. Усачёв)

Что такое этикет? Термин

Что такое этикет?

Термин " этикет " означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.

История происхождения.

В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века.

В ней были изложены правила поведения человека

в повседневной жизни .

Петр I, который много путешествовал по Европе,

очень хотел, чтобы его подданные

были похожи на европейцев.

Он хотел перенять их обычаи, нравы.

Основные виды современного этикета.

История происхождения.

Современный этикет - это своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения, соблюдение которых зависит от места, времени и обстоятельств. Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней.

Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:

придворный этикет - строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

История происхождения.

Подвиды этикета определяются характером ситуации, в которой находится человек.

  • Речевой
  • Столовый
  • Гостевой
  • Этикет телефонного разговора
  • Этикет в одежде
  • Этикет в общественных местах и др.

Речевой этикет в узком смысле слова может быть охарактеризован как система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Вот простейшая формула речевого этикета: Думай, кому говоришь. Что говоришь. Где говоришь. Зачем говоришь. Какие из этого будут последствия?

Речевой этикет в узком смысле слова может быть охарактеризован как система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Вот простейшая формула речевого этикета: Думай, кому говоришь. Что говоришь. Где говоришь. Зачем говоришь. Какие из этого будут последствия?

Столовый этикет

Гостевой этикет Правило 1 . В гости ходить лучше всего по приглашению. Правило 2 . Необходимо принарядиться, привести себя в порядок. Необходимо быть пунктуальным и приходить к тому времени, к какому тебя пригласили. Опаздывать или приходить раньше времени – признаки плохого воспитания. Правило 3 .Самое первое, что вы должны сделать, как только переступите порог дома, куда пришли в гости – это поприветствовать хозяев и других гостей, пришедших раньше вас. Правило 4 . Если вы идете в гости на день рождение, то необходимо заранее позаботиться о подарке. Хорошо бы заранее продумать красивые поздравительные слова.

Гостевой этикет

Правило 1 . В гости ходить лучше всего по приглашению. Правило 2 . Необходимо принарядиться, привести себя в порядок. Необходимо быть пунктуальным и приходить к тому времени, к какому тебя пригласили. Опаздывать или приходить раньше времени – признаки плохого воспитания. Правило 3 .Самое первое, что вы должны сделать, как только переступите порог дома, куда пришли в гости – это поприветствовать хозяев и других гостей, пришедших раньше вас. Правило 4 . Если вы идете в гости на день рождение, то необходимо заранее позаботиться о подарке. Хорошо бы заранее продумать красивые поздравительные слова.

Гостевой этикет Правило 5 . В гостях необходимо вести себя тактично: • говорить спокойно, без крика; • нельзя перебивать взрослых; • нельзя обижать других детей; • нельзя ни на кого обижаться; • нельзя капризничать; • не отбирать игрушки у других детей. Правило 6 . Также тактично необходимо вести себя за столом Правило 7 . В гостях нельзя брать без спроса интересующие тебя вещи, включать бытовые и аудио приборы. Необходимо вежливо спросить разрешения у взрослых или у друга, к которому пришел в гости. Правило 8 . В гостях не вежливо долго засиживаться. Уходить нужно вовремя, не забыв попрощаться с хозяевами и поблагодарить за оказанный прием.

Гостевой этикет

Правило 5 . В гостях необходимо вести себя тактично: • говорить спокойно, без крика; • нельзя перебивать взрослых; • нельзя обижать других детей; • нельзя ни на кого обижаться; • нельзя капризничать; • не отбирать игрушки у других детей. Правило 6 . Также тактично необходимо вести себя за столом Правило 7 . В гостях нельзя брать без спроса интересующие тебя вещи, включать бытовые и аудио приборы. Необходимо вежливо спросить разрешения у взрослых или у друга, к которому пришел в гости. Правило 8 . В гостях не вежливо долго засиживаться. Уходить нужно вовремя, не забыв попрощаться с хозяевами и поблагодарить за оказанный прием.

 Этикет телефонного разговора Есть несколько общепринятых правил телефонных разговоров: если разговор прервался, то перезвонить должен тот, по чьей инициативе состоялся разговор; следует говорить максимально кратко и по существу; нельзя говорить слишком громко в трубку, избегая в то же время и слишком тихой речи; если вы ошиблись номером, нельзя спрашивать , или - лучше переспросить ; если вы звоните кому-то и на ваш звонок не отвечают, не кладите трубку, пока не услышите 4-6 длинных гудков - вашему собеседнику может потребоваться некоторое время для того, чтобы подойти к телефону;

Этикет телефонного разговора

Есть несколько общепринятых правил телефонных разговоров:

Этикет телефонного разговора

Этикет в одежде

Дресс - код — понятие сравнительно новое, является неотъемлемой частью этикета и включает в себя знание о том, во что, когда и как одеться, чтобы чувствовать себя комфортно и при этом уместно обстановке.

Важные принципы в подборе одежды:

1. Одежда ( её стиль и цветовая гамма) должна соответствовать случаю (т.е. в школу ты одеваешь деловой костюм, а спортом ты занимаешься в спортивной одежде! И никак не наоборот!)

Дети на прогулке

Этикет – это совокупность общепринятых правил поведения в обществе или в определённой ситуации. Данное понятие объединяет требования к внешнему виду, манерам, общению и прочим особенностям поведения. Существование правил этикета свойственно всем культурам, но сами эти правила универсальными не являются. Они отличаются в разных культурах и даже в рамках одной культуры постоянно меняются.

Сегодня правила этикета являются негласными и распространяются на все сферы жизни. Предполагается, что мы должны соблюдать их в публичных местах, на работе, в магазине, в гостях и даже дома. При этом очевидно, что правила этикета в разных ситуациях сильно отличаются. И умение соответствовать ожиданиям общества, соблюдая эти правила, считается признаком культурной и хорошо воспитанной личности.

Таким образом, в современном мире каждый человек должен знать базовые правила этикета. Но при этом никого не обязывают изучать их по учебнику или проходить какой-то специальный курс. Нас обучают им с самого детства. К примеру, каждому ребёнку говорят, что класть локти на стол во время еды неприлично. И даже если ему это правило кажется бессмысленным, он его запоминает и соблюдает в будущем.

Примеры правил этикета

Существует ряд правил поведения, которые являются общепринятыми во всём мире. Рассмотрим несколько наиболее распространённых и известных, часто встречающихся в повседневной жизни:

Признаки этикета

Как мы уже выяснили выше, этикет в той или иной форме существовал в каждой культуре, но правила этикета везде разные и, кроме того, меняются со временем. При этом можно выделить ряд признаков, которые просматриваются всегда, независимо от типа культуры и уровня развития общества:

  • Этикет отражает специфические особенности этноса, такие как ритуалы, традиции и обычаи.
  • Он содержит нормы поведения, регулирующие взаимоотношения в обществе. Обычно эти нормы со временем меняются, но есть и такие, которые сохраняются на протяжении многих веков.
  • Этикет включает обширную систему знаков и жестов, с помощью которых члены общества демонстрируют отношение друг к другу с учётом возраста, пола, социального статуса и прочих обстоятельств.
  • Правила и нормы этикета не абсолютны и не подразумевают наказаний в случае нарушения. И всё же окружающие всегда ожидают, что индивид будет вести себя в соответствии с этими правилами.
  • В разных культурах правила этикета сильно отличаются. Иногда это приводит к тому, что туристы попадают в неловкие ситуации, не зная, что привычная им норма поведения в другой стране выглядит как невоспитанность.

Виды этикета

Поскольку существует большое количество разных обстоятельств, в которых действуют свои собственные правила поведения, принято выделять разные виды этикета. Рассмотрим наиболее распространенные:

  • Деловой. Это правила, которые люди соблюдают в деловом общении. Соблюдение этих правил вызывает уважение, способствует формированию доверия и помогает достичь успеха.
  • Речевой. Это совокупность норм и правил вежливого общения. Любой взрослый человек знает, что нельзя сквернословить и позволять себе оскорбительные высказывания. При этом каждый сам определяет насколько тщательно соблюдать эти правила в зависимости от ситуации.
  • Столовый.При употреблении пищи в гостях или в общественном месте также принято соблюдать определённые нормы и правила (не класть локти на стол, не шуметь, держать вилку в левой руке). Многие из них не очевидны, поэтому их нужно просто запомнить.
  • Религиозный.Для верующих людей очень важно в точности выполнять религиозные ритуалы, почитать церковные праздники, соблюдать связанные с ними правила.
  • Гражданский.Это повседневные нормы поведения и правила взаимодействия с окружающими в разных ситуациях (в магазине, в парке, в общественном транспорте).
  • Праздничный. Это некие нормы поведения, связанные с определенными праздничными мероприятиями. Человек должен понимать, как лучше одеться, уместно ли употреблять алкоголь, нужно ли приносить с собой что-то, как себя вести, что нужно обязательно сделать и как правильно уйти с мероприятия.
  • Этикет выходного дня.Здесь имеются в виду правила и нормы поведения в различных местах для отдыха и культурного времяпровождения с семьёй или друзьями (театры, концерты, выставки, кино и прочее).
  • Профессиональный. Это нормы, действующие внутри коллектива и в профессиональной среде.
  • Свадебный. Свадьба – это особенное мероприятие со своими особыми правилами этикета. Она включает несколько этапов (венчание, роспись в загсе, праздничное застолье и прочее), и на каждом из них действуют свои правила.

Функции этикета

Считается, что первые правила этикета возникли на заре появления человеческого общества. Начали образовываться социальные группы, и людям понадобились правила, регулирующие их взаимодействие. Эти правила позволяли мирно существовать и решать многие проблемы. В частности, этикет помогал разрешать конфликты (например, устанавливая, что младший должен уступать старшему). Также этикет предусматривал знаки уважения, что тоже способствовало выстраиванию отношений.

В современном мире этикет позволяет людям формировать впечатление друг о друге, делая выводы об уровне адекватности и воспитания. Ключевым элементом этикета являются манеры – внешне проявляющиеся формы поведения человека в разных ситуациях. Хорошие манеры – признак воспитанного человека. Такой человек в любых ситуациях демонстрирует хорошее воспитание, ведёт себя вежливо по отношению к окружающим, следит за речью, мимикой и жестами. И именно такие особенности поведения вызывают уважение у окружающих.

Почему люди соблюдают этикет?

Существует несколько причин, по которым люди прикладывают усилия к тому, чтобы соответствовать требованиям этикета:

  • этикет хранит в себе культурные ценности этноса, и соблюдая его, человек разделяет ценности своего народа, чувствует себя его частью;
  • этикет – это способ демонстрации уважения к окружающим, он необходим для установления отношений;
  • степень понимания и соблюдения правил этикета позволяет нам определять уровень воспитания человека;
  • соблюдение правил этикета – это показатель отсутствия агрессивных намерений, знак того, что человек уважает закон и другие правила.

Наверное, каждый знает, что у разных народов правила этикета сильно отличаются. Но если человек привык следить за тем, как он ведёт себя в обществе, ему будет легче не попасть в глупую ситуацию в другой стране или в новой обстановке, в которой приняты другие правила этикета.

Заключение

Этикет – это свод правил поведения, которые принято соблюдать при взаимодействии с другими людьми. Эти правила зависят от обстоятельств и могут сильно отличаться в разных странах. Но их основная функция всегда одна – демонстрировать уважение к окружающим, мирные намерения и готовность соблюдать общепринятые правила. Человек, непроизвольно или намеренно нарушающий их, обычно производит отталкивающее впечатление и не вызывает доверия. Поэтому так важно знать и соблюдать правила этикета.

Читайте также: