Что не относится к особо охраняемым природным территориям кратко

Обновлено: 25.06.2024

1.Заповедник – особо охраняемая территория, на которой полностью запрещена любая хозяйственная деятельность (включая туризм) в целях сохранения природных комплексов, охраны животных и растений, а также слежения за происходящими в природе процессами.
2.Заказники- участки природных территорий, в пределах которых (постоянно или временно) запрещены отдельные виды и формы хозяйственной деятельности с целью обеспечения охраны одного или нескольких ценных объектов живой природы или живописных типов ландшафта.
3.Национальные природные парки - это изъятые из хозяйственного использования, особо охраняемые природные комплексы, имеющие экологическое, генетическое, научное, эколого-просветительское, рекреационное значение как типичные или редкие ландшафты, среда обитания сообществ диких растений и животных, места отдыха, туризма, экскурсий, просвещения населения.
4.Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Это могут быть: пещеры, каньоны, ущелья, водопады, лагуны, гейзеры, вековые деревья и т. д.
5.Ботанические сады и дендрологические парки .

Зоопарк- именно редкие виды животных разводят там, например только в зоопарке сохранилась лошадь Пржевальского. Сохранению природных сообществ способствует создание особо охраняемых территорий: ботанический сад, заповедники, национальные парки, памятники культуры.

Заповедник – особо охраняемая территория, на которой полностью запрещена любая хозяйственная деятельность (включая туризм) в целях сохранения природных комплексов, охраны животных и растений, а также слежения за происходящими в природе процессами.

Всего в России на настоящее время функционируют 204 ООПТ федерального уровня общей площадью около 580 тысяч квадратных километров в 84 из 88 субъектах Федерации (нет ООПТ федерального уровня только в городе Санкт-Петербург, Волгоградской и Тульской областях, Ставропольском крае), что составляет приблизительно 3 % территории РФ.

Эта система природных резерватов уникальна и представляет исключительную ценность с точки зрения поддержания естественного функционирования экосистем и сохранения биоразнообразия, в том числе редких и исчезающих видов, а также экологического мониторинга, научных исследований и экологического просвещения не только в российском, но и в мировом масштабе.

Содержание

Виды ООПТ и их назначение

Выделяют семь категорий ООПТ:

    (в том числе биосферные) и ботанические сады
  1. лечебно-оздоровительные местности и курорты

Правительство РФ, а так же местные органы самоуправления могут устанавливать иные категории ООПТ, например: охраняемые береговые линии, биологические станции, микрозаповедники и другие.

Классификация МСОП выделяет шесть категорий:

    1. строгий природный резерват (участок с нетронутой природой)- полная охрана
    2. территория с сохраненной дикой природой — охраняемая территория, управляемая главным образом для сохранения дикой природы.

    Заказники

    Ботанические заказники, созданные для охраны определенных видов растительного покрова, обычно используются для регламентированной зимней охоты или рыболовства.

    В зоологических заказниках, в которых охраняются представители фауны, разрешается регламентированный сбор грибов, ягод и лекарственных растений.

    Геологические и гидрологические заказники представляют интерес для прогулочного познавательного туризма, школьных экскурсий и учебных занятий для студентов географических и геологических факультетов вузов.

    Для целей познавательного туризма особое значение имеют комплексные заказники, в которых туристов знакомят с редкими видами животного и растительного мира, живописными пейзажами. Как правило, разбивка туристских стоянок на территории заказников запрещена, разрешается лишь проложение туристских троп.

    Памятники природы

    Памятники природы — это уникальные природные объекты (водопады, пещеры, живописные скалы и т. д.) или мемориальные природные объекты (например, лиственница в усадьбе Ярополец, под которой отдыхал А. С. Пушкин).

    Заповедные участки леса выделяются лесниками как эталонные (типичные) или уникальные лесные территории, имеющие значение для сохранения и воспроизводства определенных растительных формаций. Их посещение обычно входит в маршруты экологического туризма.

    Национальные парки и заповедники

    Национальные парки и заповедники — особые виды ООПТ, которые имеют администрацию, в функцию которой входит организация как природоохранной, так и рекреационной деятельности. Значение рекреационной деятельности в них различно: в заповедниках доминирует природоохранная функция и ограниченно — познавательная рекреационная, в национальных парках обе функции имеют равное значение.

    Национальные парки — это природоохранительные учреждения, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, предназначенные для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях. Задачей национальных парков наряду с природоохранной функцией является создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях. При этом предусматривается разработка и внедрение научных методов сохранения природных комплексов в условиях рекреационного использования. На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим охраны с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей.

    Рассказываем, какие изменения были внесены в законодательство, что такое особо охраняемые природные территории, как они защищены и почему принятый Государственной Думой соответствующий закон важен для коренных малочисленных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока

    заповедники

    Смотрите также

    Защиту особо охраняемых природных территорий усилят

    Особо охраняемые природные территории – что это?

    Какие бывают особо охраняемые природные территории?

    В зависимости от особенностей режима особо охраняемых природных территорий выделяются следующие их разновидности:

    Как отмечал Председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов

    Какие правила посещения особо охраняемых природных территорий?

    В соответствии с принятыми поправками, посещать особо охраняемые природные территории можно по установленным для таких зон правилам особой охраны. Так, люди, не проживающие в населенных пунктах в границах особо охраняемых природных территорий, могут посетить эту зону либо за плату, либо бесплатно. Порядок определения этой платы или освобождения от нее устанавливается Правительством РФ.

    Важным моментом в нововведениях станет то, что теперь в законодательстве прописано, что плата за посещение таких территорий не будет взиматься с людей, проживающих на территории, в том числе с представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока – тех, кто живут на этих территориях исторически.

    В чьей собственности находятся эти территории и как их защищают?

    Как указывается в принятом законе, земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах особо охраняемых природных зон, находятся в федеральной собственности.

    Кроме того, теперь в законе прописано, что на территориях национальных парков запрещается строительство объектов спорта, являющихся объектами капстроительства, связанных с ними инженерной и транспортной инфраструктур, размещение скотомогильников, а также свалок.

    Физические и юридические лица, арендующие земельные участки на территориях национальных парков, должны ежегодно проводить мероприятия по предотвращению нанесения вреда животным, растениям и окружающей среде, а также направленные на соблюдение режима особой охраны территорий национальных парков. Эти мероприятия должны быть согласованы с ФГБУ, осуществляющим управление национальным парком. Перечень таких мероприятий утверждается ФОИВом, в ведении которого находятся национальные парки.

    Какие дополнительные полномочия появились у госинспекторов в области охраны окружающей среды?

    Теперь государственные инспекторы в области охраны окружающей среды при исполнении служебных обязанностей пользуются теми же правами, что и должностные лица, осуществляющие федеральный лесной надзор, охотничий надзор, надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания. Также в соответствии с законом госинспекторам в области охраны окружающей среды разрешили носить охотничье оружие. Кроме того, госинспекторы получат служебные удостоверения и форменную одежду установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти образца.

    Какие государственные природные заповедники преобразуются в национальные парки?

    Законом предусматривается преобразование в национальные парки следующих государственных природных заповедников:

    Также устанавливается порядок такого преобразования и запрет на изменение границ указанных заповедников в процессе их преобразования.


    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    Об особо охраняемых природных территориях

    (с изменениями на 11 июня 2021 года)
    (редакция, действующая с 1 сентября 2021 года)

    ____________________________________________________________________
    Документ с изменениями, внесенными:

    Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);

    Статьей 47 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в настоящий Федеральный закон вносились изменения с 1 января 2005 года.
    Статья 47 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ утратила силу с 31 декабря 2004 года на основании Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ.

    - Примечание изготовителя базы данных.

    Принят
    Государственной Думой
    15 февраля 1995 года

    Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

    Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

    Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

    Раздел I
    Общие положения

    Статья 1. Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях

    1. Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

    2. Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    3. Имущественные отношения в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

    (Пункт в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2013 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

    Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития

    1. При принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитывается:

    а) значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания;

    б) наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность;

    в) наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность;

    г) наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.

    2. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий:

    а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;

    б) национальные парки;

    в) природные парки;

    г) государственные природные заказники;

    д) памятники природы;

    е) дендрологические парки и ботанические сады.

    3. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

    4. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

    5. Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

    6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с:

    а) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

    б) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

    7. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять софинансирование исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, связанных с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения, из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

    8. Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

    9. Органы местного самоуправления решают предусмотренные Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.

    10. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны.

    Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

    (Пункт в редакции, введенной в действие с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

    11. Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении:

    (Абзац в редакции, введенной в действие с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

    а) охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории;

    б) охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

    12. Обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

    (Пункт дополнительно включен с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ)

    13. Форма графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, требования к точности определения координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

    (Пункт дополнительно включен с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ)

    14. Основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.

    В случаях, если разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

    Указанные виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не распространяются на случаи размещения линейных объектов. При этом не допускается размещение линейных объектов в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, а в случае зонирования особо охраняемой природной территории - в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом, запрещает размещение таких линейных объектов.

    В случаях, предусмотренных статьей 3_1 настоящего Федерального закона, виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются правилами землепользования и застройки.

    (Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ)

    Статья 2_1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

    Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

    (Статья дополнительно включена с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ)

    Статья 3. Управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий

    Статья 3_1. Особенности регулирования земельных и градостроительных отношений в населенных пунктах в составе особо охраняемых природных территорий

    1. Населенные пункты могут быть включены в состав особо охраняемых природных территорий без изъятия расположенных на их территориях земельных участков и иной недвижимости у правообладателей (за исключением государственных природных заповедников), если это не противоречит режиму особой охраны соответствующей категории особо охраняемых природных территорий. В случае зонирования особо охраняемой природной территории населенные пункты включаются в состав функциональных зон, режим которых допускает осуществление хозяйственной деятельности.

    2. Оборот земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, не ограничивается. Такие земельные участки могут находиться по основаниям, предусмотренным законом, в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц либо относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с земельным законодательством.

    3. Использование земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории, должно осуществляться с учетом режима особой охраны этой особо охраняемой природной территории. Градостроительный регламент применительно к территории такого населенного пункта устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и настоящим Федеральным законом. Положением об особо охраняемой природной территории могут устанавливаться требования к градостроительному регламенту.

    4. Положения настоящей статьи не распространяются в отношении особо охраняемых природных территорий, полностью расположенных на территории населенного пункта, а если особо охраняемая природная территория расположена на территории населенного пункта частично, в отношении той ее части, которая расположена в границах населенного пункта.

    (Статья дополнительно включена с 10 января 2021 года Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 505-ФЗ)

    Положения статьи 3_1 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 505-ФЗ) применяются к населенным пунктам, сведения о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости - статья 6 Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 505-ФЗ.

    Статья 4. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий

    Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

    Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.

    (Часть в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

    Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

    Статья 5. Участие граждан, а также общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, в организации, охране и использовании особо охраняемых природных территорий

    Граждане, а также общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, вправе оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в осуществлении мероприятий по организации, охране и использованию особо охраняемых природных территорий. При осуществлении этих мероприятий органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления учитывают предложения граждан, а также общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.

    Читайте также: