Что такое экзегетика в философии определение кратко

Обновлено: 02.07.2024

Экзегетикой называется раздел богословия, который занимается толкованием библейских текстов, разъяснением смысла различных символических рассказов, содержащихся в Библии, а также так называемых „трудных мест" в Ветхом и Новом заветах, находящихся в вопиющем противоречии с современными научными представлениями. Главной задачей экзегетики является обоснование божественного происхождения „священного писания" и его абсолютного значения на все времена.

В экзегетике различных христианских церквей имеется немало общего и специфического. Общим является то, что и католические, и православные, и протестантские теологи считают бога единственным автором Библии, давшим людям „откровение", сформулировавшим его в определенных человеческих понятиях, применительно к условиям своего времени и среды. Этим они объясняют наличие в Библии антропоморфических представлений, метафорического языка, повторений тех или иных рассказов в различной интерпретации и т. п. Общим является истолкование основных библейских представлений о боге, его свойствах и качествах, о непогрешимости откровения, его абсолютном значении в делах веры и спасения.

В то же время различные теологи по-разному подходят к истолкованию тех или иных мест библейского повествования. Одни из них проявляют большую склонность к символическому пониманию смысла отдельных текстов, другие - к буквальному. Так, например, многие католические и протестантские теологи давно придерживаются той точки зрения, что символическое толкование „священного писания" не только возможно, но и необходимо.

Православные богословы, как правило, занимают особую позицию. Они считают, что Библию следует понимать в буквальном смысле слова, поскольку она является не столько произведением пророков и апостолов, сколько творением духа божьего, говорившего их устами.

Строго говоря, ни одна из этих двух тенденций ни в католической, ни в протестантской, ни в православной экзегетике не выступает в чистом виде. И в модернизме, и в традиционализме содержатся элементы буквального и символического истолкования библейских мифов.

Православные экзегеты, отстаивая представление об исторической реальности всех без исключения библейских событий, широко практикуют символическое истолкование тех ветхозаветных и новозаветных рассказов, которые или сами по себе имеют аллегорический смысл, или же пришли в такое противоречие с современными понятиями верующих, что своим содержанием подрывают доверие к „священному писанию". Ни один из богословов сейчас не скажет, что такие библейские нравственные и социальные требования, как „жена да боится своего мужа" или „рабы, повинуйтесь господам своим", следует понимать буквально. Все они говорят, что слово „бояться" надо понимать не в его прямом значении, а как благоговение супругов друг перед другом, как определение степени любви. Слово „раб" они также предлагают понимать в смысле „работник", .добровольный слуга" и т. п.

Католические и протестантские теологи, наряду с признанием необходимости аллегорического осмысления тех или иных мест Библии, не согласующихся с новыми научными, нравственными и социальными воззрениями, подавляющее большинство библейских текстов понимают в их буквальном значении. Более того, они изыскивают различные доказательства исторической реальности библейских повествований, ведут обширную работу по истолкованию исторических документов и памятников в нужном им направлении.

Разумеется, все исторические документы и памятники материальной культуры, на которые обращают внимание богословы, свидетельствуют вовсе не о реальности библейских событий, а о широком заимствовании и религиозном осмыслении авторами Библии исторических событий. Но сам способ богословской аргументации говорит о стремлении какими угодно средствами подтвердить достоверность, истинность основных христианских представлений, наиболее полно сформулированных в „священном писании".

По экзегетике понимание достигается грамматическим исследованием языка, изучением исторических реалий и вскрытием намёков, смысл которых со временем сделался непонятным; конкретно-психологическими изысканиями и рассмотрением закономерностей формы произведения.

Связанные понятия

Свяще́нное Писа́ние — собрание священных книг в авраамических религиях: иудаизме, христианстве и исламе.

Патри́стика (от греч. πατήρ, лат. pater — отец) — философия и теология Отцов Церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства в послеапостольские времена. Учения, выработанные Отцами Церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества.

Библеи́стика — научная дисциплина, занимающаяся изучением различных аспектов библейской литературы. Как отдельная дисциплина сложилась в эпоху Реформации, и с тех пор традиционно присутствует в качестве отдельного факультета в большинстве университетов западного мира.

Апологе́тика (от греч. ἀπολογία — защита, оправдание), или основное богословие, — раздел христианского богословия, посвящённый обоснованию вероучения с помощью рациональных средств. Апологетика отстаивает ортодоксально-религиозную точку зрения в вопросе о сущности религии, её происхождении, критикует различные атеистические гипотезы происхождения и сущности религии, выдвигает и исследует доказательства истинности бытия Бога, а также основных положений христианской веры.

Христианское богословие — в общеупотребительном смысле обозначает систему различных богословских дисциплин в рамках христианства, каждая из которых излагает различные стороны вероучения и культа.

Упоминания в литературе

Редакция надеется, что предлагаемая книга найдет самого широкого читателя, интересующегося учением Церкви как в его догматической составляющей, так и в историческом аспекте, и с точки зрения экзегетики и библейского богословия – правильного и православного понимания Священного Писания.

7. Правильная логика понимания алидской традиции требует внимательного изучения основ и правил экзегетики , требований, предъявляемых к комментатору, вспомогательных наук, а также методологии и этапов комментирования, поскольку без чётких критериев комментирования текстов алидского круга невозможно установить сферу влияния религии.

Связанные понятия (продолжение)

Ве́тхий Заве́т — первая, древнейшая из двух (наряду с Новым Заветом) частей христианской Библии, заимствованная в христианстве из Танаха (древнего еврейского Священного Писания) и в православии и католицизме из других древних еврейских религиозных книг. В Ветхий Завет во всех христианских конфессиях входит 39 книг Танаха, являющегося общим священным текстом иудаизма и христианства. Кроме того, в православии и католицизме в Ветхий Завет включаются дополнительные книги, в православии называемые неканоническими.

Библе́йский кано́н — совокупность книг Библии, признаваемых той или иной христианской конфессией богодухновенными и служащими первоисточниками и нормами веры.

Догма́тика — раздел богословия, в котором даётся систематизированное изложение догматов (положений) какой-либо религии. Систему догматов имеют христианство, ислам, буддизм и другие религии.

Тюбингенская школа (нем. Tübinger Schule) — евангелическая (лютеранская) школа экзегетики, существовавшая в рамках Тюбингенской семинарии. Основана Ф.Х. Бауром. Эта школа впервые попыталась применить исторический подход к изучению Библии. Находилась под влиянием диалектической философии Гегеля, через призму которой Новый Завет представлялся противоборством павлинизма и петринизма. Бауром впервые была высказана идея, что Новый Завет был составлен во II веке. Самыми ранними книгами Нового Завета были.

Масореты (ивр. ‏ בעלי המסורה‏‎ баалей ха-масора) — группы еврейских учёных, сосредоточенные главным образом в Иерусалиме, Тверии и Вавилонии, которые в период с VII по XI век фиксировали традиционное произношение в Еврейской Библии и вырабатывали систему диакритических знаков для обозначения гласных в еврейском консонантном письме. Пометки масоретов делались на иврите и (реже) на арамейском языке.

Гомиле́тика (омиле́тика; др.-греч. ὁμιλητική, 'омилэтикэ́ — искусство беседы) — богословская наука; учение о ведении христианской проповеди.

Библейская критика — рациональные методы и суждения, применяемые для изучения текста Библии с целью установления оригинального текста, авторства и времени написания, установления литературных особенностей текста. Различные направления библейской критики (текстуальная критика или библейская текстология, историко-литературная критика или критика источников, историческая критика, литературная критика) рассматриваются в качестве отдельных дисциплин исагогики.

Библия в иудаизме представлена Танахом, именуемая также еврейской Библией, в христианстве — Ветхим (Танах и дополнительные священные книги) и Новым Заветом. Книги Библии составляют Священное Писание.

Свяще́нное Преда́ние (греч. Ιερά Παράδοση, лат. Sacra Traditio) — в исторических церквях и англиканском сообществе церквей — один из источников вероучения и церковного права наряду со Священным Писанием.

До́гма́т, или до́гма (др.-греч. δόγμα, δόγματος — мнение, решение, постановление) — утверждённое церковью положение вероучения, объявленное обязательной и неизменяемой истиной, не подлежащей критике (сомнению).

Евре́йская филосо́фия — философия, опирающаяся на еврейскую традицию, коллективный опыт еврейского народа. Нередко еврейскую философию определяют более узко как философию иудаизма, то есть как рациональное обоснование иудейской теологии, посредством системы философских понятий. Согласно профессору Э. Берковичу, ни один еврейский мыслитель никогда не начинал с самого начала, поскольку иудаизм уже дан в тот момент, когда философ начинает своё исследование.

Талмудический иудаизм, также раввинистский иудаизм или раввинизм, — основная форма иудаизма с VI века, с периода завершения кодификации Вавилонского Талмуда в качестве наиболее авторитетного толкования Устной Торы. Начал формироваться после разрушения Второго Храма, в условиях когда ритуальные жертвоприношения и многие другие древние еврейские религиозные обряды стали невозможны.

Каббала связана с осмыслением творца и творения, роли и целей творца, природы человека, смысла существования.

Иудеи-христиане, иудеохристиане, иудейско-христианская секта, и иногда также христиано-иудеи — ранние христиане из евреев, продолжавшие и после принятия христианства соблюдать основные предписания иудаизма.Христианство воспринималось иудеями как одно из многих мессианских движений внутри иудаизма. Соответственно, первые последователи Христа были в основном евреями, рассматривавшими новое учение частью иудаизма. Иудео-христиане считали себя иудеями и, помимо крещения и веры в то, что Иисус был Мессией.

Библейский аллегоризм — представление о тексте Библии, предполагающее понимание других уровней смысла, кроме буквального.

Синода́льный перево́д — устоявшийся термин, обозначающий перевод книг Священного Писания на русский язык, осуществлённый в течение XIX века и утверждённый Святейшим Правительствующим Синодом для домашнего (не богослужебного) чтения.Для богослужений в Русской православной церкви используется перевод Нового Завета Библии на церковнославянский язык, так называемой Елизаветинской Библии; и используются переводы Ветхого Завета Библии на церковнославянский язык, сделанные до Елизаветинской Библии.

Мидра́ш (ивр. ‏מִדְרָשׁ‏‎, букв. изучение, толкование) — раздел Устной Торы, которая входит в еврейскую традицию наряду с Торой Письменной и включает в себя толкование и разработку коренных положений еврейского учения, содержащегося в Письменной Торе. Различают агадический и галахический мидраши.

Масора́ (ивр. ‏מָסוֹרָה‏‎ — предание) — свод указаний, служащих сохранению канонизированного текста еврейского Ветхого Завета и правил его оформления при переписывании (см. также Масореты). В более узком смысле — аппарат примечаний, уточняющих орфографию, огласовку, синтаксическое деление, ударение и кантилляцию библейского текста, а также случаи вариантного произношения отдельных слов.

Ди́спут (лат. disputatio) — в схоластической системе образования средневековой Европы формальный способ ведения спора, проводимого с целью установления богословской или научной истины. Данный процесс подчинялся формальным правилам, основными из которых были ссылки на устоявшиеся письменные авторитетные источники и тщательный анализ аргументов каждой из сторон. Другой категорией диспутов были межконфессиональные диспуты, призванные доказать превосходство того или иного религиозного учения.

Текстология Нового Завета — одно из направлений библеистики, занимающееся вопросами создания и распространения новозаветных книг в древности, описанием наиболее важных рукописных документов, содержащих текст Нового Завета, а также историей критики текста Нового Завета.

Апологе́т (от греч. ἀπολογία — апология — защитительная речь) — историческое название преемников апостолов и мужей апостольских — пытавшихся обосновать христианское учение и открыто защищавших его от критиков в период II—III столетий новой эры раннехристианских писателей (Аристид Афинский, Кодрат Афинский — одновременно и апостол от семидесяти, и апологет Аристон Пелльский, Иустин Великий — наиболее значительный, автор апологий, давших название этому поколению, Феофил Антиохийский, Афинагор Афинский.

Про́поведь в широком смысле — выражение или распространение каких-либо идей, знаний, истин, учений или верований, которое осуществляет их убеждённый сторонник.

Апокалиптическая литература — жанр пророческих писаний, который развивался в еврейской литературе, главным образом периода Второго Храма, и был популярен среди милленаристских ранних христиан.

Устный Закон (ивр. ‏תּוֹרָה שֶׁבְּעַל-פֶּה‏‎, Тора ше-бе-‘ал-пэ) или Устная Тора — общее название устной галахической и аггадической традиции в иудаизме. Возник в результате долгого развития и формирования, и позже был записан в письменном виде (вначале Мишна, а затем Талмуд).

Открове́ние, в религии и теологии — разнообразное открытие Богом себя самого и своей воли людям. Откровение может исходить как непосредственно от Бога, так и через посредников. В некоторых религиях существуют священные тексты, которые рассматриваются в качестве богооткровенных. Обычно к религиям откровения относят три авраамические религии — иудаизм, христианство и ислам. Однако близкое понятие откровения присутствует и в других религиях (в частности, в зороастризме и индуизме).

Си́мвол ве́ры (греч. σύμβολον) — система основополагающих догматов вероучения. Термин происходит от древнегреческого наименования документов данного рода.

История догматов — теологический трактат немецкого либерального лютеранского теолога Адольфа фон Гарнака, опубликованный им в 1889 году.

Священная история – это история событий (преимущественно связанных с древними евреями), изложенная в Ветхом завете (начиная от сотворения мира), а также история событий, связанных с жизнью Иисуса Христа и зарождением христианства, изложенная в Новом завете.

Экзеге́тика (от греч ἐξήγησις тол­ко­ва­ние, изъ­яс­не­ние; ἐξηγητικά — книги, объ­яс­ня­ю­щие раз­лич­ные рели­ги­оз­ные пред­меты) – раздел бого­сло­вия, зани­ма­ю­щийся истол­ко­ва­нием смысла Свя­щен­ного Писа­ния.

Необ­хо­ди­мость экзе­ге­тики свя­зана со смыс­ло­вой мно­го­мер­но­стью биб­лей­ского текста. Глу­бо­кое пони­ма­ние биб­лей­ского текста тре­бует чет­кого выяв­ле­ния его сим­во­ли­че­ских, алле­го­ри­че­ских, бук­валь­ных и иных смыс­лов.

Если Гер­ме­нев­тика изу­чает сами методы истол­ко­ва­ния этих смыс­лов, то экзе­ге­тика сосре­до­та­чи­ва­ется на самом содер­жа­нии текста, на воз­мож­ных вари­ан­тах тол­ко­ва­ния. При этом пони­ма­ние биб­лей­ского текста под­ра­зу­ме­вает не при­дачу тексту новых смыс­лов, а пра­виль­ную рекон­струк­цию исход­ных, сооб­щен­ных чело­ве­че­ству Боже­ствен­ным Откро­ве­нием.

Экзе­ге­тика пред­по­ла­гает пости­же­ние Свя­щен­ного Писа­ния в его глу­бине и свя­то­сти. Поэтому выда­ю­щи­мися экзе­ге­тами Цер­ко­вью при­знаны Святые Отцы, засви­де­тель­ство­вав­шие истин­ность своего ком­мен­та­рия Библии высо­кой духов­ной жизнью в Боге. Осно­ва­ние пра­во­слав­ной экзе­ге­тики – свя­то­оте­че­ская тра­ди­ция истол­ко­ва­ния биб­лей­ского текста, в связи с чем экзе­ге­тика тесно свя­зана с пат­ри­сти­кой. Пра­во­слав­ная экзе­ге­тика явля­ется свя­то­оте­че­ской (пат­ри­сти­че­ской) экзе­ге­ти­кой.

Основ­ные прин­ципы пат­ри­сти­че­ской экзе­ге­тики заклю­ча­ются в сле­ду­ю­щих момен­тах:

  1. вера в Бого­вдох­но­вен­ность Свя­щен­ного Писа­ния,
  2. при­зна­ние Бого­че­ло­ве­че­ского харак­тера Свя­щен­ного Писа­ния,
  3. пони­ма­ние Свя­щен­ного Писа­ния как неотъ­ем­ле­мой части Свя­щен­ного Пре­да­ния Церкви,
  4. един­ство Свя­щен­ного Писа­ния,
  5. хри­сто­цен­тризм Свя­щен­ного Писа­ния,
  6. един­ство позна­ния Библии и духов­ного опыта Бого­по­зна­ния,
  7. мно­го­пла­но­вость биб­лей­ского текста, нали­чие в нем несколь­ких смыс­ло­вых изме­ре­ний.

Есть вещи, кото­рые мы можем понять лишь в свете учения Церкви: Свя­щен­ное Писа­ние сле­дует пони­мать разу­мом Церкви, разу­мом Хри­сто­вым, потому что Цер­ковь не меня­ется; в своем внут­рен­нем опыте она про­дол­жает жить той же жизнью, какой жила в первом веке; и слова, ска­зан­ные в Церкви Павлом, Петром, Васи­лием или дру­гими, всегда сохра­няют свое зна­че­ние.
Так, после пред­ва­ри­тель­ного вос­при­я­тия на нашем соб­ствен­ном, совре­мен­ном языке мы должны обра­титься к тому, что пони­мает под этим словом Цер­ковь; только тогда мы можем быть уве­рены в смысле дан­ного текста и имеем право начать думать и делать выводы”.
мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний

Много в Свя­щен­ном Писа­нии встре­ча­ется таких мест, кото­рые истол­ко­вы­ва­ются даже вели­кими мужами разума и рас­суж­де­ния разно, однако не в уни­чи­же­нии свя­щен­ным пред­ме­там, а по слож­но­сти жизни и обсто­я­тельств.
прп. Нек­та­рий Оптин­ский



Экзегетика - это особый раздел богословия. В нем толкуются библейские либо любые другие священные тексты. По большому счету, это учение о толковании текстов, чаще всего древних, которые легли в основу определенной религии. Особенность этих текстов состоит в том, что их первоначальный смысл, как правило, неочевиден из-за большого количества лет, которое прошло с их написания, и неполной сохранности.

Определение термина

Экзегетика - это наука, которая занимает грамматическим исследованием текста. В обязательном порядке также изучаются исторические реалии, в которых текст создавался. Часто это помогает установить истинный смысл написанного. Проводятся также психологические изыскания.

Экзегетика открыла нам другую, более популярную науку - герменевтику. Часто эти термины ошибочно употребляют как синонимы, но это не так. Герменевтика, в отличие от экзегетики, занимается интерпретированием всех видов коммуникации - и письменной, и вербальной, и невербальной. Экзегетика же работает исключительно с текстом.

Экзегетика в христианстве

экзегетика это

Весьма распространена библейская экзегетика. Многие христиане по-разному толкуют Библию. Отсюда разделение на православных и католиков, а также появление других ответвлений от основной церкви - реформаторство, англиканство. Но все же в основном все толкования Священного Писания сводятся только к двум концепциям.

Согласно первой, сама по себе Библия - это откровения Бога. Тот, кто писал ее, вдохновлялся свыше. Как следствие, экзегетика должна отыскивать в каждом тексте двойной смысл, более глубокий и не всегда ярко выраженный.

Есть и другая точка зрения. Так называемая рациональная экзегетика - это учение, которое исходит из умозаключения, что авторы Библии были обычными людьми. Так что смысл написанного в ней необходимо искать среди реалий эпохи, когда создавался текст. А также из особенностей свойств и индивидуальностей характеров людей, создававших эти тексты.

Комментарии к Священному Писанию

экзегетика в философии это

Самый распространенный вид экзегетики для христианства - это комментарии к Библии. Как правило, они представляют собой многотомное сочинение, которое больше напоминает энциклопедию, чем пояснения к главной книге одной из мировых религий.

Каждый из томов таких комментариев посвящается одной или нескольким библейским книгам. До XX века комментарии создавал и осмысливал один автор, он скрупулезно и детально описывал свои представления о священных текстах. В наши дни такие комментарии создает группа авторов, каждому из которых предстоит проанализировать одну из книг.

Комментарии отличаются один от другого способами интерпретации отдельных библейских книг. Обычно это зависит от конфессии, которой придерживается автор. Также их отличают по точности, глубине, силе критической и теологической мысли.

В католицизме даже существуют особые центры, в которых экзегетика Священного Писания - основное, чем занимаются их члены. В протестантской традиции интерпретацией Библии занимаются в университетах. Больше всего ученых в этой области работает в США и Германии.

Работы по экзегетике

библейская экзегетика

Среди православных основным считается труд, автор которого Андрей Десницкий - "Введение в библейскую экзегетику".

В этой работе он пытается привести к общему знаменателю различные представления о священных текстах, который существуют у всевозможных духовных училищ и семинарий, библейских кружков. Идея написать такой труд родилась, когда Десницкий занимался переводами Библии на другие языки. Тогда-то он и обратил внимание, что многие воспринимают эту книгу совершенно по-разному.

Во всех православных учебных заведениях подробно изучают текст Библии, но нигде не учат, как его толковать.

Первоначально это должно было быть практическое пособие для переводчиков Библии, однако Десницкий вовремя осознал, что таких специалистов совсем немного, поэтому писать книгу, ориентированную на очень небольшой круг читателей, нецелесообразно.

Поэтому получилось пособие для всех, кто желает как можно точнее познать истинный смысл библейских текстов. Ведь, в широком смысле, все, кто читают религиозные тексты, занимаются переводом, пытаясь сами себе объяснить, что вкладывалось в те или иные слова.

Большой популярностью также пользуется "Экзегетика Нового Завета". Ее автор - Гордон Фи. С ее помощью студенты духовных учебных заведений и пасторы могут лучше разобраться в значениях проповедей. Получить практические советы и руководства.

Экзегетика Ветхого завета привлекала более древних авторов и мыслителей. Труды по этой теме можно встретить у Иоанна Златоуста, блаженного Августина, Филона Александрийского.

Экзегетика в иудаизме

экзегетика нового завета

Чрезвычайно распространена экзегетика в иудаизме. Здесь даже существует собственный термин для обозначения этой науки - мефоршим. Толкования священных текстов посвящены несколько литературных трудов.

Например, Мишна. Это самый ранний текст в иудаизме, который включает основные религиозные положения ортодоксального направления этой веры. В Мишну включается Устный закон, который, по преданию, был передан Моисеем на горе Синай. С течением времени возникли серьезные опасения, что устное учение забудется и пропадет из памяти народа, поэтому его было решено записать.

Существуют многочисленные комментарии к Мишне, которые и составляют основу иудейской экзегетики. Самые популярные написаны путешественником и раввином рабби Овадия, который жил в XV веке. Его также еще называют Бартонура или Бертинура. В своих трудах он описал все трактаты, включенные в Мишну, попытавшись дать подробное и исчерпывающее толкование каждого из них.

Талмуд

Десницкий Введение в библейскую экзегетику

Пожалуй, самая популярная книга, посвященная иудаизму, это Талмуд. Он состоит из десятков томов, в которых детально описываются правовые и религиозно-этические положения иудаизма.

Ученые, которые работают над комментариями к Талмуду, по-прежнему активны и плодовиты. Текст постоянно адаптируется в соответствии с окружающей эпохой, в которую живет автор. Так что экзегетика - это наука, которая может время от времени менять свои основные положения, если комментаторам более поздних веков открываются новые сведения о времени и нравах, того времени, когда жили создатели священных текстов.

Также регулярно издаются новые редакции рукописей, которые лежали в основе первых томов Талмуда. Пожалуй, самые значительные комментарии к Талмуду написал рабби Элияху.

Новые комментарии, посвященные Талмуду, появляются ежегодно. Причем на разных языках. Одну из самых масштабных работ в XX веке проделал известный израильский исследователь Адин Штейнзальц. Ему принадлежит титанический труд по переводу и сопровождению соответствующими комментариями к Талмуду не только на иврит, но и на самые популярные мировые языки - английский, русский, французский и другие. Главная его цель была в том, чтобы иудаизм стал понятен и доступен для широких слоев населения.

В изданном им Талмуде объясняется смысл многих устаревших слов и понятий. При этом со стороны ортодоксальных авторитетов его издания неоднократно подвергались критике за излишне свободную, по мнению некоторых, интерпретацию и перевода.

Мидраш

Мидраш - еще один весьма популярный раздел Устной торы, который олицетворяет традиционность в экзегетике. Он включает в себя разбор и толкование основных положений еврейских учений, которые содержатся не только в Устной, но и в Письменной торе.

Исследователи отмечают, что авторы Мидраша уделяли особенное внимание стилистическим и смысловым особенностям текста. Все необычное, что они встречали, воспринималось ими, как намек на его сакральный смысл. Его они и пытаются вычленить, всеми возможными способами интерпретируя текст.

Отсюда даже появился особый глагол, который чрезвычайно распространен в иудаизме - "дараш". Он означает поиск особого сакрального смысла в священном тексте, стремление овладеть знаниями, которые вкладывали в текст его авторы много веков назад.

Экзегетика в индуизме

экзегетика ветхого завета

Распространена экзегетика и в индуизме. Для интерпретации индуистских священных текстов даже существует особая философская школа - миманса. Экзегетика в философии - это возможность для индуистов изучить свои священные тексты. Именно миманса послужила серьезным толчком для развития в Древней Индии философии и филологии.

Большая роль в этом принадлежит санскритскому автору Бхартрихари, жившему около V века нашей эры. Его учение основано на идее о том, что звук и смысл, который он несет, неразрывно между собой связаны.

Его главные труды - произведение по санскритской грамматике и лингвистической философии, а также сборник санскритской поэзии. Они стали основной для развития научных трудов в этой части Азии.

Экзегетика в исламе

экзегетика священного писания

Распространена экзегетика и в исламе. Самые известные и полные комментарии к Корану объединены в сборниках под названием тафсир. Их авторы, которые занимаются комментированием и толкованием священной для мусульман книги, называются муфассирами.

В тафсире вы не встретите мистических либо эзотерических интерпретаций мусульманских текстов. Авторы стремятся дать более глубокое и полное понимание Корана. Так, хадисы пророка Мухаммада (то есть предания о его речах и действиях, которым сегодня мусульмане руководствуются в повседневной жизни) утверждают, что в Коране скрыто намного больше смыслов, чем кажется на первый взгляд. Причем уровней понимания священной книги целых семь.

В современном мире встречаются исламские секты, которые строго запрещают эзотерические интерпретации Корана, пытаясь не вскрывать двойные смыслы текстов.

Принципы экзегетики

Экзегетика основана на нескольких основополагающих принципах.

Это вера в то, что на создание священного текста автора вдохновил сам Бог, представление о религиозной литературе, как о неотъемлемой части церковного священного предания, единство познания священной книги и получения духовного опыта.

Читайте также: