Что такое экспериментариум в детском саду
Обновлено: 06.07.2024
Авторы: Шунина Анна Александровна, Максимова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1133
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: программа дополнительного образования
Тема: Рабочая программа кружка "Экспериментариум" (Маленькие волшебники)
Раздел: дошкольное образование
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №1133
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ БЮДЖЕТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
(Маленькие волшебники)
2017-2018 учебный год
Тип программы: образовательный
Возраст дошкольников: 5- 7 лет
Срок реализации: 2 года (64 часа)
Программу составили:
воспитатель высшей категории
Шунина Анна Александровна
соавтор: воспитатель первой категории
Максимова Ольга Николаевна
Москва 2017год
Пояснительная записка. 3
Цель программы. 6
Основные направления и содержание деятельности. 9
Учебная деятельность. 9
Воспитательная деятельность. 16
Развивающая деятельность. 20
Учебно-тематический план. 22
Календарно–тематическое планирование познавательно-исследовательской
деятельности детей 5-6 лет. 22
Календарно –тематическое планирование познавательно-исследовательской
деятельности детей 6-7 лет. 30
Пояснительная записка
Бережное отношение человека к природе –
признак высокой культуры общества.
Поведение человека в природе –
это зеркало его души.
Природу мы сохраним только тогда,
когда эта идея овладеет умами и душами
всех и каждого без исключения.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок
выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и
знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном
мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи
взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Все
выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе
как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний,
средство для развития ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им
все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у
закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это
только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают
экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся
по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают
наладить взаимоотношения с ним.
детство – начальный этап становления человеческой
В этот период закладываются основы личностной культуры. Экологические знания
Экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
- находить решение поставленных задач;
- находить решение на вопросы при помощи практических действий (опытов);
- анализировать своё эмоциональное состояние и находить его причину;
- развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи;
- воспитывать интерес к окружающему миру, учить детей испытывать доброжелательность.
Интеграция образовательных областей:
• способность анализировать, делать выводы и умозаключения;
• развитие произвольного внимания;
• развитие творческого мышления и воображения;
• совершенствование механизмом саморегуляции;
• снятие напряжения, получение познавательного опыта;
• сплочение детского коллектива;
• развитие уверенности в себе.
Методы и приёмы активизации познавательной деятельности :
• экспериментирование;
• совместная деятельность педагога и ребёнка;
• карта солнечной системы;
• магниты, бумажные самолеты с прикрепленной железной скрепкой и нитью, скотч;
• пластмассовые пустые стаканчики и стаканчики с водой;
• пластмассовый полый кубик;
• стакан с молоком и лист чисто белой бумаги;
• сахар песок и сахар рафинад, пищевые красители 4-х цветов (красный, желтый, зелёный, синий, столовые ложки;
• макет вулкана, пищевая сода, уксус, несколько кристаллов марганцовки, блюдце;
Ход экспериментальной деятельности.
Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть.
Сегодня я принесла вам карту солнечной системы, давайте её рассмотрим.
Дети рассматривают и делятся своими впечатлениями.
Ребята, а какие названия планет вы знаете? (Ответы детей).
Кто знает, на какой планете живём мы с вами?
Совершенно правильно – это планета Земля.
Земля – это маленькая планета в безграничном пространств Вселенной. Конечно, для нас она является самой важной, поскольку здесь мы живём.
Ответьте мне на вопрос, каким образом можно попасть на другие планеты?
Ребята, а вы хотите стать космонавтами и полететь в космос на неизведанные планеты?
Начинаем превращаться в космонавтов.
Наклонились и присели,
Тогда занимаем свои места. (Дети садятся за столы).
Посмотрите, на этой планете очень много воды и нам её надо исследовать, проверить её свойства.
Давайте попробуем перелить воду из одного сосуда в другой.
Дети проводят опыт.
Что произошло? Вода перелилась.
Какой мы делаем вывод? Вода на этой планете текучая.
Сейчас мы узнаем, имеет ли вода форму.
Давайте нальём воду в стакан и в кубик, что с ней произойдёт?
Дети наливают воду в ёмкости.
Что произошло? Вода приняла форму кубика и стакана.
Делаем вывод: вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.
Дальше мы будем определять цвет, вкус, запах воды.
Ребята, обратите внимание, на столе стоит стакан с водой и молоком, рядом чистый лист бумаги.
Какого цвета молоко и лист бумаги? Белого. А вода?
Можно ли сказать про воду, что она белого цвета? Нет, вода бесцветная.
Понюхайте воду, чем она пахнет? Вода ничем не пахнет, у неё нет запаха.
А теперь попробуйте воду на вкус, какая она? Сладкая? Кислая? Горькая? Солёная? Дети пробуют. Она без вкуса, она безвкусная.
Делаем вывод: вода не имеет ни цвета, ни запаха, ни вкуса.
Скажите, где больше всего находится воды на нашей планете?
В морях, реках, и океанах.
А какие названия морей вы знаете?
Красное, Чёрное, Белое.
1. Красное. 2. Жёлтое. 3. Зелёное. 4. Синее.
Перечислите, каких морей нет на нашей планете, которые есть на этой планете.
Жёлтое, Зелёное и Синее.
А какое море есть на обеих планетах?
А вы хотите перевести частичку этих морей к нам на Землю?
И как же нам это сделать? По-моему я знаю!
Для этого нам понадобится 5шт. пустых стаканов.
В 4-ре стакана добавляем разное количество сахара:
1 стакан – 1 столовая ложка сахара
2 стакан – 2 столовых ложка сахара
3 стакан – 3 столовых ложки сахара
4 стакан – 4 столовых ложки сахара
В каждый стакан наливаем по 3-и столовых ложки воды и перемешиваем.
Затем в каждый стакан добавляем несколько капель одной воды из моря и перемешиваем.
В стакан 1 – воду из красного моря
В стакан 2 – воду из желтого моря
В стакан 3 – воду из зеленого моря
В стакан 4 – воду из синего моря
Дети повторяют действия и последовательность воспитателя.
В чистый 5-й стакан начинаем аккуратно добавлять содержимое стаканов, начиная с красного цвета, затем жёлтый, зелёный, синий - по порядку.
Вот мы и собрали частички всех морей в один стакан.
Они у нас перемешались? Нет.
Делаем вывод: большое количество сахара повышает плотность воды. Меньше всего сахара в красной жидкости, поэтому она оказалась наверху.
Ребята, скажите, из каких материалов можно построить дом?
Правильно, наиболее часто используют камень, кирпич или другие материалы.
А я вам предлагаю построить цветные башни из сахара рафинада. И чтоб они у нас получились цветные, мы их будем строить на цветных морях этой планеты.
Нам понадобится 6-ть кусочков сахара рафинада.
Ставить кубики будем друг на друга в порядке уменьшения.
1-й этаж башни будет состоять из 3-х кусочков сахара;
2-й этаж башни состоит из 2-х кусочков сахара;
3-й этаж – соответственно из 1-го кусочка сахара;
Дети строят башню по указанию воспитателя.
Наблюдаем, что происходит.
Сначала окрашивается основание башни, затем вода поднимается вверх, и окрашиваются все кубики.
Как вы думаете, эти башни будут крепкими, стойкими и прочными, или ломкими, хрупкими и непрочными. Почему?
Высказывание детей по этому вопросу.
Делаем вывод: вода является хорошим растворителем, а сахар растворяющее вещество в воде. Молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне.
Обратите внимание на эту гору. Интересно, что это за гора, давайте подойдем к ней поближе и рассмотрим её.
Эта гора называется вулканическим конусом. Из вулкана выходит наружу раскаленная река и называется она – лава. Этот выход лавы называется извержением.
И именно сейчас и на этой планете, мы увидим, как происходит извержение вулкана.
Дети присаживаются на определённом расстоянии от вулкана и наблюдают, как воспитатель проводит опыт.
Для этого понадобится:
Муляж вулкана (можно слепить из пластилина, установить его на блюдце.
На дно вулкана насыпать соду около 2-х столовых ложек.
Для большего эффекта можно добавить несколько кристаллов марганца.
Всё это должно быть приготовлено заранее.
Влить уксус в отверстие конуса.
Садимся в свои шатлы, заводим моторы - идёт обратный отсчёт 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 – полетели.
Дети опять берут магниты и управляют ими своими самолётами.
Вот мы и прилетели обратно на свою планету Земля, и наше путешествие подошло к концу.
И нам опять пора превратиться в детей :
Наклонились и обратно в детей превратились.
Я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями.
- Что особенно вам понравилось во время нашего путешествия?
- Как вы думаете, нам удалось исследовать эту планету?
Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников в ДОУ Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников в ДОУ Цель: способствовать познавательному развитию детей формировать.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №22"
городского округа город Салават Республики Башкортостан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Экспериментарум"
для детей средней группы
«Самое лучшее открытие то,
Ральф У. Эмерсон.
Пояснительная записка
Особой формой исследовательской деятельности является детское экспериментирование, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности.
В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Актуальность программы:
В том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Программа разработана для детей 4-5 лет.
- на 9 календарных месяцев, для детей 4-5 лет;
- состоит из 35 тематического занятия, в каждом из которых преследуются свои цель и задачи;
- Занятия проходят во второй половине дня один раз в неделю по 20 минут.
Цель программы :
Для решения поставленной цели реализуются следующие задачи:
1. Создавать условия для формирования у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
2. Продолжать развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
• Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
• Развивать познавательные умения (анализировать, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);
• Расширять представления о физических свойствах окружающего мира:
• Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
3. Развивать у детей коммуникабельность, наблюдательность, самоконтроль своих действий.
4. Воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.
Новизна программы заключается:
• в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;
• в создании специально организованной предметно-развивающей среды.
Методические приемы:
Создание проблемных ситуаций.
Формы работы:
Самостоятельная деятельность детей.
Итогом в реализации программы: является презентация детских работ.
Основные направления работы, формы и способы их реализации:
2. Формирование у детей 4-5 лет навыков экспериментальной деятельности: обучение старших дошкольников методам и приемам экспериментальной деятельности на занятиях, в режимных моментах, в продуктивной и самостоятельной деятельности.
Предполагаемый результат:
• умение опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы, действовать по алгоритму;
• умение опытным путем доказывать свойства воздуха;
• умение опытным путем доказывать свойства песка;
• умение опытным путем выявлять свойства предметов, массу, размеры;
• расширение знаний об увеличительных приборах;
• умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
• овладение разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями:
• Изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования.
• Буклеты для родителей.
• Фото отчет о кружковой работе.
• Рекомендации родителям о проведении экспериментов в домашних условиях.
Оборудование детской лаборатории:
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
разные виды бумаги, ткани;
медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки;
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
10. Методическое обеспечение (помещение, техническое оснащение, специальное оборудование, пособия, дидактические материалы, список методических материалов, список литературы для обучающихся и родителей, список литературы для педагога) ……………………………………………………………..21
Пояснительная записка
Достижения естественных наук и техники является частью мирового наследия человечества, составляют основу современной цивилизации и благосостояния будущего людей. Каждая из наук имеет свой предмет изучения, однако объединяет их одно – основой и доказательством любой научной гипотезы и теории является исследовательская деятельность, эксперимент.
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.
Именно исследовательская деятельность, экспериментирование помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, он будет обладать такими качествами как: любознательность, активность, умение ставить гипотезу, провести ее экспериментальную проверку, проанализировать повторяемость наблюдений и полученных результатов, оценить существующие теории и, быть может, создать новые – все это формирует не только исследовательское мышление, но и наблюдательность, любознательность и открытость новому знанию.
Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребёнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира.
3нания, полученные в результате собственного экспериментирования, исследовательского
поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем.
Чем разнообразнее и интереснее эксперименты, поисковая деятельность, тем больше новой
информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Направленность программы
1.2 Новизна и отличительные особенности
Новизна программы состоит в том, что разработана и апробирована система экспериментально-исследовательской деятельности как источник самостоятельного познания мира обучающимися.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих является включение исторического материала, интеграция естественных наук в рамках изучаемых разделов, организация разнообразных игр, наблюдений, использование ИТК, экологических инсценировок, экспериментальной, исследовательской и трудовой деятельности, а также организация познавательного развивающего общения обучающихся.
1.3 Актуальность
Актуальность данной программы основывается на современных ориентирах обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения, а также на развитии потенциала нашей страны, подготовке подрастающего поколения к будущей профессиональной деятельности в области науки и техники.
В дошкольном возрасте дети проявляют высокую мотивацию к познанию, им хочется узнать, как работает то или иное устройство, взаимосвязи в окружающем мире, удовлетворить свои потребности в новых впечатлениях.
Раннее освоение базовых знаний в области естественных наук становится основой для осуществления проектной деятельности обучающимися, востребованной социумом, в более старшем возрасте.
К сожалению, исследовательская деятельность, детское экспериментирование как форма деятельности используются на практике недостаточно широко.
В процессе исследовательской деятельности, экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.
Нельзя не отметить положительное влияние исследовательской и экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.
Исследование и экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Таким образом, исследовательская и экспериментальная деятельность дает детям возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Знания добытые самостоятельно осознанные и более прочные.
1.4 Педагогическая целесообразность
Эффективным для овладения детьми исследовательской и экспериментальной деятельностью является технология проблемного обучения, следуя которой ребёнок сам является открывателем нового опыта.
О преимуществах данной технологии говорили многие выдающиеся педагоги и психологи: Джон Дьюи, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин и многие другие.
Данная программа позволит дошкольникам самостоятельно приоткрыть дверь в мир естественных наук.
1.5 Цель программы
Основная цель программы : формирование и развитие познавательных интересов обучающихся через исследовательскую и экспериментальную деятельность, интеграция естественных наук.
1.6 Задачи программы
- познакомить с основами исследовательской и экспериментальной деятельности, этапами и методами организации экспериментов и наблюдений, характерными для естественных наук;
- сформировать навыки осуществления экспериментальной деятельности, использования оборудования и измерительных приборов;
- сформировать организационные умения и навыки: планировать свою деятельность и осуществлять на практике планируемые экспериментальные действия, осуществлять анализ полученных результатов, сопоставляя с первоначальными гипотезами;
- сформировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, физических явлениях;
- Способствовать формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о воде, бумаге, воздухе, свете, песке и глине, магнитном поле.
- развивать умения видеть проблему, искать и находить пути ее решения, вырабатывать гипотезы, классифицировать и систематизировать, делать выводы и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи и др.;
- развитие психических процессов: внимание, память, мышление (логическое, аналитическое, критическое), воображение;
- развивать речь, пополнение словарного запаса;
- развивать аккуратность, ответственность, последовательность;
- сформировать устойчивый интерес к естественным наукам, любознательность, познавательную открытость;
- сформировать уважительное отношение к достижениям человечества в области науки и техники;
- воспитание общепринятых норм и правил взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
1.7 Возраст, количество обучающихся
Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Численный состав группы: 6-8 детей.
1.8 Срок реализации программы, общая продолжительность обучения
Программа рассчитана на 2 года обучения.
1-й год обучения – дети 5-6 лет;
2-й год обучения – дети 6-7 лет.
Общая продолжительность обучения: 64 часа (1-й год – 32 часа, 2-й год – 32 часа).
Формы занятий
Занятие осуществляется в познавательной и продуктивной формах.
К познавательной форме относятся фронтальные занятия, наблюдения, рассматривание альбомов и фотографий, тематические и ситуативные беседы.
К продуктивной форме относятся совместная деятельность педагога с ребенком, самостоятельная деятельность детей (групповая, парная), трудовая деятельность, опыты, игры эксперименты, развлечения.
На занятиях применяются исследовательские методы обучения:
- репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный и создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений;
- продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).
3. Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Продолжительность занятий 40 минут.
4. Ожидаемые результаты и способы определения результативности
Ожидаемые результаты 1-го года:
- знать названия и способы применения основного лабораторного оборудования и веществ; важнейшие понятия и свойства объектов (веществ) в рамках содержательного компонента программы; этапы построения эксперимента; правила безопасного проведения эксперимента и поведения в лаборатории;
- знать физические явления, свойства воздуха, воды, света, цвета, песка, глины;
- уметь самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями;
- проявлять поисковую активность и умение извлекать в ходе ее информацию об объекте исследования;
- владеть исследовательскими умениями и навыками, проводить экспериментальную деятельность под руководством педагога.
У обучающихся будут сформированы:
- интерес к научным знаниям, любознательность;
- уважительное отношение учащихся к достижениям человечества в области науки и техники;
- навыки продуктивного взаимодействия обучающегося с другими детьми на основе совместной познавательной деятельности;
- аккуратность, терпение, настойчивость в исследовательской деятельности.
Обучающиеся разовьют свои умения в:
- выявлении экспериментальной задачи (проблемы);
- выработке гипотезы, классификации и систематизации;
- планировании деятельности, организации научного эксперимента, анализе полученных результатов и соотнесении результатов с первоначальными гипотезами.
Ожидаемые результаты 2-го года:
- знать свойства воды и света, магнита и электричества, понятия: движение, равновесие, осязание, обоняние, слух, скорость;
- уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом;
- достигать результата и обозначать его с помощью условного символа;
- по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действие с ним;
- работать с информационным источником;
- объяснять причины наблюдаемых явлений или выдвигать гипотезы о них.
У обучающихся будут сформированы:
- эмоциональная основа устойчивого интереса к науке и технике, любознательности, познавательной открытости;
- уважительное отношение учащихся к достижениям человечества в области науки и техники, достижениям российских ученых и инженеров.
- развитые навыки продуктивного взаимодействия обучающегося с другими детьми на основе совместной познавательной деятельности;
- аккуратность, терпение и настойчивость в познавательной деятельности.
Обучающиеся разовьют свои умения в:
- выработке гипотезы, классификации и систематизации, установлении причинно-следственных связей, выводов и умозаключений;
- повышение уровня математических представлений: овладение умениями и навыками в работе со схемами и моделями, усвоение представлений о таких величинах как длина, масса;
- самостоятельной работе над экспериментом, исследованием;
- планировании деятельности, организации научного эксперимента, анализе полученных результатов и соотнесении результатов с первоначальными гипотезами;
- создании схем, моделей и инструкций при решении учебных и познавательных задач.
Способы определения результативности
Степень соответствия ожидаемых и полученных результатов устанавливается на основании систематического контроля и сбора информации:
Контроль обучения реализуется в различных формах:
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии с целью установления качества и эффективности выбранных форм занятий, методов обучения и способов деятельности обучающих, а также с целью проверки усвоения обучающимися содержания программы. Текущий контроль осуществляется с помощью педагогического наблюдения, игр, бесед, индивидуальных и групповых заданий различных типов.
Тематический контроль осуществляется по окончании изучения определенного раздела программы с целью установления степени усвоения обучающимися содержания программы и планирования педагогической деятельности на следующих этапах обучения, определения необходимости коррекции знаний и умений детей, повторения уже изученного материала. Тематический контроль организуется в форме образовательных игр, использующих и расширяющих основные понятия, факты, термины и определения раздела с включением задач экспериментального характера. При проведении тематического раздела при необходимости используются тестовые задания, задания проблемного и эвристического характера.
Итоговый контроль осуществляется на этапе завершения обучения по данной программе и включает в себя понятия, факты, термины и определения по всему содержанию программы. Обязательной частью итогового контроля является представление обучающимися выполненных индивидуально или в небольших группах самостоятельно разработанных экспериментов, небольших исследований.
5. Механизм оценивания полученных знаний, сформированных умений и практических навыков у обучающихся
- индивидуализация образования (поддержка ребенка, построение его образовательной траектории в данном направлении);
- оптимизация работы с группой детей.
Предпочитаемый вид деятельности детьми
Цель – выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей, исследовать предпочитаемый вид деятельности.
На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:
Труд в уголке природы;
Конструирование из разных материалов.
Ребенку предлагается выбрать 3 ситуации, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора.
Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3.
За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.
Вывод делается по сумме выборов в целом по группе. Результаты оформляются в таблицу.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование, как форма деятельности, используется в практике, к сожалению, недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Читайте также: