Что такое экспериментариум в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

Авторы: Шунина Анна Александровна, Максимова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1133
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: программа дополнительного образования
Тема: Рабочая программа кружка "Экспериментариум" (Маленькие волшебники)
Раздел: дошкольное образование

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №1133

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ БЮДЖЕТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

(Маленькие волшебники)

2017-2018 учебный год

Тип программы: образовательный

Возраст дошкольников: 5- 7 лет

Срок реализации: 2 года (64 часа)

Программу составили:

воспитатель высшей категории

Шунина Анна Александровна

соавтор: воспитатель первой категории

Максимова Ольга Николаевна

Москва 2017год

Пояснительная записка. 3

Цель программы. 6

Основные направления и содержание деятельности. 9

Учебная деятельность. 9

Воспитательная деятельность. 16

Развивающая деятельность. 20

Учебно-тематический план. 22

Календарно–тематическое планирование познавательно-исследовательской

деятельности детей 5-6 лет. 22

Календарно –тематическое планирование познавательно-исследовательской

деятельности детей 6-7 лет. 30

Пояснительная записка

Бережное отношение человека к природе –

признак высокой культуры общества.

Поведение человека в природе –

это зеркало его души.

Природу мы сохраним только тогда,

когда эта идея овладеет умами и душами

всех и каждого без исключения.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок

выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и

знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном

мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи

взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Все

выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе

как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний,

средство для развития ума, чувств и воли.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им

все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у

закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это

только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают

экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся

по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают

наладить взаимоотношения с ним.

детство – начальный этап становления человеческой

В этот период закладываются основы личностной культуры. Экологические знания

Экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

- находить решение поставленных задач;

- находить решение на вопросы при помощи практических действий (опытов);

- анализировать своё эмоциональное состояние и находить его причину;

- развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи;

- воспитывать интерес к окружающему миру, учить детей испытывать доброжелательность.

Интеграция образовательных областей:

• способность анализировать, делать выводы и умозаключения;

• развитие произвольного внимания;

• развитие творческого мышления и воображения;

• совершенствование механизмом саморегуляции;

• снятие напряжения, получение познавательного опыта;

• сплочение детского коллектива;

• развитие уверенности в себе.

Методы и приёмы активизации познавательной деятельности :

• экспериментирование;

• совместная деятельность педагога и ребёнка;

• карта солнечной системы;

• магниты, бумажные самолеты с прикрепленной железной скрепкой и нитью, скотч;

• пластмассовые пустые стаканчики и стаканчики с водой;

• пластмассовый полый кубик;

• стакан с молоком и лист чисто белой бумаги;

• сахар песок и сахар рафинад, пищевые красители 4-х цветов (красный, желтый, зелёный, синий, столовые ложки;

• макет вулкана, пищевая сода, уксус, несколько кристаллов марганцовки, блюдце;

Ход экспериментальной деятельности.

Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть.

Сегодня я принесла вам карту солнечной системы, давайте её рассмотрим.

Дети рассматривают и делятся своими впечатлениями.

Ребята, а какие названия планет вы знаете? (Ответы детей).

Кто знает, на какой планете живём мы с вами?

Совершенно правильно – это планета Земля.

Земля – это маленькая планета в безграничном пространств Вселенной. Конечно, для нас она является самой важной, поскольку здесь мы живём.

Ответьте мне на вопрос, каким образом можно попасть на другие планеты?

Ребята, а вы хотите стать космонавтами и полететь в космос на неизведанные планеты?

Начинаем превращаться в космонавтов.

Наклонились и присели,

Тогда занимаем свои места. (Дети садятся за столы).

Посмотрите, на этой планете очень много воды и нам её надо исследовать, проверить её свойства.

Давайте попробуем перелить воду из одного сосуда в другой.

Дети проводят опыт.

Что произошло? Вода перелилась.

Какой мы делаем вывод? Вода на этой планете текучая.

Сейчас мы узнаем, имеет ли вода форму.

Давайте нальём воду в стакан и в кубик, что с ней произойдёт?

Дети наливают воду в ёмкости.

Что произошло? Вода приняла форму кубика и стакана.

Делаем вывод: вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

Дальше мы будем определять цвет, вкус, запах воды.

Ребята, обратите внимание, на столе стоит стакан с водой и молоком, рядом чистый лист бумаги.

Какого цвета молоко и лист бумаги? Белого. А вода?

Можно ли сказать про воду, что она белого цвета? Нет, вода бесцветная.

Понюхайте воду, чем она пахнет? Вода ничем не пахнет, у неё нет запаха.

А теперь попробуйте воду на вкус, какая она? Сладкая? Кислая? Горькая? Солёная? Дети пробуют. Она без вкуса, она безвкусная.

Делаем вывод: вода не имеет ни цвета, ни запаха, ни вкуса.

Скажите, где больше всего находится воды на нашей планете?

В морях, реках, и океанах.

А какие названия морей вы знаете?

Красное, Чёрное, Белое.

1. Красное. 2. Жёлтое. 3. Зелёное. 4. Синее.

Перечислите, каких морей нет на нашей планете, которые есть на этой планете.

Жёлтое, Зелёное и Синее.

А какое море есть на обеих планетах?

А вы хотите перевести частичку этих морей к нам на Землю?

И как же нам это сделать? По-моему я знаю!

Для этого нам понадобится 5шт. пустых стаканов.

В 4-ре стакана добавляем разное количество сахара:

1 стакан – 1 столовая ложка сахара

2 стакан – 2 столовых ложка сахара

3 стакан – 3 столовых ложки сахара

4 стакан – 4 столовых ложки сахара

В каждый стакан наливаем по 3-и столовых ложки воды и перемешиваем.

Затем в каждый стакан добавляем несколько капель одной воды из моря и перемешиваем.

В стакан 1 – воду из красного моря

В стакан 2 – воду из желтого моря

В стакан 3 – воду из зеленого моря

В стакан 4 – воду из синего моря

Дети повторяют действия и последовательность воспитателя.

В чистый 5-й стакан начинаем аккуратно добавлять содержимое стаканов, начиная с красного цвета, затем жёлтый, зелёный, синий - по порядку.

Вот мы и собрали частички всех морей в один стакан.

Они у нас перемешались? Нет.

Делаем вывод: большое количество сахара повышает плотность воды. Меньше всего сахара в красной жидкости, поэтому она оказалась наверху.

Ребята, скажите, из каких материалов можно построить дом?

Правильно, наиболее часто используют камень, кирпич или другие материалы.

А я вам предлагаю построить цветные башни из сахара рафинада. И чтоб они у нас получились цветные, мы их будем строить на цветных морях этой планеты.

Нам понадобится 6-ть кусочков сахара рафинада.

Ставить кубики будем друг на друга в порядке уменьшения.

1-й этаж башни будет состоять из 3-х кусочков сахара;

2-й этаж башни состоит из 2-х кусочков сахара;

3-й этаж – соответственно из 1-го кусочка сахара;

Дети строят башню по указанию воспитателя.

Наблюдаем, что происходит.

Сначала окрашивается основание башни, затем вода поднимается вверх, и окрашиваются все кубики.

Как вы думаете, эти башни будут крепкими, стойкими и прочными, или ломкими, хрупкими и непрочными. Почему?

Высказывание детей по этому вопросу.

Делаем вывод: вода является хорошим растворителем, а сахар растворяющее вещество в воде. Молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне.

Обратите внимание на эту гору. Интересно, что это за гора, давайте подойдем к ней поближе и рассмотрим её.

Эта гора называется вулканическим конусом. Из вулкана выходит наружу раскаленная река и называется она – лава. Этот выход лавы называется извержением.

И именно сейчас и на этой планете, мы увидим, как происходит извержение вулкана.

Дети присаживаются на определённом расстоянии от вулкана и наблюдают, как воспитатель проводит опыт.

Для этого понадобится:

Муляж вулкана (можно слепить из пластилина, установить его на блюдце.

На дно вулкана насыпать соду около 2-х столовых ложек.

Для большего эффекта можно добавить несколько кристаллов марганца.

Всё это должно быть приготовлено заранее.

Влить уксус в отверстие конуса.

Садимся в свои шатлы, заводим моторы - идёт обратный отсчёт 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 – полетели.

Дети опять берут магниты и управляют ими своими самолётами.

Вот мы и прилетели обратно на свою планету Земля, и наше путешествие подошло к концу.

И нам опять пора превратиться в детей :

Наклонились и обратно в детей превратились.

Я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями.

- Что особенно вам понравилось во время нашего путешествия?

- Как вы думаете, нам удалось исследовать эту планету?

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников в ДОУ Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников в ДОУ Цель: способствовать познавательному развитию детей формировать.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №22"

городского округа город Салават Республики Башкортостан

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Экспериментарум"

для детей средней группы

«Самое лучшее открытие то,

Ральф У. Эмерсон.

Пояснительная записка

Особой формой исследовательской деятельности является детское экспериментирование, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности.

В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Актуальность программы:

В том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Программа разработана для детей 4-5 лет.

- на 9 календарных месяцев, для детей 4-5 лет;

- состоит из 35 тематического занятия, в каждом из которых преследуются свои цель и задачи;

- Занятия проходят во второй половине дня один раз в неделю по 20 минут.

Цель программы :

Для решения поставленной цели реализуются следующие задачи:

1. Создавать условия для формирования у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2. Продолжать развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;

• Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;

• Развивать познавательные умения (анализировать, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);

• Расширять представления о физических свойствах окружающего мира:

• Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

3. Развивать у детей коммуникабельность, наблюдательность, самоконтроль своих действий.

4. Воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.

Новизна программы заключается:

• в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;

• в создании специально организованной предметно-развивающей среды.

Методические приемы:

Создание проблемных ситуаций.

Формы работы:

Самостоятельная деятельность детей.

Итогом в реализации программы: является презентация детских работ.

Основные направления работы, формы и способы их реализации:

2. Формирование у детей 4-5 лет навыков экспериментальной деятельности: обучение старших дошкольников методам и приемам экспериментальной деятельности на занятиях, в режимных моментах, в продуктивной и самостоятельной деятельности.

Предполагаемый результат:

• умение опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы, действовать по алгоритму;

• умение опытным путем доказывать свойства воздуха;

• умение опытным путем доказывать свойства песка;

• умение опытным путем выявлять свойства предметов, массу, размеры;

• расширение знаний об увеличительных приборах;

• умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

• овладение разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями:

• Изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования.

• Буклеты для родителей.

• Фото отчет о кружковой работе.

• Рекомендации родителям о проведении экспериментов в домашних условиях.

Оборудование детской лаборатории:

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

разные виды бумаги, ткани;

медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

10. Методическое обеспечение (помещение, техническое оснащение, специальное оборудование, пособия, дидактические материалы, список методических материалов, список литературы для обучающихся и родителей, список литературы для педагога) ……………………………………………………………..21

Пояснительная записка

Достижения естественных наук и техники является частью мирового наследия человечества, составляют основу современной цивилизации и благосостояния будущего людей. Каждая из наук имеет свой предмет изучения, однако объединяет их одно – основой и доказательством любой научной гипотезы и теории является исследовательская деятельность, эксперимент.

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.

Именно исследовательская деятельность, экспериментирование помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, он будет обладать такими качествами как: любознательность, активность, умение ставить гипотезу, провести ее экспериментальную проверку, проанализировать повторяемость наблюдений и полученных результатов, оценить существующие теории и, быть может, создать новые – все это формирует не только исследовательское мышление, но и наблюдательность, любознательность и открытость новому знанию.

Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребёнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира.

3нания, полученные в результате собственного экспериментирования, исследовательского
поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем.
Чем разнообразнее и интереснее эксперименты, поисковая деятельность, тем больше новой
информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Направленность программы

1.2 Новизна и отличительные особенности

Новизна программы состоит в том, что разработана и апробирована система экспериментально-исследовательской деятельности как источник самостоятельного познания мира обучающимися.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих является включение исторического материала, интеграция естественных наук в рамках изучаемых разделов, организация разнообразных игр, наблюдений, использование ИТК, экологических инсценировок, экспериментальной, исследовательской и трудовой деятельности, а также организация познавательного развивающего общения обучающихся.

1.3 Актуальность

Актуальность данной программы основывается на современных ориентирах обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения, а также на развитии потенциала нашей страны, подготовке подрастающего поколения к будущей профессиональной деятельности в области науки и техники.

В дошкольном возрасте дети проявляют высокую мотивацию к познанию, им хочется узнать, как работает то или иное устройство, взаимосвязи в окружающем мире, удовлетворить свои потребности в новых впечатлениях.

Раннее освоение базовых знаний в области естественных наук становится основой для осуществления проектной деятельности обучающимися, востребованной социумом, в более старшем возрасте.

К сожалению, исследовательская деятельность, детское экспериментирование как форма деятельности используются на практике недостаточно широко.

В процессе исследовательской деятельности, экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.

Нельзя не отметить положительное влияние исследовательской и экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.

Исследование и экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Таким образом, исследовательская и экспериментальная деятельность дает детям возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Знания добытые самостоятельно осознанные и более прочные.

1.4 Педагогическая целесообразность

Эффективным для овладения детьми исследовательской и экспериментальной деятельностью является технология проблемного обучения, следуя которой ребёнок сам является открывателем нового опыта.

О преимуществах данной технологии говорили многие выдающиеся педагоги и психологи: Джон Дьюи, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин и многие другие.

Данная программа позволит дошкольникам самостоятельно приоткрыть дверь в мир естественных наук.

1.5 Цель программы

Основная цель программы : формирование и развитие познавательных интересов обучающихся через исследовательскую и экспериментальную деятельность, интеграция естественных наук.

1.6 Задачи программы

- познакомить с основами исследовательской и экспериментальной деятельности, этапами и методами организации экспериментов и наблюдений, характерными для естественных наук;

- сформировать навыки осуществления экспериментальной деятельности, использования оборудования и измерительных приборов;

- сформировать организационные умения и навыки: планировать свою деятельность и осуществлять на практике планируемые экспериментальные действия, осуществлять анализ полученных результатов, сопоставляя с первоначальными гипотезами;

- сформировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, физических явлениях;

- Способствовать формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о воде, бумаге, воздухе, свете, песке и глине, магнитном поле.

- развивать умения видеть проблему, искать и находить пути ее решения, вырабатывать гипотезы, классифицировать и систематизировать, делать выводы и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи и др.;

- развитие психических процессов: внимание, память, мышление (логическое, аналитическое, критическое), воображение;

- развивать речь, пополнение словарного запаса;

- развивать аккуратность, ответственность, последовательность;

- сформировать устойчивый интерес к естественным наукам, любознательность, познавательную открытость;

- сформировать уважительное отношение к достижениям человечества в области науки и техники;

- воспитание общепринятых норм и правил взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- способствовать воспитанию самостоятельности, активности.

1.7 Возраст, количество обучающихся

Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет.

Численный состав группы: 6-8 детей.

1.8 Срок реализации программы, общая продолжительность обучения

Программа рассчитана на 2 года обучения.

1-й год обучения – дети 5-6 лет;

2-й год обучения – дети 6-7 лет.

Общая продолжительность обучения: 64 часа (1-й год – 32 часа, 2-й год – 32 часа).

Формы занятий

Занятие осуществляется в познавательной и продуктивной формах.

К познавательной форме относятся фронтальные занятия, наблюдения, рассматривание альбомов и фотографий, тематические и ситуативные беседы.

К продуктивной форме относятся совместная деятельность педагога с ребенком, самостоятельная деятельность детей (групповая, парная), трудовая деятельность, опыты, игры эксперименты, развлечения.

На занятиях применяются исследовательские методы обучения:

- репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный и создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений;

- продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).

3. Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.

Продолжительность занятий 40 минут.

4. Ожидаемые результаты и способы определения результативности

Ожидаемые результаты 1-го года:

- знать названия и способы применения основного лабораторного оборудования и веществ; важнейшие понятия и свойства объектов (веществ) в рамках содержательного компонента программы; этапы построения эксперимента; правила безопасного проведения эксперимента и поведения в лаборатории;

- знать физические явления, свойства воздуха, воды, света, цвета, песка, глины;

- уметь самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями;

- проявлять поисковую активность и умение извлекать в ходе ее информацию об объекте исследования;

- владеть исследовательскими умениями и навыками, проводить экспериментальную деятельность под руководством педагога.

У обучающихся будут сформированы:

- интерес к научным знаниям, любознательность;

- уважительное отношение учащихся к достижениям человечества в области науки и техники;

- навыки продуктивного взаимодействия обучающегося с другими детьми на основе совместной познавательной деятельности;

- аккуратность, терпение, настойчивость в исследовательской деятельности.

Обучающиеся разовьют свои умения в:

- выявлении экспериментальной задачи (проблемы);
- выработке гипотезы, классификации и систематизации;

- планировании деятельности, организации научного эксперимента, анализе полученных результатов и соотнесении результатов с первоначальными гипотезами.

Ожидаемые результаты 2-го года:

- знать свойства воды и света, магнита и электричества, понятия: движение, равновесие, осязание, обоняние, слух, скорость;

- уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом;

- достигать результата и обозначать его с помощью условного символа;

- по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действие с ним;

- работать с информационным источником;

- объяснять причины наблюдаемых явлений или выдвигать гипотезы о них.

У обучающихся будут сформированы:

- эмоциональная основа устойчивого интереса к науке и технике, любознательности, познавательной открытости;

- уважительное отношение учащихся к достижениям человечества в области науки и техники, достижениям российских ученых и инженеров.

- развитые навыки продуктивного взаимодействия обучающегося с другими детьми на основе совместной познавательной деятельности;

- аккуратность, терпение и настойчивость в познавательной деятельности.

Обучающиеся разовьют свои умения в:

- выработке гипотезы, классификации и систематизации, установлении причинно-следственных связей, выводов и умозаключений;

- повышение уровня математических представлений: овладение умениями и навыками в работе со схемами и моделями, усвоение представлений о таких величинах как длина, масса;

- самостоятельной работе над экспериментом, исследованием;

- планировании деятельности, организации научного эксперимента, анализе полученных результатов и соотнесении результатов с первоначальными гипотезами;

- создании схем, моделей и инструкций при решении учебных и познавательных задач.

Способы определения результативности

Степень соответствия ожидаемых и полученных результатов устанавливается на основании систематического контроля и сбора информации:

Контроль обучения реализуется в различных формах:

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии с целью установления качества и эффективности выбранных форм занятий, методов обучения и способов деятельности обучающих, а также с целью проверки усвоения обучающимися содержания программы. Текущий контроль осуществляется с помощью педагогического наблюдения, игр, бесед, индивидуальных и групповых заданий различных типов.

Тематический контроль осуществляется по окончании изучения определенного раздела программы с целью установления степени усвоения обучающимися содержания программы и планирования педагогической деятельности на следующих этапах обучения, определения необходимости коррекции знаний и умений детей, повторения уже изученного материала. Тематический контроль организуется в форме образовательных игр, использующих и расширяющих основные понятия, факты, термины и определения раздела с включением задач экспериментального характера. При проведении тематического раздела при необходимости используются тестовые задания, задания проблемного и эвристического характера.

Итоговый контроль осуществляется на этапе завершения обучения по данной программе и включает в себя понятия, факты, термины и определения по всему содержанию программы. Обязательной частью итогового контроля является представление обучающимися выполненных индивидуально или в небольших группах самостоятельно разработанных экспериментов, небольших исследований.

5. Механизм оценивания полученных знаний, сформированных умений и практических навыков у обучающихся

- индивидуализация образования (поддержка ребенка, построение его образовательной траектории в данном направлении);

- оптимизация работы с группой детей.

Предпочитаемый вид деятельности детьми

Цель – выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей, исследовать предпочитаемый вид деятельности.

На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

Труд в уголке природы;

Конструирование из разных материалов.

Ребенку предлагается выбрать 3 ситуации, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора.

Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3.

За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.

Вывод делается по сумме выборов в целом по группе. Результаты оформляются в таблицу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование, как форма деятельности, используется в практике, к сожалению, недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Задачи: Формировать у детей знания о живой и неживой природе. Развивать умения и навыки экспериментально-исследовательской деятельности . Расширять кругозор в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Развивать личностные качества (умение работать в команде, доводить начатое дело до конца, стремление быть социально полезным и востребованным, отсутствие страха перед ситуациями неопределенности). Воспитывать любовь и бережное отношение к живой и неживой природе.

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Читайте также: