Что такое двухпалатный парламент кратко

Обновлено: 03.07.2024

ДВУХПАЛАТНАЯ СИСТЕМА — система построения парламента, при которой они состоят из двух палат, как правило, обладающих различным объемом полномочий и действующих раздельно. Двухпалатная система существует в большинстве стран как федеративных, так и унитарных (Франция, США, Канада, Мексика, Италия, Испания, Австрия и др.). Нижние палаты парламентов формируются почти исключительно путем всеобщих и прямых выборов. Верхние палаты или назначаются сверху (сенат Канады назначается генерал-губернатором, палата лордов в Англии не избирается, право заседать в ней приобретается либо по наследству, либо по назначению королевы, короля), или избираются на основе косвенных выборов (сенат США, сенат Франции). Срок полномочий членов верхних палат обычно более длительный, чем у депутатов нижних палат. При этом нижние палаты обычно обновляются полностью, а верхние — нередко по частям.

Федеративные государства обычно имеют двухпалатный парламент, в котором верхняя палата представляет субъектов федерации (США, Германия, Бразилия, Мексика, Австралия и др.). В унитарных государствах с двухпалатным парламентом его верхняя палата также обычно формируется по политико-административным территориальным единицам. Верхние палаты в большинстве стран именуются Сенатами. В некоторых федерациях названия верхних палат отражают либо данную форму политико-территориального устройства, либо названия субъектов данной федерации, представленных в верхней палате. Так, в Австрии, Германии верхняя палата именуется Федеральный (или Союзный) совет, в Швейцарии — Совет кантонов, в Индии — Совет штатов.

Нижние палаты часто именуются: Национальное собрание или Национальная ассамблея (Франция, Вьетнам, большинство стран Африки), Национальный совет (Австрия, Швейцария, Словакия), Палата депутатов (Италия, Бразилия, Румыния, Чехия), Палата представителей (США, Япония, Хорватия, Бельгия).

Различаются две основные разновидности двухпалатной парламентской системы - система слабой верхней палаты и система сильной верхней палаты. Слабая верхняя палата может лишь отсрочить принятие парламентского решения, с которым не согласна, но не может воспрепятствовать ему. Чаще всего это относится к законодательному процессу. Сильная верхняя палата характеризуется тем, что без ее согласия решение парламента принято быть не может. Встречаются и смешанные варианты. В Российской Федерации Совет Федерации относится к числу сильных верхних палат.

См.: Государство, Демократия, Федерализм, Формы Федерации.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 87-89.

Двухпалатный парламент (Бикамерализм или Двухпалатная система) — структура парламента (а иногда и других представительных органов), при которой он состоит из двух палат.

Палаты парламента различаются по составу, порядку формирования, кругу полномочий. Как правило, одна из палат является верхней, другая — нижней. Это означает, что законы сначала принимаются нижней палатой, а затем поступают на одобрение верхней. Верхняя палата обычно не имеет права вносить в закон изменения, ее задача — принять либо отклонить его. На практике это приводит к тому, что политически более важной является нижняя палата, так как в ней происходит основное обсуждение каждого законопроекта. Кроме того, обычно именно перед нижней палатой отчитывается правительство страны. В то же время если у президента или главы правительства есть право распустить парламент, оно, как правило, распространяется лишь на нижнюю палату.

Смысл разделения парламента на две палаты может заключаться в:

  • необходимости обеспечить как пропорциональное представительство всего населения страны, так и равное представительство отдельных территорий независимо от их размера. Так, в федеративных государствах верхняя палата обычно представляет регионы и состоит из равного числа депутатов от каждого субъекта федерации;
  • обеспечении большего консерватизма в принятии законодательных решений. Как правило, верхняя палата формируется менее демократическим путем, чем нижняя: для ее членов устанавливается более высокий возрастной ценз, она может избираться не напрямую населением, а, например, региональными органами власти, наконец, она может состоять из вовсе не избираемых гражданами лиц. В результате верхняя палата более склонна занимать позиции, близкие правительству страны, либо направленные на недопущение резких перемен.

Двухпалатные парламенты преобладают в странах Европы и Америки. Они существуют, в частности, в Мексике, Бразилии, Аргентине, Канаде, США, России, Великобритании, Германии, Франции, Польше, Испании, большинстве бывших британских колоний.

История знает и многопалатные парламенты (Испания), и парламенты с двумя равноправными палатами (СССР, Швейцария, Румыния).

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Двухпалатный парламент" в других словарях:

Двухпалатный парламент — (англ. bicameral parliament) парламент, состоящий из 2 х структурных подразделений (палат), формируемых различными способами и осуществляющих свои полномочия, как правило, на раздельных заседаниях. Напр., Д.п. является Федеральное Собрание… … Энциклопедия права

Двухпалатный парламент — (англ. bicameral parliament) парламент, состоящий из 2 х структурных подразделений (палат), формируемых различными способами и осуществляющих свои полномочия, как правило, на раздельных заседаниях. Напр., Д.п. является Федеральное Собрание… … Большой юридический словарь

Бикамеральный (двухпалатный) парламент — это высший представительный орган страны, состоящий из двух палат, одна из которых (нижняя) обязательно избирается всем населением страны, а вторая (верхняя) палата формируется иными способами (назначением, избранием другими органами власти).… … Большой юридический словарь

Парламент Барбадоса — Парламентская система Двухпалатный парламент Палаты Сенат Барбадоса Президент Сената Керриэнн Айфилл … Википедия

Парламент (значения) — Парламент название следующих понятий: Государственный орган Парламент общее название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах. Двухпалатный парламент форма организации законодательного… … Википедия

Парламент — У этого термина существуют и другие значения, см. Парламент (значения) … Википедия

Парламент Новой Зеландии — Политика Портал:Политика Новая Зеландия Эта статья часть серии … Википедия

Парламент Палау — Здание парламента Палау … Википедия

Парламент Таджикистана — Высшее Собрание Таджикистана Парламентская система Двухпалатная … Википедия

Парламент Узбекистана — Олий мажлис (узб. Oliy Majlisi) парламент Узбекистана, согласно итогам референдума 27 февраля 2002, состоит из двух палат нижней (законодательная палата) и верхней (сенат). Первые выборы в новый двухпалатный парламент состоялись 26 декабря 2004 … Википедия

В демократическом государстве парламент является высшим законодательным органом. Национальные парламенты отдельных государств имеют разную структуру. Эти представительные учреждения могут состоять из одной или двух независимых палат. Двухпалатный парламент позволяет уравновесить интересы участников политического процесса.

Что такое двухпалатный парламент

  • Что такое двухпалатный парламент
  • Что такое парламент
  • В чем сущность парламентаризма

Двухпалатным называется парламент, который состоит из двух обособленных частей (палат), каждая из которых формируется в особом порядке и по специальным процедурам. Подобная система возникла еще в период буржуазно-демократических революций. Необходимость в двухпалатной структуре законодательного органа вызвана стремлением законодателей сдержать противоборствующие тенденции и сохранить баланс политических сил.

При двухпалатной парламентской системе орган законодательной власти строится из двух палат, которые имеют разную компетенцию. Членов нижней палаты, как правило, избирает непосредственно население, наделенное правом голоса. Для формирования верхней палаты используются разные методы, например, непрямые или смешанные выборы. Иногда членов верхней палаты назначает глава государства.

В буржуазном государстве верхняя палата представляет интересы привилегированных слоев общества. Обычно ее члены избираются на более длительный срок и обладают преимущественными правами, например, они могут накладывать вето на законопроекты, которые принимает нижняя палата. Тем, кто претендует на членство в верхней палате парламента, приходится проходить через более серьезную и менее демократическую систему отбора.

Традиционно законы принимаются в нижней палате парламента, после чего поступают на одобрение верхней палаты, которая не имеет права вносить в проекты законов изменения. Верхняя палата вправе принять законопроект или отклонить его. Поэтому основную часть законотворческой работы (обсуждение законов, принятие поправок к ним и т.д.) выполняет нижняя палата, поэтому она считается более важной в политическом отношении.

В современных парламентах значение и политический вес верхней палаты постепенно утрачивается. Она все чаще начинает играть роль сообщества квалифицированных экспертов, которые участвуют в обсуждении законов и выносят свои рекомендации нижней палате. Подобная практика позволяет существенно повысить качество законопроектов, которые проходят через парламент.

В государствах с федеративным устройством нередко применяется принцип двойного представительства народных масс в парламенте с двумя палатами: на основе прямого избирательного права и посредством выбора равного числа депутатов от каждого из субъектов федерации. По этой причине федеративные государства имеют именно двухпалатный, а не однопалатный парламент. Парламенты государств унитарного типа чаще всего состоят из одной палаты.

Парламент – один из важнейших органов власти, наряду с правительством и судебной системой. Но что это такое, зачем он нужен, что такое палаты, зачем они нужны и, главное, какой должен быть парламент в России?

Что такое парламент? По определению из энциклопедии Britannica, парламентская система – это демократическая форма правления, при которой партия (или коалиция партий) с наибольшим представительством в парламенте (законодательном органе) формирует правительство, а её лидер становится премьер-министром или канцлером 1 . Одно из определений говорит, что парламент — это общегосударственный, представительный орган, чья главная функция в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти 2 . Определение из учебного пособия по конституционному праву выражает суть парламента следующим образом:

Парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путём принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц 3 .

То есть парламент – это высший законодательный орган государства. Он представляет интересы граждан, и необходим для принятия законов и контроля других ветвей власти. Сами парламенты на сегодняшний день существуют в двух формах: однопалатный и двухпалатный. Давайте попробуем понять различия между ними.

Однопалатный парламент

Однопалатный парламент — это парламент, в котором функционирует одна палата. Это самый распространённый тип парламента (около 60% от всех парламентов мира 4 ), и характерен для унитарных государств, хотя встречается в некоторых федерациях (Коморские острова, Венесуэла, Микронезия). На этой карте оранжевым выделены однопалатные парламенты, голубым – двухпалатные:

Однопалатные парламенты имеют следующие сильные стороны 5 :

  • Они просты и компактны;
  • Обычно избираются всем населением страны напрямую;
  • Все депутаты имеют равный статус;
  • В таком парламенте быстрее принимаются решения; проще законодательный процесс;
  • Структура парламента понятнее для избирателей;
  • Легче проконтролировать недопущение ситуации, при которой одна из палат будет избираться недемократическим путём.

Тем не менее, у однопалатных парламентов есть свои недостатки:

  • Недостаточно представлены интересы территориальных единиц государства;
  • Отсутствует противовес в виде второй палаты;
  • Существует опасность радикализации парламента, усиления партийного засилья;
  • Парламент может противопоставить себя другим государственным органам и взять на себя все функции.

Двухпалатный парламент

Двухпалатный парламент – это парламент, который состоит из двух палат. Обычно это нижняя и верхняя палаты. Нижняя палата считается палатой народа, она играет роль места, где создаются законопроекты, которые далее проверяет сначала верхняя палата, а потом глава государства. Верхняя палата считается палатой регионов, из-за чего чаще всего число депутатов у всех субъектов зачастую одинаковое, хотя это не всегда так. Например, в ФРГ, а именно у её верхней палаты Бундесрат (хоть официально верхней палаты нет, но она ей является де-факто) 69 депутатов, и число депутатов у каждого региона разное и всё зависит от численности населения:

  • До двух миллионов человек (Бремен, Гамбург, Саар, Мекленбург-Передняя Померания) — 3 депутата;
  • От двух до шести миллионов (Берлин, Бранденбург, Рейнланд-Пфальц, Саксония, Саксония-Анхальт, Шлезвиг-Гольштейн, Тюрингия) — 4 депутата;
  • От шести до семи миллионов (Гессен) — 5 депутатов;
  • Свыше семи миллионов (Бавария, Баден-Вюртемберг, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия) — 6 депутатов.

Однопалатный или двухпалатный парламент?

Похожие системы функционируют в Австрии, Франции и некоторых других странах. Обычно верхняя палата играет роль фильтра законопроектов, поступающих из нижней палаты. Это необходимо для того, чтобы избежать быстрых и непродуманных решений. Верхняя палата, в отличии от нижней, избирается самыми разными способами, но самых популярных всего два:

  1. Прямые выборы, но со своими отличиями от выборов в нижнюю палату;
  2. Непрямые выборы, то есть граждане не избирают палату – вместо них депутатов избирают региональные парламенты, которые избираются гражданами.

Для описания второго способа возьмём как пример верхнюю палату австрийского Парламента, а именно Федеральный Совет. В Федеральном Совете 61 место. Депутаты избираются парламентами (ландтагами) земель Австрии. Земли представлены разным количеством депутатов (от трёх до двенадцати) в зависимости от численности населения земли федерации.

Что же касается первого способа, то есть прямых выборов, то в разных странах отличия от выборов в нижнюю палату разные. Возьмём для примера Швейцарию, как пример развитой федерации, и рассмотрим верхнюю палату Федерального Собрания Швейцарии, а именно Совет кантонов (кантон — это регион в Швейцарии).

В состав верхней палаты (сената) Федерального собрания входят 46 членов, по два от каждого из двадцати кантонов и по одному от полукантонов независимо от их численности населения (нужно отметить, что это единственное между ними различие). При этом из-за своей региональной специфики, по Конституции каждый кантон сам выбирает процедуру выборов своего представителя. Оговаривается лишь то, что они должны быть демократическими. Из-за этого имеются свои особенности. Так, в кантоне Юра используется пропорциональная система выборов, то есть люди голосуют за списки кандидатов от партий. В полукантоне Аппенцелль-Иннерроден представитель избирается непосредственно собранием народа на центральной площади в его столице Аппенцелле. Связано это с тем, что сам кантон очень маленький как по площади, так и по численности населения (16 128 человек на декабрь 2019 года 6 ). В остальных кантонах граждане избирают самих кандидатов (мажоритарная система).

Нижняя же палата, Национальный совет, избирается чисто по пропорциональной системе. При этом число депутатов в данной палате зависит от населения в отдельных кантонах. Исключения составляют 2 маленьких кантона и полукантоны, где из-за размера населения избирается всего 1 депутат.

Обычно срок полномочий членов верхних палат более длительный, чем у нижних палат, и обновление членов верхних палат обычно происходит по частям (во Франции на 6 лет с обновлением на 1/2 через три года 7 ), хотя встречаются случаи (Польша, Италия, Бельгия и так далее), когда обе палаты избираются на одинаковый срок и обновляются целиком.

По полномочиям они варьируются от страны к стране, но обычно нижняя палата по закону имеет более широкие полномочия и высшую силу. При этом существуют парламенты, где палаты обладают равными полномочиями – например, Швейцария, где палаты называют малой и большой из-за количества членов.

Считается, что двухпалатная структура парламента получила значительное распространение во многих государствах мира благодаря, по крайней мере, двум своим преимуществам 8 . Во-первых, возможности обеспечить наряду с общим представительством интересов всех граждан страны особое представительство коллективных интересов населения отдельных крупных регионов (в федеративном государстве — субъектов Федерации) либо интересов иных больших групп общества, играющих в нем какую-то важную роль. Во-вторых, возможности оптимизировать, то есть упорядочить, законодательный процесс, установив тормоз и противовес вероятным поспешным и недостаточно продуманным законодательным решениям одной палаты.

В результате исследования различных работ, где анализируются преимущества и недостатки двухпалатной формы парламента, доктор юридических наук Олег Булаков выделил следующие её достоинства 9 :

  • Две палаты осуществляют взаимное сдерживание в различных вопросах сферы власти;
  • Данная структура парламента наиболее эффективно осуществляет сдерживание исполнительной власти в различных вопросах;
  • Наличие второй палаты парламента позволяет включить больше представителей от избирателей, что особенно важно для многонациональных государств (в частности, для России);
  • Наличие обеих палат предполагает более детальную проработку федеральных законов страны;
  • При подобной структуре вторая палата является дополнительным гарантом в части соблюдения Конституции, так как при ней существуют более длительные сроки рассмотрения спорных вопросов по законопроектам и их социально-общественному обсуждению.

Одновременно с этим у двухпалатной парламентской структуры имеются некоторые недостатки, а именно:

  • Парламент с однопалатной структурой более эффективен в достижении результатов – работа второй палаты нередко излишне усложняет, либо существенно затрудняет процесс принятия законопроектов;
  • Иногда вторая палата может тормозить путь к демократии – в частности, в ситуации, когда члены данной палаты не избираются в принципе, либо избираются, но с применением процедуры непрямых выборов;
  • При двухпалатной структуре законодательной власти существует вероятность конфликтных ситуаций в различных структурах власти;
  • Наличие двух палат может в некотором роде ограничивать доступ к процессу проведения государственной политики, когда окончательная разработка законопроектов управляется объединёнными комитетами;
  • Наличие второй палаты поддерживает существующее на данный момент конституционное устройство государства, нередко представляет интересы только правящей элиты страны и может вести к более консервативной политике в области законотворчества.

Пособие по конституционному праву зарубежных стран также отмечает следующие достоинства двухпалатного парламента 10 :

Однако при такой системе усложняется законодательный процесс; верхняя палата может стать слишком консервативной и тормозить деятельность нижней. В результате этого не исключено притормаживание прогрессивных начинаний. Обычно верхняя палата имеет больший срок полномочий и обновляется по частям, что препятствует резкой смене политического курса; как правило, верхняя палата не распускается и функционирует всегда, и поэтому в случае роспуска нижней палаты верхняя палата (то есть половина парламента) продолжает работать; в случае обновления нижней палаты в результате выборов верхняя палата обеспечивает преемственность прежней политики. Ещё один недостаток двухпалатной системы состоит в том, что появляется дополнительный слой депутатов (больше затрат из бюджета на их содержание, больше привилегий).

В целом двухпалатный тип парламента характерен для федерации, но он есть и в некоторых унитарных республиках – например, в Италии, Чехии, Польше.

В случае России из двух вариантов предпочтительным выглядит двухпалатный парламент, так как это государство является федерацией, что приводит к необходимости отдельной палаты для представительства регионов, и это становится решающим фактором, который влияет на выбор между двумя вариантами, имеющими свои плюсы и минусы.

В России уже реализован двухпалатный парламент, и это компрометирует саму идею двухпалатного парламента, создавая ощущение, что вторая палата является антидемократическим органом. Чтобы понять, в чём здесь загвоздка, давайте разберём, как эта форма парламента работает в РФ.

В чём проблемы российского парламента?

Российский парламент (Федеральное Собрание), ввиду федеративности, состоит из двух палат, и его верхняя палата называется Советом Федерации, а нижняя палата – Государственной Думой.

Первая проблема Федерального Собрания – чрезмерный перекос в сторону полномочий президента страны. Российская Конституция в теории признаёт разделение властей, но на практике ситуация иная. Например, согласно статье 102 Конституции РФ версии 2020 года 11 , Совет Федерации теперь проводит консультации по предложенным Президентом РФ кандидатурам на должность Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации.

Также СФ теперь консультирует Президента по его предложенным кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.

Помимо этого, СФ прекращает по представлению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьёй своих полномочий.

Ранее сам СФ назначал и освобождал с должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.

Назначение министров, в первую очередь силовых структур, приводит к тому, что исполнительная власть уже юридически (по закону) находится в значительной степени у главы государства. Это может привести к коррупции, репрессиям неугодных людей, отсутствию контроля за их деятельностью со стороны Парламента РФ.

Это один из примеров такого перекоса власти, но он уже показывает, что парламент перестал выполнять уже юридически контроль ветвей власти, что развязывает Президенту руки для установления личной диктатуры.

Вторая проблема — неизбираемость гражданами верхней палаты. Данная проблема существует с 1996 года (так как созыв с января 1994 по январь 1996 был выборным). И хоть система менялась, сама суть осталась прежней, а именно она заключалась в том, что данный орган никак не избирается.

В теории СФ представляет исполнительную и законодательную власть регионов, и в целом это неплохо, ведь в ФРГ (уточним, что там верхней палаты официально нет, но её фактическую роль выполняет орган Бундесрат) и в Австрии подобное реализовано (правда, в ФРГ представлена только исполнительная, а в Австрии — законодательная власть), и система этих федераций, где вторая палата избирается депутатами региональных парламентов, кажется весьма разумной, но мы всё же отдаём предпочтение швейцарской системе, в которой региональные парламенты сами выбирают процедуру выборов своего представителя (при условии их соответствия критериям демократичности).

Однопалатный или двухпалатный парламент?

Третья проблема заключается в целом в неразвитости демократии и гражданских институтов. Мы поясняли в статьях о политических системах и в статье о том, что такое демократия, что степень развития институтов является важнейшим компонентом, без высокой реализации которого ни однопалатный, ни двухпалатный парламент не будет работать эффективно.

Рассмотрим места в Государственной Думе на начало 2021 года 13 :

  • Единая Россия — 336 мест;
  • КПРФ — 43 места;
  • ЛДПР — 40 мест;
  • Справедливая Россия — 23 места;
  • Нефракционные — 2 места (1 — Родина, 1 — Гражданская платформа);
  • Вакантные — 6 мест.

Однопалатный или двухпалатный парламент?

Во-первых, необходим переход к парламентской республике, что мы обосновывали в статье о политических системах. Что же касается количества палат парламента, то для разных стран решение о том, быть ли парламенту однопалатным или двухпалатным, будет разным, так как здесь нет универсального решения для государств с разной территориальной площадью и устройством. В случае России будет предпочтительным двухпалатный парламент. Среди недостатков двухпалатного парламента мы обозначили следующие:

  1. Консервативность в принятии решений;
  2. Возможность создания ситуации, при которой одна из палат будет избираться недемократическим путём;
  3. Замедление процесса принятия законопроектов.

Первые две проблемы решаются обеспечением сменяемости членов второй палаты, а также швейцарской системой избрания её членов. Третий недостаток, к сожалению, неизбежно связан с достоинством второй палаты как противовеса вероятным поспешным и недостаточно продуманным законодательным решениям. Но даже при том, что этот недостаток остаётся, наша система минимизирует всю сумму недостатков и является, на наш взгляд, оптимальным решением для Российской Федерации.

Источники

Студент факультета политологии. Придерживается прогрессивных левых взглядов.

Если у вас имеются материалы, которые возможно добавить в статью - пишите, пожалуйста, в комментарии. Если ваши факты подтверждаются авторитетными источниками и вписываются в статью, мы обязательно их включим.

У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней

Двухпалатный парламент (бикамеризм [1] , бикамерализм, двухпалатная система) — структура парламента (а иногда и других представительных органов), при которой он состоит из двух основных инстанций.

Палаты парламента различаются по составу, порядку формирования, кругу полномочий. Как правило, одна из палат является верхней, другая — нижней. Это означает, что законы сперва принимаются нижней палатой, а затем поступают на одобрение верхней. Члены верхней палаты обычно не имеют права вносить в законопроект изменения, их задача — принять, либо отклонить его, а свои поправки и законы они так же обязаны представлять сначала в нижнюю палату. На практике это приводит к тому, что более весомой является нижняя палата, так как в ней происходит окончательное формирование каждого законопроекта. Кроме того, обычно именно перед нижней палатой отчитывается национальное правительство. В то же время если у президента или главы правительства есть право распустить парламент, оно, как правило, распространяется лишь на нижнюю палату.

Смысл разделения парламента на две палаты может заключаться в:

  • необходимости обеспечить как пропорциональное представительство всего населения страны, так и равное представительство отдельных территорий независимо от их размера. Так, в федеративных государствах верхняя палата обычно представляет регионы и состоит из равного числа депутатов от каждого субъекта федерации;
  • обеспечении большей осторожности в принятии законодательных решений. Как правило, верхняя палата формируется менее демократическим путём, чем нижняя: для её членов устанавливается более высокий возрастной ценз, она может избираться не напрямую населением, а, например, региональными парламентами, наконец, она вовсе может состоять не из избираемых, а назначаемых лиц. В результате верхняя палата более склонна занимать позиции, близкие исполнительной ветви власти, либо направленные на недопущение резких перемен.

Двухпалатные парламенты преобладают в странах Азии, Европы и Америки. Они существуют, в частности, в Бразилии, Аргентине, Мексике, Японии, США, России, Великобритании, Франции, Польше, Испании, большинстве бывших британских колоний.

История знает и многопалатные парламенты (Испания), и парламенты с двумя равноправными палатами (СССР, Швейцария, Румыния).

Читайте также: