Что такое дворянская честь кратко

Обновлено: 03.07.2024

До восшествия на престол Анны Иоанновны черты дворянского сословия еще только начинали принимать очертания. Тогда вместо слова дворянство употреблялось "шляхетство". Петр I на законодательном уровне распространил это слово на все служивое сословие.

Во времена Петра сословие приобрело однообразие законов и обязанностей: все должны были получать известные знания до 15 лет, начинать службу в нижних чинах и нести ее пожизненно. Само государство определяло, где членам этого сословия нужно служить.

Экономически сословие объединялось одним фактором ― земельной собственностью, которой дворянин владел только на условии государственной службы и мог передавать только одному сыну. Сословных прав у дворянства еще не было: за провинности били, как всякого другого.

Но, пока наше дворянство били, оно заимствовало с запада внешние признаки своего достоинства ― гербы и представление о сословной чести. Самым известным и непреклонным пропагандистом сословной чести был известный петровский прожектер Федор Степанович Салтыков. Он отстаивал перед правительством право дворян получать титулы: граф, князь, герцог и т. д.

Понятие дворянской чести в России до Петра было никому не известно; тогда на Руси знали только родовую честь. Но уже во времена Петра Великого понятие родовой чести сменилось чрезвычайно повышенным шляхетским гонором. Так, молодых русских дворян, учившихся за границей, окружающие лица все время укоряли их в неподобающим для дворян поведении.

Наши дворяне стали щепетильны к таким укорам и готовы были отстаивать свою уязвленную честь пролитием крови. Дуэли между ними постепенно становились обычным явлением. Со временем понятие чести проникло в плоть и кровь дворянского сословия. При Анне Иоанновне прекрасным примером этого явления служит яркий представитель шляхетского сословия ― Артемий Волынский.

Будучи губернатором Казани в начале царствования императрицы Анны он писал: "Я служу ее Императорскому Величеству, так как бы самому Богу. а, чтобы мне доносить. извольте по совести рассудить, что не только мне, но и последнему дворянину, прилично ли делать. Ни дед мой, ни отец никогда в доносчиках и доносителях не бывали, а и мне как с тем на свет глаза мои показать?" Далее Волынский пишет в письме, что ему противен не только сам факт доноса, а участие в очных ставках после доноса с бесчестными людьми; что правительство должно верить словам дворянина, не подвергая его таким "пакостям".

Из этого письма Волынского видно, что положение дворянства было двойственное: с одной стороны, повышенное сословное самомнение, а с другой стороны, полное бесправие со стороны правительства и государства.

Именно поэтому, когда внезапно скончался Петр II, и возник до восшествия на трон Анны Иоанновны вакуум междуцарствования, прогремели на всю страну знаменитые слова Ягужинского князю Долгорукому: "Батюшки мои, прибавьте нам как можно воли. "

А. Г. Варнек. Тучков (IV-й)
А. Г. Варнек. Тучков (IV-й)

Решающая установка в воспитании дворянского ребенка состояла в том, что его ориентировали не на успех, а на идеал. Быть храбрым, честным, образованным ему следовало не для того чтобы достичь чего бы то ни было, а потому что он дворянин, потому что ему много дано, потому что он должен быть именно таким.

Дворянский ребенок, которому в семье внушались традиционные этические нормы, испытывал потрясение, сталкиваясь с невозможностью следовать им в условиях государственного учебного заведения, где обычно получал опыт самостоятельной жизни.

Заслуживает внимания и то значение, которое придается храбрости, и уверенность, что ее можно воспитать, выработать путем волевых усилий и тренировок. Независимо от рода деятельности храбрость считалась безусловным достоинством дворянина, и это учитывалось при воспитании ребенка. Мальчик 10-12 лет должен был ездить верхом наравне со взрослыми. Хотя матери плачут и просят отцов поберечь сына, их протесты выглядят как ритуал, сопровождающий это обязательное для мальчика испытание. Молодые женщины гордились своим умением хорошо ездить верхом.

Чем отличаются тренировки и закаливание дворянских детей от современных занятий физкультурой? Отличие в том, что физические упражнения и нагрузка призваны были не просто укреплять здоровье, но способствовать формированию личности. В общем контексте этических и мировоззренческих принципов физические испытания как бы уравнивались с нравственными. Уравнивались в том смысле, что любые трудности и удары судьбы должно было переносить мужественно, не падая духом и не теряя собственного достоинства.

Внешняя сдержанность и самообладание естественно увязывались с обостренным чувством собственного достоинства, с уверенностью в том, что демонстрировать свое горе, слабость или смятение — недостойно и неприлично. Воспитанный человек, во-первых, не обременяет окружающих своими личными неприятностями и переживаниями, а во-вторых, умеет защитить свой внутренний мир от непрошеных свидетелей.

Принятые формы поведения давали вполне широкий простор для самовыражения личности. При всем внимании к хорошим манерам, люди умные никогда не считали их чем-то самодостаточным. Жуковский, выделяя два рода светских успехов, один из которых основан на привлекательных, но поверхностных свойствах человека (приятном обхождении, остроумии, учтивости и пр.), а другой — на интеллектуальных и нравственных отличиях, отдает, безусловно, предпочтение второму.

Правила хорошего тона не сводились к набору рекомендаций типа: в какой руке держать вилку, когда следует снимать шляпу и т. д. Разумеется, этому дворянских детей тоже учили, но подлинно хорошее воспитание основывалось на ряде этических постулатов, которые должны были реализовываться через соответствующие внешние формы поведения.

Подчеркнутое внимание к окружающим, отличавшее поведение светского человека, разумеется, было не в ущерб его заботе о собственном достоинстве, к которому дворяне относились с такой щепетильностью. Но именно чувство собственного достоинства и заставляло их вести себя внешне очень скромно. По обыкновению, это правило хорошего тона имело определенные этические и психологические основания.

И нравственные нормы, и правила хорошего тона, естественно усваивались дворянскими детьми прежде всего в семейном кругу. Разумеется, нельзя подводить под один шаблон все дворянские семьи, отношения внутри каждой из них определялись, естественно, личными качествами ее членов. Но все же во всем многообразии дворянского семейного быта просматриваются некоторые общие черты. С одной стороны воспитание ребенка совершенно беспорядочно: няни, гувернеры, родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры, близкие и дальние родственники, постоянные друзья дома — все воспитывают по своему усмотрению и по мере желания. С другой стороны, он вынужден подчиняться единым и достаточно жестким правилам поведения, которым, сознательно или неосознанно, учат его все понемногу.

Послушание родителям, почитание старших выступали в качестве одного из основополагающих элементов. В почитающей традиции дворянской семье авторитет отца был безусловным и не подлежащим обсуждению. Открытое, демонстративное неподчинение воле родителей в дворянском обществе воспринималось как скандал. Определенные нормы делали запретным открытое проявление неуважения к родителям даже при отсутствии у детей истинной привязанности к ним. Пушкин, например, имел основания для критического отношения к своим родителям и никогда не был к ним по-настоящему близок. При этом ни одного плохого слова или поступка по отношению к родителям он не допустил. Помимо личных нравственных качеств здесь, видимо, сыграло свою роль и твердое представление о том, что иное поведение было бы недопустимо и просто неприлично.

Отношение к детям в дворянской семье с сегодняшних позиций может показаться излишне строгим, даже жестким. Но эту строгость не нужно принимать за недостаток любви. Высокий уровень требовательности к дворянскому ребенку определяется тем, что его воспитание было строго ориентировано на норму, зафиксированную в традиции, в дворянском кодексе чести, в правилах хорошего тона.

Хотя многие дети учились дома, день их был строго расписан, с неизменно ранним подъемом, уроками и разнообразными занятиями. За соблюдением порядка неотступно следили гувернеры. Завтраки, обеды и ужины проходили в кругу всей семьи, всегда в определенные часы. Н. В. Давыдов вспоминает: «Хорошие манеры были обязательны; нарушение этикета, правил вежливости, внешнего почета к старшим не допускалось и наказывалось строго. Дети и подростки никогда не опаздывали к завтраку и обеду, за столом сидели смирно и корректно, не смея громко разговаривать и отказываться от какого-нибудь блюда. Это, впрочем, нисколько не мешало процветанию шалостей, вроде тайной перестрелки хлебными шариками, толчков ногами и т. п.

Обратившись к мемуарам и к русской классической литературе, нетрудно убедиться, что, семейный дом для дворянского ребенка — это обитель счастья, с ним связаны самые лучшие воспоминания, самые теплые чувства. Не случайно для того, чтобы обозначить строгость предъявлявшихся к детям требований, приходится специально сфокусировать на ней внимание; авторы романов и воспоминаний, как правило, не придают этому значения. Видимо, если строгость не воспринимается как произвол и насилие, она переносится очень легко и приносит свои плоды.

Пытаясь определить, что есть истинная воспитанность, Честерфилд сравнивал ее с некой невидимой линией, переступая которую, человек делается нестерпимо церемонным, а не достигая ее — развязным или неловким. Тонкость состоит в том, что воспитанный человек знает, когда следует и пренебречь правилами этикета, чтобы соблюсти хороший тон. Хорошее воспитание призвано упрощать, а не усложнять отношения между людьми.


Умение держать себя — из тех умений, что передается только из рук в руки, путем наблюдения и непроизвольного подражания, впитывания в себя атмосферы той среды, где это умение было развито до уровня искусства.


Естественность и непринужденность, с которой светские люди выполняли все требования этикета, была результатом целенаправленного воспитания, сочетавшего в себе внушение определенных этических норм и усердную тренировку. Как известно, человек хорошо воспитанный не будет откусывать от целого бифштекса или облизывать пальцы, даже если он обедает в полном одиночестве. Помимо прочего, в этом есть и элемент тренировки: правила хорошего тона должны стать привычкой, выполняться машинально. Соответствующие привычки прививались с раннего детства, и рядом с каждым дворянским ребенком неизменно присутствовал гувернер или гувернантка, бдительно следящие за каждым его шагом.

Чтобы держаться свободно, уверенно и непринужденно — светскому человеку нужно было уметь хорошо владеть своим телом. В этом отношении особое значение имели уроки танцев. Танцам обучали всех дворянских детей без исключения, это был один из обязательных элементов воспитания. Сложные танцы того времени требовали хорошей хореографической подготовки, и потому обучение танцам начиналось рано (с пяти-шести лет), а учителя были очень требовательны.

Чтобы вести себя так, как подобает светскому человеку, юный дворянин должен был еще и преодолеть стеснительность — мучительное чувство, так свойственное подросткам. Уверенность в себе зависит от многих обстоятельств, но какое-то значение имеют, очевидно, и прямой призыв верить в свои возможности, и убеждение в том, что это гарантирует нужный результат.

Нам стоит попытаться осознать жизнь русского дворянства частью своего собственного прошлого. Быть может тогда и в нас, как в толстовском мальчике, отзовется прочный и строгий, исторически сложившийся строй той жизни и удержит от отчаянных и неправильных поступков.


Он еще маленький мальчик, ну, что в лет можно знать о своей жизни? Он еще не знает, кем он будет, но он уже точно знает, что он будет таким, какими были прославленные римские герои. И это действительно так, потому что сразу за этими событиями следует война 1812 г. Наполеон вторгается в Россию, и Никитушка, он еще мал, ему 13 лет, сбегает из дома, находит где-то карту России, идет к Кутузову, чтобы проситься в действующую армию. Зачем-то он захватывает с собой список имен французских генералов. Где-то в лесах под Можайском его ловят крестьяне, думая, что это французский шпион, (в то время маленького дворянина было очень трудно отличить от француза), и отправляют к генерал-губернатору, где мама его спасает. Но это не важно. Важно другое — что у Никиты, у его сверстников было какое-то особенное детство, поскольку они с самого детства понимали, что смерть не страшна, все римские герои умирали героически. Самое страшное в жизни человека — это обесчестить свое имя и потерять собственное достоинство.

сватовство

Изучая эмоциональные аспекты семейных взаимоотношений в русской дворянской среде XIX века, можно увидеть, что такая общечеловеческая ценность как любовь, а так же понятие о чести, присутствуют в отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами вопреки сложившейся патриархальной традиции. Хочется отметить, что патриархальный семейный строй хоть и подразумевал иерархию в отношениях, отнюдь не отличался суровым деспотизмом и холодностью. Многие дворянские семьи строились на любви и взаимопонимании. Просто любовь имела разные формы в семейном представлении. Одними она воспринималась как проявление заботы друг о друге, другими как сердечное, либо страстное влечение, а иногда и просто дружеское чувство. Отношение к дружбе в семье было очень серьезным.

Уважающий себя дворянин должен был иметь круг приличных друзей, и помимо этого, участвовать в формировании круга друзей своей семьи. В вопросах дружбы родительское слово играло ключевую роль и, если юноша мог обойти его, находясь на службе или учебе, за пределами отчего дома, то девушка, находящаяся под постоянным присмотром, в вопросах дружбы полностью зависела от родительской воли. Супруга имела относительную свободу в отношениях с друзьями, но опять же, круг ее знакомых должен был быть одобрен супругом.

С середины XIX века, благодаря новым идейным течениям, взгляды на любовь и дружбу у нового поколения дворян, несколько изменились. В отношениях появилась свобода выбора и свобода чувств, на которую родители теперь уже не влияли [1] .

Проблематика изучения эмоционального фона внутрисемейных отношений в контексте истории социального развития дворянского сословия на протяжении XIX века, сопряжена с постановкой ряда важных вопросов.

Как прививались представления об отношениях в семье? Почему так высоко ценилась фамильная честь, состоявшая из совокупности репутаций всех членов семьи?

Не секрет, что дворянская ментальность формировалась благодаря строго регламентированному образу жизни. Поэтому отношения и чувства, каким либо образом отходящие от общепринятых норм, в светском обществе не поощрялись.

Интересно, что большинство мемуаров содержат довольно сдержанное описание чувств. Но факт того, что чувства эти все же присутствуют, неоспоримо доказывает - дворянская семья в своих отношениях руководствовалась и эмоциональными мотивами.

Довольно часто любовь как лейтмотив для вступления в брак, характерна для мужчины, а для женщины таковым является уважение к будущему супругу и воля родных.

А.Я. Бутковская пишет в воспоминаниях о своем супруге и развитии их предсвадебных отношений:

«Н.Я. Бутковский был, бесспорно, умный человек и приятный собеседник, он нравился моим родным и, не смотря на свои сорок лет, мог понравиться всякой девушке.

Он заинтересовался мною и, желая завязать покороче знакомство с ученой дикаркой, свел разговор на любимую мною тему.

. разговор вышел самый оживленный.

В дворянской среде первой половины XIX века господствовало два взгляда на любовь. Любовь – добродетель и любовь - чувство. Представления о любви идеальной во многом черпались из книг того времени. [4]

Дворянское общество не отрицало любовь, а, наоборот, восхищалось этим чувством, но как неким абстрактным, идеализированным явлением.

А.Х. Бенкендорф в своих воспоминаниях пишет о том счастье, которое ему даровала взаимная любовь с супругой, и что доверие, поддержка в их отношениях есть наивысшая ценность семьи. [5]

Дворянин и известный публицист А.И. Кошелев в своих записках, так описывал отношения и разрыв с Александрой Осиповной Россет (Смирнова-Россет):

Хотелось бы отметить, что для первой половины XIX века мужские мемуары гораздо насыщеннее описанием чувств, нежели женские.

Именно в заботе выражалась любовь между родителями и детьми. О любви говорить детям, было не принято. Родительская любовь выражалась в их поступках, направленных на обеспечение достойного будущего их детей.

М.С. Николева в своих воспоминаниях пишет о том, что родители заботились о ее чести и благосостоянии, не баловали ее, но и не давили. Общались душевно, но не без уважения. [7]

М.Ф. Каменская в своих воспоминаниях описывает, с какой любовью и добротой относился к ней отец после смерти маменьки и старшей дочери. Он посвятил себя ей, не женился, часто гулял с ней и выделял вечера для общения, заботился о ее выходе в свет и даже не стал неволить ее с замужеством, желая ей лишь счастья. [8]

М.С. Николева так же писала о том, как некая вдова по фамилии Кутузова, невзлюбила одну из собственных дочерей, всячески это демонстрируя (переселила девочку жить в переднюю, к слугам). [10]

Можно прийти к выводу, что понимание любви в дворянской семье первой половины XIX века, а так же проявление этой любви, зависело от родительского мировоззрения, от личных качеств каждого из членов семьи и атмосферы, царящей внутри домашнего пространства. Любовь, сообщенная родителями детям, привносилась теми в созданные ими семьи.

По оттенкам и смыслам, любовь в дворянском понимании разделялась на женскую, материнскую, мужскую и отцовскую. Женская любовь подразумевала под собой жертвенность во имя интересов будущей семьи, материнская – жертвенность во имя интересов детей. Именно женская любовь несет заботу о семье. Мужская любовь подразумевает под собой чувство. Мужчина может позволить себе брак по любви, может позволить себе сердечные мечтания, страстные ухаживания и романтические подвиги во имя дамы сердца. Отцовская любовь строится и на чувстве сердечном и на чувстве долга. Отличие от женской любви состояло в том, что в своих чувствах мужчина сам себе хозяин.

Во второй половине XIX века ситуация меняется. Теперь и женщина может быть хозяйкой своих чувств.

любви матери писателя Алексея Толстого - Александры Леонтьевны и мелкопоместного дворянина Алексея Аполлоновича Бострома.

Известно, что после 8 лет брака с графом Николаем Александровичем Толстым и рождения 4 детей, Александра Леонтьевна принимает решение оставить семью и начать новую жизнь с человеком, который близок ей по духу и стремлениям [12] .

Ее законный супруг – граф Толстой, любил ее, но не понимал ее интересов и, жил в соответствии с кодексом чести дворянина. На лицо типичный патриархальный брак, в котором Александра Леонтьевна была несчастна.

Именно с ним Александра Леонтьевна хочет построить семью, основанную не только на любви, но и на совместном труде на благо общества, семью, которая могла бы стать примером отношений нового типа. [14]

Но окончательное решение пожертвовать детьми, общественным положением, уважением родственников и друзей, ради настоящей любви и подлинного женского счастья, было принято после двух лет метаний, нелегких размышлений, попыток идти на компромиссы. [15]

Историю Александры Леонтьевны можно охарактеризовать как символ эпохи, когда женщина и ее чувства выходят на первый план, по сравнению с традициями. Жертвенность в женской любви присутствует, но теперь она жертвует ни личным счастьем ради сословных предписаний, а честью и положением в обществе, ради личного счастья.

Желание счастья себе, своим детям и близким – характерная черта семейных отношений второй половины XIX века, отличающая новое дворянское поколение. Любовь становится более открытым чувством в семье.

Если любовь как семейная ценность претерпела изменения в мировоззрении общества, то дворянская честь – как семейное достояние оставалась наивысшей сословной добродетелью вплоть до крушения Российской империи.

Дворянская честь - это индивидуальные или официальные взгляды дворян на свой служебный и общественный долг, на свое положение в государстве и на социальной лестнице, на незыблемость своих привилегий и прав.

Честь - комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств личности, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство. Честь может восприниматься как относительное понятие, вызванное к жизни определёнными культурными или социальными традициями, материальными причинами или персональными амбициями. С другой стороны, честь трактуется как изначально присущее человеку чувство, неотъемлемая часть его личности. [16]

Долгом любого дворянина было не только сохранить свою честь и честь семьи, но и защитить ее в случае посягательств извне. Отсюда появляется институт дуэли в дворянской среде.

Интересно, что дуэли в первой половине XIX века были запрещены законом, но, как и в брачном законодательстве, дворяне решительно этот запрет обходили.

Русский дворянин жил и действовал под влиянием двух противоположных регуляторов общественного поведения. Как подданный государя, он подчинялся законам, но как человек дворянского сословия, которое одновременно было и социально господствующей корпорацией, и культурной элитой, он подчинялся законам чести.

Что включала в себя честь? Прежде всего, репутацию - создавшееся общее мнение о достоинствах и недостатках кого-либо, господствующее в обществе. Запятнать свою репутацию для представителя дворянства означало нарушить моральные устои, установленные своим сословием, выставить на всеобщее обозрение свои недостатки и аморальное поведение. [18]

Однако репутации могли угрожать и извне. Сплетни, слухи, оскорбления, обман, дружба с ненадлежащими людьми, неприличные намеки и ухаживания в любовной сфере, заигрывания и флирт с людьми, состоящими в браке, все это бросало тень на доброе имя дворянина. Причем, ни того, кто является зачинщиком, а того, против чьего имени направлен злой умысел [19] . Очиститься в глазах общества, можно было только лишь при помощи честного поединка, т.е. дуэли, с обидчиком.

Дуэль была условием для постоянного поддержания чувства чести в дворянстве, позволяла дворянину ощутить свою честь, проявить себя как личность, продемонстрировать свое благородство, смелость, свои умения и т.д.

Институт дуэли поддерживал у дворян чувство ответственности за собственные поступки и вместе с тем, служил напоминанием дворянам о конечности их карьеры, семейного счастья и жизни; вместе с парой дуэльных пистолетов дворянин готовил письма к близким и завещание. [20]

Разобрав понятие дворянской чести и дуэли, можно перейти к рассмотрению чести семейной.

Семейная честь являла собой общее представление о благородном дворянском семействе в обществе, которое формировалось на основе поведения членов семьи, а также, основываясь на их заслугах перед отечеством. Можно добавить, что семейная честь это и представления, сформировавшиеся у членов семьи о своем роде и фамилии.

Неуважение к семье, родовому клану, любому его члену расценивалась как личное оскорбление. Особенно остро, естественно воспринималась обида, нанесенная родственнику, который сам не мог потребовать удовлетворения, - покойному предку, старику, ребенку, женщине. [21]

Честь незамужней женщины защищалась ее братьями, отцом или женихом.

«Сын Новосельцевой, по имени Владимир, был прекрасный молодой человек, которого мать любила и лелеяла.

Познакомился он с какими-то Черновыми (будучи на службе в Петербурге). У этих Черновых была дочь, особенно хороша собою, и молодому человеку очень приглянулась; он завлекся, и, должно быть, зашел так далеко, что должен был обещать на ней жениться.

Стал он просить благословения у матери, та и слышать не хочет.

Молодой человек возвратился в Петербург, объявил брату Черновой что мать не дает согласия. Чернов вызвал его на дуэль.

На самом деле, оба участника дуэли нанесли друг другу смертельные ранения. [23]

Следует заметить, что подобные истории были редкими. Отказ от женитьбы наносил урон семейной чести, но не столь угрожающий, чтобы драться из-за этого на дуэли.

Гораздо чаще дуэли возникали для того, чтобы защитить честь супруги, так как любые отношения мужчины с замужней женщиной, выходившие за рамки приличия, потенциально представляли угрозу для ее чести и чести мужа. К угрозе могли отнести как неловко сказанную фразу, легкий флирт, так и попытки уединиться с дамой, увезти ее, компрометировать письмами и подарками, оскорблять ее, разглашая интимные тайны, либо распуская пикантные сплетни. Причем, если сплетни распускает дама, то ответственность за это будет нести ее супруг. [24]

В этом состояла еще одна особенность семейной чести - ответственность членов семьи за поведение друг друга.

В том случае, если причиной дуэли становилась доказанная супружеская неверность жены, оскорбителем считался любовник жены, его и надлежало вызвать. В случае неверности мужа за честь жены мог вступиться любой из её ближайших родственников.

Однако в дуэльных кодексах содержался прямой запрет вызывать на дуэль близких родственников, к которым относились сыновья, отцы, деды, внуки, дяди, племянники, братья. Двоюродный брат уже мог быть вызван. Также категорически запрещались дуэли между кредитором и должником [25] .

В центре дуэльной жизни всегда были бретеры. Это скандалисты, забияки, цель которых была спровоцировать дуэли. В России, где на протяжении почти двух веков царил культ поединков, но не было дуэльного кодекса, бретеры считались носителями этих норм поведения [26] .

Бретеры негласно считались серьезной угрозой семейной чести.

Во второй половине XIX века дуэльная практика пошла на спад. Защита семейной добродетели по-прежнему находилась в руках мужчин, но нравы больше не требовали кровавого поединка, за оскорбление семейной чести, ограничиваясь лишь общественным осуждением. [28] Однако в случае с А. Л. Толстой дело могло окончиться трагически:

После этого случая брак супругов, был официально расторгнут. Каждый из них получил возможность соединить свои судьбы с более подходящими им людьми. Николай Александрович в 1888 году женился на вдове штабс-ротмистра, Вере Львовне Городецкой, а Александра Леонтьевна воссоединилась со своим возлюбленным А.А.Бостромом.

Помимо института дуэли, щепетильный характер носило отношение семьи к тем своим родственникам, которые запятнали фамильную честь в ситуации, не подразумевающей дуэльного разбирательства. Например – участие в заговоре, ссылка, лишение дворянского достоинства и т.п.

Не редко описывают в своих воспоминаниях дворяне случаи, когда родители отрекались от детей, пошедших против их воли, лишали их наследства.

И.В.Кретчмер, чья мать вышла замуж против родительской воли, и тем самым навлекла на себя гнев семьи, долгие годы не могла вернуться к родителям, упорно отвергавшим ее письма с просьбой о прощении. [31]

Оставшись без мужа (тот умер вскоре после женитьбы), с маленьким ребенком на руках, она едва сводила концы с концами.

На протяжении XIX века семейная честь свято оберегалась. Отвергнутые семьей и обществом, пребывали в плачевном положении, особенно женщины.

Анна Аркадьевна своим уходом от мужа к молодому любовнику, подрывает не только свою честь, но и честь семьи. Разумеется, строгий, воспитанный в лучших дворянских традициях супруг, не только ей этого не прощает, но и не соглашается отдать сына, даже не соглашается на развод. Светское общество перестает принимать Анну, и прежняя, насыщенная жизнь, пусть и без любви, канет в прошлое, а в настоящем останется суровая реальность.

Дворяне, в особенности женщины-дворянки, опорочившие честь семьи, или не сумевшие найти в жизни счастье, либо боролись за свое положение в этом мире до конца, либо погибали.

«Началась эпидемия самоубийств, и самое страшное - не только среди дворян и интеллигенции; стрелялись, топились и вешались купцы, крестьяне, рабочие. Это особенно тревожило.

« 1 октября застрелился какой-то поручик, по фамилии Моровой, сорока лет. Осталась записка: причина моей смерти — азартная игра.

10-го октября, вечером, был найден повесившимся в своей комнате сын тайного советника Сергей Фанстель 15 лет.

Можно сделать вывод, о том, что чувства в дворянском сословии играли далеко не главную роль. На первом месте всегда оставались долг и честь. В этом дворяне видели особенность своего сословия.

Мельчайшие детали безупречного поведения и правильных мыслей, прививались дворянам с самого детства и по традиции, родители и многочисленный штат гувернеров, нянек, учителей, должны были зорко за этим следить.

[1] Российская империя чувств: Подходы к культурной истории эмоций. Сб. статей / Под ред. Яна Плампера, Шаммы Шахадат и Марка Эли. М, 2010 - С.245

[2] Бутковская А. Рассказы бабушки // Исторический вестник, 1884. – Т. 18. - № 12. – С. 615.

[3] Каменская М.Ф. Воспоминания М.Ф. Каменской // Исторический вестник, 1894. - Т. 58. – № 10. – С. 56

[4] Российская империя чувств: Подходы к культурной истории эмоций. Сб. статей / Под ред. Яна Плампера, Шаммы Шахадат и Марка Эли. М, 2010 - С.264

[5] Бенкендорф А.Х. Воспоминания 1802-1837/Перевод с французского Маринина О.В. М, 2012 – С.314

[6] Лаврентьева Е. Любовный лексикон, М, 2014 – С.38

[7] Николева М.С. Воспоминания Марии Сергеевны Николевой // Русский архив, 1893. – Кн. 3. – Вып. 9. – С. 107-120

[8] Каменская М.Ф. Воспоминания М.Ф. Каменской // Исторический вестник, 1894. - Т. 58. – № 10. – С. 37-56.

[9] Керн А.П. Воспоминания Анны Петровны Керн. Три встречи с императором Александром Павловичем. 1817-1820 гг. // Русская старина, 1870. - Т. 1. – Изд. 3-е. – Спб., 1875 – С. 230-233.

[10] Николева М.С. Воспоминания Марии Сергеевны Николевой // Русский архив, 1893. – Кн. 3. – Вып. 9. – С. 115-118

[16] Востриков А.В. Книга о русской дуэли, М, 1998 – С.5

[18] Востриков А.В. Указ. соч. – С.45

[20] Востриков А.В. Книга о русской дуэли, М, 1998 – С.34

[22] Янькова Е. П. Рассказы бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные её внуком Д. Благово. М, 2011 – С.314

[23] Ловатов С.А. Русские дуэлянты: Документы, свидетельства очевидцев, исповеди, судьбы М,2003 – С. 137

[24] Востриков А.В. Книга о русской дуэли, М, 1998 – С.90

[26] Там же – С.101

[27] Ловатов С.А. Русские дуэлянты: Документы, свидетельства очевидцев, исповеди, судьбы М,2003 – С. 216

[28] Востриков А.В. Книга о русской дуэли, М, 1998 – С.308

[31] Кретчмер М.А. Воспоминания М.А. Кретчмера // Исторический вестник, 1888. – Т. 31. - № 3. – С. 633-635




1. Честь есть непреложная составляющая любого человека, а особенно Дворянина.
Честь есть основа его жизни, деятельности, и почитается как святость.
2. Верность слову, клятве и неукоснительное исполнение оного, является основополагающим статусом Дворянина.
3. Измена слову и фальшь — недопустимы в корне.
4. Дворянство — стремление к самопознанию, решению творческих задач, служению Отчизне, Вере и всему тому, что составляет, собственно, основу дворянства.
5. Ничто и никто не имеет право унизить, поколебать устои чести Дворянина. Честь есть самое святое в Человеке и он обязан защищать ее всеми доступными средствами на момент ее нарушения. /словом и делом/
6. Дворянин может помочь нуждающемуся в его опеке, но только тогда, когда это не нарушает, не задевает его честь.
7. Дворянин обязан говорить только правду, даже тогда, когда это может принести ему вред, может даже смерть. Всегда и во всем быть честным, защищать Веру и принципы.
8. Нарушение данной клятвы ведет к отвержению оного господина/госпожи, как из рядов Дворян, так и из числа живущих.

Титулы и обращения к титулованным особам


Царь-Император — Ваше Императорское Величество


Король, Королева — Ваше Королевское Величество


Цесаревич — Ваше Императорское Высочество


Принцы — Ваше высочество, Ваша Светлость


Князь императорской крови (вручался только лицам принадлежащим
императорской семье) — Ваше Высочество


Князь — Ваше Сиятельство


Высшие Бояре — Ваша Светлость


Герцоги — Ваша Светлость, герцог/герцогиня


Маркизы — Милорд/Миледи, маркиз/маркиза (упомянуть в разговоре — лорд/леди)
Старшие сыновья герцогов
Дочери герцогов


Графы — Милорд/Миледи, Ваше Сиятельство (упомянуть в разговоре — лорд/леди)
Старшие сыновья маркизов
Дочери маркизов
Младшие сыновья герцогов


Виконты — Милорд/Миледи, Ваша Милость(упомянуть в разговоре — лорд/леди)
Старшие сыновья графов
Младшие сыновья маркизов


Бароны — Милорд/Миледи, Ваша Милость (упомянуть в разговоре — лорд/леди)
Старшие сыновья виконтов
Младшие сыновья графов
Старшие сыновья баронов
Младшие сыновья виконтов
Младшие сыновья баронов


Баронеты — Сэр
Старшие сыновья младших сыновей пэров
Старшие сыновья баронетов
Младшие сыновья баронетов

Читайте также: