Что такое духовно нравственные ориентиры человека какова их роль в его деятельности кратко

Обновлено: 06.07.2024

Мужание людей совпадает с их осознанием себя как личности: они стараются оценивать личные нравственные качества и развивать сферу духовных пристрастий, включающих эрудицию, убеждения, эмоции, ощущения, желания и склонности. Наука определяет духовность человеческого общества как полный диапазон эмоций и интеллектуальных завоеваний человечества. Она концентрирует познание и исследование всех воспринятых человеческим обществом духовных традиций и креативное создание новейших ценностей.

Индивид, развитый духовно, отличается значимыми субъективными характеристиками, стремится к возвышенным духовным целям и замыслам, которые обуславливают характер его инициатив. Ученые считают духовность этично направленным стремлением и людским сознанием. Духовность рассматривается как понимание и жизненный опыт. Люди со слабо или совершенно бездуховные не в состоянии воспринимать всю многоликость и великолепие того, что их окружает.

Передовое мировоззрение считает духовностью наивысшую ступень становления и самоопределения взрослого индивида, когда основанием и жизненной сущностью являются не персональные желания и мироощущения, а главные общечеловеческие приоритеты:

  • благо;
  • милосердие;
  • прекрасное.

Овладение ими формирует ценностную направленность, сознательную готовность общества изменять жизнь сообразно этим принципам. Особенно это важно для молодежи.

Происхождение морали и ее изучение

Под моралью подразумевается комплекс обычаев и канонов, регламентирующих контакты и коммуникацию людей, их поступки и манеры, а также служащих залогом гармонии коллективных и персональных потребностей. Нравственные установления известны издревле. Существуют различные точки зрения на источники появления моральных норм. Есть мнение, что их первоисточником послужили практика и проповеди величайших наставников и вероучителей человечества:

  • Христа;
  • Конфуция;
  • Будды;
  • Мухаммеда.

Богословские манускрипты большинства верований содержат хрестоматийный принцип, ставший позднее наивысшим законом нравственности. Он рекомендует человеку поступать с людьми так, как ему хотелось бы, чтобы поступали с ним. Исходя из этого, основа первостепенного регламентирующего этического предписания была заложена в культуре седой древности.

Альтернативная точка зрения утверждает, что моральные принципы и каноны образуются исторически и заимствуются из многочисленного житейского опыта. Способствуют этому литература и просвещение. Опора на существующую практику позволила человечеству сформировать ключевые нравственные ориентирования, предписания и воспрещения:

  • не проливать кровь;
  • не похищать чужого;
  • не обманывать и не лжесвидетельствовать;
  • выручать ближнего в сложных обстоятельствах;
  • держать слово, исполнять заветы.

В любые эпохи порицались:

  • алчность и скупость;
  • малодушие и нерешительность;
  • лукавство и двоедушие;
  • бесчеловечность и жестокосердие;
  • вероломство и коварство.

Одобрение же получили следующие свойства:

  • порядочность и благородство;
  • чистосердечие и добросовестность;
  • бескорыстность и душевная щедрость;
  • отзывчивость и гуманность;
  • усердие и старательность;
  • сдержанность и умеренность;
  • надежность и преданность;
  • отзывчивость и сострадание.

Эти качества народ отразил в пословицах и поговорках.

Замечательные философы прошлого изучали духовно-нравственные человеческие ориентиры. И. Кант вывел формулировку категорического требования морали, совпадающего по содержанию с золотым принципом нравственности. Этот подход констатирует персональную ответственность личности за содеянное.

Фундаментальные понятия нравственности

Кроме прямого регламентирования образа действий мораль содержит также идеалы и ценности — воплощение всего лучшего, образцового, безупречного, значимого и благородного в людях. Идеалом считают эталон, верх совершенства, венец творения — то, к чему человек должен стремиться. Ценностями называют особенно ценное и почитаемое не только для одной персоны, но и для всего человечества. Они показывают взаимоотношения индивида с действительностью, с другими людьми и с самим собой.

Антиценности отражают негативное отношение людей к конкретным проявлениям. Такие оценки бывают несхожими в разных цивилизациях, у разных народностей, в различных социальных категориях. Но на их основе выстраиваются человеческие взаимоотношения, устанавливается приоритетность, обозначаются важнейшие установки. Ценности делятся на следующие категории:

  • юридические, или законные;
  • государственно-правовые;
  • благочестивые;
  • эстетические и творческие;
  • духовные и нравственные.

Первостепенные моральные ценности образуют комплекс традиционной и нравственной нацеленности человека, сопряженной с понятием морали. Среди основных категорий — добро и зло, добродетель и порок, соотнесенные парно, а также совесть, патриотизм.

Принимая в мыслях и деятельности нравственность, индивид должен контролировать поступки и желания, предъявлять к себе повышенные требования. Регулярное осуществление позитивных дел укрепляет нравственность в сознании, а отсутствие таких поступков подрывает способность человечества к принятию самостоятельных моральных решений, ответственности за свои поступки.

Многие поколения воспитателей, психологов и исследователей человеческой личности дискуссируют о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека и какова их сила влияния на гармоничное развитие личности. Причем каждая группа называет практически идентичные (с небольшими отклонениями) нормы поведения. Что же это за факторы, существенно влияющие на качество жизни человека?






Ценностные ориентиры современной молодёжи

 Что же такое ценностные ориентиры?

Развитые ценностные ориентиры — это признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Они обуславливают такие качества личности, как надёжность, верность и цельность, определенным идеалам и принципам, а также способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей.

Ценности находятся в непрестанном движении: одни рождаются, другие отмирают, третьи переходят из одного рода в другой. Но все эти элементы системы ценностей, тесно и неразрывно связаны между собой.

В процессе становления личности у молодых людей формируются определенные ценностные ориентиры с более или менее развитой структурой поведения личности.

Ценностные ориентиры, их система, не является раз и навсегда данная. С изменениями условий жизни, самой личности, появляются новые ценности, а иногда происходит полная или частичная переоценка.

Система ценностей российской молодёжи существенно отличается от ценностей прошлых поколений. Они формируются под влиянием двух основных аспектов.

Первый из аспектов — это духовное содержание, проявляющееся в нравственных установках: человеколюбии и гуманизме. Второй аспект, влияющий на ценностные ориентиры современной молодежи, стал приобретать большую актуальность в последнее время — это индивидуализм, преобладание материальных ценностей над духовными. В жизни молодежи главными приоритетами являются: успешная карьера, семья, дружеские отношения, построение полезных связей, возможность реализовать себя в творчестве или своих увлечениях. Как показывают исследования, главные жизненные ценности современной молодежи: семья, друзья и здоровье, интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее время возрастает). Замыкает семерку главных жизненных ценностей религиозная вера.

Молодёжь представляет собой особую социально-возрастную группу, находящуюся в стадии становления и развития, стоящую перед выбором профессионального и жизненного пути. В процессе личностного становления человека со временем большее значение приобретают его внутренние движущие силы, позволяющие ему более самостоятельно определять задачи и направление своей деятельности, а именно его ценностные ориентиры. Они выступают в роли регулятора и механизма развития и поведения личности, определяя форму достижения поставленных целей.

Система ценностных ориентиров определяет содержательность личности, составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к самому себе.

Самой распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентиров Милтона Рокича, американского психолога, основанная на прямом ранжировании списка ценностей, результат её сильно зависит от самооценки и адекватности испытуемого.

М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные — убеждения заключаются в том, чтобы стремиться к конечной цели индивидуального существования; инструментальные — убеждения в том, что предпочтительным в любой ситуации является какой-то образ действий или свойство личности.

Опираясь на данные исследования М. Рокича, можно сделать некоторые выводы: о чем мечтают наши выпускники и что для них важно, о чем они думают и мечтают, а также каковы их терминальные и инструментальные ценности; а также можно попытаться составить ценностно-ориентационный портрет молодежи, анализируя его основные характеристики.

Мною был проведен тест по методике М. Рокича среди выпускных классов 9 а и 12 а. Старшеклассникам было предложено изучить таблицу, и, выбрав ту ценность, которая для них наиболее значима, поместить ее на первое место. Затем выбрать вторую по значимости ценность и поместить ее вслед за первой. То же самое проделать со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная должна была остаться последней и занять последнее 18 место. Конечный результат должен отражать истинную позицию.

Терминальные ценности, которые старшеклассники поставили на первое место:

  1. Здоровье и счастливая семейная жизнь (физическое и психическое).
  2. Наличие хороших и верных друзей.
  3. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от сомнений и внутренних противоречий).
  4. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).
  5. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).

Инструментальные ценности, которые выпускники поставили на первое место:

  1. Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово).
  2. Воспитанность и смелость в отстаиваниях своего мнения и взглядов.
  3. Жизнерадостность и честность.
  4. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим).
  5. Исполнительность (дисциплинированность).

В целом результаты опроса показали, что современная молодежь, наши выпускники, в большинстве своём воспринимает ценностные ориентиры как некие цели, то чего им хочется добиваться в жизни, то чем хочется обладать. Будь то семья, успех в творчестве или работа. Проанализировав высказывания, выяснилось, что выпускники, заинтересованы не только в материальных благах, как порой считают многие. Важнее материальных ценностей оказались духовные, такие как дружба, творчество. Что касается успеха, то они считают, что больше всего его добиться помогут личные качества.

Наша задача, воспитателей, помочь воспитанникам правильно ориентироваться в жизненных ценностях.

Для формирования у молодых людей нравственных суждений, оценок и понятий, воспитания нравственных убеждений применяю следующие формы работы: беседы, воспитательные часы, устные журналы, использую презентации. На своих воспитательских занятиях использую словесные, наглядные и практические методы и приёмы воспитания, позволяющие сделать непосредственно нашу воспитательную деятельность познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной.

Во время проведения воспитательских часов, бесед и диспутов стараюсь, чтобы они, не переходили в назидательность. В беседе мы много обсуждаем с воспитанниками жизненные ситуации, имеющие нравственное содержание, так как они имеют цель обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения в обществе. В процессе бесед воспитанники учатся оценивать отношение к своему поведению, а также поведению других людей.

Цель: осознание своих положительных и своих отрицательных черт характера.

Цель: осознание воспитанниками своей незаменимости и своей ценности.

В заключении хочется сказать, что задача воспитателей, помочь воспитанникам правильно ориентироваться в жизненных ценностях.

Что такое духовно-нравственные ориентиры?

Под этим термином обычно подразумевается совокупность правил взаимодействия с обществом и моральные принципы, шаблоны поведения, на которые человек ориентируется для достижения гармонии в жизни или духовном развитии. К этим правилам относят:

  • Мораль и ее составляющие: совесть, милосердие, свобода, долг (патриотизм включительно) и справедливость.
  • Нравственность: в этот термин вкладывается суть высокого требования человека к самому себе в плане его деятельности, направленной как во внешний мир, так и во внутренний. Основные моральные ориентиры — это тяга к добру и смирению, отказ от поступков, приносящих вред как обществу, так и себе, а также духовное развитие своей личности.
  • Этика общения подразумевает тактичность и уважение по отношению к другим, следование этим нормам делает жизнь человека приемлемой в обществе, без осуждения или гонения.

Феномен духовности

Понятие духовности предполагает две трактовки: секулярную и религиозную.

С точки зрения первой из них, духовность — это стремление человека воплотить в своей жизни высшие ценности, такие как добро, красота и истина, реализовать себя через любовь к окружающему миру и достичь идеала.

При этом и светская, и религиозная позиции предполагают, что источником духовности является совесть, которая трактуется как ощущение связи человека и Бога (религиозная позиция) или чувство внутренней гармонии и справедливости (светская позиция).

Вопрос о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, является базовой проблемой такой науки, как этика. Именно с точки зрения категории добра как высшей ценности и нужно рассматривать их.

Рассмотрим эти понятия более подробно.

Феномен духовности

Понятие духовности предполагает две трактовки: секулярную и религиозную.

С точки зрения первой из них, духовность – это стремление человека воплотить в своей жизни высшие ценности, такие как добро, красота и истина, реализовать себя через любовь к окружающему миру и достичь идеала.

При этом и светская, и религиозная позиции предполагают, что источником духовности является совесть, которая трактуется как ощущение связи человека и Бога (религиозная позиция) или чувство внутренней гармонии и справедливости (светская позиция).

Понятие нравственности

Понятие нравственности предполагает более конкретную трактовку. Обычно под этим феноменом предполагают часть общечеловеческой культуры, которая содержит в себе общечеловеческие нравственные ценности, моральные нормы, правила поведения, знания, убеждения.

На вопрос о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, можно ответить следующим образом: это духовные и нравственные показатели, заключающие в себя такие ценности как совесть, любовь, добро, чувство долга, красоту, стремление к истине, жажду справедливости, стремление к идеалу.

что такое духовно-нравственные ориентиры человека

Значение духовно-нравственных ориентиров

Мы установили, что духовно-нравственные ориентиры человека – это его ценности и убеждения. Это установки личности, через которые она не может преступить. Они регулируют сознательную деятельность человека и помогают ему найти свое место в мире, являясь своеобразным стержнем его сознания.

Фактически порядочность человека зависит от того, насколько в его жизни важны данные ориентиры. Например, не каждый человек может совершить акты воровства, измены или предательства, потому что не всем людям это позволяет сделать их совесть, а иначе говоря, их духовные и нравственные ориентиры.

что такое духовно-нравственные ориентиры человека какова

Что такое духовно-нравственные ориентиры человека: золотое правило нравственности

Данное правило очень просто. Однако если бы люди, знающие о нем, действительно воплощали его в своей жизни, на земле было бы гораздо меньше зла, несправедливости и несчастий. Вся беда заключается в том, что многие из нас, следуя горестным словам одного из апостолов, знают, где добро, однако ему не следуют, знают, где зло, но творят злодеяния.

что такое духовно-нравственные ориентиры человека какова их роль

Духовное и нравственное воспитание

Говоря о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, нельзя не сказать и о необходимости организации духовного и нравственного воспитания.

О том, как воспитать такого благородного человека, задумывались еще педагоги древности. И сегодня на эту тему написано немало трудов.

Как правило, сводятся они к тому, что родителям и педагогам советуют прививать духовно-нравственные ориентиры детям своим жизненным примером. Ведь если родители говорят ребенку поступать справедливо и честно по отношению к окружающим людям, но сами в своем поведении далеки от идеала, то и ребенок, скорее всего, унаследует их дурной пример, не обращая внимания на их благородные слова.

что такое духовно-нравственные ориентиры человека какова их роль в деятельности

Стратегия воспитания

В этом документе предлагается список духовно-нравственных ценностей, определяется их роль в процессе культурного развития нашей страны, дается понятие того, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль.

Данная стратегия была создана группой ведущих российских ученых.

Сами духовно-нравственные ориентиры человека, их роль в деятельности человека описаны достаточно подробно. Приведем лишь их краткий список, в который вошли такие ценности, как гуманизм (или человеколюбие), честь, справедливость и совесть, воля, вера в добро, личное достоинство, стремление к выполнению своего долга, в том числе и нравственного, любовь к своей семье, Отечеству и народу.

Как мы видим, данный список базовых духовно-нравственных ориентиров включает в себя в первую очередь те ценности, которые являются важнейшими для становления личности гражданина и человека. Их развитие в людях, безусловно, будет способствовать гармонизации социальных взаимоотношений и построения более справедливого общества.

 духовно-нравственные ориентиры человека это

Таким образом, мы постарались дать ответ на вопросы о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в деятельности людей. Без духовных и нравственных ценностей мир бы превратился в нечто ужасное, и живые бы позавидовали мертвым. Именно эти качества, живущие в сердцах людей, сохраняют мир от хаоса и владычества зла.

Духовно-нравственные ориентиры человека – это то, к чему стремиться человек в духовном и нравственном плане. Их роль в деятельности человека очень велика, т.к. его поступки, действия будут напрямую зависеть от духовно-нравственных ориентиров. Человек, у которого развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека.

Напротив, человек, у которого духовная жизнь не развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.

Многие поколения воспитателей, психологов и исследователей человеческой личности дискуссируют о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека и какова их сила влияния на гармоничное развитие личности. Причем каждая группа называет практически идентичные (с небольшими отклонениями) нормы поведения. Что же это за факторы, существенно влияющие на качество жизни человека?

Что такое духовно-нравственные ориентиры?

Под этим термином обычно подразумевается совокупность правил взаимодействия с обществом и моральные принципы, шаблоны поведения, на которые человек ориентируется для достижения гармонии в жизни или духовном развитии. К этим правилам относят:

  • Мораль и ее составляющие: совесть, милосердие, свобода, долг (патриотизм включительно) и справедливость.
  • Нравственность: в этот термин вкладывается суть высокого требования человека к самому себе в плане его деятельности, направленной как во внешний мир, так и во внутренний. Основные моральные ориентиры – это тяга к добру и смирению, отказ от поступков, приносящих вред как обществу, так и себе, а также духовное развитие своей личности.
  • Этика общения подразумевает тактичность и уважение по отношению к другим, следование этим нормам делает жизнь человека приемлемой в обществе, без осуждения или гонения.

Кто установил эти нормативы?

Практически все социально адаптированные группы, касты и нации берут за ориентир основные заповеди религии, которую они исповедуют, либо учения авторитетных мудрецов.

что такое духовно нравственные ориентиры человека

Например, если человек верующий, то он избирает для себя в качестве духовного ориентира Библию, Коран или Бхагавад-Гиту, а если атеист, то вполне может следовать учениям Конфуция или Стивена Хоккинга.

Что дает аморальная жизнь?

Что такое духовно-нравственные ориентиры для человека, который идет против правил системы и не желает жить по общепринятым заповедям? Ведь есть нигилисты, которые отрицают всех и вся, разве они счастливы в своем мирке, который весьма ограничен их отчаявшимся протестом. Некоторые причисляют к ним анархистов, но последние отрицают только власть человека над другим существом, господство моральных норм они вполне приемлют.

что такое духовно нравственные ориентиры человека какова

Жизнь таких людей на самом деле печальна, и на склоне лет большинство из них все же разворачивают свой взор к уже постигнутым другими людьми моральным ценностям и связанным с этим поступкам, доказывая тем самым, что духовная составляющая – это мощный остов каждого выдающегося общества.

Читайте также: