Что такое дол у пушкина кратко

Обновлено: 05.07.2024

Правила, законы дороги
Соблюдай , запомни, знай
Чтоб с гипсом, на переломе
Не заскучать, в больнице.

Иль, что хуже перелома
Пролежать всё лето в коме!
Избежать нам, худшего поможет
Правила движения на дороге.

Мораль басни Обоз

Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже

"Тихое утро"По плану нужен краткий пересказ.1)Ранним утром.2)Яшка будит Володю.3)По дороге не рыбалку.4)Ловля рыбы.5)Володя тоне

Придумать пример из жизни на тему: дружба, можно приводить литературный опыт( но желательно по школьной программе)


На картине Эдуарда Мане (фото представлено в статье) – молящийся монах. Его поза выражает смирение. Глаза опущены вниз. Священник бы сказал, что он опустил очи долу. Это устоявшееся выражение, пришедшее из глубины веков.

В православных трактатах часто противопоставляется горнее, то есть высшее, дольнему, то есть низшему, земному.

А что такое дол? Как давно это слово используется в русском языке и какие у него корни? Для ответа на этот вопрос обратимся к словарям.

Что говорят словари

В церковном лексиконе дольное – значит низменное. Отсюда долевлечь – привлекать в низменным делам, суете. Долевлекущие страсти – низменные страсти.

Дол на клинке славян

В словаре Брокгауза и Ефрона встречается еще одно значение слова дол. Это продольный желобок вдоль клинка холодного оружия. У славян были именно такие мечи, имеющее дол. Это облегчало их вес. Как видим, слово это достаточно древнее.

Там лес и дол

Описывая Лукоморье, Александр Сергеевич пишет о полных видений лесе и доле. В народной мифологии на самом деле есть обитающие в лесу или в чистом поле сказочные существа. Они сопровождали человека повсюду, Пушкин хорошо представлял их многообразие.

Неслучайно он описывает лесных и долинных жителей сказок. Здесь и леший, и Баба-яга, и Русалка, и волшебный Кот.

Само Лукоморье находится, по поверьям, на краю света. Здесь стоит Древо жизни – центр Вселенной.

Там лес и дол видений полны

А. С. Пушкин недаром считается основателем современной русской литературы. Сколько слов простого народа он внес в свои произведения! Несомненно, "дол" – одно их них.

За горами, за долами

Подол

Район Киева, называемый Подол, начал заселяться раньше основания города. Что такое подол в платье, все знают – это нижняя часть платья. А что такое дол в географическом понимании? Кто дал название этой местности?

Древний Подол

Заключение



Иллюстрация Н. Кочергина

Стихотворение начинается с описания сказочного лукоморья, некоего таинственного места, где совершается множество невероятных чудес. На берегу морского залива возвышается могучий дуб, ствол которого перехвачен золотой цепью. Говорящий кот, которого автор называет ученым, без сна и отдыха ходит по цепи, рассказывая сказки и напевая песни. Наверху, на ветвях высокого дуба, расположился еще один персонаж – сказочная русалка.


Иллюстрация Н. Кочергина

Постепенно читатель знакомится и с другими героями. Вот из ясных вод появляются тридцать прекрасных витязей, ко торые во главе с Черномором представляют военную мощь русской земли. Среди положительных персонажей оказываются и королевич, который берет в плен грозного царя, и богатырь, и томящаяся в темнице царевна. Автор специально оставляет их безымянными, потому что им еще только предстоит воплотиться в конкретных героев данной сказки. Отрицательные сущности в лице Бабы Яги и Кащея Бессмертного представляют собой носителей зла и коварства.

Анализ

История создания

Иллюстрация Н. Кочергина

Существует мнение, что лукоморье – не фантазия автора, а реальная местность, где не единожды бывал Пушкин. На карте она обозначена как мыс Фиолент, расположенный на Крымском полуострове. Поэт очень любил посещать древний монастырь, который находился недалеко от этого места. Могучий, вековой дуб, произраставший там с незапамятных времен, настолько впечатлил Пушкина, что он решил сделать его персонажем сказочного начала своей поэмы.

Это вступление можно назвать прямым продолжением традиций устного народного творчества, берущего свое начало еще с древней Руси. Так начинали свои сказания гусляры: сначала они исполняли отстраненную от сюжета присказку, а уже потом переходили к основному содержанию. Все это создавало у слушателей ощущение волшебства и таинственности.

Персонажи и образы


Иллюстрация Н. Кочергина

Баба Яга – злая жительница колдовского мира, хозяйка избушки в дремучем лесу. Бурый волк – также представитель темных сил, нападающий на одиноких путников, оказавшихся в лесу. Во главе этой нечисти стоит бессмертный Кащей, одолеть которого можно, отыскав иглу, в которой заключено его долголетие.

Композиция


Иллюстрация Н. Кочергина

Данное стихотворение построено линейно, так как содержит все композиционные точки. По своей структуре оно очень напоминает старинные русские сказки. В нем есть вступление, или завязка (описание Лукоморья), развитие сюжета, так называемая, основная часть (перечисление всех персонажей и их действий) и необычная развязка, где уже присутствует сам автор, которому довелось посидеть под дубом, испить меда и послушать умного кота, одну из историй которого, он и представляет на суд читателей.

Своеобразно описана кипучая жизнь Лукоморья, где каждый персонаж выполняет какое-либо действие, участвует в каком-то событии. Причем, все они происходят не последовательно, а параллельно друг другу, словно в одно и то же время:

Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой…


Иллюстрация Н. Кочергина

Стихотворение принадлежит к литературному направлению романтизм. По роду это лирика с фантастическим сюжетом. Данный отрывок можно отнести к жанру литературной сказки или назвать прологом к основному произведению.

Размер и средства художественной выразительности

Пушкин использовал в этом стихотворении один из самых популярных стихотворных размеров – четырехстопный ямб. Именно он придает плавность и определенную напевность повествованию. Такое явление характерно, прежде всего, для произведений фольклора.


Иллюстрация Н. Кочергина

В первых трех четверостишиях (катренах) идет перекрестная рифмовка с сочетанием мужской и женской рифмы. В четвертой строфе шесть строк, из которых первая и вторая со смежной рифмой, третья и шестая – с перекрестной, а четвертая и пятая – снова со смежной. В пятой строфе, состоящей из пяти строчек, рифма перекрестная, здесь рифмуются только пятая строка с четвертой. Шестая строфа представляет собой четверостишие со смежной рифмовкой. За ней идет двустрочная строфа, и заканчивается стихотворение четырьмя строками с кольцевой рифмой.


Иллюстрация Н. Кочергина

Проблематика и основная идея произведения

para siluety obiatiia 130614 1280x720

Что значит


Оно очень образное и сказочное, но чтобы современному ребенку было понятно, о чем в нем говорится, взрослые должны разъяснить ему некоторые непонятные слова.

AkgCleVdZpaA3M48ktBEtRQGFRTlENl


Еще не мешает разъяснить, что такое дядька.

Во времена Пушкина дядькой называли слугу-воспитателя, приставленного к мальчику или юноше в дворянской семье.

cjdq9MH4cV5oojfoLezHCmb8i1T2pVH

Слабоалкогольный напиток на основе мёда пили древние славяне, пока их не стали спаивать вином внедрители христианства.

Ну а Лукоморье вовсе не с луком связано, это тоже надо объяснить.

Словари


2560 дол

| низменость, межигорье, природная впадина различного вида на земле, долина, ряз. долена, лог, разлог, логовина, раздол, дебрь, балка; ·умалит. долок, долочек; долинка, долиночка, долинушка: ·увел. долище, долинища.

| Дол, южн., зап. яма, ров, могила. Выкопайте дол глубокий, поховайте мене у чужой стороне песня.

| архан. долинка, озерк(ц)о. Горы падают, долы встают. Скачет конь, долы и горы меж ног пропускает. Где долами, а где и горами, пройти. Доловой, долинный, к долу или к долине относящийся. Долистый, долинистый, дебристый, богатый долами, долинами, межигорьем. Долу нареч. внизу, нанизу, на земле, и вниз, наниз, книзу. Долой, вор. дол, курск. доловь (как домовь домой, от. дат. долови, домови), здолой, прочь, вон, сойди или сыми, очищай место, подразумевая сверху. Пошел долой! сходи сверху, слезай. С глаз долой! прочь. Незваные гости с пиру долой. Разок другой (хлебнул), да и с ног долой. Одна с хлеба долой, о замужней дочери. Доле церк. внизу, нанизу, низко, низменно: курск., вор. доли (малорс). Иди доли, долечки, долой, на пол, наземь. Дольный, исподний, нижний, низовой, пресмыкающийся; внизу сущий; земной. Дольня жен., мн. асе земное, мирское, вещественное, суетное. Долевлечь кого, низвлекать;

◊ За горами, за долами. Нар.-поэт. Далеко. * За горами, за долами Уж гремел об нём рассказ (Лермонтов). По горам, по долам. Нар.-поэт. = Везде, повсюду, в разных местах.

-а, дат. мн. по дола́м и (устар.) по до́лам, м. трад.-поэт. Долина.

Пестрел деревнями, Дорогами дол, Он все понижался И к озеру шел. Н. Некрасов, Накануне светлого праздника.

за горами, за долами

За горами, за долами Уж гремел об нем рассказ, И померяться главами Захотелось им хоть раз. Лермонтов, Два великана.

везде, в разных местах.

Иль предан легкому раздумью и мечтам, Гуляю наобум по долам и горам. Языков, П. В. Киреевскому.

д́о́лов и́ доло́в́

д́о́лам и́ дола́м́

д́о́лами и́ дола́ми

о до́лах и́ о дола́х́

по гора́м, по дола́м (народно-поэт. везде, в разных местах);

за гора́ми, за дола́ми (народно-поэт. далеко)

Смотри, опять в леса твои и до́лы

Со всех сторон нагрянули они,

Иных времен татары и монголы.

Н. М. Рубцов, Видения на холме

Заката в до́лах жар животворящий.

Пошли, как трещины в стене горящей,

Как щели ада, лающе алеть.

Н. Н. Матвеева, Видение

Примеры с правильным ударением:

дол, род. до́ла; мн. до́лы, род. до́лов и доло́в, дат. дола́м и устарелое до́лам. В устойчивых сочетаниях: по горам, по дола́м, за горами, за дола́ми.

1. до́л, до́лы, до́ла, до́лов, до́лу, до́лам, до́л, до́лы, до́лом, до́лами, до́ле, до́лах

2. до́л, до́лы, до́ла, доло́в, до́лу, дола́м, до́л, до́лы, до́лом, дола́ми, до́ле, дола́х

android bar znachenije

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Впервые появляется на клинковом оружии бронзового века. Особенно широко дол используется на оружии с длинным клинком (мечи одноручные и двуручные, палаши и тому подобное).

ДОЛ, а, м. (книжн. поэт.). Долина. По горам, по долам. Ложился день на темный д. Пшкн.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова трансцендентность (существительное):

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

%D0%BD %D0%BA%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%BD

Иллюстрация Н. Кочергина

%D0%B0826

Иллюстрация Н. Кочергина

%D0%B0827

Иллюстрация Н. Кочергина

Постепенно читатель знакомится и с другими героями. Вот из ясных вод появляются тридцать прекрасных витязей, ко торые во главе с Черномором представляют военную мощь русской земли. Среди положительных персонажей оказываются и королевич, который берет в плен грозного царя, и богатырь, и томящаяся в темнице царевна. Автор специально оставляет их безымянными, потому что им еще только предстоит воплотиться в конкретных героев данной сказки. Отрицательные сущности в лице Бабы Яги и Кащея Бессмертного представляют собой носителей зла и коварства.

Анализ

История создания

Иллюстрация Н. Кочергина

Существует мнение, что лукоморье – не фантазия автора, а реальная местность, где не единожды бывал Пушкин. На карте она обозначена как мыс Фиолент, расположенный на Крымском полуострове. Поэт очень любил посещать древний монастырь, который находился недалеко от этого места. Могучий, вековой дуб, произраставший там с незапамятных времен, настолько впечатлил Пушкина, что он решил сделать его персонажем сказочного начала своей поэмы.

Это вступление можно назвать прямым продолжением традиций устного народного творчества, берущего свое начало еще с древней Руси. Так начинали свои сказания гусляры: сначала они исполняли отстраненную от сюжета присказку, а уже потом переходили к основному содержанию. Все это создавало у слушателей ощущение волшебства и таинственности.

Персонажи и образы

%D0%B0829

Иллюстрация Н. Кочергина

Баба Яга – злая жительница колдовского мира, хозяйка избушки в дремучем лесу. Бурый волк – также представитель темных сил, нападающий на одиноких путников, оказавшихся в лесу. Во главе этой нечисти стоит бессмертный Кащей, одолеть которого можно, отыскав иглу, в которой заключено его долголетие.

Композиция

%D0%B0830

Иллюстрация Н. Кочергина

Данное стихотворение построено линейно, так как содержит все композиционные точки. По своей структуре оно очень напоминает старинные русские сказки. В нем есть вступление, или завязка (описание Лукоморья), развитие сюжета, так называемая, основная часть (перечисление всех персонажей и их действий) и необычная развязка, где уже присутствует сам автор, которому довелось посидеть под дубом, испить меда и послушать умного кота, одну из историй которого, он и представляет на суд читателей.

Своеобразно описана кипучая жизнь Лукоморья, где каждый персонаж выполняет какое-либо действие, участвует в каком-то событии. Причем, все они происходят не последовательно, а параллельно друг другу, словно в одно и то же время:

Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой…

%D0%B0831

Иллюстрация Н. Кочергина

Стихотворение принадлежит к литературному направлению романтизм. По роду это лирика с фантастическим сюжетом. Данный отрывок можно отнести к жанру литературной сказки или назвать прологом к основному произведению.

Размер и средства художественной выразительности

Пушкин использовал в этом стихотворении один из самых популярных стихотворных размеров – четырехстопный ямб. Именно он придает плавность и определенную напевность повествованию. Такое явление характерно, прежде всего, для произведений фольклора.

%D0%B0832

Иллюстрация Н. Кочергина

В первых трех четверостишиях (катренах) идет перекрестная рифмовка с сочетанием мужской и женской рифмы. В четвертой строфе шесть строк, из которых первая и вторая со смежной рифмой, третья и шестая – с перекрестной, а четвертая и пятая – снова со смежной. В пятой строфе, состоящей из пяти строчек, рифма перекрестная, здесь рифмуются только пятая строка с четвертой. Шестая строфа представляет собой четверостишие со смежной рифмовкой. За ней идет двустрочная строфа, и заканчивается стихотворение четырьмя строками с кольцевой рифмой.

%D0%B0833

Иллюстрация Н. Кочергина

Проблематика и основная идея произведения

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

И как это иногда бывает, текст пролога вдруг стал самостоятельным художественным произведением. Которое все мы с радостью и удовольствием учим в начальной школе и рассказываем своим детишкам, укладывая их спать. Ведь согласитесь, что нет для малыша более выразительного сказочного представления, в котором каждая строчка является кусочком волшебной мозаики.

Вариант 1

Композиция и жанр

Поэма наполнена волшебными событиями. Поэтому и начинается с введения читателя в мир сказки, с создания таинственной атмосферы, ожидания чуда. У А.С. Пушкина был огромный запас фольклорного материала, потому что он был воспитан на русских народных сказках.

Его няня Арина Родионовна знала несметное количество сказов, легенд, поверий, былин, в которых была собрана настоящая сокровищница русского фольклора. Впоследствии Александр Сергеевич попытался наиболее точно воплотить все услышанное в сказках.

После введения в место событий автор рисует чудеса, которые постоянно происходят в волшебной стране. Леший, русалка, невиданные звери, избушка на курьих ножках. Все персонажи изображены на фоне российских пейзажей, которые четко видны в описанной поэтом природе.

Размер

Написано произведение четырехстопным ямбом — одним из самых популярных размеров для лирики 19 века, который придает стиху размеренность и подчеркивает повествовательный характер поэмы.

Образы русской мифологии

Особого колорита придает использование дрвнерусских слов: брег, злато, чахнет, чреда.

В сроках использованы образы русской мифологии: Баба яга, Кащей, витязи, колдун. Но эти персонажи передают общую картину Руси. Богатыри олицетворяют мощь русской земли, дуб — ее мудрость, царевна — красоту и верность. С их помощью поэт концентрирует внимание читателя на изображении Родины, ее природных и фольклорных богатств, которые всегда его вдохновляли.

Вариант 2

…На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Композиция и строение стиха в стихотворении

В трех четверостишиях рифма перекрестная. Мужские слоги сочетаются с женскими. Четвертая строфа выбивается из принятого Пушкиным строя. В ней 6 строк: первая и вторая строки – смежная рифма, третья и шестая – перекрестная, четвертая и пятая – смежные. Пятая строфа состоит из 5 перекрестно зарифмованных строк, только пятая строка рифмуется с четвертой. Следующая строфа – четверостишие со смежными рифмами. Далее следует двухстрочная строфа, и завершается произведение четверостишием с кольцевой рифмовкой.

Средства художественной выразительности

Стихотворение становится динамичным благодаря обилию глаголов: ходит, идет, заводит, говорит, бродит, сидит, стоит, прихлынут, выходят, пленяет, несет, тужит, служит и др. В нем много образов, но упоминаются они, как бы вскользь. Пушкин показывает, таким образом, о ком, какие сказки рассказал ему кот ученый.

Сказочность, обособленность мира лукоморья, о котором рассказывает поэт, подчеркивается эпитетами неведомый, невиданных. Эти и другие эпитеты играют роль художественных определений, помогают ощутить цвет и форму предметов и событий, помогают читателю представить себе происходящее. Эпитеты – зеленый, златая, ученый, на курьих, песчаный и пустой, бурый.

В описании витязей, выходящих из моря, используется аллитерация, подчеркивающая шум волн:

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны.

Вступление Пушкина к поэме продолжает древние традиции русского фольклора. Еще древнерусские гусляры начинали свои сказания с обязательной присказки, не имеющей прямого отношения к сюжету. Эта присказка настраивала слушателей на торжественный лад, создавала особую волшебную атмосферу.

Читайте также: