Что такое добро и зло кратко 5 класс литература

Обновлено: 04.07.2024

На данной странице вы найдете цитаты, аргументы, произведения, примеры сочинений и примерные темы для подготовки к итоговому сочинению по направлению 2019-2020 года: Добро и зло.

Цитаты и высказывания по направлению: Добро и зло

Чтобы любить добро, нужно всем сердцем ненавидеть зло.

В. Вольф

Добром добро оплатишь — молодец
На зло добром ответишь — ты мудрец.

Омар Хайям

Если человек тебе сделал зло, дай ему конфетку. Он тебе — зло, ты ему — конфетку. И так до тех пор, пока у этой твари не разовьется сахарный диабет.

Раневская Фаина Георгиевна

Кто творит добро, имея неограниченную возможность делать зло, тот достоин похвалы не только за содеянное добро, но и за все то зло, которого он не делает.

Вальтер Скотт

Награда за доброе дело — в самом его свершении.

Р. Эмерсон

Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, — вот что я называю наслаждаться жизнью.

Марк Аврелий

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.

Л. Толстой

Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру.

Л. Толстой

Добрый находит свой рай на земле, злой же имеет на ней свой ад.

Гейне

Добро, сделанное врагом, так же трудно забыть, как трудно запомнить добро, сделанное другом. За добро мы платим добром только врагу; за зло мстим и врагу, и другу.

В. Ключевский

Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней.

О. Бальзак

Где конец добру, там начало злу, а где конец злу, там начало добру.

Франсуа де Ларошфуко

Добро и зло существуют, как известно, только в симбиозе. В современном мире добро и зло практически не имеют четких границ. Все это было неоднократно доказано многими писателями и философами.

Добро и зло относятся к философским, "вечным" темам. Добро - это довольно-таки широкое понятие, включающее в себя как качества объекта (добрый, хороший, мягкий, способный любить и т.д.), так и проявления качественных индивидуальных характеристик (милосердный, добросердечный, сочувствующий).

В отличии от добра, зло - понятие относительное. С философской точки зрения зло - это отсутствие добра и его проявлений, само по себе "зло" - это пустота, возникающая там, где нет доброты, справедливости, сочувствия. Любое отсутствие чего-либо неминуемо заполняется его противоположностью, одним из таких примеров и является зло.

Что же такое "зло" и "добро" в русской литературе? Каковы их проявления и отличительные характеристики? Чтобы разобраться в этом вопросе, проанализируем несколько произведений русской классики:

Готовые работы на аналогичную тему

Так, мы выяснили, что в различных произведениях добро и зло могут быть представлены не только как их явные проявления, но и как их симбиозы. Темы, связанные с добром и злом, всегда актуальны, несмотря на время, потому что они относятся к рангу "вечных" тем и проблем.

Также могут различаться и представления о добре и зле у различных персонажей. Герой каждого произведения несет свою идеологию, у него свои понятия о добре и зле, о морали и нравственности, о цинизме и милосердии.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что добро и зло - это достаточно субъективные понятия, которые, по своей сути, являются религиозно-философскими. Добро и зло по-разному могут быть представлены в различных произведениях. Также данное представление может зависеть от понятия автора о добре и зле. Персонажи в одном произведении тоже могут содержать в себе различные представления, а смешанные понятия о том, что есть добро и в чем кроется зло.

Значение добра и зла в русской литературе

В том, что такое добро и зло и каковы их характерные особенности, мы разобрались. Какое же значение в русской литературе имеет такая религиозно-философская тема, как тема добра и зла? Начнем с того, что практически во всех произведениях присутствует тема добра и зла. Какое же значение имеет эта тема в русской литературе? Естественно, большое.

Во-первых, в таких произведениях поднимается не только тема добра или зла, но и другие важные философские проблемы, вытекающие из этих тем. Так, можно рассматривать весь мир как совокупность добрых и злых дел в различных пропорциях, откуда следует важность и значимость таких тем.

Во-вторых, такие произведения являются нестареющими, всегда актуальными для различных поколений, так как в них можно найти ответы на многие интересующие вопросы с религиозно-философской и с социальной точки зрения.

В-третьих, данные произведения прославляют самые лучшие качества человеческой души: доброту, честь, дружелюбие, любовь, нежность, сочувствие и т.д. Также в них отражаются самые благородные качества, способствующие высокому моральному и нравственному восприятию произведения. Так, произведения, содержащие в себе тему добра и зла, являются самыми распространенными и несущими в себе глубокий моральный подтекст.

В-четвертых, часто, произведения, содержащие тему зла и жестокости, являются сатирическими или ироническими. Они высмеивают пороки человека и общества, создают отдельную атмосферу для произведения.

В-пятых, они имеют колоссальное значение для всей литературы в целом, зачастую определяя направление и развитие различных литературных направлений и жанров. Такие произведения "задают тон" всей литературе, являются основоположниками каких-либо направлений и жанров.

Так, мы выяснили, произведениях русской литературы с "вечными" темами добра и зла несут в себе глубокий нравственный подтекст, прославляя лучшие качества человеческой души и высмеивая и обличая худшие.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что произведения русской литературы, содержащие темы "добра" и "зла" являются "вечными" и не теряют своей актуальности, а также имеют огромное значение в русской литературе в целом.

Благодаря добру и злу русская литература еще больше выделилась среди других, так как вышеозначенные темы в ней носили, отчасти, социальный характер. Все это, конечно, играло огромную роль в формировании русской литературы как явления, а также определении направления ее дальнейшего развития.

Таким образом, из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что русская литература многим обязана этой теме; что добро и зло оказали существенное влияние на формирование ее стилей и жанров.

Добро и зло, как близнецы-братья, не могут существовать одно без другого. Если бы не было зла, человек никогда бы не узнал, что такое добро, и наоборот. Добро и зло – это мера, которой меряется человеческая жизнь. Про одного человека говорят – он добрый человек. А про другого – он злой.

С понятием добра и зла мы начинаем знакомиться с раннего детства, когда слушаем сказки. Добро в них всегда побеждает зло, каким бы хитрым и коварным зло не было. Так мы впервые узнаем, что злым быть плохо, что вознаграждаются только добрые дела. А злые поступки всегда наказуемы. Добро всегда возвращается к человеку ответным добром. Зло, как правило, приносит ответное зло сотворившему его.

Но если посмотреть на это чуть глубже. Ему легко досталась хорошая отметка, причем незаслуженно. В другой раз ему легко достанется еще что-то, отданное ему просто так, из добрых побуждений: убрали за него комнату в общежитии, потом прикрыли прогул на работе. И человек привык к безответственности. Он не умеет отвечать за свои поступки. Сколько зла осознанно или неосознанно он принесет окружающим, особенно близким людям.

Каждый человек, прежде чем совершить какой-либо поступок, должен задуматься: во благо ли он, даже если этот поступок продиктован самыми добрыми побуждениями.

Вечный спор добра и зла

Образец 4

Добро и зло, являются основными аспектами нашей жизни. Вокруг этих, основных понятий морали строится все виды взаимоотношений в нашем обществе. Еще с самого раннего возраста, у детей, начинают развивать способность, различать эти два понятия. Вследствие чего, данная схема миро восприятия ребенка, становиться первостепенной, в воспитании будущего члена общества. Так как способность различать эти две противоположные стороны нашей жизни, является основой, для построения моральных принципов ребёнка. В итоге, в подростковом возрасте, дети начинают в полной мере, осознавать соответствие своих поступков к основным принципам морали.

Но если коснуться этой темы, в общем, на более высоком уровне, то можно заметить непрерывную, постоянную борьбу, между добром и злом, которая не прекращается ни на минуту. Как в прошлом, так и в настоящем времени, можно привести примеры, наглядно доказывающие наличие такого противоборства. Ярким примером может послужить, Великая Отечественная Война, где в роли темной, злой стороны, выступала фашистская Германия. Или допустим, наше время, где в роли противоборствующей стороны выступает политический курс Соединённых Штатов. Примеров довольно много, и практически в любой сфере жизни.

В итоге, я хотел бы сказать, что данная тема очень сложна, полностью раскрыть и проанализировать ее нет возможности. Но, что тогда стоит взять во внимание? Я думаю, что главное это умение различать зло и добро, иногда бывают случаи, когда добрый поступок тщательно замаскирован. И тогда надо быть очень бдительным, что бы обнаружить это. Так же стоит, аккуратно распоряжаться добром, говорят навязанное добро — хуже зла.

Другие сочинения: ← Слово Мир↑ На свободную темуМое любимое занятие чтение книг →

Вариант 2

Добро и зло – это философские категории. Философы всю жизнь спорят и пытаются объяснить их смысл. Добро и зло – эти два вечных антипода, два вечных противника и спутника. Они присутствуют в любой сказке для того, чтобы сделать её динамичнее и интересней. Они всегда борются друг с другом.

Вся наша жизнь – есть борьба добра и зла. Зло преследует нас с детства, искушает нас. Как же хочется взять в руки этот запретный коробок со спичками и чиркнуть одной из них. И сделать зло. В данном случае – пожар.

В школе тоже по пятам идёт зло. Не выполнил домашнее задание, получил двойку, маму вызвали в школу к директору. Разбил окно футбольным мячом, не специально, случайно. Родителям пришлось за свой счёт стеклить окно. А деньги были отложены тебе же на подарок. Сам себе сделал зло.

Самое величайшее зло – это война. Люди не могут договориться между собой, разрешить свои споры. И одна сторона приносит зло другой стороне. Воевать, не убивая людей, не возможно. Но в этой жизни всё возвращается бумерангом – и добро, и зло. Каждое зло должно быть наказано. Ведь добро всегда сильнее, оно победит.

Был такой интересный мультфильм про добро. Там один из героев говорил, что добро надо делать и бросать его в реку. И тогда оно к тебе обязательно вернётся. Нет чёткой границы между добром и злом. Вот, например, наши войны -освободители, они тоже стреляли и убивали фашистов. Но они делали добро – освободили Европу и весь мир от нацизма.

Люди раскрасили добро и зло в белый и чёрный цвета. Люди вешают ярлыки на других людей, кто добрый, а кто злой. Добрый человек был с детства окружён любовью, вырос в нормальной семье, где отец и мать делали добро друг другу, не били, не унижали друг друга.

Люди не рождаются добрыми или злыми. Они такими становятся под влиянием других людей или обстоятельств. Злые люди – это недолюбленные с детства мальчики и девочки. Если попытаться полюбить такого человека, подарить ему внимание, ласку, показать, что людям можно доверять. То, может быть, он станет добрым.

Это доказывает, что всё в жизни относительно.

Сочинение 2

С момента сотворения мира, рассуждения на тему добра и зла интересовали людей. До сих пор мыслители и философы рассуждают на данную тему. Сейчас же, существуя в мире компьютеров и невероятных технологий, человек все реже задумывается над этими понятиями.

В настоящее время вокруг очень много зла и агрессии, зависти и ненависти. Люди перестали улыбаться, делать поступки, удивлять, радовать, быть добрыми. Иногда так хочется улыбнуться не знакомому человеку, просто так, ничего не прося взамен, а сталкиваешься с безразличием, в лучшем случае, а иногда с откровенной злобой и ненавистью. Но в большинстве случаев, люди добром отвечают на добро.

И всегда нужно помнить о том, что после черной полосы будет светлая. Во всем нужно видеть положительное, относится к людям так, как хотели бы, чтобы относились к вам. А пересмотрев свое отношение к жизни, мир станет намного лучше и добрее.

Другие темы: ← Уважай мысли и чувства братьев своих↑ 11 классЛюбовь к Родине →

Вариант №2

Зло – это разрушающее начало, которое и в жизни, и в любом виде искусства несет отрицательные эмоции. Оно проявляется скрытно или напрямую, но всегда является основой несправедливости, причинения вреда, приводит к страданиям.

Добро связано с такими качествами, как великодушие, щедрость, смирение. Стремление к доброте исходит из глубины сердца человека. Люди, которые совершают добрые поступки, приветствуются везде с распростертыми объятиями. Они хорошие помощники в доме, отличные ученики, ответственные работники. Но при этом они относятся к окружающим также, как к себе самому: с пониманием, состраданием, уважением.

Думаю, что борьба этих понятий не закончится никогда. Но каждый из нас вправе выбирать себе правильный путь самостоятельно, задумываясь о последствиях. В мире много разных проявлений зла: это война, предательство, крупные ссоры, деньги. Но действия добрых людей имеют огромный перевес и это главное, так как на добрых людях держится наша планета. Представляя союз жалостливых людей, умеющих прощать, помогать, понимать, люди могут быть уверены, что их добрые дела никогда не останутся без ответа.

Сочинение на тему Добро и зло 11 класс

План

1. Многолетняя борьба со злом

2. Жестокость людей к друг – другу

4. Тепло семейных отношений

5. Избежать хамства ради добра

Добро и зло — это два понятия, которые во все времена всегда идут рядом. Нет, они не союзники, между ними вечная борьба. К сожалению, в нашей жизни, не все так просто как в сказках. Не всегда доброта побеждает темные силы.

За окном ХХI век. Стремительно развиваются высокие технологии, которые значительно облегчают жизнь человека. Вокруг столько прекрасного, нам бы жить и радоваться! Но люди охвачены злобой, ненавистью. Во многих уголках планеты идут войны. И не понятно, для чего причинять боль и заставлять плакать таких, как ты сам.

Нажива, богатство захватили человеческий разум. Ради этого люди готовы обидеть, предать и даже лишить жизни. Не обижайте других, ведь даже незначительная обида может породить великое зло.

Оглянитесь! Возможно рядом с вами тот, кто нуждается в хорошем слове, добром поступке. Начните менять свое восприятие некоторых вещей в жизни. Мне кажется, что раздражительность и хамство, которое я часто вижу среди людей на улице, в транспорте, в магазинах, они озлобляют. Не идите на поводу у зачинщика ссоры. Помните, чем меньше негатива выплеснет каждый из нас, тем добрее будет мир.

С детства нам читали добрые сказки. В них добро побеждало зло, зло было высмеяно и наказано. Сейчас, став старше, мы понимаем, что волк не злой, он так питается, а Баба-Яга просто выжила из ума за долгие годы одиночества в дремучем лесу.

Начинаем мы задумываться, и почему битва добра и зла тянется со времен появления человека, падения его из Рая, если хотите. Ведь история за историей описываю победы добра. Почему же зло не иссякает? Да потому, что добро и зло это человеческие категории. Мерила добродетели. В любой сказке в черные одежды зла, под маской аллегории, наряжается человеческий грех или порок. Мы не святы – мы состоим из добра и зла. Каждый человек в этом мире волен сам решать, что он будет нести в мир. Добро можно представить энергией, которую вы отдаете, а зло – то, что вы можете отнять.

Битва добра и зла – это битва человека со своими грехами и недостатками. Только человеку дано почувствовать, что ценнее в данный момент, что творить – добро или зло. Покуда жив человек, покуда вокруг него существует мир, им самим же созданный, состоящий из проблем и искусов, будет идти вечный бой. Бой за душу человека.

Цель: Знакомство учащихся с основными определениями понятий “добро” и “зло”.

  • расширить представления учащихся о понятиях “добро” и “зло” с позиции нравственного смысла;
  • прививать нравственные качества личности и этические нормы поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия;
  • воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки;
  • формировать потребность совершать добрые дела;
  • формировать умение рассуждать на тему с привлечением личного опыта;
  • развивать творческие способности учащихся.

Основные термины и понятия: добро, зло.

I. Организация класса

II. Повторение, обсуждение результатов выполнения домашнего задания

- О чём вы читали дома? Кто хочет задать классу свой вопрос по теме? А я приготовила вам кроссворд. См. Презентацию

    Христианский служитель религиозного культа.
  1. Сообщество верующих в исламе, весь исламский мир.
  2. Тот, кто бережёт, сохраняет что-либо.
  3. В иудаизме учёное звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы.
    Название буддийской общины.
  1. Авторитетный учитель, ведущий верующих по пути, указанному Буддой.
  2. Глава мусульманской общины, руководитель общественной молитвы.
  3. Служитель богов в древних религиях.
  4. В христианстве: лицо, проходящее церковное служение на низшей степени священства.
  5. В переводе с греческого – “надсматривающий”.

Ответы: 1. Священник. 2. Умма. 3. Хранитель. 4. Раввин.

1. Сангха. 5. Лама. 6. Имам. 7. Жрец. 8. Диакон. 9. Епископ.

III. Актуализация знаний

. Крошка-сын к отцу пришёл,
и спросила кроха:
- Что такое хорошо
И что такое плохо?

- Знакомы ли Вам эти строки? Определите тему сегодняшнего урока.

IV. Изучение нового

1. Знакомство с притчей “Бабочка” (в исполнении С.Копыловой)

– Какой выбор был у человека? (или убить бабочку или отпустить)

– Как можно оценить убийство бабочки? (это плохо, это зло)

– А сохранение ее жизни? (это хорошо, это добро)

– Как вы понимаете смысл этой притчи?

– Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?

2. Определение понятий

Добро и зло. Это основные нравственные понятия, которыми руководствуется каждый человек в своей жизни. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Давайте же и мы сегодня попробуем сделать для себя этот вывод.

У вас есть рабочий лист, подумайте и распределите в 2 столбика, что для вас – добро, а что – зло.


– А теперь работайте в паре. Попробуйте дать определения:

Вот как даёт эти определения в своём словаре В.И. Даль:

Добро – это всё то, что полезно людям и обществу, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества.

Зло – это всё то, что противоположно добру, что губит душу человека и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду.

- Запишите в тетрадь следующие определения этих понятий.

Добро - понятие нравственности, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру.

Зло - понятие нравственности, означающее намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.

Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности. Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.

Тема добра и зла звучит даже в сказках. И в сказках всегда добро побеждает зло.

Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. Почему же добро всегда одерживает победу над злом? У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и в конечном результате всегда побеждает добро.

3. Знакомство с притчей “Солнце и ветер”

Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Они увидели путника, шагающего по дороге, и решили, кто быстрее снимет с него плащ, тот и сильнее.

Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, пытаясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под воротник, сквозил в рукавах, но у него ничего не получалось. Тогда ветер собрал последние силы и дунул на человека сильнейшим порывом, но человек только получше застегнул плащ, съёжился и зашагал быстрее.

Тогда за дело принялось солнце. “Смотри, сказало он ветру, - я буду действовать по-другому, ласково”. И действительно, солнце стало нежно пригревать путнику спину и руки. Человек расслабился и подставил солнцу своё лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и вовсе снял его.

Вот так Солнце, действуя по-доброму, победило.

а) На доске такие же значки, как и в рабочих листах. На карточках записаны черты характера.

- Распределим качества – “помощники добра” и “помощники зла”

Мужество, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть, трусость, зависть, жадность, гнев, честность, тактичность, болтливость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм, спокойствие, агрессивность.

б) Итак, мы провели чёткую границу между добром и злом. А в жизни всегда ли возможно провести эту границу? Приведите примеры, где, казалось бы, делая добро, мы совершаем зло.

Ситуация 1. Маша получила “2” и для того, чтобы мама её меньше ругала, вымыла всю посуду и убралась в комнате.

Ситуация 2. Чтобы лучший друг не получил “2” за контрольную, Костя дал ему списать задания из своей тетрадки.

5. Высказывания о добре

Прочтите, что говорили о добре и зле известные люди.

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.

(Василий Осипович Ключевский – видный русский историк к.19 – н.20 века)

Не уставайте делать добро! (А. Чехов)

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты всегда делаешь себе. (Л. Толстой)

Добро по указу – не добро. (И. Тургенев)

– Выберите из этих высказываний одно и запишите в свою тетрадь.

6. Воплощение образов добра и зла

- Давайте посмотрим, как разные художники воплотили в своих произведениях образы добра и зла как две противоположности в жизни.

Кто на этом рисунке воплощает добро, а кто – зло? Почему? Лицо человека отражает то, чему он служит – добру или злу. Не случайно говорят: “Лицо – зеркало души”. Об этом важно помнить. Все наши поступки видны на лице!

Что здесь является воплощением добра, а что – зла? Почему туча – это образ

зла? Какими свойствами она обладает, что она несёт? А когда облака бывают на небе? Чем они освещаются?

На рисунке бабочки отсутствуют привычные белый и чёрный цвета, но и тем не менее, противоположные образы здесь выражены. Как? Через опалённое крыло. Здесь огонь – образ зла.

Проблемная ситуация: Есть ли на этом рисунке образ зла? Можем ли мы здесь черный цвет рассматривать как противоположность белому? Что же выражает как бы перевернутое дерево в земле? (корни). Подумайте: корни, сокрытые землей, их не видно, но они белого цвета, и при этом из них вырастает прекрасное дерево. О чем нам хотел сказать художник? (О том, что добро хорошо совершать незаметно, в своём сердце, тогда результаты будут радовать всех окружающих).

7. Игра “Ассоциации”

8. Знакомство с притчей “Два волка”

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну древнюю истину: “В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк – чёрный, представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь. Другой волк – белый, представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность. ”

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: “А какой волк в конце побеждает?”

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Ребята, я хочу пожелать вам, чтобы ваш белый волк всегда побеждал.

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.

- И помните: всё в ваших руках!

VI. Домашнее задание

Подумать, какие добрые поступки вы совершили за свою жизнь. Спросить у своих близких, доводилось ли им совершать добрые дела.

Читайте также: