Что такое дезадаптация в доу

Обновлено: 05.07.2024

Дошкольное детство - первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.

Детский сад - это новый период в жизни ребенка. Так впервые малыш осваивает мир дошкольного учреждения: режим дня, отсутствие родителей, близких, новые требования, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение.

Далеко не все дети переносят эту перемену легко. Малыш находится в состоянии психоэмоционального напряжения, физического стресса, которые могут привести к неврологическим реакциям: падает иммунитет, устойчивость к инфекциям, снижается психологическая устойчивость, ребенок быстро утомляется, плохо ест, спит, появляются негативные стороны в его поведении.

Привыкание малыша к новым для него условиям в период адаптации в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду. Авторы программы "Радуга", по которой работает дошкольное учреждение уже 15 лет, рекомендуют педагогам интересные формы работы с детьми и родителями.

Низкая компетентность взрослых в вопросах подготовки ребенка, страх перед детским садом (62%), привела нас к необходимости проведения дополнительной работы с родителями по подготовке, как взрослых, так и детей к детскому саду.

Эмоциональное состояние малыша в период адаптации зависит от многих факторов: насколько педагоги смогут влюбить в себя ребенка, родители поверят и "примут" воспитывающих взрослых в детском саду, сами будут готовы отдать ребенка, подготовят его психологически и физиологически.

Поэтому, в нашем детском саду мы начинаем свою работу с родителями в "Школе молодой матери" задолго до прихода ребенка в дошкольное учреждение.

  • Обеспечение безболезненной адаптации ребенка к условиям ДОУ;
  • Установить доверительные отношения сотрудников детского сада с родителями;
  • Создать условия для повышения педагогической компетентности родителей;
  • Снизить эмоциональную напряженность и тревожность родителей по поводу пребывания ребенка в группе;
  • Помочь родителям самим подготовиться к детскому саду и помочь в этом собственному ребенку;
  • Выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.
  • Прогностический (анкетирование, опрос, индивидуальные беседы). Приложение 1.
  • Практический (лекции, памятки родителям, игры-занятия с детьми) Приложение 2.
  • Диагностический (адаптационные карты для воспитателей, педагога-психолога, родителей) Приложение 3.

Анкетирование родителей направлено на выявление социального статуса семьи, общей осведомленности об условиях, в которых воспитывается ребенок, его привязанностях, отношение родителей к детскому саду, влияние медицинских показателей на адаптацию и развитие ребенка в дальнейшем и др. При анкетировании и беседах с родителями выявили несколько проблем:

1. Сам родитель морально и психологически не готов к тому, чтобы отдать своего ребенка кому-то;

- тревожность родителей за то, что ребенок такой слабый, его будут обижать, он будет болеть; или же, наоборот, ребенок - агрессивный, энергичный, поэтому мама переживает, что никому от него не будет покоя и это тоже плохо; малыш ничего не умеет делать;

- мама сама не знает, как подготовить ребенка к детскому саду, несмотря на то, что у нее достаточный уровень образованности. Но стремления самостоятельно повышать уровень педагогической культуры отсутствует.

2. В настоящее время имеется достаточное количество печатного материала, но разобраться в этом море информации родители не могут. Они не знают, как правильно выбрать необходимую литературу конкретно для своего ребенка.

3. Родители уже работают, дети находятся с нянями и бабушками, поэтому взрослые заинтересованы лишь в том, чтобы как можно быстрее отдать малыша в детский и их не интересует, сколько времени и как он будет к нему привыкать.

4. Родители не задумываются о том, как процесс адаптации к детскому саду повлияет на адаптацию к школьной жизни. В то время как "Исследования многих ученых доказали, что если в раннем возрасте ребенок привязан к матери или другим близким родственникам, в дальнейшем он будет испытывать меньше проблем в учебе и в общении со сверстниками и взрослыми"

По результатам проведенного анкетирования выявляю для себя семьи воспитанников с проблемами в воспитании и развития. Данные анкетирования в дальнейшем использую в профилактической и консультативной работе с родителями.

Основываясь на полученных данных, на втором этапе мы разработали лекции, которые способствуют повышению педагогической компетентности родителя в вопросах подготовки детей к детскому саду, его психологическому комфорту и эмоциональному благополучию, безболезненному привыканию малыша к условиям детского сада.

В работе " Школы молодой матери" принимают участие разные категории сотрудников детского сада: педагог-психолог, шеф-повар, врач, воспитатели, музыкальный работник, инструктор по физической культуре, заместитель заведующей по методической работе.

Характеристика личностных, деловых, профессиональных качеств сотрудников способствует установлению доверительных отношений педагогов с родителями. Педагог - психолог дает понять родителям, что успех работы по адаптации целиком зависит от их непосредственного участия в этом процессе. Их роль на этот период значима и велика, без их участия добиться положительных результатов невозможно.

Родители получают пакет печатных материалов, которые помогают изучить работу детского сада и приблизить домашний режим к режиму дошкольного учреждения. Они имеют возможность познакомиться дома с режимом дня, культурой приема пищи, задачами развития детей младшего возраста по программе "Радуга", стендовой информацией "Что делать, если:" и др.

Начиная посещать дошкольное учреждение дети включаются в совместную деятельность с педагогом-психологом. Содержание деятельности проводится в соответствии с программой Роньжиной Анны Сергеевны "Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению", которая направлена именно на то, чтобы ребенок успешно адаптировался к условиям ДОУ.

Наиболее эффективным методом работы с детьми является игровая терапия, проводимая как индивидуально, так и в групповой форме.

Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, соверщенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений.

Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации, поэтому проводим игры-занятия не только в первые 2-3 месяца, но и на протяжении всего учебного года. Игры-занятия длительностью 10-20 минут проводятся 2 раза в неделю.

Активное участие в играх принимает воспитатель. В дальнейшем педагог использует разучиваемые потешки, стихи, игры в своей совместной образовательной деятельности.

На третьем этапе для оценки психоэмоционального состояния детей в период адаптации к условиям детского сада выдаются адаптационные карты педагогу-психологу, педагогам и родителям. Они наблюдают за детьми дома, фиксированные данные представляют в детский сад для выявления степени адаптации.

По наблюдениям психолога, воспитателей и родителей определяется круг детей, нуждающихся в помощи.

По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико-психолого-педагогический консилиум. Туда входят заместитель заведующего по методической работе, педагог-психолог, старшая медсестра, воспитатели групп. На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, анализируется уровень адаптированности детей к ДОУ, при необходимости намечается дальнейшая работа с родителями и детьми со средней степенью адаптации.

Анализ работы ДОУ за последние несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя.

Повысилась педагогическая компетентность в вопросах воспитания собственного ребенка. Они научились принимать малыша таким, какой он есть, ценить его уникальность. Родители чаще стали обращаться за рекомендациями к педагогу-психологу и узким специалистам. На 32% повысился уровень посещаемости родителями различных мероприятий в группе и в детском саду.

Снизился уровень тревожности родителей к детскому саду. Появилось стремление быть помощником для воспитателя и опорой для ребенка в сложный для него период.

Эти данные позволяют судить о правильно выстроенной работе педагогического коллектива по профилактике дезадаптации детей младшего возраста к условиям детского сада.

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский сад несомненно является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребёнка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.

Как правило, до 2-3 лет ребёнок не испытывает потребности общения со сверстниками, - она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребёнка как партнёр по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребёнка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому нормальный ребёнок далеко не всегда может быстро адаптироваться к детскому саду, поскольку привязан к матери, и её исчезновение вызывает бурный протест ребёнка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда ребенок впервые приходит в детский сад происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка.

Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т. п. Обращение персонала с детьми также резко отличается от того, к которому они привыкли дома. Новая обстановка выводит ребенка из равновесия и нередко вызывает у него бурные реакции.

Прием новых детей в группу связан с некоторыми трудностями и для воспитателей. Не всегда им, так же, как и родителям, удается облегчить процесс привыкания детей к условиям общественного воспитания. Зачастую это связано с тем, что в группу сразу приводят нескольких новичков, постоянно нуждающихся во внимании и ласке. Это не позволяет воспитателю обеспечить необходимый контакт с детьми, найти правильный подход к ним.

Любая адаптация – это приспособление индивида к новым условиям существования. Адаптация делится на биологическую и социальную.

Биологическая – изменение физиологической активности органов и их систем ребенка в ответ на изменение условий существования. Так, в условиях тяжелой адаптации в ДОУ у ребенка возможны замедление речевого, психического развития.

Социальная адаптация – формирование новых социальных отношений и связей ребенка в группе. Речь является при этом очень важным связующим компонентом между детьми.

Биологическая и социальная адаптация тесно взаимосвязаны, что отражается, например, в снижении функциональной активности организма в период возникновения сложных социальных взаимоотношений, что проявляется в снижении иммунитета малыша, например, в период адаптации.

Цель адаптационного периода – приспособление малыша к новым условиям его существования. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций ребёнка в зависимости от его психофизиологических, и личностных особенностей, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в детском саду.

Что отличает детей, которые трудно адаптируются в детском саду?

У эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, у детей зависимых от матери, и у детей с проблемами еды, дневного сна, туалета. преобладает в начале посещения детского сада неблагоприятное состояние. Большие проблемы с адаптацией у часто болеющих детей, у детей, которые привыкли к исключительному вниманию в семье, у единственных и поздних детей, у детей с проблемами общения и у излишне медлительных детей, излишне подвижных (гиперактивных) детей. Сложнее адаптируются дети единственные и чрезмерноопекаемые, привыкшие к тому, что их постоянно занимают, ласкают. Холерики, особенно мальчики, нелегко переносят недостаток активности и движения в детском саду. Флегматичные дети не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. Быстрее привыкают к новым условиям сангвиники. Сложнее адаптируются мальчики, чем девочки.

Не испытывают затруднений в адаптации эмоционально устойчивые, общительные дети и дети, практически не болеющие простудными заболеваниями.

Типичные ошибки родителей в период адаптации :

1. Недооценивание важности периода адаптации, резкое погружение ребенка в среду ДОУ, когда мать, вопреки рекомендациям педагога, стремится оставить ребенка сразу на целый день. В это время предпочтительно находиться в непосредственной близости от детского сада и быстро явиться по срочному вызову в случае осложнений в адаптации (непрекращающийся плач, расстройства сна, повышение температуры).

3. Внезапное исчезновение при прощании, когда мать старается отвлечь ребенка и уйти незаметно, считая, что тем самым она избегает стресса расставания. Формируется недоверие к маме, к миру, страх, что мама может исчезнуть в любой момент даже дома. Лучше всего придумать ритуал прощания, который будет повторяться каждый день.

6. Несоответствие режима дня. Приучать ребенка к раннему подъему необходимо еще до поступления в сад. В идеале, ребенок должен сам просыпаться в нужное время – это поможет избежать капризов, вызванных недосыпанием и переутомлением. Обязателен дневной сон.

7. Научить ребенка полностью себя обслуживать – это хорошо, но не всегда возможно в силу возраста. Нужно научить ребенка просить о помощи и спокойно ждать своей очереди (воспитатель слышит твою просьбу, но сначала поможет Оле и Жене).

8. Невнимание к социализации. Ребенка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения (стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован). Ребенка нужно приучить, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся. До садика у ребенка должен быть опыт разлуки с мамой.

9. Неправильный настрой ребенка на посещение детского сада. Некоторые родители рисуют малышу идиллические картины его жизни в детском саду. Другие угрожают ребенку детским садом как наказанием за непослушание. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости. Формированию неправильного настроя способствует высказывание взрослыми негатива, недовольства садиком и его сотрудниками в присутствии ребенка. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Но обязательно показывать значимость его нового статуса.

10. Чрезмерная тревожность, озабоченность. Если мать долго прощается с ребенком с обеспокоенным выражением лица, а, приходя за ним, тревожно осматривает на предмет ушибов, покраснений, симптомов недомогания – ее тревога, несомненно, перейдет и ребенку. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.

11. Случается, что мама, не видящая себя вне ситуации ухода за ребенком, испытывает особое удовольствие, когда малыш плачет и не хочет идти в детский сад, тем самым, транслируя ему на подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении. Замечено, что дети работающих матерей адаптируются легче.

Таким образом, адаптация малыша к детскому саду – очень сложный и ответственный процесс. Главнее в нем – не навредить ребенку, а способствовать его успешному психофизиологическому развитию.

И чтобы малыш чувствовал себя комфортно, в первое время следует как можно раньше забирать ребенка домой, чтобы он привыкал к новому окружению постепенно, приложить все усилия, чтобы создать спокойный, бесконфликтный климат в семье, необходимо в выходные дни организовывать дома такой же режим, как и в детском саду. И, конечно, родители ребенка должны тесно сотрудничать с воспитателями.

Проблемы дезадаптации в раннем возрасте.

2. Стеснительность и робость тоже приводит к определенным проблемам. Неуверенные в себе детки являются излюбленной мишенью для забияк. У малыша, который не умеет за себя постоять, задиристые сверстники отбирают машинки и куклы, в том числе и принесенные им из дома. Неудивительно, что ребенок боится идти в садик и встречаться со своими обидчиками, поскольку постоянно испытывает чувство незащищенности.

3. Еще один негативный фактор – некорректное поведение воспитателей. Излишняя придирчивость, строгость педагога способна вызвать отторжение даже у самого общительного и контактного малыша. К сожалению, не все педагоги могут сдержать себя при виде испачканной одежды, оставленной на тарелке еды, мокрых штанишек. Ребенок, которого постоянно ругают на глазах других детей, находится в состоянии стресса, что и приводит к дезадаптации.

Признаки и последствия дезадаптации

Первый симптом начинающейся дезадаптации – отказ малыша ходить в детский сад. Повторю еще раз, я говорю не о первой неделе детей в садике, когда отсутствие желания является вполне естественной реакцией, а о гораздо более длительном периоде. Если каждое утро ребенок рыдает на пороге группы, а вечером жалуется, что в садике его обижают или, напротив, отказывается даже говорить об этом, это серьезнейший повод задуматься.

Если адаптационные процессы у ребенка нарушены, то через полгода или чуть больше у него появляются и другие признаки дезадаптации, которые плавно переходят в последствия.

1. Возникают нарушения засыпания и ночного сна, когда кроха вскакивает посреди ночи и начинает плакать. Это говорит о сильнейшем стрессе, который малыш пережил в течение дня.

2. У крохи значительно снижается уровень сопротивляемости к простудным и инфекционным заболеваниям. Неудивительно, что малыш заболевает даже от легкого сквозняка. Ситуация усугубляется тем, что ребенок, возвращаясь в садик после выздоровления, снова проходит адаптацию.

3. Появляются проблемы со стулом. У малыша начинаются запоры, потому что он боится или стесняется ходить в горшок в садике, или, напротив, жидкий стул на нервной почве перед посещением детского сада.

4. Значительно снижается аппетит, ребенок часто отказывается кушать в садике, а попытки его покормить заканчиваются рвотой. Некоторых детей даже тошнит от запаха еды в саду.

Профилактика дезадаптации

Чтобы избежать проблем с приспособлением ребенка к новому ритмы жизни, я рекомендую начинать подготавливать его к садику заранее. Прогуливайтесь рядом с детским садом во время прогулок, обращайте внимание крохи на занятия малышей – играют в песочнице, бегают на спортплощадке, а вечером их забирают родители.

Заранее приучите малыша к горшку или туалету. Предоставьте ему больше самостоятельности: ребенок должен сам одеваться и раздеваться, обуваться, пользоваться столовыми приборами. Конечно, сначала это будет у него получаться не очень хорошо, зато в садике он не будет в числе отстающих.

Если же вы все-таки заметили те признаки дезадаптации, о которых я говорила выше, не рассчитывайте, что проблема исчезнет сама по себе или малыш справится собственными силами. Не уделив должного внимания возникшим проблемам, мама рискует вообще забрать ребенка из садика. Не очень хорошая перспектива, не так ли?

дезадаптация это

Дезадаптация это возможная проблема, которая может случиться с каждым ребенком. Время, когда ваш ребенок начинает ходить в детский сад, наполнено вашей тревогой и переживаниями ребенка.

Вам страшно отдавать своего малыша в чужие руки, а маленький человек попадает в непривычную обстановку, ему нужно привыкнуть к новым людям, научиться общаться с другими детьми и воспитателями, приспособиться к режиму и дисциплине. Это время называется адаптацией. Но бывает и дезадаптация. Что же это такое?

Дезадаптация это проблема


Если адаптация — это приспособление организма ребенка к новым условиям, то дезадаптация это обратный процесс. И проявляется он тревожными признаками, которые приводят к тому, что от посещений детского сада придется отказаться. К сожалению родители (особенно молодые) по причине малого опыта и особого отношения к собственному ребенку не всегда правильно оценивают возникающую ситуацию. Лучше задать вопрос воспитателю, которая на фоне других детей видит вашего ребенка и может дать дельный совет.

  • Нарушение сна. Если ваш ребенок начал плакать по ночам, разговаривать во сне, писать в постель, хотя давно этого не делал, это тревожные сигналы.
  • Нарушение стула. У ребенка могут начаться запоры из-за того, что он боится ходить в туалет в группе, или жидкий стул перед детским садом, так как он сильно нервничает.
  • Повышенная активность или апатия дома после детсада, которая продолжается больше 3-6 месяцев.
  • Нежелание идти в детский сад, сопровождающееся плачем, истериками не только по утрам, но и в другое время.
  • Если ребенок неделю ходит в детский сад, а потом три недели болеет, это тоже сигнал дезадаптации.
  • Ребенок с плохим аппетитом может совсем перестать есть в детском саду, причем попытки накормить его сопровождаются тошнотой, а то и рвотой. Он плохо реагирует даже на запах еды в садике, просит забрать его пораньше, чтобы не кушать в группе.

Очень часто предотвращают дезадаптацию хорошие семейные традиции . Правильно выстроенные внутрисемейные доброжелательные отношения успешно переносятся в коллектив детсадовской группы.

Причины дезадаптации

причины дезадаптации

Одна из причин, по которой ребенок может тяжело привыкать к новым условиям жизни – это его неподготовленность. Двухлетнему малышу нельзя сказать, что завтра он начинает ходить в садик, его надо долго и тщательно готовить к трудному периоду в жизни.

Второй причиной может быть ваше поведение. Если дома, придя из детского сада, вы устраиваете ребенку допрос о том, кто его обижал, как его наказывали и т.д., проявлять свою тревогу и беспокойство, ребенок будет приходить в группу настороженным, нервным, тревожным, ждать обид, бояться наказаний. В таком варианте дезадаптация это результат ваших не совсем корректных действий.

Третья причина – индивидуальные особенности вашего малыша. Если он чересчур привязан к матери, тяжело расстается с ней, даже оставаясь дома, то в детском саду ему будет во много раз труднее. Если же он спокойный, стеснительный, не умеет играть с детьми, то в группе малыши будут отбирать у него игрушки, обижать, обходить в общих играх.

Четвертая причина – несдержанность педагога. Разговаривая со своим малышом о детском садике, обратите внимание на то, о чем он говорить не хочет. Маленькие дети не всегда могут разобраться в отрицательных эмоциях и предпочитают о них не рассказывать, чтобы не вспоминать о переживаниях .

Не выспрашивайте у ребенка подробности, чтобы не расстраивать его лишний раз, лучше попробуйте присмотреться к работе воспитателей, не кричат ли они на малышей, не обращаются ли с ними грубо.

Это можно увидеть и по тому, как ребенок по утрам идет к педагогу. Если он боится, значит нужно срочно что-то менять.

Обычно дети привыкают к детсаду за 3 – 6 месяцев, они возвращаются к прежним играм дома, становятся спокойнее, идут в детский сад без страха и слез. Что нужно делать, чтобы адаптация малыша прошла благополучно?

Профилактика дезадаптации

профилактика дезадаптации


Чтобы ребенок быстрее приспособился к незнакомому ритму жизни, правилам поведения и общения, начинайте готовить его заранее. Прогуливайтесь мимо детского сада, когда там гуляют дети, обращайте внимание малыша на их игры, рассказывайте, как им весело и хорошо всем вместе.

Дома обыгрывайте увиденные ситуации с игрушками, старайтесь показать ребенку, как интересно зверюшкам или куклам обедать за одним столом, гулять и играть. Заканчивайте игру всегда тем, что приходят родители и забирают кукол домой. Так ребенку будет легче понять, что мама оставляет его в саду на время и скоро придет.

Отучите малыша от памперсов заранее, научите пользоваться горшком или ходить в туалет. Давайте ему больше самостоятельности, пусть он учится одеваться, обуваться, пользоваться ложкой за столом. Эти навыки необходимы ему в жизни в группе, их отсутствие ухудшит и увеличит время адаптации.

Первые месяцы посещения детсада старайтесь не напрягать ребенка походами в гости, просмотром телевизора или играми в компьютере.

Он и так очень устает от шума, обилия впечатлений и новых требований. Лучше посидите с ним вечером за книжкой или рисованием, поиграйте в тихие игры. Будьте с ребенком предельно ласковы, не ругайте за капризы или чрезмерную беготню по дому, за слезы при расставании на пороге группы.

При появлении тревожных признаков поговорите с педагогами группы, при необходимости проконсультируйтесь с психологом, а то и неврологом.

адаптация и дезадаптация

Если же проблема дезадаптации в педагоге – попросите заведующую о переводе ребенка к другим воспитателям.

Старайтесь закалять ребенка задолго до начала посещения детсада. Из-за нервных нагрузок иммунитет малыша во время адаптации снижается, ребенок начинает чаще болеть. Закаленный малыш легче перенесет встречу с чужими вирусами, принесенными другими детьми.

И адаптация, и дезадаптация зависят только от вашего внимания к собственному ребенку, терпения и любви. Отнеситесь серьезно к трудному этапу в жизни вашего малыша, не отмахивайтесь от его проблем, и постепенно ребенок начнет радостно собираться в детский сад и бежать в группу к новым друзьям, а вечерами делится с вами впечатлениями от игр, прогулок, хвастаться полученными умениями, рассказывать выученные с педагогом стихи.

И вам не нужно будет узнавать о том, что дезадаптация это отрицательная реакция организма малыша на новые условия жизни.


Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. В привычной, сложившейся жизни ребенка происходят важные изменения: чёткий режим дня, постоянное присутствие большого количества сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, сокращается время контакта и общения с родными. Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни.

Адаптация — это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка и большинства родителей детский сад, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.

Адаптационный процесс проходит три фазы:

1. Острая фаза: частые соматические заболевания, нарушение сна, аппетита, снижение речевой и игровой активности (длится примерно 1 месяц).

2. Подострая фаза: все сдвиги первого месяца уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам, но общий фон развития замедлен (длится 3–5 месяцев).

3. Фаза компенсации: убыстряется темп развития.

Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к детскому саду пугают родителей, у них повышается уровень тревожности. В связи с этим в нашем учреждении проводится работа по снижению риска дезадаптации как с детьми, так и с родителями.

Также нельзя забывать и о том, что сам воспитатель, работая с новыми детьми и родителями, проживает процесс адаптации и ему необходима психологическая поддержка, забота о собственном здоровье и формирование умения саморегуляции.

Таким образом, мы поставили перед собой задачу осуществлять работу по предупреждению риска дезадаптации детей к условиям детского сада по трем направлениям:

1. Работа с детьми.

2. Работа с родителями.

3. Работа с педагогами.

Нами был составлен план работы, который мы хотим представить вашему вниманию.

Читайте также: