Что такое циклограмма в детском саду понятие

Обновлено: 01.07.2024

Что такое циклограмма? Циклограмма является одной из форм планирования учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения. Циклограммы составляются администрацией, педагогами и другими специалистами детских садов и школ. К таким документам относятся циклограммы работы образовательного учреждения в целом, его структурных подразделений (например, циклограмма управляющего совета или методической работы школы), циклограммы педагогов и специалистов (например, циклограмма деятельности старшего воспитателя, циклограмма воспитательно-образовательной работы с дошкольниками, циклограмма учителя начальных классов, циклограмма классного руководителя, циклограмма учителя-предметника, циклограмма педагога дополнительного образования). Циклограмма, включающая мероприятия, запланированные на различные временные периоды, может быть оформлена в виде списка. Сначала перечисляются виды ежедневной работы учителя (специалиста), затем следует перечень еженедельных мероприятий и т. д. Циклограмма, отражающая еженедельную работу педагога, делается в виде таблицы. На основе циклограммы составляется рабочая программа. Циклограмма помогает систематизировать написание календарного плана и сокращает время его составления.

Великий советский педагог Шалва Александрович Амонашвили, автор концепции гуманной педагогики, однажды задал учителям, собравшимся на его лекции, вопрос. «Представьте себе ситуацию, вы проводите урок в четвертом классе, и заходит ребенок, который опоздал .

То есть, минимум 25 лет отработавшим "в поле". И не администратором отработавшим, а обычным учителем, желательно русского языка или математики (чтобы не проскочить мимо подготовки .

Зa oчень кopoткий пеpиoд oт тpех paзных учитeльниц нaчaльнoй школы я уcлышaлa примеpнo cледующее: «Рoдители не вoспитывaют свoих дeтeй, a толькo глaдят по голoвкe. Из сeкций и кружкoв вaс еще м.

Книга адресована родителям и воспитателям для работы с детьми старшего дошкольного возраста как индивидуально, так и в группах.



После утверждения ФГОС появились единые требования к образовательным программам в дошкольных учреждениях. Годовой план и циклограммы воспитателей должны соответствовать этим требованиям и в то же время быть эффективными, понятными и удобными для сотрудников. В статье разберем, как составить циклограмму и какие задачи включить в каждый блок.

План составления циклограммы

Циклограмма описывает почасовой план работы воспитателя на каждый рабочий день. В понедельник это одна программа, во вторник уже другая, но с началом новой недели цикл повторяется. Циклограмму составляют на основе учебной программы и детского режима дня. Чтобы она была эффективной, рекомендуем отдельно поработать над ее составляющими:

Составить режим дня

Время для сна, приема пищи и прогулок отличается у детей разного возраста, поэтому для удобства можно составить отдельную циклограмму для каждой возрастной группы. Таблица режима дня может выглядеть следующим образом.

Режим дня в ДОО_таблица

Режимные моменты важны не только с точки зрения их прямого назначения, в них можно добавить обучающие и воспитательные моменты.

Утренняя встреча

Первые минуты ребенка в садике задают ему настрой на весь день, поэтому во время утренней встречи нужно создать ребенку хорошее настроение. Для этого воспитатель ласково и приветливо встречает детей.

Умывание

Перед умыванием воспитатель объясняет детям последовательность действий - закатить рукава, намылить руки, смыть их теплой водой и вытереть руки своим полотенцем. Он акцентирует внимание, что нельзя толкаться, брызгать воду на пол и на других ребят. Дети умываются группами по несколько человек, чтобы не толпиться. Во время умывания воспитатель просит детей назвать умывальные принадлежности, их цвет, форму, материал и другие свойства.

Завтрак

Перед завтраком воспитатель просит детей дать оценку дежурным, которые накрыли на стол, а также озвучить названия блюд. Во время еды воспитатель следит за осанкой детей и за тем, чтобы они доедали еду до конца.

Подготовка к прогулке

В план работы нужно прописать инструкцию для подготовки к прогулке:

  1. Воспитатель говорит детям убрать игрушки и навести порядок в комнате.
  2. Он напоминает правила поведения в раздевалке и правила одевания.
  3. Каждый садится у своего шкафчика. Воспитатель следит, чтобы дети не вываливали все вещи сразу, а доставали по одной.
  4. Во время одевания воспитатель просит детей назвать части одежды и их назначение.
  5. Воспитатель следит, чтобы дети правильно оделись и спрятали сменную обувь в шкафчик.

Прогулка

Каждая прогулка должна быть интересной и познавательной. Выйдя с детьми на улицу, воспитатель показывает детям игрушки и спортивный инвентарь для прогулки, после чего уточняет, во что бы они хотели поиграть. Воспитатель напоминает правила выбранной игры и следит, чтобы каждый ребенок был задействован. Дальше он руководит сменой игр, чтобы дети не сильно возбуждались.

За полчаса до конца прогулки воспитатель переводит детей на спокойные занятия. Для этого он переключает их внимание на беседу, наблюдение или словесные игры. Покидая прогулку, воспитатель следит, чтобы дети вернули на место игрушки и напоминает, как вести себя после прогулки:

  • заходить в садик спокойно, не кричать;
  • вытереть ноги на входе;
  • тихо переодеться в раздевалке и аккуратно сложить вещи в шкаф.

Подготовка к дневному сну

Перед сном нужно создать спокойную обстановку. Для этого воспитатель следит, чтобы затихали разговоры и прекращались любые игры. Нужно добиться тишины и дисциплины. Воспитателю стоит похвалить детей, если они сами аккуратно сложили свою одежду. Важно воспитывать положительное отношение детей ко сну.

Распределить нагрузку образовательной программы

Согласно требованиям ФГОС цель программы должна быть в разностороннем развитии ребенка и подготовке к школе. На этапе распределения программы нужно правильно скомбинировать самостоятельную работу с групповой и учесть все основные направления развития. Одноразовые задачи, такие как родительские собрания или подготовку к праздникам, лучше вынести в отдельный список.

Пример таблицы по распределению программы:

Распределение учебной нагрузки в ДОО_таблица

Учебная программа состоит из 4-х основных направлений развития. Во время занятий любого направления воспитатель следит, чтобы все дети были увлечены и никто не скучал.

Физическое развитие

Главная задача физического развития - сделать детей подвижными. Попутно дети развивают координацию, силу, скорость и овладевают основными движениями. Заполняя раздел циклограммы о физическом развитии, нужно включить утреннюю зарядку, упражнения и активные игры после обеда. Что касается самостоятельного развития, не забудьте добавить в план одиночные спортивные игры, например, катание на велосипеде или на санках.

Социально-личностное развитие

Основная задача социально-личностного развития научить детей общепринятым нормам поведения, общению с другими ребятами и со взрослыми, а также сформировать ценность к собственному и чужому труду.

Чтобы развивать детей в этом направлении, воспитатели:

  • дают детям поручения и назначают на дежурства,
  • проводят индивидуальные и совместные игры, типа “Море волнуется раз”,
  • просят детей о помощи в расстановке инвентаря,
  • проводят беседы, подчеркивая пользу режимных моментов,
  • побуждают общаться с другими ребятами.

Познавательно-речевое развитие

Занимаясь познавательно-речевым направлением дети учатся взаимодействовать с окружающим миром - наблюдают за природой, развивают любопытство, общаются с ребятами и формируют собственную картину мира. Задача воспитателя - побудить детей разговаривать и поддержать интерес к внешнему миру.

Включите в циклограмму следующие задачи:

  • найти отличия на рисунках,
  • посмотреть и обсудить мультики,
  • поиграть в формате диалога и обсуждений.

Не забудьте добавить самостоятельные занятия для детей, чтобы они читали короткие стихи или собирали пазлы, разрисовывали “умные раскраски” или играли в настольные развивающие игры. Кроме групповых и самостоятельных занятий в развитии речи важен индивидуальный диалог с воспитателем. В циклограмме вы указываете тему и цель беседы. Например, поговорить с ребенком о его семье, о растениях, о друзьях, об одежде.

Художественно-эстетическое развитие

Музыка, рисование и чтение помогают ребенку развивать творчество и выражать себя через искусство.

В циклограмме должны быть:

  • игра на бубне, колокольчиках, небольшом барабане,
  • лепка и аппликации,
  • танцы и пение, прослушивание музыки,
  • рисование и конструирование.

Художественно-эстетическое развитие должно проходить как в группе, так и во время индивидуальных занятий.

Все совместить

Когда вы составили режим дня и расписали учебную программу, у вас есть вся информация для составления циклограммы.

Форма итоговой циклограммы может выглядеть следующим образом:

Пример циклограммы в ДОО таблица

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по "звездной" шкале ниже, где 5 звезд - очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Циклограмма – это документ, который помогает спланировать и скоординировать действия работников ДОУ.

Циклограмма – это так же и документ, который регламентирует деятельность воспитателя в строго определенной последовательности и временных границах. Преимущество циклограммы состоит в том, что она имеет четкую структуру и последовательность.

ВложениеРазмер
v_praktike_raboty_vospitatelya.docx 38.83 КБ

Предварительный просмотр:

В практике работы воспитателя
ГБДОУ центр развития ребёнка
детский сад № 38 Красносельского района
Санкт-Петербурга
Малиновой Н.В.

Варианты циклограмм проектов в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации.

В практике работы воспитателя
ГБДОУ центр развития ребёнка
детский сад № 38 Красносельского района
Санкт-Петербурга
Малиновой Н.В.

Варианты циклограмм проектов в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации.

Циклограмма – это документ, который помогает спланировать и скоординировать действия работников ДОУ.

Циклограмма – это так же и документ, который регламентирует деятельность воспитателя в строго определенной последовательности и временных границах. Преимущество циклограммы состоит в том, что она имеет четкую структуру и последовательность.

Пример циклограммы проекта для старшей группы "Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности"

Тип проекта: познавательно-творческий

Автор проекта: Малинова Н.В., воспитатель

Участники проекта: дети 5-6 лет, родители, воспитатели

Актуальность выбранной темы

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Занятия изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что благоприятно влияет на его интерес к работе с уже традиционными средствами изобразительной деятельности.

Цель проекта: развить творческие способности детей средствами нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

  1. Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
  2. Разнообразить изобразительную деятельность детей, внести новые и необычные для детей способы выполнения работы.
  3. Развивать эстетическое мировосприятие, воспитывать художественный вкус.
  4. Развивать фантазию, творческое мышление и воображение.
  5. Развивать точные движения руки и мелкую моторику пальцев.
  6. Воспитывать зрительную культуру.
  7. Развивать индивидуальность.

- Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний онетрадиционных способах изодеятельности;

- Повышение активности каждого ребёнка - участника проектав использовании нетрадиционных техник и материалов в самостоятельной деятельности;

- Проявление устойчивого интереса к изобразительной деятельности у детей;

- Развитие сенсорных умений, мелкой моторики;

Ресурсное обеспечение проекта:

3. Гусакова М. "Материалы и оборудование для занятий изодеятельностью. " // Дошкольное воспитание - 1995 - №2.

План реализации проекта

I этап. Организационный.

1. Постановка проблемы, определение цели и задач деятельности.

2 . Изучение и подбор методической литературы, иллюстрированного материал по данной теме;

3 . Подбор материалов для работы с детьми (презентации, стихи, загадки)

II этап. Практический

Непосредственная образовательная деятельность

развитие. Социально-коммуникативное развитие.

Познакомить детей с новой техникой получения изображения: отпечатки половинкой яблока.

развитие. Социально-коммуникативное развитие.

Чтение рассказа В.

Пластилинография с использованием семян подсолнечника "Ёжик"

Продолжать учить отличать домашних животных от диких.Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоцио­

нальную отзывчивость на красоту осени.

Учить рисовать методом тычка, закреплять умение держать кисть; углублять представления о цвете и геометрических формах(круг, овал, треугольник); воспитывать любовь ко всему живому.

Учить детей лепить объемную форму (овал), вытягивать и заострять одну сторону, формируя часть будущей работы

Раскрыть творческий потенциал детей.

развитие. Социально-коммуникативное развитие.

Расширять и обобщать знания детей о синицах и зимующих птицах;

Развивать речевую активность детей при описании зимующих птиц.

Воспитывать привычку заботиться о зимующих птицах.

Познакомить детей с новой техникой аппликации (техника торцевания)

Развивать мелкую моторику, творческие способности, воспитывать старание, желание работать аккуратно.

развитие. Социально-коммуникативное развитие.

Наблюдение за птицами на участке детского сада.

Продолжать расширять знания детей о птицах, об их жизни, об особенностях внешнего вида, повадках, роли человека в жизни зимующих птиц. Развивать интерес к жизни птиц. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.

Познакомить детей с новой техникой получения изображения с помощью ниток .

развитие. Социально-коммуникативное развитие.

Наблюдение за погодой.

Рисование солью "Морозные узоры"

Расширить представление детей о характерных признаках зимы; её народных приметах; закрепить названия зимних месяцев.

Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации солью.

развитие. Социально-коммуникативное развитие.

Рассматривание картинок с комнатными цветами.

Уточнить и расширить представления о комнатных растениях.

Правильно передавать строение растения: высота растения, форма листьев, расположение цветков.

Учить передавать величину горшка относительно самого растения.

Закреплять умение делать наброски простым карандашом.

Передавать формы цветов с помощью нетрадиционной техники рисования ( пуантилизм).

развитие. Социально-коммуникативное развитие.

Рассматривание иллюстраций, книг об обитателях моря.

Загадывание загадок о морских жителях.

Д/и "Подводный мир" на фланелеграфе.

Изготовление аквариума своими руками.

Совершенствовать знания детей о подводном мире. Учить создавать образ,

красок, набрызг и

печать по трафарету.

рисовании с помощью

развитие. Социально-коммуникативное развитие.

Рассматривание иллюстраций, книг,

загадывание загадок о насекомых.

(Рисование на камнях)

Уточнить знания детей о насекомых.Развивать бережное отношение к природе, интерес к окружающему миру.

Познакомить детей с новой техникой монотипии.

мышление.Учить детей создавать художественный образ на основе природных форм. Познакомить с разными приемами рисования на камешках разной формы. Совершенствовать изобразительную технику. Развивать воображение.

развитие. Социально-коммуникативное развитие.

Восковые мелки + акварель.

Продолжать знакомить детей с событиями Великой Отечественной войны.

Воспитывать чувство любви к Родине. Привить детям чувство гордости за героизм нашего народа, единения с людьми в борьбе за мир.

циклограмма деятельности воспитателя

Работа воспитателя детского сада предполагает четкое и грамотное планирование всего учебного и воспитательного процесса. При этом приходится учитывать множество различных факторов, включающих в себя специфику каждого возраста воспитанников, уровень обучаемости и внимательности конкретного ребенка, необходимость использования большого количества разнообразных методов воспитания и обучения в течение одного дня. В этом случае на помощь приходит циклограмма деятельности воспитателя ДОУ по ФГОС. С ее помощью каждый воспитатель сможет распланировать свою работу таким образом, чтобы она соответствовала возрасту детей в группе, вмещала в себя необходимый объем знаний, не перегружала детей, способствовала качественному образованию и воспитанию, соответствуя при этом требованиям передовой педагогической науки.

Что такое циклограмма

что такое циклограмма

Изначально термин был предложен в позапрошлом веке для исследования движений.

В применении к педагогике циклограммой называют одну из форм планирования образовательного и воспитательного процесса в детском учреждении. Она применяется и в детских дошкольных учреждениях (садах, детдомах, интернатах, специализированных заведениях), и в школах.

Составляется циклограмма своей деятельности специалистами разного типа и уровня, то есть от младшего воспитателя до старшего и так вплоть до администрации ДОУ и профильных специалистов – дефектологов, логопедов, психологов, предметников и так далее.

Циклограмма может быть рассчитана на работу в течение различных временных отрезков. Если в документе планируются мероприятия на разное время, то она может иметь вид списка. При этом в нее сначала вносятся виды ежедневной деятельности воспитателя, а затем уже идет список мероприятий, проводящихся каждую неделю, и так далее. Если в циклограмме планируется еженедельная работа воспитателя, то она должна иметь вид таблицы.

Циклограмма деятельности воспитателя с детьми является опорной частью составления всей остальной плановой документации. На ее базе компонуется рабочая программа, она помогает в грамотном, четком составлении календарного плана, помогает экономить время на работу с документами.

Циклограмма воспитателя детского сада

циклограмма воспитателя детского сада

У циклограммы есть очень важная и ценная для работников детского сада особенность – она помогает связать различные виды деятельности с цикличностью, то есть соединяет необходимость следования режиму дня с требованиями учебной программы.

Циклограмма является общим планом организации деятельности воспитанников детского дошкольного учреждения в течение выделенного отрезка времени. Она разрабатывается и составляется для каждой возрастной группы, так как должна учитывать особенности возраста воспитанников и их способность к усвоению материала.

Циклограмма представляет собой таблицу, в которой заголовками по горизонтали указаны дни недели, а слева по вертикали – отрезки времени, выделенные на выполнение тех или иных действий, то есть утро, первая половина дня, вторая половина дня и вечер. Каждая их получившихся ячеек включает в себя виды деятельности, которая запланирована и должна проводиться в обозначенный день недели и время суток.

Такой простой и очень эффективный способ позволяет воспитателю при минимальной трате свободного времени и сил максимально грамотно и функционально распланировать свою работу с детьми на целую неделю.

С учетом того, что таблица составляется для каждого отдельного возраста, циклограмма деятельности воспитателя младшей группы будет отличаться от документов педагогов, работающих в других возрастных группах. Здесь будет предусмотрено намного больше игр, так как малыши в основном получают обучение в игровой форме в силу особенностей своей психики и невозможности длительное время удерживать внимание на одном объекте изучения.

Циклограмма деятельности воспитателя средней группы будет учитывать особенности детей этого возраста и больше ориентироваться на формирование свободной, творческой личности, а при работе со старшей группой в планировании необходимо уделять повышенное внимание подготовке воспитанников к школе.

Но составление такого документа не ограничивается исключительно планированием рабочего дня воспитателей разных групп. Циклограмма может и должна применяться при планировании разных типов деятельности. Например, циклограмма деятельности младшего воспитателя включает в себя как обучающую и воспитательную работу, так и чисто технические обязанности по соблюдению своих должностных обязанностей. Это означает, что в документе должны быть отражены все моменты по уборке и уходу за воспитанниками в привязке к конкретному временному периоду.

В работе воспитателей и других специалистов ДОУ планирование и составление документов играет огромную роль. Использование циклограмм помогает систематизировать и грамотно распределить различные этапы обучения по времени, сделать их более интересными для воспитанников. Для воспитателя циклограмма – неоценимый помощник в планировании, простой и понятный инструмент, способ контроля своих действий.

Одна из самых важных функций заведующей ДОУ — правильное распределение обязанностей между членами административной команды. От этого во многом зависит эффективность деятельности образовательного учреждения.

Кто входит в административную команду? Работники ДОУ, осуществляющие управленческие функции: заместитель заведующего по воспитательно­образовательной работе или старший воспитатель, заместитель заведующего по административно­хозяйственной работе, старшая медицинская сестра, главный бухгалтер.

Для того чтобы команда работала эффективно, необходимо четкое взаимодействие всех ее членов, способных к реализации основных командных ролей и вместе с тем сохранивших разнообразие личностных качеств и талантов. Сохранение команды зависит от сохранения ее баланса, духа, динамики, планирования хорошо продуманных встреч, обеспечение хорошей коммуникации, при этом у каждого члена команды есть свои полномочия.

Как было раньше? В начале учебного года заведующий ДОУ, фактически переписав прошлогодний приказ, определяет, кто из его заместителей за что отвечает. Практика показывает, что такое механическое переписывание в лучшем случае обеспечивало лишь стабильность в функционировании ДОУ.

Мы поставили перед собой задачу перехода в состояние единой управленческой команды и определили функциональные обязанности административной команды с учетом всех направлений деятельности ДОУ как целостной образовательной системы.

Читайте также: