Что такое цифровая информация кратко

Обновлено: 02.07.2024

Информацию можно классифицировать разными способами, и разные науки делают это по-разному. Каждая наука, занимающаяся вопросами, связанными с информацией, вводит свою систему классификации.

Для информатики самым главным вопросом является то, каким образом используются средства вычислительной техники для создания, хранения, обработки и передачи информации, поэтому у информатики особый подход к классификации информации. В информатике отдельно рассматривают аналоговую информацию и цифровую. Это важно, поскольку человек благодаря своим органам чувств привык иметь дело с аналоговой информацией, а вычислительная техника, наоборот, в основном работает с цифровой информацией.

Человек так устроен, что воспринимает информацию с помощью органов чувств.

Свет, звук и тепло — это энергетические сигналы, а вкус и запах — это результат воздействия химических соединений, в основе которого тоже энергетическая природа. Человек испытывает энергетические воздействия непрерывно и может никогда не встретиться с одной и той же их комбинацией дважды. Мы не найдем двух одинаковых зеленых листьев на одном дереве и не услышим двух абсолютно одинаковых звуков — это информация аналоговая. Если же разным цветам дать номера, а разным звукам — ноты, то аналоговую информацию можно превратить в цифровую.

Музыка, когда мы ее слышим, несет аналоговую информацию, но стоит только записать ее нотами, как она становится цифровой.

Разница между аналоговой информацией и цифровой прежде всего в том, что аналоговая информация непрерывна, а цифровая — дискретна. Если у художника в палитре только одна зеленая краска, то непрерывную бесконечность зеленых цветов листьев он передаст очень грубо и все деревья на картине будут иметь одинаковый цвет. Если у художника три разные зеленые краски, то передача цвета уже будет чуть более точной. Для большей точности передачи аналоговой информации о живой природе художники смешивают разные краски и получают большое количество оттенков.

Таким образом, классификацию видов информатики можно представить в виде следующей схемы:


Процессы, связанные с поиском, хранением, передачей, обработкой и использованием информации, называются информационными процессами.

Теперь остановимся на основных информационных процессах.

1. Поиск.
Поиск информации - это извлечение хранимой информации.
Методы поиска информации:

· непосредственное наблюдение;

· общение со специалистами по интересующему вас вопросу;

· чтение соответствующей литературы;

· просмотр видео, телепрограмм;

· прослушивание радиопередач, аудиокассет;

· работа в библиотеках и архивах;

· запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных;

Понять, что искать, столкнувшись с той или иной жизненной ситуацией, осуществить процесс поиска - вот умения, которые становятся решающими на пороге третьего тысячелетия.

2. Сбор и хранение.
Сбор информации не является самоцелью. Чтобы полученная информация могла использоваться, причем многократно, необходимо ее хранить.
Хранение информации - это способ распространения информации в пространстве и времени.
Способ хранения информации зависит от ее носителя (книга- библиотека, картина- музей, фотография- альбом).
ЭВМ предназначен для компактного хранения информации с возможностью быстрого доступа к ней.
Информационная система - это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска и размещения и выдачи информации. Наличие таких процедур- главная особенность информационных систем, отличающих их от простых скоплений информационных материалов. Например, личная библиотека, в которой может ориентироваться только ее владелец, информационной системой не является. В публичных же библиотеках порядок размещения книг всегда строго определенный. Благодаря ему поиск и выдача книг, а также размещение новых поступлений представляет собой стандартные, формализованные процедуры.


4. Обработка.
Обработка информации - преобразование информации из одного вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам.

ИНФОРМАТИКА – техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, обработки и передачи информации средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.

В англоязычных странах применяют термин computer science – компьютерная наука.

Теоретической основой информатики является группа фундаментальных наук таких как: теория информации, теория алгоритмов, математическая логика, теория формальных языков и грамматик, комбинаторный анализ и т.д. Кроме них информатика включает такие разделы, как архитектура ЭВМ, операционные системы, теория баз данных, технология программирования и многие другие. Важным в определении информатики как науки является то, что с одной стороны, она занимается изучением устройств и принципов действия средств вычислительной техники, а с другой – систематизацией приемов и методов работы с программами, управляющими этой техникой.

Информационная технология – это совокупность конкретных технических и программных средств, с помощью которых выполняются разнообразные операции по обработке информации во всех сферах нашей жизни и деятельности. Иногда информационную технологию называют компьютерной технологией или прикладной информатикой.

Информация аналоговая и цифровая.

Информацию можно классифицировать разными способами, и разные науки это делают по-разному. Например, в философии различают информацию объективную и субъективную. Объективная информация отражает явления природы и человеческого общества. Субъективная информация создается людьми и отражает их взгляд на объективные явления.

В информатике отдельно рассматривается аналоговая информация и цифровая. Это важно, поскольку человек благодаря своим органам чувств, привык иметь дело с аналоговой информацией, а вычислительная техника, наоборот, в основном, работает с цифровой информацией.

Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств. Свет, звук, тепло – это энергетические сигналы, а вкус и запах – это результат воздействия химических соединений, в основе которого тоже энергетическая природа. Человек испытывает энергетические воздействия непрерывно и может никогда не встретиться с одной и той же их комбинацией дважды. Нет двух одинаковых зеленых листьев на одном дереве и двух абсолютно одинаковых звуков – это информация аналоговая. Если же разным цветам дать номера, а разным звукам – ноты, то аналоговую информацию можно превратить в цифровую.

Музыка, когда ее слушают, несет аналоговую информацию, но если записать ее нотами, она становится цифровой.

Разница между аналоговой информацией и цифровой, прежде всего, в том, что аналоговая информация непрерывна, а цифровая дискретна.

К цифровым устройствам относятся персональные компьютеры – они работают с информацией, представленной в цифровой форме, цифровыми являются и музыкальные проигрыватели лазерных компакт дисков.

Кодирование информации.

Кодирование информации – это процесс формирования определенного представления информации.

Аналогично на компьютере можно обрабатывать текстовую информацию. При вводе в компьютер каждая буква кодируется определенным числом, а при выводе на внешние устройства (экран или печать) для восприятия человеком по этим числам строятся изображения букв. Соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов.

Как правило, все числа в компьютере представляются с помощью нулей и единиц (а не десяти цифр, как это привычно для людей). Иными словами, компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления, поскольку при этом устройства для их обработки получаются значительно более простыми.

Единицы измерения информации. Бит. Байт.

Бит – наименьшая единица представления информации. Байт – наименьшая единица обработки и передачи информации.

Единица измерения информации называется бит (bit) – сокращение от английских слов binary digit, что означает двоичная цифра.

В компьютерной технике бит соответствует физическому состоянию носителя информации: намагничено – не намагничено, есть отверстие – нет отверстия. При этом одно состояние принято обозначать цифрой 0, а другое – цифрой 1. Выбор одного из двух возможных вариантов позволяет также различать логические истину и ложь. Последовательностью битов можно закодировать текст, изображение, звук или какую-либо другую информацию. Такой метод представления информации называется двоичным кодированием (binary encoding).

В информатике часто используется величина, называемая байтом (byte) и равная 8 битам. И если бит позволяет выбрать один вариант из двух возможных, то байт, соответственно, 1 из 256 (2 8 ). Наряду с байтами для измерения количества информации используются более крупные единицы:

1 Кбайт (один килобайт) = 2\up1210 байт = 1024 байта;

1 Мбайт (один мегабайт) = 2\up1210 Кбайт = 1024 Кбайта;

1 Гбайт (один гигабайт) = 2\up1210 Мбайт = 1024 Мбайта.

Например, книга содержит 100 страниц; на каждой странице – 35 строк, в каждой строке – 50 символов. Объем информации, содержащийся в книге, рассчитывается следующим образом:

1750 × 100 = 175 000 байт.

175 000 / 1024 = 170,8984 Кбайт.

170,8984 / 1024 = 0,166893 Мбайт.

Файл. Форматы файлов.

Файл – наименьшая единица хранения информации, содержащая последовательность байтов и имеющая уникальное имя.

Основное назначение файлов – хранить информацию. Они предназначены также для передачи данных от программы к программе и от системы к системе. Другими словами, файл – это хранилище стабильных и мобильных данных. Но, файл – это нечто большее, чем просто хранилище данных. Обычно файл имеет имя, атрибуты, время модификации и время создания.

Файловая структура представляет собой систему хранения файлов на запоминающем устройстве, например, на диске. Файлы организованы в каталоги (иногда называемые директориями или папками). Любой каталог может содержать произвольное число подкаталогов, в каждом из которых могут храниться файлы и другие каталоги.

Способ, которым данные организованы в байты, называется форматом файла.

Для того чтобы прочесть файл, например, электронной таблицы, нужно знать, каким образом байты представляют числа (формулы, текст) в каждой ячейке; чтобы прочесть файл текстового редактора, надо знать, какие байты представляют символы, а какие шрифты или поля, а также другую информацию.

Все файлы условно можно разделить на две части – текстовые и двоичные.

Такие языки, как китайский, содержат значительно больше 256 символов, поэтому для кодирования каждого из них используют несколько байтов. Для экономии места зачастую применяется следующий прием: некоторые символы кодируются с помощью одного байта, в то время как для других используются два или более байтов. Одной из попыток обобщения такого подхода является стандарт Unicode, в котором для кодирования символов используется диапазон чисел от нуля до 65 536. Такой широкий диапазон позволяет представлять в численном виде символы языка любого уголка планеты.

Но чисто текстовые файлы встречаются все реже. Документы часто содержат рисунки и диаграммы, используются различные шрифты. В результате появляются форматы, представляющие собой различные комбинации текстовых, графических и других форм данных.

Двоичные файлы, в отличие от текстовых, не так просто просмотреть, и в них, обычно, нет знакомых слов – лишь множество непонятных символов. Эти файлы не предназначены непосредственно для чтения человеком. Примерами двоичных файлов являются исполняемые программы и файлы с графическими изображениями.

Примеры двоичного кодирования информации.

Среди всего разнообразия информации, обрабатываемой на компьютере, значительную часть составляют числовая, текстовая, графическая и аудиоинформация. Познакомимся с некоторыми способами кодирования этих типов информации в ЭВМ.

Кодирование чисел.

Есть два основных формата представления чисел в памяти компьютера. Один из них используется для кодирования целых чисел, второй (так называемое представление числа в формате с плавающей точкой) используется для задания некоторого подмножества действительных чисел.

Множество целых чисел, представимых в памяти ЭВМ, ограничено. Диапазон значений зависит от размера области памяти, используемой для размещения чисел. В k-разрядной ячейке может храниться 2 k различных значений целых чисел.

Чтобы получить внутреннее представление целого положительного числа N, хранящегося в k-разрядном машинном слове, нужно:

1) перевести число N в двоичную систему счисления;

2) полученный результат дополнить слева незначащими нулями до k разрядов.

Например, для получения внутреннего представления целого числа 1607 в 2-х байтовой ячейке число переводится в двоичную систему: 160710 = 110010001112. Внутреннее представление этого числа в ячейке имеет вид: 0000 0110 0100 0111.

Для записи внутреннего представления целого отрицательного числа (–N) нужно:

1) получить внутреннее представление положительного числа N;

2) получить обратный код этого числа, заменяя 0 на 1 и 1 на 0;

3) полученному числу прибавить 1 к полученному числу.

Внутреннее представление целого отрицательного числа –1607. С использованием результата предыдущего примера и записывается внутреннее представление положительного числа 1607: 0000 0110 0100 0111. Обратный код получается инвертированием: 1111 1001 1011 1000. Добавляется единица: 1111 1001 1011 1001 – это и есть внутреннее двоичное представление числа –1607.

Формат с плавающей точкой использует представление вещественного числа R в виде произведения мантиссы m на основание системы счисления n в некоторой целой степени p, которую называют порядком: R = m * n p .

Представление числа в форме с плавающей точкой неоднозначно. Например, справедливы следующие равенства:

12,345 = 0,0012345 × 10 4 = 1234,5 × 10 -2 = 0,12345 × 10 2

Чаще всего в ЭВМ используют нормализованное представление числа в форме с плавающей точкой. Мантисса в таком представлении должна удовлетворять условию:

0,1p Ј m 8 = 256. Но 8 бит составляют один байт, следовательно, двоичный код каждого символа занимает 1 байт памяти ЭВМ.

Для разных типов ЭВМ и операционных систем используются различные таблицы кодировки, отличающиеся порядком размещения символов алфавита в кодовой таблице. Международным стандартом на персональных компьютерах является уже упоминавшаяся таблица кодировки ASCII.

Принцип последовательного кодирования алфавита заключается в том, что в кодовой таблице ASCII латинские буквы (прописные и строчные) располагаются в алфавитном порядке. Расположение цифр также упорядочено по возрастанию значений.

Стандартными в этой таблице являются только первые 128 символов, т. е. символы с номерами от нуля (двоичный код 00000000) до 127 (01111111). Сюда входят буквы латинского алфавита, цифры, знаки препинания, скобки и некоторые другие символы. Остальные 128 кодов, начиная со 128 (двоичный код 10000000) и кончая 255 (11111111), используются для кодировки букв национальных алфавитов, символов псевдографики и научных символов.

Кодирование графической информации.

В видеопамяти находится двоичная информация об изображении, выводимом на экран. Почти все создаваемые, обрабатываемые или просматриваемые с помощью компьютера изображения можно разделить на две большие части – растровую и векторную графику.

Растровые изображения представляют собой однослойную сетку точек, называемых пикселами (pixel, от англ. picture element). Код пиксела содержит информации о его цвете.

Для черно-белого изображения (без полутонов) пиксел может принимать только два значения: белый и черный (светится – не светится), а для его кодирования достаточно одного бита памяти: 1 – белый, 0 – черный.

Пиксел на цветном дисплее может иметь различную окраску, поэтому одного бита на пиксел недостаточно. Для кодирования 4-цветного изображения требуются два бита на пиксел, поскольку два бита могут принимать 4 различных состояния. Может использоваться, например, такой вариант кодировки цветов: 00 – черный, 10 – зеленый, 01 – красный, 11 – коричневый.

На RGB-мониторах все разнообразие цветов получается сочетанием базовых цветов – красного (Red), зеленого (Green), синего (Blue), из которых можно получить 8 основных комбинаций:

R R
G G
B B
цвет цвет
0 1
0 0
0 0
черный красный
0 1
0 0
1 1
синий розовый
0 1
1 1
0 0
зеленый коричневый
0 1
1 1
1 1
голубой белый

Разумеется, если иметь возможность управлять интенсивностью (яркостью) свечения базовых цветов, то количество различных вариантов их сочетаний, порождающих разнообразные оттенки, увеличивается. Количество различных цветов – К и количество битов для их кодировки – N связаны между собой простой формулой: 2 N = К.

В противоположность растровой графике векторное изображение многослойно. Каждый элемент векторного изображения – линия, прямоугольник, окружность или фрагмент текста – располагается в своем собственном слое, пикселы которого устанавливаются независимо от других слоев. Каждый элемент векторного изображения является объектом, который описывается с помощью специального языка (математических уравнения линий, дуг, окружностей и т.д.) Сложные объекты (ломаные линии, различные геометрические фигуры) представляются в виде совокупности элементарных графических объектов.

Объекты векторного изображения, в отличие от растровой графики, могут изменять свои размеры без потери качества (при увеличении растрового изображения увеличивается зернистость).

Кодирование звука.

Из физики известно, что звук – это колебания воздуха. Если преобразовать звук в электрический сигнал (например, с помощью микрофона), то видно плавно изменяющееся с течением времени напряжение. Для компьютерной обработки такой – аналоговый – сигнал нужно каким-то образом преобразовать в последовательность двоичных чисел.

Делается это, например, так – измеряется напряжение через равные промежутки времени и полученные значения записываются в память компьютера. Этот процесс называется дискретизацией (или оцифровкой), а устройство, выполняющее его – аналого-цифровым преобразователем (АЦП).

Чтобы воспроизвести закодированный таким образом звук, нужно сделать обратное преобразование (для этого служит цифро-аналоговый преобразователь – ЦАП), а затем сгладить получившийся ступенчатый сигнал.

Чем выше частота дискретизации и чем больше разрядов отводится для каждого отсчета, тем точнее будет представлен звук, но при этом увеличивается и размер звукового файла. Поэтому в зависимости от характера звука, требований, предъявляемых к его качеству и объему занимаемой памяти, выбирают некоторые компромиссные значения.

Описанный способ кодирования звуковой информации достаточно универсален, он позволяет представить любой звук и преобразовывать его самыми разными способами. Но бывают случаи, когда выгодней действовать по-иному.

Издавна используется довольно компактный способ представления музыки – нотная запись. В ней специальными символами указывается, какой высоты звук, на каком инструменте и как сыграть. Фактически, ее можно считать алгоритмом для музыканта, записанным на особом формальном языке. В 1983 ведущие производители компьютеров и музыкальных синтезаторов разработали стандарт, определивший такую систему кодов. Он получил название MIDI.

Конечно, такая система кодирования позволяет записать далеко не всякий звук, она годится только для инструментальной музыки. Но есть у нее и неоспоримые преимущества: чрезвычайно компактная запись, естественность для музыканта (практически любой MIDI-редактор позволяет работать с музыкой в виде обычных нот), легкость замены инструментов, изменения темпа и тональности мелодии.

Есть и другие, чисто компьютерные, форматы записи музыки. Среди них – формат MP3, позволяющий с очень большим качеством и степенью сжатия кодировать музыку, при этом вместо 18–20 музыкальных композиций на стандартном компакт-диске (CDROM) помещается около 200. Одна песня занимает, примерно, 3,5 Mb, что позволяет пользователям сети Интернет легко обмениваться музыкальными композициями.

Компьютер – универсальная информационная машина.

Одно из основных назначений компьютера – обработка и хранение информации. С появлением ЭВМ стало возможным оперировать немыслимыми ранее объемами информации. В электронную форму переводят библиотеки, содержащие научную и художественную литературы. Старые фото- и кино-архивы обретают новую жизнь в цифровой форме.

Как звали математика, который в 19 лет решил задачу, не поддававшуюся усилиям лучших геометров со времен Евклида?

Сегодня цифровая информация обращается во всех сферах человеческой деятельности. Без нее немыслимо функционирование и развитие таких важнейших сфер деятельности человека, как строительство и энергетика, медицина и образование, искусство и культура, безопасность и охрана, политика и управление и т.

выступают осуществляемые в цифровой форме коммерческие операции и сделки между организациями и физическими лицами. Осуществляемые в цифровой форме операции означают любые деловые операции с использованием цифровых технологий [4] .

Современные возможности обращения цифровой информации порождают все новые виды преступлений, направленных на завладение и манипулирование ей.

До конца 2011 г. в отечественном законодательстве не только не было определения компьютерной информации, но и отсутствовал единый понятийный аппарат в сфере информационных технологий, что препятствовало нормальному развитию информационной индустрии. Так, Ю. А. Угланов указывает, что в российском законодательстве до сих пор отсутствует четкий понятийный аппарат, касающийся информации и информационного обмена. Это дает,

в свою очередь, возможность манипулировать понятиями, вводить в заблуждение суд и уходить от ответственности. Если рассматривать подробнее нормативно- правовые акты России, то видно явное расхождение в понятиях и отсутствие четких определений, особенно в научных понятиях и технических терминах в нормативно-правовых актах, ГОСТах и иной технической литературе [8] .

Указанная пробельность отмечена В. А. Васильевым. Он указывает, что традиция постоянного внесения изменений в действующие нормативные акты характеризуется тем, что изменения запаздывают или решают проблему лишь частично, в результате чего в законодательстве множатся правовые коллизии [9] .

Как нам представляется, в этих предложениях и замечаниях есть серьезное рациональное зерно, требующее скорейшего решения и развития.

К аналогичным выводам приходит Л. А. Букалерова, предлагающая систематизировать и унифицировать терминологию в сфере уголовно-правовой охраны информации, употребляемую в Гражданском и Уголовном кодексах [10] .

Автор считает, что отсутствие систематизации норм, регулирующих всю совокупность охраняемой уголовным законом информации, отрицательно сказывается на процессе их применения [11] .

В 2010 году Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект №404613-5 Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального

Вскоре принятый Федеральный закон от 11 июля 2011 г. № 200-ФЗ [13] привел к единообразию положения законодательных актов России, затрагивающих данные вопросы. Принятие закона обусловлено существенными изменениями понятийного аппарата, используемого законодательством Российской Федерации в сфере информационных технологий.

е. в основу распространения информации могут быть положены световые, а не электрические сигналы [16] .

Проведем исторический анализ определения компьютерной информации как предмета преступления.

В. Б. Вехов верно отметил, что отсутствие четкого уголовно-правового определения компьютерной информации, единого понимания ее сущности как предмета преступного посягательства значительно затрудняет выработку общей концепции борьбы с компьютерными преступлениями [17] .

Аналогичную точку зрения высказывает и М. В. Старичков [19] , который под компьютерной информацией понимает зафиксированные на материальном носителе сведения, представленные в виде, пригодном для обработки с использованием компьютерных устройств, и предназначенные для использо­вания в таких устройствах.

Более того, Н. А. Сивицкая считает, что уголовно-правовой защите помимо собственно сведений должна подлежать информация в виде баз данных и программ [21] . Аналогичной позиции придерживается и Р. М. Айсанов [22] .

представляют определенный научный интерес и научную ценность.

Так, А. В. Геллер, исследуя уголовно-правовые аспекты обеспечения защиты электронной информации, приходит к выводу, что электронная информация в рамках состава преступления представляет различные ее элементы (предмет и способ совершения преступления) [25] .

к. можно говорить только о цифровом устройстве [29] . Считаем, с этой точкой зрения следует согласиться.

По мнению О. С. Герасимовой, не существует информации вообще, на каких бы носителях она не закреплялась, и с помощью каких бы технических средств она не хранилась и не передавалась. Это чисто теоретическое понятие. Практически существуют сведения конкретного содержания [31] .

На наш взгляд, предметом преступления, посягающего на информацию в телекоммуникационных устройствах, их системах и сетях, следует признавать не компьютерную, а цифровую информацию.

Под информацией в цифровой форме понимается информация в виде цифровой последовательности сигналов.

По нашему мнению, оригинальным и, в свою очередь, простым и точным представляется определение компьютерной информации, изложенное

В. Б. Веховым, который предлагает под ней понимать сведения, находящиеся в памяти ЭВМ [34] .

Кроме того, В. Б. Вехов указывает на основания классификации компью­терной информации как предмета совершения преступления:

- по юридическому положению (документированная и недокументиро­ванная);

-по категории доступности (общедоступная либо охраняемая законом - конфиденциальная информация или государственная тайна);

Как отмечает И. А. Юрченко, особенностью информации является то, что ее невозможно представить без какой-либо материальной основы, она является атрибутом (свойством) материи и неотделима от нее. Даже тогда, когда информация отражается сознанием человека, она существует лишь в единстве с определенными нейрофизиологическими процессами, т. е. имеет свой материальный носитель [36] .

Под цифровыми объектами понимаются информационно-программные продукты и другие результаты интеллектуальной деятельности, получаемые и используемые главным образом или исключительно в электронном (цифровом)

Следует отметить, что по такому принципу работают все современные информационно-телекоммуникационные системы. Основным преимуществом такого подхода является легкость восстановления цифровой информации по сравнению с аналоговой при сбоях связи. Также цифровая информация менее подвержена искажению во время передачи. Кроме того, обмен данными в основном производится между двумя и более компьютерами, между компьютерами и цифровыми устройствами, а также между цифровыми устройствами в ИТКС. Подобные цифровые устройства лучше обслуживаются цифровыми каналами связи [43] .

Также представляется, что основным отличием цифровой информации от аналоговой информации является то, что первую можно без особых проблем

копировать сколь угодное количество раз. При этом качество оригинала не изменится и не пострадает, что нельзя сказать относительно аналоговой информации. Так, при ксерокопировании обычного печатного листа в несколько приемов качество каждого последующего листа будет хуже предыдущего.

Что же касается компьютерной информации, то законодатель определил, что она циркулирует только в компьютерных системах, которые, в свою очередь, являются элементами современных информационно-телекоммуникационных систем. Таким образом, можно констатировать, что компьютерная информация является разновидностью цифровой информации.

Следует отметить, что С. П. Кушниренко также видит решение данной проблемы в пересмотре понятия предмета посягательства, названного в гл. 28 УК РФ, и переходе к более общей его трактовке, а именно к понятию цифровой информации [44] , хотя и этот термин на сегодняшний день еще однозначно не определен.

Определение понятия цифровой информации в уголовном праве и правильное раскрытие ее содержания важны по нескольким обстоятельствам.

Прежде всего, для определения круга соответствующих преступных деяний и беспробельности правового регулирования. Так, посредством незаконного вмешательства в информационно-телекоммуникационные устройства, их системы и сети, в которых обращается цифровая информация, могут быть совершены преступления, предусмотренные ст. 105, 109, 119, 137, 138, 138.1, 146, 147, 155, 158, 159.1-159.6, 163, 165, 171, 174.1, 183, 187,207, 242, 242.1, 272-274, 275, 276, 282-284, 303, 306, 354 УК РФ.

С. П. Кушниренко предлагает понимать под цифровой информацией любую информацию, представленную в виде последовательности цифр, доступную для ввода, обработки, хранения, передачи с помощью технических устройств [45] .

По нашему мнению, предлагаемое С. П. Кушниренко определение

цифровой информации считать удачным в полной мере нельзя. Оно требует уточнения по следующим основаниям.

Во-первых, в нем ничего не говорится о технических средствах, предназначенных для ввода, обработки, хранения, передачи такой информации. Думается, что к таким средствам с технической точки зрения относятся разнообразные механические, электрические и другие устройства.

Во-вторых, нет необходимости указывать, в каком виде представлена цифровая информация, т. к. уже само название такой информации подразумевает ее цифровой вид.

Сходные позиции отражены в трудах А. Г. Волеводза, который отмечает, что вся информация в компьютерах представляется в виде последовательностей нолей и единиц, т. е. работа компьютера основана на двоичной системе счисления [46] .

Во-первых, такая информация проста в обрабатывании в информационно­телекоммуникационных устройствах независимо от их назначения, будь это персональный компьютер или сервер, мобильный телефон или планшетный компьютер, цифровая видеокамера или цифровой фотоаппарат.

Во-вторых, данная информация легко передается и обращается в информационно-телекоммуникационных устройствах, их системах и сетях.

В-третьих, эта информация легко создаваема и также легко уничтожаема.

В-четвертых, данная информация может постоянно находиться лишь в информационно-телекоммуникационном устройстве или же временно в каналах и сетях передачи информации.

В-пятых, этот вид информации модифицируется и копируется без особых трудностей.

Из диспозиции ст. 272 УК РФ (в редакции до внесения в УК РФ изменений Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ [47] ) следовало, что ответственность за НДКИ наступает лишь в случае, если информация находится на машинном носителе, в ЭВМ, системе или сети ЭВМ. По логике законодателя получалось, что компьютерная информация - это информация, находящаяся исключительно на машинном носителе, в ЭВМ, системе или сети ЭВМ.

Такое ограничение представляется не совсем верным, поскольку компьютерная информация могла находиться и в других устройствах, например, в мобильном телефоне.

С появлением современных беспроводных систем связи расширилась и сфера обращения информации. Поэтому в уточнении нуждается предмет преступления, предусмотренного ст. 272 УК РФ, - компьютерная информация, т. к. с технической точки зрения в современных информационно-телекомму­никационных системах обращается не компьютерная, а цифровая информация. Компьютерная информация является лишь подвидом цифровой информации.

Таким образом, предметом преступления, посягающего на информацию, обращающуюся в информационно-телекоммуникационных устройствах, их системах и сетях, следует признавать не компьютерную, а цифровую информацию.

Цифровая информация: как много мы ее создаем и где она хранится

Древние люди хранили информацию с помощью наскальных рисунков. Самые старые из них были сделаны 40 000 лет назад. В ходе эволюции и развития человечества, с зарождением первых языков и полноценной письменности, появились и новые варианты хранения информации, в частности фиксация данных на бумаге. Более чем на тысячу лет бумага оставалась главным накопителем информации.

Но за последние 150 лет ситуация кардинально изменилась. Человечество прогрессировало в эти годы куда стремительнее, чем раньше, и одним из важнейших изобретений в новейшей истории стала цифровая электроника.

С момента создания транзисторов в 1947 году и первого интегрированного микрочипа в 1956 жизнь людей принципиально поменялась. Человечество достигло невероятных результатов в плане развития компьютерных технологий, беспроводной связи, интернета, искусственного интеллекта, а вместе с тем медицины, генетики и космической отрасли.

Что не менее важно, цифровой прогресс повлек за собой изобретение новых видов накопителей данных, в частности компьютерных жестких дисков. Это изобретение значительно повлияло на подход людей к хранению и обработке информации. Переходным моментом стал 1996 год, когда цифровые носители стали дешевле в использовании, чем бумага.

Для хранения информации используются разные технологии. Самые распространенные: магнитные жесткие диски (HDD), оптические диски (CD, DVD, Blu-Ray) и полупроводниковые накопители (SSD, флеш-карты). Каждый вид по-своему важен и лучше остальных подходит для решения конкретных задач.

Полупроводниковые носители чаще используются в портативной электронике, на оптических дисках хранят медиаконтент (игры, музыку, кино), а магнитные накопители задействуют, когда нужно где-то содержать большой объем данных (на ПК и серверах в дата-центрах).

Серверы и дат-центры

Информации становится больше

В 2018 году общее количество информации в сети составило 33 зеттабайта, то есть 33 триллиона гигабайт. Это количество выросло до 59 зеттабайт в 2020 году. Специалисты предсказывают рост до не укладывающихся в голове 175 зеттабайт уже к 2025 году. Один зеттабайт равен 8 000 000 000 000 000 000 000 бит.

Цифровая информация

Где это все хранится?

Большая часть цифровой информации хранится в трех разных местах. Первое – все гаджеты и компьютеры на планете. Второе – крупные инфраструктуры (банки, государственные хранилища данных). Третье – дата-центры хостинг-провайдеров (AWS, Microsoft Azure, Timeweb и т.п.).

В мире существует как минимум 600 огромных дата-центров, каждый из которых насчитывает более 5000 серверов. 39% из них расположены в США, еще 30% в Китае, Японии, Великобритании, Германии и Австралии.

Самые крупные дата-центры находятся в Китае и США. Самый большой – China Telecom в Хух-Хото, его площадь составляет 994062 квадратных метров. На втором месте – The Citadel в Неваде, его площадь составляет 668901 квадратных метров, а энергопотребление – 815 мегаватт.

Каждый год люди строят десятки новых дата-центров, чтобы где-то хранить постоянно увеличивающийся объем информации. Если брать в расчет нынешние темпы, то через 150 лет количество бит на различных накопителях может превысить количество атомов на планете Земля. А через 110 лет на содержание дата-центров будет уходить столько же электроэнергии, сколько сейчас уходит на содержание всего человечества.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цифровая информация –это информация, хранение, передача и обработка которой осуществляется средствами ИКТ. Два вида угроз: кража или утечка информации и разрушение, уничтожение информации.

Защита информации – это деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию.

С развитием компьютерных сетей появился новый канал утечки – кража через сети. Если компьютер подключен к глобальной сети. То он потенциально доступен для проникновения в его информационную базу извне. Это могут быть как отдельно заинтересованные лица, конкуренты по бизнесу, государственные структуры: разведка или служба безопасности. Телефонная сотовая связь не лишена таких проблем и не гарантирует стопроцентной безопасности в этой сфере.

Несанкционированное воздействие – это преднамеренная порча или уничтожение информации, а также информационного оборудования со стороны лиц, не имеющих на это права (санкции). К этой категории угроз относится деятельность людей, занимающихся созданием и распространением компьютерных вирусов – вредоносных программных кодов, способных нанести ущерб данным на компьютере или вывести из строя.

Кроме вирусов разрушителей существуют вирусы-шпионы: троянцы. Внедряются в операционную систему компьютера, тайно от пользователя пересылает заинтересованным лицам конфиденциальную информацию пользователя.

Непреднамеренное воздействие происходит вследствие ошибок пользователя и из-за сбоев в работе оборудования или программного обеспечения. Влияют и внешние факторы: авария электросети, пожар, землетрясение и пр.

Основные правила безопасности отдельного ПК: периодически осуществлять резервное копирование, регулярно осуществлять антивирусную проверку, использовать блок бесперебойного питания.

Для защиты компьютеров, подключенных к глобальной сети, от подозрительных объектов, используют защитные программы – брандмауэры. Критерии подозрительности может задать сам пользователь или определяет сама программа. Пользователь может запретить прием посланий по электронной почте с определенных адресов. Брандмауэры могут предотвращать атаки, фильтровать ненужные рекламные рассылки и т.д.

Читайте также: