Что такое часы и чем они отличаются от времени в философии кратко

Обновлено: 03.07.2024

То, что мы привыкли определять категорией времени, на самом деле не что иное, как цепь событий, смена состояний. Время — это выдумка, условность, умозрительная величина. Это некая система договоренностей, созданная для удобства коммуникации социума. А часы — кожный инструмент управления, стандартизации и унификации, задающий единый ритм всем векторам, единую систему отсчета.

«Любая реальность наблюдаемого мира описывается

пространственными, временными, энергетическими

Музей часов в Вене — маленький, почти домашний. От самых мелких медальончиков и пуговиц до механизмов башенных часов — чего тут только нет! Вот картина на стене, на ней сельский пейзаж с башней вдали, а на башне — часы, настоящие, ходят. Или свеча, а в нее на равных расстояниях по вертикали воткнуты кнопки — свеча прогорает от кнопки до кнопки за определенное время — ну чем не часы! Узкая винтовая лестница ведет наверх, где в нескольких комнатах развешены и расставлены часы с боем. В определенный момент начинается перезвон голосистых старичков — точности хода от них давно уже не требуется, поют и ладно — зато как поют!

Часы показывают время — это знает даже младенец. А что такое время.

Что такое время — набрала я в поисковике, и Google мгновенно отозвался сотней миллионов результатов. А сколько еще материала на эту тему в виде неоцифрованных научных и философских трудов пылится на полках библиотек. Даже беглый просмотр всего массива информации о времени займет вечность. Лучшие умы человечества на протяжении веков пытались ухватить эту ускользающую от понимания категорию.

Время, пространство, информация и энергия — четыре необходимые и достаточные характеристики любой наблюдаемой реальности. Они приняты за единый общенаучный базис с тех пор, как Владимир Александрович Ганзен сформулировал свой гениальный постулат (см. эпиграф).

Но наука наукой, а мы-то с вами тоже наблюдаем эту самую реальность и видим: вот оно пространство. По нему можно ходить, летать, плавать и так далее. Вот она информация. Ее можно услышать, увидеть, прочитать, передать. Энергия — и тут все понятно. Без топлива машина не поедет, самолет не полетит, да и человек без пищи долго не протянет.

А время — что это? Его не потрогать, не понюхать, не увидеть. Его нигде нет — но мы его меряем, причем с изрядной долей фанатизма. Какой еще измерительный прибор мы держим при себе постоянно? Да никакой. Мы не носим с собой рулетку или весы, не засыпаем под тиканье счетчика Гейгера, не поглядываем без конца на амперметр. Чего не скажешь о часах — с ними мы неразлучны с детских лет до конца своих дней. Они в домах, на улицах, на руках, в машинах, в мобильниках, компьютерах… они везде… без них мы ни шагу.

Есть в системно-векторной психологии понятие кожной меры — одной из восьми мер единой системы. В контексте наших размышлений она как нельзя более кстати. Суть кожной меры — ограничение. Причем во всех смыслах этого слова. Тут и поверхность, которая ограничивает внутреннее пространство, отделяя его от внешнего: кожа у человека, шкурка у лимона, стена вокруг средневекового города и так далее. И ограничение как регламентация, управление, режим, распорядок и тому подобное.

О времени фото

Проекция кожной меры на человеческое психическое задает соответствующую программу поведения человека с кожным вектором. Хлебом не корми, дай поуправлять! Указывать (указательным пальцем), кому куда идти и что делать, регламентировать, приказывать, руководить: все должны быть заняты делом, польза-выгода, не теряйте время зря, время — деньги. Изобретатель тоже он — как бы получше приспособить все к делу, заставить приносить пользу. Кстати, о хлебе — пищевые запасы тоже в его компетенции, но пока не об этом.

Начало эры часов было положено, как только кожному изобретателю и рационализатору пришла в голову мысль заставить тень от воткнутой в песок палки послужить на пользу человечеству. Хотя, разумеется, в первую очередь он думал не о человечестве, а о себе. Ведь как было раньше — пока всех созовешь на охоту, сколько времени зря уходило! А теперь он легко мог на солнечных часах показать мышечным охотникам, когда им положено построиться для выдвижения к местам дислокации мамонтов. Часы — это многократно возросшая эффективность управления, дополнительная возможность регламентирования.

Вы можете представить себе современного кожного менеджера без часов? Не смешите! Выше позиция — круче часы. Как погоны у военных. Кстати, командирские часы — особый символ. Сверить часы, наручные часы. Сумасшедшие смыслы!

А вот часовых дел мастер — это уже другое. Часы для анального мастера золотые руки прежде всего предмет приложения его труда. Долгое сидение на любимом месте с вытачиванием и доведением до совершенства каждой малюсенькой детальки часового механизма, старательная подгонка, доведение до конца — до выхода полностью готового изделия. Такое под силу только ему, никакой кожно-векторный на это не способен ввиду полного отсутствия усидчивости.

Время ощущается людьми абсолютно по-разному в зависимости от векторов.

О времени и о часах фото

Уретрально-векторный в отличие от собрата по квартели ВРЕМЯ — человек будущего времени. Для его психического не существует ни прошлого, ни настоящего. Он их не ощущает. Зато ощущает будущее, он в него устремлен всей своей сутью. Он весь нацелен вперед — за горизонт. Уретральная мера — это движение на ускорение и развитие, ее проекция в психическом уретральных вождей задает им способность вести за собой в будущее человеческую стаю.

Монотония — таково их обычное состояние, ровное и безэмоциональное. Высокогорные пастухи-долгожители могут пребывать в монотонии все свои годы, здесь ключ к секрету их долголетия. Воздействие определенных факторов вводит мышечника в состояние ярости, превращая в машину для убийства и насилия, а может, наоборот, успокоить и вывести его в привычную монотонию. Но в любом случае это происходит вне контекста времени.

Самое интересное, что изобретателю и большому любителю часов, кожнику, они-то меньше всего и нужны. В любое время суток — хоть ночью разбуди! — не глядя на часы, он скажет вам время с погрешностью не более нескольких минут. И просыпается сам за минуту до сигнала будильника — такая точность во времени.

У каждого из братьев по квартели ИНФОРМАЦИИ восприятие времени ни в чем не пересекается с прочими векторами. Взгляд звуковика обращен сквозь вас в вечность или в себя, что по сути одно и то же. А что такое наша жизнь по сравнению с вечностью — так, ерунда, пылинка мирозданья. Характерное выражение лица, лишенное мимики, никогда не выдаст мыслей и чувств звуковика — какую бы бурю внутри он не переживал. Его психическое заточено на постижение смысла и сути единого закона управления всем сущим, до мелочей жизни ему никогда не было дела. Итак, его удел — вечность.

О времени и о часах в мире фото

Зато в зрительном векторе эмоции хлещут через край — за себя и за того парня (звукового). Амплитуда зашкаливает то выше верхних пределов в эйфорию и восторг, то падает ниже нижних — в печаль, грусть и тоску. Мимика богатейшая, на лице то смех, то слезы. И время точно так же. То несется с бешеной скоростью — год любви как одно мгновенье. То тянется медленно и мучительно — секунда страха как вечность. Где уж тут без часов разобраться…

Обонятельник и оральник из квартели ЭНЕРГИЯ в каких-то особых отношениях со временем не состоят, они не об этом. Однако часами пользуются исправно наравне с остальными.

Итак, пора подвести итоги. Здравый смысл и системно-векторная психология со всей очевидностью показывают нам субъективную суть понятия времени. То, что мы привыкли определять этой категорией, на самом деле не что иное, как цепь событий, смена состояний. Время — это выдумка, условность, умозрительная величина. Это, если хотите, некая система договоренностей, созданная для удобства коммуникации социума. А часы — кожный инструмент управления, стандартизации и унификации, задающий единый ритм всем векторам, единую систему отсчета.

Самый простой ответ таков: время – это то, что показывают часы. Принцип работы часов может быть основан на многих физических явлениях и процессах. Наиболее удобны периодические процессы, длительно повторяющиеся с высокой степенью точности, например вращение Земли вокруг своей оси, электромагнитное излучение возбужденных атомов и т. п. Для измерения времени могут быть использованы и непериодические процессы, происходящие по известному временному закону, например, радиоактивный распад атомов или свободное падение тел в поле тяготения. Многие крупные достижения в естествознании связаны с изображением и конструированием более точных часов.

Конкретизация

Для того чтобы произвести отсчет времени, мы всегда находим какой-то квазипериодический, то есть повторяющийся в некоторых основных чертах, процесс, который рассматриваем как эталон и с ним сопоставляем непериодические, более сложные процессы. Периодический процесс вращения Земли вокруг своей оси делит время на сутки. Движение Земли вокруг Солнца отмеряет годы. В принципе можно ввести и более крупные единицы времени. Например, говорить о таких больших промежутках, как галактический год, - 200 млн лет, за которые Земля обращается вместе с Солнцем вокруг центра галактики. Но такая единица имеет смысл только при рассмотрении очень длительных процессов, скажем развития жизни на Земле от ее возникновения до нашего времени. Такая единица, как галактический год, может установить определенные состояния развития жизни на Земле в зависимости от положения Земли относительно ядра галактики. Важно, однако, что во всех рассмотренных случаях отсчета времени мы поступаем одним и тем же образом: сравниваем между собой качественно различные процессы движения.

Человеку свойственно и интуитивное чувство времени, не всегда им осмысливаемое. Его можно зафиксировать экспериментально. Так, в период подготовки космонавтов к полету, когда они проходят испытания в сурдокамерах (особых изолированных помещениях), проводили эксперименты по ориентации во времени без часов. Большинство испытуемых довольно точно определяли продолжительность часа (с ошибкой в 1-3 мин) и суток (с ошибкой, не превышающей получаса).

На чем же основано интуитивное чувство времени? В нашем организме существует множество периодических процессов, которые выступают в функции часов. По ним как бы измеряется длительность внешних процессов. Оказывается, что все организмы имеют как бы встроенные внутрь себя биологические часы, в функции которых выступают различные жизненные ритмы - периодически возникающая и затухающая активность клеток и отдельных органов.

Например, известно, что в разное время суток печень, почки, легкие, сердце работают с разной интенсивностью. У них есть свои ритмы. Медики отмечают где-то между двумя и четырьмя часами ночи наибольшую активность печени, очищающей организм от всяких ядовитых отходов, а в четыре часа ночи ритмы организма таковы, что активность всех органов снижается. Кстати, это самые неприятные часы для больного организма; не случайно в это время наблюдается наибольшее число смертей.

Мозг человека также обладает определенными ритмами активности. Существуют так называемые альфа-ритмы, которые характеризуют активность мозга, - это тоже своеобразные биологические часы. Творец кибернетики Норберт Винер высказывал гипотезу, что именно "тиканье" этих часов составляет основу интуиции времени. Пока точно неизвестно, какие именно типы часов играют главную роль в интуиции времени. Высказывается гипотеза, что у высших животных и человека мозг объединяет в единый сложный часовой механизм самые разные ритмы работы органов.

Весьма интересна и другая гипотеза, которая связывает чувство времени с состоянием обмена веществ. Высказывается предположение, что, поскольку в связи со старением интенсивность обмена веществ уменьшается, замедляется ход нашего внутреннего биологического "часового механизма". В молодости он "тикает" быстрее, чем в старости, а значит, с возрастом наши внутренние "секунды" как бы растягиваются. А поскольку с ними сопоставляются все внешние события, то возникает ощущение ускорения внешнего времени.

"Биологические часы", то есть периодические ритмические циклы, есть у любого организма. Они есть и у животных, и у растений. С их помощью организм приспосабливается к внешней среде, к ее ритмам: смене дня и ночи, времен года. Чувство времени развивается в процессе этого приспособления. Важно, однако, что в основе этого чувства лежит примерно тот же принцип, какой лежит и в основе образования понятия времени, - это сравнение, сопоставление различных процессов движения: одного, функционирующего как эталон, и другого, сравниваемого с этим эталоном.

Что такое субъективное время? Какой смысл вкладывается в это понятие? В чем отличие объективного времени от субъективного?

22. С какими теоретическими трудностями сталкивается идеалист, объясняющий возникновение материальных вещей из идеальных причин?

- идеалистический плюрализм не может объяснить происхождение множества деятельных индивидуальных субстанций, а также факт их очевидного телесного и духовного единства.

Р. Декарт отождествлял пространство и протяженность, т.е. не отделял пространства от вещей. Возможно ли движение в такой картине мира? Если возможно, то каким образом?

Материальную субстанцию, главным атрибутом которой является протяжение, Декарт отождествляет с природой, а потому с полным основанием заявляет, что все в природе подчиняется чисто механическим законам, которые могут быть открыты с помощью математической науки - механики. Бог, который вносит в природу движение, и обеспечивает постоянство всех ее законов.

Конкретизация

Сотворенный мир образован, по Декарту, двумя такими несводимыми друг к другу субстанциями: духовной и материальной.

Материальная субстанция, напротив, бесконечно делима, и от нее производны модусы протяжения — геометрические и физические свойства мира. Соответственно все знания о мире, развивающемся по естественным законам, могут быть приобретены в результате опытного знания. Из понятия материи Декарт исключает чувственные признаки вещей, а ее единственным атрибутом у него остается протяженность. Материя как чистая протяженность несовместима с понятием пустоты.

Протяженность проявляется как пространство и движение, а разнообразие явлений мира связано с количеством движения, которое само по себе неизменно. Иначе говоря, движение представляет собой перемещение одной части материи или тела в другое место, т. е. движение сводится к механическому пространственному перемещению.

В таком физическом мире господствуют принципы и законы механики. Это принцип сохранения, означающий, что количество энергии в мире постоянно. И принцип инерции, означающий, что поскольку материя пассивна, то любое тело нуждается в толчке со стороны других тел. Два этих принципа с неизбежностью подводят Декарта к идее первотолчка.

Декарт делает вывод, что истинным бытием, а еще точнее, истинной субстанциальностью обладает только Бог, а духовная и материальная субстанции нуждаются для своего бытия в Боге. Таким образом, субстанциальный дуализм Декарта оказывается довольно относительным, и речь, по сути дела, идет об обосновании бытия Бога как первоначала и совершенного существа. И Декарт последовательно его осуществляет, исходя из положений, истинных в силу их очевидности (например, если мы имеем идею совершенства, то она вызвана существованием совершенного; обладая идеей Бога, мы существуем; созерцая божественную природу, мы узнаем, что он есть, без всякого рассуждения).

времени нет. в мироздании есть цикличность. разбив условно эту цикличность на равные интервалы, люди назвали это временем. прибор для измерения этих равных интервалов назвали часами. но цикличность не происходит через равные промежутки нашего придуманного времени. поэтому наше время надо периодически корректировать. в соответствии с цикличностью. многие люди цикличность называют временем. тогда сами понимаете, чем это от часов отличается. часы показывают сутки, как 24 часа. а на самом деле они равны 23 часа 59минут

Часы--прибор для измерения времени. Как весы для измерения веса, как спидометр для измерения скорости.

часы это прибор для измерении времени. время же понятие абстрактное. на самом деле оно существует только в нашем мозгу. в реальности время практически не существующее понятие.

Бывают не только часы- приборы, но и биологические часы, а бывают еще и психологические часы, т. е. психологический возраст человека, его мировоззрение-вот это по истине важно! А в бытовом значении- время измеряется в часах. Все просто!

Актуальность данной темы обусловлена отсутствием в доступном объеме знаний, как строгого научного определения времени, так и слабой философской проработанностью данного вопроса в аспекте практической применимости.

Если обратиться к истории, то есть два физика – Ньютон и Эйнштейн, взгляды которых на время, определили и продолжают определять понимание времени в научной и общественной среде.

Именно таких взглядов на свойства времени до сих пор придерживается большая часть ученых и практически все дилетанты, т.е. все человечество. Научных доказательств существования абсолютного времени, как оно постулировано в определениях Ньютона, нет, но этого определения времени достаточно для развития человека, науки и техники в пределах Планеты.

Специальная Теория Относительности постулирует постоянство скорости света, из чего следует, что время системы отсчета зависит от скорости движения этой системы. Чем быстрее двигается система, тем медленнее идет в ней время относительно времени покоящейся системы отсчета. Время в разных системах отсчета разное и нет единого времени для всех систем. В этом главное отличие времени в релятивистской физике от времени в классической физике, где время едино для всех систем.

Общая Теория Относительности говорит о замедлении времени системы под действием гравитации.

Именно в этом утверждении и проявляется слабость данной концепции: часы в Теории Относительности – это искусственное абстрактное устройство, привнесенное в систему извне и не связанное с внутренними свойствами системы. Время – внешний параметр, который стоит над системой. Считается очевидным, что все существует во времени, и нет ничего вне времени.

Теория Относительности имеет убедительные экспериментальные подтверждения, но описать ей всю Метагалактику невозможно. Это признанный физиками факт. В связи с этим дадим более широкое определение часов, времени и движения в Концепции Метагалактического времени.

Часы – это измеритель движения, которое совершает некий эталонный объект. Длительность движения некого эталона принимают за условную единицу и с ней сравнивают длительность движения других объектов. Часы нужны, чтобы количественно характеризовать, в том числе соизмерять, движение различных объектов.

Часы могут быть разными, т.е. могут быть основаны на разных физических явлениях. Фактически в роли часов может быть принято любое движение любого объекта.
В качестве эталона для часов целесообразно выбирать тот объект и то движение его, которые удобны наблюдателю. Например, традиционные часы основаны на астрономических явлениях. Но часы могут иметь в качестве эталона биологические процессы роста, дыхания, размножения, смены поколений и т.д. Часы могут быть основаны на исторических, общественных процессах и т.д. Выбор эталонного объекта и того или иного движения его – это нетривиальная задача с точки зрения вскрытия сути явлений, динамику которых эти часы будут измерять.

Разные типы часов различаются равномерность хода, т.е. показания одних часов могут иметь чрезвычайно сложную функцию отображения в показания других часов.

Таким образом, мы приходим к выводу о не только количественной, но и качественной относительности длительности явления к единицам и методам его измерения.

Ценность данного подхода в том, что при смене часов, меняется сложность уравнений движения и состояния системы, формулирование и решение которых является главной задачей физики, как науки.

Часы показывают движение, которое совершил эталон часов.

Из связей между этими примерами следуют выводы:

1. Физический смысл показания часов определяется их эталоном.

2. Какую бы единицу движения эталона мы ни взяли, ее можно выразить через движение любого другого эталона из микро и макромира, однако очень непросто (если вообще возможно на данном развитии математики и физики) найти функцию связи движения разных эталонов. Так, секунды в трех приведенных выше примерах не равны друг другу. Причем это неравенство имеет качественную сложность, т.к. качественно различны эталоны этих часов, а, следовательно, и совершаемые ими движения.

3. Предположим, что у нас есть несколько синхронизированных (как это понимается в Теории Относительности) часов, основанных на одинаковом эталоне. При внимательном рассмотрении видно, что показатели всех часов будут различны.
Так, в определении эталона секунды говорится об атоме при температуре 0К, которая фактически недостижима, и об отсутствии возмущений внешними полями, что также невозможно. Т.е. невозможно точно повторить ни одно эталонное движение вследствие изменения внешних условий. Но существует и внутренний фактор десинхронизации часов: движение эталона изменяет эталон. Если осознание этого факта затруднительно в рамках существующих физических теорий применительно к излучению атома цезия, то с эволюционной точки зрения очевидно, что вращение Земли влияет на Землю и изменяет ее, а эти изменения, в свою очередь, влияют на вращение Земли.

Таким образом, любые часы уникальны и их показания всегда отличаются от показаний любых других часов.

Это неустранимо и может быть названо принципом неопределенности часов.

В Концепции Метагалактического времени необходимо осознать, что явление движения не требует введения понятия времени. Мгновенные движения науке не известны: любое движение имеет определенную длительность. Но длительность движения имеет своим источником само движение, как явление. Параметры длительности движения обуславливаются не внешним абстрактным временем, а самим объектом, источником его движения и условиями среды, в которой оно происходит.

Длительность движения присуща объекту и выявляет те или иные его свойства и свойства окружающей среды.

Осуществим мысленный эксперимент, для простоты изложения которого не будем принимать во внимание релятивистские эффекты этого движения и принцип неопределенности часов:
Пусть объект движется из точки А в точку B. Допустим, что у нас есть три единицы часов, синхронизированных друг с другом. Чтобы измерить время движения объекта, установим одни часы в точке A, другие часы в точке B. Время движения объекта можно вычислить, отняв от значения часов в точке B, когда объект ее достиг, значение часов в точке A, когда объект начал движение. Одновременно с измерением времени движения будем измерять длительность движения того же самого объекта. Для этого зафиксируем часы на объекте. Эти часы начинают отсчет в момент начала движения в точке A и завершают отсчет в момент окончания движения в точке B. Тогда с классической точки зрения, очевидно, что в этом опыте время движения совпадет с длительностью движения. Но смысл времени движения и длительности движения совершенно разный: время движения определялось внешним наблюдателем, а длительность движения определялась свойствами источника движения, объекта и среды. И хотя количественно они совпали, смыслы их различны. Ценность этого вывода в том, что разные смыслы открывают доступ к разным энергиям: время движения обращает нас к энергии объекта в целом, а длительность движения – к энергии внутренней структуры объекта. Также полезно рассмотреть данный пример с точки зрения метаболического движения, о котором говорится далее.

Из этого мысленного эксперимента делаем выводы:

2. В отсутствии наблюдателя явления времени, явления времени нет – есть только длительность движения.

Кто такой наблюдатель? Это тот, кто имеет восприятие. Восприятие – это воссоединенное приятие. Восприятие – это синтез всех возможных действий аппаратов, систем, частей наблюдателя по расшифровке окружающего. Т.е. факт восприятия требует двух факторов: воссоединенности с воспринимаемым и расшифровку, т.е. обработку его. Наблюдатель не может расшифровать то, с чем он не воссоединен. Т.е. расшифровывая, наблюдатель воссоединяется с расшифровываем, что автоматически изменияет и объект, и субъект наблюдения.

Очевидно, что строение простейшего наблюдателя может быть примитивным. Однако, известно, что для наблюдения всех свойств системы наблюдателю необходимо находиться за границами системы и не принадлежать ни одной из ее частей. Для полноты наблюдения наблюдателю необходимо быть иерархически выше наблюдаемой системы.

Время зависит от наблюдателя – это известно из Теории Относительности. Но в Метагалактике оно не только зависит, но и определяется им.

Когда мы говорим о вечности, чаще мы имеем в виду не бессмертие, а время.

Каждый человек хотя бы раз задумывался о значении данного понятия. Первоклассник, шагая за знаниями, рассуждает, когда ему возвращаться домой. Беременная женщина мечтает о моменте встречи с долгожданным малышом. Взрослый с внутренней дрожью боится той минуты, когда уйдут из жизни родители. Старец, уставший от забот, вспоминает свои счастливые дни и уже не боится конца. Такие мысли есть рассуждения о времени.

Философы пошли дальше – решили изучить его сущность, разработать концепции.

Как философия объясняет время

фото 622

Понятие имеет неопределенную, неосязаемую сущность. Оно подобно точке отсчета. Если говорить об определении, то время в философии – это безвозвратное чередование прошлого, настоящего, будущего. В границах чередования заключаются события человеческого бытия. Но даже настолько понятными словами невозможно дать точное описание. Веками человечество гадает о природе понятия, различные поколения, культуры высказывали предположения на этот счет. По сей день не существует конкретного доказанного определения.

Некоторые мыслители считают время объективным понятием, другие субъективным. Древние цивилизации заметили цикличность. Восход — закат (день), весна – зима (год). Позже мыслительный человеческий процесс констатировал его линейность, взаимосвязь с пространства. Средневековые мудрецы открыли междисциплинарное направление – темпорологию. Существовала даже Международная исследовательская организация, президент которой (Дж.Т. Фрезер) выдвинул теорию универсальности понятия. В стенах общества, основываясь на теоритических междисциплинарных материалах, происходили колоссальные исследования. Опыты только подтвердили невозможность однобокого изучения.

История развития общества прослеживает четыре концепции: реляционную, субстанциальную, статическую, динамическую.

Концепции разнятся выражением взаимосвязи между объектами и временем.

Представление времени в литературе

В литературе понятие определяется, как временное построение, передаваемое разными ракурсами перевоплощения, действия и понимания через литературные произведения, как разновидности искусства. Искусство выступает информационным средством.

В литературном произведении действие происходит между тремя субъектами – автор, главный герой, читатель. Из этого следует, что текст связан с временем следующими координатами:

  • Реальный период создания – век, дата, протяженность процесса создания;
  • Период использования – измерение функционирования слова в конкретном произведении (пергаменте, папирусе, книге, информационном источнике);
  • Период восприятия читателем.

Время нахождения литературного издания никак не связано с временем, которое оно отображает, так как произведение есть объект эстетического осмысления. Он показывает временное расстояние: изображение реальности, как целостной картины; передача условий существования предмета; отображение прошедшего, настоящего, будущего; изменения одного и того же художественного образа. Объект не эстетического осмысления не передает динамику.

Существует четвертая координата – художественное время (внешний событийный фон художественной реалии произведения). Фабульное (возможность действий, реакции, жесты персонажа) выступает его частью. Оно необходимо для конкретной датировки действий, ощущения реальности созданной действительности.

На самом деле для автора понятие выступает способом изображения главного персонажа жизни.

Свойства времени

Свойства разнообразны. Но их легко получится свести к следующим понятиям:

  • Вечность;
  • Длительность;
  • Необратимость;
  • Упорядоченность;
  • Непрерывность;
  • Специфичность проявления.

Длительность. Она характеризуется продолжительностью бытия, сроком бытия от его начала до конца. Длительность воспринимается, как событийный процесс, определяющий собственную жизнь человека. Ее отражает мгновение, но оно же является ее антиподом. Длительность — универсальное свойство времени, которое можно измерить часами. Суть измерения заключается в сравнении разных длин.

Упорядоченность. Упорядоченность характеризуется полярностью, которая гласит, что прямое и обратное направления не совпадают, потому что стрела часов имеет четкий курс на будущее, но не обратно.

Специфичность. Свойство характеризуется качеством, количеством. Качество времени отражает состояние объекта, его изменения. Количество является отношением определенного момента (события) к общему.

Временные концепции

Практика трехтысячелетнего изучения времени разработала четыре основные концепции, о которых уже упоминалось выше. Рассмотрим их подробнее.

Субстанциальная. Ее определяет время независимо существующей действительностью, так же как пространство и материя. Декарт считал его пустотой, содержащей все разнообразие Вселенной. Ньютон видел понятие независимым от объектов, событий фоном.

фото 624

Статическая. Принимает события действительности реальными моментами настоящего. Временная стрела отсутствует. Писатель Лайтман на основании статической концепции предположил существование большого количества Вселенных.

Динамическая. Динамическая концепция предполагает временную шкалу, которая содержит прошлое, настоящее, будущее. Система подтверждает четкую их взаимосвязь, сохранение цельности на фоне изменений, влияние прошедшего на грядущее. Динамическая тенденция вносит в концепцию большую фундаментальность, чем материя и пространство за счет линейной формы.

Физика, ее нерешенные проблемы

Философствование о времени затронуло и научную сферу. Поскольку сущность его тесно связана с физическими процессами, детальным изучением явления занялась физика. Исследования привели к ряду проблем, которые то решались, то снова имели место быть.

Проблема абсолютности. Свойство абсолютности, то есть состояния везде, всегда быть одной и той же длинны, заметил Ньютон. Из него вытекает следующее правило – движение в обратном направлении не повлияет на уравнение механики. Но Эйнштейн своей теорией относительности доказал его неразрывность с пространственным измерением. Солнце своей огромной массой, искажает временное пространство, из-за чего Земля совершает эллиптические вращения вокруг светила.

фото 624

Проблема свойств. В теории физического вакуума возникает понятие временного кванта, который с помощью бюонов формирует трехмерное пространство. Это противоречит концепции многомерных пространств.

Временной отсчет

Философия отсчета времени предполагает – все системы зависят от него, происходят в нем, поэтому возникла необходимость отсчета. Для этого ввели единицы измерения: секунды, минуты, часы. А также сутки (день, ночь), месяцы, годы.

Позже появилось понятие собственного времени, которое измеряется часами передвигающимися вместе с физическим телом, то есть в собственной системе отсчета.

Читайте также: