Что такое часословец кратко

Обновлено: 07.07.2024

Ответы на вопросы к экзамену по литургике

Доработка и исправления приветствуются.

Внимание! В конкретных примерах составления служб есть ошибки. Будьте бдительны, думайте своей головой.

1. Часослов: происхождение и состав. 4

2. Система служб суточного круга и ее отражение в богослужебных книгах. 5

3. Компоненты седмичного богослужебного круга. Происхождение и состав Октоиха. 7

4. Месяцеслов. Разряды праздников. 10

5. Библейские песнопения (песнь, псалом, прокимен, антифон): происхождение, форма, употребление за богослужением. 13

7. Служба двум малым святым в будний день. Чинопоследование вечерни, повечерия, полунощницы, часов. 24

8. Гимнографические произведения крупной формы: древний кондак (подробно), акафист, канон, циклы тропарей по непорочнах и на блаженнах, циклы стихир. Знаменитые песнописцы византийской эпохи. 28

9. Канон: история и состав. Библейские песни. 33

10. Служба двум малым святым в будний день. Чинопоследование утрени, изменяемые части литургии. 36

11. Псалтирь в богослужении: кафизмы, песнопения на основе псалмов. Другие ветхозаветные тексты православного богослужения. 39

12. Воскресный день и воскресное богослужение в Православной Церкви. 41

13. Воскресные песнопения Октоиха: происхождение и состав. 43

14. Служба полиелейному святому в неделю. Чинопоследование бдения. Изменяемые части литургии. 45

15. Полиелейное и бденное богослужения в будний день. 48

16. Сравнение служб со славословием: святому и Божией Матери и Господу Иисусу Христу. 49

17. Суббота как день поминовения усопших. Православное заупокойное богослужение. 50

18. Рождественский пост. Богослужение на Рождество Христово. 52

19. Святки. Богослужение на Богоявление Господне. 57

20. Служба святому в период пред- и попразднства. 59

21. Отдания Господских и Богородичных двунадесятых праздников. Служба отдания в воскресный день. 61

22. Богослужение воскресных дней периода пения Триоди Постной. 64

23. Богослужение субботних дней периода пения Триоди Постной. 66

24. Вечерня во св. Четыредесятницу. 67

25. Часы, изобразительны и повечерие во св. Четыредесятницу. 68

26. Литургия Преждеосвященных даров: история, чинопоследование. 69

27. Великопостная утреня. 72

28. Канон в будние дни Великого поста. 73

30. Благовещение Пресвятой Богородицы: история праздника, особенности богослужения. 74

31. Богослужение Великого понедельника, вторника и среды: история и особенности. 75

32. Богослужение Великого четверга: история и особенности. 80

33. Богослужение Великой Пятницы: история и особенности. 82

34. Богослужение Великой Субботы: история и особенности. 86

35. Богослужение 1-го дня Пасхи: история и особенности. 89

36. Особенности богослужения Светлой седмицы. 95

37. Антипасха: история и особенности богослужения. 96

38. Недели периода Пятидесятницы. 101

39. Богослужение седмичных дней периода Пятидесятницы. 102

40. Богослужение субботних дней периода Пятидесятницы. 103

41. Литургийные чтения во весь год: годичные циклы чтений и изменения в них, вызванные положением Пасхи; устав соединения чтений. 103

42. Богослужебные отпусты. 109

43. Великое и малое освящения воды: история, богословие, устав. 121

44. Особенности архиерейского богослужения. 131

45. Последование освящения храма. 144

Часослов: происхождение и состав.

Часосло́в – наиболее распространенная и чаще всего употребляемая богослужебная книга, содержащая тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга: часов с междочасием, изобразительных, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, а также тексты некоторых из наиболее употребляемых изменяемых молитвословий. Таким образом, все неизменяемые молитвословия служб суточного круга, за исключением Литургии, находятся в Часослове.

Происхождение:

· Элементы чина нашего часослова встречаются в описании богослужения аввы Нила, синайского аскета (VI-VII в.), (Бдение накануне воскресения)

· Другие часословы той же эпохи, содержащие элементы, схожие с нашим, представляют параллельные, но отличающиеся традиции, предназначенные, возможно, для монахов-отшельников.

· Первоначальное составление Часослова приписывается преподобному Савве Освященному (5 век), включившего в него чинопоследования ежедневных церковных служб. Дополнения к Часослову сделаны, как полагают, святым Иоанном Дамаскиным и Феодором Студитом (9 век). (Википедия)

· По мнению некоторых исследователей, часослов формируется до нападения персов в 614 г.

· После иконоборческого кризиса монастырь Студион в Константинополе возглавил Феодор Студит, и ввел там известную ему службу монастыря святого Саввы около Иерусалима. Вся монастырская традиция Востока, придерживавшегося Византийского обряда следовала нравом и обычаям Студитов, сознательно связываясь с традициями лавры Св. Саввы, которая заимствовала некоторые традиции из других монастырей. Это богослужение является сегодня единственным, совершаемым на всем Востоке, придерживающего Византийского обряда, как в самом маленьком монастыре, так и в самом большом соборе. (ХЗ, зачем это нужно, но пусть уж будет)

Состав часослова:

Берёшь часослов и открываешь оглавление. Вуаля – там состав. В целом, можно сказать, что часослов служит универсальным молитвословом монаха – там и молитвы утром, и молитвы перед сном, и некоторые изменяемые части к службам (в конце). А дальше, если надо ещё, берешь инфу из второго билета. Но вообще гаденький билет, неприятный, ибо воды много, а инфы мало.

Часосло́в (калька греч. ῾Ωρολόγιον ) — богослужебная книга, содержащая тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга.

Получила своё название от службы часов, которую она содержит. В православной церкви ежедневных служб шесть. Часослов служит руководством для чтецов и певцов на клиросе.



Содержание

История



Первоначальное составление Часослова приписывается преподобному Савве Освященному, включившего в него чинопоследования ежедневных церковных служб. Дополнения к Часослову сделаны, как полагают, святым Иоанном Дамаскиным и Феодором Студитом.

Часословы в виде книг появились в Западной Европе в XIII веке, однако особенное распространение получили в XIV—XV веках, в связи с ростом грамотности. Их изготовляли в ремесленных мастерских всех стран Европы, наибольшую популярность обрели французские и фламандские.

Содержание

Часослов включает тексты неизменяемых молитвословий ежедневных церковных служб:

См. также

Ссылки

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 15 мая 2011.

  • Христианские богослужебные книги
  • Книги по алфавиту
  • Часословы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Часослов" в других словарях:

часослов — часовник Словарь русских синонимов. часослов сущ., кол во синонимов: 2 • книга (160) • часовник … Словарь синонимов

ЧАСОСЛОВ — православная богослужебная книга, содержащая молитвы и песнопения суточного круга богослужения, в т. ч. служб, называемых часами (отсюда название) … Большой Энциклопедический словарь

ЧАСОСЛОВ — ЧАСОСЛОВ, а, муж. Книга песнопений и молитв для ежедневных служб (кроме литургии) в православной церкви. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Часослов — церковно богослужебная книга, относящаяся к общественномубогослужению. В противоположность Служебнику, Ч. предназначается длячтецов и певцов. Он заключает в себе неизменяемые молитвословияежедневных служб церковных утрени, полунощницы, часов с… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Часослов — (калька с греч. Ωρολογιον, ὡρα час и λογος слово) богослужебная кн., содержащая неизменяемые молитвословия суточного круга богослужения. Свое название получила от служб суточного круга Часов. Ч. кн. палестинского происхождения. Состав Ч.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Часослов — в православии, церковно богослужебная книга, содержащая псалмы, молитвы, песнопения и другие тексты богослужения (кроме текстов литургии, собранных в служебнике). Предназначается для церковных чтецов и певчих. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Часослов — а; м. Церк. Книга, содержащая тексты песнопений и молитв для ежедневных церковных служб (часов) в православной церкви. Читать ч. Открыть ч. на нужной странице. * * * Часослов православная богослужебная книга, содержащая молитвы и песнопения… … Энциклопедический словарь

часослов — а, м. Православная церковная книга, содержащая тексты песнопений и молитв для ежедневных церковных служб, называемых часами . На бархате раскрыт закапанный воском часослов. [Роман Борисович] лизнул палец, перевернул страницу. (Л. Н. Толстой) … Популярный словарь русского языка

часослов — разновидность рукописного молитвенника, широко распространённая в Западной Европе в Средние века и в эпоху Возрождения. В часословы включались тексты псалмов и молитв (в первую очередь, обращённых к Богоматери), а также выдержки из Евангелия,… … Художественная энциклопедия

Часосло́в – наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ная и чаще всего упо­треб­ля­е­мая бого­слу­жеб­ная книга, содер­жа­щая тексты неиз­ме­ня­е­мых молит­во­сло­вий суточ­ного бого­слу­жеб­ного круга: часов с меж­до­ча­сием, изоб­ра­зи­тель­ных, вечерни, пове­че­рия, полу­нощ­ницы, утрени, а также тексты неко­то­рых из наи­бо­лее упо­треб­ля­е­мых изме­ня­е­мых молит­во­сло­вий.

chasoslov - Часослов

Часо­слов, а осо­бенно его сокра­щен­ный вари­ант – Часов­ник – кроме своего пря­мого бого­слу­жеб­ного назна­че­ния исполь­зо­ва­лись на Руси для обу­че­ния детей гра­моте. В церкви же эти книги упо­треб­ля­лись каж­до­дневно. Отсюда срав­ни­тель­ная ред­кость древ­них Часо­сло­вов по срав­не­нию с дру­гими бого­слу­жеб­ными кни­гами – они быстро изна­ши­ва­лись и заме­ня­лись новыми. Редки даже печат­ные Часо­словы и Часов­ники, не говоря уже о руко­пис­ных.

Сколько-нибудь древ­них спис­ков Часо­слова мы не знаем, ста­рей­шие из них вос­хо­дят к XIII в.

В славянском рукописании и книгопечатании известны варианты Часослова, которые отличаются своей полнотой. Так называемый великий Часослов кроме полных текстов перечисленных выше служб содержит всевозможные молитвословия и святцы (месяцеслов) с перечислением святых, память которых церковь отмечала в течение всего года, и с текстами песнопений, посвящённых этим святым.

Часослов, а особенно его сокращенный вариант – Часовник – кроме своего прямого богослужебного назначения использовались на Руси для обучения детей грамоте. В церкви же эти книги употреблялись каждодневно. Отсюда сравнительная редкость древних Часословов по сравнению с другими богослужебными книгами – они быстро изнашивались и заменялись новыми. Редки даже печатные Часословы и Часовники , не говоря уже о рукописных.

Сколько-нибудь древних списков Часослова мы не знаем, старейшие из них восходят к XIII в. Таков Часослов, привезенный епископом Порфирием (Успенским) (+ 1885 ) из монастыря св. Екатерины на Синае и в 1883 г. поступивший в Петербургскую публичную библиотеку. Написан он на пергамене , и кроме повседневных служб содержит молитвы Григория , папы римского, Иоанна Златоуста , Петра Черноризца и других церковных писателей.

Старейший известный нам датированный список русского Часослова был исполнен на пергамене в 1423 г. писцом Христофором “грубыми и неудобреными алфавиты”, как он сам писал в послесловии, по повелению Кирилла Белозерского . Книга, которая сохранилась в библиотеке Троице-Сергиева монастыря , замечательна цельностраничной миниатюрой с изображением пятиглавого храма, восходящим к известному рисунку Софии Константинопольской , исполненному Феофаном Греком .

Известен Часослов из собрания Иосифо-Волоколамского монастыря , переписанный в 1451 г. “многогрешною рукою Микиты Остафьева сына Толмачева. замышлением Иоанна Мисаилова сына”. По подсчетам А.А. Турилова, в архивах, музеях и книгохранилищах стран СНГ сохранилось 36 Часословов и их фрагментов, восходящих к XV в.

Эти рукописные Часословы относятся в основном к числу “великих”; тексты служб в них приведены с достаточной полнотой, нередки и повторения отдельных текстов, если их полагалось исполнять во время различных служб. Ниже мы увидим, что к “великим” следует причислить и краковский Часослов 1491 г.

Книги аналогичного состава, а иногда и более расширенные бытовали на протяжении всего XVI в. Назовем, например, два рукописных Часослова из собрания В.М. Ундольского. Первый из них – новгородского происхождения: в нем есть запись об архиепископе Новгородском Феодосии, установившем празднование памяти архиепископа Иоанна (ум. 1186 ), канонизированного московским собором 1447 г.

При широком бытовании Часословов в рукописной традиции любопытно и показательно, что типографы XVI в. к этой книге почти не обращались. На протяжении 70 с лишним лет после выхода в свет краковского Часослова книги под таким названием не издавались. Часословец, выпущенный в 1566 г. в Венеции Яковом из Каменной Реки, на самом деле представляет собой сборник смешанного содержания, включающий и краткий Часовник . Малоформатные Часовники выпускают в 1565 г. Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец в Москве , Петр Мстиславец в 1574 – 1576 гг. в Вильне , ученики Ивана Федорова в 1577 – 1580 гг. в Александровой Слободе, типографы Мамоничи в конце XVI в. в Вильне. Часослов, выпущенный в 1598 г. в Остроге на Волыни опять-таки не относится к числу “великих” – это небольшая книга объемом в 121 л. Сравнительно небольшими были первые киевские и виленские Часословы первой четверти XVII в. Несколько полнее лишь острожский Часослов 1612 г.

Такое “невнимание” типографов к Часословам объясняется просто. При сравнительной скудости типографских средств, при обширности репертуара богослужебной и другой религиозной литературы славянским печатникам XVI в. приходилось быть очень жесткими и придирчивыми при отборе произведений для издания. Мы уже говорили, что Часослов в литургической практике может быть заменен Псалтирью с восследованием . Книга эта, впервые напечатанная в Черногории в 1495 г., на протяжении XVI в. издавалась неоднократно. Назовем венецианское издание 1519 – 1520 гг., горажданское 1521 г., милешевское 1544 г., венецианское 1546 г., милешевское 1557 г., брашовское 1576 г. и т.д. Тексты кратких Часословцев входили во многие Сборники и Молитвенники . Неоднократно печатались и Часовники .

Все это способствовало тому, что “великие” Часословы в течение долгого времени после 1491 г. в свет не выходили. Потребности неквалифицированных священнослужителей, которые затруднялись поиском текстов по справочным отсылкам в “малых” Часословцах, удовлетворяло рукописание; последнее, как мы знаем, в XVI , да и в XVII в. успешно конкурировало с книгопечатанием.

Лишь в 1652 г. повелением патриарха Иосифа в Москве был напечатан Часослов, который с полным правом может быть назван “великим” и который в этом отношении явился непосредственным преемником краковского издания. В послесловии книги указывалось, что ранее тексты приходилось искать в Следованной Псалтири – в этом издании “ псалмы же и тропари ” размещены в порядке служб: “лучшего ради изрядства вся по ряду суть расположена”.

Читайте также: