Что такое церковная власть кратко

Обновлено: 04.07.2024

45.1. Власть учения - один из трех видов церковной власти. Подобно тому, как подвиг Основателя Церкви Хрис та Спасителя явился исполнением трех высших служений: Пророческого, Первосвященнического и Царского, так и цер ковную власть, производную от воли Главы Церкви, духов­ ную по своей природе, по содержанию ее принято разделять на три вида: власть религиозного учения (potestas magisterii), власть религиозного освящения (potestas ministerii) и соб ственно правительственную власть, или власть управления (potestas jurisdictionis). Власть и право управления составля­ ет преимущественный предмет нашей дисциплины - канони­ ческого права. Церковное учение и богослужение с содержа­ тельной стороны составляют предмет других церковных наук, но канонические основания церковного учительства и бого­ служения, их регламентация церковно-правовыми актами
должны быть рассмотрены и в канонике. Власть учения, осуществляемая во образ Христа-Пророка, составляет, таким образом, один из трех основных видов цер­ ковной власти.

45.2. Символ веры и другие авторитетные изложения вероу­ чения. Единство Церкви основано и на единстве веры, исповеду­ емой Церковью, веры, дарованной в Откровении и хранимой в Священном Предании; за соблюдение Предания в его непо врежденной чистоте несет ответственность вразумляемый Свя­ тым Духом вселенский епископат и все Тело Церкви - Церков­ ная Полнота. При появлении недоумений по богословским во­ просам, волнующим церковный народ, Церковь Христова через свой епископат, а в исключительных случаях через Вселенские Соборы, выясняет недоуменные вопросы в свете непреложных и неизменных Истин Откровения, в духе Священного Писания и Предания и формирует свое непререкаемое и непогрешимое ре­ шение по затруднительным вопросам вероучения. Это решение не является новым догматом и новым учением, а только изло­жением Апостольского Предания применительно к новым во­ просам, поставленным в церковной жизни. Так издавались дог­матические вероопределения (оросы) на Вселенских Соборах.

Исповедание догматов, безусловно, обязательно для всех чле­ нов Церкви. И эта обязательность имеет более глубокое, чем только дисциплинарное основание; ибо веровать иначе, чем веру­ ет Святая Соборная и Апостольская Церковь, - значит ввергать себя в опасное духовное состояние; сознательное противление церковному учению влечет за собой отторжение заблуждающего­ ся и упорствующего в заблуждении невидимым судом Божиим от Церковного Тела; а будучи обличенным, такое противление карается отлучением со стороны законной церковной власти.

В настоящее время пресвитеры Русской Церкви произносят проповеди на Литургии после запричастного стиха, как прави­ ло в воскресные и праздничные дни. Существует также иная практика - проповедовать сразу после чтения Евангелия. Диаконы, псаломщики и миряне допускаются ныне на церков­ ную кафедру для проповеди лишь в исключительных случаях.

45.4. Катехизация и школьное обучение религии. Помимо храмовой проповеди, важным средством к утверждению хри­ стианского учения служит катехизация. В Древней Церкви крещению предшествовало научение вере - оглашение. Огла­ шенные составляли особый класс церковного народа. Впо­следствии, когда крестить стали по преимуществу детей, ка­ техизация была возложена на родителей и восприемников, но, конечно, также и на пастырей Церкви.

В 1990-х годах, когда правовой статус Церкви и государ­ ственный строй в нашей стране радикально изменились, от­ крылась возможность для обучения детей и взрослых право­славному вероучению в школьной форме. Религиозное обуче­ ние беспрепятственно осуществляется ныне в воскресных шко­ лах при приходах, в учреждаемых приходами, епархиальными управлениями и иными церковными организациями право­ славных общеобразовательных школах, в частности, гимнази­ях, лицеях, колледжах. Возможность преподавания религии в иных частных школах, а также в государственных общеобра­ зовательных, средних специальных и высших учебных заведе­ ниях на факультативных началах гарантируется государствен­ ным законодательством, но практическое ее осуществление зависит от усмотрения государственных, региональных и му­ ниципальных образовательных ведомств и руководства школ.

Церковную ответственность за религиозное образование в Русской Православной Церкви несет учрежденный в 1990 году Отдел катехизации и религиозного образования при Свя­ щенном Синоде.

В России миссионерские учреждения существовали лишь в синодальную эпоху, хотя само служение миссионерское со­ вершалось Русской Церковью изначально. В отдельные пери­ оды, особенно при императрице Елизавете, широко применя­ лись поощрительные меры по отношению к обращающимся в христианство иноверцам: освобождение от податей, рекрут­ ской повинности, от крепостной зависимости от владельцев-нехристиан, и даже от уголовного преследования за преступ­ления, совершенные до обращения. Но льготы эти предостав­ лялись, естественно, не Церковью, а светской властью.

В XIX веке некоторые из этих мер были отменены как недостойные христианства и не ведущие к прочным успехам. До самого конца синодальной эпохи преимущественное и по­ чти исключительное право миссии среди мусульман, евреев и язычников предоставлено было в России господствующей Православной Церкви. В России законами никогда не допус­калось применение насильственных мер или обмана к обра­ щению иноверцев.

В советскую эпоху миссионерство категорически запреща­ лось законодательством страны. В организованных формах на советской территории оно осуществляться не могло, но созна­ тельные православные христиане в частном общении с близ­ кими, сослуживцами и иными знакомыми, насколько это было возможно, стремились исполнять свой христианский долг нести людям проповедь о Христе, и этот их апостоль­ский труд не оставался бесплодным.

В 1990-е годы открылись широкие возможности для мисси­ онерства на канонической территории Русской Православной Церкви среди атеистов и сектантов. Что касается миссионер­ ства в среде лиц, принадлежащих к традиционным религиям России, в частности, мусульман, евреев, буддистов, то Священ­ ноначалие Православной Церкви не считает такую задачу ак­ туальной и не допускает каких бы то ни было организованных форм миссионерства в этой среде. Крайнюю деликатность обя­ зан проявлять и всякий вообще православный христианин, который в частном общении может открыть иноверцу истину учения Христа и духовное богатство Православия. Оскорбле­ ние религиозных чувств иноверцев, безусловно, предосудитель­ но и способно только повредить делу христианской миссии. К тому же оно находится в противоречии с государственным за­ конодательством. Церковным ведомством, координирующим миссионерское служение в Русской Церкви, является Мисси­ онерский отдел при Священном Синоде.

С изобретением книгопечатания, когда возможность унич­ тожить все экземпляры уже напечатанного сочинения стала почти нереальной, введена была предварительная цензура. Тридентский Собор на Западе подчинил всю печать цензуре епископов и инквизиции.

В синодальную эпоху высшим учреждением духовной цен­ зуры был Святейший Синод; ему была подчинена вся цензур­ ная служба. Духовной цензуре подвергались не только пред­ назначенные для печати сочинения религиозного содержания, но и светские книги и статьи, если светские цензоры нахо­ дили в них места духовного содержания, относящиеся к дог­ матам веры или Священному Писанию.

После реформы государственного строя России в 1905 году светские сочинения практически перестали подвергаться предварительной цензуре, в том числе и духовной.

В наше время в Русской Православной Церкви нет цензур­ ного учреждения, а ответственность за православный харак­ тер книг и журнальных статей, печатаемых официально от лица Церкви, несет священноначалие, возглавляемое Перво- иерархом и Священным Синодом, а также действующий под его руководством Издательский совет. В епархиях такой кон­троль осуществляет епархиальная власть. Согласно существу­ ющему порядку, книги религиозного содержания, изданные без санкции Издательского совета и без благословения правя­ щих архиереев, не могут быть распространяемы в системе церковной книжной торговли.

в римско-католической теологии - сумма властных полномочий, с помощью к-рых церковь выполняет возложенную на нее миссию. Делится на власть иерархии и власть юрисдикции.

Вестминстерский словарь теологических терминов. - М.: "Республика" . Мак-Ким Дональд К. . 2004 .

Смотреть что такое "Церковная власть" в других словарях:

ВЫСШАЯ ЦЕРКОВНАЯ ВЛАСТЬ — высшая власть во Вселенской или автокефальной Поместной Церкви. Согласно правосл. вероучению, Главой Церкви является Господь Иисус Христос (Еф 5. 23; Кол 1. 18). Однако в земном, историческом бытии Церковь как христ. община или совокупность общин … Православная энциклопедия

Власть церковная — – власть вообще есть полномочие действовать собственными силами или направлять силы других к известной цели (Понятие). Власть по своему характеру подразделяется на Божественную и человеческую, семейную и общественную. Под именем церковной… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Власть ключей — (лат. Potestas clavium) в христианстве: священное право священников отдавать распоряжение, требующее беспрекословного исполнения[1]. Главным образом это касается права исповедовать, отпускать грехи и налагать церковные наказания. Источник… … Википедия

ВЛАСТЬ — [греч. ἐξουσία; лат. potestas], Божественное установление для отражения зла и содействия добру; в широком смысле есть возможность оказать воздействие на что то и на кого то; есть господство одного над другим или другими. Христиане побуждаются… … Православная энциклопедия

Церковная или папская область — (stato pontifico, stato della chiesa, stato romano, patrimonium s. Petri) государство в средней Италии, существовавшее с 756 до 1870 г., подчиненное светской власти пап и представлявшее из себя неограниченную монархию, с избираемым монархом… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Церковная область — или папская (stato pontifico, stato della chiesa, stato romano, patrimonium s. Petri) государство в средней Италии, существовавшее с 756 до 1870 г., подчиненное светской власти пап и представлявшее из себя неограниченную монархию, с избираемым… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

власть правителя — При всем разнообразии существующих подходов к определению природы В.и, в ней представляется правомерным видеть прежде всего комплекс разнообразных межчеловеческих отношений, приводящих к наделению отдельных личностей, групп людей,… … Словарь средневековой культуры

Церковная политика — Термин этот обозначает: 1) политику церкви, т. е. деятельность церковного управления, направленную к осуществлению общих задач церкви в ее отношениях к государству и обществу; 2) политику государства по отношению к существующим в нем церквам. В… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Власть церковную принято разделять на власть учительства, священнодействия и правительственную власть. Правительственная власть Церкви с формальной стороны имеет больше всего сходства с светской государственной властью; поэтому по своим функциям она, как государственная власть, делится по принятой в публичном праве классификации на:

1. учредительную и законодательную;

2. исполнительную или административную;

Единым и полновластным Учредителем Церкви является Господь Иисус Христос, давший ей и Свои вовек нерушимые законы. К Нему же, как к высшему авторитету, как к Главе Церкви, восходит в конечном счете и все церковное законодательство, изданное и издаваемое различными церковными учреждениями: от самых высоких и непогрешимых — Вселенских Соборов — до монастырей и братств, издающих законоположения на основе статуарного права. Вопросы, касающиеся церковного законодательства, на котором строится все церковное право, рассматривались в начале нашего курса. Поэтому остановимся здесь лишь на отдельных вопросах, связанных с ним.

В католическом церковном праве высшим законодательным органом Церкви считается, как известно, Римский престол — папа. В православном церковном праве общепринятой является точка зрения, согласно которой высшая власть в Церкви, в том числе и законодательная, принадлежит вселенскому епископату в лице его органа — Вселенских Соборов. Определениям семи Вселенских Соборов церковное сознание усвоило непогрешимость.

Утверждения профессора Н. С. Суворова о высшей законодательной власти императора в Церкви основаны также на истории. Однако, достаточно обратить внимание на самоочевидную истину: Христова Церковь в существе своем всегда одна и та же; и все основные элементы ее устройства, без которых она не может существовать, включая и всякую законодательную власть, даны ей от начала. В первые три столетия Церковь, как известно, не включала императоров в качестве своих членов, и позднее, не един раз в течение многих десятилетий, византийские императоры, уклоняясь в ереси, отпадали от Церкви. После разгрома Константинополя в 1452 г. русские государи, единственные тогда православные монархи, весьма далеки были от притязаний на главенство во Вселенской Церкви. Не сразу после этого сложилось на Руси учение о Москве как о третьем Риме; но и это учение не включало в себя идею о формальном главенстве в Церкви русских самодержцев, а разве только смутную мысль о Московских государях как защитниках Православия. Что же касается российского законодательства синодальной эпохи, то его абсолютистские основания, затрагивавшие также и статус Церкви в государстве, восходили вовсе не к цезарепапистским византийским устремлениям, а к западно?европейскому юридическому территориализму, к учению о неограниченной власти государя на своей территории. Что же касается нашего времени, то Православная Церковь существует, хотя православных государей нет. Но с самого начала Церкви в ней был богоучрежденный епископат: Православная Церковь немыслима без епископата во главе ее. Далеко не все Соборы, определения которых скреплены подписью императоров, признаны церковным сознанием за Вселенские и непогрешимые.

Нет оснований усваивать и дисциплинарным нормам, действующим в Церкви, неизменность и вечность. Дисциплинарные определения издавались чаще всего по конкретным поводам и поэтому в значительной мере обусловлены обстоятельствами. И не все те инстанции, которые осуществляют суверенное церковное законодательство, непогрешимы. Однако, непогрешимы Вселенские Соборы, издавшие правила, и авторитет этих правил, непоколебленный в течение веков, несмотря на радикальные перемены в церковной жизни, несмотря даже на затруднительность буквального исполнения многих из них в практике церковной жизни, таков, что едва ли уместна постановка вопроса об отмене тех или иных из этих правил. Даже если правовые нормы, сформулированные в канонах, заменялись новыми нормами, сам канон не исключался из канонического Свода. То же самое мы можем сказать и об изданных Поместными Соборами и Святыми Отцами канонах, вошедших в Основной Канонический Свод. Эти правила также были утверждены либо позднейшими Вселенскими Соборами, либо общецерковным признанием их.

И в самом деле, что заключают в себе каноны; каково их место в жизни Церкви? По сути своей, — приложение неизменных и непогрешимых основ христианского нравственного вероучения и экклезиологических догматов, все тех же вечных догматических истин, содержащихся либо открыто, либо скрыто в текстах правил, к изменяющейся церковной жизни. Высокий авторитет правил, решительно отличающихся в церковном сознании от других церковных правовых норм, например, от актов синодального законодательства Русской Православной Церкви, объясняется тем, что в канонах Отцы относительно различных случаев, казусов церковной жизни безошибочно правильно применяли неизменные догматические истины. В этом смысле авторитет канонов сближается с их непогрешимостью.

Власть церковная и власть светская

Власть церковная и власть светская 74. Но когда собрание отцов решило между собою ничего еще не отвечать тирану, ибо, говорили, нам бесполезно вступать в собеседование с теми, кто уже осужден, кто глух для восприятия лучшего и совсем неисцелим, а кроме того, нам и неприлично

Церковная записка

Церковная записка Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, помните правила:1. Пишите четким, понятным почерком, лучше – печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.2. Озаглавьте ее –

Церковная иерархия

Церковная иерархия Предстоятелем Русской Православной Церкви является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий ii. Он управляет Церковью вместе со Священным Синодом. В Синод, кроме Патриарха, постоянно входят митрополиты : Киевский, Петербургский, Крутицкий,

Е. Церковная организация

Е. Церковная организация Церковь адвентистов седьмого дня является всемирной организацией. Поместные церкви объединены в конференции или миссии. Последние называются так потому, что материально зависят от вышестоящей организации. В свою очередь, конференции и миссии

IV Свобода и власть. — Их кажущееся противоположение. — Их единство. — Власть как основа общества

IV Свобода и власть. — Их кажущееся противоположение. — Их единство. — Власть как основа общества Факт власти в междучеловеческих отношениях есть совершенно основной. Без него не бывает никакой организации, никакого общежития. Бесполезно даже рассуждать о том,

XX Евангельское учение о власти. — Власть как установление Божеское. — Власть христианская

XX Евангельское учение о власти. — Власть как установление Божеское. — Власть христианская Настоящую основу христианского политического учения составляет воздавание кесарю кесарева и Божия Богу.Кесарь неслучайно является на свете. Нет власти, которая была бы не от

Церковная иерархия

1.2. Законодательная база и организация системы научно-богословской аттестации

1.2. Законодательная база и организация системы научно-богословской аттестации Система научно-богословской аттестации в России имела институционную основу, так как опиралась на конкретные органы, осуществлявшие оценку научных достижений, их аттестацию, присуждение

Законодательная база системы научно-богословской подготовки и аттестации

Законодательная база системы научно-богословской подготовки и аттестации Православная высшая духовная школа как особая ступень была учреждена в России в начале XIX в. Духовно-учебная реформа 1808–1814 гг. выделила четыре духовные академии – Санкт-Петербургскую,

2. Церковная соборность и государственная власть

2. Церковная соборность и государственная власть С началом синодального периода государственная власть грубо вмешалась в жизнь Церкви, предприняв попытку отнять у Церкви свободу. В том числе и свободу открыто обсуждать свои проблемы. Во многом эта попытка подчинить

Власть Иисуса — власть Сына Божьего

Молитва церковная

Молитва церковная Молитва церковнаяТрудитесь. Труд все преодолевает с Божией помощию.Когда исполняете правило святаго Пахомия, то дома только это делайте, а в церкви идет уже правило, т.е. служба. И с своим туда примешиваться не след. В церкви внимайте тому, что читается и

17. Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. 18. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.

17. Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. 18. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего. Эту мысль о великом значении Своей смерти Господь заканчивает

10. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? 11. Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

10. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? 11. Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе. Пилат понял, что

ЦЕРКОВНАЯ СЛУЖБА

ЦЕРКОВНАЯ СЛУЖБА Ее полезность для раскрытия умно-сердечной молитвыНадо службы церковные все выстаивать. И я тебе скажу, что нет лучшего способа к раскрытию умно-сердечной молитвы, как бывать в церкви, на церковных службах. В службах церковных дух молитвенный. Кто

V Молитва церковная

V Молитва церковная 52. Люблю я молиться в храме Божием, особенно в св. алтаре, у престола или у жертвенника Божия, ибо чудно изменяюсь я во храме благодатию Божиею; в молитве покаяния и умиления спадают с души моей терния узы страстей, и мне становится так легко; все обаяние,

Власть церковную принято разделять на власть учительства, священнодействия и правительственную власть. Правительственная власть Церкви с формальной стороны имеет больше всего сходства с светской государственной властью; поэтому по своим функциям она, как государственная власть, делится по принятой в публичном праве классификации на:

1. учредительную и законодательную;

2. исполнительную или административную;

Единым и полновластным Учредителем Церкви является Господь Иисус Христос, давший ей и Свои вовек нерушимые законы. К Нему же, как к высшему авторитету, как к Главе Церкви, восходит в конечном счете и все церковное законодательство, изданное и издаваемое различными церковными учреждениями: от самых высоких и непогрешимых — Вселенских Соборов — до монастырей и братств, издающих законоположения на основе статуарного права. Вопросы, касающиеся церковного законодательства, на котором строится все церковное право, рассматривались в начале нашего курса. Поэтому остановимся здесь лишь на отдельных вопросах, связанных с ним.

В католическом церковном праве высшим законодательным органом Церкви считается, как известно, Римский престол — папа. В православном церковном праве общепринятой является точка зрения, согласно которой высшая власть в Церкви, в том числе и законодательная, принадлежит вселенскому епископату в лице его органа — Вселенских Соборов. Определениям семи Вселенских Соборов церковное сознание усвоило непогрешимость.

Утверждения профессора Н.С. Суворова о высшей законодательной власти императора в Церкви основаны также на истории. Однако, достаточно обратить внимание на самоочевидную истину: Христова Церковь в существе своем всегда одна и та же; и все основные элементы ее устройства, без которых она не может существовать, включая и всякую законодательную власть, даны ей от начала. В первые три столетия Церковь, как известно, не включала императоров в качестве своих членов, и позднее, не един раз в течение многих десятилетий, византийские императоры, уклоняясь в ереси, отпадали от Церкви. После разгрома Константинополя в 1452 г. русские государи, единственные тогда православные монархи, весьма далеки были от притязаний на главенство во Вселенской Церкви. Не сразу после этого сложилось на Руси учение о Москве как о третьем Риме; но и это учение не включало в себя идею о формальном главенстве в Церкви русских самодержцев, а разве только смутную мысль о Московских государях как защитниках Православия. Что же касается российского законодательства синодальной эпохи, то его абсолютистские основания, затрагивавшие также и статус Церкви в государстве, восходили вовсе не к цезарепапистским византийским устремлениям, а к западно‑европейскому юридическому территориализму, к учению о неограниченной власти государя на своей территории. Что же касается нашего времени, то Православная Церковь существует, хотя православных государей нет. Но с самого начала Церкви в ней был богоучрежденный епископат: Православная Церковь немыслима без епископата во главе ее. Далеко не все Соборы, определения которых скреплены подписью императоров, признаны церковным сознанием за Вселенские и непогрешимые.




Нет оснований усваивать и дисциплинарным нормам, действующим в Церкви, неизменность и вечность. Дисциплинарные определения издавались чаще всего по конкретным поводам и поэтому в значительной мере обусловлены обстоятельствами. И не все те инстанции, которые осуществляют суверенное церковное законодательство, непогрешимы. Однако, непогрешимы Вселенские Соборы, издавшие правила, и авторитет этих правил, непоколебленный в течение веков, несмотря на радикальные перемены в церковной жизни, несмотря даже на затруднительность буквального исполнения многих из них в практике церковной жизни, таков, что едва ли уместна постановка вопроса об отмене тех или иных из этих правил. Даже если правовые нормы, сформулированные в канонах, заменялись новыми нормами, сам канон не исключался из канонического Свода. То же самое мы можем сказать и об изданных Поместными Соборами и Святыми Отцами канонах, вошедших в Основной Канонический Свод. Эти правила также были утверждены либо позднейшими Вселенскими Соборами, либо общецерковным признанием их.

И в самом деле, что заключают в себе каноны; каково их место в жизни Церкви? По сути своей, — приложение неизменных и непогрешимых основ христианского нравственного вероучения и экклезиологических догматов, все тех же вечных догматических истин, содержащихся либо открыто, либо скрыто в текстах правил, к изменяющейся церковной жизни. Высокий авторитет правил, решительно отличающихся в церковном сознании от других церковных правовых норм, например, от актов синодального законодательства Русской Православной Церкви, объясняется тем, что в канонах Отцы относительно различных случаев, казусов церковной жизни безошибочно правильно применяли неизменные догматические истины. В этом смысле авторитет канонов сближается с их непогрешимостью.

Власть церковную принято разделять на власть учительства, священнодействия и правительственную власть. Правительственная власть Церкви с формальной стороны имеет больше всего сходства с светской государственной властью; поэтому по своим функциям она, как государственная власть, делится по принятой в публичном праве классификации на:

1. учредительную и законодательную;

2. исполнительную или административную;

Единым и полновластным Учредителем Церкви является Господь Иисус Христос, давший ей и Свои вовек нерушимые законы. К Нему же, как к высшему авторитету, как к Главе Церкви, восходит в конечном счете и все церковное законодательство, изданное и издаваемое различными церковными учреждениями: от самых высоких и непогрешимых — Вселенских Соборов — до монастырей и братств, издающих законоположения на основе статуарного права. Вопросы, касающиеся церковного законодательства, на котором строится все церковное право, рассматривались в начале нашего курса. Поэтому остановимся здесь лишь на отдельных вопросах, связанных с ним.

В католическом церковном праве высшим законодательным органом Церкви считается, как известно, Римский престол — папа. В православном церковном праве общепринятой является точка зрения, согласно которой высшая власть в Церкви, в том числе и законодательная, принадлежит вселенскому епископату в лице его органа — Вселенских Соборов. Определениям семи Вселенских Соборов церковное сознание усвоило непогрешимость.

Утверждения профессора Н.С. Суворова о высшей законодательной власти императора в Церкви основаны также на истории. Однако, достаточно обратить внимание на самоочевидную истину: Христова Церковь в существе своем всегда одна и та же; и все основные элементы ее устройства, без которых она не может существовать, включая и всякую законодательную власть, даны ей от начала. В первые три столетия Церковь, как известно, не включала императоров в качестве своих членов, и позднее, не един раз в течение многих десятилетий, византийские императоры, уклоняясь в ереси, отпадали от Церкви. После разгрома Константинополя в 1452 г. русские государи, единственные тогда православные монархи, весьма далеки были от притязаний на главенство во Вселенской Церкви. Не сразу после этого сложилось на Руси учение о Москве как о третьем Риме; но и это учение не включало в себя идею о формальном главенстве в Церкви русских самодержцев, а разве только смутную мысль о Московских государях как защитниках Православия. Что же касается российского законодательства синодальной эпохи, то его абсолютистские основания, затрагивавшие также и статус Церкви в государстве, восходили вовсе не к цезарепапистским византийским устремлениям, а к западно‑европейскому юридическому территориализму, к учению о неограниченной власти государя на своей территории. Что же касается нашего времени, то Православная Церковь существует, хотя православных государей нет. Но с самого начала Церкви в ней был богоучрежденный епископат: Православная Церковь немыслима без епископата во главе ее. Далеко не все Соборы, определения которых скреплены подписью императоров, признаны церковным сознанием за Вселенские и непогрешимые.

Нет оснований усваивать и дисциплинарным нормам, действующим в Церкви, неизменность и вечность. Дисциплинарные определения издавались чаще всего по конкретным поводам и поэтому в значительной мере обусловлены обстоятельствами. И не все те инстанции, которые осуществляют суверенное церковное законодательство, непогрешимы. Однако, непогрешимы Вселенские Соборы, издавшие правила, и авторитет этих правил, непоколебленный в течение веков, несмотря на радикальные перемены в церковной жизни, несмотря даже на затруднительность буквального исполнения многих из них в практике церковной жизни, таков, что едва ли уместна постановка вопроса об отмене тех или иных из этих правил. Даже если правовые нормы, сформулированные в канонах, заменялись новыми нормами, сам канон не исключался из канонического Свода. То же самое мы можем сказать и об изданных Поместными Соборами и Святыми Отцами канонах, вошедших в Основной Канонический Свод. Эти правила также были утверждены либо позднейшими Вселенскими Соборами, либо общецерковным признанием их.

И в самом деле, что заключают в себе каноны; каково их место в жизни Церкви? По сути своей, — приложение неизменных и непогрешимых основ христианского нравственного вероучения и экклезиологических догматов, все тех же вечных догматических истин, содержащихся либо открыто, либо скрыто в текстах правил, к изменяющейся церковной жизни. Высокий авторитет правил, решительно отличающихся в церковном сознании от других церковных правовых норм, например, от актов синодального законодательства Русской Православной Церкви, объясняется тем, что в канонах Отцы относительно различных случаев, казусов церковной жизни безошибочно правильно применяли неизменные догматические истины. В этом смысле авторитет канонов сближается с их непогрешимостью.

Церковная власть – это божественное право проповедовать, действовать от имени Бога и руководить Церковью Господа. Христианские конфессии по-разному подходят к этому вопросу. Некоторые церкви - например, Римско-католическая, Православная и Коптская - подчеркивают неразрывную преемственность власти, исходящей от первых Апостолов. Некоторые, отошедшие от этих церквей, говорят, что они находят власть в безошибочности Библии. Другие, главным образом, полагаются на то, что они почувствовали, что были "призваны" на служение. Святые последних дней имеют особый взгляд на власть священства, который отличает их от всех остальных.

В Новом Завете говорится о Церкви, основанной Иисусом Христом, как о Церкви, имеющей структуру и организацию. Во главе церкви были Апостолы, которые, через возложенные на них власть и откровение были призваны руководить Церковью и поддерживать чистоту учения по мере распространения Церкви.

Древние Пророки, а также Апостолы, жившие во времена Христа, предсказывали, что Церковь, первоначально основанная Иисусом Христом, в конце концов впадет в отступничество.

Хотя Святые последних дней верят, что в древней Церкви божественная власть была утрачена после смерти Апостолов, и что ее восстановление требовало божественного вмешательства, они не отрицают и не преуменьшают ценность религиозного опыта других людей:

  • Большая часть истинного учения Иисуса Христа присутствует в церквях и сегодня.
  • Члены других церквей, принимающие Иисуса Христа и пытающиеся жить по принципам, которым Он учил, имеют все основания рассчитывать на Его Божественное покровительство и вдохновение в их жизни.
  • Верующие христиане, не являющиеся Святыми последних дней, тоже попадают на Небеса, и те, кто жил всоответствиисо всей истиной и светом, доступным им, в дальнейшем получат больший свет.
  • Любой, кто принимает Иисуса Христа как Сына Бога и Искупителя мира, является христианином, независимо от различий в теологии.
  • Библия - это откровение от Бога, имеющее огромную ценность и обладающее силой менять жизнь людей. Ее значение не принижается существованием других Священных Писаний.

Для Святых последних дней восстановление власти священства в первой половине XIX века было реальным событием. Божественная власть была восстановлена в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней благодаря посещению воскресшего Иоанна Крестителя в 1829 году около Хармони (теперь Окленд), штат Пенсильвания, и некоторое время спустя - воскресших древних Апостолов Петра, Иоанна и Иакова.

Сегодня все члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, обладающие священством, могут проследить происхождение своей власти непосредственно от дарования священства Джозефу Смиту и руководителям ранней Церкви. Власть священства даруется через возложение рук на голову человеком, уже имеющим священство.

Священные Писания, предсказывающие отступничество:

2-е к Фессалоникийцам 2:3

“Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели. "

"Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак - народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою."

"И земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет".

1-е к Тимофею 4:1

"Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам-обольстителям и учениям бесовским. "

Достоверность религиозного опыта других людей

Читайте также: