Что такое атеизм кратко 8 класс

Обновлено: 17.05.2024

Атеизм это мировозрение, которое при столкновении с неизвестным не пытается объяснить его действиями неких сверхсил, а честно говорит - неизвестное неизвестно.

Также это отказ от патернатизма, когда обязательно должен быть авторитет: отец, Папа римский, начальник партии. Атеист может думать сам, принимать свои решения и отвечать за последствия.

Атеист просто рациональный человек, который не верит сказкам.

Большое спасибо за вопрос. Атеизм – это достаточно простая вещь. Он отвергает веру в любые факты, которые не доказаны наукой. Это мое определение атеизма. Иными словами, атеизм не утверждает, что Бога нет. Атеизм утверждает, что вера, не подкрепленная фактами, вредна для мышления человека. Само существование или несуществование Бога атеиста не волнует. Сегодня никаких. Читать далее

Отрицание веры в то, что не продемонстрировано, не доказано есть агностицизм.

Атеизм - это отсутствие веры в божество или божества. Поскольку когда мы говорим о божествах, то автоматически понимаем что речь идёт о сотворении мира, то атеизм должен, следовательно, предложить альтернативную концепцию сотворения мира или его существования (возможно предсуществования). Сделать он может это только научным методом. Что такое научный метод? Научный. Читать далее

1) атеизм это не только отсутствие веры в божества, но и полный отказ от теизма в любой форме. Отказ пользоваться. Читать дальше

атеизм - это вера в то что можно прожить и всё понять.Апоскольку человеку не дано всё понять , и скорее всего он принимает на веру всякие измышления, например т.н "науку", либо законы от каких либо людей , которые ему кажутся умными", т.е не противоречащими его мнению, то просто не хватает времени жизни чтобы всё понять и он возможно впадает в анабиоз, в котором его. Читать далее

Атеистами в древнем Риме называли христиан, поскольку они отрицали существование богов греческого пантеона. Впоследствии этот термин стал применяться к людям, которые отрицают существование любых богов. Таким образом, многих, даже религиозных людей (например буддистов) можно записать в атеисты.

Атеизм это научные (достоверные, подтверждаемые практикой) знания об окружающем нас материальном мире, в. Читать дальше

Атеизм - это отрицание существование Бога или любого другого существа, который создал человечество. Атеисты просто говорят: "Я не верю в Бога, его нет". Это не религия, это просто точка зрения.

Атеизм как раз таки религия, только противоположная. Если в привычной религии люди ВЕРЯТ, в атеизме наоброт НЕ. Читать дальше

Специалист в сфере средств охраны и безопасности, инф. безопасности. Адепт критического. · 22 нояб 2021

Многие верующие пытались поссорить атеистов, но этот вопрос просто заслуживает оскара! Такого спора я еще здесь не встречал.

С точки зрения научности и философской обоснованности ответ Никиты Котова - лучший. Так же согласен с Максимом Завьяловым.

Я не согласен, что в трактовках термина надо руководствоваться только авторитетами и только одного языка. Почему не приводить определения английских или китайских лингвистов?

Но эмоционально мне ближе атеизм в понимании Василия Ивановича и Алексея Несказова (хотя и не в такой резкой форме).

Я не имею таких глубоких знаний о атеизме, что бы высказаться более содержательно, чем в приведённых уже ответах. Могу отметить важное для меня: атеизм сейчас стал сложнее и в определении и в осознании, атеизм не имеет генеральных идей, большинство людей видят в атеистах - богоборцев, иноверцев, идолопоклонников.

Строго говоря, спор между теистами и атеистами заключается в решении вопроса: где находится пункт управления нашим миром. Если он расположен за пределами системы воспринимаемого нами мира - наш мир управляется извне (теизм). Кем или чем управляется - уже не столь важно. Всё зависит от той или иной культуры. Если же управляющее начало встроено в саму систему нашего мира - то наш мир самоуправляем (атеизм).

В рамках человеческих возможностей решить данный вопрос невозможно, так как человек плотно встроен в систему мира. А для решения данного вопроса нужно выйти за пределы этой системы. Мы можем лишь судить по косвенным признакам, которые, однако, могут трактоваться в равной степени как в пользу теизма, так и в пользу атеизма.

Простыми словами Атеизм это протестное направление, родственное например такому:

Люди утверждают, что в самом центре нашей Галактики - Млечного Пути находится черная дыра.

Есть небольшая группа верящих в это людей, которые занимаются звездами. Они уверены, что с вероятностью более 90% именно так и есть, все косвенные факты говорят им об этом. Это - верущие.

Большинству людей, у которых по жизни есть много других более важных проблем, эта Идея безразлична. Вернее, они считают что вероятность этого 50%, то есть может это и так, а может и нет. И они никак не демонстрируют это. Это - неопределившиеся из-за того, что сама тема их не сильно тревожит.

Но есть протестный сегмент людей, которые не только молча уверены на 100%, что там нет никакой черной дыры, но и активно выступают против этой теории. Эта тема для них очень важна.

Они готовы пробиваться ради этого на сцену (на сцену Яндекс-Кью например), чтобы изменить других людей. Чтобы остальные или отказались от идеи или перестали писать и говорить об этом. Это - Атеисты. А их движение - атеизм.

Мозаичный взгляд на теории, объясняющие появление мира и всех процессов в нем без Создателя - атеизм. Целостное мировоззрение от первоосновы - теизм. Несловарное определение.

АТЕИ́ЗМ (от греч. ἄθεος – безбожный), мировоззрение, отрицающее бытие Бога, а также существование сверхъестественного мира (ангелов, духов и т. п.); отрицание религии вообще. В европ. культуре под А. обычно понимается отрицание существования личного Бога (см. Теизм).

Многообразие историч. форм А. затрудняет его классификацию. Самая общая классификация А. предполагает разделение его на следующие типы: по феноменологическому и социологическому основаниям – на А. индивидуально-личностный и А. коллективный; по принадлежности к теоретич. или практич. сфере – на А. теоретический (по преимуществу философский) и А. практический, в котором отрицание Бога выражается в действиях одного человека или группы людей, включая и т. н. гос. А., проявляющийся в законодат. системе и правовой практике государства.

Для религ. и филос. мысли средних веков А. не характерен. Связь христианского богословия и философии исключала в теоретич. области саму возможность сомнения в существовании Бога. Еретич. учения, сопровождавшие христианство в течение всей его истории, хотя иногда и назывались атеистическими, а их последователи – атеистами (безбожниками), в действительности таковыми не являлись.

Возрождение с его антропоцентризмом и стремлением к созданию нового культурного пространства, включающего ценности и достижения античной языческой культуры, подготовило условия для распространения А. в Европе, однако в своей основе оставалось эпохой религиозной. Из числа разнообразных направлений филос. мысли эпохи Возрождения наиболее близким к А. оказывается пантеизм. Этого мировоззрения придерживались П. Помпонацци, Дж. Бруно, Т. Кампанелла, Дж. Ч. Ванини (1585–1619).

Широкое распространение теоретич. А. получил в 19–20 вв.; он связан с филос. направлениями своего времени – позитивизмом, антропологич. философией, анархизмом, материализмом, нигилизмом и философией жизни. Осн. представители этих филос. направлений – А. Шопенгауэр, Л. Фейербах, П. Ж. Прудон, К. Маркс, Ф. Ницше. Атеистич. взгляды разделяли отд. представители экзистенциализма (Ж. П. Сартр, А. Камю) и аналитич. психологии (З. Фрейд, Т. Райк, Э. Фромм). Агностиком считал себя философ-неопозитивист Б. Рассел.

В России теоретич. А. получил распространение лишь в 19 в. Большинство атеистич. учений в России берёт начало в европ. философии 18–19 вв. Такие течения, как позитивизм (Н. К. Михайловский), анархизм и нигилизм (М. А. Бакунин, Н. А. Добролюбов, С. Г. Нечаев, П. Н. Ткачёв), а также разл. направления социализма (Н. Г. Чернышевский, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин) обозначили осн. вехи распространения А. в России.

Гос. А. представляет собой возведённую в ранг гос. политики идеологию; в той или иной форме он предполагает: ограничение гражд. и политич. прав верующих посредством законодательства или подзаконных актов, использование гос., политич. и общественных институтов для борьбы с религией и верующими, установление цензуры на религ. лит-ру, воспитание граждан в духе А. Гос. А. получил распространение в СССР, КНР, Камбодже и некоторых др. странах.

С распадом СССР и принятием Конституции РФ А. перестал играть роль гос. идеологии. В РФ он продолжает существовать в качестве мировоззрения определённой части общества, как одно из течений общественной мысли.


В древности человек не мог объяснить устройство мира. Многие явления природы вызывали у него суеверный ужас. Чтобы объяснить происходящее и жить в гармонии с окружающей действительностью, наши далёкие предки решили, что всем управляют сверхъестественные силы. Так зародилась религия. Однако и сейчас, несмотря на развитие науки и техники, множество людей сохраняют веру в необъяснимое. Рассмотрим, что такое религия, когда она появилась, какую роль выполняет в современном мире.

Понятие религии

Религия — это вера в существование неких сверхъестественных сил, которые оказывают влияние на окружающую среду, управляют событиями, помогают или вредят людям. Человек, поклоняющийся одному или нескольким богам, обращается к высшим силам с молитвой о помощи или простыми словами благодарности, участвует в обрядовых действиях, старается изменить свою жизнь в соответствии с верой.

Верующие в храме

Рис. 1. Верующие в храме.

Этапы развития религии

Когда возникла религия, она существенно отличалась от представлений современного человека. Древние люди с её помощью пытались найти объяснение происходящему, приобрести могучего помощника в борьбе за выживание. В настоящее время вера в большей степени помогает нам духовно обогатиться, выдержать моральные испытания, обрести внутреннюю гармонию. Кратко и понятно охарактеризуем основные этапы развития религии.

  • Ранние формы религии появились в древности. Человек начал обожествлять силы природы, наделять предметы сверхъестественными силами, поклоняться духам. Примерами могут быть тотемизм, фетишизм, анимизм.
  • Национальные религии — это религиозные представления отдельной нации или населения одной страны, например, иудаизм, индуизм, конфуцианство.
  • Мировые религии не имеют географических границ, включают большое число последователей по всей планете. К ним относятся христианство, буддизм и ислам.

Среди славян, которые были язычниками, была распространена вера в то, что человек, умерший не от старости, в загробном мире не сможет найти покой. Считалось, что его дух будет бродить по земле и строить козни: губить урожай и скот, вызывать засуху или длительные дожди, наводить болезни.

Роль религии в современном мире

  • Религия способна влиять на сознание людей, воспитывая в них лучшие нравственные качества: добро, сострадание, уважение к другим людям, самопожертвование.
  • Лидеры религиозных организаций в случае конфликтов способны их урегулировать, обратившись к верующим с призывом к мирному урегулированию проблем.
  • Религия объединяет людей, способствует сплочённости.
  • Отчаявшиеся люди с помощью веры могут обрести смысл жизни.
  • Религия обогащает духовную культуру стран и народов.

Производителями сотовых телефонов специально для мусульман был разработан аппарат, показывающий направление на Мекку, что помогло представителям этой религии совершать молитвы в соответствии с правилами.

Что мы узнали?

Религия как форма культуры изучается в курсе обществознания в 8 классе. Краткое определение её звучит так: это вера в существование сверхъестественных сил. Различают ранние формы религии, национальные и мировые религии. Они оказывают большое влияние на современное общество.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок по обществознанию.

Обобщить и систематизировать знания о религии.

Раскрыть специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе.

Охарактеризовать основные типы религиозных организаций.

Раскрыть смысл свободы совести и свободы вероисповедания.

Основные понятия: Религия, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм.

Оборудование: мультимедийный проектор, Библия, Коран, иконы, раздаточный материал для учащихся в виде информационной таблицы для самостоятельного заполнения, отрывков из Библии, Корана, наставлений Будды.

I .Организационный момент

II . Изучение нового материала:

Цели урока(слайд 2)

Обратите внимание на план урока (слайд 3)

Особенности религиозной веры.

Религиозные организации и объединения.

Свобода совести, свобода вероисповедания.

Вопросы по данной теме: (слайд 4)

Что такое религия?

Когда появились первые религии?

Что им было свойственно?

1. Первый пункт плана

Вера Крест Бог Душа Секта

( ответы детей: секта, вера, бог, душа, крест и т.д.)

Учитель . Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.

Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления людей зародились очень давно, примерно сорок ты­сяч лет назад.

На определенном этапе развития религии появляется такой социальный институт, как церковь, которая объединяет людей од­ного вероисповедания, формирует единые каноны, догматы, нормы поведения.

Большое значение религия имеет и в наше время.

Учитель: ответим на вопрос: Что такое религия?

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия. (записать в тетради).

Исторические формы развития религии.

Перечислите мировые религии (слайд 6) Христианство Ислам

2.Второй пункт плана: Особенности религиозной веры ( слайд 7)

Убежденность в существовании сверхъестественных сил;

Убежденность в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека и общества в целом;

Убежденность в возможности контакта человека со сверхъестественными силами.

Учитель задает вопрос по третьему пункту плана.

3. Функции религии.

Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих? (слайд 8)

Сущность учения атеистов заключается в отрицании Божества, в отрицании возможности бытия совершенного Разума, а следовательно, и влияния Его на жизнь природы и человека. Вся вселенная, согласно этому учению, есть только материя, движение и форма. Она вечна и бесконечна, явления в ней строго подчинены определенным законам, которые как таковые и исключают всякое сверхъестественное вмешательство.

Сущность учения атеистов заключается в отрицании Божества, в отрицании возможности бытия совершенного Разума, а следовательно, и влияния Его на жизнь природы и человека. Вся вселенная, согласно этому учению, есть только материя, движение и форма. Она вечна и бесконечна, явления в ней строго подчинены определенным законам, которые как таковые и исключают всякое сверхъестественное вмешательство.


Атеизм

священномученик протоиерей Михаил Чельцов

Среди треволнений и несчастий текущей жизни русского народа у нас все сильней и сильней развивается неверие, самый грубый и принципиальный атеизм. Если почти все влияния Запада были для нас благодетельны, то влияние атеистов нужно отнести к явлениям самым гибельным и нежелательным. Недаром так упорно не поддается народная масса переделке ее жизни на началах учения атеистов. В данном случае сопротивление низших классов благодетельно для простодушного мужика. Лучше заблуждаться бессознательно, чем сознательно совершать великие ошибки.

атеизм. Плакат

Сущность учения атеистов заключается в отрицании Божества, в отрицании возможности бытия совершенного Разума, а следовательно, и влияния Его на жизнь природы и человека. Вся вселенная, согласно этому учению, есть только материя, движение и форма. Она вечна и бесконечна, явления в ней строго подчинены определенным законам, которые как таковые и исключают всякое сверхъестественное вмешательство.

Атеизм зародился в глубокой древности. Он появился, надо полагать, как следствие упадка общественной нравственности. Чем человек нравственно выше, тем более он религиозен, тем впечатлительнее он к проявлениям Божественного Разума. Ведь Бог не только служит предметом познания ума, он еще та цель, к которой мы должны стремиться. А поэтому понятно, что, если мы становимся выше в нравственном отношении, мы ближе к Богу и что, совершая дурные поступки, то есть становясь безнравственными, мы удаляемся от Бога и, быть может, даже его отрицаем. Итак, атеизм зародился на почве нравственной испорченности. Зарождается он и теперь в каждом человеке, коль скоро тот забывает о своих нравственных обязанностях. Постоянные удовольствия, часто не совсем невинные, превращение забот о материальном благосостоянии в прихоти и пр.- все это не дает нам возможности глубже вникнуть в те истины, которые даны нам в Евангелии, исключает возможность стать истинными последователями Христа. Мы замыкаемся в круг исполнения требований нашей физической природы и в конце концов начинаем отрицать Бога. Таково истинное происхождение атеизма в истории и сознании отдельного человека.

Если верить Пфенигсдорфу, 92 процента естествоиспытателей принадлежат к числу верующих, 6 процентов — индифферентны в делах религии и только 2 процента — атеисты.

Аетизм

Иногда говорят, что появление особенно большого числа атеистов в XVII-XX столетиях есть реакция средневековому католицизму. Тем хуже для неверующих ученых! Они не правы, потому что свое справедливое озлобление против гнета папского деспотизма делают неосновательным, перенося его на всю вообще церковь, игнорируя ее благодетельное влияние на жизнь человека. Словом, атеизм, как можно видеть из вышесказанного, есть явление противоестественное, болезненное и силой стремящееся переделать на своих уродливых началах человеческую науку и жизнь. Накануне появления на Земле Божественного Учителя было так много атеистов, что они оказывали колоссальное влияние на общественную жизнь Рима и Греции и вели ее к скорейшему разрушению. Лучшие люди тогдашнего времени, как Цицерон, Сенека и др., резко восставали против них и осуждали неосновательные убеждения Лукреция, Петрония и всех прочих родоначальников современного атеизма. Да и вообще, в древности атеизм вызывал сильную нравственную и религиозную оппозицию со стороны истинных философов и ученых. Но что не могли сделать отдельные люди, то сделало христианство, против чего безуспешно боролись языческие философы, то окончательно было побеждено христианскими философами и апологетами. Вплоть до XVI-XVII столетий не могла двигаться дальше человеческая мысль, и она была обречена на застой в Западной Европе благодаря злоупотреблениям силой Католической Церкви, на Востоке благодаря всеобщему народному невежеству. Не мог, разумеется, получить дальнейшего развития и атеизм. Но с XVII-XVIII столетий, когда орудие пап для реакции самостоятельному мышлению достаточно притупилось, атеизм, получив громадную поддержку в естественных науках, достигает в своем развитии удивительных размеров. Гоббс, Толанд, Ламетри, Кондорсе, Гольбах, Фейербах, Молешотт, Бюхнер, Карл Фогт, Штирнер, Швейцер, Ришпэн и многие другие — вот защитники материализма, пантеизма и сенсуализма, то есть, говоря вообще, атеизма.

Но ни один из них не дал более или менее основательных доводов в защиту исповедуемой ими веры в управление Вселенной одними естественными законами, без приведения последних в действие какой-нибудь силою свыше. Ни один из них не мог уничтожить противоречия между идеями, лежащими в основе человеческого существа и новыми взглядами на человека как на простой механизм, как на нечто, одушевленное в той же мере, что и обыкновенное неорганическое вещество. Эти ученые оказали самое пагубное влияние на развитие науки и на жизнь человека.

Атеизм легко решает

Принцип удовольствия видоизменяется еще в принцип личной пользы, коль скоро человек входит в соприкосновение с другими людьми. Но этот видоизмененный принцип удовольствия еще менее основателен для того, чтобы быть признанным как здоровая основа человеческих отношений. Один согласно требованию своей физической природы стремится к одному, другой к другому. Один берет взятки, другой, с точки зрения того же атеизма, признает полезным для себя не взяточничество, а незаконное достижение известной карьеры и старается помешать ему, третий… Не распространяясь дальше, скажем, что атеизм ведет к дикой борьбе всех против всех. Это ясно, как божий день.

Будет, да, будет новая земля и новый совершенный человек, будет счастье и жизнь непорочная.

И над этой новой землей возвысится свод лазурного светлого неба и Солнце любви осветит людей дыханьем божественной правды. Все человечество будет хвалить, как один человек, своего Всеблагого и исполненного вечной любви Творца и Мудрого Промыслителя.

(Из записок А. Лосева. Новочеркасск, 16-17 июня 1909 г .)

25 июня 1909 года, ст. Каменская

Публикация А.А. Тахо-Годи

Статьи об атеизме:

Что же после всего этого есть религия? Религия — это жизнь человека высшими идеальными сторонами своего существа по образу жизни божественной, в целях достижения счастья в мире чрез отображение в природе сущности Божества и чрез собственное личное Богоуподобление.

Давая такое определение религии, мы, как это ясно само собой, религию рассматриваем как общечеловеческое явление, как требование души человеческой. Но как же с этим помирить наблюдаемый в жизни атеизм, безбожие многих? Наличность его не разрушает ли понятия о религии, как о присущей человеку внутренней необходимой потребности?

Различные понимания атеизма и атеизм в собственном смысле слова

  1. Атеистом мы называем человека, совершенно отрицающего истину бытия Божия.
  2. Атеистами же называем очень часто и тех, у которых замечаем коренное извращение богопознания, превратное в самом существе своем воззрение на природу Бога и на Его отношения к миру и человеку. Поэтому под атеизм подводят иногда дуализм, пантеизм и даже деизм.
  3. Безбожниками называют язычников и людей, близких по своим воззрениям к ним.
  4. Очень нередко безбожниками называют даже протестантов и всех протестантствующих сектантов за непочитание ими Богоматери и святых.
  5. Если поклонники истинной религии и обладающие истинным богопознанием называют безбожниками врагов истинной религии, отступников от неё, а также не правомыслящих, то бывали случаи, что и, наоборот, люди с возвышенными и чистыми понятиями о Боге были обвиняемы в безбожии со стороны тех, которые сами имели иные, ложные понятия о Боге, ложную религию. Так, греки в классическую эпоху обвиняли в безбожии тех философов, которые признавали сказания о богах и народную религию вымыслом поэтов. Сократ, Платон, Анаксагор подвергались обвинению в безбожии со стороны своих современников-греков, несмотря на то что они провозглашали истину бытия единого Бога.
  6. Наконец, к безбожию очень нередко относится скептицизм как абсолютный, так и относительный. Первый, отрицая совершенно всякую возможность что-либо знать, конечно, тем самым отрицает и возможность религии. Второй, относительный, допуская возможность только опытного познания, отрицает возможность познания чего-либо из сверхчувственного мира (так называемый агностицизм). Обязываемый сущностью своего мировоззрения о Боге утверждать, что Он не может о чем-либо знать, он невольно как-то внутренне-побудительно, хотя и молчаливо, соглашается с теми, кто отрицает бытие Божие.

Все эти подразделения суть собственно виды одного безбожия, так называемого теоретического.

  • Различные корни атеизма. Реальность и тайна. Ценность материи. Опыт Без -Божия. Теодицея.

митрополит Антоний (Блум)

Возможно, вам также будет интересно:

Читайте также: