Что такое артикуляция кратко

Обновлено: 02.07.2024

артикул я ция, артикуляции, жен. (лат. articulatio) (линг.). Работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи.

Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник

(лат. articulatio от articulare — расчленять, членораздельно, ясно произносить)

1) работа произносительных органов при образовании звуков речи;

2) положение этих органов, необходимое для образования данного звука.

Под А. в узком смысле понимают работу таких органов, как язык, губы, нёбная занавеска, нижняя челюсть. А. в широком смысле включает также двигательную активность мышц глотки, гортани, дыхательной системы.

Лит.: Кодзасов СВ. Артикуляция //ЛЭС— М., 1990; Маслов Ю.С. Введение в языкознание.— М.,1987.

А. А. Князьков

Словарь лингвистических терминов

(лат. articulatio от articulare — членораздельно выговаривать). Работа органов речи, направленная на производство звуков.

Словарь музыкальных терминов

(от лат. articulo — расчленять)

1. Способ исполнения звуков при игре на музыкальном инструменте или пении. Делится на три вида: связанную (legato), раздельную (non legato) и краткую (staccato) с большой градацией оттенков внутри каждого вида. В нот­ной записи артикуляция обозначается словами (legato, non legato, legatissimo, pizziccato, tenuto, portato, staccatissimo, legato secco и т. д.) или со­ответствующими графическими знаками — лигами, точками, черточками и др.

2. Четкое, выразительное произношение звуков — гласных и согласных при пении.

Стоматологический словарь

1) сочленение, сустав;

2) в широком смысле слова - все возможные положения и перемещения нижней челюсти по отношению к верхней, осуществляемые с помощью жевательных мышц. В узком смысле слова ее можно определить как цепь сменяющих друг друга окклюзии; 3) работа органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок), необходимая для произнесения определенного звука речи.

Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

См. стили произношения.

Членораздельная речь – признак культуры речи, нечленораздельная – умышленное или неумышленное проявление неуважения к собеседнику. Разговаривая с собеседником, страдающим нечленораздельностью речи, не следует стесняться переспрашивать его, уточняя, если он что-то произносит невнятно.

Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

(лат. Работа органов речи, нужная для произнесения известного звука.

Энциклопедический словарь

  1. (от лат. articulo - расчленяю), работа органов речи, совершаемая при произнесении того или иного звука; степень отчетливости произношения.
  2. (в технике связи), мера качества систем связи, предназначенных для передачи речевой информации; определяется отношением правильно принятых элементов речи (звуков, слогов, слов, фраз) ко всем переданным и выражается в %. Напр., в системах телефонной связи артикуляция достигает 90%.
  3. в музыке - способ исполнения последовательности звуков на инструменте или голосом. Основные виды артикуляции - легато, стаккато, портаменто, глиссандо. Технически связана с приемами движения руки (ее частей) при ведении смычка, ударе по клавише, а также с различным использованием голосового аппарата.

Словарь Ожегова

АРТИКУЛЯЦИЯ, и, ж. В языкознании: работа органов речи при произнесении звука.

| прил. артикуляционный, ая, ое.

Координация действия речевых органов при произнесении звуков речи. При произнесении определенного звука реализуется слуховой и кинестезический, или речедвигательный, контроль. Недоразвитие фонематического слуха (например, у слабослышащих) существенно затрудняет овладение правильной артикуляцией.

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

(от лат. articulo — членораздельно произношу) — совместная работа речевых органов, необходимая для произнесения звуков речи. А. регулируется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного мозга. Для правильной А. каждого звука необходима определенная система движений органов речи, которая формируется под влиянием слухового и кинестезического (речедвигательного) контроля за правильностью произношения, осуществляемого по механизму обратной связи. Разные языки при некоторых элементах сходства А. имеют и свои характерные особенности, причем часто сходные звуки артикулируются в разных языках различно (рус. т, англ. и нем. t; русское е, э и e в западноевропейских языках и т. д.).

Формирование правильной А. тесно связано с развитием фонематического слуха. Его недоразвитие или общее нарушение (у слабослышащих) затрудняет овладение правильной А. Искаженное произношение речевых звуков м. б. обусловлено нарушением центральной нервной регуляции мышц органов речи, возникающих при поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария (см. оральная апраксия в статье Апраксия), а также вследствие дефектов самого артикуляционного аппарата. Нарушения А. характерны для дизартрии.

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Полезное

Смотреть что такое "артикуляция" в других словарях:

АРТИКУЛЯЦИЯ — (анат.) соединение членов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. АРТИКУЛЯЦИЯ (лат., от articulus членик). 1) сочление костей, сустав. 2) в фонетике: образование звуков языка и произношение их посредством… … Словарь иностранных слов русского языка

Артикуляция — Артикуляция: В лингвистике: Артикуляция (фонетика) (или Способ образования согласных) Место образования согласных В музыке: Артикуляция (музыка) Артикуляция в музыке Прочее: Артикуляционная база Артикуляционные жесты Артикуляционный аппарат … Википедия

артикуляция — выговор, произношение Словарь русских синонимов. артикуляция см. произношение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

АРТИКУЛЯЦИЯ — (в технике связи) мера качества систем связи, предназначенных для передачи речевой информации; определяется отношением правильно принятых элементов речи (звуков, слогов, слов, фраз) ко всем переданным и выражается в %. Напр., в системах… … Большой Энциклопедический словарь

АРТИКУЛЯЦИЯ — в музыке способ исполнения последовательности звуков на инструменте или голосом. Основные виды артикуляции легато, стаккато, портаменто, глиссандо. Технически связана с приемами движения руки (ее частей) при ведении смычка, ударе по клавише, а… … Большой Энциклопедический словарь

АРТИКУЛЯЦИЯ — (от лат. articulo расчленяю) работа органов речи, совершаемая при произнесении того или иного звука; степень отчетливости произношения … Большой Энциклопедический словарь

Артикуляция — координация действия речевых органов при произнесении звуков речи, которая осуществляется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного мозга. При произнесении определенного звука реализуется слуховой и кинестезический, или… … Психологический словарь

АРТИКУЛЯЦИЯ — АРТИКУЛЯЦИЯ, артикуляции, жен. (лат. articulatio) (линг.). Работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

АРТИКУЛЯЦИЯ — АРТИКУЛЯЦИЯ, и, жен. В языкознании: работа органов речи при произнесении звука. | прил. артикуляционный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

АРТИКУЛЯЦИЯ — метод измерения качества (внятности) телефонной передачи. Уменьшение внятности и искажение телефонной передачи вызываются неравномерным затуханием в линии и аппаратах звуков различного тона. Для определения величины искажений пользуются методом А … Технический железнодорожный словарь

Артикуляция – это понятие, которое означает, насколько правильно и отчетливо вы произносите звуки. Красивая речь важна для всех, неважно, диктор вы или обычный офисный работник. И для её грамотного построения обязательно необходимо овладеть основами артикуляции.

Этапы артикуляции

Артикуляция в русском языке, как и во всех остальных, состоит из нескольких этапов.


  • Экскурсия – начало, самый первый этап, который обозначает подготовку частей речевого аппарата к произнесению звука.
  • Выдержка – то, как вы произносите звук. При этом важно учитывать положение речевого аппарата – оно должно отвечать нормам.
  • Рекурсия – завершающий этап. Речевой аппарат завершает свою работу, его составляющие переходят в состояние покоя или готовятся к произнесению следующего звука.

Однако такая четкая последовательность событий характерна только для произношения одного звука. Это выглядело бы так четко, как на схеме, если бы человек проговаривал звуки по отдельности.

Это не значит, что вы должны четко произносить каждый звук, выделять его интонацией. Это было бы просто невозможно, общение бы затруднилось. Правильное произношение предполагает, что сначала вы научитесь теории, научитесь её применять, а затем она перейдет в безусловный рефлекс.

Тренировка по произношению этого звука позволяет улучшить не только произношение, но и повысить упругость языка, хорошо потренировать речевой аппарат.

Артикуляционная гимнастика

Что это такое? Такая гимнастика предназначена для разогревания мышц речевого аппарата. Эти упражнения необязательно выполнять в какое-то определенное время суток. Можно легко применять их время от времени, потому что они просты и не требуют особого внимания.

Речевой аппарат

Гимнастика для щёк включает следующие упражнения:

Для того, чтобы разогреть нижнюю челюсть, можно применить одно нехитрое упражнение, которое многие люди делают неосознанно. Можно просто двигать нижней челюстью по кругу, взад-вперед, тем самым подготавливая её к правильной дикции. Тут нужно быть осторожным, так как можно случайно вывихнуть челюсть. Не переусердствуйте.

Вы когда-нибудь пробовали зевнуть с закрытым ртом? Если нет, то обязательно попробуйте. Это поможет разогреть нёбо. Другой способ – скопировать полоскание рта. Если сложно это представить, то сначала реально прополоскайте рот, а затем имитируйте эти движения самостоятельно. Со временем у вас начнет получаться.

Артикуляция позволяет научиться правильно произносить не только проблемные звуки, а и все, что имеются в русском языке, ведь большинство людей даже не подозревает, что те или иные звуки они произносят неправильно.

Дикция и артикуляция

В этом уроке подробно остановимся на теме дикции и артикуляции. Ранее мы эту тему затронули в контексте влияния на основные характеристики и свойства голоса и выяснили, что хорошая дикция и адекватная артикуляция способствуют улучшению практически всех характеристик голоса – тембра, подвижности, полетности и т.д.

На этот раз мы поговорим о хорошей дикции как самодостаточной ценности. Цель урока – разобрать основные компоненты дикции и упражнения по их улучшению.Мы изучим рекомендации по улучшению дикции от признанного мастера сценической речи, великого режиссера эпохи Константина Сергеевича Станиславского.

Также мы вкратце разберем методики исправления наиболее распространенных дефектов дикции, которые предлагают практикующие логопеды.

Содержание:

Наши задачи ясны, а цели понятны, поэтому приступим!

Улучшение дикции и артикуляции как путь к красивой речи

Для начала напомним вкратце материал предыдущих уроков. Артикуляция – это совокупность работы органов речи при генерации звуков речи. Четкая артикуляция звуков зависит от степени натренированности активных органов речи, прежде всего, языка и губ.

Дикция – четкое произнесение гласных и согласных звуков в соответствии с фонетическими нормами языка, на котором вы говорите или поете в данный момент. От дикции напрямую зависит то, насколько понятна и энергична наша речь.

Вот наши органы артикуляции в общем виде:


А вот подробная схема расположения мышц, участвующих в артикуляции:


Как говорил Станиславский, хорошая дикция для устной речи – это как красивый почерк для письменной. Четкое произношение позволяет актеру донести свой месседж до зрителя. Однако это касается не только общения актера со зрителями.

Любая коммуникация – лектора с аудиторией, начальника с подчиненными, родителей с детьми, просто собеседников – предполагает донесение каких-либо мыслей и идей до собеседника или аудитории. Поэтому мысли должны быть оформлены понятно и столь же четко и понятно озвучены.

Красивое четкое звучание – это не просто дар природы, который дается либо не дается человеку. Дикция имеет свои компоненты, с которыми можно работать, как со всеми сразу, так и по отдельности с каждым.

Компоненты дикции:

Хорошая дикция – это не просто залог правильного понимания нашей речи окружающими, но и показатель внешней культуры речи. В контексте нашего курса это один из важных аспектов, над которым стоит поработать, чтобы добиться красивого звучания.

Упражнения на дыхание:

  1. Открыть рот, но вдохнуть и выдохнуть носом. Повторить 10 раз.
  2. Руку положить на брюшной пресс, сделать медленный вдох носом, затем медленный выдох через рот сквозь чуть раскрытые губы. Рукой нужно чувствовать подвижность диафрагмы. Повторить 5 раз.
  3. Правую ноздрю закрыть пальцем, сделать 5 вдохов-выдохов через левую ноздрю. Повторить с левой ноздрей.
  4. Вдыхать через нос и прижимать пальцы к крыльям носа с целью создания препятствия воздуху.
  5. Вдохнуть и резко выдохнуть через нос. При выдохе втянуть живот.

Как и в любом виде деятельности, направленном на улучшение физических характеристик человека (спорт, танцы, прочее), нужна разминка. Развитие дикции и речи – не исключение.

Артикуляционная разминка:

Артикуляционная разминка позволяет разогреть все органы, участвующие в артикуляции, и подготовить их к нагрузкам и упражнениям.

Упражнения для дикции:

И, наконец, скороговорки. Они нужны и актеру, и любому человеку, решившему добиться красивого звучания речи. Не стремитесь сразу проговаривать их быстро, не беритесь сразу за длинные и сложные. Лучше для начала возьмите по 2-3 простые скороговорки на русском и английском языках и отработайте их в медленном темпе, затем в среднем, и только потом – в быстром.

Простые скороговорки:

  1. По семеро в сани уселись сами.
  2. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
  3. Дима дарит Дине дыни, дыни Дима дарит Дине.
  4. И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.
  5. В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
  6. Short sails should sail surer seawards.
  7. Cheap ship trip.
  8. Six sharp smart sharks.
  9. The soldier’s shoulder surely hurts.
  10. The batter with the butter is the batter that is better.

Тренировка скороговорок на иностранных языках особенно полезна, если вам приходится общаться или делать доклады на соответствующем языке. А также в случаях, когда вы взялись за изучение какого-либо иностранного языка.

Скороговорки на шипящие:

  • У черепашьего черепашонка на черепашьих лапчонках черепашьи чоботы.
  • Жук жужжит над абажуром, жужжит жужелица, жужжит и кружится.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

Скороговорки на свистящие:

  • Ус-ус-ус – мы несем домой арбуз.
  • Ас-ас-ас – пили мы из кружки квас.
  • Ся-ся-ся – мы поймали карася.
  • Зы-зы-зы – дали в школе нам призы.
  • Зя-зя-зя – на красный свет идти нельзя.
  • Зе-зе-зе – дали сено мы козе.

Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.

Черной ночью черный кот
Прыгнул в черный дымоход.
В дымоходе чернота,
Отыщи-ка там кота.

Отработав хотя бы эти скороговорки в медленном темпе, затем в среднем, и потом в быстром, вы заметно приблизитесь к тому чтобы научиться говорить быстро без потери внятности и четкости речи. Дикция и темп речи – вещи взаимосвязанные и взаимозависимые. У неподготовленного оратора при ускорении темпа речи неизменно падает отчетливость произношения отдельных звуков и, как следствие, четкость речи в целом.

Так что если вас интересует, как говорить четче и быстрее, нужно тренироваться от простого к сложному, от медленного темпа к быстрому. Тот прием, который мы советуем при работе над скороговорками, точно так же можно использовать при подготовке доклада, презентации, выступления на песенном конкурсе и любого другого публичного выступления.

Как совместить в выступлении темп и отчетливость речи:

Если предусмотрен жесткий тайминг для доклада (допустим, не более 5 минут) обязательно проверьте, вписались ли вы в отведенное время в том темпе, в котором вы читали заготовку доклада. Если нет, либо сокращайте доклад, либо далее тренируйте темп речи. Естественно, без потери четкости произношения и качества звучания.

Такая подготовка важна не только для традиционных форматов выступлений (доклад, лекция, презентация), но и для ставших модными стримов, онлайн-трансляций на YouTube, в Instagram и других сервисах.

Во-первых, тут нужно вписаться в какие-то приемлемые хронологические рамки эфира, т.к. зрители не могут удерживать нужную концентрацию внимания по 2-3 часа. Во-вторых, в прямом эфире постоянно приходится реагировать на разные неожиданности (сбой трансляции, пропадание звука), поэтому основным материалом нужно владеть не просто хорошо, а очень хорошо.

Разумеется, только работы над голосом для качественного эфира мало. Нужна предварительная подготовка по сбору и систематизации информации, нужно подать материал так, чтобы он был интересен и полезен зрителям. Однако без работы над голосом все эти усилия могут пойти насмарку и не дать желаемого результата.

Исправление наиболее распространенных дефектов дикции

Причины проблем с произношением каких-либо звуков бывают разными. Это могут быть психологические проблемы вроде неуверенности в себе или дефекты строения речевого аппарата, например, укороченная подъязычная связка, так называемая уздечка. Отрицательно влиять на речь могут различные заболевания, о чем мы более подробно поговорим в специальном уроке, посвященном проблемам с голосом и речью.

Однако существуют способы устранения или, как минимум, снижения актуальности этих проблем. После того как удается устранить физический источник проблемы (например, удлинить уздечку под языком), нужно поработать с логопедом и/или самостоятельно над постановкой звуков, которые вызывают затруднения.






Если вы давно перешагнули порог совершеннолетия, полного избавления от дефектов дикции вам добиться вряд ли удастся. Но если освоить все вышеприведенные упражнения, ваша дикция в любом случае станет лучше, чем была до этого.

К слову, это очень полезно для профилактики расстройств голосового аппарата, т.к. при дефектах дикции голос напрягается намного больше, чем если таковых нет. Если дефекты станут не так сильно выражены, как раньше, то и голос перестанет напрягаться.

А еще для профилактики расстройств голоса и дикции очень важно наладить правильный режим сна. Следует обязательно спать 8 часов в сутки и даже больше, если это необходимо для полноценного отдыха именно вашего организма. Сонному невыспавшемуся человеку намного тяжелее контролировать дикцию и артикуляцию, нежели тому, кто бодр, энергичен и настроен делиться энергией с аудиторией.

С другой стороны, следует просчитать время сна таким образом, чтобы проснуться не позднее, чем за 3 часа до выступления. Мы все замечали, что сразу после пробуждения наш голос менее бодр и подвижен, чем спустя час-полтора после сна. Это наблюдается в любом случае, даже если вы сладко спали 9-10 часов и отлично выспались.

Голосу нужно дополнительное время, чтобы проснуться полностью. Чем толще и длиннее голосовые связки, чем ниже голос, тем больше этот отрезок времени. Если тонкие высокие голоса могут звенеть уже спустя полтора-два после подъема, то низким голосам требуется на раскачку хотя бы 3 часа. Поэтому проснуться лучше заранее, даже если вы живете рядом с работой или мероприятие, где вы должны выступить с докладом, проходит в конференц-зале той же гостиницы, в которой вы остановились.

Подведем итоги. В ходе сегодняшнего урока мы разобрали основные компоненты дикции и упражнения по их улучшению. Мы изучили и попробовали на практике рекомендации по улучшению дикции от признанного мастера сценической речи, великого режиссера эпохи Константина Сергеевича Станиславского. А также познакомились с методиками исправления наиболее распространенных дефектов дикции, которые предлагают практикующие логопеды.

Насколько хорошо вы усвоили материал, можно проверить, ответив на короткие вопросы теста. Проверьте свои знания, а мы ждем вас на следующем уроке!

Тест на усвоение материала урока

Читайте также: